Работа написана по материалам музейного фонда "Хранители воинской славы" МБОУ СШ №16
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_letopis_voyny.doc | 76 КБ |
Россия. Ямало-Ненецкий автономный округ,
муниципальное образование города Новый Уренгой
Научно-исследовательская работа
Живая летопись войны.
Работу выполнил:
Башлыков Иван
МБОУ СШ № 16,
ученик 9а класса.
Руководитель:
Бамбурова Татьяна Алексеевна
учитель истории и обществознания
МБОУ СШ № 16,
г. Новый Уренгой
2020
Оглавление: Стр.
1.Актуальность. Новизна. Гипотеза. 2
2. Экспозиция «Неравный бой» 4
3.Жизненный путь Алексея Яковлевича Репка 6
4. Айдаскин Евгений Фёдорович, участник трудового фронта 8
5. Выводы и рекомендации 10
6.Список использованной литературы 12
7.Приложение 13
«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»
А.Твардовский Актуальность
Год назад на базе нашей школы состоялось торжественное открытие музейной комнаты «Хранители воинской Славы». Я тоже стал участником этого события. Я был рад тому, что получил возможность соприкоснуться с «живой историей». Кому, как ни нам сохранить, сберечь и передать следующему поколению «Гордое великое слово об отваге дедов наших». С каждым годом, к сожалению, участников и свидетелей суровых дней войны становится всё меньше, и очень важно, чтобы не прерывалась связь поколений в преемственности и осознании значимости Победы!
Мне вспоминаются слова, сказанные русским писателем Альбертом Лихановым: «Придёт время, и все, кто жили, когда шла война умрут. Останетесь только вы, теперешние дети… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе. Нашу радость и слёзы! Не давайте им забывать!»
Именно поэтому мы со своими одноклассниками, участниками исторического кружка «Аргонавты» под руководством нашего классного руководителя, стали тесно сотрудничать с музейной комнатой «Хранители воинской Славы». В течение года у нас определились основные направления нашей работы:
Перелистывая старые газеты «Правда Севера» я прочитал обращение Антона Митева, учащегося МОУ «Гимназия» : «Друзья! Нам завещали мир,
2
нам подарили жизнь, нам хранить и передавать потомкам традиции.
Нам нужно отыскать имена солдат, которые не запечатлены на
киноплёнках и страницах книг, надо положить красный, как кровь, тёплый, как любящее сердце, цветок там, где перестаёт биться сердце неизвестного героя.
Нам предстоит взять в руки эстафету, мы в ответе за будущее страны, именно нам завещано беречь этот мир, мы являемся наследниками Победы!»
В русском национальном сознании наследники – это продолжатели рода: те, кто идёт по следам отцов, сохраняя традиции и обычаи своих предков, передавая их духовный и социальный опыт следующим поколениям.
Чтобы стать достойными наследниками Великой Победы, достойной сменой поколению – победителю, нужно любить Отечество, чтить его историю, быть готовым защитить то, что досталось дорогой ценой, помнить о подвиге народа, сберечь эту память – сберечь по призыву сердца, совести и долга.
Таким образом целью данной работы стало сохранение исторической памяти и героического подвига русского народа, содействие хранению и приумножению героических традиций.
Задачи исследования.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что наша деятельность даст возможность пополнить информацию о предметах музейного фонда «Хранители воинской Славы» и повысит мотивацию к изучению исторических фактов.
3
Объект исследования:
Музейная комната «Хранители воинской Славы»
К сожалению, мне не удалось применить весь арсенал методов, которые существуют в современной науке, в силу специфики выбранной мной темы, но те, которые я применил все же дали мне большое количество информации для изучения и осмысливания.
Это такие методы как:
Определённой новизной данной работы является её практическая направленность, что способствует более глубокому проникновению в суть изучаемого вопроса, прояснению собственной системы ценностей, основанной на работе с предметами музейного фонда.
Наша деятельность в музейной комнате началась ещё задолго до его открытия. Мы, участвуя в акции «Подарок музею своими руками» решили, не просто выполнить работу, а связать её с историческими фактами, которые нам близки по случаю участия в них наших близких родственников. Оказалось, что почти у всех кто – то воевали в годы Великой Отечественной войны и совсем немногие вернулись живыми. Нам вспомнился классный час, в ходе которого ветеран Великой Отечественной войны Леонид Владимирович Кочергин много рассказывал о Берлинской операции. Мой одноклассник поинтересовался, не встречал ли он где его деда, участника битвы за Зееловкую высоту, в ходе которой он погиб. Нас это очень тронуло и мы решили нашу экспозицию посвятить именно этому сражению.
Свою работу мы начали с изучения литературы, посвящённой этому событию, собрали необходимые материалы. Мы выяснили, что Зееловские
4
высоты представляли собой глубоко эшелонированную оборону немецких войск, оборонительные укрепления на которой строились последние два года, но тем не менее они были взяты советскими войсками в течение трёх дней (с 16 апреля 1945 — 19 апреля 1945 гг.)
Зееловские высоты считались неприступным бастионом гитлеровцев. Хорошо укрепленные, господствующие над местностью холмы были подготовлены для глубокой и прочной обороны, чему способствовали и географические условия. С раннего утра 16 апреля 1945 года после массированной артподготовки здесь развернулось ожесточенное сражение между войсками под командованием маршала Жукова и 9-й армией германских войск. К исходу дня 19 апреля Зееловские высоты были взяты, но очень дорогой ценой. Командование и штаб фронта недооценили имевшиеся данные о преднамеренном отводе войск противника на Зееловские высоты, находившиеся в 6–8 километрах от переднего края. В результате неправильной оценки обстановки войска фронта, подойдя к сильно укреплённым Зееловским высотам, вынуждены были штурмовать их без достаточной подготовки, что повлекло за собой очень большие потери. Поэтому свою экспозицию мы назвали «Неравный бой».
Также мы узнали о том, что в ходе этой операции советское командование допустило ряд ошибок, в частности, в 5.00 утра 16 апреля артиллерия и авиация 1-го Белорусского фронта в течение получаса наносили удары по немцам. В итоге они создали во многих местах больше препятствий для своих войск, нежели нанесли урон войскам противника. Воздух заполнился пылью и дымом. Новый прием, примененный Жуковым - включение перед рассветом 143 прожекторов - лишь усилил беспорядок, не выполнив цели - осветить и ослепить вражеские позиции. Советская пехота, зачастую ослепленная этими прожекторами, смогла все-таки продвинуться на 1,5-2 километра и достичь подножий Зееловских высот. После двух дней боев 8-й гвардейской армии удалось, сломив сопротивление 9 немецких
5
дивизий малого состава, достичь первоначальной цели наступления. Но оказалось, что у немцев есть и третья линия обороны, не выявленная советской разведкой.
Наступление фронтов Жукова и Конева проходило не так успешно по срокам, как планировалось Ставкой, и Сталин решил устроить гонки между двумя военачальниками. Фактически он предложил им посоревноваться во взятии Берлина. Несмотря на риск того, что части этих фронтов могли по ошибке столкнуться в боях друг с другом.
Под Зееловым погибли, по разным оценкам, 33 тысячи советских солдат и офицеров, пять тысяч польских воинов и около 12 тысяч немцев. Таким образом, мы узнали об одном из самых кровопролитных сражений заключительного этапа Великой Отечественной войны, что ценой неимоверных жертв русские войска вошли в Берлин.
Эти факты подтверждают при общении и ветераны нашего города, но история об этом умалчивает. Несмотря на то, что это сражение было самым кровопролитным в истории не только Великой Отечественной, но и второй мировой войны, в учебниках истории нет даже такого понятия как Зееловские высоты. Я считаю, что мы должны знать всю правду об этой войне. Поэтому так ценны сведения, которые доносят до нас наши Ветераны Великой Отечественной войны, это живая правда и мы её должны не только услышать, но и сохранить для потомков. Ведь мы, то последнее поколение, которое застало ветеранов Великой Отечественной войны живыми.
Большой интерес у меня вызвали материалы, предоставленные нашей музейной комнате учителем технологии нашей школы Олегом Борисовичем Репка. Это грамоты, ордена и медали его деда Репка Алексея Яковлевича, участника не только Великой Отечественной войны, но и финской.
