МБОУ «СОШ № 25 с УИОП им. Б.И. Рябцева»
Работа Дружкиной Олеси «Память» посвящено изучению базовых свойств памяти и процессов памяти, так как память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. .Данная тема актуальна в настоящее время, так как доподлинно известно, что память является своеобразной основой всего познания
Вложение | Размер |
---|---|
druzhkina_o._10_kl.pamyat.docx | 243.98 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Б.И. Рябцева» г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
Тип проекта: информационный с элементами исследования.
Тема индивидуального проекта:
«Память».
Выполнила:
ученица 10 класса
МБОУ «СОШ №25 с УИОП
им. Б.И. Рябцева»
Дружкина Олеся
Руководитель:
Шишова Ирина Анатольевна
учитель биологии
Россошь, 2020
Содержание
Введение___________________________________________3-4
Глава I. Особенности функционирования памяти_________5-12
1.1 Структура памяти________________________________5-11
1.2 Свойства памяти_________________________________11-12
Глава II. Процессы_памяти___________________________13-20
2.1 Запоминание____________________________________13-15
2.2 Хранение_______________________________________15-16
2.3 Воспроизведение________________________________17-18
2.4 Забывание______________________________________18-20
Глава III. Классификация_видов_памяти________________21-24
Глава IV. Потеря памяти у пожилых людей: причины, симптомы__________________________________________25-31
4.1 Причины потери памяти у пожилых людей___________25-26
4.2 Виды амнезии___________________________________26
4.3 Характерные симптомы____________________________27
4.4 Кратковременная потеря памяти у пожилых людей_____27-28
4.5 Внезапная потеря памяти у пожилых людей___________28
4.6 Прогрессирующая амнезия_________________________28
4.7 Болезнь Альцгеймера______________________________29-31
Глава V. Мнемотехника и специальные упражнения для развития внимания, памяти, мыслительной активности_____________32-34
Глава VI. Специальные упражнения для развития памяти___35
Глава VII. Практические исследования__________________36-37
7.1 Тестирование №1_________________________________36
7.2 Тестирование №2_________________________________37
Заключение_________________________________________38
Литература 38 Приложения________________________________________39
Введение
Мое исследование посвящено изучению базовых свойств памяти и процессов памяти.
Память является одним из важнейших свойств человеческой жизни. В психологии она считается одним из основных познавательных процессов. Кроме того - она является своеобразной основой всего познания.
Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной деятельности установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.
Цель исследования:
Целью исследования является изучение базовых свойств и различных видов памяти и исследование процессов памяти.
Задачи исследования:
- изучить структуру и свойства памяти;
- процессы памяти;
- изучить классификацию видов памяти;
- создать памятку по развитию памяти.
Гипотеза исследования:
Я предположила, что роль памяти - это не просто какая-то единая функция, а в ней участвуют много различных процессов.
Методы исследования:
Исследование проведено библиографическим методом - произведен системный анализ научной психологической литературы по теме исследования.
Объект исследования:
Объектом исследования является память человека.
Предмет исследования:
Предметом исследования являются базовые свойства памяти.
Анкетирование
Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 6-7 классов, что такое память и её особенности. Для этого я провела анкетирование по следующим вопросам:
1.Что такое память? (Приложение 1)
2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2)
3. Какие виды памяти вы знаете? (Приложение 3)
4. Какая память развита у вас лучше? (Приложение 4)
5. Развиваете ли вы свою память? (Приложение 5)
Результаты анкетирования показали, что практически все учащиеся в возрасте 12-13 лет плохо запоминают информацию, не знают виды памяти, больше у них развита зрительная память. Целенаправленно развитием своей памяти никто не занимается.
Сроки реализации проекта:
1.Начальный этап- сентябрь 2019г;
2.Основной этап- октябрь-март 2019-2020гг;
3.Заключительный этап- апрель 2020г.
Смета проекта.
Предмет | Кол-во | Цена (шт) | Общая стоимость (руб) |
Бумага А4 | 1пачка | 250 | 250 |
Заправка картриджа | 1 | 300 | 300 |
Итого:550 рублей
Глава I.
Особенности функционирования памяти
1.1. Структура памяти
Память – это способ приобретения, хранения и повторного использования информации и опыта. Как психический процесс память состоит из запоминания, хранения, забывания и воспроизведения информации.
Если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».
Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.
События жизни проходят через нашу память как через сито, некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память - это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают
непосредственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память1.
Сенсорная память
При знакомстве с ощущениями можно встретиться с таким явлением, как эффект последействия, заключающийся в непродолжительном сохранении ощущения после прекращения воздействия раздражителя. Эта инерционность сенсорных систем, продлевающая для нас воздействие сигналов в течение короткого времени, и называется сенсорной памятью.
1Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории познания. СПб., 2003. С. 204
Особенности сенсорной памяти:
Биологическое и психологическое значение этой формы памяти заключается в обеспечении слитности восприятия мира. Иначе мы не смогли бы воспринимать речь как нечто целостное, моргание век все время прерывало бы нам зрительную картину окружающей обстановки и т. д. Кроме того, мгновенная память, обеспечивая задержку изменения состояния чувствительного входа под действием сигналов, дает возможность локализовать объект в пространстве, благодаря чему возникает предметная отнесенность образа. В этом прослеживается тесная связь памяти с ощущениями (свойство локализации) и восприятием (свойство предметности).
Кратковременная память общее для всех входов (всех сенсорных систем), и потому информация в ней теряет свою модальную специфику (зрительную, слуховую, вкусовую и т. д.). Она представляется здесь абстрактными последовательными кодами, хранилище кратковременной памяти.
Сохранение информации связано не столько с одновременным состоянием структур (химических, нейрофизиологических, психологических), сколько с последовательностью их изменений. Так, воздействия, вызывающие забывание недавних событий (стирание), изменяют электрическую активность центральной нервной системы (ЦНС), нарушая динамику циркуляции импульсов по нейронным путям. Общая закономерность: чем короче временной интервал между обучением и повреждающими или отвлекающими воздействиями, тем больше нарушается информация в кратковременной памяти. К такого рода воздействиям, нарушающим сохранение информации, могут относиться неожиданные и интенсивные сигналы той же или другой модальности, значимое изменение ситуации, травмы. Известно, что после травм, вызвавших шок или потерю сознания, предшествующие события выпадают из памяти. Восстановление памяти идет обычно по пути вспоминания от более отдаленных по времени событий к непосредственно примыкающим к моменту несчастья.
