Гости Валдая, устав от современных однотипных зданий, желают окунуться в провинциальный уклад XVIII-XIX веков, погулять по узким улочкам города, полюбоваться резными узорами наличников. Поэтому руководство города стремится сохранить прежний исторический облик города. Но проблема заключается в том, что многие здания находятся в аварийном состоянии, разрушаются, тем самым не вписываясь в эстетическую архитектуру города, но перестраивать их нельзя или изменять их внешний облик, т.к. эти здания находятся под охраной Комитета охраны памятников Новгородской области (Управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области)
Новизна исследования заключается в том, что мы поднимаем эту проблему и пытаемся ее изучить и проанализировать.
В настоящее время на Валдае сохранились архитектурно-художественные памятники: остатки Путевого дворца императрицы Екатерины Второй — отдельные перестроенные корпуса и церковь во имя Великомученицы Святой Екатерины с[1] украшенной колоннадой ротондой в стиле классицизма (1793г.) построенная по проекту русского зодчего Н.А.Львова, служившая дворцовой церковью, а также здание городского магистрата (1776г.) и городской главный храм (Троицкий Собор). В 1653 г. на Сельвицком острове Валдайского озера началось строительство Иверского монастыря, основателем которого был патриарх Никон. Монастырь является уникальным памятником зодчества на валдайской земле. В Валдае работают два музея, каждый из которых поразительно хорош. Музей уездного города воссоздан в 1998г. на базе краеведческого музея, основанного в 1918г., рассказывает о городе Валдай и его жителях, в экспозиции представлены многочисленные любопытные фотографии, предметы быта, материалы о валдайских семьях и родах, а также о местных знаменитых дачниках: писателе В.С.Соловьеве, художнике Н.К.Рерихе. Музей колоколов создан в 1995г., располагает уникальной экспозицией валдайских колоколов и колокольчиков.( 5 июня 2015 был открыт Музейный колокольный центр в котором представлены более тысячи колокольных предметов
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование | 90 КБ |
номинация: «Культурное наследие»
тема работы:
СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ В ВАЛДАЕ: СОХРАНЯТЬ ИЛИ НЕ СОХРАНЯТЬ?
2017 год
Содержание:
I. Вводная часть_____________________________________________
II.Основная часть___________________________________________
2.3.Отношение местных органов управления к сохранению памятников старины____________________________________________________________
III. Вывод___________________________________________________________
IV. Список источников и используемой литературы_____________________
V. Приложения
I.Вводная часть
Город Валдай, расположенный на берегу одноименного озера, — сравнительно молодой. Исторически это объясняется тем, что в средние века основные речные и сухопутные дороги на востоке нынешней Новгородской области пролегали в стороне от Валдайского озера — по рекам Явонь, Шлина, Мста, Полометь, по озеру Селигер. Там и возникли древние центры торговли и ремесла. В 1460–1470-х годах деревенька Валдайское Селище — предполагаемая предшественница будущего города — насчитывала всего два двора. В них жили крестьяне Яков Демехов и его сын Клим. Они пахали землю, держали скот и отдавали своему господину пятую часть урожая и в год гривну деньгами (примерно столько стоили три барана). По преданию, Яков и Клим жили на берегу залива Цынарёва Лука. Впрочем, достоверных данных на этот счет нет После основания Петербурга (1703 г.) и превращения его в столицу России была приведена в порядок грунтовая дорога от Москвы до берегов Невы. Через Валдай с утра до вечера двигались обозы, повозки, мчались тройки, шли войска. В селе открывались постоялые дворы, трактиры, харчевни. Оживились торговля, ремесла. Большим спросом пользовались валдайские баранки. Их продавали даже на волжских пристанях.
Валдай XVIII-XIX веков мог гордиться собой: так много было тут прекрасного. Тут не было ни сплетен, столь обыкновенных в уездных городах, ни враждебных отношений, ни зависти, ни пересудов. Все жили мирно, веселились в простоте сердца, не пытались представлять из себя дурных копий с губернских или столичных оригиналов, тем самым изумляя и поражая проезжающих. Конечно, проезжающих изумляли валдайские красавицы, которые продавали знаменитые баранки с непременным поцелуем через отверстие в баранке. Достопримечательности, о которых вспоминает Алексей Вульф, обращали на себя внимание всех путников. В «Дорожнике» записано: «Здешнее произведение есть валдайские баранки (крупчатые круглые крендели), с ними окружит толпа красавиц, и каждая с особливым красноречием и нежностию пропоёт похвалу своему товару и покупщику арию: «Миленький, чернобровенький барин! Да купи ж у меня хоть связочку, голубчик, красавчик мой! Вот эту, что сахар, белую!» И как бы не были скупы или скучны путешественники, непременно купят несколько связок вкусных и весьма употребительных при чае и кофе кренделей». Так повествует автор путеводителя о валдайских белокурых красавицах, «у которых на лилейных щечках цветут живые розы», которые на протяжении многих лет удивляли проезжающих своей красотой и действительно вкусными баранками.
