Цель проекта: проанализировать речь современных девятиклассников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса обучающихся моей школы.
Задачи проекта:
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы- часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной лексики. Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка.
Объект исследования: обучающиеся 9 классов МБОУ О(С)ОШ №1г.Искитима
Вложение | Размер |
---|---|
aslonov.doc | 102.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – открытая (сменная) общеобразовательная школа №1 города Искитима Новосибирской области
Индивидуальный проект
«Лексикон учащихся 9-х классов моей школы»
по русскому языку
ученика 9 «а» класса
Аслонова Данила
Руководитель проекта: учитель русского языка Ларионова Светлана Анатольевна
Искитим
2020г.
Исследовательская работа на тему:
«Лексикон учеников 9-х классов моей школы»
Выполнил: Аслонов Данил, обучающийся 9 «а» класса МБОУ О(С)ОШ №1 г.Искитима
Руководитель проекта :Ларионова Светлана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Цель проекта: проанализировать речь современных девятиклассников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса обучающихся моей школы.
Задачи проекта:
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы- часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной лексики. Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка.
Объект исследования: обучающиеся 9 классов МБОУ О(С)ОШ №1г.Искитима
Содержание
Введение
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования, объект исследования.
1.2.Актуальность темы.
1.3. Формулировка цели и задач исследования.
1.4. Этапы исследования. Методы исследования.
2. Теоретические исследования
2.1. Диалектная лексика. Какое место занимают диалектизмы среди других групп слов? Востребованы ли они в наше время?
2.2.Профессиональные слова в лексиконе обучающихся.
2.3.Что такое сленг?
2.4. Молодежный сленг.
2.5. Причины употребления сленга.
3. Практические исследования
3.1. Проведение анкетирования обучающихся с целью определения :
4. Вывод
5. Список используемой литературы
6. . Приложения
Введение
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям- одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам, русским людям. Я искренне верю в то, что русский язык – « великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.
«Слово- есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому», - писал Л.Н. Толстой. В этой фразе выражена мысль о специфике языка: при помощи слова, то есть при помощи языка, люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего языка.
Совокупность слов образует словарный состав языка, или лексику. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикологией.
Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показывать, как говорящий оценивает предмет речи.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи?
« У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие способствовало возникновению интереса к исследованию лексикона обучающихся 9-х классов моей школы, определило проблему моего исследования.
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования –жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования –устная речь обучающихся 9 классов моей школы
1.2. Актуальность:
Я заметил, что в речи обучающихся используются слова не только общеупотребительные, но и ограниченного употребления. Со временем меня это заинтересовало, и я решил изучить лексикон учеников 9 классов нашей школы, что и является темой моей работы.
Данная тема является актуальной, так как обусловлена желанием выделить на основе изученной литературы, сбора и записи информации источники пополнения лексикона обучающихся.
- ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;
- молодежный сленг и жаргонизмы –явления которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
- исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой;
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу , а также выявить причины использования учащимися подобной лексики.
1.3. Цель исследования: проанализировать речь современных девятиклассников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определить пути пополнения словарного запаса обучающихся 9-х классов моей школы.
Гипотеза:
в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть
современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?
Задачи:
- использования в речи школьников диалектные и профессиональные слова;
- круга наиболее употребительных слов молодежного сленга и жаргонных слов;
- причин употребления школьниками сленга и жаргонизмов.
1.4. Этапы исследования:
-Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.
-Проведение анкетирования, обработка результатов.
-Написание проекта.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
-сбор лексики;
- анкетирование;
-анализ, сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
2. Теоретические исследования.
2.1. Диалектная лексика. Какое место занимают диалектизмы среди
других групп слов? Востребованы ли они в наше время?
Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:
Многие слова русского языка известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.
Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова. К необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику. На основе бесед с родителями, бабушками и дедушками, общаясь со своими сверстниками , я пришел к выводу, что в речи учащихся 9-х классов моей школы присутствуют диалектизмы. В речь школьников они проникают благодаря общению со старшими. В официальной обстановке (на уроках) ребята стремятся говорить на литературном языке, а дома некоторые из них используют и диалект. Это такие слова как: курчата (цыплята), кошелка (корзина), цибарка( ведро), буряк ( свекла),дите (ребенок) и другие. Однако диалектных слов в речи наших школьников не так уж и много. В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе обучающихся 9 классов. Я выделил несколько причин редкого употребления диалектов:
Значение непонятного диалектного слова можно узнать из «Толкового словаря»
2.2.Профессиональные слова в лексиконе обучающихся.