Для объяснения этих фактов была выдвинута гипотеза консолидации следов. Согласно ей при повторении или длительном воздействии раздражителя в нейронных группах накапливаются структурные изменения, обеспечивающие сохранение информации уже на уровне долговременной памяти. Этот период накопления структурных изменений называется временем консолидации следов. Если разрушающий фактор воздействует в этот период, то перевод информации в долговременную память нарушается и событие забывается. Воздействие после консолидации следов уже не может вытеснить полученную информацию. Кстати, консолидация зависит не только от временных параметров воздействующей информации (длительность, повторяемость), но и от ее значимости для индивида. Лишенное смысла длительное повторение раздражителя вызывает защитное торможение, а не перевод его в долговременную память. В то же время особо значимая информация может быть переведена в долговременную память и без повторения.
Объем же самих единиц может быть различным, о чем уже говорилось. Он зависит от способности человека организовать восприятие информации, его опыта в перцептивной и мнемической деятельности. Вспомним о симультанном восприятии, обусловленном укрупнением оперативных единиц восприятия, и о соответствующем укрупнении единиц памяти. Наглядно это можно проиллюстрировать следующим примером: допустим, что в кошельке (кармане, портмоне) у вас помещается только двадцать банкнот. Кошельку безразлично, будут ли это десяти, стоили пятисотрублевые купюры. Однако же суммы будут значительно различны. Емкость кратковременной памяти человека невелика. Мы с трудом запоминаем номера телефонов и вынуждены заносить их в записную книжку.
Объем кратковременной памяти обусловил развитие речи. При числе слов в предложении свыше семи значительно ухудшается восприимчивость фраз. Частота применения слов длиной от 1 до 4 слогов составляет в разных языках от 90 до 99% суммарной частоты всех слов. Слова длиннее 9 слогов употребляются крайне редко. Азбука для слепых базируется на 6-ти точках. Реальная «глубина» фраз, т. е. количество сведений в предложениях, обычно употребляемых в разговорной речи, тоже колеблется в пределах 7.
Особенности кратковременной памяти:
Эффективность сохранения информации повышается путем применения различных психологических приемов: проговаривания (вербальное кодирование сенсорно-перцептивной информации; дублирование
Значение этой формы памяти заключается в предварительной сортировке (учет значимых, повторяющихся событий, отсев случайных, неважных) и переработке (первичная схематизация, обобщение, обеспечение наглядности) поступающей информации, а также в переадресовке ее в долговременную память. На этой ступени памяти образы приобретают уже не только предметность, но и константность, т. е. независимость от условий предъявления. Это обеспечивается объединением разномодальной информации со сведениями от двигательных ощущений и восприятий. Кроме того, роль кратковременной памяти состоит в том, что она, как считают многие исследователи, выполняет функции оперативной памяти.
Долговременная память
Эта форма памяти практически не ограничена ни по объему, ни по времени хранения. Однако проблема заключается в доступности хранящихся здесь сведений. Выяснено, что долговременная память представлена у нас двумя типами. К первому хранилищу человек имеет произвольный доступ. Здесь информация все время преобразуется (группируется, обобщается, дополняется) в соответствии с целями текущей и возможной будущей деятельности и конкретными решаемыми задачами. Ко второму хранилищу произвольного доступа нет. Информация в нем хранится не преобразованная, в том виде, в каком она поступила из мгновенной памяти в кратковременную. Главное, насколько эффективны действия.
Рассмотрим первый тип долговременной памяти. Именно эта форма памяти имеется в виду, когда говорится о прижизненной памяти вообще, о памяти в целом. Ясно, что для нас хранящаяся в памяти информация ценна не сама по себе: поступки, поведение, реализуемые на ее основе. Эта эффективность зависит в первую очередь от скорости извлечения нужной на данный момент информации.
Чтобы добраться до этой конкретной информации, надо осуществить выбор из хранящегося в памяти массива знаний. Выбор происходит тем быстрее, чем меньший массив информации нужно перебрать. И он тем точнее, чем адекватнее решаемой задаче информационное поле этого перебора. Следовательно, точность и скорость выбора зависят от величины актуализированного класса альтернатив, из которых требуется произвести этот выбор.
Актуализация, т. е. презентация в сознании нужного в данный момент материала, определяется избирательностью памяти, которая, в свою очередь, детерминируется психологической установкой, т. е. субъективной ценностью данного события. Именно установка помогает «всплыть наружу» соответствующему сиюминутной задаче усвоенному ранее материалу. Из этого «всплывшего» класса знаний осуществляется дальнейший выбор конкретной информации. Сокращения этого исходного пространства поиска, а, следовательно, и ускорения дальнейшего выбора мы обычно достигаем, отсекая альтернативы, которые либо редко встречались раньше, либо малоценны с позиции решаемой задачи.
Частота событий обычно напрямую связана с их значимостью для организма. Человек перебор альтернатив производит не по случайному закону, а используя свой опыт, учитывая предыдущую информацию об объекте или событии. Поэтому мы при актуализации пространства поиска нужной информации принимаем во внимание частоту любого события в нашей жизни и как бы вычисляем вероятность его появления. Наименее вероятные при решении данной задачи события (и соответствующие сведения о них) мы отбраковываем, тем самым сужая исходное поле выбора. Но возможны ситуации, когда наибольшее значение в решении задачи имеет не самое вероятное событие (сигнал, стимул). Тогда на передний план выходит его информативность, или ценность. Информативны, ценны те сигналы, которые снижают трудность и неопределенность задачи и повышают вероятность ее решения, достижения цели.
Сузив исходное поле поиска с помощью трех психологических механизмов (актуализации, учета вероятности и ценности стимулов), мы приступаем к перебору альтернатив внутри этого пространства и, в конце концов, извлекаем требующуюся информацию. Здесь уже встает проблема организации перебора. С психологической точки зрения таким организующим фактором, способствующим эффективному поиску нужной информации, являются ассоциации.
Второй тип долговременной памяти, как уже сообщалось, нам неподвластен. Извлечь из этого практически бездонного хранилища информацию мы по своей воле не в состоянии. Только принудительно можно считывать заключенные там знания. Эти особые случаи:
Специфика условий для возможности извлечения информации из этого хранилища позволяет отнести данную форму памяти к сфере бессознательных явлений.
Во всех этих состояниях извлекаемая информация имеет следующие особенности:
Возможно, именно умение обращаться к этому типу памяти умение мгновенно оперировать огромными числами (уникальные счетчики) лежит в основе феноменальных счетных и мнемических способностей.
История свидетельствует об уникальной памяти Наполеона Бонапарта. Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Некоторые шахматисты могут вести игру на нескольких досках вслепую (А. Алехин проводил вслепую до 40 партий одновременно).
Некоторые люди, обладающие уникальной памятью, опираются при запоминании на эффект синестезии (появление ощущений одной модальности под воздействием стимула другой модальности). Так, знаменитый мнемический уникум В. Шерешевский слышал свет, видел звук, слова воспринимал на вкус и цвет. Благодаря такой синтетической образной памяти он без ошибок повторял последовательность из нескольких сотен слов даже через 20 лет. Но, запоминая практически все конкретное, он трудно представлял себе абстрактные понятия (бесконечность, ничто и т. п.), не презентируемые зрительными образами. Т. е. он был очень слаб в обобщении, что многократно подтверждалось в экспериментах. Он жаловался на трудность забывания, чтобы забыть что-то, ему приходилось изобретать специальные приемы.