28 мая 1770 года согласно указу Екатерины II село Валдай было «учреждено городом». Вскоре был образован и Валдайский уезд.
Новый город вначале насчитывал примерно 2 тысячи жителей. Здесь действовало около полусотни кузниц, сосредоточенных в районе нынешнего Соловьевского парка на Молотковской улице. Кузнецы не только выручали из беды проезжих, когда ломался экипаж или лошадь теряла подкову. Из привозного железа ремесленники делали на продажу сошники, серпы, топоры, заступы, домашнюю утварь. В кузницах зародилось и литье колокольчиков. Своеобразными памятниками истории Валдая как центра ремесла и торговли служат наименования некоторых его старых улиц. Так, основное орудие труда кузнецов — молоток — увековечено в названии Молотковской улицы. Место ярмарок и вообще торговли — Гостиное поле — не забывается благодаря проложенной по соседству с ним Гостинопольской улице. Интересны постройки в историческом центре города. Таковы, например, купеческие дома на нынешней Народной улице. Когда-то здесь тянулся посад — средоточие постоялых дворов, магазинов, трактиров.
Валдай обладает своеобразными архитектурно-художественными чертами. В этом небольшом, но красивом городе расположены древние памятники зодчества – усадьбы, церкви, храмы, монастыри, часовни. Многие достопримечательности находятся в неутешительном состоянии, при этом нельзя не восхититься их очарованием и живописностью. Многочисленные памятники зодчества раскинуты в красивой природной зоне. Древняя история сочетается с пейзажами живописных озер, рек и лесов.
Гости Валдая, устав от современных однотипных зданий, желают окунуться в провинциальный уклад XVIII-XIX веков, погулять по узким улочкам города, полюбоваться резными узорами наличников. Поэтому руководство города стремится сохранить прежний исторический облик города. Но проблема заключается в том, что многие здания находятся в аварийном состоянии, разрушаются, тем самым не вписываясь в эстетическую архитектуру города, но перестраивать их нельзя или изменять их внешний облик, т.к. эти здания находятся под охраной Комитета охраны памятников Новгородской области (Управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области)
Новизна исследования заключается в том, что мы поднимаем эту проблему и пытаемся ее изучить и проанализировать.
В настоящее время на Валдае сохранились архитектурно-художественные памятники: остатки Путевого дворца императрицы Екатерины Второй — отдельные перестроенные корпуса и церковь во имя Великомученицы Святой Екатерины с[1] украшенной колоннадой ротондой в стиле классицизма (1793г.) построенная по проекту русского зодчего Н.А.Львова, служившая дворцовой церковью, а также здание городского магистрата (1776г.) и городской главный храм (Троицкий Собор). В 1653 г. на Сельвицком острове Валдайского озера началось строительство Иверского монастыря, основателем которого был патриарх Никон. Монастырь является уникальным памятником зодчества на валдайской земле. В Валдае работают два музея, каждый из которых поразительно хорош. Музей уездного города воссоздан в 1998г. на базе краеведческого музея, основанного в 1918г., рассказывает о городе Валдай и его жителях, в экспозиции представлены многочисленные любопытные фотографии, предметы быта, материалы о валдайских семьях и родах, а также о местных знаменитых дачниках: писателе В.С.Соловьеве, художнике Н.К.Рерихе. Музей колоколов создан в 1995г., располагает уникальной экспозицией валдайских колоколов и колокольчиков.( 5 июня 2015 был открыт Музейный колокольный центр в котором представлены более тысячи колокольных предметов)[1]
2. Основная часть
2.1. Историческая справка
Валдай - небольшой районный городок в Новгородской области. Население его не превышает 20 тысяч человек. О древности здешних мест говорят археологические памятники и многочисленные легенды о происхождении Валдая.
28 мая 1770 года Екатерина II издала указ о возведении Валдая в ранг прочих российских городов. Спустя два года последовал еще один императорский указ, даровавший герб г. Валдаю, означающий милость Екатерины II к сему селению и гористое его местоположение.
