Летом этого года я побывала на мшенских источниках и была удивлена, что они были открыты Н.К. Рерихом. Я знала, что Н.К. Рерих - это замечательный, яркий, самобытный художник, но то, что этот человек бывал на Валдае, для меня было открытием.
Оказалось, что началом его большого пути была наша новгородская земля. Поэтому я решила изучить жизнь и деятельность Н.К.Рериха, узнать как часто он был на валдайской земле, что особенно его привлекало здесь. А главное, посмотреть, что же изменилось на новгородской земле. Я захотела сопоставить увиденное Рерихом и мной (современной жительницей новгородской земли).
Новизна моей исследовательской работы в том, что никто не пытался совершить маршрут по валдайской земле вослед за Рерихом. Сравнить, сопоставить Валдайскую землю того времени и сейчас и попытаться сделать определённые выводы.
Практическая значимость работы
Полученные результаты проведённого исследования могут быть использованы для проведения уроков литературы, внеклассных мероприятий, экскурсий по Иверскому монастырю, мшенским источникам.
Апробация работы
Обсудить на заседании школьного научного общества.
Выступить на районной конференции « Отечество»
Разработать и провести литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Н.К.Рериха (для учащихся школы).
Цель работы: Пробудить интерес к личности и творчеству Н.К.Рериха, оставившего неизгладимый след в истории новгородской земли.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
Методика работы.
На каждом этапе подготовки исследовательской работы « Вослед за Н.К.Рерихом по валдайской земле» я выбирала те или иные формы и методы работы.
1 этап
Моей задачей на этом этапе было изучение материалов, связанных с жизнью и деятельностью Н.К.Рериха.
Я посетила городскую библиотеку им. Б.С. Романова, отдел краеведения.
Во время этой работы я овладела практическими умениями по выявлению, сбору и нахождению нужной информации (работала с книгами, печатными изданиям, каталогом и архивом)
2 этап
Изучая материалы жизни и деятельности Н.К.Рериха, я отбирала тот материал, который связан с новгородской землёй.
Приступила к чтению произведений Н.К.Рериха.
Познакомилась с историческими документами, связанными с теми местами, где был Рерих.
Эта работа позволила испытать чувство гордости к родному краю.
А также результатом этой работы стало овладение мною практическими умениями сбора научной информации (т.к. я работала не только с художественными произведениями, но и со словарями, справочниками, энциклопедиями) и умения производить отбор нужной информации.
Я побывала в тех местах, где был Н.К.Рерих, которым посвящены его очерки и статьи.
Первое что я посетила - это Иверский монастырь, затем Мшенский источник и, наконец, побывала в деревне Варница. Я сделала фотоссесию, для того чтобы лучше представить себе картину исследования.
На данном этапе я отобрала необходимый материал и систематизировала его.
В результате данной деятельности я написала исследовательскую работу на тему: «Неотпитая чаша...» И сделала определённые выводы:
1.Глубокий след оставили новгородская природа, просторы озёрного края, встречи с жителями новгородской земли в творчестве Рериха.
2.Воспоминания о новгородской земле Рерих сохранил на всю жизнь. Это подтверждают строчки из дневника (1939 г): « Люблю новгородский край. Люблю всё в нем скрытое. Всё, что покоится тут же среди нас... По новгородскому краю всё прошло...»
3.Именно Н.К.Рерих заставил меня по-другому посмотреть на свой родной край и понять в каком удивительном месте я живу. Теперь я точно знаю, что « незнающий прошлого не может думать о будущем»[1].(Н.К.Рерих)
Вложение | Размер |
---|---|
rerih_na_valdae.doc | 195 КБ |
название работы: «Неотпитая чаша...»
автор: Васина Мария Денисовна
адрес: 175400, г.Валдай Новгородская область, ул.
руководитель: Гаврилова Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы
адрес ОУ: г.Валдай, ул. Труда, д.63а
эл. почта ОУ: valdai_school2@mail.ru
МАОУ «Средняя школа №2 г.Валдай» Новгородской области
Содержание:
1.Введение________________________________________________ стр. 3
Глава 1.Биография Н.К Рериха_______________________________ стр. 6
1.1.Самое первое... самое раннее..._________________________________ стр.6
1.2. В поисках своего пути____________________________________ стр.9
1.3. Бережное отношение к народному творчеству________________ стр.10
1.4. Дальние страны_________________________________________ стр.11 Глава 2.Берегите старину____________________________________ стр.16
2.1. Иверский монастырь - историческая справка_________________ стр.16
2.2. Иверский монастырь глазами учёного и писателя_____________ стр.19
2.3. Варницы и Мшенцы - историческая справка__________________ стр.21
2.4. « Неотпитая чаша- полный целебный родник»_________________ стр.22
Глава 3. Настоящее валдайской земли_________________________ стр.25
3.1. Увиденное Н.К.Рерихом на валдайской земле глазами современников_____________________________________________ стр.25
Заключение_______________________________________________ стр.28
Список литературы__________________________________________стр. 32
Актуальность темы
Летом этого года я побывала на мшенских источниках и была удивлена, что они были открыты Н.К. Рерихом. Я знала, что Н.К. Рерих - это замечательный, яркий, самобытный художник, но то, что этот человек бывал на Валдае, для меня было открытием.
Оказалось, что началом его большого пути была наша новгородская земля. Поэтому я решила изучить жизнь и деятельность Н.К.Рериха, узнать как часто он был на валдайской земле, что особенно его привлекало здесь. А главное, посмотреть, что же изменилось на новгородской земле. Я захотела сопоставить увиденное Рерихом и мной (современной жительницей новгородской земли).
Новизна моей исследовательской работы в том, что никто не пытался совершить маршрут по валдайской земле вослед за Рерихом. Сравнить, сопоставить Валдайскую землю того времени и сейчас и попытаться сделать определённые выводы.
Практическая значимость работы
Полученные результаты проведённого исследования могут быть использованы для проведения уроков литературы, внеклассных мероприятий, экскурсий по Иверскому монастырю, мшенским источникам.
Апробация работы
Обсудить на заседании школьного научного общества.
Выступить на районной конференции « Отечество»
Разработать и провести литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Н.К.Рериха (для учащихся школы).
Цель работы: Пробудить интерес к личности и творчеству Н.К.Рериха, оставившего неизгладимый след в истории новгородской земли.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
Методика работы.
На каждом этапе подготовки исследовательской работы « Вослед за Н.К.Рерихом по валдайской земле» я выбирала те или иные формы и методы работы.
1 этап
Моей задачей на этом этапе было изучение материалов, связанных с жизнью и деятельностью Н.К.Рериха.
Я посетила городскую библиотеку им. Б.С. Романова, отдел краеведения.
Во время этой работы я овладела практическими умениями по выявлению, сбору и нахождению нужной информации (работала с книгами, печатными изданиям, каталогом и архивом)
2 этап
Изучая материалы жизни и деятельности Н.К.Рериха, я отбирала тот материал, который связан с новгородской землёй.
Приступила к чтению произведений Н.К.Рериха.
Познакомилась с историческими документами, связанными с теми местами, где был Рерих.
Эта работа позволила испытать чувство гордости к родному краю.
А также результатом этой работы стало овладение мною практическими умениями сбора научной информации (т.к. я работала не только с художественными произведениями, но и со словарями, справочниками, энциклопедиями) и умения производить отбор нужной информации.
Я побывала в тех местах, где был Н.К.Рерих, которым посвящены его очерки и статьи.
Первое что я посетила - это Иверский монастырь, затем Мшенский источник и, наконец, побывала в деревне Варница. Я сделала фотоссесию, для того чтобы лучше представить себе картину исследования.