Анализ свойств этого типа памяти наталкивает на мысль о его связи с эйдетическими образами. Складывается впечатление, что в этом хранилище как бы складированы эйдетические образы. Либо сенсорно-перцептивная информация каким-то образом попадает в этот отдел памяти напрямую из мгновенной, минуя и кратковременную, и промежуточную.
Возникает вопрос: для чего нужна такая форма долговременной памяти? Как может ее использовать подавляющее большинство людей, не наделенных феноменальными способностями? Определенного ответа пока нет. Существует предположение, что этот вид памяти служит базой нашей интуиции.
С идеей двух отделов долговременной памяти перекликается недавно предложенная А. Ю. Агафоновым трехсоставная (трехзонная) модель памяти это околопороговая зона, а точнее было бы сказать, «околоподпороговая зона воспоминания». Третья зона недоступна сознанию. «Человек помнит, но не может вспомнить то, что он должен вспомнить, так как то, что он должен вспомнить, не является содержанием его актуального сознания ни в какой момент текущего настоящего». Разделительным критерием для трех зон памяти служит введенное автором модели понятие «порог воспоминания». Тогда первую мнемическую зону составляют следы памяти, к которым сознательный доступ всегда открыт, а сознание понимается существующим в состоянии «здесь и сейчас». Вторая зона содержит мнемические следы с ограниченным доступом к ним. «Однако при попытке воспроизвести смысловую информацию, которая содержится в этой зоне, человек всегда помнит о том, что именно он хочет вспомнить». Это как раз тот случай, которому соответствует феномен «на кончике языка».
1.2. Свойства памяти
Основные свойства памяти:
Емкость – пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. Единицами измерения выступают – единицы памяти, соответствующие элементам перцептивной информации (единицам восприятия), поступившим при запоминании. Эти элементы представляют собой порции сведений об объектах, не разложимые на части без потери качественной специфики информации. При симультанировании процесса восприятия перцептивные единицы могут укрупняться, объединяя несколько элементарных единиц восприятия и образуя самостоятельную целостную порцию информации, преобразуемую в памяти в соответствующую укрупненную мнемическую единицу информации. Например, в качестве таких разного объема единиц информации выступают буквы, слоги, слова, фразы.
Скорость запоминания – это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Измеряется временем, затрачиваемым на закрепление информации, с учетом числа повторений. Эффективность запоминания проверяется через воспроизведение воспринятой и усвоенной информации.
Длительность хранения – это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. На время сохранности мнемического материала обратное влияние оказывают процессы забывания.
Точность воспроизведения – это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»). Как правило, абсолютной точности (как говорят, фотографической) достичь не удается, поскольку в процессе хранения информация в памяти подвергается определенной обработке, способствующей ее сопряжению с имеющимися уже сведениями и формированию общего запаса знаний (опыта). Тем не менее чем меньше эти расхождения, тем выше точность, а, следовательно, и общая эффективность памяти. Отклонения от исходного вида информации могут носить как внешний характер (по форме), связанный с сенсорно-перцептивным уровнем психического отражения, так и внутренний (по содержанию), соотносимый со значением и смыслом соответствующей информации и связанный с мыслительным уровнем отражения. Точность воспроизведения связана с режимом, в котором работает память при воспроизведении: режимы узнавания, вспоминания, припоминания или воспоминания.
Скорость воспроизведения – это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений.
Помехоустойчивость – это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению. Помехоустойчивость тем выше, чем большее число и большую интенсивность помех (шумов) может игнорировать память.
Глава II. Процессы памяти
2.1. Запоминание
Процессы памяти представляют собой единую мнемическую систему, и практически неразделимы. Это запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произвольно или непроизвольно. Произвольность предполагает относительную самостоятельность психической деятельности, имеющей свои мнемические цели и применяющую специальные приемы для реализации этих целей. При отсутствии специальной мнемической цели мы говорим, что процессы памяти непроизвольны. Кроме того, все процессы памяти могут быть механическими или смысловыми. В этом случае основанием для деления является характер связей с предметом памяти – ассоциативный или смысловой. Лишь в специально сконструированных экспериментах удается выявить собственные характеристики каждого из них.
Запоминание представляет собой запечатление и закрепление любого опыта. На результативность и стратегии запоминания влияют объем материала, степень его однородности и последовательность запоминания. Это зафиксировано в феноменах, получивших название «эффект длины», «эффект привычности», «эффект края».
Процесс и продуктивность запоминания зависит от осмысленности или отсутствия осмысленности для субъекта запоминаемого материала. В этом случае говорят об осмысленном (механическом) запоминании. Кроме того, на успешность запоминания влияет степень произвольности протекания процесса запоминания. Так непроизвольное механическое запоминание характерно при запоминании (особенно в детстве) стихотворений, считалок, дразнилок, имен, фамилий.
Непроизвольное смысловое запоминание не имеет мнемических целей, опирается на установление смысловых связей между объектами, которые включены в деятельность, то есть при других задачах. Например, понять какое-то явление.
Экспериментальное исследование харьковской психологической школы, проведенное под руководством П.В.Зинченко, позволило сделать следующие выводы. Непроизвольное смысловое запоминание лучше для того материала, с которым оперировали, то есть материал был включен в цель задания; непроизвольное смысловое запоминание материала, включенного в способ работы, хорошо лишь тогда, когда этому способу человек только научается, т.е. он не является навыком.
Произвольное механическое запоминание – компонент любой мыслительной работы. Нужно всегда запоминать даты, имена, исключения из правил, формулы. Этот вид запоминания опирается на многократное повторение. Для облегчения этого утомительного процесса с давних времен люди разрабатывали специальные приемы, названные мнемотехническими приемами.
Произвольное смысловое запоминание – основной способ запоминания в учебном процессе студента и во взрослой профессиональной деятельности. Его продуктивность зависит от многих факторов, не столько объективных, сколько субъективных.
Выделяют две группы приемов:
Первая группа – простые мнемические приемы, точнее, более общие, используемые при организации всей умственной деятельности. Они не требуют дополнительной работы над материалом, подлежащим запоминанию. _
К этим приемам относятся:
Вторая группа – сложные мнемические приемы. В них в наибольшей степени обнаруживается специфика произвольного смыслового запоминания. Эти приемы предполагают определенное структурирование материала, который требуется запомнить. Имеются следующие сложные приемы:
Итак, повышение продуктивности запоминания при использовании сложных мнемических процессов не идет произвольное смысловое запоминание, обучающийся вынужден обращаться к тривиальной зубрежке.