Из Петербурга был выписан план регулярной застройки Валдая. В первую очередь отстраивались казенные каменные дома: магистрат, народное училище, императорский путевой дворец и дворцовая церковь во имя великомученицы святой Екатерины, возведенная по проекту Н.А.Львова. Планировочная структура старого Валдая, здания гражданской и культовой архитектуры XVIII – XIX вв. сохраняются и сегодня.
Чёткая и ясная система «регулярной» планировки в сочетании с природными особенностями — черты, характерные для многих старых русских городов, — придают каждому из них неповторимый облик. Холмистый рельеф Валдая делает его живописным, что прежде ещё более подчёркивалось вертикалями церквей и колоколен. Отдельные детали корректировались с учётом сложившейся застройки. Так, были сохранены улицы Народная и Гоголя, сложившиеся в XVII в., хотя по плану 1772 г. их направление менялось. В северной части города, где первоначально предполагалось сохранить русла ручьев, при корректировке кварталы получили прямоугольную форму, а ручьи были засыпаны или отведены в канавы. Однако «екатерининский» план не был осуществлён до конца, хотя и был опубликован в Полном собрании законов Российской Империи.
Гражданские постройки конца XVIII в. частично сохранились в районе городского сада — бывшая Дворцовая, Екатерининская площадь — это административные здания, построенные по «образцовым» проектам. Основная застройка центра сложилась в XIX в. — тесно поставленные небольшие купеческие дома (3–5 окон по фасаду), с жильём наверху и лавками в первом этаже, иногда с «ренским» погребом или складом в подвале. Как правило, в первом этаже была проездная арка во двор, широкая дверь — вход в лавку и 1–2 окна. Отделка фасадов, не сдерживаемая жёсткими требованиями градостроительства, давала простор фантазии заказчика и подрядчика. В более ранних постройках ещё наблюдаются классические каноны: нечётное число окон, отделка цоколя рустом, строгие карнизы, междуэтажные пояски и оформление оконных проёмов. В более поздних постройках фасады представляют собой или грубую подделку под классику, или замысловатое сочетание архитектурных деталей разных стилей. Особенно характерны в этом отношении постройки конца XIX в. — начала XX в. из красного кирпича в «русско-византийском стиле».
Валдай формировался как село линейного типа, т. к. основные постройки располагались преимущественно вдоль дороги. Выше Павловской — Миллионной улицы предполагалась сначала вокруг Пятницкой церкви, а затем вокруг Троицкого собора и Введенской церкви торговая площадь. Там селилось будущее купечество и в борьбе за приезжих покупателей, а значит, прибыльности этих мест строило свои дома с лавками плотно «под одной крышей» или «единой фасадой», без противопожарных разрывов. Обычно озёрные поселения имеют свою специфику — дома и церкви обращены к воде, а в Валдае значение дороги было настолько велико, что вся фасадная часть застройки подчинялась только ей, а дворовые задние постройки были обращены к озеру.
В результате частых пожаров и многочисленных ремонтов и переделок многие здания утратили свой первоначальный вид и только при внимательном осмотре можно проследить следы декора на фасадах и заложенные арки в первом этаже. Ряд отдельных зданий имеет особую историко-архитектурную ценность. Основная масса рядовой застройки центра подлежит сохранению как памятник градостроительного искусства XVIII-XIX веков.[2]
[2]газета «Валдай», 17.04.1999. «Дом, в котором рождалась Пушкиниана».
2.2 Охранные зоны
Задачей охранных зон г. Валдая является сохранение характера и своеобразия старинного города как исторически сложившегося целого и всех находящихся в пределах старой части города сооружений архитектурной и культурно-исторической ценности, обеспечение лучшего обзора памятников города, его панорамы, Валдайского озера с островами и Иверского монастыря. Основой охранных зон являются городские кварталы с их памятниками архитектуры. Охранные зоны состоят из трёх категорий с различным режимом: а) заповедная зона, б) зона сохраняемого ландшафта, г) зона регулирования застройки.
Заповедная зона включает в себя центр города с главными площадями и улицами, где сосредоточены основные сохранившиеся древние постройки: пл. Свободы, городской сад, ул. К. Маркса, ул. Народная, часть Советского проспекта. Граница заповедной зоны проходит внутри кварталов, включая приусадебные участки и дворы зданий, подлежащих сохранению. В заповедной зоне должна быть сохранена планировка ХVIII-ХIX вв. Всем памятникам, взятым на учёт и охрану, в процессе ремонта должен быть по возможности возвращён первоначальный вид.
