проект
Вложение | Размер |
---|---|
blyashev_i._rabota.doc | 451.5 КБ |
Название работы:
«Исследование качества воды и общего экологического состояния родника в селе Кахун»
Автор работы: ученик 6 «Б» класса МКОУ СОШ №1 с.п. Кахун
Бляшев Идар Владимирович
Место выполнения работы: с.п. Кахун, МКОУ СОШ № 1
Руководитель: учитель географии выс. кв.категории
МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун
Хасанова Залина Ауладиновна
2019
Содержание
Введение……………………………………………………..…………с. 3-4
Актуальность проблемы ………………………………………………с. 4
Методы исследования…………………………………………………с. 5
Историко-культурные сведения об объекте исследования.
Эколого-санитарное состояние территории вокруг родника ……….с. 6-8
Результаты ………………………………………………………………с. 8
Заключение и выводы…………………………………………………. с.9-10
Литература ……………………………………………………………..с.11
Приложение
Введение.
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги - мы ведь на планете не одни.
Вода – «кровь» Земли
Леонардо да Винчи
Я живу в селе Кахун Урванского района, учусь в МКОУ СОШ № 1 и всегда принимаю активное участие в экологической работе школы.
Вслушайтесь в эти слова - Родина, родной, родник… Родники, которые бьют из самого сердца земли, - это не только источник чистой питьевой воды. Исследования учёных свидетельствуют о благоприятном влиянии родников на человека.
Родники необходимы всем нам, чтобы помнить своих предков, чтить традиции своего народа. Они своего рода показатель экологического состояния того места, в котором находятся.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. Наше село расположено на предгорно- равнинной зоне, в одном из самых красивых уголков нашей необъятной родины- в Кабардино- Балкарии. Наша природа красива в любое время года. Ещё в моём селе множество мелких и несколько крупных родников. В последнее время для нас жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам.
Мы считаем, что данная проблема актуальна, поскольку Мировые запасы пресной воды не увеличиваются, а её потребление постоянно растёт. С каждым годом все острее ощущается нехватка воды на планете, а родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.
Население села Кахун раньше использовало в пищевых целях воду из естественных водоемов, из родников. Но, к сожалению, нынешнее состояние родников, а именно одного из самых крупных родников, находящегося в нижней части села, очень плачевное. Поэтому, мы решили исследовать экологическое состояние этого естественного водоема, провести социологический опрос населения, выработать стратегию защиты водоемов нашего родного села.
Цель: оценка современного экологического состояния родника «Нижне-кахунский» и разработка мероприятий по улучшению его состояния и функционирования.
Задачи:
Объект исследования – вода в роднике в нижней части села Кахун.
Гипотеза: если изучить родники, то это даст возможность расширить знания о водных ресурсах края.
В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой. Родники увеличивают рекреационную ценность пейзажа, внося в него разнообразие. Подземные воды в природных условиях не загрязнены. Проходя через почву, вода обогащается углекислотой и минеральными веществами, поэтому нередко обладает целебными свойствами и применяется для лечения целого ряда заболеваний человека. Родники охотно используются для местного водоснабжения, а нередко, при достаточной их мощности и для питания водопроводов.
Однако, родники нашего села настолько загрязнены бытовыми отходами, различными химическими выбросами, в некоторых местах туда даже идет слив от канализации с близлежащих домов, что ситуация крайне плачевная. Такая вода не только не полезна, но, наоборот, крайне опасна для жизни людей.
Актуальность проблемы.
Актуальность выбранной темы состоит в важности подземных вод для питания рек, для использования подземных вод для бытовых или иных нужд. Также велика их дренирующая роль.
Но, к сожалению, на состояние верхних слоев подземных вод пагубно влияет деятельность человека.
Подземные воды, хотя и лучше защищены от загрязнений, чем поверхностные, но и их качество также ухудшается. Причин загрязнения подземных вод несколько. Значительная часть загрязняющих веществ просачивается сквозь почву с осадками и талыми водами, несущими атмосферные выбросы, ядохимикаты и минеральные удобрения с полей.
В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник, или ключ, образуется при естественном выходе подземного водоносного слоя на поверхность. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой.
