Презентация «Рефлекторная деятельность» была создана ученицей 8 «б» класса Малыниной Полиной к уроку «Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.». В презентации раскрыта роль рефлексов в формировании поведения человека, дана их классификация, а также характеристика инстинктов и навыков.
Вложение | Размер |
---|---|
reflektornaya_deyatelnost.pptx | 655.92 КБ |
Слайд 1
Рефлекторная деятельность Выполнила: ученица 8 «Б» класса ГБОУ СОШ «ЦО» пос. Варламово Малынина ПолинаСлайд 2
Рефлексы Основным и специфическим проявлением деятельности центральной нервной системы является осуществление рефлекторных актов, или рефлексов. И. П. Павлов по этому поводу писал: «В жизни сложного организма рефлекс есть существеннейшее и наиболее частое нервное явление. При помощи его устанавливается постоянное, правильное и точное соотношение частей организма между собой и отношение целого организма к окружающим условиям ». Рефлекс — это закономерная реакция организма на изменение внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов. Рефлексы проявляются в возникновении или прекращении какой-либо деятельности организма: в сокращении или расслаблении мышц, в секреции или прекращении секреции желез, в сужении или расширении сосудов и т. п . Благодаря рефлекторной деятельности организм способен быстро реагировать на различные изменения внешней среды или своего внутреннего состояния и приспособляться к этим изменениям. У позвоночных животных значение рефлекторной функции центральной нервной системы настолько велико, что даже частичное выпадение ее (при оперативном удалении отдельных участков нервной системы или при заболеваниях ее) часто ведет к глубокой инвалидности и невозможности осуществлять необходимые жизненные функции без постоянного тщательного ухода.
Слайд 3
Безусловные и условные Рефлексы, осуществляемые организмом, делятся, по И.П. Павлову, на безусловные и условные. Безусловные рефлексы наследуются и воспроизводятся из поколения в поколение. Они свойственны всем особям определенного вида, т.е. групповые. У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги. Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом. Условные рефлексы приобретаются человеком в течение всей жизни. Каждый условный рефлекс – это результат определенного опыта, привычки. Они индивидуальны, и для их формирования необходимы определенные условия. Эти рефлексы могут исчезать. Так без достаточной практики забывается иностранный язык, выученное когда-то стихотворение и тд . Этот процесс называется условным торможением. Торможение может быть и безусловным (внешним). Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга. Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов. Во всех органах тела, под кожей имеются рецепторы – окончания чувствительных нейронов. Они преобразуют раздражение в нервные импульсы. Нервные импульсы по чувствительному пути идут в ЦНС. Там информация перерабатывается вставочными нейронами. Затем из ЦНС по двигательному пути идёт сигнал к органу или мышце.
Слайд 5
Схема рефлекторной дуги: рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон (исполнительный), рабочий орган. Это сложная рефлекторная дуга. В простой рефлекторной дуге отсутствуют вставочные нейроны. Скопления нейронов в ЦНС, вызывающие то или иное рефлекторное действие, называется рефлекторным центром этого рефлекса. Рефлекторная дуга не может контролировать исполнение рефлекса. Контроль осуществляется ЦНС. Особенностями высшей нервной деятельности человека являются следующие: – развитая психическая деятельность; – речь; – способность к абстрактно-логическому мышлению. И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах. Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы. Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. Слово для человека является выражением смысла слова, понятия. Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями. Первая и вторая сигнальные системы находятся в тесной взаимосвязи. Сигналы первой сигнальной системы поступают во вторую. Она начинает развиваться у детей к 5—7 месяцам первого года жизни. Основной принцип работы нервной системы – рефлекторный. С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям окружающей среды. Благодаря рефлекторной деятельности, организм быстро реагирует на различные воздействия внешней и внутренней среды.
Слайд 6
Торможение. Если безусловные рефлексы практически не тормозятся в течение жизни, то выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий существования организма. Угасание условных рефлексов называют торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условнорефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс у собаки тормозится при сильном шуме, испуге, действии на нее болевого раздражителя и т.д. Такой вид торможения называют внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя; рефлекс начнет угасать и вскоре затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.
Слайд 7
Навыки. В самостоятельную категорию условных рефлексов выделяют вырабатываемые в течение жизни двигательные условные рефлексы, т. е. навыки, или автоматизированные действия. Человек обучается ходить, плавать, кататься на велосипеде, печатать на клавиатуре компьютера. Обучение требует времени и упорства. Однако постепенно, когда навыки уже закрепились, они выполняются автоматически, без контроля сознания. За свою жизнь человек овладевает многими специальными двигательными навыками, связанными с его профессией (работа на станке, управление автомобилем, игра на музыкальном инструменте ). Владение навыками полезно для человека, потому что экономит время и энергию. Сознание и мышление освобождаются от контроля за операциями, которые автоматизировались и стали навыками в повседневной жизни.
Слайд 8
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2474/main / https:// www.amedgrup.ru/reflexy.html http :// tepka.ru/biologiya_8/38.3.jpg http:// tepka.ru/biologiya_8/38.5.jpg http:// tepka.ru/biologiya_8/38.2.jpg Учебник по биологии. Н . И. Сонин, М. Р. Сапин . Человек. 8 класс
Аэродинамика и воздушный шарик
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сила слова
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Почему люди кричат, когда ссорятся?