Работа посвящена проблеме поиска механизмов сокращения уровня безработицы в Российской Федерации. Актуальность темы определяется наличием безработных, а также наличием вакантных рабочих мест по всей территории страны.
Вложение | Размер |
---|---|
mzi_surgut_mbousosh_no_46_romanenko.docx | 136.3 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
_______________________________________________________
Секция: экономическая политика
Тема: «Трудовое законодательство регламентирующее трудоустройство и переезд граждан РФ в другие регионы страны»
Автор: Романенко Андрей Вадимович, ученик 10 в класса
Место выполнения работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 с углубленным изучением отдельных предметов
Научный руководитель: Беляева Евгения Николаевна учитель истории и обществознания
2020 год
Содержание
Тезисы……………………………………………………………………….………….…………………3
Введение………………………………………………………………...................…..………………….4
Глава 1. Рынок труда и факторы влияющие на уровень безработицы.
1.2. Безработица в Японии…………………………………………………..……………….………..6-8
1.3. Российское законодательство в сфере трудоустройства граждан в другие регионы страны…………………………………………………………………………………………………..8-22
Глава 2. Анализ уровня безработицы в Российской Федерации и выявление факторов, влияющих на занятость населения.
2.1. Методы исследования, место и сроки проведения……………………………..…………………23
2.2. Уровень безработицы населения в стране и факторы, влияющие на ее уровень……………23-24
2.3. Социологический опрос на тему «Способы Вашего трудоустройства»…………………………25
2.4. Инициативы которые позволят снизить уровень безработицы в стране……………….…….25-27
Заключение…………………………………………………….……………………….………………...28
Список использованной литературы и источников…………………………….…..………………….29
Приложение………………………………………………………………………….………………..30-31
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО И ПЕРЕЕЗД ГРАДЖАН РФ В ДРУГИЕ РЕГИОНЫ СТРАНЫ
Романенко Андрей Вадимович
Научный руководитель Беляева Евгения Николаевна
МБОУСОШ № 46 с УИОП, ХМАО-Югра, г. Сургут
Работа посвящена проблеме поиска механизмов сокращения уровня безработицы в Российской Федерации. Актуальность темы определяется наличием безработных, а также наличием вакантных рабочих мест по всей территории страны.
Цель: изучить возможность сокращения безработицы на основе анализа ситуации на рынке труда и существующего законодательства.
Задачи:
Законодательство Российской Федерации, регулирующее трудоустройство и систему рынка занятости следует усовершенствовать, поскольку статистические данные демонстрируют неэффективность работы в данной области. Необходимо организовывать новые и развивать уже существующие службы занятости, биржи труда, распространять информацию о вакансиях, создавать новые рабочие места, модернизировать систему среднего-специального и высшего образования. Включить в образовательную систему курсы повышения профессиональной квалификации для людей с высшим образованием. В стране практически не работают механизмы переселения трудоспособных граждан в другие регионы.
Важным направлением государственной политики, при решении проблемы трудоустройства граждан, должны стать меры по стабилизации положения работников предпенсионного возраста. Государство должно трудоустраивать пожилых работников, учитывая их физические способности, возможности и состояние здоровья.
Проведенный анализ данных социологического опроса свидетельствует о неэффективной работе государственной службы занятости населения. Наличие коммерческих фирм по трудоустройству, свидетельствует о желании населения и работодателей платить деньги за трудоустройство и поиск персонала, не прибегая к услугам государственных центров занятости.
Мы считаем, что необходимо внести изменения в российское законодательство. На территорию Российской Федерации должна привлекаться высококвалифицированная иностранная рабочая силы, поскольку безработных граждан в стране хватает. В законодательство необходимо внести понятие о приоритетном порядке трудоустройства в государственные и муниципальные предприятия и организации. Поскольку данные предприятия граждан страны воспитывают, обучают, лечат, защищают и т.д.
Введение.
В современной России, проблема безработицы граждан является одной из важных и актуальных. Она наносит большой урон жизненным интересам людей, не давая им использовать свои умения и навыки в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя. Безработица ухудшает экономическое положение людей, способствует росту преступности и заболеваемости, а также увеличивает уровень эмиграции трудоспособного населения. Безработица — это социально-экономическое явление, заключающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не находит себе работу. В соответствии с ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [1], безработными признаются трудоспособные граждане, которые: не имеют работы и заработка; зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы; ищут работу и готовы приступить к ней.
Исследование посвящено проблеме поиска механизмов сокращения безработицы граждан страны. Актуальность темы определяется статистикой безработных, находящихся на учете в центре занятости, а также наличием вакантных рабочих мест по всей территории Российской Федерации.
Гипотеза: законодательство и система трудоустройства граждан в Российской Федерации требуют изменений и дополнений.
Объект исследования: рынок труда.
Предмет исследования: возможность сокращения безработицы на рынке труда.
Цель: изучить возможность сокращения безработицы на основе анализа ситуации на рынке труда и существующего законодательства.
Задачи:
Методы исследования: анализ, синтез, социологический опрос.
