Актуальность исследования дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется сложившейся в нашей стране и во всем мире эпидемиологической ситуацией и неготовностью участников образовательного процесса к овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. В связи с распространением эпидемии COVID-2019, был введен карантин. Учебный процесс теперь приходится строить с учетом новых реалий. Школы, колледжи и вузы перешли на дистанционное обучение.
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Цель исследования: выявление особенностей использования дистанционных образовательных технологий.
Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме.
Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения,
наряду с очной, заочной, экстернатом.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_isengalieva_s.-_distants_obuchenie.docx | 58.48 КБ |
prezent_proekt_isengalieva.pptx | 2.87 МБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ | |
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова» | |
Система качества образовательного учреждения | |
Проект |
ПРОЕКТ
«Использование дистанционных образовательных технологий»
Автор проекта:
Студентка группы 2019-ПГС-53Д
Исенгалиева Софья
Руководитель проекта:
Преподаватель информатики
Тимин И.Р.
г. Кстово
2020г.
Введение
Развитие цивилизации – это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека – это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учеба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения.
Основной формой дистанционного обучения была заочная, при которой предусматривались поездки на установочную сессию. В течение одной-двух недель студентам излагались основы и краткое содержание образовательных программ и выдавались материалы для самостоятельного изучения. Два раза в год слушатели приезжали в учебное заведение для сдачи экзаменов и зачетов.
В XXI веке начался следующий этап развития дистанционного обучения. Интернет-технологии привнесли новые возможности, сделавшие учебный процесс более понятным и доступным. Стандартную базу удаленного образования, состоявшую из печатных пособий, а затем и радио- и телекурсов, дополнил мощный функционал ИКТ, который обеспечил комплексный подход к обучению и взаимодействие преподавателей и студентов в режиме реального времени.
Актуальность исследования дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется сложившейся в нашей стране и во всем мире эпидемиологической ситуацией и неготовностью участников образовательного процесса к овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. В связи с распространением эпидемии COVID-2019, был введен карантин. Учебный процесс теперь приходится строить с учетом новых реалий. Школы, колледжи и вузы перешли на дистанционное обучение.
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
3
При этом характерными чертами ДО являются:
Актуальность и недостаточная разработанность теоретических основ ДО определили следующий выбор темы курсовой работы: "Использование дистанционных образовательных технологий."
Цель исследования: выявление особенностей использования дистанционных образовательных технологий.
Объект исследования: дистанционное обучение.
Предмет исследования: процесс организации обучения в дистанционной форме.
Гипотеза исследования: дистанционное обучение является новой формой обучения,
наряду с очной, заочной, экстернатом.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие основные задачи данного исследования:
Использовались следующие методы исследования: изучение литературы, анализ, синтез, методы теоретического обобщения.
Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса
Понятие дистанционного обучения.
Исследование научной литературы и множества статей дало мне понять, что существует большое количество определений и толкований данного понятия. Приведем наиболее известные трактовки этого термина.
В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения.
Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».[11]
Дистанционное обучение – «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».[11]
Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».[11]
Дистанционное обучение – это «взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность»[1] и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».[1]
Проведя анализ этих трактовок, попытаюсь сформулировать обобщенное и понятное определение данного термина.
Дистанционное образование - это форма обучения, которая не предусматривает посещение учебного заведения и позволяет получить квалифицированное
образование на расстоянии от педагога и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность .
Дистанционное обучение органически вписывается в систему непрерывного образования и отвечает принципу адаптивности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков.
История.
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.
В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.
Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет (США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.
В конце 80х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Организация дистанционного обучения.
Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить учащихся добывать эти знания самостоятельно. Необходимо использование более интенсивных образовательных технологий, одна из которых представлена дистанционным образованием.
