Наша эстрада полна современных песен. Песня, как и другие средства массовой информации, это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Какую же музыку слушают в наше время? Задумываемся ли мы, подрастающее поколение, над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? Меня заинтересовали эти проблемы и захотелось в них разобраться.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что язык песен активно используется носителями языка, влияет на речевую культуру народа, а негативное содержание текстов песен порой становится нормой речевого поведения личности.
А ведь современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь ненормативная, насыщенная ошибками.
Жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает решения серьезных жизненных проблем. Однако это обстоятельство не снимает с поэтов-песенников ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений и предполагает серьезную работу над текстами.
Проблема исследования состоит в том, что у слушателей низкосортной музыки не развивается чувство прекрасного. Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Слушая музыку, молодые люди часто начинают подражать модным стилям музыки, зачастую не понимая смысла произведения.
Объект исследования: тексты современных песен.
Предмет исследования: нарушения литературных норм русского языка.
Цель исследования заключается в выявлении признаков поэзии и антипоэзии в текстах современных песен.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по русскому языку | 441 КБ |
Стендовая защита работы | 650.05 КБ |
Оглавление
Введение....................................................................................................................3
Глава 1.Теоретический аспект исследования
1.1. Поэзия и её назначение?...........................................................................5
1.2. Что можно отнести к Антипоэзии?..........................................................7
1.3. Типология ошибок.....................................................................................8
1.4. Изобразительно-выразительные средства...............................................9
Глава 2.Практический аспект исследования. Анализ современных песен
2.1. Темы и мотивы современной эстрады...................................................10
2.2. Внутреннее содержание песен................................................................13
2.3. Нарушения языковых норм в текстах современных песен..................14
2.4. Изобразительно-выразительные средства современной эстрады.......16
2.5. Результаты анкетирования......................................................................17
Заключение..............................................................................................................19
Список использованной литературы.....................................................................20
Приложение 1...........................................................................................................21
Приложение 2...........................................................................................................25
Введение
Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души человека.
Наша эстрада полна современных песен. Песня, как и другие средства массовой информации, это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Какую же музыку слушают в наше время? Задумываемся ли мы, подрастающее поколение, над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? Меня заинтересовали эти проблемы и захотелось в них разобраться.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что язык песен активно используется носителями языка, влияет на речевую культуру народа, а негативное содержание текстов песен порой становится нормой речевого поведения личности.
А ведь современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь ненормативная, насыщенная ошибками.
Жанр популярной музыки выполняет в основном развлекательные функции, а тематика песен не предполагает решения серьезных жизненных проблем. Однако это обстоятельство не снимает с поэтов-песенников ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений и предполагает серьезную работу над текстами.
Проблема исследования состоит в том, что у слушателей низкосортной музыки не развивается чувство прекрасного. Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Слушая музыку, молодые люди часто начинают подражать модным стилям музыки, зачастую не понимая смысла произведения.
Объект исследования: тексты современных песен.
Предмет исследования: нарушения литературных норм русского языка.
Цель исследования заключается в выявлении признаков поэзии и антипоэзии в текстах современных песен.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что современные песни можно отнести больше к антипоэзии, чем к поэзии.
Новизна исследования заключается в следующем:
-привлечен в научный оборот ранее не исследованный материал;
-исследованы песни, наиболее популярные среди опрошенных в анкетировании учащихся и часто звучащие на музыкальных каналах;
-определены внутреннее содержание и речевые особенности песен.
Мы пришли к выводу, что:
-в современных песнях много случаев нарушения норм русского литературного языка;
-в большинстве – это бессмысленные тексты, которые трудно назвать текстом, так называемое «рифмоплётство»;
-в современных песнях употребляются ненормативные языковые единицы;
-современные песни можно отнести больше к антипоэзии, чем к поэзии.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы на уроках русского языка, а также во внеурочной деятельности, связанной с культурой нашей речи. Полезными и нужными станут материалы и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Для исправления всякого рода ошибок педагоги часто приводят примеры предложений из школьных сочинений. Не менее интересно и эффективно использовать примеры из текстов песен, знакомых ребятам. Думается, что они будут с большей требовательностью следить за чистотой своей речи, критичнее относиться к произведениям собственного сочинения, научатся править свои тексты.
Методы исследования:
Результаты работы: выявлены нарушения норм русского литературного языка, внутреннее содержание песен не отличается содержательностью.
1. Теоретический аспект исследования
1.1. Поэзия и её назначение
Поэзия (как ошибочно считают люди наивные
или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже,чем глаза человека.
Ромен Роллан
Речь, звучащая является образцом для подрастающего поколения, ведь музыка – неотъемлемая часть нашей жизни. Когда мы слышим веселую песню, у нас поднимается настроение, а печальная песня наталкивает нас на размышления, грусть.
Если молодой человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов программирует его речевую культуру, убеждая его в том, что все прочие тексты – «отстой». Эстрадная музыка для молодежи – это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир
Песня – наиболее простая, но распространенная форма музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя все, что поется, при условии сочетания слов и напева; в узком значении – малый стихотворный жанр. Все ли тексты песен можно назвать поэзией?
В словаре С.И. Ожегова определение «поэзия» трактуется таким образом: «Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное» [7].
В словаре В.И. Даля читаем:
1. «Поэзия - изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью.
2. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах.
3. Наконец зовут поэзией самые сочинения, писания этого рода и придуманные для этого правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства» [6].
