Коррупция негативно влияет на экономику, ослабляет государственные институты, приводит к неэффективности государственной власти, снижает инвестиционную привлекательность государства, но и, что более важно, является прямым или косвенным нарушением равенства прав и свобод человека, являющегося базовым принципом правового демократического государства.
Весьма актуальна задача приближения российского законодательства к мировому опыту антикоррупционной борьбы. Первичными причинами сложившегося положения являются как отсутствие обоснованной с научной точки зрения системной политики борьбы с коррупцией и особого научного направления корруптологии. Необходимо перенять передовой зарубежный опыт.
Вложение | Размер |
---|---|
mzi_surgut_mbousosh_no_46_popovichev.docx | 76.96 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
_______________________________________________________
Направление: оборона и безопасность
Тема: «Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции в России на современном этапе»
Автор: Поповичев Никита Сергеевич, ученик 10 в класса
Место выполнения работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 с углубленным изучением отдельных предметов
Научный руководитель: Беляева Евгения Николаевна учитель истории и обществознания
2020 год.
Содержание
Аннотация……………………………………………………………………………………..….……..3
Введение……………………………………………………………………………………….…..…….4
Глава 1. Коррупция опасное явление в России и мире
1.1. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции в России………………5-9
1.2. Коррупционные преступления в России и мире……………………………………………….9-11
1.3. Необычные методы борьбы с коррупцией в мире…………………………………………….11-12
1.4. Что можно и чего нельзя чиновникам в зарубежных странах………………………………..13-16
Глава 2. Законотворческие инициативы по противодействию коррупции в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………….16-19
Заключение……………………………………………………………………………….…………..20-21
Список использованной литературы и источников……………………………………………….…..22
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Поповичев Никита Сергеевич
Научный руководитель Беляева Евгения Николаевна
МБОУСОШ № 46 с УИОП, ХМАО-Югра, г. Сургут
Коррупция на всех уровнях власти в Российской Федерации является одной из главных проблем в государстве. Несмотря на коррупционные проявления на уровне медицинского обслуживания или образования, наиболее тяжким бременем для страны является коррупция в государственной и муниципальной службе. В противодействии коррупции немаловажным является вопрос о принципиальном выборе законодателя между «запретительной» (жестко регламентирующей) и рекомендационной (этической) системами. Нормативно-правовое регулирование антикоррупционной деятельности в современной России имеет ряд недостатков, это касается Федерального закона о противодействии коррупции и других нормативных документов.
Коррупция негативно влияет на экономику, ослабляет государственные институты, приводит к неэффективности государственной власти, снижает инвестиционную привлекательность государства, но и, что более важно, является прямым или косвенным нарушением равенства прав и свобод человека, являющегося базовым принципом правового демократического государства.
Весьма актуальна задача приближения российского законодательства к мировому опыту антикоррупционной борьбы. Первичными причинами сложившегося положения являются как отсутствие обоснованной с научной точки зрения системной политики борьбы с коррупцией и особого научного направления корруптологии. Необходимо перенять передовой зарубежный опыт.
В борьбе с коррупцией, как показывает мировой опыт, все средства хороши. В Индии, где взяточничество является практически нормой и любые вопросы решаются при участии должностных лиц, общественной организацией по борьбе с коррупцией «Пятая колонна» в 2010 году была выпущена купюра, которой предлагается рассчитываться с вымогателями. Необычный прием используется в Праге (Чехия). Местная туристическая компания предлагает гостям города принять участие в так называемом «Коррупционном туре» — это трехчасовая экскурсия, во время которой посетителям показывают роскошные особняки, дома и участки чиновников и других представителей власти, имеющих связь с нашумевшими политическими делами о взятках
Если в России существует такое понятие, как «презумпция невиновности», то в Гонконге среди чиновничьего аппарата в ходу выражение «презумпция коррумпированности». Для современного Гонконга чиновник, берущий взятки, - нонсенс. Госслужащим, жившим на широкую ногу, приходилось самим доказывать, что имущество было приобретено ими законно. Если этого не удавалось, их ждал арест и конфискация имущества.
Исходя из анализа действующего Российского и зарубежного антикоррупционного законодательства нами сделаны определенные выводы и предложения. Все предоставленные чиновником сведения о доходах должны проверятся. Кроме того, необходимо ввести практику параллельной проверки, которую проводят собственными силами конкурирующие политические партии в случае, когда того или иного человека выдвигают на пост, требующий утверждения парламентом.
Создать Российскую национальную комиссию по транспарентности политической жизни, имеющую цель отслеживать авуары всех людей, которые занимают в государстве ответственные посты или выборные должности.
Введение.
Коррупция на всех уровнях власти в Российской Федерации является одной из главных проблем в государстве. Несмотря на коррупционные проявления на уровне медицинского обслуживания или образования, наиболее тяжким бременем для страны является коррупция в государственной и муниципальной службе. В противодействии коррупции немаловажным является вопрос о принципиальном выборе законодателя между «запретительной» (жестко регламентирующей) и рекомендационной (этической) системами. В контексте приближения к мировому опыту антикоррупционной борьбы необходима дальнейшая разработка и внедрение норм административного (дисциплинарного) права в отношении борьбы с коррупцией как на федеральном, так и на региональном уровнях. Обосновывается мнение, что нормативное правовое регулирование антикоррупционной деятельности в современной России имеет ряд недостатков, это касается Федерального закона о противодействии коррупции и других нормативных документов.
Коррупция негативно влияет на экономику, ослабляет государственные институты, приводит к неэффективности государственной власти, снижает инвестиционную привлекательность государства, но и, что более важно, является прямым или косвенным нарушением равенства прав и свобод человека, являющегося базовым принципом правового демократического государства.
Данное исследование посвящено проблеме совершенствования законодательства в области борьбы с коррупцией в стране.
Объект исследования – законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных служащих.
Предмет исследования – эффективность антикоррупционного законодательства в Российской Федерации.
Цель: законотворческими инициативами повысить эффективность антикоррупционного законодательства в Российской Федерации.
Задачи:
Методы исследования: анализ действующего антикоррупционного законодательства, изучение литературы.