2.2. Хранение
Блок хранения, как и первый блок запоминания, имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения. Другая характеристика называется длительностью хранения. И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной – последующей информации.
Архивизация – это накопление материала в памяти. В зависимости от того, вовлекается ли при этом эпизодическая или семантическая память, архивизация происходит по-разному. Это важное подразделение двух форм памяти ввел Тульвинг.
В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях нашей жизни. По сути своей эта память автобиографична. Что касается семантической памяти, то она включает все те структуры, которые свойственны данной культуре и позволяют познавать мир. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти. Так, благодаря семантической памяти мы знаем, что такое экзамен, друг, отрочество или справедливость вообще, как понятия, но когда мы имеем дело с конкретными проявлениями этих понятий в нашей жизни, это отображается уже в эпизодической памяти.
Несмотря на различие этих двух функций памяти, они дополняют друг друга и в различной степени обе определяют, как будет организована информация для хранения в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. Можно выделить несколько способов «укладки» информации в памяти. Они зависят от сложности и других особенностей запоминаемого материала.
Прежде всего, существуют такие формы организации памяти, которые определяются чисто внешними причинами – самой сущностью того, что следуют запомнить. Во-первых, возможна пространственная организация, позволяющая установить связи и «опорные точки» в нашем физическом и социальном окружении. Именно такая организация лежит в основе построения «когнитивных карт». Линейная организация позволяет найти какое-либо слово в словаре или имя в телефонной книге благодаря тому, что мы знаем алфавит. Этот же принцип дает нам возможность ориентироваться в днях недели и месяцах или, например, находить нужную страницу в книге.
Имеются также формы организации материала, более или менее произвольно формирующиеся «изнутри». Во-первых, можно предположить существование ассоциативной организации, при которой группируются совместно элементы с какими-либо общими признаками - например, с одной и той же первой буквой («Как там звали сотрудника Павлова на. «Б»? Нет, не Бандура...»), из одной и той же грамматической категории (существительные с существительными, глаголы с глаголами и т.д.) или со сходными функциями (например, предметы одежды, пищевые продукты, музыкальные инструменты и т.п.).
Можно думать, однако, что оптимальную деятельность семантической памяти обеспечивает иерархическая организация. При такой организации мы относим каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой-то общей или более специальной категории. Например, воробей сначала относится к категории “птиц” (т.е. не рыб и не млекопитающих), затем учитывается, что он маленький, серый и не умеет петь (в отличие, скажем, от канарейки, которая тоже относится к птицам, но желтого цвета и петь умеет).
То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется, в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.
Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в обобщении его – все это обнаруживается при воспроизведении. Например, ученик припоминает учебный материал в иной последовательности, чем заучивал его, упускает детали, - привносит что-то новое, обобщает. Обобщение характеризует более высокую ступень осмысления изучаемого материала.
О сохранении информации и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти – узнаванию и воспроизведению.
2.3.Воспроизведение
Воспроизведение – это процесс восстановления и реконструкции воспринятого прежде.
Информация, хранящаяся в долговременной или кратковременной памяти, переводится в оперативную и используется в текущей деятельности. Воспроизведение является индикатором (показателем) эффективности и памяти в целом, и ее отдельных стадий. Чем легче и правильнее мы воспроизводим информацию, значит, тем лучше мы ее запомнили и сохранили.
Как и запоминание, воспроизведение (во всех своих разновидностях) может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае мы не ставим специальной цели вспомнить что-то, эта информация «всплывает» сама собой, без осознаваемых усилий с нашей стороны. Непроизвольное воспроизведение определяется механизмом ассоциаций и неосознанными психологическими установками. Толчком к автоматическому извлечению из памяти информации о чем-то служат включенные в текущую деятельность человека сами эти предметы (явления) либо представления о них, либо связанные с ними состояния и мысли. Сама же деятельность не направлена на вспоминание этих предметов или явлений, они и их образы только сопутствуют этой деятельности. Произвольное же воспроизведение специально организуется человеком, он намеренно хочет что-то вспомнить, уточнить из своего прошлого опыта. В произвольном воспроизведении особо явно выступает конструктивный характер этого процесса. Происходит не только восстановление прошлой информации, но она активно подвергается переработке: изменяется ее структура, план изложения, выделяется главное, вставляются дополнения, опускаются незначащие детали и т. д. Особенно это заметно при словесном оформлении воспроизводимого материала, примеры чего были приведены при рассмотрении словесно-логической памяти.
В зависимости от условий, в которых происходит воспроизведение, различают следующие разновидности этого процесса:
1) узнавание;
2) вспоминание;
3) припоминание;
4) воспоминание.
В основе этого деления лежат субъектно-объектные отношения процесса воспроизведения. Как мы помним, главным итогом работы памяти является формирование представлений о воспринятых ранее объектах (предметах, явлениях, событиях, ситуациях, действиях, состояниях и пр.). При воспроизведении мы извлекаем из памяти необходимые нам в текущей деятельности представления и, опираясь на них, решаем стоящие перед нами задачи, достигаем поставленных целей. В соответствии с таким подходом перечисленным разновидностям процесса воспроизведения можно дать следующие определения:
2.4. Забывание
Забывание – невозможность извлечь из памяти в данный момент то, что было возможно вспомнить раннее. К примеру, я не смогла вспомнить в какой-то момент необходимые сведения, значит, их забыла. Проблема заключается в том, что так, по сути дела, невозможно доказать, что что-либо забыто окончательно и безвозвратно.
Таким образом, начинают возникать различные теории забывания, одна из которых несет название «теория распада». Она заключается в том, что память пассивно распадается с течением времени вне зависимости от каких-либо событий.
Вторая теория — теория интерференции, которая гласит, что мы забываем определенные данные во время процесса обучения, приобретая новые навыки и знания.
Разделить эти две теории так же нельзя, поскольку всегда с течением времени мы приобретаем какую-то новую информацию, значит, память ухудшается по одной из двух вышеизложенных причин.
Что касается исследований, существующих на момент с 2010 г. по 2014 г., наиболее существенным является исследование активного
забывания, смысл которого заключается в выявлении неслучайных провалов в памяти. Организм это совершает преднамеренно, происходит адаптивный и необходимый процесс.
В большинстве случаев теории забывания основаны на том, что забывание – недостаток или ошибка, которая случилась в памяти головного мозга.
Активные теории забывания характеризуют забывание, как специфичный отдельный процесс. Произведены три линии исследований, проводимые на моллюсках, насекомых и млекопитающих. На моллюсках (прудовике обыкновенном) был проведен эксперимент, в котором разрушалось тело определенного нейрона в его мозге. У моллюсков имеются довольно крупные нервные клетки, без которых животное не сможет нормально функционировать. Также имеется одна нервная клетка, без которой прудовик не может обучиться новому навыку. Ко всему прочему, стало известно, что после обучения этому новому навыку, когда клетка находится в сохранности, при ее разрушении моллюск не сможет обучаться дальше, но он так же потеряет возможность и забыть то, что выучил до этого момента.
То есть для процесса забывания наличие нервной клетки необходимо, и без нее эта операция не произойдет. Получается, что для ослабления и даже стирания памяти необходима сохранность мозговых структур.
На крысах эксперимент построен по той же структуре. В данном случае так же показано, что без определенного типа рецепторов процесс забывания замедляется.
Все эти сведения означают, что забывание — вполне естественный процесс для организма, связанный с закреплением в памяти приличного количества лишней информации. Нарушение этого процесса приводит к ухудшению процесса обучения.
Основные причины процесса забывания:
При приобретении нового опыта, уже существующий опыт реорганизуется, поскольку поступает другая, более свежая информация. Эти изменения провоцируют забывание. Получается, в организме происходят постоянные изменения и модификации, связанные с нашим обучением. Если этот процесс нарушить, то станет ухудшаться и забывание.
Этот вопрос так же связан с тем, что специализация нервных клеток необратима и постоянна: когда нервная клетка что-то «запомнила», то она не потеряет эти данные никогда. Естественно забывания не существует в здоровом организме, когда при обучении не происходит перестройки, реорганизации опыта и изменений нейронной сети.
Факторы, влияющие на механизм забывания:
Реальная потеря информации происходит во время гибели нервных клеток, при выявлении нарушений или травм. Только в этом случае происходит потеря определенной информации из памяти головного мозга, то есть организм все равно адаптируется к травме или к каким-то патологичным событиям.
Глава III. Классификация видов памяти
3.1. Виды памяти
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Традиционно память разделяют по видам на образную, словесно-логическую, эмоциональную и моторную (двигательную). Основанием разделения памяти на эти виды является предмет отражения.
Образная память – память на представления о предметах, явлениях, событиях и их свойствах, данных нам в восприятии и ощущениях. Запоминая первичные образы этих объектов восприятия, мы их преобразуем и превращаем в представления. При вспоминании мы воспроизводим уже эти трансформированные образы-представления. Преобразования заключаются в упрощении, схематизировании, обобщении первичных образов, в стремлении к симметричности форм, преувеличении или преуменьшении отдельных деталей. Итак, на входе у нас сенсорные и перцептивные образы различных воздействующих на наши органы чувств предметов, картин природы, сцен жизни и т. п. В хранилище – представления об этих раздражителях. На выходе, при воспроизведении – реконструкции представлений.
Образная память играет ведущую роль у детей и подростков. У взрослых людей обычно доминирует словесно-логическая память. Преобладание образной памяти над символической у взрослых, как правило, вызвано родом их профессиональных занятий (например, «творческие профессии») и условиями их деятельности (например, близость к природе).
В соответствии с видами восприятий образная память разделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и двигательную.
Смысловая, логическая (словесно-логическая) память. Благодаря накоплению и закреплению той информации, которую дает чувственный опыт, возможен переход ко вторичному опыту – логическому познанию (мышление – вторичный, производный процесс познания). Память сопровождает мыслительный процесс, она и закрепляет, и завершает работу мышления. Поэтому второй вид памяти обычно определяется как смысловая, или логическая память, а так как запоминаемый материал обычно представлен в слове (понятии), то ее еще называют словесно-логическая.
Эмоциональная память. Это память на аффективные переживания, она определяет воспроизведение эмоционального состояния при повторном воздействии той же (или сходной) ситуации, при которой данное состояние возникло впервые. Причем это состояние восстанавливается обычно в комплексе с элементами ситуации и нашим отношением к ней.
Считается, что эмоциональная память у человека появляется уже к шестимесячному возрасту. На ней основываются осторожность, симпатии, антипатии, первичное чувство узнавания (свое – чужое). Зачастую эмоциональная память оказывается сильнее других видов памяти. Так, от давно прошедших и уже основательно забытых событий, книг, спектаклей, кинофильмов у нас остаются только чувства, впечатления.
Моторная (двигательная) память. Является компонентом любых наших движений и действий. На ее основе мы формируем двигательные навыки: пишем, рисуем, пользуемся столовыми приборами и т.п. Эта память не уступает образной по сохранности запомненного действия.
Предложенная выше традиционная классификация видов памяти подвергается коррекции со стороны многих ученых. За последние несколько десятков лет были выделены и описаны несколько новых видов памяти. Среди них можно выделить автобиографическую память и метапамять.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека –единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят
на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Глава IV. Потеря памяти у пожилых людей: причины, симптомы
Потеря памяти у пожилых людей – довольно распространенное явление, связанное с процессом старения, ухудшением кровообращения в сосудах головного мозга и хроническими болезнями. Потеря памяти или ухудшение этой жизненно важной функции становится настоящей трагедией для человека, так как нарушает социальные связи, ведет к снижению качества жизни и разрушению личности. Чаще всего проблемы с памятью преследуют лиц пожилого возраста. Согласно статистике, более 20% людей, перешагнувших 70-летний рубеж, уже не могут в полной мере усваивать новую информацию и постепенно утрачивают способность сохранять ранее накопленные навыки.
4.1. Причины потери памяти у пожилых людей.
Проблемы с памятью в пожилом и старческом возрасте вызываются множеством причин физиологического или психологического характера. К основным физиологическим факторам, провоцирующим расстройства памяти у пожилых людей, относятся:
Психологические причины, способствующие возникновению амнезии:
В пожилом возрасте развитию амнезии способствует снижение мозговой и двигательной активности, замедление регенерации и обновления клеток, деградация биохимических процессов, естественное старение организма.
Частичная потеря памяти у пожилых характеризуется фрагментарным утрачиванием воспоминаний. Человек может полностью забыть события, происходившие накануне или всего несколько часов назад, но при этом в мельчайших деталях помнить свое прошлое. Полная потеря памяти сопровождается утратой всех воспоминаний и информации о себе, человек не узнает родных, не может вспомнить свое имя. Но и такая разновидность амнезии поддается лечению.
4.2. Виды амнезии
В медицине это состояние подразделяется на множество видов, с учетом тяжести симптомов, причин, вызывающих потерю памяти и прочих особенностей. Амнезия может быть ретроградной и антероградной. С учетом утраты навыков, выделяют эпизодическую, процедурную, профессиональную форму заболевания. По скорости течения недуг бывает острым или постепенным, прогрессирующим по мере естественного старения.
4.3. Характерные симптомы
Независимо от вида, амнезия у пожилого человека проявляется следующими симптомами:
В зависимости от степени поражения структур головного мозга и скорости прогрессирования болезни, могут наблюдаться и другие симптомы амнезии.
Кратковременная амнезия – довольно частое явление в старости. Внезапная утрата воспоминаний может длиться от нескольких минут до 2-3 суток, а сам приступ – быть единичным или повторяться несколько раз в год. Во время проявления амнезии пожилой человек не помнит события, которые происходили недавно или в отдаленном прошлом, не запоминает текущую информацию, страдает о спутанности сознания, путается в пространстве и времени. Но при этом пациент осознает проблемы с памятью, помнит свое имя, близких людей, способен выполнять простые математические действия.
Причинами, вызывающими приступ кратковременной амнезии могут стать травмы головного мозга, последствия инсульта, нарушения кровообращения в головном мозге, психические травмы, депрессия. Часто такое состояние развивается вследствие гипоксии головного мозга на фоне курения или злоупотребления спиртными напитками.
Среди прочих причин, медики называют нехватку витаминов группы В, необходимых для нормального функционирования нервной системы, хроническую бессонницу, патологии щитовидной железы или инфекционные поражения головного мозга (менингит, нейросифилис). Определенную роль играет длительное употребление некоторых лекарственных препаратов (транквилизаторов, антидепрессантов).
Чаще всего кратковременная потеря памяти у пожилых проходит самостоятельно. Но в отдельных случаях для восстановления памяти приходится прибегать к комплексному лечению. Такой тип амнезии многие называют старческой забывчивостью. Это состояние купируется правильным питанием, корректировкой образа жизни и приемом медикаментов, улучшающих мозговую деятельность.
Внезапная потеря памяти считается самым опасным состоянием, которое до сих пор не изучено и плохо поддается лечению. Резкая потеря памяти может настигнуть не только стариков, но и вполне молодых и здоровых людей. При этом человек не может назвать своего имени и адреса, не помнит родных и друзей, полностью забывает свое прошлое. В последние годы такие случаи происходят все чаще.
Пожилой человек, выйдя в магазин, внезапно забывает дорогу домой и утрачивает все свои воспоминания и личную информацию. Медики до сих пор не могут найти достоверную первопричину, ведущую к внезапной амнезии. Иногда этот вид потери памяти является следствием травмы или патологических процессов в головном мозге. В остальных случаях выявить причину не удается. По статистке, лишь малую часть больных с внезапной амнезией родственники могут отыскать.
Проблемы с памятью постепенно нарастают у пациентов с органическими заболеваниями головного мозга и нервной системы. Патология может прогрессировать на фоне атеросклероза, обширных травм мозга и прочих тяжелых болезней. Сначала человек с трудом воспринимает и усваивает новую информацию, потом постепенно утрачивает воспоминания о прошлом. При этом сначала из памяти стирается новая информация, затем исчезают события отдаленного прошлого ( например, детские воспоминания).
В группе риска оказываются пожилые люди с сердечно — сосудистыми патологиями, повышенным уровнем холестерина, атеросклерозом, варикозной болезнью, нарушением функций эндокринной системы. При прогрессировании болезни пациент может жаловаться на постоянную усталость, слабость, депрессию, потерю интереса к жизни, снижение концентрации внимания.2
2Никандров В.В.. Психология, введение в психологию, Глава 7. Память. 2007.с.134
Близкие могут заметить нарушения речи, координации движений, потерю ориентации в пространстве. Такие признаки могут указывать на начальную стадию болезни Альцгеймера. Появление подобных симптомов должно насторожить окружающих людей и стать поводом для обращения к врачу.
4.7. Болезнь Альцгеймера
Болезнь Альцгеймера называют эпидемией XXI века. Она занимает четвертое место среди смертельных заболеваний.
Недуг развивается у пожилых людей (старше 65 лет). Статистика свидетельствует, что болезнь Альцгеймера диагностируется у 10% людей, находящихся в возрасте 65-85 лет, и больше, чем у половины стариков, чей возраст перешагнул 85-летний рубеж.
Болезнь характеризуется медленным, но необратимым развитием. У женщин ее прогрессирование происходит быстрее, чем у мужчин.
Симптомы болезни Альцгеймера со временем меняются. Поражение мозга нарастает постепенно. Вначале оно затрагивает способность рассуждать и помнить, а в конечном итоге приводит к отказу всех систем организма.
Индивидуальные симптомы будут зависеть от того, клетки какой области мозга оказались повреждены. Приведенные стадии болезни — это лишь общая схема ее развития, а не правило, не терпящее исключений. Они помогут понять, как прогрессирует болезнь, и подготовиться к будущим трудностям в уходе за близким.
Стадия первая. Отсутствие расстройств
Первые признаки болезни Альцгеймера появляются в мозгу страдающих ей задолго до явных симптомов. Формируются скопления аномального белка, которые нарушают связи между клетками, впоследствии приводя к их гибели. На этой стадии у человека не будет никаких проблем с общением, памятью или планированием. Он или она смогут заниматься повседневными делами без всяких трудностей.
Стадия вторая. Минимальные нарушения
На второй стадии болезни Альцгеймера ваши близкие начнут замечать некоторые легкие симптомы. Самые распространенные из них — периодические провалы в памяти, потеря ключей или телефонов, забывание о назначенных встречах. Эти оплошности обычно не настолько значительны, чтобы негативно отражаться на семейной жизни или способности работать. В целом, родственники, друзья и даже медицинские специалисты скорее всего не заметят проблем на данной стадии.
Стадия третья. Незначительное ухудшение функций
С развитием болезни Альцгеймера выраженность проблем с памятью и коммуникацией нарастает. На этой стадии друзья и родные начинают их видеть. Ваш близкий может с трудом подбирать нужное слово, забывать имена новых друзей или известных личностей, не помнить информацию, которую ему сообщили недавно.
Он или она начнут чаще терять вещи и испытывать проблемы с планированием сложных заданий. Им будет труднее организовать работу и личную жизнь, общаться с окружающими и эффективно выполнять свои обязанности. На третьей стадии нарушения памяти и когнитивных навыков выявляются с помощью специальных тестов, благодаря чему врачи могут диагностировать легкую степень болезни Альцгеймера.
Стадия четвёртая. Умеренное ухудшение когнитивных способностей
Из-за прогрессирующего повреждения мозга спутанность сознания и потеря памяти становятся все более очевидными. Проявления деменции отмечают друзья, члены семьи и медицинские специалисты. Ваш близкий может забывать факты собственной жизни и то, что он или она прочитал в газете или увидел по телевизору. Люди с болезнью Альцгеймера обычно лучше помнят прошлое, чем ситуации, которые произошли недавно, но на четвертой стадии из памяти понемногу уходят и события личной биографии. Ухудшается способность к арифметическим вычислениям, им становится труднее планировать и выполнять сложные задачи вроде оплаты счетов. Из-за трудностей в общении ваш близкий может избегать ситуаций социального взаимодействия или быть замкнутым и молчаливым во время семейных вечеров и собраний.
Стадия пятая. Умеренно тяжелое ухудшение функций
На этой стадии изменения в головном мозге, вызванные болезнью Альцгеймера, делают самостоятельную жизнь невозможной. Из-за проблем с памятью и спутанности сознания близкий не сможет ухаживать за собой и заниматься обычными повседневными делами.
Человек может не понимать, где находятся, или забывать, какой сегодня день или месяц. Люди с пятой стадией болезни Альцгеймера часто не могут вспомнить домашний адрес или номер телефона. Вследствие утраты более давних воспоминаний разговаривать с ними становится все труднее. Они часто повторяют любимые истории или придумывают их. Это не обман, а попытка заполнить неприятные пустоты в памяти и поддержать беседу.
На этой стадии человек, страдающий болезнью Альцгеймера, еще способен на некоторую самостоятельность, и может выполнять многие действия с поддержкой понимающих людей. Он или она помнят свое имя, а также имена самых близких. Им, скорее всего, понадобится помощь в том, чтобы помыться, одеться соответствующим образом, расчесаться и почистить зубы, но большинство таких людей еще способны есть и ходить в туалет без посторонней помощи.
Стадия шестая. Тяжелое ухудшение функций
Прогрессируя, болезнь начинает влиять на поведение и свойства личности. Для родственников, друзей и сиделок это обычно очень тяжелый период. Из-за нарастающей спутанности сознания больной забывает все больше фактов личной биографии, теряет ориентацию во времени и пространстве и может уходить из дома, подвергая себя риску.
У таких людей нередко бывают странные видения или мысли. Они могут проявлять подозрительность, тревогу, постоянно раскачиваться или заламывать руки. Им трудно распознавать лица, хотя обычно они знают, что человек им знаком, даже если не могут назвать его по имени. Беспокойство и чрезмерная возбужденность становятся особой проблемой во второй половине дня и по вечерам. Это состояние называется вечерней спутанностью. На шестой стадии болезни Альцгеймера вашему близкому нужна помощь во всех аспектах личной гигиены. Он или она будут неспособны есть, одеваться, мыться и пользоваться туалетом самостоятельно. Могут возникать приступы недержания мочи и кала. У больного нарушается обычный цикл засыпания и пробуждения, поэтому для его безопасности будет необходим круглосуточный присмотр.
Стадия седьмая. Очень тяжелое ухудшение функций
Седьмая стадия — заключительная стадия болезни Альцгеймера. Она характеризуется обширным поражением мозга. На этой стадии общение с больным обычно крайне ограничено. Человек нуждается в круглосуточной помощи по всем аспектам повседневной жизни. Болезнь негативно отражается на физических и умственных способностях. С течением времени близкий будет все меньше способен реагировать на окружающую действительность.
Тело контролируется мозгом, поэтому обычные рефлексы вроде глотания и контроля мочеиспускания и стула утрачиваются. Возникает опасность обезвоживания, разрушения кожных покровов, легочных инфекций и инфекций мочевого пузыря. Все они представляют риск для жизни больного, но даже если болезнь Альцгеймера не сопровождается этими осложнениями, она является смертельной. В конечном итоге отмирание клеток мозга приведет к остановке дыхания и сердечной недостаточности.
Глава V. Мнемотехника для развития внимания, памяти, мыслительной активности
Психолог Татьяна Никитина говорит о том, что память это: «… сохранение информации о раздражителе, после того как его действие прекратилось». Как следы, оставленные на дороге, которые могут быть глубокими и чёткими или исчезают мгновенно. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию. Основные причины следующие: недостаточная концентрация внимания, не соблюдение условий, влияющих на запоминание, слабо развитая природная память, сложность самой информации для запоминания. И вот здесь на помощь может прийти мнемотехника или мнемоника. Мнемоника – это совокупность методов, техник, приёмов для запоминания сложной информации. Слово произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания. Как же работает мнемоника? Наша память хранит сложные модели окружающего мира. Если информация имеет связь с нашими эмоциями, чувствами, она хранится намного дольше и эффективнее. Мы без особого труда запоминаем события и факты, в момент, когда испытываем яркие сильные эмоции. Например, многие хорошо помнят свой первый день в школе. Но часто нам нужно помнить информацию, не окрашенную эмоционально, например: адреса, номера телефонов, коды, пароли, даты, термины. Ничего незначащим цифрам сложно оставить след в мозгу и нам кажется, что у нас плохая память. Приемов мнемотехники очень много, некоторые люди придумывают их сами.
Идея мнемоники состоит в том, чтобы сухую «неудобную» информацию превращать в яркую, эмоционально-окрашенную, смешную, необычную, интересную, а для этого придется проявить воображение.
Первый метод мнемотехники – нахождение ассоциаций с запоминаемой информацией. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами, при которой появление одного образа влечет за собой появление другого. Например, представляя зиму, мы вспоминаем снег, холод, лыжи, санки, коньки, новый год и др. Ассоциаций много, их классифицировал американский психолингвист Дж. А. Мюллер. Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа, чем ярче воображение, тем легче создавать связи, тем эффективнее работает память. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, необычными.
Многим людям сложно запоминать цифры (коды, пароли). Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается. Цифры легко ассоциировать с образами: 0-баранка, 8-матрешка, 4-стул и т.д. Чтобы запомнить необходимую числовую информацию, например число 802457, нужно придумать историю с персонажами – ассоциациями, чем нелепее, тем лучше – матрешка нацепила на себя бублик и пошла кормить утку, сидевшую на стуле, яблоками, растущими на кочерге.
Второй метод мнемотехники «Метод Цицерона» (метод мест). Суть его состоит в том, что «единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке (например, по часовой стрелке). Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.
Третий метод использования созвучных слов при запоминании иностранных слов. «Я» (йа) – по-русски, если перевернуть, получится английское «I» (ай). Strawberry – штрафбери.
Четвертый метод - «Запоминалки». Для запоминания точной справочной информации используются вербально-логические методы, в народе их называют запоминалками, где информация сохраняется в виде легко запоминаемой фразы или стихотворения. Самая известная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В ней закодирован порядок цветов составляющий спектр. Вот примеры запоминалок из различных областей знаний:
Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
Медиана – это обезьяна, которая прыгает по сторонам и делит их пополам.
Рыбу ловишь – не шумишь
Рыба по-английски – fish.
Куклу я твою нашел,
Кукла по-английски – doll.
На доске рисую мелом
Грушу – pear, дыню – melon,
Если захотите, Вам
Нарисую сливу – plum.
Виноград мы съели весь,
Виноград иначе – grapes.
Арбуз предпочитаю сливам
Арбуз иначе – water-melon.
Клубнику ты скорей бери,
Клубника это – strawberry.
Кое, либо, то, нибудь – дефис ставить не забудь.
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди,
Если в слове имя Ира,
Значит в корне буква И.
Надеваю одежду, одеваю Надежду.
Падежи русского языка: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.
Срубили ель, сорвали щавель.
Фёкла красная, как свёкла.
