Описание качеств животных в природе и их сравнение с качествами, показанными в русских и зарубежных сказках.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "проект Животные в природе и их образы в русских и зарубежных сказках" | 63.12 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мумринская средняя общеобразовательная школа»
с. Мумра Икрянинского района Астраханской области
Учебно-исследовательская работа
«Животные в природе и их образы в русских и зарубежных сказках»
Работу выполнили:
Бондарева Анастасия, 5 «А» класс
Винокурова Тамара, 5 «А» класс
Шашечкина Виктория, 5 «А» класс
Руководители:
Иванова Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
АСТРАХАНЬ -2015
Оглавление
Введение 3
IОсновная часть
II Исследовательская часть 6
2.1 Образ зайца в русских и зарубежных сказках 7
2.2. Заяц в природе 8
2.3 Медведь в русских и зарубежных сказках 8
2.4 Медведь в природе 10
2.5 Лиса в природе 11
2.6 Лиса в сказках 13
2.7 Волк в научной литературе 14
2.8 Образ волка в сказках 17
IIIЗаключение 19
IVЛитература 20
VПриложение 21
Свою учебно- исследовательскую работу мы назвали «Животные в русских и зарубежных сказках».
Актуальность выбранной нами темы в том, что сказки для детей о животных учат их быть сильными и добрыми, потому что герои сказок, их поступки более понятны детям, чем поучения и наставления взрослых.
Мы выдвигаем гипотезу, что животные - герои сказок - напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки.
Цель исследования:
- Описание качеств животных в русских и зарубежных сказках.
Методы исследования:
- Поисковый метод, сравнение, анализ и обобщение
Предмет исследования: русские и зарубежные сказки
Объект исследования: медведь, заяц, лиса, волк
Задачи:
1. Познакомиться с повадками медведя, зайца, лисы, волка в природе.
2. Собрать сказки, в которых действующие лица - медведь, заяц, лиса, волк.
3. Выявить качества литературного героя.
4. Сравнить образы медведя, зайца, лисы, волка в русских сказках с образами медведя, зайца, лисы, волка в зарубежных сказках.
5. Подготовить презентацию для защиты проекта
6. Провести анкетирование
Этапы исследовательской деятельности:
Практическая значимость:Собранныйнами материал можно использовать на уроках литературного чтения, экологии, биологии, классных часах, внеклассных мероприятиях. Работа научила нас анализировать, сравнивать, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, строить таблицы и диаграммы, проводить анкетирование. А еще мы научились планировать свою работу, работать в команде.
Основная часть
1.1Сказки – самые древние творения человеческого духа. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе. С раннего детства все дети любят слушать, а затем и перечитывать про приключения своих любимых героев, где, несмотря на все трудности и козни злых сил, побеждают смелый и добрый герой, и его прекрасная невеста (а также малые звери наших лесов в борьбе с хищниками).Любое событие сказки, любой её герой, любое слово проверялось временем, прежде чем стать такими, какими мы их видим сейчас. В сказке нет ничего лишнего, всё на своём месте, поэтому сказка вечна. Сказку понимают все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы, от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями.
1.2. Особенности сказок о животных
Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются старые обряды, вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В них говорится о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а лиса - хитрее хитрых, обманет кого хочешь. Сказок о животных существует несколько видов, всего известно около пятидесяти сюжетов сказок о животных.
В сказках различных народов для самых маленьких нередко встречаются стихотворные и песенные вставки - это и запоминание облегчает, и слух развивает, и развлекает. А длинные, бесконечные сказки - это и игра, и упражнение в речи, в логическом мышлении. Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня - не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.
Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором. Наиболее полно идейно-художественный замысел сказок о животных реализуется в устном исполнении. Устное исполнение – это не только форма бытования сказки, но и средство обогащения художественных образов. Задача рассказчика – показать при помощи драматизации внутренние качества персонажа, раскрыть и довершить его характеристику, данную в поэтическом тексте. Сказочник не просто передаёт текст, а играет его.