В словаре синонимов к слову «поэтический» подобраны следующие синонимы: артистический, в стихах, возвышенный, восторженный, идеальный, лирический, написанный стихами, обладающий повышенной эмоциональностью, общепоэтический, полный задушевности, полный очарования, поэтичный, проникнутый поэзией, стихотворный стихотворческий, творческий, художественный, эмоциональный. [5]
Анализируя всё вышеназванное, можно выделить повторяющиеся ключевые слова: стихотворное произведение, возвышенный, изящество, духовное, прекрасное, эмоциональное.
Таким образом, поэзия - это прекрасные чувства, переживания, состояние души человека, выраженные в устной или письменной форме, а также украшение, воспевание возвышенного. Именно возвышенного с точки зрения общечеловеческих ценностей, которыми, как известно, является любовь и добро.
В чем назначение поэзии? Для чего рифмовать слова, если есть простая и ясная проза?
Поэзия – феномен несколько иного, духовного плана, поэтому её никак нельзя сравнивать с прозой. Поэзия призвана говорить с человеком на том языке, который понимает его сердце, на котором говорит его душа. Назначение поэзии – приносить человеку эстетическое удовольствие. Ведь от стихотворения до песни - всего полшага. Стихи – это своего рода магия, которая использует не только словесные формулы для воздействия на человеческое восприятие, но и музыку, мелодику, ритм. А в музыке – гармония Вселенной. Недаром издревле любые магические ритуалы строились не только на музыке, но и на произнесении слов. В современном мире это назначение поэзии не исчезает, но качество трансформируется. Стихотворения проникают во все явления теперешней Вселенной. Поздравления в стихах на день рождения, корпоративная культура (с её гимнами корпорации), политические стихи на злобу дня, абсолютно полная вседозволенность во Всемирной сети Интернет.
1.2. Что можно отнести к Антипоэзии?
Искусству всегда угрожали два чудовища –
художник, не ставший мастером,
и мастер, не являющийся художником.
Болеслав Прус
Так же как материя и антиматерия, мы можем установить, что есть нечто, противостоящее Поэзии. Давайте сделаем несколько сопоставлений: любовь – похоть, рай – ад, здоровье – болезнь. Если первое слово для нас олицетворяет лучшее в ощущениях, то второе вызовет только негативные мысли и ощущения. Первое дано нам для Поэзии, второе – для Антипоэзии. Это не значит, что мы зажмуримся при виде некрасивого явления. Но Поэзия в любом явлении видит лучшее, она реагирует как нормальный человек: если ему плохо, он грустит, ему говорят, что надо жить - он живет для себя и для других. Поэзия грустит, когда плохо, радуется, когда хорошо. Антипоэзия усиливает плохое, радуется при виде плохого, делает так, чтобы плохого было больше [9]. Восхваление низменного в человеке и преклонение перед низменным есть не что иное, как защита Антипоэзии. Причем настоящие термины извращаются: белое обозначается как чёрное, грязное как чистое, смерть как нечто высшее… Тогда что остается для жизни? Антипоэзия по формальным признакам не отличается от Поэзии, но внутренне содержание противоречит эстетическим принципам, заложенным в понятии «поэзия».
Что же мы можем отнести к Антипоэзии? Есть так называемая подзаборная поэзия – с употреблением нецензурной брани. Но поэт – высококультурный и образованный человек, который может найти эпитеты понятные любому человеку и обойтись без брани. Есть литераторы – любители, которые считают себя обязанными вносить в стихи мерзости, отстаивать мнение, что поэзия призвана воспевать мерзости. Подобные произведения не относятся к поэзии.
Антипоэзия - это тексты современных песен и стихов, в которых отсутствует высокое духовное содержание, употребляемые ради создания рифмы. Они несут в себе негатив. Антипоэзия - это подмена ценностей, антинорма, в ней нет призыва к прекрасному и доброму. Многие современные песни, в частности, искажают такое возвышенное чувство, как любовь. В своем исследовании мы на примере сопоставления со стихотворениями поэтов-классиков покажем разницу между прежним отношением к любви и современным.
1.3. Типология ошибок
Ошибки в текстах эстрадных песен имеют некоторые особенности. Мы в нашем исследовании не рассматриваем орфографические и пунктуационные ошибки, так как они относятся к печатному тексту. Поэтому мы больше уделили внимание ошибкам, которые проявляются «на слух», то есть более явно. Исследователь Мурашов А.А., характеризуя тексты современной эстрады, пишет, что ошибки в популярных песнях особенно опасные, чем ошибки в печатных текстах. Во-первых, певца уже не исправишь, во-вторых, ошибка оказывается тиражирована во многих тысячах экземпляров. В-третьих, вторгается в языковую картину мира человека, искажая ее [8].
Для практической части нашей работы мы в опирались на классификацию ошибок по рекомендациям ФИПИ (Шерстобитова И.А., доцент кафедры гуманитарного образования СПб АППО, Белокурова С.П., методист ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Гвоздинская Л.Г., зав. центом гуманитарного образования СПб АППО).
Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
Фактические ошибки (Ф) - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)
Этические ошибки (Э) - нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
1.4. Изобразительно-выразительные средства
Считаем уместным привести в данной главе изобразительно-выразительные средства, которые мы проанализировали в текстах эстрады, так как основное назначение этих средств состоит в том, чтобы делать литературное произведение ярким, образным, поэтичным.
Эпитет – это художественное определение слова.
Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим.
Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).
Антитеза – противопоставление.
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Глава II. Практический аспект исследования. Анализ современных песен
2.1. Темы и мотивы современной эстрады
Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли?
Пой о сердце человека.