К сожалению, кроме выставленных экспозиций, никаких сведений о нём не оказалось. Часто, проводя экскурсию в нашей музейной комнате, я останавливаюсь у этого стенда, привлекая внимание посетителей. Я с
6
гордостью говорю о том, что эти награды нам, для нашего музея, любезно предоставил наш учитель, что это одна из самых многочисленных экспозиций наград, что это живая летопись войны. И мне становится обидно, что рассказать о нём совершенно нечего, потому что никаких фактов из его жизни и подвиге нигде не зафиксировано. Я решил пообщаться с Олегом Борисовичем и собрать материалы о его деде. Оказалось, что он многое знает о нём, но все эти факты общие и он сомневается в их достоверности, так – как при его жизни он ещё был ребёнком и с тех пор прошло уже более двух десятков лет. Для того, чтобы более подробно и правдиво описать жизненный путь Алексея Яковлевича нам пришлось связаться с отцом Олега Борисовича. В ходе которого мы выяснили, что Репка Алексей Яковлевич родился 4 марта 1915 года в станице Чернозубово, Орловского района, Ростовской области. Когда ему исполнилось 2,5 года, произошла Октябрьская революция, и маленький Алеша испытал все тяготы этого лихолетья. Голод, Гражданская война и другие тяготы жизни только закалили Алексея, и в 1938 году он был призван на военную службу в ряды РККА (Рабоче - Крестьянской Красной Армии). В ноябре 1939 года началась Финская война, на которую была направлена и воинская часть, в которой служил красноармеец Репка А.Я. За овладение городом Териоки ( ныне Зеленогорск) и прорыв долговременной обороны финнов Алексей Яковлевич был отмечен благодарственным письмом.
По окончании этой войны рядовой Репка А.Я. продолжил срочную службу в 260 артиллерийской армии, и когда уже подошел срок демобилизации, началась Великая Отечественная война – война беспощадная, война кровопролитная. 260 армия, в которой служил красноармеец Репка А.Я., попала в окружение под Ленинградом. С боями прорвавшись к осажденному Ленинграду, армия с первых же дней оказалась в кольце блокады. Зенитная батарея, в которой служил Репка А.Я., охраняло небо над осажденным Ленинградом, обеспечивало бесперебойную
7
работу «Дороги жизни», тем самым приближая победу Советских войск. После снятия блокады под Ленинградом, подразделение в котором служил Репка А.Я., продолжило победное шествие на запад, отгоняя вражеские самолеты от отвоеванных территорий СССР.
Победу над фашистской Германией Алексей Яковлевич встречал в городе Таллинн, Эстонской ССР, в звании старший лейтенант.
За время войны Репка А.Я. был ранен в ступню ноги и тяжело контужен. За проявленное мужество на полях войны он был награжден орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны», медалями за «оборону Ленинграда» и «за победу над Германией».
Вернувшись на малую Родину после войны, Алексей Яковлевич работал учителем в школе, после чего поступил в Новочеркасскую школу руководящих кадров, которую успешно закончил и 1954 года возглавил колхоз на юго-востоке Ростовской области и стал осваивать там целинные земли. За эти трудовые подвиги ветеран войны был удостоен правительственных наград уже и в мирное время. Родина оценила его заслуги двумя орденами «Знак Почета», медалью «За освоение целинных земель» и другими. Кроме того ветеран был награжден юбилейными медалями.
Говорят, что человек жив пока его помнят! Теперь, имя героя Алексея Яковлевича Репка будет жить и в наших сердцах. Ведь мы должны знать не только о тех героях о которых написано в книгах и учебниках, но и о тех, которые рядом с нами, в наших городах. Нет счёта героическим подвигам, совершённым нашими воинами при выполнение своего священного долга перед Отчизной. В нашем городе живут отважный лётчик Ехлаков Алексей Ионович, медсестра санитарного поезда Остроухова Екатерина Ивановна, Куренной Станислав Егорович, который в 16 лет добровольцем ушёл на фронт и на себе испытал весь ужас войны. Он является частым гостем
8
нашей музейной комнаты и мероприятий, проводимых в классе. Именно благодаря таким людям как он, их инициативе и неиссякаемой энергии действует наша музейная комната.
Есть поговорка «На войне детей не бывает». Но те из них, которые жили в военное время должны были расстаться с детством – в обычном смысле этого слова. Мы собирали информацию не только о ветеранах Великой Отечественной войны, но и о участниках трудового фронта, которые в годы войны, несмотря на свой юный возраст, испытали все тяготы тылового военного времени. Они, подростками в 10 – 14 лет сменили своих отцов на трудовой вахте.