II Исследовательская часть
2.1.Мы провели анкетирование среди учащихся 5 классов.(Приложение №1)Опросили 32 респондента.
Результаты анкеты.(см. Приложение №2)
Ребята отметили, что в сказках чаще всего встречаются медведь, лиса, волк и заяц. Мы решили изучить образы этих животных в разных сказках, сравнить их описание с научной литературой.
Составили план работы:
Данные оформить в таблице.
Мы выяснили:
Заяц – часто встречающийся персонаж русских народных сказок о животных. Но там он почти всегда зовется Зайчиком или Зайкой. И почти всегда кто-то его до смерти пугает, обижает, грозится съесть. Еще одно имя зайца ‒ Косой, что также увязывается с его трусостью. В советское время к его характеру добавляется склонность к хвастовству: «заяц-хвастунишка» пытается всех убедить, что никого не боится. Мы исследовали русскую народную сказку«Заяц-хваста», где герой помогает спасти ворону. Мы наблюдаем, как изменяется образ зайца в сказках: сначала он представляется нам символом трусости и боязливости, но по ходу повествования мы видим, как этот трусливый герой преображается. Он может перехитрить даже волка и спасти своих друзей. В русской сказке «Заяц и лиса» к зайцу приходило на помощь много героев, чтобы выгнать лису из его домика. Помог несчастному герою петух, выгнав рыжую, а сам заяц только плакал и не пытался ни вступить с лисой в борьбу, ни перехитрить её. Внекоторых сказках заяц выступает в непривычной для нас роли: онбывает вредным чистюлей «Песец и заяц»- ненецкая сказка. В бирманской сказке «Мудрого кролика насморк спас»кролик оказался умнее медведя и обезьяны ухитрился провести самого царя зверей льва.Индийская сказка«Хитрая лиса» рассказывает о том, как заяц не поддался на уловку лисы и спас себе жизнь благодаря своей смекалке. У Братьев Гримм в сказке «Заяц и Еж» заяц глупый и хвастливый.В сказках американского писателя Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса» братец Кролик первоклассный обманщик, он любит подшутить надо всеми. Вывод: заяц упоминается в русских сказках и сказках других народов по разному. Мы думаем, что это связано с разными взглядами народов на малое и большое, на ум и глупость, храбрость и трусость и с разными традициями и обычаями народов.
Мы задумались над тем, можно ли говорить о зайце как о трусливом животном или правы те, кто выставляет его умным, смекалистым? Из научных книг о животных мы узнали: оказывается, чтобы не попасть в зубы хищнику, заяц затаивается, а если хищник его все-таки обнаружил, резко срывается с места и бежит. С точки зрения природы поведение зайца предельно рационально. Он умеет хорошо маскироваться – поэтому и затаивается. И так, между прочим, обеспечивает выживание своему потомству. Он очень быстро бегает на коротких дистанциях, поэтому для него есть смысл спасаться бегством.Распространенное представление о том, что заяц «постоянно дрожит от страха», связано с особенностями его обоняния. Обоняние у зайцев очень острое, и они постоянно нюхают воздух: не появился ли поблизости хищник, нет ли где рядом подходящей еды. Когда заяц принюхивается, он быстро-быстро шевелит носом, и от этого у него шевелится еще и верхняя губа. Со стороны это может выглядеть так, будто заяц дрожит.Еще одно «популярное» заблуждение касается заячьего «косоглазия». Глаза у зайца расположены не как у человека, а по разные стороны головы. И смотрит заяц иначе: у человека поля зрения разных глаз пересекаются, и в мозгу возникает единый образ. А у зайца поля зрения не пересекаются. У него каждый глаз «видит свое».
Поведение зайца, описанное в сказках можно объяснить с биологической точки зрения.