Роберт Браунинг
Тематический анализ песен показал, что самыми распространёнными темами современных песен являются всего две: любовь и время.
В текстах песен любовной тематики эмоциональное начало передается с помощью слов-сигналов, следствием этого является эмоциональная бедность изучаемых текстов, а также их стандартность. В текстах песен выделяются следующие смысловые доминанты: счастливая / несчастливая любовь; любовь как символ добра и спасения; угасание любовного чувства; любовное увлечение.
Тема любви воплощается в текстах песен при помощи образов-символов: разбитое сердце, душа, белые цветы, роза, птица. Символы несчастной любви: разбитое сердце, пропасть, пустота. В современных песенных текстах наблюдается частотность употребления варваризмов в обращении к любимому человеку – это объясняется целью придать песенному тексту большой колорит.
Про время говорится, что оно быстротечно, необратимо, звучит ностальгия о прошлом.
Теме любви посвящены большинство песен. В некоторых песнях также присутствует эта тема, но она не является основной. Потап и Настя в песне «Все пучком» пропагандируют позитивный взгляд на мир, песня Елки «Лети, Лиза» о мечтах, Вера Брежнева в песне «Доброе утро» поет о радостях жизни, текст песни группы Любэ «За тебя, Родина-мать!» полна любви к отечеству. Как мы знаем, тема любви многогранна. Основной же мотив в этих песнях – это мотив разлуки, разрыва отношений. Как отмечает известный ученый лингвист Э. Лассан, «Трагическая сторона любви, боль, причиняемая этим чувством, оказываются в фокусе внимания современного человека поющего» [3]. Нельзя не согласиться с этим мнением:
Я за любовь, что ранит мне сердце - готов все отдать!
Пока любовь в моей душе - я лучше всех живу!
Кто без тебя в этом мире я?
Что тебе сказать? Как теперь летать, раз не видно неба?
Путь, по которому я без тебя буду искать себя.
Просто я не понимаю, как мне жить в мире, где нет тебя!
От её мне не найти спасения.
Я с тобой смогу о чем-то главном мечтать,
И выше неба к солнцу взлетать.
Я видел дождь и лунный свет,
Там тень рисует свой портрет.
Любовь бежит по облакам.
Как видно по текстам, любовь связывается с понятием неба, полета. Отсутствие любви воспринимается как состояние неприкаянности и потери себя. То есть на первый взгляд, любовь воспринимается как возвышенное чувство, но при этом используется лексика довольно банальная. В других текстах слышим такие строки:
«А знаешь, ты не при чем. Я не тоскую! -
Время пришло найти любовь другую.
И сердце мое больше не спросит: "Кто, кого бросил?" - Александр Коган.
«Сможешь ты возбудить ещё кроме чувства легкой наживы,
Ещё чувство легкой любви».- Ян Мартин.
«Есть у меня только ты и я не отступлю», - поет Бьянка.
«Никогда не уйду и не отдам», - вторит ей Вера Брежнев.
Наверное, в самом деле та любовь, о которой поет Ян Мартин и Коган, Бьянка можно назвать чувством «легкой любви», поскольку лирический герой не переживает по поводу разлуки и настроен на поиски нового счастья. Как эти строки не похожи на стихотворения наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.! Для них любовь, хотя и приносит муки, но является чувством светлым и глубоким.
Александр Пушкин.«Я вас любил: любовь еще, быть может»
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Михаил Лермонтов. «Расстались мы, но твой портрет»
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню;
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм
Кумир поверженный - всё Бог
Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…» и М.Ю. Лермонтова «Расстались мы» тоже о разлуке. Они пронизаны чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Лирический герой в этих стихотворениях - человек благородный, по-настоящему любящий.
У Пушкина любовь представлена в высшем ее проявлении - самоотверженности, отсутствии малейшего эгоизма, лирический герой готов оставить любимую женщину ради ее счастья. Уж он точно не скажет «Я не отступлю».
Элеонора Лассан (профессор кафедры русской филологии, Вильнюсский университет, г.Вильнюс) отмечает: «Общая тональность песенного разговора об этом чувстве окрашена в современный период в тона печали: «Скоро любовь, скоро печаль» – поет группа «Отпетые мошенники», и это мироощущение в области любовного переживания принципиально отличает песню конца прошлого – начала нынешнего века от песни прошлых лет, воспевавшей любовь как «сказку наяву» [3]. И для анализируемых текстов это суждение справедливо.
О любви как о сказке поют и Стас Михайлов «Под прицелом объективов», и Денис Клявер «Странный сон».
Но эта сказка относится не к современному миру, эта идиллия может присниться только во сне, она находится, где-то далеко Таким образом, в современном мире любовь не воспринимается уже как возвышенное чувство, как сказка. Здесь проявляется антипоэзия.
2.2. Внутреннее содержание песен
Для исследования нами взято несколько текстов современных песен (выбранных в результате проведенного опроса учащихся 8-9 классов).
Прежде, чем рассматривать ошибки с точки зрения нормативности и отхода от нее, нам хотелось бы отметить то, что мы относим скорее к этическим понятиям:
Этика – 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-то общественной группы, профессии. [7]
К этим понятиям мы относим негативное отношение к жизни, упаднические настроения, мысли о плохом и о смерти, которые порой звучат в текстах песен современных авторов, что и является признаками антипоэзии. Такое отношение к жизни не может не отражаться на настроении молодых людей. Больше всего таких песен у «горячо любимой» многими Земфиры. Уже названия песен говорят о многом:
Растаяло сердце, исчезли лица
Напротив глаза, твои, убийцы. (Макс Барских - Глаза убийцы).