Глава 1. Рынок труда и факторы влияющие на уровень безработицы.
1.1. Безработица как экономическое явление.
Безработица граждан наносит урон экономике и государству в целом. Безработица - это социально-экономическое явление, проявляющееся в том, что часть трудоспособного населения не может найти работу. В соответствии с ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[1], безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и официального заработка и зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы. В толковом словаре русского языка С.И. Ожигова безработный – не имеющий постоянной работы, заработка [с. 42, 6]. Безработица носит цикличный характер как экономика. Есть факторы, влияющие на занятость населения. Она зависит от политической, социальной и экономической обстановке в стране. Если рассматривать основные факторы, то это конечно производительность труда, спрос работодателей на тот или иной вид специалистов, а также темпы экономического роста. Выделяют такие виды безработицы как – сезонную, институциональную, фрикционную, структурную, циклическую [с. 13, 5].
Трудности в экономике России на протяжении последних лет не могут не отражаться на уровне трудовой занятости населения. Санкции, падение курса рубля, экономические кризисы, непосредственно оказывают влияние на уровень безработицы. С 2014 года, уровень безработицы в России демонстрирует динамику роста, и как следствие увеличение социальных проблем в обществе.
Одним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере социальной защиты населения, является разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости населения. Для обеспечения трудоустройства граждан на территории Российской Федерации 9 марта 2004 года была создана Федеральная служба по труду и занятости населения [2], это федеральный исполнительной орган власти России, который осуществляет функции по надзору и контролю в сфере труда, занятости, по осуществлению государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, а также урегулирования трудовых споров и трудовой миграции в стране.
По законодательству граждане, признанные органом центра занятости безработными, получают определенные права, в частности, одним из важнейших является право на выплату пособий по безработице. Для получения статуса безработного гражданин должен обратиться в государственную службу занятости подтвердив отсутствие официальных источников дохода. В случае получения двух отказов от потенциальных работодателей и подождав одиннадцать дней, гражданин приобретет статус безработного и получит право на пособие по безработице.
Уровень безработицы в разных регионах России различный. Рост показателей характерен для республики Ингушетия — здесь безработных достигает 29 %, не очень благоприятная ситуация с трудоустройством и у Забайкальского края, Севастополя, Северо-Кавказских республик, в них процент безработицы равен 10 [7]. Безработица не характерна для центральных регионов страны. В Москве и Санкт-Петербурге данный показатель меньше 3 %.
В России активно проводятся исследования по поводу потребностей и нехватки специалистов на рынке труда. В России возрастает число граждан, которые ищут не основную работу, а дополнительную. Растет уровень недовольства размером зарплат. Статистика показывает, какие отрасли испытывают нехватку рабочей силы, среди них, это прежде всего автомобильные перевозки, сельское хозяйство, санаторно-оздоровительная сфера, строительство, информационные технологии.
Необходимо отметить, что для снижения уровня безработицы государству необходимо создавать новые и развивать уже существующие службы занятости, биржи труда, более эффективно распространять информацию о вакантных рабочих местах, создавать новые рабочие места, усовершенствовать систему образования, включить в образовательную систему курсы повышения профессиональной квалификации. В стране практически не работают механизмы переселения трудоспособных граждан в другие регионы. Таким образом, при выполнении вышеперечисленных мер можно сократить уровень безработицы и прийти к результатам, которые удовлетворят, как государство, так и население.
1.2. Безработица в Японии.
Население в Японии имеет очень высокий уровень образования и квалификации. Работодатели продуктивно использует современные формы организации труда, но в то же время национальные традиции и особенности культуры народа все же играют огромную роль. Уровень безработицы в Японии намного ниже, чем в Европе, США и России. В государственной политике занятости населения в Японии есть много общего с политикой западноевропейских стран и США, но есть и различия. На западе и в США государство берет ответственность на себя по борьбе с безработицей, обучению и переобучению рабочей силы, решить эти задачи в Японии государству помогают крупнейшие предприятия. Особенно крупные фирмы имеют достаточные ресурсы для поиска приемлемых мест для своих работников в других фирмах. Есть три особенности трудоустройства граждан в Японии: пожизненный наем работников; особая форма оплаты их труда; пофирменнее профсоюзы.
Пожизненный наем рабочих в Японии гарантирует непрерывную работу на предприятии, вплоть до пенсии. Оплата труда зависимости от возраста и от стажа работника. Важным направлением государственной политики, является меры по стабилизации положения работников пожилого возраста. Центры занятости трудоустраивает пожилых работников, учитывая их физические способности и возможности, возраст, принимает специальные решения, обязывающие предпринимателей повышать возраст пребывания на работе до 60-65 лет. Для фирм, которые имеют в штате работников предпенсионного возраста, предоставляются субсидии и льготы. В стране действуют консультативные службы по вопросам трудоустройства пожилых работников. Государство особое внимание уделяет ликвидации безработицы среди лиц пожилого и среднего возраста. Для людей предпенсионного возраста организована переподготовка специалистов, выплачиваются пособия, создаются организации, занимающиеся трудоустройством [12].