Глава 1. Коррупция опасное явление в России и мире.
1.1. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции в России.
Наряду с нравственными, социальными, политическими, гражданскими и другими средствами противодействия коррупции важнейшую роль в антикоррупционной деятельности играют средства нормативного регулирования. Вместе с тем, нормативное правовое регулирование противодействия коррупции должно быть частью общегосударственной антикоррупционной политики. В настоящее время антикоррупционное законодательство, действующее в Российской Федерации, может быть подразделено на несколько групп источников: международные правовые акты; федеральные законы; Национальная стратегия противодействия коррупции; указы Президента и правовые акты органов государственной власти; законодательство субъектов РФ.
Становление и развитие нового социально-экономического и конституционного строя России сопровождалось принятием ряда нормативных правовых актов, направленных на профилактику, выявление и пресечение коррупционных правонарушений. В 2005 г. в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, была поставлена задача внедрения эффективных механизмов противодействия коррупции. В связис этим в 2006 г. были ратифицированы Конвенция ООН против коррупции (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40 - ФЗ) и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ) [1]. В 2008–2009 гг. принят ряд законов по противодействию коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2], Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [3], Федеральный закон № 172-ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов», Указ Президента РФ № 815 от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции» [5]. Были внесены изменения в 25 федеральных законов, а также в утвержденный Президентом Национальный план противодействия коррупции.
К антикоррупционным правовым актам относятся также нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты. За 2009–2019 гг. принято свыше 50 нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, в основном подзаконного характера.
Национальный план противодействия коррупции стал «основой национальной антикоррупционной стратегии в России» [11], для системы планирования противодействия коррупции, в которую наряду с ним вошли планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти, планы (программы) субъектов федерации и муниципальных образований, а также планы (программы) органов исполнительной власти субъектов РФ. В Национальном плане включены требования к квалификации и моральному облику служащих, а также расширен круг лиц, подвергающихся имущественному контролю: кроме должностных лиц и чиновников, декларирование доходов стало обязательным для военнослужащих, полицейских, таможенников, а также членов их семей.
Во всех государственных организациях были открыты специальные антикоррупционные структуры. Впоследствии идея Национального плана была конкретизирована в Национальной стратегии противодействия коррупции 2010 года и обновляемого раз в два года Национального плана противодействия коррупции, выступающего по отношении к Стратегии инструментом ее реализации. Важнейшей целью Стратегии остается искоренение причин, порождающих коррупцию в стране, поскольку, как указано в документе, «коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России.
Основные принципы антикоррупционной политики современной России закреплены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2]. В нем впервые в российском праве приведено определение коррупции: «коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица». Здесь же дано определение противодействия коррупции, под которым понимается «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений». В Законе предложена система антикоррупционных мер, охватывающая многие сферы общественной жизни и различные уровни проявления коррупции: на политическом, экономическом, материально-техническом и правовом уровнях.
Немаловажным законодательным шагом в процессе борьбы с коррупцией стало создание Следственного комитета РФ. Учреждение независимого от других ветвей власти органа явилось элементом противовеса в системе разделения властей. Деятельность Следственного комитета впоследствии привела к возбуждению большого количества уголовных дел, связанных с злоупотреблением служебными полномочиями, включая дела в отношении высокопоставленных должностных лиц, дела в отношении высших должностных лиц компании, подконтрольной Минобороны и т.д.
Внесение ряда изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» было совершено по образцу американских норм права: так, в случае финансирования зарубежными источниками некоммерческая организация должна была быть теперь внесена в реестр некоммерческих организаций, «выполняющих функции иностранного агента».
Таким образом, в отношении нормативной правовой базы антикоррупционной деятельности можно заключить, что в российском законодательстве сложилась система актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции. Вместе с тем разнообразие законодательной базы, относящейся к коррупции, зачастую ведет к наличию коллизий и противоречий в формулировках. Так, несмотря на определение коррупции, приведенное в Федеральном законе о противодействии коррупции, в УК РФ не внесены соответствующие изменения, продолжает существовать ряд составов, подпадающих под понятие коррупции.
В отношении нормативного правового регулирования противодействия коррупции немаловажным является вопрос о принципиальном выборе законодателя между «запретительной» (жестко регламентирующей) и «рекомендательной» (этической) системами, находящими себе соответствие в уголовной и административной системе правового регулирования антикоррупционной деятельности. Сторонники первого («запретительного») подхода считают, что «именно детальная регламентация поступков государственных служащих является гарантией снижения коррупционных возможностей»: это направление, достаточно традиционное для отечественного права, ставит целью законодательную регламентацию всех действий публичной службы. Второй («рекомендательный») подход, связанный с этикой публичной службы, с пропагандой высоких социальных ценностей, практически не находит применения ни в нормативном правовом регулировании, ни в политике освещения деятельности публичной власти в СМИ.
Современный исследователь приходит к выводу о законодательном следовании первой из названных тенденций. «Россия сделала ставку на борьбу с коррупцией именно методом репрессивной правовой рефлексии. Все другие методы и инструменты, которые в комплексе должны были бы дать значительный результат, почти не используются».
Россией ратифицирована европейская уголовно-правовая антикоррупционная конвенция и не ратифицирована гражданско-правовая (обе приняты Советом Европы в 1999 г.); таким образом страна определенно тяготеет к уголовной трактовке проблемы коррупции, к правовой репрессии.
С одной стороны, необходимы механизмы, позволяющие решать проблемы коррупции оперативно; с другой стороны, антикоррупционная политика должна стать частью государственного курса, прежде всего в области профилактики коррупции, воспитания гражданского сознания. Как показывает мировая практика, даже самая сильная репрессия не дает достаточно заметного антикоррупционного эффекта без повышения социальных стандартов, увеличения потребительской корзины, достойного уровня зарплаты. Вместе с тем законодательно утверждаемое повышение зарплаты в сфере публичной службы. В 2019 году среднемесячная зарплата чиновника в России составила 129000 рублей [10], — не способствует выравниванию социального положения общества и провоцирует растущее имущественное расслоение.