Так манят губы-убийцы, а не я! (Дима Коляденко – «Тигрица»).
Земфира: «Ненавижу» (Я тебя так ненавижу..);
«Суицид» (Мама, мне имя суицид…);
«СПИД» (А у тебя СПИД, и значит мы умрем, мы умрем, мы умрем…) – повторяется 6 раз после каждого куплета!
«Убей мою подругу!» – 8 раз подряд «убей»! (ВИАГРА - «Одинокие люди»).
Я тебя любя искусаю в кровь; Я убью тебя, вот и вся любовь (Nikita - «Искусаю»).
«А зазря любить – только мучиться» (Ю. Ким - «На ночных кустах ветки трогая…»).
2.3. Нарушения языковых норм в текстах современных песен
Легко ль на сердце от песни бездумной?
Легко! Ведь теперь «Тефаль» думает за нас.
Мы проанализировали темы и содержание текстов современной эстрады. А какие явления можно наблюдать в грамматической структуре песен современности? Мы провели наблюдение над их языковым строением и выявили несколько видов нарушения языковых норм.
Табл. "Нарушение языковых норм в текстах песен современной эстрады"
Типы ошибок | Строчки из песен | Автор, исполнитель, название песни | Исправление |
Ошибки грамматические. Данный тип ошибок включает в себя нарушения в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений [4]. | |||
1. неверное употребление предлогов | На стене календарь и под окном фонарь | Сл. Сахаров А., «Винтаж» - «Всего хорошего» | Фонарь возле окна |
Сколько на подушку дней я плакала | Бьянка (настоящее имя Татьяна Липницкая) -«Лёха» | в подушку | |
Остановилось время в этом месте… | Потап и Настя Каменских- «Почему молчишь» | если место, то на этом | |
Ото всех пропала, на меня запала | Д. Билан - «Мулатка» | от всех убегают, а пропадают для всех | |
2. ошибки при образовании причастий и деепричастий | Ведь не зря тебе кличка дадена, | Сл. Клименков В., Рада Рай - «Ты душа моя» | правильно – дана |
Где ж ты, мой свет, бродишь, голову склоня? | Сл. Славоросов А., Т. Буланова - «Ясный мой свет» | склонив | |
3. нарушение падежного образования слова | А по синему по морю ходят-бродят пароходик | Сл. Жуков В., «Жуки»- «Йогурты» | пароходики |
В одеяле из снов кутаюсь лишь едва | Сл. А.Савельева, IOWA - «Заболела тобой» | В.п. – в одеяло | |
Ты в память сохрани этих дней параллели | Сл. Андрей Осадчук, Светлана Лобода - «Пора домой» | П. п. -в памяти | |
Ты была молода – красива и похожа на апельсина в своем новом плаще | Группа «UMA2RMAN» -«Ты ушла» | В. п. – на апельсин | |
Мы будем петь, будем гулять, за тебя - Родина-мать! | Сл. Игорь Матвиенко, группа «Любэ» - «За тебя, Родина-мать» | Фразы «будем петь… за тебя», «будем гулять… за тебя, Родина-мать» вызывают недоумение. В первом случае вместо родительного падежа уместно употребить предложный падеж: «петь о тебе», во втором случае нарушено сочетание слов. | |
4.неправильное образование форм слова | Мы никому не слушаем и никому не верим | Потап и Настя - «Все пучком» | Мы никого не слушаем и никому не верим |
А девушка на радио FM приветы передал, заказанные ею самою же себе (пунктуация автора) | Сл. Земфира Рамазанова, Земфира - «Созрела» | А девушка на FM приветы передала, заказанные ею самой себе | |
И если мне сейчас необъятно хорошо, то так же хорошо мне останется позже | Сл. Егор Солодовников, Ёлка- «Лети, Лиза» | станет позже | |
Две неравных половинки спорят во мне | Сл. Константин Меладзе, вокально-инструм. ансамбль «Гра» «Перемирие» | неравные | |
Едь на такси, но нечем платить | Сл. Сергей Карпов, группа «Чили»- «Преступление» | поезжай | |
Не могу найти, хотя бы пары слов | Алексей Завгородний, Мозги - «Алло мам, я буду в хлам» | пара – одна, поэтому пару | |
Тысяча причин, но чувства были правдой | Нюша (Анна Шурочкина) - «Только» | правдивыми (искренними) | |
5.образование просторечных форм слова | Вася, шо ты гонишь?! | Потап и Настя Каменских- «На районе» | что |
Ну а подруги твердят: “Ты чё блин, оглянись…" | Elvira-T (Эльвира Тугушева) - «Он не для тебя» | что | |
Здрасьте, я такой же масти | Макsim (Марина Абросимова) - «Научусь летать» | здравствуйте |
(Продолжение табл. см. Приложение1, стр. 21).
Вывод: все перечисленные нарушения приводят к тому, что смысл современных песен очень расплывчат, скорее его нет совсем. Большинство (мы не говорим, что все) популярных современных эстрадных исполнителей об этом даже не задумывается. Их задача — увлечь слушателя простенькими мелодиями и простоватыми текстами песен. Иногда тексты песен превращаются в такой бред, что невозможно понять, о чём песня, что хотел сказать миру её автор и исполнитель. Ещё страшнее то, что многие песни современных исполнителей являются откровенно пошлыми и неприличными.
