Сегодня растет преступность, распространяется наркомания.Подростки рано начинают курить,употреблять алкогольные напитки.Проводя много времени в неприличном окружении, даже самый воспитанный подросток может стать бездуховным потребителем.
Чтобы воспитать здоровое поколение, нужно срочно что - то предпринимать и взрослым и самим подросткам. Общество заинтересовано в здоровом подрастающем поколении не только физически, но и духовно.Важно, чтобы подростки перенимали истинные духовные ценности, а не ложные.Чтобы не прервалась цепь поколений, воспитанных на самых важных общечеловеческих ценностях: любовь, добро, правда, свобода, милосердие и другое....
Исходя из этого, в работе исследуются ключевые особенности развития и личностного становления подростков разных поколений. Автор ищет ответ на вопрос - нужны ли сегодня духовные ценности для подростка, каковы критерии их формирования.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-issledovanie_-_kopiya.docx | 1018.97 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» с. ТроицкоеХанкайского муниципального района Приморского края
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА»
(«КАКОЙ ОН – СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК?»)
Предмет: обществознание
Выполнила:
ученик(ца) 6 класса
Куликова Анастасия
Проверил(а): учитель обществознания
Пронина Татьяна Ивановна
2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
ГЛАВА I.ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................27
ПРИЛОЖЕНИЕ.….…………………………………………………………… 28
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования:
Современный подросток, в чем его сущность. Каков сегодня типичный подросток, каковы его личностные качества, способен ли он на нравственные поступки или это существо, разбирающееся в современной электронной технике, но лишенное человеческой душевности и теплоты. Кроме того, я постараюсь провести историческую параллель между разными поколениями подростков, сравнив их духовные ценности и идеалы.
Цель исследовательской работы:
Выяснить, почему при таком высоком информационном, технологическом уровне развития общества мы часто сталкиваемся сегодня с бездуховностью подростков, в чем сущность современного подростка и что влияет на формирование его внутреннего мира?
Задачи исследования:
-сравнить интересы, увлечения, потребности подростков разных поколений;
- выяснить самые значимые ценности современных подростков;
- узнать, с чем связано изменение интересов и потребностей подростковXXIвека;
- научиться различать истинные и ложные ценности;
- выяснить,важны ли духовные ценности для современных подростков;
-понять, как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков.
Гипотеза исследования:
Возможно,бездуховность подростков XXI века связана с тем, что современные подростки проводят много времени за компьютером, потребляя готовую информацию,мало читают настоящей литературы, способной сформировать у них духовные ценности, тратят много времени на улице, попадая в неформальные компании,где перенимают ложные ценности и становятся бездуховными потребителями.
Объект исследования:
подростки XX и XXI веков.
Методы учебного исследования:
метод сбора социологической, психологической информации, метод систематизации социологических фактов и психологических сведений, метод анализа социологических, психологических сведений, метод аналогии, метод описания.
IФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Из интервью с Назаренко Татьяной Ивановной, 1931 года рождения, жительницей п. Лучегорск, Пожарского района Приморского края.
«В наше время подростки много работали на полях и в собственном хозяйстве. Подростки много помогали старшим и даже вступали в группы пионеров «Тимуровцев» и помогали всем нуждающимся.
Вовремя войны мы собирали пшеницу с полей и пекли хлеб, который в последующем отправляли на фронт, стояли у станков и помогали делать оружие. Когда война закончилась, подростки помогали вновь отстраивать дома и выполнять самую взрослую работу. Интересов было много,например: читали познавательные книги, смотрели интересные фильмы, слушали красивые песни, сами пели под русские народные инструменты.У подростков довоенного времени было взрослое детство.Родители и учителя были для них всегда авторитетом и дети относились к ним с большим уважением.
Из интервью с Динер Ириной Владимировной, моей бабушкой,1962 года рождения, жительницей с. Чугуевка,Чугуевского района, Приморского края.