Началу учебного процесса предшествует проектирование, разработка теоретических концепций, тщательное планирование учебного процесса. Необходима педагогическая оценка эффективности каждого шага проектирования и создания системы дистанционного образования. Поэтому на первый план нужно ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
Учебный процесс в ДО включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса. Но при этом часть функций берет на себя техника:
Сложнее с консультациями: здесь преподавателя невозможно заменить, но на помощь ему приходят технологии on line. Сетевые технологии могут быть использованы и при осуществлении итогового контроля. Но предпочтительнее здесь все же остается очное общение.
Что же касается самостоятельной работы, то ее возрастающая роль является одной из главных особенностей ДО. При дистанционном обучении учащиеся отходят от привычной классно-урочной системы, так как значительную часть учебного материала они изучают без преподавателя. Это требует от них большей самостоятельности и четкой организации своего рабочего дня. Усиливается значение личностной мотивации учебной деятельности со стороны учащихся, возрастает степень свободы при выборе круга предметов и глубины их изучения. Данная особенность оказывается и самой большой трудностью для учащихся. Привыкшие к ежеминутной опеке в классе со стороны учителя, они, как правило, не могут самостоятельно оценить задания, не всегда способны прочитать их до конца, не видят подсказок меню, которые могут помочь им выполнить задание. Отсюда - часто звучащие на консультациях вопросы технического порядка, типа "Как выполнить это задание?", "Что делать с текстом?", "Как решать задачу?" и т.п.
Выход из подобной ситуации может быть найден путем разработки четких инструкций, отказа от подробных заданий, которые приводят к рассеиванию внимания школьников. Особая ответственность при этом ложится на преподавателя, который не только выступает в роли консультанта по определенному предмету, но одновременно помогает учащимся построить индивидуальную образовательную траекторию, определить глубину необходимого знания и обозначить круг его источников.
В связи с сложившейся эпидемиологической ситуацией, многие техникумы и колледжи нашего региона перешли на дистанционное обучение. Чтобы помочь в организации такой формы обучения, Министерство просвещения выпустило рекомендации для регионов:
1. Издать приказ о временном переходе на дистанционное обучение в связи с особыми обстоятельствами.
2. Назначить ответственного за консультирование педагогов и студентов по использованию электронных образовательных технологий.
3.Обеспечить создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ студентов, организацию текущей и промежуточной аттестации.
4. Разместить на своем официальном сайте инструкцию для студентов и педагогов о том, как получить или восстановить свой логин и пароль, а также инструкции по организации работы в "виртуальных" и "совместных" группах.
5. Самостоятельно отобрать и рекомендовать цифровые сервисы для проведения вебинаров, онлайн консультаций, коллективного обсуждения и коллективного проектирования.
6. Определить, какие учебные дисциплины могут быть реализованы с помощью онлайн курсов, какие из них потребуют присутствия студента перед компьютером в строго определенное время, а какие могут осваиваться в свободном режиме.
7.Опубликовать на своем сайте расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время.
8.Перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием.
9.Локальным актом определить, какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году, и внести изменения в основные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
10.Обеспечивать постоянную дистанционную связь со студентами.
11.График практики можно будет сдвинуть.
Дистанционное обучение, несмотря на, казалось бы, ограниченный личный контакт учащихся с преподавателями, создает условия для постоянного общения с помощью технологий. Наиболее эффективной формой здесь являются off line и on line консультации.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Именно сейчас, когда вся страна на "удаленке", всплывают явные недостатки дистанционного обучения и пробемы его оранизации на столь большой территории. Результаты анализа систем дистанционного обучения выявили причины неудовлетворённости людей получением знаний в онлайн формате. Перечень таких причин нам дает канал "Образование Today".
1. Отсутствует единая образовательная платформа, в полной мере соответствующая требованиям ФГОС разного уровня. В настоящее время рекомендованных для онлайн-обучения ресурсов порядка 20. Ведущие позиции занимают две электронные школы – Российская (РЭШ) и Московская (МЭШ). Но даже в этих сервисах есть ошибки, которые выявляются педагогами в процессе организации обучения с их помощью.
2. Не все школьники даже в крупных городах располагают цифровыми устройствами и доступом в интернет, позволяющими качественно организовать учебный процесс дистанционно.
3. Далеко не каждая из рекомендованных образовательных платформ располагает мощностями, способными обслуживать такое количество пользователей. Поэтому сайты часто «падают» под такой нагрузкой.
4. Учитель не может организовать эффективный контроль выполнения учеником задания. Чаще всего, оно оказывается списанным с другого ресурса.
5. Не все педагоги в полной мере овладели цифровыми технологиями. Они могут блистать на традиционном уроке, но быть совершенно некомпетентны в электронной среде.
6. У каждого учителя формируется личный контакт с учениками, что невозможно по сети даже с использованием видеосвязи.
7. Помимо организационных и технических моментов есть и вопросы здоровья. Проводить много времени за компьютером очень вредно для зрения школьников, особенно начальных классов. Из-за перехода к онлайн-обучению ребенок проводит перед экраном гораздо больше, чем рекомендовано офтальмологами. Это очень беспокоит родителей.
Но и преимущества у данного формата обучения тоже есть, и они существенно перекрывают выше перечисленные недостатки.
Преимуществами удалённого формата обучения являются следующие факторы:
1) возможность получить образование вне зависимости от геолокации;
2) охват узкой предметной области;
3) возможность организации дискуссий, групповых работ, совместных проектов;
4) невысокая стоимость (по сравнению с традиционным заочным обучением);
5) возможность совмещения обучения с основной деятельностью;
6) высокое качество учебных материалов;
7) использование новейших компьютерных технологий;
8) повышение интеллектуального и творческого потенциала;
9) высокая скорость обучения;
10) проявление самоорганизации и самостоятельности;
11) быстрое освоение современных компьютерных технологий, «гаджетов»;
12) возможность обучаться у высококвалифицированных преподавателей.
Неоспоримым преимуществом дистанционного обучения является массовость. Система позволяет одновременно охватывать многочисленные аудитории, предоставляя необходимый объём информации вне зависимости от количества слушателей.
Процесс онлайн-обучения стимулирует и работу преподавателя. Для достижения взаимопонимания с удалённой аудиторией и максимального соответствия нововведениям преподаватель заинтересован в постоянном совершенствовании своих курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации и проявлении творческой активности в координировании процесса обучения.
Онлайн-образование открывает человеку неограниченные возможности для самообразования и получения обширного спектра профессиональных навыков, которые наиболее востребованы в текущей экономической среде. Данный формат обучения развивает дисциплину, повышает интеллектуальный уровень и позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от возраста, места проживания, занятости и имеющихся навыков. Так же технология дистанционного образования открывает массу перспектив для людей с ограниченными возможностями. Обучение онлайн станет достойной альтернативой традиционному формату образования, позволив этой уязвимой группе людей успешно пройти школьную программу, получить качественное бизнес-образование и стать активными членами общества.
Использование дистанционных образовательных технологий.
В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране информационные образовательные технологии уверенно завоевывают свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения.
Что такое дистанционные образовательные технологии?
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования
заключается в обеспечении доступности качественного образования для всех слоев
населения.
Что же такое дистанционные образовательные технологи? Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном
образовании позволяет получать необходимое образование вне зависимости от возраста,
семейного положения, без отрыва от работы и т.д.Таким образом, дистанционные
технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно
ориентированного подхода к обучению.
Дистанционные образовательные технологии предусматривают осуществление
следующих видов мониторинга усвоенных знаний:
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on-line - тесты);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
Классификация дистанционных образовательных технологий.
Комплексные кейс-технологии
Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые, игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями-тьюторами.
Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:
позволяющих обучающемуся полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;
В кейс-технологии могут активно использоваться следующие средства обучения:
Компьютерные сетевые технологии
Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных (интранет) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий. Это не означает отсутствия в рассматриваемых технологиях базовых элементов дистанционного обучения, например, индивидуальных комплектов учебно-методических материалов или разного рода информационных носителей (в том числе и бумажных). Элементом обучения здесь являются также очные формы занятий и аттестации обучаемых. Поэтому корректнее говорить о комплексных (гибридных)
технологиях с существенным использованием электронных учебников и обучающих программ, предоставляемых обучаемым с помощью компьютерных сетей.
Создание и организация дистанционного обучения на основе этих технологий требует использования развитых специализированных программных средств (оболочек), позволяющих создавать и поддерживать электронные курсы, а также организовывать процесс обучения на их основе.
Общие характеристики индивидуального комплекта учебнометодических материалов, видов очных занятий, функциональных особенностей работы тьюторов и способов применения технологий в региональных центрах, отмеченные ранее в связи с группой комплексных кейсовых технологий, в основном, справедливы и для этой группы дистанционных технологий.
Учебно-тренировочные комплексы предназначены для организации и проведения самостоятельной практической работы обучающихся с целью закрепления знаний.
Электронный учебник создается с помощью системы автоматизированного проектирования сетевых обучающих курсов. Кроме электронного учебника эта система содержит следующие инструменты:
Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных.
В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым
предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.
Мониторинг качества усвоения знаний обучаемыми реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:
Модели реализации дистанционных образовательных технологий.
Под моделью реализации дистанционных образовательных технологий понимаются:
Разнообразие моделей объясняется, прежде всего, различными условиями, при которых происходило формирование системы дистанционного обучения:
Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные информационные технологии. Активно внедрены теле- и радиовещание, видеозаписи, компьютерные телекоммуникации.
Рассмотрим каждую из моделей более подробно.
Первая модель — обучение по типу экстерната. Обучение направлено на обеспечение нужд обучающихся, по каким-либо причинам не имеющих возможности посещать очные занятия. Обучающиеся самостоятельно изучают необходимый материал, затем сдают экзамены по пройденному материалу. Данная модель обучения приемлема для учреждений среднего и высшего образования, т. к. в большей степени ориентирована на школьные и вузовские требования.
Вторая модель — обучение на базе университета. В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Это целая система обучения для студентов, получающих образование заочно или дистанционно. Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Имея очень сильный профессорско-преподавательский состав, традиционные университеты обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов дистанционного обучения.
Третья модель — обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам. Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным. Содружество учебных заведений — наиболее перспективный вариант для развития высшего образования, привлекательность которого видится в возможности получить любое образование, не покидая своей страны, региона. Основу обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.
Четвертая модель — обучение в специализированных образовательных учреждениях. Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения. Учреждения, работающие в рамках данной модели, были созданы специально для целей дистанционного или открытого обучения. Важной особенностью здесь является создание мультимедийных курсов.
Пятая модель — обучение с использованием автономных обучающих систем. Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Такой подход позволяет охватить огромное количество желающих получить знания без применения дорогостоящей техники (персональные компьютеры и необходимые периферийные устройства).
Шестая модель — обучение в виртуальной образовательной среде. Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте. Всем участникам учебного процесса в данной модели нужно быть уверенными и активными пользователями компьютера, периферийного оборудования, Интернета. Практически в каждой из представленных моделей обязательно учитывается возможность очных консультаций с преподавателями на базе учебного заведения либо online. Каждая из перечисленных выше моделей имеет свою специфику и направлена на решение определенных задач.
Заключение.
Дистанционное обучение позволяет повысить качество образования за счёт широкого использования электронных образовательных ресурсов и увеличение доли самостоятельного освоения материала, что обеспечит выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать сои силы и принимать взвешенные решения.
Использование дистанционных образовательных технологий в обучении позволит индивидуализировать обучение. Роль педагога заключается в организации индивидуальной и коллективной работы учащихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении, в рецензировании работ учащихся.
Интернет-обучение это не отдаленная перспектива, это уже реальность. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет совершенствоваться по мере развития Интернет-технологий и предполагает обеспечение максимальной интерактивности.
Использование дистанционных технологий диктуется временем, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития обучающихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения.
Список литературы.
1. Википедия. Дистанционное обучение
https://ru.wikipedia.orgя/wiki/%C4%E8%F1%F2%E0%ED%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5
2. Дистанционное обучение
http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=17
3. Дистанционное обучение в средней школе как личностно-ориентированная форма лицейского образования
http://festival.1september.ru/articles/530827/
4.Дистанционное обучение: Учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. — М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
5.Сагиндыкова, А. С. Актуальность дистанционного образования / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тугамбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 495-498. — URL: https://moluch.ru/archive/100/20703/
6. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. -- М., «Академия», 2004.
7. История дистанционного обучения
https://edunews.ru/onlajn/info/istorija-distancionnogo-obuchenija.html
8.Особенности органиации ДО
9. Недостатки ДО
10. Классификация ДОТ и модели их реализации
file:///C:/Users/1/Downloads/Лебедева%20М.Б.%20Дистанционные%20образовательные%20технологии.pdf
Слайд 1
«Использование дистанционных образовательных технологий» Автор проекта: Студентка группы 2019-ПГС-53Д Исенгалиева Софья Руководитель проекта: Преподаватель информатики Тимин И.Р.Слайд 2
Развитие цивилизации – это история непрекращающегося обучения чему-то новому, а жизнь человека – это постоянный процесс познания себя, окружающего мира и своего места в нем. Сотни и даже тысячи лет образование подразумевало тесный личный контакт ученика с наставником, для чего требовались визиты преподавателей на дом или посещение школ. При наличии мотивации такая учеба давала прекрасные результаты, но была, скорее, привилегией избранных, чем правом всех. Проблему общедоступности образования решило появление дистанционного обучения. Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса
Слайд 3
Понятие дистанционного обучения Дистанционное образование - это форма обучения, которая не предусматривает посещение учебного заведения и позволяет получить квалифицированное образование на расстоянии от педагога и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность .
Слайд 4
Актуальность исследования дистанционного обучения обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она объясняется сложившейся в нашей стране и во всем мире эпидемиологической ситуацией и неготовностью участников образовательного процесса к овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме. В связи с распространением эпидемии COVID-2019, был введен карантин. Учебный процесс теперь приходится строить с учетом новых реалий. Школы, колледжи и вузы перешли на дистанционное обучение. Актуальность исследования
Слайд 5
История В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи , возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века. Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом , наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он- лайн » семинары ( вебинары ) для обучения .
Слайд 6
Организация дистанционного обучения Учебный процесс в ДО включает в себя все основные формы традиционной организации учебного процесса. Но при этом часть функций берет на себя техника: часть лекций реализуется с помощью ММК, часть практических занятий заменяется тренажерами , формализованный текущий контроль может быть осуществлен с помощью тестирующих систем или контрольных работ, присланных по электронной почте.
Слайд 7
Преимущества и недостатки дистанционного обучения Преимущества : 1) возможность получить образование вне зависимости от геолокации; 2) охват узкой предметной области; 3) возможность организации дискуссий, групповых работ, совместных проектов; 4) невысокая стоимость (по сравнению с традиционным заочным обучением); 5) возможность совмещения обучения с основной деятельностью; 6) высокое качество учебных материалов; 7) использование новейших компьютерных технологий; 8) повышение интеллектуального и творческого потенциала; 9) высокая скорость обучения; 10) проявление самоорганизации и самостоятельности; 11) быстрое освоение современных компьютерных технологий, «гаджетов»; 12) возможность обучаться у высококвалифицированных преподавателей.
Слайд 8
Недостатки : Преимущества и недостатки дистанционного обучения 1. Отсутствует единая образовательная платформа, в полной мере соответствующая требованиям ФГОС разного уровня. В настоящее время рекомендованных для онлайн-обучения ресурсов порядка 20. Ведущие позиции занимают две электронные школы – Российская (РЭШ) и Московская (МЭШ). Но даже в этих сервисах есть ошибки, которые выявляются педагогами в процессе организации обучения с их помощью. 2. Не все школьники даже в крупных городах располагают цифровыми устройствами и доступом в интернет, позволяющими качественно организовать учебный процесс дистанционно. 3. Далеко не каждая из рекомендованных образовательных платформ располагает мощностями, способными обслуживать такое количество пользователей. Поэтому сайты часто «падают» под такой нагрузкой . 4. Учитель не может организовать эффективный контроль выполнения учеником задания. Чаще всего, оно оказывается списанным с другого ресурса.
Слайд 9
Использование дистанционных образовательных технологий Что такое дистанционные образовательные технологии? Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании позволяет получать необходимое образование вне зависимости от возраста, семейного положения, без отрыва от работы и т. д. Таким образом, дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно ориентированного подхода к обучению. Дистанционные образовательные технологии предусматривают осуществление следующих видов мониторинга усвоенных знаний:
Слайд 10
Использование дистанционных образовательных технологий Классификация дистанционных образовательных технологий Комплексные кейс-технологии Данная группа технологий основана на самостоятельном изучении печатных и мультимедийных учебно-методических материалов, предоставляемых обучаемому в форме кейса, при этом существенная роль отводится очным формам занятий. Эти занятия включают установочные лекции, активные семинарские, тренинговые , игровые формы, а также консультационные и контрольнопроверочные формы. Во многих случаях акцент делается на активную работу обучаемых в составе групп со специально подготовленными преподавателями- тьюторами . Компьютерные сетевые технологии Эта группа технологий характеризуется широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных обучаемым с помощью глобальной (Интернет) и локальных ( интранет ) компьютерных сетей. При этом доля и роль очных занятий существенно меньше, чем в описанной ранее группе кейс-технологий. Это не означает отсутствия в рассматриваемых технологиях базовых элементов дистанционного обучения, например, индивидуальных комплектов учебно-методических материалов или разного рода информационных носителей (в том числе и бумажных).
Слайд 11
Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных. Использование дистанционных образовательных технологий В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична.
Слайд 12
Образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, ориентируются в основном на шесть моделей, в которых используются как традиционные практики, так и современные информационные технологии. Активно внедрены теле- и радиовещание, видеозаписи, компьютерные телекоммуникации . Использование дистанционных образовательных технологий Модели реализации дистанционных образовательных технологий. Первая модель — обучение по типу экстерната. Обучение направлено на обеспечение нужд обучающихся, по каким-либо причинам не имеющих возможности посещать очные занятия. Вторая модель — обучение на базе университета. В данной модели обучение осуществляется на основе информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Это целая система обучения для студентов, получающих образование заочно или дистанционно. Третья модель — обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Такая модель в первую очередь выгодна обучающимся из-за более качественного и менее дорогостоящего процесса обучения. Здесь предусматривается совместная разработка единых программ по основным, ведущим дисциплинам.
Слайд 13
Использование дистанционных образовательных технологий Четвертая модель — обучение в специализированных образовательных учреждениях. Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности. В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Пятая модель — обучение с использованием автономных обучающих систем. Обучение основывается целиком на радио- и телетрансляциях, а также дополнительно рассылаемых бумажных пособиях. Шестая модель — обучение в виртуальной образовательной среде. Для данной модели характерны удобство и простота как для обучающихся, так и для преподавателей. Возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту и доступ для прохождения одного, нескольких или всех курсов, представленных на сайте.
Слайд 14
Заключение Использование дистанционных технологий диктуется временем, так как является фактором взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и личностного развития обучающихся, и, наконец, рационально, так как создает максимально благоприятные условия для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Позвольте, я вам помогу
Вода может клеить?
Есть ли лёд на других планетах?
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Сладость для сердца