Вложение | Размер |
---|---|
Работа | 46.6 КБ |
Приложения | 24.25 КБ |
Анкета | 13.63 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Агибаловская средняя школа» Холм – Жирковского района
Смоленской области
Итоговый проект по обществознанию
на тему: «Компьютерная зависимость подростков»
Жманковой Алисы
ученицы 9 го класса МБОУ « Агибаловской СШ» Холм - Жирковского района
Руководитель: Зуева Елена
Николаевна, учитель
обществознания
МБОУ « Агибаловской СШ»
Холм - Жирковского района
Агибалово, 2018 г.
Оглавление
I. Введение…………...….…………………………………….………. 3-4 стр.
II. Основная часть………………………………………………… 5-12 стр.
2.1. Понятие «компьютерная зависимость». Виды компьютерной зависимости……………………………………………...…………… 5-6 стр.
2.2. Развитие компьютерной зависимости у подростков...….7-11 стр.
2.3. Способы борьбы с компьютерной зависимостью………….12 стр.
III. Исследование «Компьютерная зависимость подростков»..13-15 стр.
3.1. Особенности проявления интернет-зависимости у подростков по результатам исследования.………………………………….……..13-14 стр.
3.2 Рекомендации, направленные на снижение уровня интернет-зависимости среди подростков……………………………………….15 стр.
IV. Заключение………………………………………..………………16стр.
Список литературы …………………………………………………..17 стр.
Приложения
I. Введение
За всю историю человечества не было еще такого времени, когда люди бы не страдали от каких-нибудь зависимостей. Врачей, ученых и простых пользователей Интернет проблема глобальнойинтернетизации заботит уже не первый год.
Всемирная паутина ежегодно завлекает в свои сети миллионы новых пользователей. Среднестатистический современный человек уже с трудом представляет свое существование без Интернета. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую нам информацию мы можем получить, не отходя от экрана своего монитора.[1][1]
С одной стороны компьютер оказывает не такое пагубное влияние на организм как алкоголь или наркомания, но с другой стороны постоянное времяпровождение за компьютером приводит к негативным последствиям. Большое количество подростков предпочитает провождение своего досуга за компьютером, играя в компьютерные игры и общаясь на интернет-сайтах, что пагубно влияет на их психическое и физическое здоровье. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и 18 часов иэто уже проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии.
Актуальность темы:проблема компьютерной зависимости подростков приобретает особую значимость с развитием компьютерных технологийи это приобретает особую актуальность.
В связи с этим была определена цель проекта:привлечение
внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.
Задачи:
Объект исследования – обучающиеся 9 класса МБОУ «Агибаловская СШ»
Предмет исследования:проблема компьютерной зависимости у обучающихся подросткового возраста.
Методы исследования:
Гипотеза: мы предположили, что в нашей школе среди моих одноклассников есть ряд ребят, относящихся к группе риска интернет – зависимости.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны для профилактики компьютерной зависимости в подростковом возрасте, классным руководителям и родителям «компьютеро» зависимых детей.
II. Основная часть
2.1. Понятие «компьютерная зависимость». Виды компьютерной зависимости
В современном обществе компьютер– незаменимая составляющая жизни человека. Не смотря на то что, компьютер значительно облегчил жизнь, человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование компьютерной зависимости.
Этот термин был заимствован из лексикона врачей-психиатров, на основании того, что у многих людей, при долгом и частом использовании компьютера наблюдаются социальные и психологические проблемы, характерные для людей больных разными формами зависимости.
Компьютерная зависимость - болезнь не менее серьезная, чем наркомания или алкоголизм. Здесь действуют похожие механизмы.
Для многих зависимых людей, а особенно подростков, уход в виртуальную среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру. Подростки, страдающие компьютерной зависимостью,испытывают трудности в выражении своих эмоций, не могут наладить контакты с близкими и сверстниками, что вызывает у них дискомфорт.Поэтому они и ищут более безопасный способ взаимодействия со средой, в данном случае, через компьютер,онслужит средством самозащиты: здесь не бывает плохого настроения, не возникает чувства боли, никто не унизит и не обидит.
Самые распространенные виды компьютерной зависимости:
Со временем на уход в виртуальную реальность реагирует и тело зависимого. Появляются хроническая усталость, проблемы с желудком и позвоночником, геморрой, нарушения зрения.
2.2. Развитие компьютерной зависимости у подростков
Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет - зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой[3]. [4]
Подростковый возраст - это период формирования жизненных ценностей, расширения социальных контактов. А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. Виртуальный мир привязывает подростка к несуществующим объектам, мешая получать удовольствие от общения с окружающими его людьми. В результате у некоторых подростков отмечается снижение уровня эмоционального интеллекта, жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов и трудности в социальной адаптации. При этом, очень часто умственный коэффициент у таких детей, выше.
Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Вначале компьютер компенсирует общение, но потом окружение становится неважным. Подростковый возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости.
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?» и «Каков я?». На волнующие вопросы подростки все чаще начинают искать ответы в сети, ведь там все, для всех и обо всем.[4]. [4]
Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков.
1.Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, «тормозить».
2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье.
3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.
5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг
6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств
Признаки компьютерной зависимости
Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. Можно выделить несколько стадий формирования данной зависимости.
Стадия легкой увлеченности.
После того как ребенок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность, теперь все в его руках. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает.
Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.
Стадия увлеченности.
Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности – потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.
Стадия зависимости.
Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.
Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости ребенок поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое ксвоего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.
Стадия привязанности.
Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. В силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень[5].[2]
2.3. Способы борьбы с компьютерной зависимостью
Практически всегда чрезмерную увлеченность компьютером в первую очередь замечает окружение зависимого человека — его родственники, друзья. Но не он сам. Поэтому и решение этой проблемы начинают искать именно они.
Чаще всего заинтересованные вернуть виртуального «бродягу» в реальность пытаются сделать это сами. Сначала в ход идет убеждение (иногда даже в форме ультиматума) на интуитивной основе, затем — на основе соответствующей литературы, статей и форумов в интернете. И только поняв безуспешность такой кампании, те, у которых еще не опустились руки, ищут помощи у специалистов.
Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру.
III. Исследование «Компьютерная зависимость подростков»
3.1. Особенности проявления интернет-зависимости у подростков по результатам исследования.
Существует специальный психологический тест, созданный Кимберли-Янг и позволяющий научным путем выявить интернет – зависимого человека.
Нами было проведено исследование среди обучающихся 9-х классов МБОУ«АгибаловскаяСШ». Мы провели тестирование с 10-ю обучающимися: это связано с тем, что после 9 класса многие мои одноклассники уйдут во «взрослую» жизнь, а навык продуктивного и активного живого общения с окружающими людьми должен быть развит на высоком уровне. Выявленный уровень интернет-зависимости поможет дать своевременные рекомендации ребятам, для того, чтобы они были более адаптированы к будущей социализации.
Из проведённого нами исследования особенностей интернет-зависимости среди учащихся моего класса, можно сформулировать следующие выводы:
1. Данные теста-опросника К. Янг[6] (см. приложение №1) на определение интернет-зависимости помог выявить обучающихсяс высоким уровнем интернет-зависимости 10%. Использование интернета вызывает значительные проблемы в их жизни. Им требуется срочная помощь психотерапевта.
Со средним уровнем 20%,уних есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если они не обратят на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю их жизнь.
С низким уровнем 70%, они мудрые пользователи интернета. Могут путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеют контролировать себя.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, можно сказать, что 10% респондентов находится в опасном положении, а 20% обучающиесянаходятся в «группе риска».
2. В нашем исследовании принимало участие 3-е юношей и 7-ь девушек (см. приложение №2). Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что девушки являются более интернет-зависимыми, чем юноши.
Видимо, это связано с тем, что женщины являются более эмоционально зависимыми от общения и стремятся расширить его границы разными способами.
3. Среди моих одноклассников, которые приняли участиев исследование:
1 отличник;
6 хорошистов;
3-е обучающихся учатся на три/четыре(см приложение №3).
Анализ уровня интернет-зависимостипоказал, что успеваемость влияет на уровень интернет-зависимости обучающихся. Чем меньше времени подросток проводит в сети, тем больше возможности заниматься дополнительно по предметам и уделять в свободное времявнимание на развитие образования.
4. С помощью теста мы выявили обучающихся с низким, средним и высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей. Мы сравнили полученные результаты с выявленным уровнем интернет-зависимости. Сравнительный анализ показал, что обучающиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей не зависят от влияния «сети», а вот обучающиеся с низким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей показали высокий уровень интернет-зависимости(см. приложение №4). Обучающиеся с высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских склонностей стремятся в режиме реального времени реализовывать свои склонности, организовывать людей, общаться с ними. А обучающиеся с низким уровнем развития коммуникативных склонностей пытаются компенсировать нехватку общения в «сети», к тому же там можно представить себя идеальнее, чем есть на самом деле.
3.2 Рекомендации, направленные на снижение уровня интернет-зависимости среди подростков:
1) Заведите хобби или увлечение, занимайтесь спортом, музыкой.
2) Посмотрите фильм, почитайте книгу. Найдите какой-нибудь интерес, который станет для вас альтернативой интернету.