«В мое время подростки все стремились быть октябрятами и пионерами, помогать взрослым, организовывать помощь в проведении праздников. Со своими сверстниками было дружеское отношение, мы старались помочь друг другу с выполнением домашнего задания, если кто заболеет. Вместе посещали кружки художественной самодеятельности. С удовольствием работали на школьных субботниках и никогда никто не отлынивал от работы, а чтобы было веселее, пели песни, шутили. Собирали металлолом, макулатуру, соревновались между отрядами, кто больше соберет. Летом работали на полях, пололи овощи, чтобы осенью в столовой все было свое. Вся наша внеклассная деятельность освещалась в стенгазетах. Какая брала гордость, когда твой класс был отмечен лучшим. Кумирами были группа «Ласковый май», «Веселые ребята», индийские фильмы. Подростки много читали книг, стремились познавать, что-то новое, но поколение XXI века более «развито» и поэтому они считают, что с такими технологиями много знать необязательно».Нравственными идеалами для подростков XX века были пионеры-герои: Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик, Саша Чекалин.
Вывод: я, думаю, что жизнь подростков прошлого века была интересной, насыщенной, веселой, но в тоже время очень тяжелой. Сколько времени им приходилось заниматься физическим трудом, помогать старшим. Мне, кажется, что они очень рано становились взрослыми. Я считаю нам повезло больше в том, что мы живем в более совершенном мире, где есть электронная техника, которая упрощает нам жизнь, но в тоже время делает нас менее подвижными, инфантильными. За знаниями далеко ходить не надо. «Гугл» всегда рядом и знает ответ на любой вопрос.
Самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими, порой, к клиническим проблемам – это подростничество.
Подростковый возраст традиционно рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены, как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок.
Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развития обозначила Л. И. Божович. В своей книге «Личность и ее развитие в детском возрасте» она писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, в той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Главное содержание подросткового возраста составляет его период от детства к взрослой жизни.
Амбалова С.А. в своей работе «Современный подросток: факторы его психического развития» выделяет центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, Я-концепция, выражающаяся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд - «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление об идеальном «Я». Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника. Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, - в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на развитие.
Подростки - особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.
Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности.
Именно в этот период у современного подростка формируются важнейшие личностные качества. В этом процессе важную роль играют сверстники.
Примерами проявления высокой нравственности, патриотичности, гражданственности и образцами для подростков XXI века сегодня могутбыть:Олимпийская чемпионка Юлия Липницкая,победительница олимпийских игр в Пхёнчхане Алина Загитова.Также в мире фигурного катания зажглась новая звезда по имени Александра Трусова. Эта юная фигуристка победила в юниорском Чемпионате мира в Загребе (Хорватия – 4 – 10 марта 2019 года), совершив Мировой рекорд в фигурном катании.Раньше был Чемпионат мира среди юниоров в Софии. Несмотря на свой юный возраст, она добилась многого. Наверное, она поставила перед собойцель добиться хороших результатов в фигурном катании, а если сильно захотеть, то можно многого добиться.
Саша, старшая из трех детей, родилась в Рязани летом 2004-го.В четыре года девочка научилась кататься на роликах, практически с ними не расставалась, и как-то само собой вышло, что пришла в фигурное катание. Занятия проходили во дворце спорта «Олимпийский», а семья жила на другом конце города, поэтому вставать по утрам приходилось очень рано. По словам первого тренера Ларисы Мелковой, в группе талантливая ученица быстро обогнала остальных детей, оказалась очень музыкальной и прыгучей.
В 2014-м Александра увидела выступления фигуристов на Олимпийских играх в Сочи, болела за Юлию Липницкую, с тех пор лелеяла мечту подняться на столь высокий пьедестал.Но Саше хотелось иметь перед глазами хороший пример для подражания, такой как Евгения Медведева или тажеАлинаЗагитова. Ей нравилось соревноваться с сильными спортсменками. Так она и оказалась в группе Этери Тутберидзе в городе Москве.Спорт формирует сильный характер, который пригодится в любой жизненной ситуации, Саша поставила цель и работает над ее достижением, что не может не радовать.
Еще один выдающийся подросток из Лос-Анджелеса – Флинн Мак Гарри, который прославился в 11 лет, как самый молодой шеф-повар в мире.
Он встал к плите в 10 лет. А все потому, что ему не нравилось, как готовит мама. В 11–12 он запоем читал кулинарные книги и готовил для семьи и друзей – устраивал домашние клубные ужины, в 13 начал стажироваться в ресторанах. И пока некоторые из экспертов высокой кухни ворчат, что не может называться шеф-поваром человек столь юного возраста, малого опыта и без пафосной кулинарной школы за плечами, 16-летний Флинн работает в должности шефа в 12-местном собственном ресторане EUREKA NYC (в названии МакГарри обыграл любимое слово «эврика») на Манхеттене. Подростку больше всего нравится американская кухня, с нею он и экспериментирует, создавая гастрономические шедевры.