Это не исключает оснащения домов всеми видами современного коммунального оборудования. В пределах заповедной зоны новая застройка запрещается, допускается строительство лишь отдельных малоэтажных зданий для восполнения облика улиц и площадей ХIX в. при условии согласования с органами охраны памятников.
Зона сохраняемого ландшафта включает в себя прибрежную часть города и отдельные парки. Режим зоны должен обеспечить сохранение характера берегового ландшафта, исторически сложившейся планировки и парковых насаждений. В зоне сохраняемого ландшафта запрещаются работы по перепланировке улиц, изменению естественного рельефа местности. Все архитектурно-планировочные и строительные мероприятия проводятся по согласованию с органами охраны памятников.
Зона регулирования застройки устанавливается с целью сохранения исторически сложившейся системы планировки и наиболее удачного решения панорамы города со стороны Валдайского озера. Территория зоны регулирования застройки включает в себя склоны и вершины холмов, на которых расположена старая часть города. Граница зоны проходит по улицам Суворова, Полевой, Радищева, Труда, Победы и Совхозной, частично захватывая участки соседних кварталов. В пределах зоны регулирования застройки выделены участки, расположенные ближе к центру, где предусматриваются 2–3-этажная застройка, а также участки, на которых разрешена 4–5-этажная застройка, но с ограниченной плотностью.
2.3. Отношение местных органов управления к сохранению памятников старины
Планировка каждого квартала и всей зоны в целом должна решаться так, чтобы сохранить вид на озеро и памятники. Общая панорама города должна быть увязана с его исторически сложившимся силуэтом. Архитектурно-планировочные задания на любое строительство в зоне регулирования застройки должны согласовываться с Управлением государственной охраны культурного наследия Новгородской области
Глава Валдайского поселения Стадэ Юрий Владимирович познакомил нас с Положением Валдайского поселения, где говорится о запрете застройки в исторической части города. Здания, попавшие под аварийное переселение или находящиеся в частной собственности и не подлежащие восстановлению ,портят архитектурный вид города. Поэтому руководство не исключает на их месте строительство новых зданий, но только соответствующих их прежнему облику.
Хочется отметить, что власти города стремятся сохранить историческую часть города и уже есть шаги в этом деле: это перенос автостанции с центральной исторической части города на другую часть города. Планируется, что центр города будет пешеходный.
Заведующая Валдайским филиалом Новгородского музея-заповедника Шаркова Наталья Алексеевна поведала нам еще об одной проблеме. Это плачевное состояние помещичьих усадеб.
Усадебная архитектура периода русского классицизма (конца XVIII – начала XIX вв.) – это одна из ярких страниц в истории становления и развития самобытных садово-парковых ансамблей и архитектурных комплексов с привязкой к природным ландшафтам и местным условиям
В черте города на Образцовой горе – остатки бывшей помещичьей усадьбы. Последним владельцем с 1913 по 1918 годы был известный русский публицист М. О. Меньшиков (1859-1918). Усадебный комплекс занимает площадь чуть больше двух гектаров. Выделяется старинный деревянный дом, одноэтажный, но большой и просторный, окнами на живописное Валдайское озеро. Комплекс удачно вписан в местный ландшафт. Основные постройки сконцентрированы в одной точке - на возвышении. Парк спускается амфитеатром к извилистой береговой линии. К западному фасаду дома примыкают три хозяйственные постройки и остатки каменной ограды. Перед восточным фасадом – поляна с небольшим уклоном на юго-восток. С южной и западной стороны её окружают старые липы. Восточная часть приусадебного парка нарушена современной застройкой. Но это еще не самое страшное. Дело в том, что здание усадьбы полностью разрушено , часть дома сгорела. Это приют для молодежи и бомжей. Город мало что может сделать для восстановления имения. В 90-е годы дом был возвращен внуку М.О.Меньшикова М.Б.Поспелову. После смерти М.Б.Поспелова в наследство вступил его сын (внук) Кирилл, но он никаких действий не предпринимает.
Проектов по восстановлению усадьбы много, но сдвигов пока нет.