Усложняются организационно - правовые процедуры деятельности госслужащих, репрессивный правовой метод «усложняет возможность граждан решить свои вопросы в инстанциях, кладет на их плечи дополнительные финансовые выплаты, с помощью которых и существует эта система, что приводит к необоснованному расширению админресурса и обнищанию социальных масс». Вместе с тем при признании конфликта интересов, в частности по уведомлению о склонении служащего к совершению коррупционных правонарушений и при отстранении служащего от занимаемой должности, до принятия решения представителем нанимателя, российское законодательство предусматривает сохранение денежного содержания в полном объеме. Так, согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2009 г. № 53-Г09-8 у государственного служащего, отстраненного от занимаемой должности, сохраняется право на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий за предшествующий отстранению от должности отработанный период, в частности по итогам работы за год.
Таким образом, весьма актуальна задача приближения российского законодательства к мировому опыту антикоррупционной борьбы. Остается актуальной проблема не системности антикоррупционной работы. Так, во исполнение мирового антикоррупционного принципа прозрачности доходов публичных служащих в России с 1 января 2010 г. вступил в действие Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [4]. В нем говорится, что органы публичной сферы должны обеспечивать гражданам доступ к информации о деятельности путем ее распространения в СМИ, Интернете, по запросу; определены формы и порядок предоставления такой информации. Вместе с тем отсутствие каких-либо адекватных санкций за непредставление информации придает всему Закону декларативный характер, а чиновникам — возможность направлять по запросам и другим информационным каналам отписки, не содержащие адекватного освещения вопроса.
Одним из наиболее актуальных вопросов нормативно-правового регулирования противодействия коррупции в России является вопрос об антикоррупционном правовом мониторинге. Антикоррупционный правовой мониторинг, как следует из постановления Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», является правовым мониторингом правоприменения (такими полномочиями наделены органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ). Представляется, что в России могла бы быть сформирована единая антикоррупционная информационная сеть (например в Интернете), куда стекалась бы различного рода информация о совершенных коррупционных правонарушениях, где приводились бы различные мнения и позиции, результаты реализации антикоррупционных программ и др
Подводя итоги, можно заметить, что противодействие коррупции в России состоит из следующих элементов: 1) общие (концептуальные) положения; 2) антикоррупционная экспертиза; 3) уголовно- и административно-наказательный блок; 4) системно-структурный и административно-процедурный блок; 5) публично-служебный блок; информационно-правовой блок. При этом данные элементы не обладают должной степенью взаимосвязи: антикоррупционное законодательство имеет большой объем и не систематизировано; наблюдается чрезмерный объем программно-плановых документов, а также недостаток методического обеспечения в данной сфере и отсутствие базовых типовых документов, разработанных для органов исполнительной власти различного уровня.
Первичными причинами сложившегося положения являются как отсутствие научно обоснованной системной политики борьбы с коррупцией и особого научного направления корруптологии, так и наследование российской правовой системой особенностей советской антикоррупционной политики, вступающих в противоречие с существующими мировыми тенденциями противодействия коррупции. Советский опыт трактовки коррупции заключен исключительно в рамках статей Уголовного кодекса в сочетании с современными антикоррупционными правовыми актами, что в данный момент приводит к ситуации, когда Уголовный кодекс РФ содержит массу статей, подпадающих под понятие коррупции, но к сожалению не содержит ни самого понятия коррупции, ни отдельного раздела, объединяющего коррупционные правонарушения. Остается не решённым вопрос о нормах деловой и чиновнической этики, о влиянии гражданского общества и общественного мнения остается открытым.
1.2. Коррупционные преступлений в России и мире.
Коррупция является настолько многогранным явлением, что трудно дать ей объективную статистическую оценку. Термин означает подкуп, продажность, моральное разложение государственной власти, когда ее представители используют служебное положение для получения материальных благ лично для себя и ближайшего окружения. Статистика коррупции показывает, с какой скоростью она проникает во все сферы общества, угрожая подорвать основы государства.
По статистике уровень коррупции в России растет с каждым годом. Страна относится к самым коррумпированным государствам мира. Не имея целостной программы борьбы с этим явлением, правительство предпринимает лишь разрозненные и бессистемные меры.
Одним из показателей, которыми определяется статистика коррупции в мире, является Индекс восприятия коррупции (ИВК). Он вычисляется на основании независимых опросов, проводимых международными экспертами из финансовых и правозащитных институтов, и отражается в отчете международной неправительственной организации Transparency International [13]. Государственные структуры, оценивая состояние коррумпированности, используют данные, которые предоставляет Росстат. На всех уровнях власти наблюдаются нарушения в сфере госзакупок – более 46 тыс. в 2014 году. По заявлению Генерального прокурора, растет противодействие коррупции – статистика свидетельствует о снижении на 25% числа выявленных нарушений. Однако по сравнению с 2003 годом, когда годовой оборот коррупционного рынка составлял почти 3 млрд. долларов, сейчас он превышает 300 млрд. долларов [13].
Особенно высока коррупция в органах внутренних дел, ГИБДД, таможне. Но опасны не отдельные должностные преступления, а организация коррупционных схем, которые задействуют всех – от рядовых сотрудников МВД до руководителей. Статистика коррупции в правоохранительных органах показывает их срастание с криминальными структурами.
По информации Следственного комитета РФ, из двух составляющих коррупционных преступлений, относящихся к здравоохранению – бытовой и верхней, сегодня преобладает вторая категория. Она проявляется: махинациями с закупками оборудования; злоупотреблениями служебным положением.
По статистике коррупция в здравоохранении входит в тройку лидеров. Она занимает второе место после МВД. При этом по данным ЮНЕСКО Россия занимает 127 место в мире по здоровью населения.
После введения ЕГЭ вырос уровень коррумпированности школ, значительно обогнав систему высшего образования. Объем коррупционного рынка складывается из двух денежных потоков: махинаций чиновников образовательной сферы; школьных поборов с родителей.
Статистика коррупции в сфере образования исследует разные аспекты развития. Здесь она наиболее опасна, потому что формирует у молодых людей убеждение в неизбежности, необходимости и допустимости встраивания в коррупционные цепочки. Для них становится привычной коррупция в вузах России. Статистика оценивает годовой оборот на уровне 150 млн. долларов в 2015 году [13].
По информации Росстата, потери страны от коррупционных схем достигали 7% ВВП в 2011 году. Сегодня, по оценкам независимых экспертов, показатель равен 25–48 % ВВП.
Если медицину, образование, ЖКХ чаще можно отнести к бытовой коррупции, то в государственной сфере лидируют следующие направления: система госзаказов и госзакупок; выдача разрешений и сертификатов; правоохранительные органы; выделение земель и регулирование земельных отношений; сфера строительства.
Даже по официальным цифрам за пять лет (2012–2016), почти в полтора раза увеличился уровень коррупции в России. Статистика по годам подтверждает эти цифры. Количество дел, доведенных до суда: 2012 – 9811; 2013 – 12165; 2014 – 13037; 2015 – 13996; 2016 – 13774; 2017-17334; 2018 – 16607 [7] .
Впечатляет и статистика ущерба от коррупции по обвинительным заключениям. Она увеличилась впятеро: 2012 – 21,8; 2013 – 32,8; 2014 – 29,6; 2015 – 38,3; 2016 – 111,3 [13]. Все цифры приведены в млрд. рублей. Наиболее громкие дела этих лет – хищения в Минобороны, Русгидро, космодроме «Восточный». В список арестованных попали руководители достаточно высокого ранга.
За январь – сентябрь 2019 года увеличилось на 4,4 % (26 114) количество преступлений коррупционной направленности. Их удельный вес в массе всех выявленных деяний за отчетный период составил 1,7 %. В целом по стране возросло на 12,2 % (с 2 974 до 3 336) число деяний, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки). Аналогичная тенденция роста таких преступлений наблюдается в Хабаровском крае (с 7 до 37; +428,6 %), Калужской (с 6 до 28; +366,7 %), Белгородской (с 9 до 36; +300 %), Пензенской (с 6 до 19; +216,7 %) областях. Вместе с тем количество указанных деяний снизилось в Республике Хакасия (с 14 до 2; -85,7 %), Кабардино-Балкарской Республике (с 77 до 15; -80,5 %), Курской области (с 43 до 11; -74,4 %), Кемеровской области – Кузбассе (с 49 до 18; -63,3 %) [14].
За тот же период январь-сентябрь 2019 года число преступлений, предусмотренных статьей 291 УК РФ (дача взятки), на территории Российской Федерации увеличилось на 32,6 % (с 1 942 до 2 575). Рост названных деяний наблюдается в Курганской области (с 2 до 12; +500 %), Еврейской автономной области (с 1 до 6; +500 %), Кемеровской области – Кузбассе (с 10 до 53; +430 %), Калининградской области (с 9 до 38; +322,2 %). Противоположная динамика указанных преступлений отмечена в Мурманской области (с 5 до 0; -100 %), республиках Хакасия (с 12 до 1; -91,7 %), Тыва (с 4 до 1; -75 %), Калмыкия (с 18 до 7; -61,1 %) [14].
Число деяний, предусмотренных статьей 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве), по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 44,7 % (с 774 до 1 120). Рост выявляемости таких преступлений установлен в Кемеровской области – Кузбассе (с 1 до 38; +3 700 %), Курской области (с 2 до 14; +600 %), Республике Татарстан (с 23 до 135; +487 %), Пермском крае (с 8 до 32; +300 %), Смоленской области (с 3 до 11; +266,7 %). В свою очередь, сокращение количества зарегистрированных преступлений, - 8 - связанных с посредничеством во взяточничестве, установлено в Ивановской области (с 13 до 0; -100 %), Ямало-Ненецком автономном округе (с 9 до 0; -100 %), Республике Хакасия (с 8 до 0; -100 %), Свердловской (с 50 до 14; -72 %), Воронежской (с 7 до 2; -71,4 %) областях.
Снизилось на 5,3 % (с 4 489 до 4 252) количество преступлений, предусмотренных статьей 2912 УК РФ (мелкое взяточничество). Аналогичная динамика, в том числе до нулевого значения, отмечена в Чеченской Республике (с 14 до 0; -100 %), Магаданской (с 34 до 0; -100 %), Вологодской (с 29 до 3; -89,7 %) областях, г. Севастополе (с 29 до 3; -89,7 %), Камчатском крае (с 15 до 3; -80 %). Увеличилось число мелкого взяточничества в Брянской области (с 11 до 90; +718,2 %), Еврейской автономной области (с 2 до 11; +450 %), Хабаровском крае (с 8 до 32; +300 %), Нижегородской (с 41 до 145; +253,7 %), Архангельской (с 18 до 47; +161,1 %) областях [14].
Рассматривая статистику коррупционных преступлений в зарубежных странах, можно сделать следующие выводы. Из стран Азиатско-Тихоокеанского региона наиболее заметную антикоррупционную политику, прозванную «убийством тигров и мух» проводит Китай. Но, несмотря на предпринимаемые меры, статистика коррупции в Китае по данным ИВК отражает снижение с 40 до 36 баллов [13].
Показатели стран Западной Европы более стабильны и высоки. Однако, по данным антикоррупционного агентства OLAF, каждый год ЕС теряет треть своего бюджета. Причиной является коррупция в Европе. Статистика ее значительно выросла за последние годы.
В таблице ИВК Германия занимает одну из лидирующих позиций. Но и здесь иногда возникают скандалы. По статистике коррупция в Германии побеждена не до конца. Многие еще не забыли самое громкое дело последних лет, в котором был замешан президент Вульф. 74 баллами в таблице ИВК характеризуется коррупция в США. Статистика ставит страну на 18 место в таблице. По информации правоохранительных органов с 2013 года арестовано более двух тысяч сотрудников федеральных и низовых ведомств за различные случаи бытовой коррупции.
По статистике коррупция за рубежом имеет многолетнюю историю борьбы с этим явлением. Положительный опыт имеет Япония, Сингапур и другие страны, которые можно использовать с учетом национальных факторов [13].
1.3. Необычные способы борьбы коррупции в мире.
В борьбе с коррупцией, как показывает мировой опыт, все средства хороши. В Индии, где взяточничество является практически нормой и любые вопросы решаются при участии должностных лиц, общественной организацией по борьбе с коррупцией «Пятая колонна» в 2010 году была выпущена купюра, которой предлагается рассчитываться с вымогателями. Выглядит эта банкнота так же, как обычная, но вместо надписи «подделка денег преследуется законом» имеется предупреждение — «взяточничество преследуется законом». Купюра имеет номинал ноль рупий. По сообщениям представителей «Пятой колонны», общество с энтузиазмом восприняло эту идею, и тираж банкнот разошелся очень быстро [8].
Необычный прием используется в Праге (Чехия). Местная туристическая компания предлагает гостям города принять участие в так называемом «Коррупционном туре» — это трехчасовая экскурсия, во время которой посетителям показывают роскошные особняки, дома и участки чиновников и других представителей власти, имеющих связь с нашумевшими политическими делами о взятках. Экскурсии не только пользуются популярностью у туристов, но и поддерживаются чешским правительством, которые обозначают коррупцию как «самое социальное зло».
Если в России существует такое понятие, как «презумпция невиновности», то в Гонконге среди чиновничьего аппарата в ходу выражение «презумпция коррумпированности». Для современного Гонконга чиновник, берущий взятки, - нонсенс. Но еще 30 лет назад это считалось обычным делом и 90% служащих были коррумпированы. В 1974 году была организована госструктура под названием «Независимая комиссия против коррупции» (НКПК), с очень высокими зарплатами сотрудников, с офицерами, подчиняющимися только лично губернатору и со сторонними общественными наблюдателями, состоявшими сплошь из интеллигенции и бизнесменов. Госслужащим, жившим на широкую ногу, приходилось самим доказывать, что имущество было приобретено ими законно. Если этого не удавалось, их ждал арест и конфискация имущества. Также большую роль в борьбе с коррупцией сыграли граждане, которые участвовали в работе «Независимой комиссии путем жалоб», информируя власти о случаях мздоимства, а также журналисты, активно освещавшие все громкие процессы. Результат воистину ошеломляющ — за 30 лет уровень коррумпированности удалось снизить с 90% до 3% [8].
В Китае, где антикоррупционное законодательство считается одним из самых жестких в мире, всех чиновников, замеченных или заподозренных в махинациях, ждет суровое наказание вплоть до смертной казни. Также практикуется отрубание рук взяткополучателям. С 2003 года было публично расстреляно 10 тысяч чиновников, чья вина была доказана, еще 120 тысяч получили по 10−20 лет заключения. Несмотря на это, высокий уровень коррупции в Китае сохраняется. Это и обычные денежные взятки, и торговля должностями, и превышение полномочий, и чрезмерное использование бюджетных денег, и даже взятки в виде сексуальных услуг.
Наряду с жестокими способами борьбы с коррупцией, в Китае используются юмористические. Центральной комиссией Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины было предложено населению одного из беднейших уездов Цюсянь нарисовать на специально предназначенных для этого стенах домов карикатуры, изобличающие чиновников во взятках. В дальнейшем эти комиксы были размещены на официальном сайте Комиссии, что, с комплексом других мер, по сведениям статистики партии, привело к снижению сообщений о коррумпированности чиновников на 221% [8].
Похожий прием, к слову, использовали много веков назад и в Европе. Так, в городе Брюгге (Бельгия) в 1498 году по заказу городских властей была написана картина, живописующая пытку, ждущую нерадивых госслужащих. Картина была предназначена для зала ратуши, в котором происходили суды и заседания магистрата, она была призвана напоминать судьям об их долге. На полотне известного голландского художника Давида Жерара «Суд Камбиса» изображена казнь над подкупленным персидским судьей Сисамном, который за взятку вынес несправедливый приговор. Когда царь Камбис узнал о случившемся, он приказал казнить Сисамна и снять с него кожу, которой обили кресло судьи. Наместником был назначен его сын, который был вынужден принимать судебные решения, сидя в кресле, обшитом кожей родного отца. Поучительно, не правда ли?
В Пакистане, который делит вместе с Россией 127 строчку в коррупционном рейтинге, проводится ежегодный общегосударственный конкурс детского рисунка. Работы победителей о «плохих дядях» публикуются на страницах специальной брошюры и даже на рекламных билбордах.
В России есть способ противодействия коррупции в ГИБДД, который используется в некоторых регионах нашей необъятной родины. «Блатные» номера автомобилей (номера с повторяющимися цифрами или буквами) там выдают на авто общественного и муниципального транспорта — «скорой помощи», пожарные машины и даже мусоровозы. Как предполагается, это должно привести к снижению престижа «красивых» номеров и, соответственно, коррупции в этой отрасли.
Также интересен опыт СССР, где коррупция приравнивалась к измене родине и прямым образом трактовалась как угроза экономической безопасности государства. За данное преступление предусматривалась смертная казнь с конфискацией имущества, в некоторых случаях — 10 лет с конфискацией имущества.
Коррупция в государственном секторе является одной из основных проблем современности, от успешного решения которой зависит успешное развитие государства и общества в целом. К сожалению, на настоящий момент в нашей стране коррупцией пронизаны все ветви власти.
1.4. Что можно и что нельзя чиновникам в зарубежных странах.
Мы рассмотрели права и возможности чиновников за границей. К примеру, английский закон не предусмотрел никаких поправок для граждан, разместившихся на разных ступенях общественной иерархической лестницы: все перед ним равны - и премьер-министр, и уборщик премьерской канцелярии. Разве что первый должен быть прозрачнее второго. Иметь дома можно и за границей, и где угодно можно открывать банковские счета. И в этом смысле ровным счетом ничем ни министр, ни глава правительства, никакой иной государственный чиновник не отличаются от любого гражданина Соединенного Королевства. Главное, исправно платить налоги со всех своих доходов. Но при этом ключевым моментом для правительственного чиновника является обязательная регистрация любых посторонних доходов - будь то акции, прибыль от коммерческой сделки или недвижимости. Специальный свод правил, именуемый Кодексом министров, обязывает правительственного чиновника регистрировать абсолютно любого рода финансовые поступления [9]. Всем в Британии хорошо известно, сколько миллионов на счету каждого министра. Если будет обнаружен факт утайки дохода, тогда будет проведено внутреннее расследование. Этим может заняться сам департамент, где служит чиновник, или же премьер-министр может поручить своему специальному советнику по вопросам министерского кодекса проверить имевший место конкретный случай.
Трехлетней давности публичный скандал, обозванный землетрясением в Вестминстере, вывел на чистую воду всех не чистых на руку депутатов. Британские журналисты в итоге тщательно спланированной операции выявили тех, кто мелко, но гнусно мошенничал с денежками налогоплательщика, выуживая фунтики стерлингов кто на собачьи консервы, кто на мифического садовника. И дело внутренним расследованием за стенами древнего Вестминстера отнюдь не ограничалось. Полиция взялась за мошенников, прописавшихся на депутатских скамьях. И никакого особого закона вводить не потребовалось. Хватило единого для всех - уголовного.
Финляндия считается страной с самым низким уровнем коррупции в мире. Чиновники там взяток не берут. Но при этом являются весьма богатыми людьми. О том, как ограничивают финские законы богатых госслужащих, в интервью «Российской газете» рассказал глава аппарата парламента Финляндии Сеппо Тиипинен [9].
Можно ли финским госслужащим иметь собственность и банковские счета за рубежом?
Сеппо Тиипинен: Для них никаких отдельных правил и законов не существует. Граждане нашей страны, в том числе все чиновники, политики и служащие государственного сектора, могут иметь собственность за границей. Никаких ограничений в этом вопросе у нас не существует.
Но, может быть, для имиджа финского политика не совсем хорошо иметь собственную виллу где-нибудь на юге Франции…
Сеппо Тиипинен: Возможно, кто-то так и считает. Это исключительно имиджевый вопрос каждого отдельно взятого политика. К правовой сфере это не имеет отношения.
Единственно, что все наши чиновники должны делать - это официально сообщать о своих доходах и собственности. Это публичные данные, которые также публикуются и в газетах. Депутатам обнародовать данные о своих «имениях и счетах в банках» не обязательно. Однако они все это делают по собственному желанию.
Много ли среди финских политиков богачей? Как к ним относятся в народе?
Сеппо Тиипинен: Состоятельных людей много, есть и весьма богатые люди, владельцы предприятий. Все они также отчитываются о всех своих доходах. Поэтому их богатства ни для кого секретом не являются. Люди относятся к богатым чиновникам нейтрально.
Согласно статье 4 Закона об этике госслужащих Республики Корея, государственные чиновники должны предоставлять в контролирующие органы сведения обо всем имуществе и активах, включая те, которые находятся за границей. Примечательно, что закон отдельно подчеркивает, что декларироваться должно не только формально находящееся у госслужащего имущество и активы, но и то, которым он или она «реально владеет или распоряжается вне зависимости от формального владельца».
Помимо самого госслужащего информацию о своих активах и доходах также должны предоставить его ближайшие родственники, под которыми понимаются супруга (супруг), дети, родители. Под термином «имущество» подразумевается любая недвижимость (жилая и нежилая, земельные участки и т.д.), а также транспортные средства (автомобили, суда, летательные аппараты и пр.).
Помимо этого, регистрации подлежат практически все активы, включая наличность, счета в банках, драгметаллы, акции, права на интеллектуальную собственность, любые ценные бумаги и т.д., чья совокупная стоимость превышает (по каждому из наименований) 10 миллионов вон (около 8,5 тысяч долларов). Если же чиновник имеет драгоценные металлы, камни, антиквариат, произведения искусства, членские карты клубов и прочее, то они должны декларироваться, если их стоимость (по каждому из видов) равна либо превышает 5 миллионов вон (около 4 тысяч долларов). Одновременно госслужащий должен предоставить сведения о своих долговых обязательствах [9].
В итоге получается, что госслужащим Республики Корея не запрещено иметь недвижимость за рубежом и счета в иностранных банках, но при условии, что самые подробные сведения об этих активах, а также всех остальных, находящихся на территории Кореи, должны быть предоставлены в контролирующие органы. Вместе с тем, наличие «чрезмерно больших средств или дорого имущества» за границей однозначно не считается «плюсом» для госслужащего, хотя и не запрещено.
Все предоставленные чиновником сведения проверяются, и тем тщательнее, чем выше пост того или иного госслужащего. Кроме того, традиционной для Южной Кореи практикой стала и параллельная проверка, которую проводят собственными силами конкурирующие политические партии в случае, когда того или иного человека выдвигают на пост, требующий утверждения парламентом. Как показывает опыт, данное «дублирование» весьма эффективно. Зачастую оппозиционеры выявляли те скрытые активы и средства, которые не могли найти органы госконтроля. Подобные случаи с выявленными у кандидатов на высокие правительственные должности секретных активов или сомнительных финансовых операций уже неоднократно служили причиной, из-за которой кандидатуры, вплоть до премьер-министра, вынуждены были брать самоотвод.
Имеют ли право французские политики и крупные чиновники открывать счета и покупать недвижимость за рубежом? Французская национальная комиссия по транспарентности политической жизни была создана в конце 80-х годов прошлого века и имеет своей целью отслеживать авуары всех людей, которые занимают в государстве ответственные посты или выборные должности. В этом списке министры и их замы, руководители всяческих ведомств, депутаты парламента и евродепутаты, сенаторы, руководители предприятий, где доля государства превышает 50%, мэры городов с населением свыше 20 тысяч человек. Всего под ее контролем находятся примерно шесть тысяч человек. Они получают декларации об имуществе и финансах в начале службы или мандата чиновника. Причем эти лица обязаны заявить в полном объеме свои авуары как во Франции, так и за рубежом. Иметь счета или недвижимость за границей французскими законами никому из граждан не запрещается. Получаемые комиссией данные, носят исключительно конфиденциальный характер и не подлежат разглашению. Декларации хранятся в сейфе, к которому имеют доступ исключительно члены комиссии. За разглашение закон предусматривает уголовное наказание - до одного года тюремного заключения и штраф в 45 тысяч евро. Повторная декларация предоставляется по истечении мандата для лиц, занимающих выборные должности, и трудового контракта для тех, кто работал на госпредприятиях. Месье Фишель уточнил, что в Национальном собрании идет работа по созданию структуры, которая занялась бы разбирательством случаев «конфликта интересов».