Талантливый мальчик Данил Харитонов тоже из провинции. Он родился в Южно-Сахалинске, и уже в пять лет уверенно играл на фортепиано, в семь – выступал перед публикой в составе оркестра, в восемь лет завоевал главные призы на двух международных конкурсах, в десять - получил «Золотого Щелкунчика» на престижном музыкальном «Щелкунчике». Сейчас Данилу 16 лет, и его можно назвать не только серьёзным, но и известным музыкантом, он выступает со знаменитыми музыкальными коллективами: с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, с «Виртуозами Москвы», с оркестром Мариинского театра, выступал в нью-йоркском Карнеги-Холле, стал финалистом 15-го Международного конкурса им. Чайковского. В 2014 году ему было доверено нести олимпийский огонь на московском этапе эстафеты.
Вывод: Эта биографическая информация еще раз доказывает наличие условий в нашем современном обществе для развития духовно-нравственной личности – выдающихся, уникальных подростков, которые становятся таковыми, благодаря своей настойчивости, целеустремленности, своему трудолюбию, в конце концов.Главное, о чем я хочу сказать, что современные подростки не стали хуже, они стали другими. А что повлияло на их непохожесть, будет выявлено в процессе исследования.
1.3 Ключевые особенности развития и личностного становления подростков разных поколений
Кто же они сегодняшние подростки? Я сама отношусь к данной категории и постараюсь разобраться – в чем же разница между мной и моими сверстниками 21 века и моей бабушкой и ее сверстниками 20 века.
Подростки – это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.
В чем же эти отличия?
Сегодня весьма распространенным является мнение о том, что поколение подростков 21 века является поколением инфантильных людей. Преимущественно они приспособлены к жизни гораздо меньше, чем родители в их возрасте. В силу популяризации интернета и телевидения у них появляются идеалы и каноны, которым они желают следовать, поскольку полагают, что это сделает их счастливее.
Далее огромное количествоинформации обрушивается на голову подростка через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить.
Немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше, чем зналиболее старшие поколения. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Некоторые подростки сами совершают акты насилия, в том числе убийства. Я обратилась к статистике, т.е. к «Комплексному анализу состояния преступности в Российской Федерации и расчетным вариантам ее развития», освещенной в аналитическом обзоре Всероссийским научно-исследовательским институтом МВД РФ (2018 год). И, если честно, данные меня шокировали. Я никогда не подозревала, что число преступлений, совершенных несовершеннолетними, может быть таким высоким.
[2 С.67]Хотя, исходя из данных таблицы, динамика числа преступлений, совершенныхнесовершеннолетними снизилась на 12,5%, по сравнению с 2013 годом. Мне даже страшно представить, что мои сверстники (14 – 17 лет) могут выполнять активные криминальные роли (насилие, использование оружия, оказание сопротивления сотрудникам правоохранительных органов и т.д.).
Еще, неменееужасающий факт – наличие среди подростков и молодежи такой болезни, как наркомания, ведущей к деградации молодого поколения. «Наблюдается омоложение непосредственных потребителей, поскольку наркотики становятся неотъемлемой частью молодежной субкультуры, компонентом общения в подростково-молодежной среде и постепенно заменяют алкоголь как атрибут молодежных развлекательных мероприятий. По данным Росстата за последние пять лет на 100 тыс. детей в возрасте до 14 лет ежегодно берется под наблюдение в среднем 15 пациентов с диагнозом «наркомания», установленным впервые; численность пациентов этой возрастной группы, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях с диагнозом «наркомания», составляет 160 человек (на 100 тыс. детей в возрасте до 14 лет).Среднее значение численности 15–17-летних пациентов, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением психоактивных веществ, достигает 17,0 тыс. человек.» [2 С.87]
Так же меня заинтересовал вопрос, какова криминальная обстановка в нашем районе? Мне хотелось надеяться, что случаи преступного характера среди подростков будут равняться нулю. Ожидания оказались тщетны. Согласно отчету начальника отдела МВД России по Ханкайскому району в 2018 году, следует, что 24-мя несовершеннолетними или при их непосредственном участии совершено 30 преступлений, основные из них – кражи чужого имущества.