2.4. Изобразительно-выразительные средства
в текстах песен современной эстрады
Больше всего авторы современных песен «для украшения» текста используют эпитеты: ветер свободы, опустевший дом, звездное небо, мир из стекла, заблудший мир, неуёмные фразы, белоснежная даль, внезапно притихнувший мир, серый мир, любовь нежная и пошлая, чайные глаза, неизменный ответ, одинокий смысл, рваная душа, плоские осколки воспоминаний, свободный полет.
Как видно, основное определяемое слово - это «мир»: мир из стекла, заблудший мир, притихнувший мир, серый мир. Причем речь идет о современном мире. Он мыслится безрадостным, печальным. В нем нет гармонии. Только один эпитет «намекает» на позитивную эмоцию «внезапно притихнувший мир» в песне Веры Брежневой «Доброе утро». В этом негативном отношении также проявляется антипоэзия. Следующие эпитеты, выражающие пространственные характеристики: опустевший дом, звездное небо, белоснежная даль трудно воспринимать как необычные, яркие, своеобразные. Они больше похожи на шаблонные определения, в них нет новизны.
Следует отметить, что в исследуемых нами текстах немало метафор:
2. рекою льются искренние фразы, высох запас слов, плавно текли минуты, страшные слова кидаем зря.
Итак, среди множества метафор большинство являются привычными: край Земли, глаза-зеркала, ветер свободы, крылья в душе, дожди горьких слез, что не совсем выгодно представляют творческий потенциал современных поэтов-песенников.
Сравнений также немало. Журналисты сравниваются с демонами, которые лезут в душу.
Но больше всего обращают на себя внимание сравнения в песне Яна Мартина: «Красива и жестока (о женщине) как оружие», видимо, других возвышенных, поэтических слов о красоте у Константина Арсенева, автора песни, не нашлось.
Олицетворения: «телефон безнадежно молчал, «стрелки дальше спешат», «медленно часы разрезают ночь», «жизнь в лицо кидалась грязью», «разлука в дом вошла».
На антитезе строится песня вокально-инструментального ансамбля «Гра» «Перемирие»: тьма, свет, молчание и ответ, кто прав, кто виновен, виноватые и безвинные. В других песнях мы слышим то же самое, противопоставляются одни и те же понятия: тьма и свет, молчание и ответ, падение и полёт.
Таким образом, антитезы большим разнообразием не отличаются. Итак, изобразительно-выразительные средства современных песен представлены широко, но в большинстве своем они являются неоригинальными, трафаретными.
2.5. Результаты анкетирования
Чтобы разобраться в предпочтениях современных людей, а также выяснить к какой из двух категорий – поэзии или антипоэзии можно отнести современную песню, нами было проведено анкетирование среди учащихся 8 – 9 классов нашей школы. Мы предложили ученикам ответить на следующие вопросы:
Любите ли вы слушать современные песни? - 97%.
На каком языке вы предпочитаете слушать песни?
Цель: выяснить, на каком языке предпочитают слушать песни подростки?
Вывод: наиболее популярнее в среде подростков песни на русском языке.
Что для Вас важнее текст или музыка?
Цель: выяснить, важен ли учащимся 8 – 9 классов текст современных песен.
Вывод: наибольшее предпочтение учащиеся отдают музыке, чем текстам песен.
Обращаете ли внимание на слова в песнях?
Цель: узнать, обращают ли ребята внимание на слова в песнях.
Вывод: опрос показал, что для большинства учащихся слова в текстах не так уж и важны, но есть учащиеся, которые обращают внимание на слова новых популярных песен.
Возмущают ли Вас ошибки в текстах?
Вдумываетесь ли вы в смысл песни?
Вывод: результат нас удивил, так как из 25 человек опрошенных 17 человек пишут о том, что вдумываются в тексты и считают, что смысла в большинстве современных песен нет, хотя в предыдущих ответах респонденты писали о том, что на слова в песнях внимания не обращают.
Из проведенного анкетирования можно сделать вывод, что молодежь – активный слушатель современных песен, ребята вдумываются в смысл песни, но спокойно относятся к речевым ошибкам в песне и не всегда обращают внимание на слова в песнях.
Нами также были приведены для учащихся 6 отрывков из песен для того, чтобы выяснить, воспринимаются ли эти строчки как поэзия или как антипоэзия. (Диаграммы «Поэзия или антипоэзия?» см. Приложение 2, стр. 25).
Если активно пропагандировать песню хорошую, говорить о речевой некомпетентности авторов и их речевой безграмотности, учить замечать ошибки, слушатели будут избирательны в выборе песен, не станут повторять выявленные ошибки.
5. Заключение
Благозвучие является эстетическим свойством русской речи. Об этом свойстве русской речи Н.В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…».
В соответствии с поставленными целью и задачами, было сделано следующее:
во-первых, собрана информация по теме исследования;
во-вторых, даны определения терминам «поэзия» и «антипоэзия»;
в-третьих, собраны песни по результатам анкетирования;
в-четвертых, нами были проанализированы тексты песен для того, чтобы выявить их внутреннее содержание. языковые особенности.
Исследовав тексты собранных нами песен, мы пришли к неутешительным выводам: современная молодежная песня, основное назначение которой нести оптимистический заряд, сеять «разумное, доброе, вечное», воспитывать и пробуждать «чувства добрые», не выполняет свою миссию, поскольку в современных песнях много случаев нарушения норм русского литературного языка.
•огрубление (вульгаризация, нарушение благозвучия);
•варваризация;
•нарушение различных языковых норм.
У Марины Цветаевой есть выражение «пробел песни». Наверное, так можно сказать о состоянии современной эстрады.
Результаты проведенного нами исследования доказывают выдвинутую нами гипотезу, что тексты современных песен можно отнести больше к антипоэзии, чем к Поэзии. Ведь поэзия – образец литературного языка, а антипоэзия использует её негативную сторону.
По итогам проделанной работы нами разработаны и оформлены дополнительные материалы «Мы - это то, что мы слушаем!», которые могут быть использованы на уроках русского языка по теме «Культура речи», при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а также на внеклассных мероприятиях.
Мы надеемся, что результаты нашего исследования натолкнут учеников на желание пропагандировать культуру языка, научат отличать плохие тексты от хороших, слушать, вслушиваться, отмечать речевые ошибки и не повторять их.
Список использованной литературы
12. Интернет ресурс: http://www.fipi.ru
Приложение 1. Продолжение табл."Нарушения языковых норм в текстах песен современной эстрады"
Типы ошибок | Строчки из песен | Автор, исполнитель, название песни | Исправление |
Речевые ошибки - это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм [4]. | |||
1.нарушение норм словоупотребления | Зачем мне всё это, что мечты Нам ни к чему | Дима Билан - «Где-то с тобою рассветы» | Слово «что» сбивает с толку, думается было бы лучше, если сложное предложение было оформлено как два простых: «Зачем мне всё это», «Мечты нам ни к чему». |
Голова моя неглупая, безногая, безрукая | Сл. Залужная Татьяна А. Пугачева - «Голова» | у головы нет рук, ног | |
Закрой мои глаза холодной кожей рук | О.Газманов – «Закрой мои глаза» | глаза закрывают руками, ладошками, а не кожей | |
2.нарушение лексической сочетаемости (алогизмы- нарушение логики) | На лабутенах-нах... и в восхитительных штанах. | Сл. Сергей Шнуров, «Ленинград»-«Экспонат» | штаны могут быть модными, блестящими |
Открываешь тяжелые веки | Макс Барских - «Глаза убийцы» | открывают глаза, а веки поднимают | |
Шепотом громким мне в ухо крадется луна-не луна | Земфира- «Суицид» | шёпот всегда тихий | |
3.фразеологическая ошибка | А ты люби меня, а не люби мне мозги | Потап и Настя Каменских - «Не люби мне мозги» | не пудри мозги |
4.речевая избыточность, многословие | Плеоназм (употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов) [4]. | ||
Я у себя внутри сотру вчерашний мир | Сл. Алексей Романов «Винтаж» - «Всего хорошего» | Я у себя сотру вчерашний мир | |
Не забывай пламя огня, | Сл. - И. Секачёв, Ю. Савичева - «Не забывай» | Не забывай пламя | |
Тавтология ( употребление однокоренных слов или одинаковых морфем) [4]. | |||
Шлепали шлепки, мои пятки! | Сл. Виталий Таран и Александр Вратарев, Оля Полякова «Шлёпки» | ||
Летом я люблю ходить и к знакомым заходить | «Пепси» - «Три звезды» солистка Елена Агорина | ||
Не бывает нежности нежней, чем прикосновение руки | Сл. Алиханов С., «Сливки» - «Буду я любить» | ||
5.лексические повторы | Попытайтесь провести лето, лето. Лето, лето… | Сл. Виталий Таран и Александр Вратарев, Оля Полякова - «Первое лето без него» | |
Станем ближе, ниже-ниже вниз не важно… | Сл. Роман Зверев, группа «Звери» - «Черный бантик» | ||
С ума, с ума, с ума, с ума | Mainstream one (Антон Демянников) - «Чувства для тебя» | ||
Ты живи, рисуй-рисуй, свой Голливуд, свой Голливуд | Domino - (Алексей Каштанов «Прежний мир» | ||
Ты не единственная, ты лишь одна из, Одна из, одна из моих актрис | Автор и исполнитель: Инна Звегинцева, Xhang - «Одна из» | ||
6.немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости, ко-торое приводит к стилевому разнобою, неоправданному комизму | А я обесцвечу глаза, обезличу тебя я тебя ненавижу | Земфира (Земфи́ра Талга́товна Рамаза́нова) - «Я буду в синем…» | |
Все к ногам твоим, девчонка, к твоему все изголовью! | Сл. Жуков В., «Жуки» - «Йогурты» | девчонка, видимо, лежит | |
Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом… | Макsim (Марина Абросимова) - «Ветром стать» | я стану тучей,… | |
Хлопья летят наверх | Сл. Фёдор Инсаров, Feduk - «Хлопья летят наверх» | Хлопья летят вниз | |
Я смотрю, как камни падают вверх | Сл. Евгений Феклистов «Конец фильма» - «Не завидуй» | Камни падают вниз | |
7.неоправданное использование иностранной лексики (лингвисты называют это явление варваризацией языка) | Даже не знаю с чего начать, опечален. Sorry. Такая life, man, некуда деваться. Happy всем вокруг. Мы лепим этот звук, burry! | Сл. Азамат Кудзаев, хип-хоп-дуэт MiyaGi - "Sorry" | |
I am God bless точно не пропаганда Буря! Буря! My real love number one | Miyagi & Эндшпиль feat KADI — "In Love" (перевод - Мияги — (яп. 宮城 дворец) слово японского происхождения. География: Мияги (префектура) префектура в Японии; Мияги (село) село в префектуре Гумма) | ||