На западном берегу Валдайского озера в черте города - остатки бывшей усадьбы писателя Вс. С. Соловьева (1849-1903). Здесь когда-то были три жилых дома и конюшня. К пруду с мостиком и уютной беседке на берегу озера выводила тенистая аллея из акаций. В центре парка среди многовековых деревьев и густого кустарника выделялось оригинальное дерево под названием «ель-седло». С точки зрения композиционных особенностей Соловьёвский парк относится к смешанному типу – пейзажно-регулярному. Первоначальная планировка паркового ансамбля утрачена. Сохранились лишь элементы регулярного стиля в виде аллей с партерами.
Новотроицы.Один из крупных садово-парковых ансамблей XVIII-XIX вв. Имение принадлежало богатому дворянскому роду Кващниных-Самариных. На живописном берегу оз. Ужин располагались многочисленные усадебные постройки. К господскому дому примыкала березовая аллея. Сейчас на территории комплекса просматриваются контуры двух парков регулярно-пейзажной планировки. Они заросли малоценной растительностью. Из старых деревьев встречаются вековые ели, сосны и липы. Многие усадебные постройки утрачены.
Погостиха. Бывшее родовое имение поместных дворян Косаговских. Усадебный комплекс расположен на красивейшем берегу оз. Песно. Его площадь свыше 7 гектаров. Сохранились некоторые усадебные постройки, в том числе каменный двухэтажный барский дом. Все строения расположены вдоль дороги, пролегающей по территории комплекса. Усадебный дом композиционно вписан в центр ансамбля. Памятник относится к типично русской усадебной архитектуре второй половины XIX века.
Главная проблема восстановления – финансирование.
4 августа 2017 года на улице Народной произошла трагедия, в пожаре пострадали три дома под номерами 21.23.25. Причины пожара не являются предметом нашего исследования. Нас интересует судьба утраченных объектов культурного наследия, ведь эти дома были памятниками гражданской архитектуры XIXв. Согласно федерльному закону № 73 «Об охране культурного наследия» на месте сгоревших домов могут быть возведены строения повторяющие облик утраченных, но со всеми современными коммуникациями. «Зачем?» Спросят многие современные обыватели
Давайте оглянемся в прошлое и узнаем какую истоию имеет каждый дом. Мы обратились за информацией в Управление государственной охраны культурного наследия Новгородской области. Оказывается, на каждый дом у них есть исторический паспорт. Работая с архивными документами мы узнали о том, что:
Пострадавшие от пожара дома принадлежали разным людям в разные времена и выполняли разное предназначение. Но несмотря на времена и нравы нашего общества, они были наглядным пособием о жизни нашего города в былые времена.
Дома после пожара легче снести и на их месте современные технологии позволяют быстро и дешево создать функциональные постройки, которые могут приносить городу доход – гостиницы, кафе, сувенирные магазины.
Проблема заключается в выборе – сохранить историческую часть города, в память о нашей истории или отдать ее предприимчивым бизнесменам. Для зарабатывания денег. Можно два этих решения объединить. Для этого нужно популяризировать историю нашего города. Чтобы каждый житель знал и гордился каждым домом, пусть этот дом пока и находится в печальном состоянии.
В нашей работе мы затронули историю только трех домов, пострадавших от пожара. Но ведь каждый дом в Валдае имеет свою историю и свою ценность, ради которой его нужно сохранить.
Решением этой проблемы могла стать активное информирование граждан, например на каждом доме установить табличку с краткой историей дома. Выпуск буклетов с описанием. Бесплатные пешеходные экскурсии по исторической части города в выходной день.
III.Вывод
Валдай… Мне кажется, это слово, звонкое слово, знакомо многим. Серебряные колокольца лихих ямщицких троек вместе с разудалой и грустной дорожной песней разнесли его по всей Руси Великой.
Растет Валдай, хорошеет с каждым годом. Появляется множество домов, открываются новые кафе, центры с игровыми автоматами. Но ведь «не хлебом единым сыт человек», поэтому очень радует то, что как феникс из пепла в кратчайшие сроки возродился храм в центре города. Восстанавливается в своей первозданной красоте Иверский монастырь.
Я не знаю, как сложится моя судьба, но мне хотелось бы связать свою жизнь(и профессию) с туристической деятельностью, и помимо основной работы проводить экскурсии.
Валдай на протяжении своей шестивековой истории сумел не только стать развитым административным центром, но и сохранить свою пусть не такую богатую, как у больших и древних городов, историю. Несомненным плюсом является то, что город, несмотря на необходимость соответствия современным тенденциям, продолжает чтить и оберегать свою историю, транслировать свои традиции и культурные особенности. Это отражает высокий уровень культурной памяти населения и является ярким примером того, что даже малые города, благодаря осознанию своей культурной обособленности, могут прочно войти в историю.