Кажется совсем недавно мы сидели за одним столом с Айдаскиным Евгением Фёдоровичем и он с волнением рассказывал нам о своей жизни. Мы старались уловить каждое слово, сказанное им, и успеть это записать. Мы его называли «Наш Ветеран», приглашали его на наши классные мероприятия, поздравляли со всеми праздниками, и он радовался каждой нашей встрече. Сегодня его уже нет среди нас, у нас сохранилась лишь светлая память о нём и его воспоминания, с которыми хотелось бы поделиться. Он заслуживает того, чтобы о нём знали, о нём помнили.
Евгений Фёдорович родился 3 марта 1931 года.
Из воспоминаний ветерана:
«Когда началась война мне было 10 лет. Жили мы в селе. В семье нас было пятеро детей, две сестры и три брата. В первые же дни войны отец и старший брат ушли на фронт. В 1943 году погиб отец под Польшей, а чуть позже пришла похоронка и на брата. Помню, все плакали, но некогда было думать об этом, все понимали война. Трудно было всем, приходилось работать от зари до зари. Пахал поле на лошади, в конце пашни корни от бурьяна убирали, а потом в ручную засевали, сажали картошку, свёклу. Плуг был тяжёлый, еле в руках удерживал. Здесь же строили шалаши и оставались
9
спать на ночь. Еду тоже привозили сюда же, кормили хорошо, не голодали, вместо воды пили молоко. Две бабушки пекли хлеб, картошку брали прямо с поля. Бригадир поднимал ни свет, ни заря и опять принимались за работу.
Председатель колхоза был хорошим. Сам привозил молоко во флягах, рыли колодцы и ставили туда эти фляги, этого молока хватало на целый день.
Лошадей тоже пасли сами, по очереди. Кормили сеном жеребят, сено готовили сами, хороших и откормленных лошадей забирали на войну.
Мужчин в деревне почти не было, поэтому вся работа легла на долю женщин и детей. Уставали, но на душе была гордость: и мы помогаем фронту. В победу верили все. И, наконец, пришёл День Победы. Все кричали «Ура!» пели песни, плясали, обнимали друг друга.
С 1950 до 1956 года я нёс службу на Тихоокеанском флоте, приходилось выходить в открытое море, использовать боевое оружие против вражеских кораблей».
Первый зал нашей музейной комнаты мы назвали «Галерея Славы». Здесь портреты и награды людей, которые заслуживают внимания и уважения. Среди них и портрет Евгения Фёдоровича. Мы уважаем память живых и вспоминаем погибших.
Выводы и рекомендации
Используя различные методы исследования, обобщая полученные результаты, мы пришли к выводу, что в этой страшной войне русский народ стал победителем и освободителем и свой большой вклад в дело победы внесли не только те, кто воевали, но и те, кто несли трудовую вахту. Если бы случилось иначе, никто не знает, пришлось бы нам жить сейчас? Какой бы была земля, и какие бы были государства и их границы? Пока есть жизнь на земле, есть и память. Нам о войне рассказали ветераны, мы расскажем своим
10
детям, наши дети своим. Рождаются и умирают люди . И поколение сменяет поколение. Только память о тех, кто уже не придёт, останется в нас, и будет передаваться от сердца к сердцу. Всегда. Ведь главное не повторять ошибок прошлого. Главное быть достойными памяти павших.
Мы в своей работе стремились понять и почувствовать подвиги тех, кто в страшные годы войны совершали подвиг «не ради славы, а ради жизни на земле». Тот материал, который нам удалось собрать и исследовать мы
рекомендуем использовать в ходе экскурсионной деятельности в нашей музейной комнате «Хранители воинской Славы».
11
Литература
1.Толстова Г.А. «Венок Славы». Г. Новый Уренгой 2016г. стр 27
2. Газета «Правда Севера» №23, 2008 г. стр 4
3.http://www.mvd.ru/ К 75 - летию Победы посвящается 2020г.
4.Материалы музейного фонда «Хранители воинской Славы»
5.Записи интервью с участниками событий, их родственниками.
12
Рождественский венок
Л. Нечаев. Яма
Попробуем на вкус солёность моря?
В Китае испытали "автобус будущего"
Самый главный и трудный вопрос