Я твой rastafari, and I fell in love! | Сл. Егор Парамонов, Santiz (перевод - название муниципалитета в Испании) "Rastafari" (перевод- африканская философия, черный национализм) | ||
Ярче твоих глаз Givenchy. | Гоминов Руслан Владимирович Ганвест (перевод "Оружие запада") - "Никотин" | ||
8.употребление омофонов, нарушающих смысловое единство | Пора домой! Вези меня водитель немой. Пора домой! Как жаль, что ты сегодня не мой. | Сл. Андрей Осадчук, Светлана Лобода – «Пора домой» | |
9.употребление слов-паразитов | И я на остановке одна, блин, стою | Оля Полякова – «Russian Style» | |
Ну а подруги твердят: “Ты чё блин, оглянись" | ElviraT (Эльвира Тугушева) – «Он не для тебя» | ||
10. создание индивидуально-авторских неологизмов | «Я – летолюб, я – летофил, я лета наркоман» | Потап и Н.Каменских - «Лето» | |
Этические ошибки - нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты. | |||
1.сленг, арго, жаргон | Мне больше нравится, когда красавицы в хлам | Мозги – « Мам, я буду в хлам» | |
Водил меня Серёга на выставку Ван Гога. Прикольно, не то слово, в натуре ламинат. | «Ленинград»- «Экспонат» | ||
Гламурные телочки, ихние парнишки. | Дима Коляденко – «Человек-чемодан» | ||
Нашла в соседнем доме, ну, просто прикол! А он - обыкновенный трепач, губошлеп. | Оля Полякова – «Шлёпки» | ||
Столько «Зай» в телефоне, а сколько еще в уме… Если хочешь видеть ее, умей платить налом Новый друг, светит купюрами перед фейсом. | Гр. «Диаспора» – «Взрослая» | ||
Милая не ржи, я купил себе 3G | Сл. Стас Костюшкин, А-десса – «Милая, держи…» | ||
2.ненормативная лексика | Santiz «Rastafari» (перевод- африканская философия, черный национализм) | ||
Дима Коляденко – «Человек-чемодан» | |||
Светлана Лобода – «Не нужна» | |||
«Движение» -«Ну и фиг с тобой» | |||
Инь-Янь – «Пофиг» | |||
Ошибки логические, которые также затрудняют восприятие текста [4]. | |||
1.нарушение порядка слов в предложении | Моя киска, пришли свои глазки, между строчек сияли чтоб лаской | Сл Р. Белый, «Валдай» - «Моя киска» | |
Распускается сирень за заборами, псы голодные ревут за которыми | Юлий Ким - «Чужая» | ||
Ошибки фактические | |||
Красота спасёт мир, Как Лев Толстой говорил, наверное, не о той, красоте, что у неё. У неё она убьет. | Ян Мартин (Мартынов) - «Она красива» | Афоризм «Красота спасет мир» принадлежит Федору Михайловичу Достоевскому. Здесь мы также ярко видим проявление антипоэзии. | |
Невозможно классифицировать | В небе три звезды – это я и ты | «Пепси» - «Три звезды» | |
Наше детское счастье – это все-таки дико | «Гости из будущего»- «Метко» | ||
Зачем стремиться к вершинам могил? | «Конец фильма» - «Не завидуй» | ||
Черные в полоску глаза | «Премьер-министр» -«Пудра» |
Приложение 2. Диаграммы «Поэзия или антипоэзия?»
Цель: выяснить, могут ли учащиеся 8 - 9 классов по отрывкам из песен современной эстрады определить, поэзия это или антипоэзия.
1. Молчит экран, и я бы хотел вместе с ним Просто забрать тебя себе и держать из всех сил, Но новый день, и я опять невыносим. И ты уходишь, будто бы я тебя попросил. И я вроде как счастлив, но явно к тебе привязан. На нашей улице сказки, фонари для нас не гаснут, Можешь продолжить нести чушь, легче не станет никому, Так что прыгай ко мне пока я ловлю. Да ладно — я словлю. Тима Белорусских «Мокрые кроссы» | |
2. Опять мыслей слепых стая, Мне так мало тебя стало. Не прячь пули обид тайных, Молчать, гораздо больнее молчать, Лучше голос сорвать, кричать! С. Лазарев «В самое сердце» | |
3. Мы боимся любить, ритм сердца забыв, День с разлукой прожить, память ленью накрыв. Трудно боль пережить, слаще радость веселья. Лучше все позабыть, но почему же мы… Валерия "Мы боимся любить" | |
4. Кто-то не жадный, в целом, видно, давно решил Все, что имеет цену, стоит твоей души. Каждый свободен ставить метку, чем ему дорожить, Но птицам живущим в клетке, крылья мешают жить. Трофимов «Интернет» | |
5 Хлопья летят наверх, всюду магия и свет. Ты чё, тут одна? Привет, пойдём на "Парад планет". Я дам тебе тёплый шарф, там в космосе холода - И мы встречаем рассвет, укутавшись в облака. О-о-о! Э-э-э! Feduk «Хлопья летят наверх» | |
6. I am God bless точно не пропаганда Буря! Буря! My real love number one. "In Love" |
Вывод: из 6 представленных отрывков только одна песня признана поэтической. Это песня Валерии, автор слов Михаил Гуцериев. Данные диаграммы подтвердили нашу мысль о том, что современные песни воспринимаются как примеры антипоэзии.