На данном этапе я отобрала необходимый материал и систематизировала его.
В результате данной деятельности я написала исследовательскую работу на тему: «Неотпитая чаша...» И сделала определённые выводы:
1.Глубокий след оставили новгородская природа, просторы озёрного края, встречи с жителями новгородской земли в творчестве Рериха.
2.Воспоминания о новгородской земле Рерих сохранил на всю жизнь. Это подтверждают строчки из дневника (1939 г): « Люблю новгородский край. Люблю всё в нем скрытое. Всё, что покоится тут же среди нас... По новгородскому краю всё прошло...»
3.Именно Н.К.Рерих заставил меня по-другому посмотреть на свой родной край и понять в каком удивительном месте я живу. Теперь я точно знаю, что « незнающий прошлого не может думать о будущем»[1].(Н.К.Рерих)
Глава 1.Биография Н.К Рериха
1.1.Самое первое... самое раннее...
Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Фёдоровича Рериха. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи.
Детство Рериха прошло в доме на набережной Невы у Николаевского моста
Николай Рерих был вторым ребёнком в семье. Сестра Лидия была старше его на семь лет, а братья родились позже: Борис в 1880-м, а Владимир в 1882 году. Первые детские впечатления запомнились Николаю Рериху на всю жизнь: Нева, корабли, бронзовая фигура на невысоком постаменте - памятник адмиралу Крузенштерну. Родители рассказывали, что адмирал плавал по далёким морям, открыл новые земли. Эти рассказы оставили глубокий след в памяти мальчика.
В раннем детстве Николай часто болел. Сиделкой при больном ребёнке была всегда старушка Марья Ильинична - « гаванская чиновница», как называли её в доме. Она рассказывала сказки, пела тонким голосом песни - старинные, петровских времён.
Родители Николая Константиновича часто выезжали с ним, его сестрой Лидией и младшими братьями Борисом и Владимиром из Петербурга. Были поездки к бабушке и дяде в древние города Псков и Остров. Будущего художника рано пленили водные просторы реки Великой, стены древних кремлей, благородные силуэты старинных церквей и, кажется, нигде так не волновали сказки, как в доме бабушки, которые она рассказывала в сумерки, при трепетном мерцании лампад, оживлявшем иконные лики.
Читать научился Николай Константинович очень рано. Особенно запомнились сказки с лубочными картинками и рассказы об исторических событиях и героях родной страны.
Беззаботная пора промелькнула незаметно, и в восьмилетием возрасте Рерих перешагнул порог гимназии. « Будет профессором», - сказал её директор К.И.Май, окинув мальчика оценивающим взглядом. Проницательность старого педагога оправдалась. Уже с гимназических лет у Николая Константиновича стали чётко формулироваться интересы, нити от которых потянулись к живописи, театру, истории, археологии, путешествиям.
Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л. Ивановский для того, чтобы провести в её окрестностях археологические исследования. Учёному понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки.
Тайны древних времён приобрели для Николая Константиновича ещё большее обаяние. « Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка», - писал впоследствии художник, вспоминая изварские курганы.
Рано проявилась любовь к литературе, особенно к поэзии. Записывались былины, предания, народные сказы, стихи, которые Рерих цитировал на память даже в самом
преклонном возрасте. Целые тетради заполнялись собственными сочинениями. Первые публикации появились, когда Рериху было всего лишь пятнадцать лет.
Несколько старинных монет, подаренных дедом, легли в основу нумизматической коллекции. Для прокладываемого шоссе разбиваются камни - в результате было положено начало большому минералогическому собранию. В имении появился учёный лесовод, и юный Рерих занялся дендрарием.
В 1891 году друг семьи Рерихов художник М. Микешин впервые обратил серьёзное внимание на склонности Николая Константиновича к рисованию. С этого времени начались систематические занятия живописью под руководством талантливого учителя. Знакомство с мозаистом И. Кудриным пробудило интерес к мозаичным работам
В 1893 году Николай Константинович окончил гимназию, и осенью этого же года сдал вступительные экзамены в Академию художеств, и поступил в Петербургский университет. Праздничные дни и каникулы посвящались выездам на натуру, археологическим раскопкам, охоте.
Николай Константинович пристрастился к охоте ещё с гимназических лет. Здоровье его не отличалось крепостью. Особенно мучили лёгкие. Продолжительные бронхиты часто прерывали школьные занятия. После третьего класса доктор настоятельно рекомендовал как самое радикальное для закалки здоровья средство зимние и весенние охоты. Заядлый охотник и гимназист ходили в многодневные лесные походы, бродили по незнакомым местам, перебирались через обширные моховые болота с опасными « окнищами», разыскивали звериные тропы, заслушивались на утренней заре пением птиц.
Любознательный и остро чувствовавший красоту природы мальчик скоро полюбил лес и увлёкся охотой.
Всегда подтянутый, корректный, с открытым взглядом и приветливой улыбкой, Рерих- студент производил впечатление очень общительного человека. Он охотно заводил знакомства, умел слушать собеседника и поддерживать разговор, обладал присущим его возрасту любопытством к людям и искал дружбы сверстников. Но дружба давалась ему не просто. При всей своей общительности Николай Константинович не так-то легко допускал посторонних до своего « святая святых»
Всё более многообразным становились контакты Рериха с художественной интеллигенцией Петербурга. У него завязываются новые дружеские связи, появляются новые знакомые. Он был представлен художницам-аквалеристкам сестрам Шнейдер, работы которых выставлялись на петербургских акварельных выставках. Варвара Петровна и Александра Петровна Шнейдер.
В скромной квартире сестёр бывали художники, учёные, литераторы. Иногда Николай Константинович проводил у Шнейдер целые дни. Присутствующие обменивались новостями художественной жизни, обсуждали последние книги русских и иностранных - преимущественно французских - писателей, говорили об искусстве. «Всегда уходишь от них и уносишь нечто свежее», - говорил Рерих
Собирались в уютной гостиной сестёр- художниц. По стенам висели рисунки и акварели, на столике лежал альбом- вопросник, какие были распространены во второй половине XIX века. Альбом издавался в Лондоне
Альбом сестёр Шнейдер был начат в 1886 году, а последняя его страница заполнена 1906 году. Свои ответы в альбоме оставили восемьдесят человек. Вопросы были на английском языке, гости отвечали по-русски.
( Ваше любимое изречение) - « Вперёд, без оглядки»
Рерих сделал эту запись 31 мая 1900 года. Ему шёл двадцать шестой год. Поражает удивительная цельность характера, сформировавшиеся взгляды, ясность цели. Если не художник - то « путешественник- писатель». Николай Константинович впоследствии соединил в себе и то и другое качество.
Любимое выражение « Вперёд, без оглядки!» так хорошо выражает его стремление многое совершить, успеть. Примечательно и иносказательное определение собственной личности - « странник»
В одном из писем Варваре Петровне Рерих писал в эти годы « Мне кажется, что все мои странствования рано или поздно окончатся уходом в природу». Действительно, последние годы жизни художника пройдут в отдаленном от крупных городов районе Индии. При этом он навсегда останется верен девизу - « без покоя», так как никогда не будет знать покоя, бездействия, отдаст работе всю жизнь без остатка.
Так называемая «богемная жизнь», которой не прочь были щегольнуть будущие художники, не вызывала у Рериха никакой симпатии. Его коробила словесная распущенность. В дневнике двадцатилетнего студента мы читаем:
« Чего мне стоило научиться не краснеть при каждом скромном слове - ведь глупо, а не мог сдержаться и краснел, недаром Мирошников называл красной девицей, а другие Белоснежкой»
Чувство отчуждённости, вызываемое недоверием однокашников по Академии художеств и университету, усугублялось скептическим отношением отца к его занятием живописью. Просматривая эскизы сына, он заявил: « У тебя все не так, как у других». Полемизировать и доказывать, что снег бывает не только белым, а небо не только голубым, не хотелось. К тому же и спор с отцом в конечном счёте сводился не к проблемам живописи, а к обсуждению возможности существовать на правах « свободного художника», при этом принося пользу обществу. А доказать это нужно было в первую очередь самому себе.