В чем же причина, почему растет подростковая преступность?
Сегодня взрослые, удивляясь как ловко маленький человек перебирает кнопками на телефоне или на любом другом гаджете, говорят: «Да он родился с компьютером!» Радоваться этому или огорчаться?
Современные информресурсы активно распространяют все жестокое, запретное. И тем самым дают нам, детям, готовую модель поведения, когда нужно выплеснуть накопившиеся стресс, гнев, недовольство собой или окружающими. Даже «группы смерти» активизировались под названием «Синий кит», например. Представители так называемых суицидальных групп тщательно исследуют личные данные подростков в соцсетях, а ведь они размещают там многое, даже номера телефонов. В результате требования пройти все этапы "игры" и угрозы расправы над близкими им шлют уже через мессенджеры. Любойподросток, случайно или от своих сверстников услышавший про "игру", с легкостью может найти информацию о правилах участия в ней, оставить на своей странице в соцсети призыв включить себя в "игру" и получить доступ к ней.На детей воздействуют с разных сторон и Разными методами, подводя их к суициду.
У родителей и учителей нет времени, чтобы воспитывать, предотвращать, помогать, и подросток обращается к тем, кто ему может дать внимание и признание, - сверстникам, другим взрослым. Мировоззрение подростков, система жизненных ценностей еще неустойчивы, их легко увлечь экстремистскими идеями. И нередко, именно взрослые вовлекают детей в преступления, сомнительные политические акции, ведь это очень активная и легко ведомая часть населения.
К этому списку можно добавить еще немаловажный фактор современного подростка – непрочность современной семьи. Недавние исследования семей показали, что чаще подростки живут с одним из родителей и редко живут в большой семье: с бабушками, дедушками, дядями и тетями, далеко от старших поколений.
И еще, если наши бабушки и дедушки могли отличить нравственное от безнравственного, у них был авторитет отца, старшего брата, и, наверное,более строгая дисциплина, то сейчас целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Подросток услышал новое слово – толерантность, но он не стал более терпимым, ведь его одарили свободой. А для чего она, он не знает. Ему часто говорят, что он может делать то, что нравится. Современное поколение не представляет себе четко, что такое хорошо, а что такое плохо. И снова замкнутый круг.
Что же еще можно сказать про подростков 21 века?
А то, что живут они в сложном и противоречивом мире. Именно поэтому они отчаянно нуждаются в мудрых, тактичных и любящих родителях, которые бы «пеклись» оних. Выражение "активная деятельная жизнь"вызывает особое неприятие, потому как за этим статистическим фактом стоит особое убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения. Положение скорей можно купить.
Это стереотип современной постсоветской педагогики с установками на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений. Такой же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей.
Факт неприятия "активной деятельной жизни" – это проекция современной жизни мам и пап, напоминающей "гонки на выживание".Подростки считывают состояние родителей, решающих бесконечные проблемы,они сталкиваются с постоянной усталостью и раздражительностью, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день. Это эмоциональное напряжение передается и подросткам. И здесь уместно вспомнить фразу Владимира Леви:
«Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, непросто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует».
Нельзя сказать, что в нашей жизни все так мрачно. Вместе с этим в жизни подростков (в возрасте 15-17 лет) существуют и нормальные подростковые ценности: любовь, спорт, друзья, семья. Дети — хорошие! Не какие-то определенные, а все! Каждый в той или иной мере, в том или ином качестве и в тот или иной момент хочет раскрыться и сделать так, чтобы его запомнили. Для них это важно.Дети не хотят учиться — проблема, но проблема не в них. В этом виноваты их родители, компания, авторы учебной программы. Дети отвратительно себя ведут — ужасно, но нужно попробовать сделать так, чтобы им было не до этого. Попытаться организовать им удачный и запомнившийся летний отдых, создать что-то очень интересное, сформировать антирекламу недопустимого поведения, сделать совместный проект. Да,и в конце концов – поддерживать их, понимать и принимать переживания подростков, ценить проявления их индивидуальности, чтобы им не пришлось искать внимания на стороне, страшнее всего – в асоциальной среде.
«Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства» - говорил В.А. Сухомлинский.
Более того, стремясь к самореализации, подросток начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего происходит изменение его интересов. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
В ходе исследования мной был проведен опрос среди подростков МБОУ СОШ № 10 с. Троицкое с целью выяснения вопроса о том, какие духовные ценности для них являются самыми важными.