Самой известной авторской сказкой, где главные герои медведи это сказка "Три медведя" Льва Толстого. Это знаменитое "Кто ел из моей миски?" или "Кто спал на моей кровати?" говорит об аккуратности, чистоплотности героев. В этой сказке медведи не отличаются особым гостеприимством. В сказкеС. Баруздина«Про медведя».Как и в сказке «Теремок», медведь разрушает муравейник, не думая опоследствиях, и удивляется, что муравьи обиделись. А потом идёт к пчёлам. В жизнимедведь часто разрушает муравейники, ломает ульи. Пчелиные укусы нечувствительны для него.Сказка К. Чуковского «Краденое солнце» Медведь долго не реагирует на просьбу опомощи, но когда решил расправиться с крокодилом, то делает это быстро, невстречая сопротивления. В лесу нет таких животных, с которыми бы не справилсямедведь.А. Барто в сказке«Медвежонок невежа» показываетизбалованного, не воспитанного медвежонка. Родители не знают, что делать. В жизни медведица оченьзаботливая мать. Она кормит, купает, оберегает своих детёнышей. Но если дети становятся непослушными, она их наказывает.
Медведь в русских сказках бывает не только добрым, доверчивым и
простодушным, но и глупым, невежливым, неуклюжим, недальновидным.
В сказках русских писателей (С. Баруздина, Н. Сладкова, Д. Мамин -Сибиряка, В. Даля) медведь также часто глуповат, ленив, но добр.
Норвежская народная сказка «Как лиса и медведь масла к рождеству
купили» - медведь представлен глупым и доверчивым лежебокой,которого лиса обманывает не один раз и в итоге оставляет его с «носом».
В американской народной сказке«Медведя чужая наука до добра не доведет» медведь умен и сообразителен, но в тоже время его повадки не даютему быть по-настоящему похожим на человека. Только у него получилось вестихозяйство как у человека, так он наелся и залег в спячку.
В сказке «Приключения Чиполлино» Д. Родари, Чиполлино заводит дружбу с очень симпатичным Медведем, он очень похож на героя русских сказок, и,оказывается, его дед был бурым медведем.
Мы заметили, что в произведениях зарубежных писателей медведь является героем гораздо реже, чем в русских сказках. Мы не смогли найти ни одной сказки омедведе ни Г.-Х.. Андерсена, ни Ш.Перро, ни братьев Гримм.
В сказках русских писателей медведь часто попадает в смешные ситуации, поэтому эти сказки обычно весёлые, медведь в них никогда ни на кого не нападает.В сказках других народов медведь чаще бывает умен, сообразителен, мудр и по- настоящему смел. У нас возник вопрос: «Почему медведь в сказках других народов не похож на нашего?» Глядя на карту расселения медведей в мире, мы поняли, что герой сказокдругих народов не наш бурый мишка, а совсем другие медведи (гималайский,гризли). Эти медведи более агрессивны, не впадают в спячку, часто нападают налюдей.Из научной литературы мы узнаем, что медведи одни из самых умных животных, хотя в сказках их описывают как глупых. Скорее всего авторы отмечают внешние особенности этого зверя.Медведи – крупные, плотно сложенные животные с большой головой, короткими конечностями и очень коротким хвостом. Бурые медведи довольно таки сильные звери. Активны в основном днем. А черные наоборот ведут ночной образ жизни. Слух и зрение у них слабое, зато отлично развито обоняние. Белый медведь на удивление быстрый и проворный зверь. Умственные способности медведя значительно выше, чем у других животных. Он склонен к весьма нестандартному образу действий и зачастую стремится перехитрить охотника. Порой его поведение смахивает на поведение человека. Ложась в берлогу, медведь старается запутать след — делает петли и сметки, а иногда даже идет задом наперед. Охотники не раз наблюдали, как по осени медведь ревет по-лосиному, подманивая сохатого. Случается, косолапый вытаскивает и проверяет сети, поставленные рыбаками. Раненный, он ревет, как бык, пока его видно, но стоит ему скрыться в лесных зарослях — и он ведет себя тише мыши, выжидая удобного момента для нападения на преследователя. При этом он обычно стремится прежде всего выбить из рук охотника ружье или даже разломать его на части.
Следы бурого медведя трудно спутать со следами других животных. Зимой они напоминают следы человека в валенках, но отметины от ногтей и расположение отпечатков «носками» внутрь, а «пятками» наружу легко изобличают истинного хозяина следа. На мягком грунте хорошо отпечатываются мякиши пяти пальцев и когти передних лап. Ширина передней лапы взрослого медведя от пятнадцати до двадцати сантиметров, у самок несколько уже. Ступни имеют значительную оголенную площадь, по форме они схожи с подошвами человека, страдающего плоскостопием. Длина ступни взрослого самца достигает тридцати сантиметров.
Изучая образ медведя мы также пришли к выводу, характер героев сказок зависит от того, где живет автор.
Хотя лиса «глупее» волков, она получила репутацию умных зверей, поскольку быстро приспосабливаются к новым условиям обитания. У нее прекрасно развиты органы чувств. Это скрытные, чуткие животные, к которым трудно приблизиться и которых трудно поймать. Охотятся они по ночам, а в течение дня отдыхают в норах, дуплистых деревьях и даже в водосточных трубах. Лисы научились жить даже в городах. Большую часть года живут поодиночке и питаются грызунами ,а также кроликами, зайцами, птицами, насекомыми и другими беспозвоночными. Осенью едят ягоды и другие плоды, а в городах роются в мусорных баках.Слух лисицы — отличный. Она слышит и отдаленный глухой топот вздымающегося косача и дальнее шипение взмахов ворона и томный пересвист тетеревят и, чуть не за сотню шагов, воспринимает тоненькое попискивание и шуршание мыши под толщею снега, в побуревшем травянистом клочке сорной травы и всякой ветоши. Лисица хорошо понимает источники разнообразных звуков и великолепно усваивает расстояние, с которого эти звуки долетают до нее. Это обстоятельство, несомненно, также характеризует ее слух и, вместе с тем, свидетельствует о развитости и приспособленности никогда не дремлющего охотничьего инстинкта.
Зрение и зрительная память лисицы — хорошие, но зрение более приспособлено к острому восприятию движений. Еле заметное колебание былинки, по которой взбирается божья коровка, не остается незамеченным ею. Понятно, что она умеет также, даже в ветер, прекрасно и точно заметить, подкрадываясь к птице, как слегка потряхивается метельчатая трава от бегущих тетеревей, и как почти незаметно кивает осока от уползающих утят. Как охотник, стреляющий на шум, так и лисица, не видя дичи, но еще с большим успехом ловит дичь, делая прыжок всеми четырьмя лапами в точку, где затихло последнее движение травы, и хватает, если не на земле, так на подъеме взлетающую птицу. Интересно отметить, что чутье при такой охоте обыкновенно уже не руководит направлением прыжка, который делается лишь по указаниям зрения, либо по слуху; чутье же, благодаря распылению и расхождению запаха в воздухе, дает лишь приблизительное понятие о местонахождении предмета.
Хотя лисица во время охоты и во время переходов смотрит по низу, по линии земли, верхушек трав, или по поверхности снега, но она, подняв голову, обнаруживает и свое дальнозоркое зрение, замечая летящих у линии горизонта птиц и несущегося вдали по обширному полю русака. Но если охарактеризовать кратко ее зрение, то следовало бы сказать, что лисица видит прежде всего движение предмета, а не предмет.
Охоте же лисицы способствуют четыре чувства — обоняние, слух, зрение и осязание; они и находят дичь и ловят ее (совмещают в одном лице и собаку и охотника), создавая в совокупности мощный аппарат для удовлетворения лисьей продовольственной и охотничьей потребности.
Для полноты описания характера лисицы необходимо сказать несколько слов о четвертом чувстве, содействующем лисьим охотам, — об осязании.
Прежде чем схватить зубами пойманную таким образом добычу, нужно почувствовать ее лапами; иногда пойманный предмет, будучи весьма незначительным, например, землеройка или мышь, находится еще кроме того под слоем снега, в ломи или пучках травы, или в жнивнике. При таких условиях кисти лап должны быть чувствительными. Нередко лисица, наступая на что-то, несколько пружинистее мха, обнаруживает осязанием гнездо шмелей или мыши. Также чувствует она лапою разрыхление земли, сделанное не только кротовым ходом, но землеройкою или мышью, не говоря уже про самую норку.
Об осязании, следовательно, нельзя не упомянуть, говоря о повадках лисицы, а их охотнику полезно знать, так как совокупность мелочей дает понимание характера зверя, а это совершенно необходимо для того, чтобы если не сегодня, так завтра лисица была бы в наших руках наверняка.
Про лисицу ходит столько сказок и басен, что народная молва считает ее олицетворением хитрости и находчивости. Но когда ближе приглядишься к настоящей реальной лисице, так оказывается, что все басни и сказки писаны совсем про другую лисицу, не существующую ни в старом, ни в новом свете. Настоящая реальная лисица является просто зверем, который, подвергаясь сильному преследованию человека, естественно привык спасаться и приспособляться к местности и к разным условиям. Лисица является животным сметливым, хотя понятливость лисиц далеко не является признаком, присущим всем лисицам; и между ними встречаются, как мы увидим, экземпляры тупые. В сказках на лисицу же смотрят с любознательным интересом и корыстным вожделением, причем она часто получает комплименты наблюдателя за свой нарядный пушистый вид, за грациозность и гибкость движений.
Лиса – один из самых красивых хищников. Она относится к семейству псовых, хотя чем-то похожа на кошачьих. Окрас шкурки рыжий, хвост длинный и пушистый, морда длинная и узкая, а глаза умные и хитрые. Лиса по размеру напоминает небольшую собаку. Окраска рыжей плутовки варьируется от огненно-рыжей до серой.Лиса – очень ловкий и резвый зверь. Она так быстро бегает, что ее очень трудно догнать собакам.
Лиса в русских народных сказках хитрая плутовка и обманщица. От ее проделок страдают все животные в лесу: заяц, медведь, волк. Живет лиса в доме, который отобрала у зайца. Лисица в сказках любит наряжаться. В русских сказках лисе противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса»), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц»). Лиса часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой»,«Мужик, медведь и лиса». «Лиса и дрозд» спасается бегством и прячется в нору, а затем ее за хвост вытаскиваю из норы собаки и раздирают. В некоторых сказках лиса сама обманывается («Лиса и журавль», «Лиса- исповедница»), а в одной сказке погибает от собственной глупости, надев кувшин на голову, тонет в реке («Лиса и кувшин»).Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.А. де Сент-Экзюпери, автор французской сказки «Маленький принц», создал необычайно привлекательный и живой образ Лиса, в котором проявились самые лучшие черты этого персонажа. Лис, с которым повстречался Маленький принц, становится другом героя.И все же не следует забывать о двойственности в характере Лисы (или Лиса). В этом отношении весьма показательны традиции китайского фольклора, в котором Лиса (реже Лис) превращается в человека и живет среди людей («Тигр и лисица»)».Мы пришли к следующему выводу: «Лиса в сказках выступает главным героем. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.Это больше характерно для русских сказок. В зарубежных сказках для нее и характерно благодарность, верность и бескорыстие.
Волк - хищник. Это очень умный, сильный, красивый зверь. Он осторожен, умело прячется, затаивается. Преследуя оленя, лося, кабана, зайца, может развить очень большую скорость. Нападает он и на домашний скот.Живёт семьёй, вместе с волчицей и волчатами. Все вместе они образуют волчью стаю. Главенствует в стае вожак - самый сильный, матёрый волк. Дисциплина в стае жёсткая, непослушание немедленно карается. Участок, на котором живёт и охотится стая, волки строго охраняют от вторжения чужаков.Волки - умные, отличные охотники, которые объединяются для того, чтобы загнать свою жертву. На оленей , лосей и других крупных жертв члены стаи охотятся сообща. Мышей, рыбу, крабов добывают поодиночке. В волчьей стае царит строгая социальная иерархия, поддерживаемая с помощью определенных телодвижений и поз. Вожак, например, демонстрирует свой социальный статус высоко поднятым хвостом (остальные должны держать хвост ниже). Также волки могут общаться с помощью мимики и звуков. Хор поющих волков может быть слышен на расстоянии 10 километров и предупреждает других волков, чтобы те держались подальше. Волки – верные животные. Супружеские пары образуются на всю жизнь. Волки имеют острое зрение, слух и обоняние, сильные клыки и особые, режущие хищнические зубы.Важным средством общения у волков являются мимика, выразительные позы и движения. Мимика у волка значительно более выразительна, чем у домашней собаки. Она дополняется постановкой ушей и окраской морды, "маской", которая послушно следует за изменениями лицевой мускулатуры. Когда волк испуган, его голова как бы "уменьшается" в размерах: уши прижаты и отведены назад, морда вытянута, углы рта сужены и оттянуты назад. Подавленное выражение "лица" сопровождается избеганием прямого взгляда. Напротив, у волка, уверенного в себе, голова выглядит более крупной и округлой, уши подняты и направлены вперед, углы рта выдвинуты. Уверенное выражение "лица" подчеркивают округлые, устремленные на партнера глаза. Агрессия волка, готового или готовящегося к нападению, выражается оскаленной мордой, с демонстрацией зубов в открытой пасти, вздыбленными на морде волосами. Особую выразительность "лицу" придают глубокие параллельные складки кожи позади носа над верхней челюстью. Вздернутый при этом кончик носа создает крайнюю экспрессию готового к нападению зверя. Постановка ушей при этом сильно зависит от того, насколько к агрессивности примешивается страх. Выражение агрессивности, смешанное со страхом, сопровождается разной степенью прижатости ушей к голове. Отсутствие страха, агрессивность и уверенность в себе выражаются поставленными прямо или даже направленными вперед ушами. Хвост - хороший индикатор чувств и намерений волка. Звери поднимают его под разными углами, размахивают им с разной амплитудой и частотой, явно демонстрируя его или пряча между ногами. Уверенный в себе или агрессивно настроенный волк держит хвост высоко на уровне, а иногда даже и выше уровня спины. Угрожая, волки нередко поднимают хвост почти вертикально, напряженно удерживая его почти неподвижно и вздыбливая волосы. Подавленное настроение, чувство страха волки, напротив, выражают низко опущенным хвостом, в крайних проявлениях страха пряча его между ногами. Дружеские чувства они выражают свободными размашистыми движениями хвоста из стороны в сторону, поднимая его под разными углами относительно линии спины. Заметный на большом расстоянии хвост служит, вероятно, средством дистанционного контакта между животными. Приветствуя друг друга, волки виляют хвостом и задней частью тела, причем низкоранговые животные по отношению к высокоранговым делают это особенно выразительно. Демонстрируя свой высокий иерархический ранг, волки могут прикусывать партнера. Однако эти действия носят исключительно ритуальный характер и не сопровождаются травмированием подчиненной особи. Чаше всего высокоранговый волк прикусывает низкорангового за морду. Реже - за холку, как бы придавливал его к земле. Характеризуя в целом позы волков, можно отметить, что у высокоранговых животных при взаимодействии с партнерами по стае позы более открыты, голова и хвост высоко подняты, звери прямо стоят на ногах. У низкоранговых животных чувствуется стремление уменьшиться в размерах, опустить голову, поджать хвост, припасть на расслабленные лапы. Низкоранговые животные, демонстрируя свое подчинение более высокоранговым, могут опрокидываться перед ними на землю, ложась на бок или даже на спину и подставляя партнеру грудь и живот. Высокоранговые животные нередко при этом демонстрируют боковую стойку, возвышаясь на высоких ногах, в уверенной позе над лежащим партнером. Блокируя действия партнера, особенно их агрессивные намерения, волки регулярно демонстрируют боковую стойку. Боковая стойка, вероятно, в наибольшей степени выражает уверенность доминирующего животного над подчиненным. В ней отсутствуют элементы агрессивности, такие как оскал и глубокие складки позади носа.