Трудно сказать, что доминировало в молодом Рерихе - влечение к искусству или к наукам, но несомненно одно: их союз предрешил быстрое развитие самобытной художнической индивидуальности. Пытливый интеллект Николая Константиновича не знал покоя. Мир, открывшийся перед ним, просился на полотна и в то же время требовал досконального изучения. Обязательные программы академии и университета не могли утолить страстную жажду знаний. Диапазон интересов Рериха, кажется был безграничен. Он изучал книги о персидских захоронениях, о южноамериканских аллигаторах, классиков Эллады, читал сочинения Бальзака, А.Франса, Толстого, труды по юриспруденции, общей истории, истории искусств, музыковедению, литературоведению.
1.2.В поисках своего пути.
Летом 1896 года Николай Константинович совершил поездку по Волге, в Крым и Киев. Часть летних каникул ушла на археологические изыскания в окрестностях Петербурга. Каждое лето молодого Рериха можно было встретить на просёлочных дорогах Петербургской, Псковской или Новгородской губерний. Шагая рядом со скрипучей телегой, он не упускал случая разговориться с возницей. Начались расспросы о старине, о дедовских обычаях, заброшенных кладбищах, захороненных кладах.
В 1898 году Рериху было два заманчивых предложения - занять место помощника директора музея Общества поощрения художеств и место помощника редактора журнала « Искусство и художественная промышленность».
Работая в музее, Рерих продолжал принимать активное участие во многих начинаниях Русского археологического общества. Кроме славянского отделения, Николай Константинович, увлечённый Востоком, посещал и заседание Восточного отдела, возглавляемого индологом В.Р. Розеном.
Летом 1899 года Русское археологическое общество командировало его в Псковскую, Тверскую и Новгородскую губернии для изучения вопроса о сохранении памятников старины. По пути Рерих заехал в имение князя Путятина в Бологом. Старый князь, сам археолог, охотно оказывал содействие своим коллегам.
Хозяина не оказалось дома. Слуга оставил Николая Константиновича в вестибюле и пошёл доложить, но забыл о нём. Через некоторое время в вестибюль вошла девушка с красиво уложенными на голове косами и приветливо пригласила гостя в столовую. Это была племянница княгини Путятиной Елена Ивановна Шапошникова. Почти ежегодно она со своей матерью Екатериной Васильевной проводила лето у тётки в Бологом.
Николай Константинович представился, его имя оказалось знакомым. Он прожил в Бологом несколько дней.
Елена Ивановна Шапошникова, умная, обаятельная девушка, была одарённой пианисткой, проявляла интерес к искусству, к художественной жизни. Николай Константинович впервые встретил такую очаровательную и незаурядную девушку. У него родилось к ней глубокое и сильное чувство.
В начале 1900 года Николай Константинович сделал предложение Елене Ивановне, и
она приняла его.
В 1899 году он совершил путешествие по «великому водному пути» К Новгороду. « Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостья вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву...» [2]- писал о своих впечатлениях художник.
1.3.Бережное отношение к народному творчеству.
В 1903 и 1904 годах Николай Константинович и Елена Ивановна посетили более сорока русских городов. Среди них были:Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьв-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Вильна, Изборск, Псков. В последующие годы художник часто бывал на Смоленщине, на Валдае, в окрестностях Новгорода, в Прибалтике, в Карелии, и Финляндии. Сказания, обычаи, ремесла, народная музыка, старинная одежда, архитектура давали Николаю Константиновичу обильную пищу для творчества. Синие реки, изумрудные леса, студёные озёра, цветастые ковры лугов, всхолмленные дали, нежные утренние зори и багряные закаты навсегда вошли в его жизнь. Вечно молодая и бодрая душа народа раскрывалась Рериху в неиссякаемой мудрости людей, завещавших из поколения в поколение: умирать собирайся, а поле сей.
Николая Константиновича тревожило будущее русской национальной культуры. Рерих с бережностью относился к народному творчеству и отводил археологии более действенную, чем это обычно принято, роль.
Среди археологических изысканий самого Рериха видное место занимает проведённое им в 1902 году вскрытие курганов в Бежецком конце Новгородской пятины.
Вперемежку с каменными неолитическими орудиями в них находились сотни янтарных украшений. Изготовлены они были 4000 лет назад.
Наиболее интересным в этих и последующих раскопках было обнаружение признаков весьма высокой культуры в период неолита на территории теперешних Новгородской и Тверской губернии. Найденные Рерихом на озере Пирос неолитические фигурки человека, вызывали такую сенсацию, что профессор Н. И. Веселовский поспешил объявить их подделкой. Но когда на следующий год сам Веселовский с группой студентов отправился на место незаконченных раскопок, подлинность находок Рериха полностью подтвердилось. В 1905 году на археологическом съезде во Франции Николай Константинович продемонстрировал свои находки. Специалисты сравнивали их с классическими изделиями Египта.
Весьма плодотворными оказались раскопки Рериха в 1910 году в Новгороде. Начав копать на ещё не тронутых местах, он обнаружил семь наслоений города, древнейшее из которых датировалось началом IX века. Новые археологические находки представляли собою ценнейший материал по истории Новгородского края. Николай Константинович хотел сравнить для будущего разрез всех обнаруженных наслоений. Предполагалось укрепить траншею, сделать до самых ранних слоёв прочную лестницу и соорудить навес с водосливами. Деньги были, но потребовалось разрешение губернатора. Николай Константинович и его местные коллеги отправились к нему со своим предложением. « К удивлению, получаем отказ, - вспоминает художник. - Основная причина самая оригинальная: по пустырям ходят свиньи, и они могут упасть в траншею. Хотя бы о детях позаботился отец города, а то именно о свиньях. Так на свинстве все и кончилось. И последние деньги на закапывание траншей пришлось потратить»
Восток, о котором Рерих с детских лет так много слышал, все больше и больше занимает его мысли. Даже в татарщине, которую он сам называет « эпохой ненавистной», Николай Константинович находит поучительные моменты. «Забывается, - пишет он, - что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, всего Индостана, Тибета. В блеске татарских мечей Русь снова слушала сказку о чудесах, которые когда-то знали хитрые арабские гости Великого пути в Г реки... Не замечая, взяли татары древнейшие культуры Азии и также невольно, полные презрения по всему побеждённому, разнесли их по русской равнине».
1.4.Дальние страны
В 1918 году Николай Константинович окончательно решает побывать в Индии.
2 декабря 1923 года Николай Константинович телеграфирует из Индии о благополучном прибытии. Высадившись в Бомбее, Рерихи предприняли осмотр известных исторических достопримечательностей. Начали с памятников скульптуры эпохи Гупта на острове Элефанта. Затем посетиле Джайпур, Агру, Сарнатх с его древнейшими буддийскими памятниками, Бенарес, Калькутту и оттуда повернули на север. Свыше трёх тысяч километров было покрыто менее чем за один месяц. По пути состоялись дружеские встречи с индийскими учёными, художниками, писателями.
Как некогда в России, так и теперь в индии Николай Константинович начал свою работу с изучения источников зарождения древних культур. Особый интерес представлял для него буддизм, одно из направлений которого - махаяна - получило широкое распространение в Китае, Корее, Японии, Монголии, Тибете и Забайкалье.
