Основополагающим признаком правового государства, а также необходимой предпосылкой его строительства выступает высокий уровень правовой культуры общества. Этой теме, на мой взгляд, до сих пор не уделяется должного внимания. Постоянно слышится: «демократические права и свободы, государство обязано признавать, и соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина!», «человек, его права и свободы являются высшей ценностью!» и многое другое. Для многих это слова, не несущие четкого фиксированного смысла: далеко не все люди осознают, что же до них желает донести государство, а если и осознают, то зачастую для многих затруднительно понять, как же это все осуществить, применить, реализовать, использовать.
Актуальностью тематики исследования состоит в том, что современное российской общество переживает сложный этап своего развития. В стране осуществляются преобразования во всех сферах общества, которое сопровождается реформированием правовой системы. Эффективность этих преобразований зависят от уровня правовой культуры российского общества. Актуальность работы обусловлена, прежде всего, необходимостью осмысления тех изменений, которые произошли в правовой культуре России в постсоветский период ее развития.
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 27.21 КБ |
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
I Правовая культура общества…………………………………………….…..3
1.1 Понятие правовой культуры общества………………………..…………3
1.2 Виды правовой культуры………………………………………………......4
II Правовая культура в России……………………………………………..….5
2.1. Исторические особенности российской правовой культуры…………5
2.2 Проблемы развития правовой культуры в России………………….….6
Заключение…………………………………………………………………...…..7
Список литературы……………………………………………………………...8
«Знание законов заключается не в том, чтобы помнить
их слова, а в том, чтобы понимать их смысл».
«латинское юридическое изречение»
Введение
Основополагающим признаком правового государства, а также необходимой предпосылкой его строительства выступает высокий уровень правовой культуры общества. Этой теме, на мой взгляд, до сих пор не уделяется должного внимания. Постоянно слышится: «демократические права и свободы, государство обязано признавать, и соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина!», «человек, его права и свободы являются высшей ценностью!» и многое другое. Для многих это слова, не несущие четкого фиксированного смысла: далеко не все люди осознают, что же до них желает донести государство, а если и осознают, то зачастую для многих затруднительно понять, как же это все осуществить, применить, реализовать, использовать.
Актуальностью тематики исследования состоит в том, что современное российской общество переживает сложный этап своего развития. В стране осуществляются преобразования во всех сферах общества, которое сопровождается реформированием правовой системы. Эффективность этих преобразований зависят от уровня правовой культуры российского общества. Актуальность работы обусловлена, прежде всего, необходимостью осмысления тех изменений, которые произошли в правовой культуре России в постсоветский период ее развития.
Объектом исследования выступает правовая культура между гражданами нашей страны.
Предметом изучения будет действующее законодательство, научная и учебная литература.
Целью данной работы является:
1) Анализ вопросов правовой культуры (понятие, виды).
2) Рассмотреть исторические особенности развития в России.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
1) Исследовать понятия, структуру, виды правовой культуры.
2) Выяснить, в чем состоит проблема развития правовой культуры в России.
I Правовая культура общества
1.1 Понятие правовой культуры общества
Правовая культура - весьма емкая по своему содержанию социальная категория. В специальной юридической литературе встречаются различные ее определения. Например, Веденеев Ю.А. и Лысенко В.И. применительно к избирательному праву отмечают, что правовая культура, в узком смысле - это культура поведения граждан в избирательном процессе. В широком - культура политического и государственно – правового строительства, законотворческой деятельности и правоприменения избирательного права. Представляется, что правовая культура-это не просто отношение к праву, а прежде всего уважение норм и принципов права. [1] Правовая культура представляет собой определенный уровень воспитания, образования, развития общества, граждан в сфере государственно-правовых отношений. Правовая культура состоит из: правосознания, правовой деятельности, качество права, степени свободы человека в его взаимоотношениях с государством.[2]
Другим определением характеризующий термин правовая культура дается следующее определение: «правовая культура-совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих его состояние и уровень развития в правовой сфере». Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. Говорить о высокой правовой культуре можно тогда, когда законы и иные нормативно-правовые акты совершенны по форме, содержанию, непротиворечивы.
1.2 Виды правовой культуры
В зависимости от того, кто является носителем правовой культуры можно выделить три ее вида:
1) Правовая культура личности - характеризуется правовой образованностью отдельного человека
2) Правовая культура группы – характеризуется уровнем правосознания каких-либо социальных групп. Например, правовая культура молодежи.
3 Правовая культура общества – определяет общая культура населения, правосознание общества, уровень работы государственных органов, стабильность правопорядка.
По уровню развития различают:
1) Обыденная правовая культура - ограничена повседневными рамками жизни людей при использовании ими субъективных прав и свобод.
2) Профессиональная правовая культура – формируется у тех людей, которые занимаются юридической деятельностью. Для них характерны высокая степень знания и понимания правовых явлений, профессиональное применение полученных навыков в практической деятельности, понимая проблем, возникающих в процессе правоприменения.[3]3
II Правовая культура в России
2.1. Исторические особенности российской правовой культуры
Как отметил в одной из своих работ Н.С. Соколов: «Особенности исторического развития российского менталитета показывают бесконечное метание между противоположными полюсами, то устремления к истокам нашего прошлого, то к устремлениям вперед».