Какие же есть права у госслужащих в Германии? Госслужащие, в том числе на высоких постах, могут свободно приобретать недвижимость и открывать счета за рубежом. Депутаты бундестага обязаны предоставлять данные обо всех своих занятиях и постах, приносящих дополнительный доход. Известны и доходы чиновников любого ранга: тарифная сетка доступна на сайтах общефедерального и земельных статистических ведомств. В целом германские финансовые учреждения не имеют права без ведома граждан получать сведения об их счетах. Однако прокуратура может затребовать справку из Федерального финансового регистра. Основание для этого - ведущееся расследование по подозрению в уклонении от уплаты налогов.
Действующее законодательство Украины весьма лояльно относится к стремлению чиновников и политиков иметь имущество и счета за рубежом. Проблема в том, что доказать сам факт того, что публичный человек или госслужащий на Украине является резидентом иностранного государства - крайне сложно.
Иметь недвижимость за рубежом, либо валютные счета в иностранных банках в принципе может любой гражданин Украины, независимо от статуса. К примеру, закон Украины «О государственной службе» ничего не говорит о запрете чиновникам иметь зарубежную собственность или счета. Напротив, ежегодно чиновник в своей налоговой декларации должен сообщать о финансовых обязательствах своих и членов своей семьи, «в том числе зарубежных». Также нет никакого запрета на владение зарубежной недвижимостью или собственностью для украинских депутатов и политиков.
Поступок, за который чиновник или политик в теории может поплатиться креслом или статусом, - это наличие иного, кроме украинского, гражданства и, соответственно, наличие собственности и счетов, не известных Нацбанку Украины. Второе гражданство - препятствие для участия в любых выборах. Впрочем, за всю новейшую историю Украины в реальности это стоило карьеры только одному украинскому политику - экс-премьеру Павлу Лазаренко, обладателю панамского паспорта. В то же время экс-премьер Ефим Звягильский никогда не скрывал, что в свое время, в конце 90-х, уйти от политического преследования со стороны Леонида Кучмы ему помогло только гражданство Израиля [9].
Никаких формальных запретов для американских чиновников, работающих на федеральное правительство, на открытие счетов за рубежом или инвестиции в иностранную недвижимость нет. Впрочем, под страхом сурового уголовного преследования и огромных штрафов все зарубежные финансовые активы граждан США, подлежат обязательному декларированию в налоговой службе.
Каждый американец, располагающий счетом в иностранном банке, на котором лежит больше 10 тысяч долларов, обязан ежегодно отражать этот факт в специальном налоговом формуляре. Помимо этого, данные о любых акциях, облигациях и прочих ценных бумагах иностранных фирм и корпораций также подлежат раскрытию в налоговой службе США.
Не секрет, что многие американцы, чтобы не платить высокие налоги, идут на любые ухищрения, вплоть до отказа от гражданства США, с тем, чтобы «дядя Сэм» никогда не узнал об их иностранном «золотом запасе». Масштаб этого явления можно оценить по инициативе налоговой службы США, которая в 2009 году даже пошла на временное объявление амнистии всем американцам, которые в нарушение закона не декларировали свои зарубежные счета. И хотя на американских чиновников распространяются точно такие же правила, как и на обычных граждан США, бюрократов «на налоговую вшивость» лишний раз проверяет специальное управление по правительственной этике. «Этическое управление» было создано в рамках принятого в США еще в 1978 году закона о соблюдении этических норм членами федерального правительства. Этот закон обязывает высокопоставленных служащих каждый год отчитываться о своем финансовом состоянии, в том числе раскрывать, какими ценными бумагами они владеют.
Кроме того, данная самостоятельная структура в правительстве США, чей руководитель назначается непосредственно президентом, занимается доскональной регламентацией того, что можно делать официальным лицам, а также того, чего ни при каких обстоятельствах допускать нельзя с тем, чтобы не допустить «конфликтов интересов» на госслужбе. Все факты о нарушении этических норм сотрудниками исполнительной власти управление правительственной этики передает в ФБР для дальнейшего «разбора полетов». Точных данных о том, какое количество американских политиков или госслужащих держат свои деньги за границей в открытых источниках, разумеется, не найти. Хотя для чиновников и политиков держать свои кровные деньги не в Бэнк оф Америка, а за пределами страны, само по себе может стать «черной меткой».
Глава 2. Законотворческие инициативы по противодействию коррупции в Российской Федерации.
Исходя из анализа действующего Российского и зарубежного антикоррупционного законодательства нами выработаны следующие законотворческие инициативы.
Все предоставленные чиновником сведения о доходах проверяются, и тем тщательнее, чем выше пост того или иного госслужащего. Кроме того, необходимо ввести практику параллельной проверки, которую проводят собственными силами конкурирующие политические партии в случае, когда того или иного человека выдвигают на пост, требующий утверждения парламентом. В случае выявления у кандидатов на высокие правительственные должности секретных активов или сомнительных финансовых операций служат причиной, из-за которой кандидатуры, вплоть до премьер-министра отклоняются.
В связи с малоэффективной деятельностью реформировать Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПКМВД России) (Указ Президента РФ от 01.03.2011 №248) в Российскую национальную комиссию по транспарентности политической жизни, имеющую цель отслеживать авуары всех людей, которые занимают в государстве ответственные посты или выборные должности. В этом списке должны быть министры и их замы, руководители ведомств, депутаты парламента и евродепутаты, сенаторы, руководители предприятий, где доля государства превышает 50%, мэры городов с населением свыше 20 тысяч человек.
В нашей стране с коррупцией призван бороться ФЗ № 273 от 25 декабря 2008 г. Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами [3].
(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)
1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:
(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
1) лицам, замещающим (занимающим):
а) государственные должности Российской Федерации;
б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
г) государственные должности субъектов Российской Федерации;
д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;
е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)
з) должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ)
и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
(пп. "и" введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)
1.1) депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)
2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части;
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ)
3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.
1.1. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в части 1 настоящей статьи в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 505-ФЗ)
2. Установленный настоящей статьей запрет открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяется на лиц, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в находящихся за пределами территории Российской Федерации официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей этих лиц.
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)
3. Несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
Отменить статью 7.1. введенную Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ, поскольку данная статья противоречит статье 34 Конституции РФ, в которой провозглашается:
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Вести статью в ФЗ № 102-ФЗ следующего содержания.
Статья 7.3. Запрет отдельным категориям лиц иметь гражданство иностранных государств.
1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц иметь иностранное гражданство», запрещается оформлять иностранное гражданство, а также иметь двойное гражданство:
1) лицам, замещающим (занимающим):
а) государственные должности Российской Федерации;
б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
г) государственные должности субъектов Российской Федерации;
д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;
е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
з) должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), публично-правовых компаниях, фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
1.1) депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов;
2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах «а» - «з» пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части;
3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.
2. Несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
Заключение.
Коррупция в государственном секторе является одной из основных проблем современности, от успешного решения которой зависит успешное развитие государства и общества в целом. Изучив российское и зарубежное антикоррупционное законодательство, мы пришли к выводу, что Россия сделала ставку на борьбу с коррупцией именно методом репрессий и устрашений. Все другие методы и инструменты, которые в комплексе должны были бы дать значительный результат, почти не используются.
Весьма актуальна задача приближения российского законодательства к мировому опыту антикоррупционной борьбы. Первичными причинами сложившегося положения являются как отсутствие обоснованной с научной точки зрения системной политики борьбы с коррупцией и особого научного направления корруптологии. Необходимо перенять передовой зарубежный опыт.
В борьбе с коррупцией, как показывает мировой опыт, все средства хороши. В Индии, где взяточничество является практически нормой и любые вопросы решаются при участии должностных лиц, общественной организацией по борьбе с коррупцией «Пятая колонна» в 2010 году была выпущена купюра, которой предлагается рассчитываться с вымогателями. Необычный прием используется в Праге (Чехия). Местная туристическая компания предлагает гостям города принять участие в так называемом «Коррупционном туре» — это трехчасовая экскурсия, во время которой посетителям показывают роскошные особняки, дома и участки чиновников и других представителей власти, имеющих связь с нашумевшими политическими делами о взятках
Если в России существует такое понятие, как «презумпция невиновности», то в Гонконге среди чиновничьего аппарата в ходу выражение «презумпция коррумпированности». Для современного Гонконга чиновник, берущий взятки, - нонсенс. Госслужащим, жившим на широкую ногу, приходилось самим доказывать, что имущество было приобретено ими законно. Если этого не удавалось, их ждал арест и конфискация имущества.
Мы рассмотрели права и возможности чиновников за границей. К примеру, английский закон не предусмотрел никаких поправок для граждан, разместившихся на разных ступенях общественной иерархической лестницы: все перед ним равны - и премьер-министр, и уборщик премьерской канцелярии. Разве что первый должен быть прозрачнее второго. Иметь дома можно и за границей, и где угодно можно открывать банковские счета. Но при этом ключевым моментом для правительственного чиновника является обязательная регистрация любых посторонних доходов - будь то акции, прибыль от коммерческой сделки или недвижимости. Специальный свод правил, именуемый Кодексом министров, обязывает правительственного чиновника регистрировать абсолютно любого рода финансовые поступления.
Исходя из анализа действующего Российского и зарубежного антикоррупционного законодательства нам сделаны определенные выводы и предложения. Все предоставленные чиновником сведения о доходах должны проверятся, и тем тщательнее, чем выше пост того или иного госслужащего. Кроме того, ввести практику параллельной проверки, которую проводят собственными силами конкурирующие политические партии в случае, когда того или иного человека выдвигают на пост, требующий утверждения парламентом. В случае выявления у кандидатов на высокие правительственные должности секретных активов или сомнительных финансовых операций служат причиной, из-за которой кандидатуры, вплоть до премьер-министра отклоняются.
Создать Российскую национальную комиссию по транспарентности политической жизни, имеющую цель отслеживать авуары всех людей, которые занимают в государстве ответственные посты или выборные должности. В этом списке должны быть министры и их замы, руководители ведомств, депутаты парламента и евродепутаты, сенаторы, руководители предприятий, где доля государства превышает 50%, мэры городов с населением свыше 20 тысяч человек.
Коррупция ослабляет государственные институты, приводит к неэффективности государственной власти, снижает инвестиционную привлекательность государства, но и, что более важно, является прямым или косвенным нарушением равенства прав и свобод человека, и наша задача предотвратить и искоренить это явление.
Список использованной литературы и источников.
1. Федеральный закон «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» от 25.07.2006 № 125-ФЗ [Интернет ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61753/
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Интернет ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Собрание законодательства РФ (ред. от 03.04.2017), 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
4. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Интернет ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/
5. Указ Президента РФ № 815 от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции» [Интернет ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77066/
6. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы» (ред. от 15.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 2014, № 15, ст. 1729.
7. Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности [Интернет ресурс] http://www.cdep.ru/index.php?id=216
8. Десять необычных способов борьбы со взяточничеством [Интернет ресурс] https://svpressa.ru/society/news/78747/
9. Зарубежные чиновники могут свободно покупать недвижимость за границей [Интернет ресурс] https://rg.ru/2012/08/15/za-granizei.html
10. Зарплаты чиновников в России [Интернет ресурс] https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-chinovnikov.html
11. Национальный план противодействия коррупции [Интернет ресурс] http://www.consultant.ru/law/hotdocs/54152.html/
12. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 21.04.2017).
13. Статистика коррупции в мире [Интернет ресурс] https://vawilon.ru/statistika-korruptsii-v-mire/
14. Состояние преступности в России [Интернет ресурс] https://genproc.gov.ru/upload/iblock/b51/sbornik_9_2019.pdf
Неньютоновская жидкость
Разноцветное дерево
Новый снимок Юпитера
Есть в осени первоначальной...
Почта