Заручившись поддержкой ученых Индии, Америки и Европы, Рерих 29 июля 1928 года, находясь в Сиккиме, положил начало работе Гималайского института научных исследований, названного «Урусвати», что в переводе значит « Свет утренней звезды».
Кулу - колыбель древнейших памятников культуры более чем двухтысячелетней давности. В бесчисленных ущельях, проточенных горными ручьями, ютятся старинные храмы, некоторые их них давно уже покинуты и заросли густым лесом. Здесь можно найти замечательные бронзовые изделия IV - V столетий и изумительные гималайские миниатюры Х1У-ХУ веков. Долина отличается благоприятным для европейцев климатом, чего нельзя сказать о Сиккиме. В археологическом, историческом, филологическом, а также ботаническом и геологическом отношениях весь северный Пенджаб с западной частью Гималайского хребта был неистощимым кладезем материалов для института «Урусвати», и Николай Константинович решил переехать именно сюда.
К дому вела узкая, вьющаяся по горному склону дорога, его окружал сад, разбитый на укреплённых каменной кладкой террасах. Зимой дорогу заметало снежными сугробами и на какое-то время прерывалась связь с внешним миром. Но уже ранней весной расцветали фруктовые деревья, а земля покрывалась сочной изумрудной травой и яркими цветами. Почти к самому дому подходил густой лес - величавые голубые сосны, липы, серебристые ели, дубы, клёны, достигавшие в поперечнике двух метров. Под этими великанами осенью появлялись знакомые с детства рыжики и волнушки. Однако эту идиллию нередко нарушали свирепые гималайские медведи, пантеры, леопарды
Рериха, говорит выдвижение художника на получение Нобелевской премии мира в 1929 году. Кандидатура Рериха была предложена Парижским университетом и
поддержана научными учреждениями многих стран.
Николай Константинович состоял членом Французского общества доисторических исследований, членом Югославской академии наук и искусства, членом Академии международного института науки и литературы в Болонье (Италия), вицеОпрезидентом общества Марка Твена (США), членом Парижского общества антикваров, почётным протектором Исторического общества Парижской академии, членом-основателем Этнографического общества в Париже, почётным членом Нью-Йоркского общества охраны исторических памятников, почётным членом института имени Джагадис Босе в Калькутте, членом Бенгальского королевского азиатского общества, почётным президентом и доктором литературы Международного буддийского института в Сан- Франциско, членом Ассоциации международных исследований в Париже, вице- президентом Американского института археологии, членом - корреспондентом многих других научных учреждений в Азии, Европе и Америке. Всё это помогало Николаю Константиновичу объединять усилия отдельных исследователей и укреплять научные и культурные связи между странами Востока и Запада.
Восток, конечно, сказался и на живописной манере Рериха. Индийская живопись тесно связана с индийским театром, где жесты, цвет строго ассоциируется друг с другом и в своих веками узаконенных сочетаниях приобретают смысловое значение. И это именно то новое, что привнёс Восток в творчество Рериха и что ещё недостаточно в нём изучено.
В картинах Рериха свет и цвет неотделимы не только друг от друга, но и несут в себе запрограммированную смысловую и эмоциональную направленность
В 1926 году, неожиданно встретив Рериха в Москве, некоторые знакомые спрашивали его:
- Николай Константинович, вы что - решили совсем перебраться на Родину?
Художник отвечал на это:
Но ведь я же и не перебирался за границу. Я путешествовал и намечаю новые путешествия, а совсем уезжать из России - такого вообще не приходило мне в голову.
По подсчётам, сделанным самим Николаем Константиновичем, его жизнь
распределилась так: сорок два года - Россия; семнадцать - Индия; Финляндия - два; Америка - три; Китай - два; Тибет - полтора; Монголия - один; Франция - один; Англия- год с четвертью; Швеция - полгода; Швейцария - полгода; Италия - четверть года. Кроме того, он бывал в Германии, Голландии, Бельгии, Египте, Джибути, Японии, Гонконге, на Цейлоне, Яве, Бали, Филлипинах.
Однако после экспедиции 1934-1935 годов Рерих уже не покидал Индию.
В самой Индии Николай Константинович пользовался огромной популярностью. Изучая её древнюю культуру и современную жизнь, художник настолько освоился с традиционным индийским мировосприятием, что его принимали за своего как простые люди долины Кулу, так и видные деятели страны.
Выставки Николая Константиновича в различных городах Индии посещало большое количество людей, многие музеи имели его картины, а некоторые даже мемориальные залы, посвящённые его творчеству. В десятках индийских журналов и газет систематически появлялись статьи Рериха и публикации о нем самом. Причем к имени художника обычно прибавлялось «гуру» или даже «гурудев» (великий ученый).
Знакомясь с зарубежным творчеством Николая Константиновича, мы убеждаемся и в том, что русская тема никогда не отодвигалась на второй план. Художник неизменно подчёркивал свою принадлежность к русскому искусству, и именно «россика» Рериха принесла ему мировую известность ещё задолго до появления изумительных Гималайских циклов, которые не затмевали в глазах иностранцев национальной сущности творчества художника.
Русский раздел зарубежного творчества Рериха до сих пор недостаточно изучен. В двадцатые годы были написаны такие картины, как «Двор. Старый Новгород»,
« Новгородская церковь», «Русская изба», «Ярилина долина», Св.Глеб», «Двор Садко», «Священная роща» и, наконец, замечательная серия «Санкта». В тридцатые годы были созданы «Сергий. Часовня на путях», «Новгородский храм», «Храм Сергия», «Св. Сергий», «Сергиева пустыня», «Звенигород», «На подвиг», «Святогор», «Настасья Микулична», картины на мотивы русских сказок. В сороковые годы писались «Александр Невский, «Богатыри проснулись», «Ярослав», «Мстислав Удалой»,
«Новгородский погост» и многие, многие другие произведения. К этому следует добавить и работы Рериха для театра. Эскизы декораций нередко перерабатывались художником в картины и расходились по музеям как самостоятельные станковые произведения. Сразу после окончания войны художник начал также хлопотать о переезде в Советский Союз. Журналист О.Орестов вспоминает о своем визите к художнику в 1946 году: « Странно было встретить русскую семью, сохранившую все русские обычаи и привычки, где-то в далёкой Индии, на границе вечных снегов... Седой, с большой бородой, спокойный и задумчивый, Н.К.Рерих сидел в своей мастерской, делясь со мной своим сокровенным желанием - возвратиться на Родину, в Россию».
Из писем Николая Константиновича к И.Э.Грабарю, В.Ф.Булгакову и к другим видно, как усиленно готовился он к отъезду на Родину. И там его уже ждали. И.Э.Грабарь писал Николаю Константиновичу: « Русь всегда была дорога Твоему русскому сердцу, Ты уже на заре своей замечательной художественной деятельности отдавал ей свои огромные творческие силы. Русские художники поэтому никогда не переставали считать Тебя своим, и Твои произведения всегда весят на лучших стенах наших музеев. Все мы пристально следим за Твоими успехами на чужбине, веря, что когда-нибудь Ты снова вернешься в нашу среду»
В 1947 года обострение некоторых хронических болезней вызвало необходимость хирургического вмешательства, и Николаю Константиновичу предписали постельный режим. В октябре Рерих был опять на ногах. За время болезни накопилось много спешных дел. В самом разгаре были сборы к отъезду на Родину. Свыше четырёхсот картин, лично отобранных художником, упаковывались под его наблюдением в ящики для отправки в Бомбей, а оттуда морским путём в СССР.
