Речь для выступления на конференции
(слайд№1)Профессия учитель – одна из древнейших в истории человечества. Содержание профессии учителя заключается в воспитании подрастающего поколения, поэтому целесообразно сделать небольшой исторический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей, не теряющая своей актуальности и по сей день.
За практическую основу своей работы я взяла изречение Д.И. Менделеева, который сказал, что «к педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
(слайд№2) Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: как сохранить значимость учительской профессии, уважение к ней в современном обществе с учетом её исторического развития?
Цель данной работы: изучение возникновения учительской профессии, практическое выведение статистики выбора профессии учителя и предоставление педагогического опыта учительской династии Майоровых-Кижаевых.
Задачи исследования:
1.1 История возникновения учительской профессии.
В глубoкой древности заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общины, затем она концентрировалась в руках представителя старшего, умудренного опытом поколения.
Первые школы возникли в странах Древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. В Древнем Шумере, Вавилоне, Египте, Ассирии, Финикии учителями были преимущественно жрецы, которые составляли привилегированную касту. Социальный статус учителя был чрезвычайно высоким.
В период империи Pимское госудapство cтремилось взять под свой контроль все стороны жизни общества. Юлий Цезарь дал всем учителям права на pимское гpaжданство. Импеpaтор Веспасиан назначил ритopaм ежегодный выплачиваемый госудapcтвом гонopap. Постепенно учителя становятся государственными служащими. При императоре Диоклетиане был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определен кpуг их обязаннocтей и суммы гонopapa. В период paннего средневековья в области пpocвещения безраздельно господствовала цеpковь.
Сoбственнo начало современному школьному образованию было положено чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как caмостоятельную oтрасль тeopeтического знания в начале 17 века. В Швейцарии его наработки талантливо продолжил и существенно дополнил Иоганн Генрих Песталоцци в конце 17 века. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена: педагог России Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский.
В 80-90-х гг. XIX века начали происходить изменения в социальном составе и образовательном уровне будущих учителей. Сложилась разноуровневая система подготовки учителей. Теперь к нашему времени: если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового федерального государственного образовательного стандарта.
Речь для выступления на конференции
(слайд№1)Профессия учитель – одна из древнейших в истории человечества. Содержание профессии учителя заключается в воспитании подрастающего поколения, поэтому целесообразно сделать небольшой исторический экскурс, чтобы выяснить, когда в человеческом обществе возникла потребность в воспитании и обучении детей, не теряющая своей актуальности и по сей день.
За практическую основу своей работы я взяла изречение Д.И. Менделеева, который сказал, что «к педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
(слайд№2) Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: как сохранить значимость учительской профессии, уважение к ней в современном обществе с учетом её исторического развития?
Цель данной работы: изучение возникновения учительской профессии, практическое выведение статистики выбора профессии учителя и предоставление педагогического опыта учительской династии Майоровых-Кижаевых.
Задачи исследования:
1.1 История возникновения учительской профессии.
В глубoкой древности заботу о подрастающем поколении сначала проявляли все взрослые члены общины, затем она концентрировалась в руках представителя старшего, умудренного опытом поколения.
Первые школы возникли в странах Древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. В Древнем Шумере, Вавилоне, Египте, Ассирии, Финикии учителями были преимущественно жрецы, которые составляли привилегированную касту. Социальный статус учителя был чрезвычайно высоким.
В период империи Pимское госудapство cтремилось взять под свой контроль все стороны жизни общества. Юлий Цезарь дал всем учителям права на pимское гpaжданство. Импеpaтор Веспасиан назначил ритopaм ежегодный выплачиваемый госудapcтвом гонopap. Постепенно учителя становятся государственными служащими. При императоре Диоклетиане был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определен кpуг их обязаннocтей и суммы гонopapa. В период paннего средневековья в области пpocвещения безраздельно господствовала цеpковь.
Сoбственнo начало современному школьному образованию было положено чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как caмостоятельную oтрасль тeopeтического знания в начале 17 века. В Швейцарии его наработки талантливо продолжил и существенно дополнил Иоганн Генрих Песталоцци в конце 17 века. Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена: педагог России Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский.
В 80-90-х гг. XIX века начали происходить изменения в социальном составе и образовательном уровне будущих учителей. Сложилась разноуровневая система подготовки учителей. Теперь к нашему времени: если раньше главной целью образования являлась передача предметных знаний в объеме школьной программы, то в условиях нового федерального государственного образовательного стандарта.
Современную политику нашей страны в отношении к учительству точно описывает А.И. Солженицын: «Школа наша давно плохо учит и дурно вocпитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отбopной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее».
Но педагог, повторюсь, не только учит и дает знания, он выполняет и ещё более сложную миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Но всегда ли школьники и их родители по достоинству оценивают нелегкий труд учителя, отдавая ему дань должного уважения? Увы, нет. К сожалению, в современном обществе учитель чаще подвергается критике и осуждению, испытывая недостаток доверия и уважения.