Жители Валдая Новгородской области вешают на городские дома таблички со старинными названиями улиц Богоявленская и Миллионная. Однако официально возвращать исторические наименования никто не собирается. Цель проекта показать, каким был Валдай в конце 19 века.
Сергей и Наталья вешают на один из городских домов табличку с надписью "Дворцовая". Именно так, по словам Сергея, именовалась эта валдайская улица в девятнадцатом веке.
По профессии Сергей электрик. После работы играет в народном театре. Вместе с единомышленниками три года назад придумал проект: рассказать жителям и гостям, как назывались в старину улицы города. За основу взяли девятнадцатый век - именно тогда были построены многие здания, сохранившиеся в Валдае до сегодняшнего дня.
Сергей Никифоров, житель Валдая:"Каждый житель, который живет в своем городе, он должен знать свою историю. Не только как он основался, а и какие улицы были.Кто приезжал".В этом городе бывали Пушкин, Гоголь, Есенин. Бродили по Богородицкойулице, сегодня она называется Комсомольской. Чтобы выяснить, какие названия носили валдайские улицы больше сотни лет назад, участникам проекта приходится искать информацию в архивах, музеях, библиотеках. Нашли карту 1902 года, на которой Валдай - такой, каким был в конце девятнадцатого века. Таблички с названиями авторы идеи заказывают за свой счет в местном рекламном агентстве. Каждая обходится в 600 рублей. К проекту подключились и городские предприниматели - над входом в свои кафе и магазины они вешают вывески в том же стиле.
Галина Буйникова, администратор кафе:"Необходимо для того, чтобы наше поколение, нынешнее поколение, интересовалось и хотелось им знать об истории города Валдая".
Новые таблички, которые вешают волонтеры, соседствуют с табличками официальными. Авторы идеи подчеркивают: они не настаивают на возвращении исторических названий улицам.
Наталья Подгорнова, председатель Общественного совета при администрации Валдайского района:"Современные названия - это тоже история. Пусть она история не 19 века, а сегодняшнего дня или 60-х годов, но это история и она имеет место быть".
Мэрия Валдая против двойных табличек не возражает: проект, по мнению чиновников, делает город интереснее для гостей. А здесь как раз рассчитывают на рост туристического потока.
Юрий Стадэ, глава администрации Валдайского района:"Маленькими-маленькими фишечками, может быть, не потеряем уездность свою. Но и в тоже время станем более привлекательными".
В Валдае, расположенном между Москвой и Петербургом, уже есть знак - "поребрик-бордюр", символизирующий границу мировоззрений двух столиц. На днях открылся монумент в форме подковы с колокольчиками - памятник знаменитым валдайским литейщикам. А незадолго до этого вокруг водонапорных колонок поставили кованые ограждения. Ведь Валдай - город кузнецов.
Сохранение исторической застройки на Валдае является одним из главных вопросов на данный момент. И отвечая на заданный вопрос «сохранять или не сохранять?», можно с точной уверенностью сказать – да. Ведь это необходимо и важно для культурного наследия города.
Список используемой литературы:
1. газета «Новгородские Ведомости», 30.10.2004. с.3
2. газета «Новгородские ведомости», 9.10.1998. «Невольник чести»
3. газета «Валдай», 10.09.1998. «Генерал Косаговский. Легенды и были»,
4. газета «Валдай», 10.02.2005. «Наша гордость по имени Надежда»
5. газета «Валдай», 25.05.2012. №20 (13279)
6. газета «Валдай», 7.03.1996. №28 (11024). ст.1
7. газета «Валдай», 17.04.1999. «Дом, в котором рождалась Пушкиниана».
8. газета «Валдай», 9.07.2002. «В Софийской звоннице»
10. газета «Валдай», 2.10.2001. «Коллеги снимают кино»
11. газета «Валдай», 20.09.2008. «Златоуст русской земли»
12. «Народное творчество». 1994, №. «Рябинкины именины»
13. «Новгородское творчество». 1993, №3-4, «Дар Валдая»
14.газета «Новгородская правда». Август 1985, НГМ-НВ-20865/95. «Родина звонкоголосого промысла»
[1] газета «Новгородские Ведомости», 30.10.2004. с.3
Петушок из русских сказок
Ворона
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Учимся ткать миленький коврик
Разлука