За всеми этими хлопотами как-то забывались предупреждения врачей о недопустимости всякого переутомления. Стоило только подняться с постели, как потянуло к ежедневной работе за мольбертом, и холст на подрамнике засверкал ослепительными красками горных снегов. На их фоне Николай Константинович выписал летящего орла. Это было повторением известной картины « Приказ Учителя». Но полотно осталось незаконченным... Художник ушёл из жизни 13
декабря 1947 года. Через два дня перед домом Николая Константиновича запылал погребальный костёр. Позднее на его месте у крутого горного склона перед ликом величественных Гималайских вершин был водружён большой камень, сорвавшийся с заснеженного утёса. На лицевой стороне камня высечена надпись:
« Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года ОМ РАМ». Каменотес, выбивший надпись, раздумывая о судьбе русского художника, добавил от себя на обратной стороне монумента:« Этот осколок горного утёса был занесён сюда издалека».И в памяти благодарного человечества навсегда останутся слова Николая Константиновича Рериха:« Что было, то было, и пусть оно не застилает будущего. Позорно быть пессимистом. С полнейшим доверием обратимся к будущему. Не напрасно мы мечтали о лучшем будущем. Призовём его всей мощью духа. Ощутим, что оно - прекрасное будущее - возможно. Возможно в непреложной реальности, в стремлении к высокому качеству каждодневного труда, к радостному творчеству и добротворчеству. И не мала сила человека, приложенная к общему благу, к общему восхождению. Каждый восход зовёт вперёд, вперёд, вперёд!»[3]
Глава 2. Берегите старину
2.1.Иверский монастырь - историческая справка.
Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь расположен на Новгородской земле и занимает полностью один из островов живописного Валдайского озера, переименованного по случаю создания монастыря в 1654 году в Святое.
Созданный в XVII веке патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии византийской духовной культуры. Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.
В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп благословил его намерение о построении обители на Валдае.
Весной 1652 года скончался патриарх Иосиф, единодушным решением царя и Российских архиереев на патриарший престол был выбран Никон. 25 июля 1652 года состоялась поставление митрополита Никона в Патриарха Московского и всея Руси архиерейским собором.
Вступив на преосветительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а тёплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского
Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и
опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.
В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплётное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве
С приездом в Иверский монастырь Кутеинских иноков возникают новые ремесла: печатники, переплётчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.
В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми и четырьмя проехжими воротами
16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящён соборный храм обители. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. « Поистине нет ему подобного в мире» - отозвался об Иверском монастыре его исследователь Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита украшал золочёный пятиярусный иконостас и огромное паникадило « желтой меди», специально выписанное из-за границы, « величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами». Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. По свидетельству Павла Алеппского: «...икона превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквях, ибо мы
видели все иконы...». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.
Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осуждён и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными « не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменён, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей, так же были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.
Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, Который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Посвящение собора в честь Божией Матери и нахождение в нем чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей внутри храма. Вместе с традиционным изображением из Нового Завета, на стенах храма имеются многочисленные сюжеты из жития святых угодников Божиих связанных с благодатной помощью Пресвятой Девы Марии.
Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII - XIX вв. Первоначальная роспись была выполнена 1688-1689 гг.монастырскими мастерами Матвеем Карповым « с товарищами». В 1704 году пострадало внутреннее убранство Кафедрального собора в « великом непомерном пожаре», и была восстановлена тем же мастером. В середине XVIII века собор расписан заново, но значительная часть её была утрачена во время новых ремонтных работ в 30-е годы ХЗХ века. Новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. Во вторую половину XIX века происходило дважды обновление живописи Успенского собора. Внутренний вид собора прекрасно дополнял
великолепный шестиярусный резной иконостас в стиле барокко с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.
Описи XVIII - XIX вв. дают представления о внутреннем и внешнем виде обители. Внутри монастыря находились:соборная церковь во имя Успения Богородицы « о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (1653 - 1656 гг);
теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666 - 1671 гг);на южной стороне монастыря большой трёхэтажный корпус - внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679 -1689 гг.); каменная трёхъярусная колокольня с 13 колоколами (1679 - 1689 гг); слева от нее - двухэтажный флигель братских келий (1679 - 1689 гг); в западной части монастыря - двухэтажный братский корпус на погребах (1730 г);архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683-1689 гг); двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683 - 1689 гг);святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа митрополита Московского (1656 г.; 1874-1875 гг);в северо - восточном углу - церковь святого Иакова Боровического, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702-1708 гг)
А также были: конюшня, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.
Иверский монастырь к началу XVIII века оскудевает и приходит в упадок.В начале XX века в святой обители часто посещал церковный писатель С.А.Нилус, вместе со своей семьёй они прожили на Валдае около 5 лет.
После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. В тот период Иверский монастырь будет разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров. В монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.
В 1927 году Иверскую трудовую обитель обследовал Наркомзем. Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.
За время Советской власти на территории был историко - архивный музей, музей краеведения. В 30 -е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 70-е годы на острове появился посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
Сейчас в монастыре восстановлена монашеская жизнь. Ежедневно над белоснежным «кораблём» с «серебряными» луковками церквей, окружённым водами озера, разносится чудный валдайский звон, приглашая паломников вознести общую молитву к Богу и поклониться святыням обители.
2.2.Иверский монастырь глазами учёного и писателя.
К 1904 году относится поездка Рериха в город Валдай, обогатившая серию его « архитектурных этюдов» такими произведениями, как « Иверский монастырь», « Стены Иверского монастыря», « Палаты Никона», « Старая печатня» и другие.
Мне хотелось бы остановиться на очерке «Иверский монастырь». Прежде всего удивляет то, что Н.Рерих очень хорошо знал историю тех мест, где бывал. Вот что он пишет: « Точно Север. Точно Анзерский скит. С Севера пошла дорога Никона и вернулась на Север. Севером сложились его твёрдые думы. Широким северным шагом шёл он и глаза толпы были ему, как глаза чащи. Северный ветер приносил ему свежесть и обновление. На Валдайском озере увидал Никон кусок Севера. По-прежнему подумалось ему: опять крепли мысли под советы елей и бурунов. Никон любил это озеро. Уезжая из построенного им монастыря, « Отходя тоя честные обители, много жалив, яко Адам райские доброты лишаясья: бе бо всеми любимое место, понеже красно зело». По плану Афонского монастыря Иверя строен монастырь на Валдае Рерих обращает внимание на то, как писались иконы, а вчастности икона Иверской Богоматери « За правым клиросом икона Иверской Богоматери. Копия со знаменитой Афонской иконы. Красиво известие о написании этой копии. Афонского Иверского братства иноки так известили царя Алексея Михайловича: « Собрав всю братию, 365 иноков сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света и светили есьма воду со св.мощами и св.водой, обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Протатскую и в великую лохань ту св. воду собрали и собрав паки обливали новую цку, что сделали всю от кипарисов дерева и опять собрали ту св.воду в лохань и потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И дали ту св. воду и св. мощи иконописцу...Романову, чтобы ему, смешав св.соду и св.мощи с красками, написати Св.икон.
. ..Иконописец токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братья по дважды в неделю совершали всенощные и литургии»
Красиво. Если бы в наших религиозных живописцах было то же тщание и любовь к делу. Опять бы вернулся чудный колорит и смелая убедительность старого письма.
Создание иконы под старинные напевы молитв, среди грозных древних ликов, среди бархата стенописи. Какой подъем! Какое проникновение должно быть.
В этом очерке чувствует боль Рериха, исчезает былая красота и мощь Иверского монастыря: «В основу здания легла любовь к природе. Этому верится. Этим прощается многое испорченное теперь, этим не замечается многое казённое благолепие. Испорчено много. Погибла вся живопись. Есть отдельные иконы и очень красивые, но и то большинство подчищено. Искажены части многих строений. Вклеились новые хозяйственные постройки. Появились даже палисадники и куртины с фигурами битого кирпича. С трудом можно очистить основу. Но всё-таки хорошо.
