Воспитание у детей любви к своему отечеству – эта проблема всегда была актуальной и сложной в наше непростое время. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о родном крае, его истории.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28 КБ |
МО «Прибайкальский район»
МОУ «Коменская СОШ»
I муниципальный Фестиваль ученических проектов
«Мой край родной»
(для учащихся начальных классов)
Исследовательский проект
Тема проекта
«И тайный шепот тихих улиц…»
Автор: Слепченов Роман,
Левина Юлия, 1 «Б»
Руководитель: Шляхова Алиса Александровна,
учитель начальных классов
2019год
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
К.Симонов
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в ребёнке чувство гордости за свою Родину, надо с раннего детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, свою семью: маму, папу, бабушку, дедушку и людей, живущих рядом.
Поэтому, нашей задачей, как педагогов, является:
Основой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нем определены основные принципы образования. Среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей», а также «создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих возрасту видов деятельности».
В обращении председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию говорится: «Патриотизм, при самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее, в любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще – таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм как качество личности человека проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и традициям своего народа.
Исследовательский проект ««И тайный шепот тихих улиц…»»
Цель проекта: воспитание у школьников патриотических чувств в процессе ознакомления их с историей родного края.
Задачи проекта:
Тип проекта:
Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств школьников, любви к родному краю.
Предмет проекта: история малой Родины.
Сроки проведения: январь-февраль.
Возраст детей, участников проекта: 6-7 лет
Участники проекта: родители, педагоги, работники музея, жители села
Актуальность
Воспитание у детей любви к своему отечеству – эта проблема всегда была актуальной и сложной в наше непростое время. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о родном крае, его истории.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие»
«Социально- коммуникативное развитие»
Предварительная работа: беседы о Родине и малой Родине, рассматривание альбомов, фотографий, посещение музея.
Предполагаемый результат:
Формы, методы, приемы, используемые для реализации проекта:
План проекта
Этап | Формы работы (с наименованием) | Задачи | Срок реализации | Время в режиме | Работа с родителями | Место проведения |
I
| Постановка цели, определение задач: наблюдение: - беседа; - обсуждение. | - Создать мотивацию, определить цели и задачи проекта; - выбор темы и разработка проекта; - составление перспективного плана; - обращение в школьную библиотеку информации по истории Итанцинского поселения -подбор наглядного материала.
|
1-2 неделя января | Внеклассная работа | Предложить родителям принять участие в образовательной деятельности по реализации проекта «Мой край родной» | Школа
|
II
| 1.Диагностика уровня знаний: - наблюдение; - беседа; | - Выявить уровень знаний детей и родителей об истории родного края, истории возникновения с. Кома
| В второй половине дня |
| школа
| |
2.Сбор информации: - виртуальная экскурсия по селу с помощью Googl Maps; - рассматривание фотографий, картинок. | Развивать умение добывать информацию из разных источников, познавательную активность школьников.
| Рекомендовать родителям найти и рассмотреть картинки, фотографии села Кома. | Работа на дому, школа
| |||
3.Обсуждение
| Уточнение цели и задач проектной деятельности. |
| Школа
| |||
III
| 4.Интегрированные занятия: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
| Вовлечь детей в поисковую деятельность в процессе знакомства с историей родного края; познакомить детей с историей возникновения села развивать познавательную активность детей посредством изобразительной деятельности.
| 3-4 неделя января | В рамках непосредственно образовательной деятельности | Рекомендовать родителям совместно с детьми совершить экскурсию по селу, с предоставлением информации, посетить старейшин села | Школа, дом |
5. Повторная диагностика: - беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?” --анализ проведенной работы.
| Выявить уровень знаний детей по полученной информации
| 1 неделя февраля | Во второй половине дня |
| школа
| |
IV
| 6.Оформление работы Защита проекта | Получение результата по проделанной работе | 2 неделя | Во второй половине дня | Школа, выезд |
Содержание
Название села Кома появилось на карте сравнительно недавно (до революции, кстати, на картах обозначалось как селение Коменское, а не Кома). Но это название селу дал более древний топоним – река Кома. Происхождение его неясно, и существовал он, видимо, задолго до прихода русских в эти края. Согласно Козину, многие краеведы склоняются к толкованию слова «кома» - как «медведь». Даже русская поговорка «первый блин комом» звучала, как считают, в оригинале несколько иначе: «первый блин – комам», то есть неудачную выпечку лучше отдать медведям. Кстати, в переводе с корейского «кома» тоже означает медведь. Как бы там ни было, очевидно, что название селу дала река и возникло название этого населенного пункта сравнительно недавно. По крайней мере, в 18 веке в этих местах было несколько деревень, из которых ни одна не называлась Кома: Родионова находилась в четырех верстах от острога, то есть примерно там, где и находится нынешняя Кома. Название Родионова было дано по фамилии первонасельников. Местные краеведы рассматривали даже такие экзотические варианты происхождения названия: от украинского или немецкого названия знака препинания – запятой (нем. das Komma). Будто бы изгибы реки напоминают запятую.
Лет 20-30 назад местный учитель географии выдвинул не менее экзотическую версию, якобы Кома происходит от медицинского термина кома. Будто бы раньше люди часто умирали от комы вследствие недостатка йода в прибайкальской воде. Изучение архивных материалов, проведенное школьниками и их наставниками в наше время, исключило эту версию – подобный диагноз и причина смерти никогда не указывались. Да и вряд ли подобный безрадостный факт кто-либо захотел бы зафиксировать в названии реки. Другие находят, что название Кома имеет сходное происхождение с названием реки Кама, притока Волги. В тувинском языке есть слово «хем» – «река». В финском языке есть близкое по звучанию слово «кюми» – «приток», «течение». На русском севере есть речки со схожими названиями Кемь, Кема, Кьяма. По другому предположению, в основе названия Кома лежит хантыйское слово «кам» – «прозрачный», «чистый». Кома - река с прозрачной, чистой водой. Так что, очевидно, ничего общего с известным медицинским термином топоним Кома не имеет. Но как бы там не было наше село интересно не только названием, но и небывалыми красотами природы, и очень насыщенной историей, которое нам детям только предстоит изучить, сохранив ее для нашего и будущего поколения.
Продукт проекта: видео исследование (приложение)
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Дымковский петушок
Ворона
Кто грамотней?
"Портрет". Н.В. Гоголь