В дореволюционной России довольно распространенными направлениями и подходами к решению проблемы правопонимания, были такие, которые ассоциировались с попытками их решения исключительно с позиции позитивного права и естественного права.
В советский период, вопросы правопонимания решались, как правило, с «нормативистско-позитивитистских» позиций. В основе данного подхода и направления лежало известные определения понимания права, принятое по докладу А. Вышинского. Понятие права при этом рассматривалось как «совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».
Проблемы правопонимания постсоветской России сталкиваются с вопросами выработки общего, универсального представления о праве.[4]5
2.2 Проблемы развития правовой культуры в России.
При характеристике правовой культуры молодежи наибольшее значение представляют сложившейся в среде и обусловленное соответствующим типом правосознания.
В 90-е гг. российское общество пережило потрясения, оставившие глубокий след в политической культуре. Осмысление этих потрясений связанных с трансформацией современного общества вызвало дискуссии на страницах научных изданий.[5]6 Что касается трансформации политической культуры, то вопрос о выборе пути все это время оставался актуальным для России, жившей в обстановке стабильной нестабильности. На этот выбор оказывали воздействие глубинные тенденции российского общественного сознания, а также давние национальные традиции. При всей внешней показательности демократической атрибутики при Б.Н. Ельцине, из него постоянно выпирали унаследованные автократические черты. К константам политической культуры России еще относится главенство государства, при недооценке роли гражданского общества. Демократические права и свободы не завоевывались обществом, а даровались милостью монарха. Отсюда и огромная политическая роль бюрократии, патернализм, политическая инертность, иммобильность, правовой нигилизм как «низов» и «верхов» общества.[6]4 За последние годы интерес прессы, экспертов и молодежи увеличился. И связано это было волной «цветных» революций, которая прокатилась по странам бывших социалистических республик.
В целом последние годы отмечены ростом политизации студенчества, появлением новых, а также увеличением численности и популяризации общественных организаций. Как уже отмечено было ранее, в нашей стране очень высока роль государства в повышении правовой культуры и грамотности. И большая часть мер предложенных государством для повышения уровня правовой культуры общества, главным образом сводятся к информированию, правовому просвещению и юридическому образованию.
В основе государственной политики в сфере развития правовой культуры отмечается, что должна быть тесная взаимосвязь правового воспитания с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания. К числу мер предложенных государством главным образом сводятся к информированию, правовому просвещению и юридическому образованию.[7]7
Заключение
В заключение к исследовательской работе, можно сделать вывод, что формирование и развитие правовой культуры это весьма трудный и достаточно длительный процесс, который затрагивает все сферы общества.
Главными способами и инструментами для формирования высокой правовой культуры являются: получение гражданами комплекса необходимых юридических знаний, пропаганда права, практическое укрепление законности, совершенствование системы правотворчества, развитие и укрепление юридической науки. Итак, правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Правовая культура является важнейшим и необходимейшим условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей. Тем не менее, невзирая на все проблемы у нас все же есть достаточно большой потенциал и возможности, которые мы можем использовать на практике. Это будет довольно трудно, поскольку сложившаяся ситуация в России - есть следствие сложных внутренних процессов, протекающих в государстве на протяжении длительного времени и которые, несомненно, до сих пор оказывают сильное влияние на общественное сознание, на сознание каждого отдельного человека. Но в первую очередь для разрешения этих проблем нужна целенаправленная политика государства, по повышению правовой культуры. Необходимо всячески стараться сформировать позитивное отношение к праву.
Список литературы
1) Артеменко П. А. «Некоторые вопросы политической и правовой культуры в деятельности должностных лиц исполнительной власти».
2) Васильев А.В., Догодайло Е.Ю. «101 вопрос и ответ по теории права и государства».
3) Власова Т.В., Дуэль В. М. «Теория государства и права».
4) Любин В. П. «Дискуссии о политической культуре современной России».
5) Марченко М. Н. «Проблемы общей теории государства и права».
6) Ромашов Р.А., Шукшина Е. Г. «Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде».
7) Селезнев И. А. «Гражданское общество в России и правовая культура студенческой молодежи».
[1] Артеменко П. А. «Некоторые вопросы политической и правовой культуры в деятельности должностных лиц исполнительной власти».стр. 1-2
[2] Васильев А.В., Догодайло Е.Ю. «101 вопрос и ответ по теории права и государства».М.;РАГС, 2008г. стр.92
[3]3 Власова Т.В., Дуэль В. М. «Теория государства и права» М.;РГУП, 2017г. стр.285-286
[4]5 Марченко М. Н. «Проблемы общей теории государства и права». М.; Проспект, 2016 стр. 5-10
[5]6 Ромашов Р.А., Шукшина Е. Г. «Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде». стр.61-62
[6]4 Любин В. П. «Дискуссии о политической культуре современной России». стр.230-233
[7]7 Селезнев И. А. «Гражданское общество в России и правовая культура студенческой молодежи». стр. 1-9
Агния Барто. Сережа учит уроки
Ребята и утята
Каргопольская игрушка
Астрономический календарь. Май, 2019
Под парусами