Всё-таки остаются следы 1657 года. Тогда был закончен каменный соборный храм и начала работу типография. Вокруг пятиглавого собора крытая паперть. На полу истертые плиты над могилами игуменов и инков. По стенам собора несомненно была хорошая живопись. Теперь грубо расписаны угодники. Высокий пятиярусный иконостас. Золотой. Иконы отличного письма, но кое-где уже тронуто.
Прочищены фоны и небеса»[4].
Вот таким увидел монастырь Рерих и мечтал, что часто придёт время и «Иверское чудо» будет восстановлено
«.. .Если бы и в наших религиозных живописцах было то же и любовь к делу. Опять бы вернулся чудный колорит и смелая убедительность старого письма».
2.3.Варницы и Мшенцы - историческая справка
Деревня Варницы
Деревня Варницы. Само название свидетельствует о существовании здесь соляных варниц. С какого времени началась в Варницах выварка соли, сказать трудно, но тот факт, что деревня под этим скромным названием существовала уже в 1481 году, свидетельствует, что в XV веке население занималось добычей соли. В половине XVI века Иверским монастырём были произведены гидрологические исследования на соль, давшие благоприятные результаты. До этого времени в Варницах работала сельская варница промышленника Саввы Красного. С течением времени соляные источники были истощены грунтовыми водами. Наиболее же славны Варницы своими сероводородными грязями. О них написана обширная литература XVIII века. В 1915 году здесь была открыта грязелечебница для больных солдат первой империалистической войны. Грязи привозились одно время в Валдайскую больницу для лечения ревматизма. Грязь обладала высокими лечебными свойствами. В настоящее время грязь не используется, а от грязелечебницы остался один фундамент, да заплывшие следы колодцев.
Окрестности Варниц называют « валдайской Швейцарией». Действительно, места здесь замечательно красивы, широкая зелёная пойма реки Поломять с той и с другой стороны зажата высокими, до 30 м, почти отвесными оврагами, то густо заросшими лесом и кустарником, то резко выделяющимися на зелёном фоне коричневыми пятнами песчаных и глинистых обнажений. Местами высокие отвесные берега почти сходятся, и зажатая ими река бурно плещется о высокие валуны в темно-зеленой тени береговой растительности. Мшенское чудо. Недалеко от станции Лыкошино (Валдайка) расположено село Мшенцы, где находится неповторимое чудо природы - сказочные Мшенские ключи, известные далеко за пределами Тверской области. Ключи бьют из глубины, из каменного чуда. Чистая родниковая вода, переливаясь на солнце, отражается целой гаммой соцветий. Заглянешь внутрь, и дух замирает. Чем - то завораживающе -таинственным, древним, и даже колдовским, непонятным и непостижимым потянуло от ключей. Немножко страшно и жутковато. Особенно когда вокруг ни души, и человек
наедине с чудом природы. Тишина. Таинственность. Покой. Из глубины веков бьет родник.
Причудливые камни внутри источника отливают малахитом, кажутся самоцветами - голубыми, зелёными, бордово - красными. И чистейшая холодная родниковая вода. Многие считают её целебной.
Мшенские ключи, дающие исток ручья или речки, состоят из множества малых родников, бьющих из карстового провала, глубина которого до сих пор не установлена, постоянно и неиссякаемо питают речку. Больших ключей два, пять ключей поменьше, и множество мелких, глубинных. Некоторые ключи бьют прями из - под сосновых корней, из древнего сказочного подземелья.
Когда - то, более 500 лет назад, в Мшенцах была небольшая мужская пустынь Параскевы Пятницы. В 1764 году пустынь была обращена в приходскую церковь. В 1826 году была построена деревянная церковь. Она сгорела и в 1862 году вместо неё была построена каменная церковь в честь Параскевы Пятницы. Сегодня эта церковь действующая, хотя восстановительные работы ещё не закончены.
А на ключи едут люди. За родниковой водой. И летом, и зимой. Наполняют водой все имеющие ёмкости. А воды не убывает. Чаша неотпитая!
2.4.« Неотпитая чаша - полный целебный родник»
Яркая жизнь Н.К.Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Индии. И в начале этого большого пути был наш древний, озёоный край, Валдайские, Бологовские и новгородские места.
Н.К.Рерих, начиная с 1899 года и до 1916 года, ежегодно приезжал на новгородскую землю и на раскопки, и для сбора материала для своих картин, и в гости на отдых к князю П.А.Путятину ( Бологое), и просто проездом к родственникам и знакомым. Вдоль и поперёк исходил и изъездил Рерих наши леса, реки и озёра. По душе пришлись ему эти места.
Свои впечатления о раскопках Н. К. Рерих отражает в своих очерках - отчётах. В наших краях Рерих опросил 92 селения и исследовал 51 курган, собранные материалы он использовал в своём творчестве.
Этюды для картин «Зловещие», « Каменный век», « Волокут Волоком», « Озеро Окуловка», « Княжая охота», « Идолы», « Иверский монастырь» и другие несут отпечаток увиденного и прочувсвованного им во время поездок по Верхневолжью и Валдайскому краю.
Валдайка. Идолы.
У крутого берега Валдайки, в двух километрах ниже села Поречье, расположено Валдайковское языческое святилище. Оно представляет собой высокое городище высотой 7 метров. С юга и востока его окружали два полурва полукругом и земляной вал. На северной и западной сторонах был очень крутой обрыв к реке. Внутри городища ров в 3-4 метра шириной со входом в ров от реки.
Ровная верхняя площадка имела небольшой уклон к востоку и была расположена выше рва. На вершине стояли деревянные идолы - языческие боги. Входили на верхнюю площадку через ров. Вход был разрешён только жрецам. Они совершали ритуальную службу, а люди в это время стояли внизу за земляным валом вокруг святилища полукругом. На земляном округлом валу был закреплён бревенчатый частокол с заострёнными верхними концами.
Во время жертвоприношения по реке к святилищу подвозили конские головы и вешали их на частокол. Н.К.Рерих изобразил это языческое святилище в своей картине « Идолы» (1900 год).
Мшенцы.
Рерих проводил археологические раскопки на берегах Бологовского и Кафтинского озёр, на озере Мстино и озере Пирос. Он был безмерно восхищён природным чудом у села Мшенцы - ключами, о чем написал в своем очерке « Чаша неотпитая» (1937 год)
«Когда после простудной напасти меня стали в Крым отправлять, вопреки всему, потянуло меня в любимый Новугородский край. Коли пройдёт, то и здесь пройдет.
Припадая к земле, мы слышим. Земля говорит: всё пройдёт, потом хорошо будет. И там, где природа крепка, где природа не тронута, там и народ твёрд без смятения. Новугородцы бодры.Бодры так же, как бодры озёра. Опасные, холодные, вольные. Такие же острые, как остры голубые глаза рыбаков озёрных.
Степенны и суровы так же, как непроходны леса, которыми край ещё полон. Не пршли и татары.Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали.
Всюду зеркала рек и озёр. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зелёным, лиловые, кранные, оранжевые, чёрные с жёлтым... Любой выбирай. Все нетронуто. Ждёт.Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками - храмами.
Хороши окольные места по новугородскому, по устюжевскому пути Мета и Шелонь, Шерегодро, Пирос, Шлино, Бронница, и в Валдай, Иверский монастырь, Нил Столбенский. Возвышенности Валдайские. Все это красота. Красота бодрая.