Опросу подлежали подростки 11-летнего – 17-летнего возраста.
В опросе обучающихся 9 - 10 классов приняли участие 10 человек.
Среди ценностей старшеклассники выделяют следующие:
1.86%- семья и ее благополучие;
2.63% - материальное положение, деньги;
3.50 %- любовь.
Позиции ребят младшего подросткового возраста:
Опрос в 5- 8 классах (12 человек).
1. 100 % - семья, родители;
2. 91%- друзья;
3.75%-образование.
Опрос подростков 15 и 17 лет свидетельствует о том, что самое ценное для них - это комфортные условия в семье, хотя этой возрастной группе всегда была свойственна ориентация на приобретение профессии, высокая учебная мотивация. Ученики 10 класса скоро уедут из своего дома в другой город, будут учиться и жить самостоятельно, но для них всё равно очень важно, что происходит в семье.
Ребята основной школы тоже на первое место ставят семью.
На втором месте у ребят 11 – 14 лет стоит возможность постоянно находиться в кругу друзей, потому как одиночество в современном мире больше страшит их. Очевидно, жизнь в окружении друзей-сверстников обеспечит им безопасность существования. Тем более, что сегодняшний современный мир полон опасностей.
Подростки – старшеклассники более прогматичны, больше осведомлены об экономической и социальной сфере общественной жизни, понимают значение и наличие финансов, как одного из критериев становления социального статуса личности, поэтому на второе место ставят материальное положение и деньги.
А на третьем месте у подростков стоит современное образование.
По концепции Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.
Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.
К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка].
Уже в школе подросток понимает, что без хорошего образования он мало чего достигнет в жизни. Подростокхочет быть непременно личностью и сделать карьеру. Так формируется позиция школьников младшего школьного возраста.
Но ребята 15 – 17 лет на 3место ставят любовь, т.к. в этот период они вступают во взрослые отношения с противоположным полом, хотят любить и быть любимыми.
Далее по мере убывания по результатам опроса расположились следующие ценности:
Подростки 11 – 14 лет.
| Подростки – 15 – 17 лет.
деньги – 63%;
|
На 9 месте у старших подростков-возможность ничего не делать (12%).
Подростки, участвующие в опросе,посчитали нужным поставить возможность ничего не делать на самое последнее место. Это объясняется тем, что сегодняшним подросткам просто некогда отдыхать, у них очень насыщенная жизнь. Многие занимаются в музыкальной школе, в школе искусств, в детской спортивной школе, ходят на кружки, спортивные секции.
Вывод: Современный подросток в будущем хочет иметь интересную и престижную работу, хорошую семью, материальный достаток, друзей, здоровье, отдых с удовольствием, ну и, конечно, перечень будет неполным, если не добавить технику.Но тем не менее не исключаются наличие нравственных качеств, таких как честность, доброта, взаимность..
И ради этих ценностей терзается современный подросток, выбиваясь из сил и,напрягая своих родителей. Если чего-то не будет хватать из этого набора, то кажется, что теперь молодому человеку придется перенести тяжесть немого осуждения или даже прямых людских насмешек. Этот социальный стандарт задан обществом. Конечно, подростки беспокоятся, удастся ли им занять достойное место в этом мире, добиться поставленных задач.
Кроме социальных, у подростка в арсенале целый набор ценностей душевных, которые поддерживают хорошее настроение, занимают свободное время и объединяют подростков в сообщества по интересам, например: рокеры, байкеры, скейтбордисты, паркуровцы, спортивные секции, клубы по интересам и т.д.
1.5. Критерии формирования духовных ценностей в современном обществе у современного подростка.
Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Родители должны прививать уважение к старшим, любовь к труду, учебе, но не маловажны обычаи и семейные традиции, благодаря им дети будут развиваться духовно.
Внашей школеглавной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этой цели поставлены основные задачи:
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
- уважение к историческому и культурному прошлому России, к нашим славным традициям;
- создание новой эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания:
духовно-нравственное,историческое,правовое.