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами. Например, дефис, карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель.
Термин - это научное обозначение понятия( синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее и другие.
В речи родителей, занимающихся разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Из лексикона родителей такие слова переходят в детский лексикон . В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова и выражения, значения которых знают и употребляют их в речи учащиеся . Например, , аккумулятор, радиатор, коробка передач, севооборот, агротехника, медикаменты , педиатр, окулист, лор .
2.3 Что такое сленг?
Существует несколько определений сленга.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг?
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!»).
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
2.4.Молодёжный сленг
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
На мой взгляд, понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающей с нормой литературного языка, используемой узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
2.5 Причины употребления сленга.
Сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.
Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?
Чтобы ответить на этот вопрос, я провел языковое исследование: анкетировал обучающихся, проводил наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы). Выяснял, что учащиеся 9 классов моей школы активно используют в своей речи сленг, для которого характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
В анкетах я попросил указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:
Название группы | Примеры | |
1 | Части тела | грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); |
2 | Слова,обозначающие людей по профессии | училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер); |
3 | Бытовая техника | ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD); |
4 | Транспорт | мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей) |
5 | Слова,обозначающие людей по родству | предки, родичи, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень) |
6 | Учеба | домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка |
7 | Продукты питания | хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая) |
8 | Деньги | бабки, бабло, баксы, штука |
9 | Слова-оценки | классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое) |
10 | Глаголы | отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать); |
11 | Слова, обозначающие людей по их качеству характера | крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова |
В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва-у!, раздражение – отвянь и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 9 класса не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения). В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даешь! (удивление), Не мешай, блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).
3. Практические исследования
3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью определения
Закономерным показался мне вопрос, который задал обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Это модно, современно», «Помогают самоутвердиться». Я понял, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, «белой вороной», если начнут разговаривать литературным языком. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.
Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек ответили, что сленг придает речи живость и юмор. На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет. Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе тем как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление.
Из бесед со взрослыми я выяснила, что и раньше, когда они учились в школе сленг присутствовал. Они назвали такие слова: блин, государственная оценка, фигня, шпора, но употребление этих выражений было низким , этими словами «не швырялись» в открытую, считалось зазорным произнести вслух при взрослом человеке нелитературное слово. Учителя нашей школы знают много слов современного сленга, некоторые иногда употребляют их в шутку.
Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит.
Я выяснил, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно, гипотеза, которую я выдвигал, верна- в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте- сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача- учиться употреблять в речи нормированную лексику, расширяь свой словарный запас.
Также следует отметить, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным и таким образом стремясь создать свой мир, отличный от взрослого.
Вместе с тем я заметил, что чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разговорной речи.
Лично я отрицательно отношусь к засилью жаргонизмов в нашей повседневной речи и считаю, что нужно учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности её применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания
6. Список использованной литературы
3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).
4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.
5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.
6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
7. Материалы Интернет
МБОУ О(С)ОШ № 1 г.Искитима
Отзыв
на индивидуальный проект
«Лексикон учащихся 9-х классов моей школы»
Аслонова Данила
ученика 9 «а» класса
Работа посвящена актуальной теме, так как проблема чистоты русского языка стоит достаточно остро. В последнее время молодежь старается употреблять в своей речи элементы сленга. Принимать это или бороться? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к данной теме. Проект связан с такими разделами русского языка, как «Язык и общество», «Язык и культура», «Язык и речь», «Богатство и выразительность русской речи» и др.
Формулировки задач отвечают поставленной цели, цель и задачи выполнены. Также обучающийся демонстрирует хорошее знание темы и соблюдает авторские права. В работе используются традиционные подходы к решению поставленных задач. В данном проекте есть все структурные компоненты, в форматировании заметны негрубые ошибки.
К достоинствам данной работы можно отнести : способность заинтересовать данной темой, логичность и ясность изложения.
Практическая ценность работы: результаты исследования могут быть использованы на уроках русского языка, развития речи, литературы.
Рекомендации: итоговый индивидуальный проект отвечает требованиям Положения об индивидуальном итоговом проекте (ИИП) обучающихся МБОУ О(С)ОШ №1 и рекомендуется к защите.
Дата Руководитель: Ларионова С.А.
Как нарисовать ветку ели?
Как Снегурочке раскатать тесто?
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Лист Мёбиуса
По морям вокруг Земли