3) Пополните запас ваших знаний. Таким образом, вы не только отвлечетесь от интернета, но и займетесь самообразованием.
4) Избегайте походов в те места, где есть доступ в интернет.
5) Запланируйте семейный вечер. Вместо того, чтобы смотреть телевизор или проводить время поодиночке, соберитесь все вместе, поужинайте, а затем придумайте совместное развлечение.
6) Установите лимит времени работы вашего компьютера. Выключайте компьютер, если у вас нет необходимости в нем.
7) Созванивайтесь и встречайтесь с друзьями в реальном времени.
IV.Заключение
В исследовательской работе рассматривается проблема интернет - зависимости в подростковом возрасте. Нами было изучено и проанализировано большое количество научно – методической литературы и интернет - источников по проблеме интернет – зависимости в подростковом возрасте.
Сейчас очень сложно найти человека, ни разу, не выходившего в Интернет, тем более подростка. И подростка ни разу, не игравшего в компьютерные игры. Компьютеры, телефоны, планшеты, ноутбуки все более доступны и разнообразны, сложно представить семью, в которой хотя бы одного подобного чуда техники нет.
Интернет – зависимость-это серьезная проблема, которая причиняет ущерб здоровью современного общества, проблема, с которой нужно и можно бороться.
Большинство наших сверстников считает Интернет непременным атрибутом современного человека и не представляет жизни без компьютера и Сети. Мы с ними во многом согласны. Интернет действительно бывает зачастую крайне полезен, о чём уже говорилось выше.
Мы пришли к выводу, что Интернет является необходимым атрибутом современной жизни, лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха, но следует помнить о правилах использования Интернета, чтобы не стать интернет - зависимыми.
Просто используйте Интернет, как средство для достижения ваших целей. Определитесь, что вы хотите от этого уникального средства коммуникации между людьми.
Список литературы
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
4.Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
ИсточникиИнтернета
1.young s internet addiction test
2. http://psyfactor.org/lib/addict.htm
[1]Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
[2] Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
[3]Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
[4]Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. C.90-100.
[5] http://psyfactor.org/lib/addict. htm
[6]young s internetaddictiontest
Приложение 1
Тест, разработан профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг.
Пройдите тест (в сокращённом варианте), отвечая на вопросы предельно честно.
Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда или крайне редко - 1 балл.
Иногда - 2 балла.
Регулярно - 3 балла.
Часто - 4 балла.
Всегда - 5 баллов.
Часто ли вы:
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
____________
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
____________
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
____________
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
____________
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети? ___________
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети? ___________
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое? ___________
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом? ___________
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети? ___________
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? ___________
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? ___________
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? ___________
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети? ___________
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна? ___________
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в онлайне? ___________
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети? ___________
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне? ___________
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? ___________
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет? ___________
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне? ___________
Приложение 1.1.
Интерпретация
20-49 баллов.
Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов.
У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов.
Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.
Приложение 2
Влияние пола на интернет-зависимость подростков
Таблица 1
Пол | Интернет-зависимость | ||
| высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
Юноши | 0% | 0% | 30% |
Девушки | 14,4% | 28,5% | 57,1% |
Приложение 3
Влияние успеваемости на интернет-зависимость подростков
Таблица 2
Успеваемость | Интернет-зависимость | ||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | |
Отличники | 0% | 0% | 10% |
Хорошисты | 0% | 20% | 40% |
Три/четыре | 10% | 0% | 20% |
Приложение 4
Влияние наличия коммуникативных и организаторских склонностей на интернет-зависимость подростков
Таблица 3
Выраженность коммуникативных склонностей | Интернет зависимы подростки | ||
| высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
высокий уровень | 25% | 30% | 45% |
средний уровень | 27% | 23% | 50% |
низкий уровень | 40% | 35% | 25% |
Дорогой друг!
Просим Вас, принять участие в анкете-опросе.
Ответить на вопросы будет несложно и не потребуется много времени. Заранее благодарим за участие.
Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда или крайне редко - 1 балл.
Иногда - 2 балла.
Регулярно - 3 балла.
Часто - 4 балла.
Всегда - 5 баллов.
Часто ли вы:
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
____________
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
____________
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
____________
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
____________
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети? ___________
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети? ___________
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое? ___________
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом? ___________
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети? ___________
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете? ___________
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? ___________
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна? ___________
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети? ___________
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна? ___________
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в онлайне? ___________
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети? ___________
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети? ___________
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет? ___________
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне? ___________
Солнечная система. Взгляд со стороны
Рисуем кактусы акварелью
Дерево в снегу
Военная хитрость
Самодельный телефон