Широко распространенной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся в учреждении являются уроки мужества, уроки патриотизма («Афганистан - открытой раной в сердце отзовется» (встреча с участником боевых сражений в Афганистане», «Шагнувший в бессмертие» (о первом космонавте Земли Ю.А. Гагарине); встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами – интернационалистами, пограничниками. Цель этих уроков: показать школьникам беспримерный подвиг русского народа на войне и в тылу, тесную связь героического прошлого с современностью.
Чувство патриотизма великое и необходимое. Оно должно передаваться из поколения в поколение. Для этой цели в школе проводятсяоткрытые классные часы «Героями не рождаются - героями становятся» для 5-8 классов, часы общения, посвященные Дню народного единения, Дню памяти воинов – интернационалистов, Дню защитника Отечества, Дню Победы. К 70 - летию со дня Победы в Великой Отечественной войне в течение года были проведены мероприятия – беседы, викторины, дискуссии, линейки, выставки рисунков «Герои войны», а, главное, силами учителей, с помощью родственников и односельчан, была издана «Книга памяти» о ветеранах нашего села. Также проводились уроки и мероприятия, посвященные праздникам и знаменательным датам (День народного единства, День пожилого человека, День матери, Здоровый Образ Жизни, День снятия блокады Ленинграда, 30 – летию вывода советских войск из Афганистана, 50-летнему подвигу советских воинов на о. Даманском, 12 апреля - День космонавтики, День Победы, 205- летию Отечественной войне 1812 года) и т.д.Продолжаетсяработа по патриотическому воспитанию, главная цель которого - поиск, сбор информации об односельчанах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, родственниках, тружениках тыла.
Исторический материал дополняется литературным. Пополняется материал для «Книги Памяти». Работа эта проводится постоянно.
Таким образом, через систему всех данных мероприятий школа стремится вызвать у учащихся интерес к истории Отечества, показать значимость роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию чувства гордости за свою страну, свой край, на конкретных примерах показывает, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества настоящего человека, гражданина своей страны.
Каждый год на 9 мая проходят мероприятия, посвященные Дню Победы: почетный караул, возложение венков, митинг, поздравление. На территории села находится памятник «Погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны» и школьники в апреле – мае ежегодно проводят уборку территории вокруг памятника и прилегающей территории. На День Победы для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла создаются буклеты - поздравления «Солдаты Победы», вручаются подарки, приготовленные руками учеников.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в школе сложилась система гражданско-патриотического воспитания, которая способствует формированию у школьников духовно-нравственных ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования можно сделать вывод: подростки XX века очень отличаются от подростков XXI века. У них совершенно разные интересы и увлечения. В XXвеке дети даже и не знали, что такое телефон, компьютер, узнали только в конце XXвека, но всё равно это было не у всех. Подростки XXвека проводили своё свободное время на улице, играя в разные игры, ходили друг к другу в гости. Сейчас же подростки проводят своё время сидя за компьютерами и планшетами. Общаются они больше в социальных сетях, нежели вживую. Подростки попусту проводят время, сидя в интернете, ведь намного интересней общаться вживую. Написав другу (подруге) смешной рассказ или анекдот и, поставив в конце смайл, нельзя передать те эмоции, которые ты испытываешь. Куда лучше выражать свои эмоции вживую, чтобы человек понял, что ты на самом деле чувствуешь.
В ходе проведённого нами опроса, мы выяснили, что самое значимое для подростка –этокомфортные условия в семье. В семье подросток формируется, как личность, закладываются черты его характера, прививаются духовные ценности. Поэтому от микроклимата в семье зависит очень многое для подростка.
Многие подростки не анализируют собственные поступки, не умеют давать им оценку, либо самооценка их слишком завышена или занижена, что мешает правильно воспринимать окружающую реальность и истинные ценности.
Думаем, что не смотря ни на что, у нынешних подростков большое будущее. Ведь развивающиеся технологии, которые подросток осваивает с детства, помогают ему в учёбе, в будущем - в работе. Но заложить и сохранить истинные духовные ценности должны взрослые, которые окружают ребёнка, семья, школа.
Я считаю, что однозначно ответить на проблемный вопрос моей исследовательской работы невозможно. Я убедилась, что среди современных подростков есть и интеллектуалы, и творческие личности, и выдающиеся спортсмены, но существует и такая категория подростков, которых можно назвать потребителями. Все зависит от семейного воспитания, от социального окружения подростков, от личностных качеств самих подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Девочка-Снегурочка
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Будьте как солнце!
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Сказка об осеннем ветре