Методика исследования:
Основные методы:
Ценность работы состоит в том, что, к сожалению не все бережно относятся к воде, а проведённые нами исследования дают возможность познакомить молодое поколение с проблемами малых рек.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее и может быть использовано в интересах качества эффективности экологического воспитания молодёжи.
Историко-культурные сведения об объекте исследования.
Объектом исследования был выбран родник, расположенный в овраге в нижней части села Кахун, на улице Комсомольская. Этот родник всем знаком.
Наш родник существует давно, и рассматривать его историю мы можем только со слов тех местных жителей, которые живут в наши дни. Из бесед с ними мы узнали об истории родника. Все они помнят этот родник с детства. К этому роднику приходили люди со всей округи круглый год и использовали воду для различных целей. Также известны случаи, когда воду из родника водители автомобилей заливали в аккумуляторы, вместо дистиллированной.
Социологические исследования родника.
Мы провели анкетирование «Роль родника в вашей жизни» среди учащихся, учителей, а также жителей села, в котором приняли участие 175 человек. Анализ представлен в таблице 1. (приложение 1)
Цвет (окраска).
Для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике 20 см, для водоемов культурно-бытового назначения – 10 см.
Для определения цветности воды исследуемую воду налили в стеклянный цилиндр и рассмотрели ее на фоне белого листа бумаги при дневном освещении сверху и сбоку.
Прозрачность.
Для определения прозрачности воды использовали прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который налили воду, а под него подкладывали стандартный шрифт. По нахождению максимальной высоты столбцы столбца, при которой можно прочитать шрифт, оценивали прозрачность. Если прозрачность воды меньше 31 см, то она непригодна для питья. Воду из нашего родника категорически нельзя употреблять для питья и приготовления еды, хотя именно так раньше ее использовали наши предки, жившие в Кахуне.
Запах. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Запах воды хозяйственно-питьевого назначения не должен превышать 2 баллов.
Для определения запаха воды налили ее в колбу на 2/3 объема с притертой пробкой и сильно встряхнули в закрытом состоянии. Открыли быстро колбу и сразу отметили присутствие сильного протухшего запаха и запах канализационных стоков.
Определение рН воды
pH воды определяли с помощью универсальной индикаторной бумаги. Сравнили окраску со шкалой.
Определение жесткости воды.
Жесткая вода отличается наличием в ней солей кальция и магния. Эта вода нежелательна как для употребления внутрь, так и для наружного применения. Она плохо усваивается организмом, откладывается в различных органах и тканях (суставы, сосуды) человека, затрудняя их нормальное функционирование. Жесткость воды в роднике оказалась сильно завышенной.
4.5.Эколого-санитарное состояние территории вокруг родника
Визуально проводилась оценка санитарного состояния прилегающей местности.
Результаты:
Мы провели социологический опрос около 175 человек- это ученики и учителя нашей школы, а также мои соседи и родственники. Проанализировав ответы, мы выяснили, что большая часть опрошенных не пользуется водой из родника . 98% опрошенных считают, что вода из данного источника не является пригодной для питья. Больше половины участвующих в анкетировании давно не пользуются этим родником и почти все согласны с мнением, что экологическое состояние родника сильно ухудшилось в последние десятилетия. Также были предложены мероприятия по охране и благоустройству данного природного объекта.
Выводы и заключение.
«Жизнь – есть одушевленная вода», - сказал как – то Э. Дебуа. И он был прав. Вода - неотъемлемое условие существования, активной деятельности и
здоровья человека.
Малая река – чрезвычайно занимательный и актуальный объект для экологического изучения. Здесь огромный простор для ведения интереснейших наблюдений. Можно изучать речную флору, провести исследование истока реки, заниматься изучением животного мира, ежегодно исследовать русло реки и сравнивать показатели, выявлять экологические проблемы и заниматься их устранением.
Исследования родника «Нижне-кахунский» будут продолжены. Силами учащихся нашей школы планируется организация и проведение природоохранной акции по очистке берегов малых рек от мусора. Она может заключаться в объяснении некоторых важных правил по отношению к природе, информировании о своей деятельности, в сборе информации. Эффект от такой деятельности сравним с поговоркой – «Пока десять раз объяснял – сам понял», т.е. каждому нужно начать с себя любить и охранять природу.
Стать рекам чище помогают и прибрежные деревья. Ива и ольха корнями извлекает из воды нитраты и другие соли. Даже самая лучшая очистная установка не может очистить реку от вредных примесей, как это делают корни деревьев.
Спасая голубые артерии, нужно бороться с эрозией почвы, с оврагами. Овраги – одна из причин заиления рек. Поэтому откосы оврагов необходимо обсаживать деревцами.
Любая природная экосистема имеет предел допустимой рекреационной нагрузки, при превышении которого наступает необратимая деградация экосистемы. Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем своё здоровье.
Проводимые нами исследования были интересны и посильны. В ходе исследований воды, почв, воздуха мы выявили, что основной вред причиняет население. В родник смываются удобрение с полей, ядохимикаты, отходы ферм, почти уничтожена луговая растительность выпасами скота. Наши наблюдения показывают, что глубина родника становится меньше. Состояние вышеуказанных объектов оставляет желать лучшего и необходимо принимать конкретные меры по улучшению экологической ситуации в первую очередь руководству села, района, республики. Необходимо непрерывное экологическое образование и воспитание. И начинать надо с себя. Наш призыв: жить по программе, которая называется «Будущее, которого мы хотим». Для этого нужно стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и всё больше использовать свои изобретения, любить и охранять наш родник.
Проведя работу по изучению родника, мы оценили его экологическое состояние и пришли к выводу:
Список использованной литературы
4. Шиширина Н.Е. Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Тула, 2000.
5. С. В. Ряжин. Экологический букварь. 1998г.
6. Е. Емузова География Кабардино- Балкарии, учебник для общеобразовательных учреждений, 2015г.
7. Г.Е. Ганейзер. Реки нашей страны. 2002г.
8. Ю.В. Новиков. Природа и человек. М. Просвещение. 1991г
Приложение.
Анкета для учащихся.
________________________________
а) каждый день
б) 1 раз в неделю
в) не посещаю
г) ____________
3. Почему вы посещаете родник?
а) Считаю его воду чище водопроводной
б) Хожу с друзьями за компанию
в) Заставляют родители
г) ______________
4. Как вы оцениваете качество воды в роднике?
а) Удовлетворительное в течении всего года
б) Неудовлетворительное в течении года
в) В разные сезоны года
г) _______________
5. Кипятите ли вы родниковую воду дома?
а) да
б) нет
в) иногда
г) _______
6. Как вы оцениваете отношение районных властей к роднику?
а) Районные власти постоянно заботятся о состоянии родника
б) Забота властей носит разовый характер
в) районные власти безразличны к состоянию родника
г) _______________
7. Как вы оцениваете отношение местного населения к роднику?
а) местное население благоустраивает родник и прилегающую террироторию своими силами
б) местное население родник не благоустраивает, но соблюдает вокруг него чистоту и порядок
в) местное население безразлично к состоянию родника
г) _________________
8. Каково ваше отношение к роднику?
а) участвую в благоустройстве родника, пресекаю попытки загрязнению прилегающей территории
б) в благоустройстве родника участие не принимаю, но сам не нарушаю его экологического равновесия
в) я не обязан следить за родником, и могу около него делать всё, что хочу
г) _______________________
9. Как вы оцениваете современное экологическое состояние прилегающей к роднику территории
а) в течение всего года наблюдается чистота и порядок
б) после зимы наблюдается большая засоренность прилегающей территории
в) в течение всего года прилегающая к роднику территория захламлена бытовыми отходами
г) _________________________
10. Как вы думаете, что произойдёт с родником в будущем?______________________
Социологический опрос
___________________________________
2. Часто ли Вы посещаете родник?
___________________________________
3. Что Вы знаете о происхождении этого родника?
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
6. Каким Вы его помните в прошлом?
___________________________________
7. Каким Вы его видите в будущем?
___________________________________
Смородинка
Самый богатый воробей на свете
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Астрономический календарь. Май, 2019
Есть в осени первоначальной...