В сказках волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Например, сказка «Волк и семеро козлят», известная не только в русской традиции. Во французской сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» именно волк становится врагом главной героини. Часто волка изображают глупым, поэтому его одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Хотя, как было отмечено выше волк более умное животное, чем лиса. В древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.В «Божественной комедии» Данте Волк (точнее старая Волчица) появляется как символ жадности и обмана, как предсказатель всего дурного и негативного. По мере развития сюжета произведения многие отрицательные герои и персонажи (лицемеры, колдуны, воры и т.д.) выполняют ее зловещие предсказания. Важно заметить, что она всего лишь предугадывает все возможные беды и несчастия, но сама зла и коварства не творит.
Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»: «В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит».
В русской сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым мы доказали, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно. В татарской сказке «Белый волк» старший сын царя во главе сотни воинов отправляется на поиски похищенной матери. Путники разбивают бивак на опушке леса. Появляется Белый Волк, возмущенный их вторжением в его владения, и требует, чтобы они ушли. Но сын царя в оскорбительной форме отказывается это сделать. Тогда Белый Волк обращает их в камни. Двух средних сыновей царя в дальнейшем постигает та же участь. Лишь младший сын согласно сказочным традициям, ведет себя умнее. Поведение его импонирует Белому волку, и он возвращает его братьям прежний вид и помогает также спасти похищенную дивом мать.
Заключение
В ходе исследования мы проанализировали около 40 сказок, где главными героями являются заяц, медведь, лиса и волк. Результаты оформили в виде таблиц. (см. Приложение №3, Приложение №4, Приложение №5).
Животные персонажи русских народных сказок представляют собой разнообразие характеров. Конечно, все эти персонажи отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. В сказках о животных человек играет второстепенную роль или отсутствует вовсе. Мы отметили, что характеристика героя - животного в сказке ярко выделяет какое-то одно качество, присущее человеку. Например, заяц всегда трусливый, а лиса олицетворяет хитрость. В русских сказках положительные персонажи-животные представлены очень широко. Они всегда одерживают верх благодаря своему уму и находчивости.
Зарубежные сказки дают возможность познакомиться с традицией, культурой и устным творчеством разных народов. Им присуще накладывание эпизода на эпизод и многократное повторение. В сказках создается особое сказочное время, в котором животным приходится преодолеть целый ряд испытаний, прежде чем они обретут счастье. В зарубежных сказках обычно нет традиционного зачина и концовки: «Жили были…», «Я там был…». В зарубежных сказках более жестокие развязки. В сказках находит отражение животный и растительный мир тех стран. Животные - герои сказок - напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. Выдвинутая нами гипотеза оказалась верной.
Работа над проектом научила нас сравнивать, анализировать, планировать свою деятельность, работать в команде. Научила нас передавать информацию не только в тексте, а еще в таблицах и диаграммах.(См. Приложение № 6)
Приложение №1
Анкета
-да, -нет, -
- неделю назад, - месяц назад, - более года назад
Приложение №2
Результаты анкетирования:
1.Более 90% детей любят сказки.
2.Около 83% читали сказки месяц назад, 15% -неделю назад, 2%- более года назад.
3. Были названы разные сказки: волшебные и о животных, авторские и народные, русские и зарубежные.
4. Чаще всего встречались в ответах: заяц, медведь, лиса и волк.