А вот и чудо. Не то чудо, что ещё живы русалки. Жив ещё « честной лес». По городищам захоронены храмы. И не показались миру до сей поры. Верно, не время ещё. А вот чудо.
Среди зелёного, мшистого луга, около овечьего стада наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина, неотпитая чаша. Яма - сажени в три шириной. Сажени три или четыре глубиной.
По краям всё заржавело, забурело от железа. В глубине - прозелень, синие тени, искры взлётов. Бьет мощный родник, песок раскидывает. Пахнет серой. Студёная вода полна железом, и пить трудно. Сильно бьет родник по камням. Бежит в поле речкою. Никому дела нет.Такой ключ в селе Мшенцах. Ещё известны Ключи в Варницах. Там и грязи такие же, как в Старой Руссе. Варницы - старое место, при Грозном известное. До сих пор и это место зря пропадало. Там же слышал я и о каких - то теплых ключах.
Живая вода по полю, по озёрам разбегается. И страшно, и больно, но и приятно знать, что в четырёх верстах от большого пути ещё лежат такие находки. Давно показались. Ждут.Знают, пройдёт испытание. Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные.Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша - полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.
Русь верит и ждёт»[5]. Почти каждый раз, приезжая в Бологое или на Валдайку, Рерих навещал Мшенцы. На мшенских ключах установлены на камнях памятные доски со словами К.Рериха о ключах
Глава 3. Настоящее валдайской земли
3.1. Увиденное Н.К.Рерихом на валдайской земле глазами
современников.
Я, живущая в городе Валдае в XXI веке, решила побывать в тех местах валдайской земли, где был Н.К.Рерих.
Н.К.Рерих чаще всего бывал в Варницах, в Иверском монастыре и Мшенцах ( ныне Мшенцы относятся к Лыкошинскому сельскому округу Бологовского района, а когда Рерих был на Валдае, Бологое входило в состав Валдайского уезда Новгородской губернии: с 1772 года по 1927 год). Для начала я изучила исторические материалы об этих местах, а затем поехала посмотреть, что изменилось за век. Варницы. В то время, когда в Варницах был Н.К.Рерих, были открыты ( и действовали) грязелечебницы. А вот соль уже не добывали. Сегодня всё изменилось, но не в лучшую сторону: грязелечебниц нет, соляные источники истощены грунтовыми водами, да и сама деревня « не сегодня завтра» исчезнет с карты Валдайского района. Очень жалко, что люди так плохо относятся к этому памятнику природы. Хочется верить, что найдутся люди, которые смогут все восстановить: и солеварни, и грязелечебницу, и саму деревню. Иверский монастырь. Н.К.Рерих, находясь на территории Иверского монастыря, сожалел о том, что чудо, которое было построено по плану Афонского монастыря Иверя, над созданием которого трудились лучшие люди, приходит в упадок. И действительно, долгое время монастырь был в запустении.Но, к счастью, времена изменились. Душа радуется, когда ходишь по территории монастыря. Радуют глаз выложенные тротуарной плиткой монастырские аллеи, установленные светильники, цветники, заново оштукатуренные и побеленные стены. Приезжал в монастырь и президент России В.В.Путин.Мне кажется, если бы сейчас эту красоту мог увидеть Н.К.Рерих, он был бы счастлив, ведь он в своём очерке « Иверский монастырь», мечтая, писал о том, что придёт время и «Иверское чудо» будет восстановлено.Прошло не больше и не меньше 100 лет ( он был в монастыре в 1904 году) и мечта Рериха сбылась.
Мшенское чудо. Село Мшенцы известно сегодня далеко за пределами и валдайской, и новгородской земель. Люди едут сюда со всех уголков России, еду из - за границы, одиночные посетители и целые туристические группы. Маленькое село Мшенцы стало заповедным уголком российской глубинки. А начало его известности положил Николай Константинович Рерих. Его поразила удивительная и неповторимая красота мшенских ключей. В своём очерке « Чаша неотпитая» (1916 год) очень верно и емко описал он это « мшенское чудо».
Когда я приехала на мшенские источники, то также ,наверное, как и Рерих, была поражена тому, что увидела.
Тишина, таинственность, покой. Родник бьёт словно из глубины веков. Причудливые камни внутри источника отливают малахитом, кажутся самоцветами - голубыми, зелёными, бордовыми. И - чистейшая, холодная, родниковая вода, пахнущая серой и «наполненная» железом. Многие считают её целебной.
Ключи живой воды бьют из глубины, из каменного чуда. Чистая родниковая вода переливается на солнце и отражается радугой самоцветов. Заглянешь внутрь, и дух замирает. Чем - то завораживающе - таинственным, древним, и даже чуть колдовским, непонятным и непостижимым веет от ключей. Немножко страшно и жутковато, особенно когда вокруг ни души - и ты один наедине с чудом природы. Ведь глубина ключей не измерена до сих пор. Над источниками построена деревянная часовня. В настоящее время Мшенский родник - место поломничества людей. Люди едут, чтобы искупаться в источниках, (их ничуть не смущает, что вода очень холодная, купаются в любое время года и в любую погоду) набрать святой, целебной воды. Набирают воду, а вода не убывает, действительно « Чаша неотпитая».
И церковь Параскевы Пятницы действует. А в сентябре 2000 года делегация Тверского Рериховского общества установила на большом камне, находящимся между церковью и одним из главных родников памятную доску со словами Н.К.Рериха из его очерка:
«Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша - полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила, Русь верит и ждёт» Памятный камень установлен здесь не случайно. Рерих очень любил мшенские ключи. И каждый раз, приезжая на Валдайку или в Бологое, обязательно навещал заповедное место ( последний раз он был здесь перед поездкой в Финляндию в 1916 году). Но, к несчастью, у кого - то поднялась рука на святое, и доска была уничтожена, но, я узнала, что памятная доска, уничтоженная в результате акта вандализма, в скором времени будет восстановлена.
Находясь в этом заповедном месте, я задумалась над его названием. Почему Мшенцы? Может, оттого зовутся эти места Мшенцы, что мшисто в округе от бьющих родников?
После того, как я побывала (в очередной раз) в Иверском монастыре и на Мшенских источниках, я задумалась над словами Рериха (« Чаша неотпитая»): « Русь верит и ждёт... Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил, найдёт клады подземные...». Мне показалось, что Русь, и русский народ « сиряхивает пыль и труху», он по - другому, по - новому стал относиться к памятникам старины, к природным памятникам (свидетельствует и восстановление монастыря, мшенских истоников). Пусть не все ещё понимают, что к старине надо бережно относиться, но всё - таки мы сдвинулись с мертвой точки. А значит все будет так, как мечтал Рерих.
Заключение
Замечательный, яркий, самобытный художник, создавший около 7 тысяч произведений, мыслитель, туманист, учёный, археолог, историк культуры, поэт, писатель, художественный критик, отважный путешественник, выдающийся общественный деятель- вот далеко не полный перечень тех талантов и достоинств, какими Николай Константинович Рерих был наделён.
Самое важное для жителей новгородской земли то, что имя Рериха связано с нашим краем. Он часто бывал на новгородчине, посещая исторические и культурные места, а также проводил археологические раскопки.
Больно и обидно, что многие жители нашего города ( в основном подрастающее поколение) даже не знают, кто такой Н.Рерих и уж тем более, что он здесь бывал, что посвятил нашему краю художественные произведения. А ведь Рерих сам по себе уникальная личность, требующая изучения. Но нам, жителям валдайской земли особенно важно изучать его творчество.
