Чимиза исследовала роль и значение института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва в 2016 году.
Вложение | Размер |
---|---|
oyun_tandy_rabota.doc.docx | 39.85 КБ |
Министерство образования и науки Республики Тыва
ГАОО РТ «Государственный лицей Республики Тыва»
XX- ая Республиканская
научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»
Секция: Общественные науки, социология
Значение института уполномоченного по правам ребенка в системе государственной защиты прав и свобод
Выполнила: Оюн Чимиза -
ученица 8 «в» класса МБОУ CОШ с. Бай-Хаак.
Руководитель: Монгуш Идегел Сарыг-ооловна –
учитель истории и права МБОУ СОШ с. Бай-Хаак.
Кызыл
2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………......стр. 3
Глава 1. Значение института Уполномоченного по правам ребенка.
1.1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: понятие, порядок назначения, правовой статус………………………………………………………..........стр. 4-5
1.2. Астахов Павел - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка……………………………………………………………………………………....стр. 5
Глава 2. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва.
2.1. Аракчаа Светлана Николаевна – уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва…………………………………………………………………………………….........стр. 6
2.2. Общественные помощники Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва
………………………………………………………………………………………….........стр. 7
Глава 3. Практическая часть.
3.1. Социологический опрос учащихся 8-х классов МБОУ СОШ с. Бай-Хаак….........стр.7-8
3.2. Статистические данные нарушения прав ребенка в Тандинском кожууне за 2015 год……………………………………………………………………………......................стр.8-9
Заключение………………………………………………………………………………...стр. 9
Библиографический список……………………………………………………………….стр. 10
Введение.
Тема актуальна тем, что, во-первых - дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитным. И в этом случае на помощь приходит институт по защите прав ребенка. Во-вторых, социальные проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в России усилилось внимание ученых, политиков, общественных деятелей, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних. Отмечаются декларативность ювенального законодательства (даже открытые выступления против него, в том числе инициированные религиозными организациями), низкая степень эффективности правовой защиты детей.
Гипотеза работы – предполагаем, что учащиеся 8-го класса знают свои права и способы их защиты, а также кто является Уполномоченным по правам ребенка в нашей республике. Объектом нашей работы являются функционирование институты защиты прав и свобод ребенка, предметом является институт Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва.
Цель работы – исследование правового института уполномоченного по правам ребёнка в российском законодательстве. Задачи: 1. провести социологический опрос восьмиклассников школы на знание своих прав; 2. выявить наиболее распространенные способы нарушения прав несовершеннолетних; 3. определить роль института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва.
Методы нашей работы:
1.метод накопления фактов,
2.метод обобщения и осмысления собственных фактов (анализ),
3. анкетирование 8-миклассников,
4. беседа с Уполномоченным по правам ребенка в Республике Тыва.
Результат нашей работы – составление научного доклада (сообщения) на НПК «Шаг в будущее».
Глава 1. Значение института Уполномоченного по правам ребенка.
Уполномоченный по правам ребенка является сравнительно новым институтом в мировой практике. Впервые пост Уполномоченного по правам ребенка появился в Норвегии в соответствии с законом от 5 марта 1981 года. С 1998 года Минтруд России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ начал реализовывать проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. Ратифицировав Конвенцию ООН о правах ребенка, Россия начала динамичное движение по пути создания эффективных механизмов по защите прав и интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности.
Указом Президента РФ от 01.09.2009 в России учреждена должность уполномоченного по правам ребенка, что способствовало динамичному развитию института уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка - должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации.
В Федеральном конституционном законе от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" компетенции Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка предусматривают:
1.обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
2. правовое просвещение в области защиты прав ребенка;
3. запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
4. беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации;
5. проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
6. направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
7. привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Россия сегодня действительно старается уделять больше внимания проблемам детей. И, пожалуй, лучшим примером того, как активно государство готово решать возникающие проблемы в сфере защиты детей, является введение в России нового института контроля за соблюдением прав ребенка - Уполномоченного по правам ребенка. Указом Президента России N 1518 "Об уполномоченном при президенте российской федерации по правам ребенка" на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка 30 декабря 2009 г. был назначен Павел Астахов. Павел Алексеевич Астахов был два раза в Республике Тыва. Как считает Уполномоченный по правам ребенка, в Российской Федерации не все благополучно с обеспечением прав детей. В этой связи он считает, что в России «необходимо расширить сеть детских омбудсменов по всей стране, чтобы люди, ответственные за права детей, появились в каждом регионе». Кроме того, Уполномоченный по правам ребенка считает, что «ребенок должен знать, куда ему обращаться в случае нарушения его прав. Каждый ребенок - это гражданин, который нуждается в эффективной защите государства, и у нашей страны нет будущего, если мы не защитим детей. Нужно установить жесткий закон для тех, кто посягает на права детей. В определенный момент Россия чуть не стала раем для насильников. Нам необходимо заставить тех, кто должен защищать ребенка, а это милиция, прокуратура, другие ведомства эффективнее выполнять свои обязанности», - заявил П. Астахов.
