Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что эпоха Просвещения является величайшей страницей в истории. До данного периода никогда не провозглашались столь громких высказываний в честь человеческого разума. Впервые были высказаны надежды на скорое избавление от религиозного гнёта, а также критика церкви и абсолютизма.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukuetu_konstantin_8_v.docx | 43.99 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46
с углубленным изучением отдельных предметов
Тема
«Влияние эпохи Просвещения на развитие человечества»
Выполнил: Кукуету Константин
ученик 8 «В» класса
Руководитель: учитель истории
Беляева Евгения Николаевна
Сургут, 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………….........4
Глава 2. Практическая работа …………………………………………….......7
2.1 Характеристика эпохи Просвещения……………..……………...………….8
2.2 Основные идеи эпохи Просвещения……..……………….………………….8
2.3 Основные идеи выдающихся деятелей эпохи Просвещения и их проявления в реальной жизни.......................................................................................9
2.4 Произведения и изобретения созданные в эпоху Просвещения……...10
Заключение …………………………………………………………………......11
Список использованной литературы и источников …………………........12
Приложение…………………………………………………………………......13
Введение
Эпоха- длительный период, имеющий особые характерные черты и выделяемый по каким-нибудь особым явлением. Каждая эпоха знаменуется повышением уровня человеческого прогресса, что ведёт за собой улучшение человеческого разума. Особую роль в развитии человечества сыграла эпоха Просвещения, появившаяся под влиянием идей рационализма и вольномыслия. Данный период, характеризующийся бурным развитием философской, научной и политической деятельностью.
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что эпоха Просвещения является величайшей страницей в истории. До данного периода никогда не провозглашались столь громких высказываний в честь человеческого разума. Впервые были высказаны надежды на скорое избавление от религиозного гнёта, а также критика церкви и абсолютизма.
Объект исследования: источники информации освещающие тему эпохи Просвещения
Предмет исследования: влияние эпохи просвещения на развитие человечества
Гипотеза исследования: Эпоха Просвещения стала фактором, перевернувшем мировоззрение людей, открыв просторы для вольномыслия и дав надежду на избавление от общественного и религиозного гнёта.
Цель работы: доказать важную значимость эпохи Просвещения в развитии человечества.
Задачи:
Методы исследования: анализ литературных источников; анализ данных.
Глава I. Теоретическая часть
Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего настоящей природе человека и общества.
Просвещение зародилось в Англии в XVII веке под влиянием идей рационализма и гуманизма эпохи Возрождения. Одним из важнейших деятелей эпохи принято считать Джона Локка (1632-1704). В сочинениях Д. Локка и его последователей Г Болингброка (1678-1751), Аддисона (1672-1719), А. Э.Шефтсбери (1671-1713), Ф. Хатчесона (1694-1747) впервые были сформулированы понятия, ставшие основой просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».
Позднее данное идейное течение распространилось в таких странах как Франция, Германия, США, Россия…
Сущность эпохи Просвещения характеризуется отрицанием религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Именно в эту эпоху был поставлен вопрос об использовании достижений науки в интересах общественного развития и миропонимания.
Учёные нового типа стремились популяризировать знания. Научная информация не должна быть открыта только для определённого круга общества, а должна быть общедоступной для всех без исключения. Научные знания становятся предметом общественных коммуникаций и дискуссий.
Просвещение включает в себя политические, общественные идеи-прогресса, свободы, справедливого и мудрого социального устройства, развития научного знания, религиозной умеренности.
Основной целью эпохи было распространение научных знаний, политических свобод, общественного прогресса, разоблачение суеверий и предрассудков, а также нахождение естественных принципов человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок и т.п.) путём деятельности человеческого разума.
Практическим воплощением этих идей стала «Энциклопедия…» под редакторством Дидро.
Философия Просвещения связана с экономикой, политикой, культурой, но в основном она носила политический характер так как в ней преобладала критика существующей обстановки, не совпадающей с идеалами Просвещения о справедливом государственном строе. Просветители хотели изменить общество на более совершенное, где отсутствует коррупция, фанатизм, общественные и религиозные притеснения.
Рационализм является одной из главных характеристик философии эпохи Просвещения.