Слайд 1
МЫ – то, Что мы слушаем! (Современная песня: поэзия или антипоэзия ). Автор: Ставицкая Вероника Ивановна, 8 класс. Руководитель: Приставкина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы. МБОУ « Новокурская основная общеобразовательная школа» Цель работы: выявление признаков поэзии и антипоэзии в текстах современных песен. Задачи: выяснить значение слов «поэзия» и « антипоэзия »; изучить теоретический материал по данной теме; изучить опыт анализа текстов современных песен; провести опрос среди учащихся 8-9 классов и сделать вывод о том, какие песни предпочитает слушать нынешнее поколение; провести сравнительный анализ современных песен на русском языке (научный эксперимент ). Объект исследования: тексты современных песен. Предмет исследования : нарушения литературных норм русского языка. Методы исследования: обзор литературы по теме исследования; анализ текстов песен /описательный метод/; метод классификации и обобщения материала; анкетирование. Результаты работы: выявлены нарушения норм русского литературного языка, внутреннее содержание песен не отличается содержательностью. Актуальность исследования - язык песен активно используется носителями языка, влияет на речевую культуру народа, а негативное содержание текстов песен порой становится нормой речевого поведения личности. поэзия Проблема исследования - у слушателей низкосортной музыки не развивается чувство прекрасного. Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Слушая музыку, молодые люди часто начинают подражать модным стилям музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Практическая значимость данной работы состоит в том, что её материалы могут быть использованы на уроках русского языка, а также во внеурочной деятельности, связанной с культурой нашей речи. Полезными и нужными станут материалы и для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. « Словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное» . (С.И. Ожегов) Назначение поэзии – приносить человеку эстетическое удовольствие. «Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах». (В. И. Даль) Ключевые слова : стихотворное произведение, возвышенный, изящество, духовное, прекрасное, эмоциональное. « Антипоэзия усиливает плохое, радуется при виде плохого, делает так, чтобы плохого было больше». ( Мурашов А.А.) Подмена ценностей, антинорма , в ней нет призыва к прекрасному и доброму. Тексты современных песен и стихов, в которых отсутствует высокое духовное содержание, употребляемые ради создания рифмы. Настоящие термины извращаются: белое обозначается как чёрное, грязное как чистое, смерть как нечто высшее… антипоэзия Практический аспект исследования НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЫ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Неверное употребление предлогов Ошибки при образовании причастий и деепричастий Нарушение падежного образования слова Неправильное образование форм слова Образование просторечных форм слова РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ Нарушение норм словоупотребления Нарушение лексической сочетаемости (алогизмы- нарушение логики) Фразеологическая ошибка Речевая избыточность, многословие (плеоназм, тавтология ) Лексические повторы Немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости Неоправданное использование иностранной лексики( варваризация языка) Употребление слов-паразитов ЭТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Сленг, арго, жаргон Ненормативная лексика ОШИБКИ ЛОГИЧЕСКИЕ Красота спасёт мир, Как Лев Толстой говорил … ( Афоризм «Красота спасет мир» принадлежит Федору Михайловичу Достоевскому). НЕВОЗМОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ В небе три звезды – это я и ты… Наше детское счастье – это все-таки дико… Зачем стремиться к вершинам могил? Черные в полоску глаза… Вывод: молодежь – активный слушатель современных песен, ребята вдумываются в смысл песни, но спокойно относятся к речевым ошибкам в песне и не всегда обращают внимание на слова в песнях. Темы и мотивы современной эстрады ЛЮБОВЬ Основной мотив в этих песнях – это мотив разлуки, разрыва отношений. В современном мире любовь не воспринимается уже как возвышенное чувство. ВРЕМЯ Про время говорится, что оно быстротечно, необратимо, звучит ностальгия о прошлом. Проявление признаков АНТИПОЭЗИИ Внутреннее содержание песен Негативное отношение к жизни, упаднические настроения, мысли о плохом и о смерти. Такое отношение к жизни не может не отражаться на настроении молодых людей. Проявление признаков АНТИПОЭЗИИ РЕЗУЛЬТАТЫ АКЕТИРОВАНИЯ Любите ли вы слушать современные песни? 97%. На каком языке вы предпочитаете слушать песни? Вывод: наиболее популярнее в среде подростков песни на русском языке Что для Вас важнее текст или музыка? Вывод: наибольшее предпочтение учащиеся отдают музыке, чем текстам песен. Обращаете ли внимание на слова в песнях? Вывод: опрос показал, что для большинства учащихся слова в текстах не так уж и важны, но есть учащиеся, которые обращают внимание на слова новых популярных песен. Возмущают ли Вас ошибки в текстах ? Вдумываетесь ли вы в смысл песни? Вывод: из 25 человек опрошенных 17 человек пишут о том, что вдумываются в тексты и считают, что смысла в большинстве современных песен нет, хотя в предыдущих ответах респонденты писали о том, что на слова в песнях внимания не обращают. Вывод: все перечисленные нарушения приводят к тому, что смысл современных песен очень расплывчат, скорее его нет совсем. Большинство (мы не говорим, что все) популярных современных эстрадных исполнителей об этом даже не задумывается. Их задача — увлечь слушателя простенькими мелодиями и простоватыми текстами песен. Ещё страшнее то, что многие песни современных исполнителей являются откровенно пошлыми и неприличными. Поэзия или антипоэзия ? Цель: выяснить, могут ли учащиеся 8 - 9 классов по отрывкам из песен современной эстрады определить, поэзия это или антипоэзия . Вывод: современная молодежная песня, основное назначение которой нести оптимистический заряд, сеять «разумное, доброе, вечное», воспитывать и пробуждать «чувства добрые», не выполняет свою миссию, поскольку в современных песнях много случаев нарушения норм русского литературного языка. Результаты проведенного исследования доказывают выдвинутую гипотезу , что тексты современных песен можно отнести больше к антипоэзии , чем к Поэзии.Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Под парусами
"Портрет". Н.В. Гоголь
Астрономический календарь. Май, 2019
Свадьба в Малиновке