Я узнала, что Н.К.Рерих часто бывал на Новгородской земле, посетил разные уголки нашего края, но я не стала охватывать необъятное и остановилась только на том материале, который касается Н.Рериха и валдайской земли. Поэтому тема моей исследовательской работы: « Вослед за Н.К.Рерихом по валдайской земле»
Чтобы выполнить данную работу, я поставила перед собой ряд задач: изучить жизнь и деятельность Н.К.Рериха, познакомиться с литературным наследием, связанным с валдайской землёй; побывать в тех местах, где был художник и посмотреть, проанализировать, изменилось ли что-нибудь с тех пор.
Вот что я узнала. Н.К.Рерих родился 27 сентября (9/Х) 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса. Детство прошло в доме на набережной Невы у Николаевского моста. Уже с гимназических лет у Николая Константиновича стали чётко формироваться интересы - это живопись, театр, история, археология, путешествия. Интересен случай, когда маленький Николай в восьмилетием возрасте перешагнул порог гимназии, её директор К.И.Май, окинув мальчика оценивающим взглядом сказал: « Будет профессор». Проницательность старого педагога оправдалась.
С раннего детства за всё, за что брался Рерих, доводил до конца.
Он рано увлёкся раскопками, в нем рано проявилась любовь к литературе (первые публикации появились, когда ему было всего лишь 15 лет).
Несколько старинных монет, подаренных дедом, легли в основу нумизматической коллекции; для прокладывания шоссе разбиваются камни - в результате было положено начало большому минералогическому собранию. В имении родителей появился учёный лесовод, и юный Рерих занялся дендрарием. Когда Рериху было 17 лет друг семьи художник Микешин обратил внимание на склонности юноши к рисованию. С того времени начались систематические занятия живописью. Из этого видно, что круг интересов Рериха был широк и разнообразен, но хочется отметить, всё что делал, за что брался он, доводил до совершенства
Несмотря на такой, казалось бы, разброс интересов, Рерих был цельной натурой и всегда знал, что хочет от жизни. Моё внимание привлекла анкета которую в 1900 году заполнил Н.К.Рерих. Вот некоторые вопросы и ответы, которые помогли мне дополнить образ Рериха:
Наиболее ценимая Вами добродетель? - без покоя
Ваше любимое занятие? - работа
Ваше представление о счастье? — найти свой путь
Ваше любимое изречение? - «Вперёд без оглядки»
Читая эту анкету, поражает удивительная цельность характера, сформировавшиеся взгляды, ясность цели. Примечательное и иносказательное определение собственной личности - «странник ».
Действительно, всю свою жизнь он странствовал. По подсчетам, сделанным самим Николаем Константиновичем, его жизнь распределилась так: 42 года - Россия, 17 лет - Индия, Финляндия - 2, Америка - 3, Китай - 2, Тибет -1,5, Монголия - 1,Франция -1, Англия - год с четвертью, Швеция - 1,5, Швейцария - 1,5, Италия - четверть года. Кроме того Германия, Голландия, Бельгия, Египет, Япония, Гонконг, Цейлон, Ява, Баои, Филлипины.
Последние годы своей жизни Рерих провёл в Индии. В 1947 году он засобирался в Россию, по жизни распорядилась по - своему. 13 декабря ушёл из жизни великий человек. Он погребён в Индии.
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил в Индии. А в начале этого большого пути был наш древний, озёрный край, Валдайские, Боровические, Новгородские места.
Начиная с 1896 года, каждое лето можно было встретить Рериха на новгородской земле. А летом 1899 года, находясь в Бологое ( а Бологое с 1772 года по 1927 год входило в состав Валдайского уезда Новгородской губернии). Познакомился со своей будущей женой Еленой Ивановной Шапошниковой, а в 1902 году в Окуловке родился первенец сын Юрий, который 14 августа 1902 года был крещён в бологовской Покровской церкви.
На Валдае Рерих вел археологические раскопки. У крупного берега Валдайки, в двух километрах ниже села Поречье, Рерихом было открыто Валдайковское языческое святилище. Художник изображал это языческое святилище в своей картине « Идолы» (1900 год).
Следующим местом, где часто бывал Николай Константинович - это Иверский монастырь (одна из достопримечательностей валдайской земли). Пребывание в Валдае и в частности Иверском монастыре нашли своё отражение в очерках « Иверский монасырь», « Стены Иверского монастыря»», «Палаты Никона» и др.
Когда я познакомилась с очерком « Иверский монастырь», то была удивлена, как хорошо знал Рерих историю монастыря. Он с болью писал в 1904 году: « В основу здания легла любовь к природе. Этому верится. Этим прощается многое испорченное теперь... Погибла живопись.. .Вклеились новые хозяйственные постройки» Он мечтал, что придёт время и « Иверское чудо» будет восстановлено.
И это время пришло. Иверский монастырь обрел прежнюю красоту. Душа радуется, когда ходишь по территории монастыря. Мне кажется, если бы сейчас эту красоту мог увидеть Н.К.Рерих, он был бы счастлив, ведь именно об этом он мечтал.А ещё недалеко от Валдая есть чудесное местечко Мшенцы, которое сегодня известно далеко за пределами и валдайской, и новгородской земли. Это село стало заповедным уголком российской глубинки. А начало его известности положил Н.К.Рерих. Его поразила удивительная и неповторимая красота мшенских ключей и в своём очерке «Чаша неотпитая» (1916 год) очень верно и емко описал это чудо. Когда я приехала на источники, то также, наверное, как и Рерих, была поражена тому, что увидела. Тишина, таинственность, покой. Ключи живой воды бьют из глубины каменного чуда. Заглянешь внутрь, и дух замирает, дна не видно, ведь глубина ключей не измерена до сих пор. Над источниками построена деревянная часовня, и люди едут сюда, чтобы искупаться в источниках ( их ничуть не смущает, что вода очень холодная), набрать святой воды; воду набирают, а она не убывает, прав был Рерих, это, действительно, «Чаша неотпитая»
На месте открытия Рерихом источника установлен камень с памятной доской, но когда я была на источниках последний раз, то узнала, что какие - то вандалы уничтожили доску, но в скором времени она будет восстановлена.
При посещении монастыря и мшенских источников (я проводила фотоссесию), мне вдруг в голову пришла мысль, а ведь и Рерих, так же как и я, ходил по монастырю, пил из святого источника, сопоставлял увиденное с тем, что было, делал зарисовки и художественные, и прозаические. И тогда я подумала, вот она - связь времен и поколений. Я сегодня хожу по валдайской земле, фотографирую, пишу исследовательскую работу и тоже мечтаю о том, ( как и Рерих), что Русь и русский народ « стряхнет пыль и труху» и по — новому, по - другому станет относится к памятникам старины, к природным памятникам. Пусть не все ещё понимают, что к старине надо бережно относится, но всё - таки мы сдвинулись с мёртвой точки (Этому пример Иверский монастырь и мшенские источники)
Выполняя эту работу, я пришла к выводу, что именно Н.К.Рерих заставил меня по - другому посмотреть на свой родной край и понять в каком удивительном месте я живу. Теперь я точно знаю, вослед за Н.К.Рерихом, что « незнающий прошлого не может думать о будущем»[6].
Список литературы
[1] Рерих Н.К. Берегите старину.- М., 1993. – С. 17-18.
[2] Рерих Н.К. Россия. – М., 1992. – С. 40-42.
[3] Рерих Н.К. Россия. – М., 1992. – С. 40-42.
[4] Рерих Н.К. Берегите старину. – М., 1993. – С. 72.
[5] Рерих Н.К. Избранное. – М., 1990. – С. 232.
[6] Рерих Н.К. Россия. – М., 1992. – С. 40-42.
Два Мороза
Как нарисовать ветку ели?
Рисуем подснежники гуашью
Н. Гумилёв. Жираф
Что общего у травы и собаки?