Глава 2. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва.
2.1. Аракчаа Светлана Николаевна – уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва.
В статье 4 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации" перечислены основные задачи Уполномоченного:
1. контроль за обеспечением гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
2. содействие в рамках своей компетенции реализации и восстановлению прав, свобод и законных интересов ребенка;
3. содействие совершенствованию законодательства субъекта РФ по правам, свободам и законным интересам ребенка;
4. разъяснение и пропаганда прав, свобод и законных интересов ребенка среди населения, детей и их законных представителей;
5. содействие деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и коммерческих организаций в области обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;
6. информирование государственных органов, органов местного самоуправления, общественности о соблюдении и защите правы, свобод и законных интересов ребенка.
В своей деятельности региональные Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы. К концу 2010 г. уполномоченные появились во всех регионах РФ. 20 декабря 2011 года Постановлением Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва назначена на должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва Светлана Николаевна Аракчаа. Вопросы защиты прав и интересов детей были всегда приоритетом в работе Светланы Николаевны.
2.2 Общественные помощники Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва.
Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва назначается в соответствии со статьей 11 Закона Республики Тыва от 31.07.2011 Г. № 808-ВХ-1 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Тыва» в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка органами местного самоуправления, предприятиями и организациями на территории муниципального образования. Деятельность общественного помощника Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва, дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов местного самоуправления Республики Тыва и должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. В Тандинском кожууне нет помощника Уполномоченного по правам ребенка.
В «Положении об общественных помощниках Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва от 16.02.2012 г. № 04-ап перечислены такие задачи общественного помощника, как: обеспечение дополнительных средств деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике; разъяснение и пропаганда среди населения муниципального образования прав, свобод и законных интересов ребенка; информирование Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва и общественности о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка в муниципальном образовании.
При администрации Тандинского кожууна работает Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав председателем, которого является Хаджиева Любовь Николаевна.
Комиссия руководствуется ФЗ-№120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и положением комиссии.
Глава 3. Практическая часть.
Результаты социологического опроса (приложение № 1) среди учащихся 8-х классов МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандинского кожууна. Было опрошено 34 учащихся.
На вопрос, № 1 «Какие меры, по вашему мнению, должно принять государство, чтобы права ребенка реализовывались в полной мере?» опрошенные ответили следующим образом:
А. за создание единой государственной структуры по защите детства выступили 15 % опрошенных,
Б. за ужесточение наказания за нарушение прав ребенка – 18 %,
В. за развитие сети центров социально-психологической помощи детям, попавшим в затруднительную жизненную ситуацию – 50 %,
Г. за развитие детского спорта- 9 %,
Д. за создание детских организаций – 9 %,
Е. за создание телефона доверия – 9 %,
Ж. за информационно-просветительскую деятельность в СМИ – 0 %.
Таким образом, ученики считают, что для реализации государством прав ребенка в полной мере нужно развивать сеть центров социально-психологической помощи детям, попавшим в затруднительную жизненную ситуацию. И никто не считает, что для этого нужно развивать детский спорт и вести информационно-просветительскую деятельность в СМИ. На второй вопрос « Знаешь ли ты свои права?» « Да» ответили 34 опрошенных, «нет» - ни одного человека. То есть 50 % учащихся 8-го класса считают, что хорошо знают свои права. На третий вопрос «Знаешь ли ты, кто является уполномоченным по правам ребенка в Республике Тыва. Если, да, то кто?», положительно из 34-х учащихся ответили 17, то есть 50 % опрошенных знают, кто является Уполномоченным по правам ребенка в Республике Тыва.
3.2. Статистические данные нарушения прав ребенка в Тандинском кожууне за 2015 год:
Во-первых, 10 случаев нарушения у детей права на жизнь: одно (1)утопление, 3 суицида, одно (1) отравление, 3 дорожно-транспортных происшествия, 2 случая механической асфиксии. Во вторых, Нарушение права у ребенка на половую неприкосновенность: 3 случая ( 2 - в селе Кочетово, 1 - в селе Балгазын)
В Тандинском кожууне на учете ИПДН на конец 2015 года состоит 36 несовершеннолетних, на учете КДН и ЗП состоит 17 несовершеннолетних (2014г- 28 несовершеннолетних), состоящих на учете семей как отрицательно влияющих на детей - 15, в них детей 39. (АППГ – 24, в них детей - 41)
КДН и ЗП были проведены 27 комплексных выездов в сумоны: Балгазын, Кызыл-Арыг, Арыг-Бажы, Успенка, Кочетово, Межегей, Бай-Хаак, Дурген, совместно со всеми субъектами профилактики и Советов профилактики сумонов проведены рейды по семьям. Всего посещено во время рейдов- 1364 семьи. (АППГ – 1320 семей). Составлены акты, приняты меры организационного характера; оказана материальная помощь, оказана социальная поддержка (выплата субсидий, постановка на учет ЦЗН). Посещены семьи с ранее осужденными членами КДН и ЗП с участием заместителя по социальной политике, Главы кожууна и начальник филиала Тандинскому кожууну ФКУ УИН УФСИН РФ по РТ. Всего посещено – 53 семей с ранее осужденными. Проведены беседы, выявлены проблемные вопросы.
№ п/п | статья КоАП РФ | Кол-во материалов | Оштрафовано / на общую сумму | подведомственность | Отправлено на доработку | Вынесен предупреждений | Истек срок давности | Прекращено по совокупности |
1 | ст. 5.35 | 216 | 26*10000 | 5 | 4 | 177 | 1 | 3 |
2 | ст. 6.10 | 3 | 3*4500 | |||||
3 | ст.20.20 | 1 | 1*500 | |||||
4 | ст.20.21 | 18 | 18*9300 | |||||
5 | ст. 20.22 | 4 | 4*6000 | |||||
Итого: | 242 | 52/30300 | 5 | 4 | 177 | 1 | 3 |
Заключение
Развитие института уполномоченного по правам ребенка в России стало одним из первых совместных проектов ЮНИСЕФ и Правительства Российской Федерации, и оно было одним из важных приоритетов программы ЮНИСЕФ для России на 2006-2010 годы.
Указом Президента России N 1518 "Об уполномоченном при президенте российской федерации по правам ребенка" на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка 30 декабря 2009 г. был назначен Павел Астахов. 20 декабря 2011 года Постановлением Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва назначена на должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва С.Н.Аракчаа. В Тандинском кожууне до 2015 года общественным помощником Уполномоченного по правам ребенка была Ондар Руслана Александровна – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Бай-Хаак.
В Тандинском кожууне на учете ИПДН на конец 2015 года состоит 36 несовершеннолетних, на учете КДН и ЗП состоит 17 несовершеннолетних (2014г- 28 несовершеннолетних), состоящих на учете семей как отрицательно влияющих на детей - 15, в них детей 39. (АППГ – 24, в них детей - 41)
Библиографический список
1.Конституция Российской Федерации. //Российская газета, 19 января 2009 г.2
2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) М.: Инфра-М, 2008 - 224 с.
3.Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (в редакции Указа Президента РФ от 30 декабря 2009 г. № 1518)
4.Кулапов В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации (вопросы теории): Саратов, 2004 -159 с.
5.Кравчук В.Н. Обеспечение права ребёнка на жизнь и воспитание в семье в свете рекомендаций Комитета ООН по правам ребёнка //Гражданин и право, 2009, № 10, с.16-24
6.Лактюнкина Е.А. Права ребенка в контексте концепции устойчивого развития: Уфа, 2005 - 144 с.
7.Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: Уфа, 2006 - 128 с.
8.Нечаева АМ. Защита интересов ребёнка: семейно-правовые предпосылки //Государство и право, 2010, № 6, с.76-83
9.Положение об общественных помощниках Уполномоченного по правам ребенка в Республике Тыва от 16.02.2012 г. № 04-ап.
Дополнительный источник работы:
Знакомимся с плотностью жидкостей
Пятёрки
Басня "Две подруги"
Белый лист
Зимний лес в вашем доме