Приложение №3
Таблица №1. Животные в русских и зарубежных сказках
Животное | Название русской сказки | Название зарубежной сказки |
Заяц | «Заяц-хваста», «Заяц и лиса», | «Песец и заяц» - ненецкая сказка, «Мудрого кролика насморк спас» - бирманская сказка, «Хитрая лиса» - индийская сказка, Братья Гримм «Заяц и Еж» - немецкая сказка, Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» - американская сказка. |
Медведь | "Три медведя", С. Баруздин «Про медведя», «Теремок», К. Чуковский «Краденое солнце», А. Барто «Медвежонок невежа» | «Как лиса и медведь масла к рождеству купили» - норвежская народная сказка, «Медведя чужая наука до добра не доведет» - американская народная сказка, Д. Родари «Приключения Чиполлино» - итальянская сказка. |
Лиса | «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Лисичка со скалочкой», «Мужик, медведь и лиса», «Лиса и дрозд», «Лиса и журавль», «Лиса- исповедница», «Лиса и кувшин», «Снегурушка и лиса», «Кузьма Скоробогатый» | Братья Гримм «Странствия Мальчика-с-пальчика» - немецкая сказка, А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - французская сказка, «Тигр и лисица» - китайская народная сказка. |
Волк | «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и волк», А.С.Пушкин «Руслан и Людмила», «Иван-царевич и серый волк» | Ш.Перро «Красная Шапочка – французская сказка, «Белый волк» - татарская народная сказка, Данте «Божественная комедия» - итальянская поэма. |
Приложение №4
Таблица №2 Сравнительная характеристика образов животных в русских и зарубежных сказках.
Животное | Образ в русской сказке | Образ в зарубежной сказке |
Заяц | Добры, трусливый, хитрый | Умный, чистюля, смышленый, иногда глупый и хвастливый |
Медведь | Неуклюжий, смелый, сильный, добрый, доверчивый, простодушный | Глупый, доверчивый, сообразительный |
Лиса | Хитрая плутовка и обманщица, благодарная | Помощница героя, хитрая, умная |
Волк | Злой, жадный | Агрессивный, жестокий, умный |
Приложение №5
Диаграмма №2. Качества, присущие животным в сказках
Приложение №6
Таблица №3 «Сравнительная характеристика образов некоторых животных в сказках и научной литературе».
Животные | Характеристика образов в сказках | Характеристика образов в научной литературе |
Заяц | Трусливый и боязливый, хитрый | Трусливый, хитрый, быстрый |
Медведь | Разрушитель, сильный, добрый, доверчивый, глупый, невежливый, неуклюжий | Умный, сильный, быстрый, проворный |
Лиса | Плутовка, обманщица, хитрая, благодарная | Ловкая, резвая, быстро бегает, наблюдательная, сообразительная |
Волк | Агрессивный, жадный, злой, глупый, волшебный помощник | Умный, осторожный, верный |
Источники
1. Русские народные сказки/ Серия: Лучшие сказки мира. Сост. Аникин В.П. – М.: Пресса, 1992.
2. Русские народные сказки/Сост. Алексеева О.Б. – М.: Современник, 1988.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977.
4. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: «Наука», 1975.
5. Померанцева Э.В.. Русская народная сказка. М., 1983.
6. Сказки народов мира. М., 1988. - Т. 3
7. «Литературные сказки зарубежных писателей» .- М.: Детская литература, 1995.
8. Бибиков Д.И. (отв. ред). Волк: происхождение, систематика, морфология, экология. М., 1985.
9. Пажетнов B.C. Мои друзья медведи. М., 1985.
10. Пажетнов B.C. Бурый медведь. М., 1990.
11. Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970.
12.Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.
13. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1885
Интернет - ресурсы
1. http://www.dreams4kids.ru/tag/xarakteristika-zhivotnyx-v-skazke/
2. http://www.papmambook.ru/articles/220/
3. http://drss.3dn.ru/nou/2012/rabota_medved-spiridonova_d.pdf
4. http://www.teremok.in/Pisateli/Zarub_Pisateli/skazki_zarub_pisatelei.htm
5. Сказки народов Европы. [Электронный ресурс]/ Сказки народов Европы. Режим доступа: http://azku.ru/skazki-narodov-evropyi/skazki-narodov-evropyi.html.
Если хочется пить...
Муравьиная кухня
Серебряное копытце
Рисуем ананас акварелью
Акварель + трафарет = ?