Трактуется рационализм как учение, утверждающее, что основным инструментом познания является- разум, а ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.
Деятели просвещения верили в решающую роль науки и разума в осознании бытия, отрицая факт того, что религия является основным источником знаний. Они стремились к распространению научных знаний и уменьшении роли церкви в общественной жизни.
В эпоху Просвещения художественная культура приобретает новые грани. Появляются «Энциклопедия искусств, наук и ремёсел», которая предлагала новые ценности, в её издании участвовали выдающиеся деятели Просвещения из Европы (организатором данного издания является Дидро). Создаются литературные школы с направлениями: классицизм (Вольтер), романтизм (Руссо), реализм (Дидро).
Живописи эпохи просвещения присущи свои особенности, она начинает носить светский характер, отражает реальную жизнь людей. Особое внимание уделяется эскизу, приоритет отдаётся рисунку и гравюре, а также имеет роль усиления цвета и его восприятие.
В Европе в эпоху Просвещения появляются первые публичные выставки и парки. Театр оказался близким духу эпохи, он наполнил старые формы новым содержанием. Музыка этой эпохи поражает глубиной и масштабностью. Меняется отношение к музыке, она достигает расцвета во второй половине 18 века, появляется новый вид музыки- опера. Самые выдающиеся музыкальные произведения эпохи Просвещения были созданы такими композиторами как И.С. Бах, В.А. Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Культурное наследие эпохи Просвещения отличается богатством жанров и стилей, верой в человека и его разум.
Науке эпохи Просвещения были присущи рационализм и эмпиризм. Наука заняла ключевое место в формировании картины мира, к ней относились как к высшей культурной ценности. Учёным этой эпохи свойственно масштабная широта интересов. Центральное место в системе знаний отводилось точным естественным наукам (математика, физика, биология и т.д.). Были открыты новые законы, сделаны величайшие научные открытия, которые навсегда и бесповоротно изменили существующий мир. В данную эпоху сложилась сеть академий наук, научных обществ, лабораторий и так далее. Образовалась система обмена научной информации (журналы, переписка). Образованность вошла в моду. Научные открытия того времени формировали новый взгляд на окружающий мир устройство природы и человека.
В Эпоху Просвещения мыслители, опираясь на знания и разум, стремились осмыслить существующие политические положения в Европе. Именно в это время начала формироваться теория разделения властей, которая была высказана Джоном Локком и развита Монтескье.
Также были выдвинуты теория общественного договора, теория естественных прав человека. Начали зарождаться идеи новых форм правления (например «просвещённый абсолютизм»).
Теория разделения властей оказала ключевое влияние на создателей конституций США и Франции в 18 веке
Источниками конституции США (1787), в основу которой были положены передовые достижения общественной мысли о прирождённых правах человека и разделения властей, стали идеи Французского Просвещения, а именно идеи Монтескье, верховенство закона, свободы личности о которых писал Джон Локк.
Первую в истории Франции конституцию (1791) приняло учредительное собрание, она ограничивало власть короля законами и уничтожила абсолютизм. Конституция Франции полностью изменила страну, а именно политическое устройство, права и свободы её граждан.
Ярким представителем эпохи Просвещения в плане экономики является Адам Смит. Он утверждал, что стремление людей увеличить своё материальное положение способны привести общество к благосостоянию. Для достижения этой цели нужен мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении. Свободный обмен товарами и справедливая конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни страны. Адам Смит был уверен, что главным источником богатства является не деньги, а труд.
Конец XVIII-начало XIX века связан с периодом позднего Просвещения, протекающий в странах восточной Европы, России и Германии. Новый виток периода позднего Просвещения дали немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были последователями английский и французских мыслителей. Известнейшие немецкие представители этой эпохи Шиллер, Гете, Лейбниц, Кант.
Главной идеей Просвещения в России была возможность получения образования простыми людьми, без которого было невозможно дальнейшее развитие страны. На втором месте шло, как и в других странах Европы свободомыслие, критика феодализма и светский характер культуры. Недостаток людей с наличием профессиональных знаний дал толчок для создания знаменитых учебных заведений в эпоху Просвещения: Академия наук в Петербурге(1725), Московский университет(1755), Сухопутный шляхетский кадетский корпус(1731)
Знаменитейшие деятели русского Просвещения: Ломоносов М. В. (1711-1765), Новиков Н. И. (1744-1818), Радищев А. Н. (1749-1802). Развитие свободомыслия поставила под вопрос необходимость самодержавия в России.