В настоящее время около трети фирм и предприятий в Японии используют персонал, полученный через лизинг. В качестве основных причин, по которым они используют временных работников, называли стремление иметь под рукой достаточно компетентных работников для исполнения основных и специализированных функций. Компании должны воспринимать временный персонал, как и основной.
Квалификацию персонала в Японии разделяют на два уровня. На первом уровне работник должен осуществлять производственные задачи, являющиеся общими для широкого круга компаний. Второй уровень предполагает, что работник может выполнять специальные работы для какого-то конкретного бизнеса, часто для какой-то одной компании. Эта квалификация требует детальных знаний конкретного производства или вида деятельности. Для обретения такого уровня квалификации работнику необходимо обучиться и адаптироваться к комплексу условий, сложившихся в данном бизнесе.
Современная система поощрения труда в японских компаниях уже во многом организуется на тех же принципах, что и во всем мире. При начислении заплаты постепенно снижается значение таких традиционных для Японии факторов, как возраст и стаж работника. На первый план постепенно выходит оценка результатов труда, способностей персонала, их квалификации, отношения к труду. Процесс стимулирования труда заключается в оценке вложенного труда по совокупности влияющих на него факторов, с одной стороны, и вознаграждения по результатам этой оценки - с другой. Трудовая мотивация нанятого персонала в условиях такой системы стимулирования зависит не только от размера непосредственного вознаграждения, но и от характера труда, разрешенного к исполнению.
Как считают исследователи, занимавшиеся изучением проблемы эффективного использования временной рабочей силы в Японии в современных условиях, ее решение требует совместных усилий и принятия мер со стороны как бизнеса, так и посреднических структур по трудоустройству. Необходимы более решительные меры со стороны государства по дальнейшей либерализации рынка труда.
Все вышеизложенное говорит о том, что острота проблем занятости в целом и обеспечение работой лиц среднего и пожилого возраста в Японии заставляет государство искать пути решения этих проблем.
1.3. Российское законодательство в сфере трудоустройства граждан в другие регионы страны.
Трудоустройство и занятость населения в стране регламентируется в соответствии с ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [1]. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
В главе 1 описаны общие положения: понятие занятости граждан; порядок и условия признания граждан безработным.
Статья 4. Подходящая и неподходящая работа
1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:
(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавших;
(в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
4. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения
1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые);
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;
(абзац введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм;
создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости.
(абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ)
Статья 7.1. Полномочие Российской Федерации, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1. К полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:
1) пособия по безработице;
2) стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
3) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
4) материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
5) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
2. Финансовое обеспечение осуществления переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субвенции).
3. Общий объем субвенций определяется на основе методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности безработных граждан и размеров социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
5. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Порядок расходования и учета субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В случае использования субвенций не по целевому назначению уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданного в соответствии с настоящей статьей полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 408-ФЗ)
7. Контроль за расходованием субвенций осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Счетной палатой Российской Федерации.
8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) утверждает структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданное полномочие, указанное в пункте 1 настоящей статьи;
3) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании субвенций, достижении целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения и осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в части осуществления переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, в течение 10 дней после дня их принятия;
сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
9. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, это полномочие может быть изъято Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Статья 7.1-1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения
(введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся:
1) принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения;
2) обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в субъектах Российской Федерации;
3) разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 476-ФЗ)
4) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;
5) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда субъекта Российской Федерации, а также анализ востребованности профессий;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 495-ФЗ)
6) осуществление надзора и контроля за:
приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;
регистрацией инвалидов в качестве безработных;
обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 настоящего Закона;
7) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
8) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
психологическая поддержка безработных граждан;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
абзацы тринадцатый - четырнадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 03.07.2018 N 190-ФЗ;
организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 476-ФЗ)
9) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);
10) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
11) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в субъектах Российской Федерации;
12) формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения;
13) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;
14) выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
(пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
15) содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.
(пп. 15 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
3.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
3.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
4. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывают прогноз баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 183-ФЗ)
5. Предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области содействия занятости населения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения.
Глава II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Глава III. ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
Статья 12. Гарантии государства в реализации права граждан на труд
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Гражданам Российской Федерации гарантируются:
свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
защита от безработицы;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
информирование о положении на рынке труда.
2. Безработным гражданам гарантируются:
социальная поддержка;
осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
абзац утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 361-ФЗ.
Глава IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 16.2. Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России"
(введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
1. Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее в настоящей статье - система) является федеральной государственной информационной системой, содержащей информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 495-ФЗ)
2. Система состоит из федерального сегмента, региональных сегментов, а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
3. Порядок формирования, ведения и модернизации системы, в том числе порядок размещения информации в системе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) и гражданами, ищущими работу (далее в настоящей статье - участники системы), устанавливается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 495-ФЗ)
4. Система обеспечивает:
1) сбор, хранение и обработку информации о возможностях трудоустройства, о работодателях, испытывающих потребность в работниках, об имеющихся свободных рабочих местах и вакантных должностях, о гражданах, ищущих работу, и иной информации, порядок утверждения которой установлен настоящей статьей;
2) идентификацию участников системы, прошедших авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации;
3) предоставление информации, содержащейся в системе, в электронной форме;
4) мониторинг и анализ информации, содержащейся в системе;
5) представление работодателями в органы службы занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
6) размещение работодателями информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 476-ФЗ)
7) размещение гражданами, ищущими работу, информации об уровне квалификации, о стаже работы и иной информации, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации;
8) возможность ее модернизации и развития.
5. Оператором системы, ответственным за ее формирование, развитие и модернизацию, является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
6. В целях содействия занятости граждан, ищущих работу, и повышения мобильности трудовых ресурсов обеспечивается взаимодействие системы и иных информационных систем с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
7. Участники системы обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, подлежащей размещению в системе.
8. Информация, содержащаяся в системе, является общедоступной информацией, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Доступ к информации, содержащейся в системе, осуществляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", на безвозмездной основе.
Статья 17. Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы
Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации.
Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 22.1. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
(введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1. Органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
Органы службы занятости содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
2. Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:
1) оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;
2) суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;
3) оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.
3. Безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:
1) оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;
2) суточные расходы за время следования к новому месту жительства;
3) единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения.
3.1. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может устанавливаться дополнительная финансовая поддержка безработным гражданам и членам их семей, переселяющимся для трудоустройства по направлению органов службы занятости в сельскую местность.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
4. Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
(введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения содействуют работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.
Особенности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации этих региональных программ устанавливаются статьей 22.3 настоящего Закона.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
2. Работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации предоставляется финансовая поддержка.
Порядок предоставления работодателю финансовой поддержки устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
3. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации утверждается перечень мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, определяются меры поддержки, предоставляемые работникам, привлеченным в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
4. Региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов, а также изменения, вносимые в нее, утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
5. Региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов разрабатывается с учетом соглашений об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, заключенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, с работодателями, испытывающими потребность в привлечении трудовых ресурсов (далее - соглашение).
В случае внесения изменений в соглашение в части численности работников, привлекаемых в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, или расторжения соглашения в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов вносятся изменения.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
6. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2018 N 190-ФЗ.
6.1. Порядок и критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядок исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
7. Соглашение заключается после проведения отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, в порядке и с учетом критериев, которые установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 6.1 настоящей статьи, до утверждения региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
В случае изменения предусмотренной соглашением численности работников, привлекаемых в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации, в соглашение вносятся изменения.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
8. Соглашение должно содержать:
1) меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем в установленном настоящей статьей порядке гражданину, привлеченному в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации, из числа мер поддержки, перечень которых утвержден нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
2) порядок и условия предоставления субъектом Российской Федерации работодателю финансовой поддержки;
3) порядок и условия участия работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и возмещения работодателем бюджету субъекта Российской Федерации средств финансовой поддержки в случаях, установленных пунктом 12 настоящей статьи;
4) перечень случаев и оснований, при которых расторжение трудового договора не влечет за собой обязанность работника по возмещению работодателю расходов в размере средств, фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты;
5) перечень случаев и оснований, при которых расторжение трудового договора по инициативе работодателя или несоблюдение работодателем условий соглашения не влечет за собой обязанность работодателя по возмещению в бюджет субъекта Российской Федерации средств финансовой поддержки, фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты;
6) обязанность работодателя ознакомить привлекаемого для трудоустройства работника с соглашением до заключения трудового договора;
7) обязанность работодателя привлекать трудовые ресурсы для трудоустройства из субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации;
8) численность работников, привлекаемых в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации;
9) иные предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации условия, в том числе связанные с обустройством на новом месте привлекаемого для трудоустройства работника и членов его семьи.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
9. С работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее двух лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
10. В случае расторжения трудового договора по инициативе работника до истечения одного года, за исключением случаев, установленных соглашением в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 настоящей статьи и включенных в трудовой договор, работник обязан возместить работодателю расходы в размере средств, фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты.
(п. 10 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
11. Порядок и условия возмещения работником работодателю расходов в размере средств, фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, указываются в трудовом договоре.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
12. В случае, указанном в пункте 10 настоящей статьи, работодатель возмещает бюджету субъекта Российской Федерации средства финансовой поддержки в размере фактически затраченных на предоставление работнику в соответствии с соглашением мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, в порядке, установленном соглашением.
Работодатель в случае несоблюдения им условий соглашения или расторжения по его инициативе трудового договора с работником, за исключением случаев, установленных соглашением в соответствии с подпунктом 5 пункта 8 настоящей статьи, возмещает бюджету субъекта Российской Федерации средства финансовой поддержки в размере фактически затраченных на предоставление работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты, в порядке, установленном соглашением.
(п. 12 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
13. В настоящем Законе под гражданами, привлекаемыми для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, понимаются также граждане Российской Федерации, проживающие на территории города Байконура.
(п. 13 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
Статья 22.3. Особенности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации этих региональных программ
(введена Федеральным законом от 03.07.2018 N 190-ФЗ)
1. Проекты региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, подлежат согласованию Межведомственной комиссией по согласованию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Изменения, которые вносятся в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, подлежат согласованию в порядке, установленном пунктом 1 настоящий статьи, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
3. Внесение изменений в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, в части, касающейся перечня работодателей и (или) перечня должностей, профессий, специальностей, на которые предполагается привлечение работников в пределах ранее согласованной численности работников, привлекаемых из другого субъекта Российской Федерации, не включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, не требует согласования, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи.
4. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, об изменениях, внесенных в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, в части, касающейся перечня работодателей и (или) перечня должностей, профессий, специальностей, на которые предполагается привлечение работников, и перераспределения между работодателями средств, предусмотренных на предоставление финансовой поддержки, в том числе субсидий на софинансирование реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, в сроки, порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.
5. Бюджетам субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, из федерального бюджета предоставляются субсидии на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.
Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, субсидий на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов утверждаются Правительством Российской Федерации.
6. В целях обеспечения предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, субсидий на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, сведения о финансовом обеспечении реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, необходимые для планирования в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации средств федерального бюджета на очередной год и плановый период, в сроки, порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.
7. Работодатели, участвующие в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, не вправе привлекать в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов работников из субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
8. При реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, финансовая поддержка работодателям предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 22.2 настоящего Закона с учетом положений пункта 13 настоящей статьи.
9. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, вправе утвердить перечень работодателей - юридических лиц, которые осуществляют деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении которого не применяются положения пункта 7 настоящей статьи и подпункта 7 пункта 8 статьи 22.2 настоящего Закона.
10. Документом, подтверждающим участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и дающим ему право на получение финансовой поддержки, является сертификат.
Сертификат предоставляется работодателю, заключившему в порядке, предусмотренном пунктами 5, 6.1, 7 и 8 статьи 22.2 настоящего Закона, соглашение с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, в порядке, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
11. Выданный работодателю сертификат подлежит возврату, а работодатель исключается из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на основании обращения работодателя, а также в следующих случаях:
1) возбуждение в отношении работодателя производства по делу о банкротстве;
2) принятие решения о ликвидации юридического лица;
3) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
4) наличие у работодателя задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, более одного года со дня заключения соглашения по итогам года на основании информации, предоставленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фондом социального страхования Российской Федерации, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В случае непредоставления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фондом социального страхования Российской Федерации требуемой информации в установленные федеральным законом сроки решение о наличии либо об отсутствии у работодателя задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, может приниматься на основании информации, предусмотренной пунктом 12 настоящей статьи, в случае ее предоставления работодателем.
12. Работодатель вправе по итогам года предоставлять в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения, информацию об уплате им страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с момента заключения соглашения.
13. Финансовая поддержка, предусмотренная выданным работодателю сертификатом, предоставляется работодателю отдельно на каждого работника после представления копии предусмотренного пунктом 9 статьи 22.2 настоящего Закона трудового договора, заключенного с работником, привлеченным для трудоустройства из субъекта Российской Федерации, не включенного в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
14. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением работодателем условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом и соглашением, путем запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фонда социального страхования Российской Федерации информации о наличии (об отсутствии) у работодателя по итогам года задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Глава 2. Анализ уровня безработицы в Российской Федерации и выявление факторов, влияющих на занятость населения
2.1. Методы исследования, место и сроки проведения.
Исследование проводилось с сентября 2019 по февраль 2020 года в три этапа.
На первом этапе была изучена литература и выбраны методы для проведения исследования статистических данных безработицы в стране и выявление факторов, влияющих на ее уровень. Были определены следующие методы исследования: анализ, синтез, социологический опрос.
На втором этапе проводился анализ и синтез статистических данных безработицы по регионам и количества представленных вакансий. Проведен социологический опрос по теме «Способы Вашего трудоустройства» с целью выявления популярных и более эффективных способов трудоустройства. Респондентами стали пользователи социальной сети «ВКонтакте» (приложение 1).
На третьем этапе обрабатывались, систематизировались полученные результаты. Формулировались выводы и предложения.
2.2. Уровень безработицы населения в стране и факторы, влияющие на ее уровень.
В сети Интернет, различные специалисты дают советы по поводу поиска работы, нами проведен анализ предлагаемых методов и способов с целью выявления наиболее популярных и эффективных. Важно, что обращение в центры занятости стоят далеко не на первом месте, что косвенно свидетельствуют о неэффективности их работы.
Основное значение для получения престижной и высокооплачиваемой работы в России, как показывает практика, имеют образование и профессиональный опыт соискателя. При определенных обстоятельствах и прочих условиях, найдет подходящую работу человек, грамотно построивший траекторию поиска работы. Очевидно, что она будет разной в зависимости от образования, специализации и квалификации соискателя.
К распространенным способам поиска работы относят:
В сети Интернет часто рекомендуют находить подходящую вакансию, через приобретение газет с объявлениями о работе, внимательно выбирать подходящие предлагаемые варианты, высылать свое резюме потенциальным работодателям. Такого рода информацию публикуют практически все газеты. Есть и специализированные издания, такие как, газета «Работа для Вас», еженедельник «Вакансия».
В сети Интернет также есть ряд распространенных сайтов, на которых публикуются вакансии и резюме соискателей. За последние годы все больше специалистов находят работу именно через сеть Интернет. Многие фирмы и предприятия имеют свои сайты, на которых размещают информацию о свободных вакансиях, а также адрес электронной почты для получения резюме соискателя. Крупные предприятия и организации предлагают возможность соискателям заполнить анкету в электронном виде. Информация, содержащаяся в анкете, автоматически распределяется в базе данных организации. Корпоративные сайты могут быть интересны тем людям, которые заинтересованны в получении работы в конкретной фирме или организации. Существуют Интернет-ресурсы, направленные на определенный круг соискателей, к примеру молодым специалистам. Такие ресурсы охватывают спектр вопросов в области трудоустройства и профессионального роста, возникающих у студентов и молодых специалистов.
Существует способ поиска работы через государственные центры занятости и проводимые ими же ярмарки вакансий. Свободных рабочих мест предлагается ими всегда достаточно, но в большинстве случаев, это рабочие специальности, либо вакансии с невысокой заработной платой. Для молодого специалиста называют более продуктивный способ поиска работы посредством ярмарок вакансий, проводимых непосредственно в ВУЗе.
Существует поиск работы через коммерческие кадровые агентства. Представив резюме такого рода агентствам, следует помнить, что поиск работы - процесс непредсказуемый. Необходимо, чтобы была нужная вакансия, по требованиям которой Вы бы подходили. В частные кадровые агентства, как правило, поступают заявки от престижных организаций. Этим объясняется высоким уровнем требований к соискателю. Агентство, изучив требования работодателя осуществляет поиск и подбор нужных кандидатов, где на одно предложение рекомендуется три наиболее подходящих претендента с опытом работы и нужной квалификацией.
Как показывает практика, реальный шанс найти хорошую работу через коммерческие кадровые агентства имеют лишь действительно квалифицированные и опытные специалисты.
Нами проанализированы статистические данные наличия трудоспособных граждан в целом по Российской Федерации и по федеральным округам, а также количество зарегистрированных в них безработных. На 12 сентября 2019 года трудоспособных граждан в Российской Федерации насчитывалось 75.093.200 человек, в центральном федеральном округе 21.248.600. В северо-западном федеральном округе трудоспособных 7.452.800 граждан. В южном федеральном округе данная цифра составляет 8.120.800 человек. В северо-кавказском федеральном округе 4.606.500. В Приволжском федеральном округе 14.713.000. В уральском федеральном округе 6.295.200. В сибирском федеральном округе 8.469.800. В дальневосточном федеральном округе 4.186.400 [17].
Рассмотрим статистику безработных граждан по федеральным округам и в целом по России. На 12 сентября 2019 года безработных в Российской Федерации насчитывалось 3.365.700 человек, в центральном федеральном округе 590.100. В северо-западном федеральном округе трудоспособных граждан 256.400. В южном федеральном округе данная цифра составляет 422.000. В северо-кавказском федеральном округе 491.500. В Приволжском федеральном округе 609.800. В уральском федеральном округе 268.100. В сибирском федеральном округе 473.100. В дальневосточном федеральном округе 254.900 [16].
В настоящее время вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, размещены в специальном разделе на портале «Работа в России» [13]. Исходя из данных, представленных на данном портале на 15 февраля 2020 года в Российской Федерации, насчитывалось всего 416.523 вакансий, рабочих мест 1.188.773, отправлено 4.724.508 откликов за весь период работы портала. Рабочих мест с предоставлением жилья предлагается 166.704, что позволит претендовать на данные места соискателям из других регионов.
Проведенный анализ статистических данных, свидетельствует о неэффективной работе государственной службы занятости населения. Наличие коммерческих фирм по трудоустройству, а их насчитывается около 1400 по стране [15], свидетельствует о желании населения и работодателей платить деньги за трудоустройство и поиск персонала, не прибегая к услугам государственных центров занятости.
2.3. Социологический опрос на тему «Способы Вашего трудоустройства».
В январе 2020 года нами был проведен социологический опрос на тему «Способы Вашего трудоустройства» (приложение 1). В опросе приняли участие 40 человек в возрасте от 21 до 59 лет. Среди них: 10% людей в возрасте от 20 до 30 лет; 37,5% люди в возрасте от 31 до 40 лет; 37,5% опрошенных в возрасте от 41 до 50 лет; 15% людей в возрасте от 51 до 60 лет.
Из опрошенных людей 37 человек имеют высшее образование, остальные либо неполное высшее, либо среднетехническое образование. Среди опрошенных всего лишь 20% мужчин, остальные 80% - женщины.
Отвечая на вопрос «Какие способы позволили Вам найти работу?» большинство опрошенных, а именно 65% выбрали вариант «Поиск через знакомых и родственников дал результат», 5% отметили вариант «Через объявления о вакансиях в газетах», 15% респондентов выбрали вариант «Размещение своего мини-резюме в периодических специализированных изданиях газет и журналов, Интернет», 12,5% выбрали вариант «Рассылка резюме потенциальным работодателям непосредственно», 22,5% отмечают вариант «Через сеть Интернет нашел/а», 27,5% отметили вариант «Прямое инициативное обращение к потенциальному работодателю», 2,5% респондентов выбрали «Поиск через государственные центры занятости и проводимые ими ярмарки вакансий», 5% людей выбрали вариант «Поиск через структуры ВУЗов, занимающиеся вопросами трудоустройства студентов и выпускников и проводимые ими ярмарки вакансий».
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что поиск работы через знакомых и родственников стал самым популярным способом поиска работы у опрошенных респондентов. Тем самым мы видим, что поиск работы через государственные центры занятости и проводимые ими ярмарки вакансий является самым неэффективным способом трудоустройства. Данные опроса представлены в виде диаграмм (приложение 2-5).
2.4. Инициативы, которые позволят снизить уровень безработицы в стране.
С целью увеличения трудовой мобильности в стране с конца 2015 года была начата реализация региональных программ по стимулированию работодателей к привлечению специалистов из других субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день перечень субъектов, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, включает шестнадцать субъектов: Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Сахалинская, Тамбовская и Ульяновская области, Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Вологодская, Калужская, Чукотский автономный округ. Больше всего регионов из Дальневосточного федерального округа – семь из девяти регионов ДФО, за исключением Якутии и Еврейской автономной области [13]. Для упрощения существующих механизмов реализации вышеупомянутых региональных программ по привлечению специалистов из других регионов, необходимо осуществлять непосредственный отбор работодателей, испытывающих потребность в работниках, которая не может быть удовлетворена привлечением работников, проживающих в данном субъекте страны. Данные нововведения дадут возможность потенциальным работодателям привлекать работников в рамках региональных программ не только на вновь создаваемое предприятие или новый проект, но и на уже имеющиеся рабочие места.
С целью повышения эффективности реализации региональных программ по трудоустройству безработных граждан, необходимо предоставить субъектам право вносить изменения в региональную программу в сфере корректировки и дополнения перечня работодателей, участвующих в реализации региональной программы, и специальности на которые предполагается привлечение работников в ее рамках, без согласования на федеральном уровне.
Необходимо отказаться от проверок работодателя на этапе выдачи ему сертификата, поскольку достаточным будет проверки один раз на этапе отбора и включения в региональную программу.
Изменения, внесенные в трудовое законодательство Российской Федерации за последние двадцать лет очень значительны, и часто называются «реформой». Несмотря на это, цели, которые изначально были поставлены, не достигнуты. Изменения в российском трудовом законодательстве привели к абсолютной либерализации рынка труда, сняли все ограничения на деятельность коммерческих фирм по трудоустройству.
Важным направлением государственной политики, регулирования занятости населения, должны стать меры по улучшению положения работников предпенсионного возраста. Государство должно прилагать все усилия для трудоустройства пожилых соискателей, учитывая их физические способности, возможности и возраст. Для предприятий, организаций и фирм, трудоустраивающих граждан возраста 50-65 лет, государством должны предоставляться субсидии и льготы. Необходимы в службах занятости отделы консультативной службы по вопросам трудоустройства пожилых работников. Государство особое внимание должно уделять ликвидации безработицы среди граждан пожилого и среднего возраста.
Мы считаем, что следует внести поправки в статью 7.1-1. Федерального закона от 02.07.2013г. № 185 - ФЗ «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения». Помимо имеющейся в пункте 8 «Оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг» формулировки полномочий «информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» добавить «информирование о положение на рынке труда в Российской Федерации».
В пункт 3.2 введенного Федеральным законом от 22.12.2014г. № 425-ФЗ внести поправку и вместо «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации», на «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов на имеющиеся вакансии», что позволит обязать все регионы страны вовлечь в данную работу.
В статью 17 «Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы» внести поправку и изменить формулировку пункта с «Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации» на «Привлечение на территорию Российской Федерации высококвалифицированной иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации».
В статью 9 добавить пункт 3. «Граждане имеют право на трудоустройство в государственные и муниципальные предприятия и организации в приоритетном порядке». Поскольку государственные и муниципальные предприятия страны воспитывают, обучают, лечат, защищают и т.д.
В статью 12 ввести пункт 3 «Приоритетное трудоустройство граждан на государственные, муниципальные предприятия и организации».
Приоритетный — самый важный, первенствующий. [с. 596, 16]. К примеру, приоритет действий определяет порядок их выполнения во времени. Приоритет трудоустройства – это преимущественное право на трудоустройство на имеющуюся вакансию, выражающийся в первоочередном праве безработного на юридическую консультацию, оформление необходимой документации, а также финансирование расходов для трудоустройства.
Сложившаяся ситуация на рынке труда, требует внесений изменений в трудовое законодательство Российской Федерации с целью понижения уровня безработицы в стране, а также активизации работы государственной системы в сфере трудоустройства граждан.
Заключение
В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась. Законодательство Российской Федерации, регулирующее трудоустройство и систему рынка занятости следует усовершенствовать, поскольку статистические данные демонстрируют неэффективность работы в данной области. Необходимо организовывать новые и развивать уже существующие службы занятости, биржи труда, распространять информацию о вакансиях, создавать новые рабочие места, модернизировать систему среднего-специального и высшего образования. Включить в образовательную систему курсы повышения профессиональной квалификации для людей с высшим образованием. В стране практически не работают механизмы переселения трудоспособных граждан в другие регионы.
Важным направлением государственной политики, при решении проблемы трудоустройства граждан, должны стать меры по стабилизации положения работников предпенсионного возраста. Государство должно трудоустраивать пожилых работников, учитывая их физические способности, возможности и состояние здоровья.
Проведенный анализ данных социологического опроса свидетельствует о неэффективной работе государственной службы занятости населения. Наличие коммерческих фирм по трудоустройству, свидетельствует о желании населения и работодателей платить деньги за трудоустройство и поиск персонала, не прибегая к услугам государственных центров занятости.
Мы считаем, что необходимо внести изменения в российское законодательство. На территорию Российской Федерации должна привлекаться высококвалифицированная иностранная рабочая силы, поскольку безработных граждан в стране хватает. В законодательство необходимо внести понятие о приоритетном порядке трудоустройства в государственные и муниципальные предприятия и организации. Поскольку данные предприятия граждан страны воспитывают, обучают, лечат, защищают и т.д.
Список использованной литературы и источников.
Источники
1. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 09.03.2016) //СЗ РФ.1996. № 17. Ст.1915.
2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.05.2016) //СЗ РФ. 2004. № 11. Ст.945.
3. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год: Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 N 1223//СЗ РФ. 2015. № 47. Ст. 6588.
Литература
4. Адриановская Т. Л. Современные проблемы правовой защиты женщин в сфере трудовых отношений: дисс. канд. юрид. наук. СПб.2005.
5.Экономическая теория: конспект лекций. Т.А. Фролова/Таганрог: ТТИ. 2009г.
Словари и энциклопедии
6. Ожигов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополнение. – М.: Азбуковник, 1999. С 944.
Электронные ресурсы
7. Безработица в России 2016 URL.: http://rusdni.ru/obschestvo/bezrabotica/bezrabotica-v-rossii-2015.html
8. Безработица в России продолжает падать URL.: // https://www.gazeta.ru/business/news/2016/09/19/n_9127289.shtml.
9. М.Волков Число «ненужных» людей растет URL.: http://rusrand.ru/sociology/chislo-nenujnyh-lyudey-rastet.
10. Итоги года: занятость населения и трудовая миграция
https://rosmintrud.ru/employment/employment/650
11. Серьезные перемены на рынке труда в Японии https://www.nippon.com/ru/currents/d00151/
12. Способ поиска работы https://studfile.net/preview/3741646/page:2/
13. Утвержден перечень из 15 регионов для приоритетного привлечения трудовых ресурсов [Электронный ресурс] https://rosmintrud.ru/employment/migration/61
14. Уровень безработицы в России в августе снизился до 5,2 % URL.: http://xn-----dlcblcx2befb4ago3r.xn--p1ai.
15. Частные агентства занятости https://trudvsem.ru/information/pea/private_employment_agency
16. Численность безработных https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/tab_trud3.htm
17. Численность рабочей силы. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/tab_trud1.htm
Приложение 1.
Способы Вашего трудоустройства
Ваш возраст________, пол____, образование ______________________
1. Выберите способ/бы которые позволили Вам найти работу.
а. Поиск через знакомых и родственников дал результат.
б. Через объявления о вакансиях в газетах.
в. Размещение своего мини-резюме в периодических специализированных изданиях газет и журналов, Интернет.
г. Рассылка резюме потенциальным работодателям непосредственно.
д. Через сеть Интернет нашёл/а.
е. Прямое инициативное обращение к потенциальному работодателю.
ж. Поиск через кадровые агентства.
з. Поиск через государственные центры занятости и проводимые ими ярмарки вакансий.
и. Поиск через структуры ВУЗов, занимающиеся вопросами трудоустройства студентов и выпускников и проводимые ими ярмарки вакансий.
2. Довольны ли Вы своей работой?
а. Да
б. Нет
в. Не знаю
Приложение 2
Возраст респондентов
Приложение 3
Пол принявших участие в исследовании
Приложение 4
Способы трудоустройства респондентов
Хитрый коврик
Две снежинки
Голубая лягушка
Твёрдое - мягкое
Крутильный маятник своими руками