Думаю, государственному аппарату необходимо напомнить изречение Бисмарка: «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы». Чтобы избежать этого, необходимо повысить очевидную значимость труда учителя, поскольку низкая общественная оценка этого труда по таким факторам, как большая загруженность учебной и воспитательной работой, недостаточность свободного времени, низкая оплата труда снижают его социальный престиж. Повышение социальной ценности труда учителя обеспечило бы приток в педагогические вузы наиболее подготовленной части абитуриентов.
2.1 Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.Ф.Вольтер
Профессия педагога большей популярностью пользуется в основном у девушек. Это становится причиной недостатка наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей.
Данный недостаток я проследила на примере педагогических кадров, вышедших из стен родной школы, т.е. я узнала, сколько выпускников Чапаевской школы Красноармейского района выбрали профессию учителя и посвятили ей свою жизнь (по данным школьного краеведческого музея Боевой и Трудовой Cлавы пос.Чапаевский)
(см.Рисунок1.) график составлен на основе архивных данных школьного Музея трудовой и боевой Славы - по данному графику видно, что в 60-70-е годы насчитывалось 14 выпускников, связавших свою жизнь со школой, в 80-90-е – показатели снижены до 10, а в 2000-е г. –всего 4 человека.
По словам президента РФ В.В.Путина, путь к качественному образованию школьников – забота об учителях, в том числе повышение их благосостояния. Об этом глава РФ Владимир Путин заявил во время одной из встреч в 2012 г. со своими доверенными лицами. Он отметил, что невозможно добиться эффективности образования, если не достичь должного уровня доходов российских педагогов; только в этом случае они будут иметь возможность качественно воспитывать молодое поколение.
Уровень доходов педагогов с 1853-2017 гг. можно проследить на данных графиках (по данным РОССТАТА). (см.Рисунок 2;3;4)
Во II половине 19 века доходы учительства были высокие, т.к. переведя их в кг картофеля по соответствующим времени ценам, мы видим, что в1853г. на заработанные 23 рубля 5 копеек можно было приобрести 1152 кг картофеля, а в 1890-м году - на 30 рублей 63 копейки купить уже 1531 кг. Уровень доходов и покупательная способность в данном временном промежутке возрастает.
В 20 веке, в связи с социальными взрывами, картина уже иная: уровень доходов и покупательная способность возросли только в 1900г. и 1980-м годах, а уже в начале 90-х годов все показатели падают.
В современности ситуация немного улучшается: уровень доходов растет, но покупательная способность, выраженная в реальных ценах картофеля, составляет 924кг, что намного ниже показателей 1853 года 19 века.
Увы, но статистику не обмануть!
Также Путин напоминает, что согласно, так называемым, майским указам от 2012 года уровень учительских зарплат должен быть не ниже среднего уровня по региону. По мнению главы государства, в целом эта задача решена, и только кое-где на местах (и именно в нашем регионе) следует кое-что доработать (см.Рисунок 5;6;7): конечно, это не голословно-средняя заработная плата учителей в период с 2012 по 2017гг. возросла лишь в 2014году. Если сравнивать по субъектам РФ, то её уровень самый высокий в г. Москва, а в Самарском регионе оставляет желать лучшего, т.к. по РФ она составляет 39000, то по региону всего лишь 27000. Президент отмечает, что планку равнения заработной платы учителя на средний уровень по региону необходимо поддерживать, обеспечивая педагогам должную оплату труда при помощи как федерального бюджета, так и региональных бюджетов. В бюджет 2018-2020 годов, по словам Путина, соответствующие средства уже заложены.
2.2 Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он-совершенный педагог. Лев Толстой.