Сначала вода, потом кислота,
Иначе случится большая беда.
Кроме того, существуют упражнения для тренировки внимания памяти, воображения и мыслительной активности.
Глава VI. Специальные упражнения для развития памяти.
1. Заучивание наизусть стихотворений, цитат. Начать следует с небольших стихов, постепенно увеличивать размер текста (лучше всего развивает память заучивание произведения А. С. Пушкина «Граф Нулин»). Отличной тренировкой памяти является изучение иностранных языков.
2. Упражнение на внимание «Закрытые глаза». Не включая вечером свет в квартире, ходить по комнатам по памяти, можно принимать душ в темноте, танцевать заучиваемый танец.
3. Упражнение «Смена рабочей руки». Левой рукой (правшам), чистить зубы, есть, набирать на клавиатуре текст, двигать «мышкой».
4. Упражнение «Кубики». Взять 3 кубика – «кости», бросить на стол, посмотреть несколько секунд и накрыть их рукой. Назвать какие числа выпали, убрать руку, проверить себя. Постепенно количество костей увеличивать, пытаясь довести их до 10. Когда станет легко , заменить часть кубиков на другие – другого размера, цвета.
Так как я не смогла найти кубики - «кости», я придумала упражнения «Лото» и «Домино»:
5. Упражнение «Лото». Берем 5 любых бочонков из игры «лото», смотрим в течение нескольких секунд и закрываем их, затем вспоминаем, какие на бочонках выпали числа и проверяем себя. Постепенно количество бочонков увеличиваем.
6. Упражнение «Домино» выполняется также, как и «лото», но его выполнение будет труднее, так как нужно запоминать пары чисел.
7. Упражнение «Монеты». Если вы кого-то или чего-нибудь ждете (транспорт), учитесь различать монеты разного достоинства пальцами в кармане. И время идет быстрее, и ждать не так томительно.
8. Упражнение «Часы». Пару раз в день, а потом можно чаще посмотрите на часы и вспомните, что вчера, именно в это время, вы делали, где были и т.д.
9. Упражнение «Обратный отсчет» Чтобы заставить наш мозг проснуться, попробуйте считать в обратном порядке. Например, отнимать от 100 число 7.
Таких упражнений – очень много. Все их выполнять скучно и нудно. Лучше, выбирая два-три упражнения, выполнять их регулярно, это не утомительно и эффективно, к тому же активизирует разные зоны мозга. Невозможно научиться танцевать, просто читая книгу. Невозможно улучшить память, мечтая или рассуждая об этом, но можно, постоянно тренируя ее.
В течение месяца я использовала большинство этих упражнений для тренировки своей памяти, затем было проведено тестирование №2.
Глава VII. Практические исследования
7.1. Тестирование №1.
С целью выяснения уровня моей кратковременной зрительной памяти в начале работы было проведено тестирование номер 1.
Тест заключается в следующем: в течение 20 секунд предлагается посмотреть на таблицу из 12 случайных чисел (приложение 6), затем записать числа, которые запомнились. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма у взрослого человека –7 и выше. Методика определения кратковременной памяти удобна, так как не занимает много времени. Объём долговременной памяти определить практически невозможно. Результат моего тестирования – 3 числа, к сожалению, низкий уровень.
В тестировании кратковременной слуховой памяти, предлагается, прослушав 10 слов (читает помощник четко, громко), записать их в любой последовательности. Средний уровень слуховой памяти – 5-6 слов. Мой результат – 4 слова.
Имея представления о своей памяти и получив результаты тестирований и изучив литературу по улучшению памяти, я начала тренировать ее с помощью специальных упражнений, соблюдая необходимые для этого условия.
7.2. Тестирование №2.
Для тренировки своей памяти я использовала следующие упражнения: Упражнение «Обратный отсчет», Упражнение на внимание «Закрытые глаза», Упражнение «Монеты» выполняла ежедневно, а остальные упражнения реже.
По результатам упражнения «Обратный отсчет» был составлен график (приложение 7) из которого видно, что результаты счета к концу месяца улучшились. Это упражнение способствует развитию математических способностей и памяти.
По окончании ежедневных тренировок памяти, провела повторное тестирование кратковременной, зрительной и слуховой памяти. Результаты тестирования:
Зрительной памяти – 7 цифр.
Слуховой памяти - 8 слов.
Вывод: результаты улучшились в 2 раза.
Заключение
В течении всей своей жизни человек получает огромное множество информации, которая закрепляется и воспроизводится с помощью психического процесса, который называется памятью.
Память помогает нам в течении всей нашей жизни. Без памяти наше существование было бы немыслимо. Мы бы ничего не запоминали и не воспроизводили бы, и в таком случае человечество никогда не достигло бы такого уровня цивилизации, который мы имеем сейчас.
Сейчас учёные пришли к выводу, что память расположена в коре головного мозга, покрывающей его поверхность и имеющей благодаря складкам большую площадь. Но до сих пор точная локализация памяти так и не установлена.
Память бывает разная: произвольная и непроизвольная, зрительная и слуховая, эмоциональная и словесно-логическая, кратковременная и долговременная, генетическая и неврологическая и так далее.
Возможности человеческого мозга на сегодняшний день ещё не до конца изучены, и никто не может сказать, какой объём информации способен вместить наш мозг, однако факт остаётся фактом, никто из людей не использует свой мозг в полную мощность.
Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.
Литература:
1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории познания. СПб., 2003. С. 2004
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Романов В.Я., Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М.: Изд-во МГУ, 1980г.- 480стр.
3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988
4. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.
Рибо Т. Аффективная память. СПб., 1899.
5. Никандров В.В.. Психология, введение в психологию, Глава 7. Память. 2007.
6.Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. М., 1968
7.Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1911.
https://mcss1.ru/info/bolezn-altsgeymera-u-pozhilykh-lyudey/
https://zabota.co/journal/sem-stadij-bolezni-alcgejmera
http://wikinauka.ru/psihologiya/причины-и-теории-процесса-забывания.htm
Приложение 1
Не придают значения памяти 36% учащихся , а знают и понимают её важность – 64%.
Приложение 2
Хорошо запоминают информацию 34% учащихся, а плохо – 66%.
Приложение 3
Знают виды памяти 80%, а не знают – 20%.
Приложение 4
В основном, лучше развита зрительная память (50%), а на втором месте стоят долговременная и кратковременная память (25%)
Приложение 5
Приложение 6
Таблица для тестирования уровня памяти.
Приложение 7
График развития памяти и математических способностей с помощью упражнения «Обратный отсчет».
Вывод: в начале тренировки памяти в упражнении «Обратный отсчет» вычитала из ста – семь в течение почти 2-х минут. Через месяц в течение 40 секунд. Результат улучшился в 2 раза.
Весёлая кукушка
Извержение вулкана
Привередница
Басня "Две подруги"
Чья проталина?