Глава 2. Практическая часть
2.1 «Характеристика эпохи Просвещения»
К характерным особенностям данной эпохи относятся:
10) Стремление освобождения личности от сословных и религиозных ограничений
2.2 «Основные идеи эпохи Просвещения»
«Просвещённый абсолютизм»
Идея просвещённого абсолютизма, выдвинутая французским философом Вольтером, была поддержана многими европейскими монархами XVIII века. Эту идею формы правления применяли в своей политике императрица Российской империи Екатерина II, император империи Габсбургов Иосиф II и другие. Данная политика выражалась в преобразовании устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха- реформатора.
Право на жизнь свободу и собственность
Основная направленность права на жизнь, свободу и собственность основывалась на утверждении последователя Бэкона, Джона Локка, что все люди от природы рождаются равными. Мыслитель Джон Локк впервые заговорил о народных выборах и являлся сторонником конституционной монархии. Деятели Просвещения принадлежали ко всем слоям общества, они требовали равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, свобода печати, аграрной реформы поддержки науки и техники, невмешательства церкви в светскую жизнь, справедливых налогов.
Теория разделения властей
Данная теория, придуманная Джоном Локком Выражалась в необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной. Позднее эту теорию развил Монтескье. Он утверждал, что три ветви власти- законодательная, исполнительная и судебная должны быть разделены и ни одна из них не должна подменять другую. Законодательная власть принадлежит народу, исполнительная- монарху, судебная- независимым судьям.
Секуляризация (обмирщение) сознания
Представители Просвещения осуждали предрассудки и суеверия. Основные причины секуляризации- освобождение общественной, государственной, личной жизни от влияния церкви. В Европе это коснулось власти духовенства и церковной собственности, но с эпохой Просвещения распространилось на духовную сферу и культуру. В России практиковал секуляризацию Пётр I, а также европейские монархи. Секуляризация коснулась науки (Ньютон, Бэкон). Принцип разделения разума и веры проявляется не только в политической, научной мысли, но и в этикете. (Сейчас секуляризация проявляется в широком значении, а именно освобождение от религиозного контроля в мирских делах).
Вера в разум и всесилие науки
Просвещение проповедовало развитие мышления в процессе научной деятельности, Цель данной идеи- «вырвать» людей из страхов, вызванными предрассудками, и превратить их в хозяев собственной жизни. Деятели эпохи Просвещения хотели с помощью научных знаний изменить человеческое сознание. Вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, избавление от навязанных традиций, невежества, суеверий, угнетения- объединяет между собой направления Просвещения, сложившиеся в разных странах.
Естественный свет разума- основа познания, главное средство совершенствования общества.
2.3 «Основные идеи выдающихся деятелей эпохи Просвещения и их проявления в реальной жизни»
Дени́ Дидро́— французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Вместе с другими известными просветителями Дидро был создателем тех идей, которые подготовили общество к Великой французской революции.
Ада́м Смит— шотландский экономист и философ-этик, один из основоположников экономической теории как науки, основоположник её классической школы. Создал основные принципы экономики.
2.4 «Произведения и изобретения созданные в эпоху Просвещения»
Эпоха Просвещения знаменуется не только великими идеями, но и появлением великих литературных, музыкальных, художественных произведений.
Также рождаются гениальные изобретения, ставшие причиной промышленного переворота. Вот лишь малая часть из огромного множества этих творений: создание универсальной паровой машины, позволило строить фабрики в любом удобном месте, а механическая прялка позволила увеличить производительность труда.
Создаётся «Декларации независимости США», освещающая свободу человека, равенство, естественные права. Составлена «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» ставшая практическим воплощением идей Просвещения.
Заключение
XVIII век в истории Европы принято называть эпохой Просвещения. Просвещение, идейное течение и широкое культурное движение конца 17 – 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего настоящей природе человека и общества.
Данный период развития идей основ мироздания, общественного порядка, улучшения общества, решающей роли всесилия человеческого разума и науки, оказал огромное влияние на мировоззрение людей, угнетённых притеснениями государства и церковью.
Под влиянием этих идей создавались реформы, которые должны были коренным образом изменить общественную жизнь («просвещённый абсолютизм»), происходят революции в английских колониях в Северной Америке и во Франции.
Такая современная политика как либерализм во многом берёт свои идеи из эпохи Просвещения. Большинство идей данной эпохи стали во главе политических свобод и демократии как основной ценности современного общества, основой многих законов и конституций, организаций государственного управления, религиозной терпимости, рыночных механизмов, капитализма и научного метода.
Список использованной литературы и источников:
Приложение
Таблица 1. «Основные идеи выдающихся деятелей эпохи Просвещения и их проявления в реальной жизни»
Мыслители эпохи Просвещения | Основные идеи | Реализация |
Джон Локк (1632- 1704) Англия | 1-Всеобщее равенство;2-Право на жизнь, свободу и собственность;3-Разделение властей. | 1,2) Данные идеи в конституциях и законах разных стран.3) Идея реализована в государственном устройстве разных стран мира. |
Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер) (1694- 1778) Франция | 1-Просвещённая монархия;2-Свобода, равенство, собственность;3-Отказ от института церкви. | 1) Осуществлено в правлении Екатерины II;2) Реализовано в конституциях и законах разных стран мира3) На текущий момент церковь не влияет на политику, проводимую в стране. Человек имеет право на собственное восприятие мира. |
Монтескье, Шарль-Луи де Секонда (1689- 1755) Франция | 1-Разделение властей;2-Свобода личности и неприятие деспотизма. | 1) Идея реализована в государственном устройстве разных стран мира.2) Выражено в законах многих стран. |
Жан-Жак Руссо (1712- 1778) Франция | 1-Власть принадлежит всему народу;2-Равноправие и всеобщее избирательное право;3-Отказ от частной собственности | 1) Данная идеи реализована в конституциях и законах разных стран.2) Воплощение идеи в форме свободных выборов;3) Реализация в социалистических государствах. |
Дени Дидро (1713- 1784 гг.) Франция | 1-Равноправия и права личности;2-Непринятие деспотизма. | 1,2) Данные идеи в конституциях и законах разных стран. |
Адам Смит (1723- 1790) Шотландия | 1-Главным источником богатства является труд;2-Свобода конкуренции и торговли;3-Лёгкие налоги | 1) Реализовано в экономике стран;2) Реализация в странах с капиталистическим строем;3) Налоговая политика |
Таблица 2. «Произведения и изобретения созданные в эпоху Просвещения»
Создатель | Изобретение/ Произведение |
Томас Джефферсон (1743-1826) | Создание «Декларации независимости США» (4 июля 1776 год), освещающая свободу человека, равенство, естественные права |
Дени Дидро (1713-1784) | Составитель «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел» практическое воплощение идей Просвещения |
Даниэль Дефо (1660- 1731) | Написание популярнейшего произведения «Жизнь и удивительные приключение Робинзона Крузо» ставшего девизом труда, упорством и смелости человека в борьбе с любыми бедами и превратностями судьбы. |
Иоганн Вольфганг Гёте (1749- 1832) | Написание произведения на основе старинной легенды о докторе Фаусте, раскрывающего такие свойства Человеческой натуры как неудовлетворённость достигнутым и стремлением к идеалу. |
Уильям Хогарт (1697- 17640) | Изображение обыденной жизни простых трудящихся людей на своих картинах («Прогресс распутства; «Покупка голосов»; «Девушка с креветками» и др.) |
Людвиг ван Бетховен (1770- 1828) | Написание величайших музыкальных произведений таких как «Реквием»; «Героическая симфония»; «Аппассионата» и др. |
Джеймс Уатт (1736- 1819) | Создание универсальной паровой машины, позволившая строить фабрики в любом удобном месте. |
Джеймс Харгривс (1720- 1778) | Изобретение механической прялки, позволившей увеличить производительность. |
Цветущая сакура
Неньютоновская жидкость
Юрий Визбор. Милая моя
Девочка-Снегурочка
Ворона