Но, не смотря на такое сложное экономическое и социальное положение педагога, всегда найдутся люди, которым важен не бюджетный доход учителя, а счастье в работе с детьми. Примером является моя семейная династия, которая включает 5 педагогов со стороны мамы (семья Майоровых) и 5 педагогов со стороны папы (семья Кижаевых), и я собираюсь продолжить эту «десятку». Начну с самого близкого мне человека, с МАМЫ! Она, Кижаева Лариса Владимировна, 26 лет работает в Чапаевской средней школе Красноармейского района учителем начальных классов. Мама в 1990 году с отличием закончила Куйбышевское педагогическое училище №1. Затем получила высшее образование по специальности «Филология», но изменить делу, которое уже полюбила, - воспитание и обучение самых маленьких школьников, - не смогла. И вот уже 8 – ой выпуск учеников она учит добру и рассудительности, ответственности и трудолюбию. Кижаева Л.В. постоянно занимается саморазвитием, ведь методы, формы и организация образовательного процесса не должны отставать от стремительно меняющихся запросов современного общества. Выбор профессии для мамы был очевиден. Ещё будучи школьницей она часто ходила в детский сад и помогала воспитателям следить за малышами, проводить мероприятия. Да и дома перед мамой был образцовый пример учительства – моя бабуля, Майорова Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы, приехавшая в Чапаевскую среднюю школу в 1967 году и проработавшая в ней 37 лет. У бабушки есть чему поучиться, она грамотный специалист, отличник просвещения, мудрый наставник; многим своим ученикам она привила любовь к языку, и они, по её примеру, стали учителями-филологами. Сейчас историю в нашей школе преподаёт Ольга Петровна Майорова-моя тётя. Она после окончания Чапаевской школы поступила в Чапаевский педагогический колледж, выпустилась из которого в 1996г. В её семье не было учителей, но интерес к профессии ей привили школьные наставники - классный руководитель и учитель биологии. До 2000-го года Ольга Петровна проработала учителем начальных классов в школе №115 г. Самара. Вот уже 18-тый год она работает учителем истории и обществознания в нашей Чапаевской школе, т.к. окончила Самарский педагогический университет по специальности «история и обществознание». Стараясь идти в ногу со временем, она в своей работе использует различные методы и принимает активное участие в профессиональных конкурсах и конференциях. Её ученики тоже участвуют в конкурсах, конференциях, занимают призовые места во всероссийских олимпиадах, готовят и защищают различные проекты, победили в региональном конкурсе одарённых детей «Взлет», любят заниматься исследовательской работой … Из года в год предметы её профиля являются наиболее выбираемыми для итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, где выпускники показывают достойные результаты. Двоюродная бабушка – Майорова Анна Васильевна- после окончания Куйбышевского педагогического училища №1 с 1972 по 1977 год работала учителем начальных классов в нашей школе. Затем 14 лет работала воспитателем, а следующие 16 лет – она - заведующая детским садом «Тополёк» пос.Чапаевский. 35 лет Анна Васильевна отдала педагогической работе с детьми. Двоюродная тётя - Бормина Любовь Александровна – закончив в 1976 году Куйбышевское педагогическое училище №2 им. Коростылевых, тоже всю трудовую деятельность посвятила воспитанию детей дошкольного возраста.
Моя вторая бабушка со стороны отца - Кижаева Татьяна Филипповна – проработала в Чапаевской средней школе 41 год. Бабушка воспитывалась в многодетной семье, знала не на словах, а на деле, что такое забота о детях. Это и повлияло на выбор профессии. Сначала она работала учителем домоводства, затем учителем физической культуры, увлекая учащихся лыжным спортом, волейболом, легкой атлетикой, при этом занимая призовые места не только в районных соревнованиях, но и в областных. Позже Татьяна Филипповна поступила в Куйбышевский педагогический институт на исторический факультет. После окончания института работала директором Чапаевской школы с 1985-1987 гг, затем перешла работать учителем истории . В настоящее время с неиссякаемой энергией Татьяна Филипповна продолжает работать на протяжении вот уже 20-и лет председателем ветеранской организации п.Чапаевский. Она организовала при сельской администрации Музей ветеранов войны и труда. Три тёти со стороны папы – Нина Геннадьевна Лаврина, Марина Юрьевна Савинова и Наталья Ивановна Чернышкова – воспитатели, самые первые мои педагоги. Именно они подготавливали меня в детском саду к школе, дали первоначальные знания Наталья Ивановна, окончив Куйбышевское педагогическое училище №2 им. Коростылевых, посвятила педагогическому труду 35 лет, Нина Геннадьевна и Марина Юрьевна – выпускники Чапаевского педагогического училища - продолжают работать в структурном подразделении ГБОУ СОШ пос. Чапаевский детский сад «Тополек» третье десятилетие. Ещё одна тётя со стороны папы – Орлова Елена Витальевна, тоже закончив Чапаевское педагогическое училище, работает в школе № 4 г.о. Новокуйбышевск учителем начальных классов.
Когда за спиной такая учительская династия, сама собой приходит мысль – приобрести такую же профессию…Бабуля №1(Майорова Валентина Петровна) всеми руками – ЗА! Огромная домашняя библиотека, включающая не только художественную литературу, но и методическую; богатый педагогический опыт родных – это её аргументы. А вот мама этой идее не всегда рада…Говорит, что очень уж неспокойная работа у учителя: «масштабная» подготовка к урокам, кропотливая работа с каждым учеником, тетради, планы, обширная документация, - всё это требует больших затрат времени, ума и просто человеческих сил. Но я, всё равно, в начальных классах любила играть «в школу», в старших классах в дни самоуправления с удовольствием заменяю учителей, и понимаю, что ТРУД УЧИТЕЛЯ, приносящий качественную результативность, ИНТЕРЕСЕН, ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМ!
Проанализировав статистические данные об уровне доходов учителя, притоке педагогических кадров в школу, я пришла к выводу, что складывается картина кризисного положения учительства в современном мире. Думаю, пока существуют люди, которые выбирают профессию учителя не по престижу, а по призванию, значимость учительского ремесла не утратится, но государство обязано хотя бы выполнять данные обещания в поддержке достойного социального статуса педагога.
Осенняя паутина
Серебряное копытце
Белый лист
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись