Один из важнейших разделов математики 2 класса – таблица умножения. Второклассник должен научиться находить результаты табличного умножения не только правильно и быстро, но и осознанно, а таблицу умножения знать назубок.
Данная тема актуальна для всех второклассников, так как им предстоит изучать таблицу умножения и от прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных дисциплин.
Цель работы:
Найти быстрые и эффективные способы заучивания таблицы умножения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sekrety_tablitsy_umnozheniya.doc | 681 КБ |
sekrety_tablitsy_umnozheniya.ppt | 393 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
«Секреты таблицы умножения»
Секция «Основы наук»
Автор: Пастушенко Виктория
2 класс
МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»
Руководитель: Рудько Галина Григорьевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»
Один из важнейших разделов математики 2 класса – таблица умножения. Второклассник должен научиться находить результаты табличного умножения не только правильно и быстро, но и осознанно, а таблицу умножения знать назубок.
Данная тема актуальна для всех второклассников, так как им предстоит изучать таблицу умножения и от прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных дисциплин.
Цель работы:
Найти быстрые и эффективные способы заучивания таблицы умножения.
Задачи исследования:
Гипотеза. Знание эффективных способов заучивания таблицы умножения способствует прочному ее усвоению.
Методы исследования:
Практическое значение:
Брошюру “Таблица умножения” могут использовать учителя начальных классов на уроках математики, учащиеся начальной школы, родители, помогающие своим детям в учебе.
Раскраску «Таблица умножения» можно использовать учащимся 2-х классов для отработки таблицы умножения и деления в занимательной форме.
Содержание.
I.Введение………………………………………………………………………….стр4
II.Основное содержание…………………………………………………………..стр 4-13
III. Заключение……………………………………………………………………..стр 13
IV. Использованные ресурсы……………………………………………………...стр 13
Приложение:
I. Введение.
Один из важнейших разделов математики 2 класса – таблица умножения. Второклассник должен научиться находить результаты табличного умножения не только правильно и быстро, но и осознанно, а таблицу умножения знать назубок.
Актуальность:
Тему для исследования я выбрала не случайно. Она актуальна для всех второклассников. Мне и моим сверстникам предстоит изучать таблицу умножения, от прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных дисциплин.
Цель работы:
Найти быстрые и эффективные способы заучивания таблицы умножения.
Задачи исследования:
Практическое значение:
Брошюру “Таблица умножения” могут использовать учителя начальных классов на уроках математики, учащиеся начальной школы, родители, помогающие своим детям в учебе.
Раскраску «Таблица умножения» можно использовать учащимся 2-х классов для отработки таблицы умножения и деления в занимательной форме.
Методы исследования:
II. Основное содержание.
1.Передо мной таблица умножения: 8 столбиков по 10 примеров в каждом. Все это мне предстоит запомнить?! Как этого добиться? Я решила обратиться к ребятам, которые все это уже проходили, а так же к родителям моего 2 Д класса. Совместно с учителем составили анкеты, результаты анкетирования обработали.
Анкетирование. Анализ результатов анкетирования.
В анкетировании приняли участие 227 человек: 50 учащихся 3-х классов, 50 учащихся 4-х классов, 50 учащихся 10-х классов,50 учащихся 11-х классов и 22 родителя 2 Д класса. В анкетах были следующие вопросы:
1.Необходимо ли современному человеку хорошо знать таблицу умножения?
а) да б) нет
Дети Родители
По мнению большинства опрошенных знание таблицы умножения современному человеку необходимо.
2.В изучении каких предметов Вам необходимо знание таблицы умножения?
На данный вопрос отвечали 127 человек – учащиеся старших классов и родители.
Дети Родители
27 % - алгебра 4.7 % - экономика
22 % - физика 3 % - биология
15 % - геометрия 4.7 % - информатика
15 % - химия 1.5 % - черчение
Учащиеся старших классов считают, что больше всего знание таблицы умножения им необходимо при изучении алгебры, физики, геометрии, химии. Но и изучение экономики, биологии, информатики, черчения также требует знания таблицы умножения.
3.Знаете ли Вы таблицу умножения?
а) да б) нет в) до сих пор ошибаюсь в некоторых случаях
Этим вопросом мы хотели выяснить, кто своевременно (во 2 классе) прочно усвоил таблицу умножения. Оказывается, что 22% опрошенных до сих пор ошибаются в результатах табличных произведений.
4. Вспомните, как долго Вы учили таблицу умножения?
а) 1 месяц б) 2-3 месяца в) полгода г) год
Большая половина опрошенных выучила таблицу умножения за 1 месяц, однако 32 человека учили таблицу полгода, а 7 человек учили год.
5.Испытывали ли Вы трудности при заучивании таблицы умножения?
а) да б) нет
3-4 классы. 10-11 классы. Родители
60 % - испытывали трудности 42 % -испытывали трудности 52 % - испытывали трудности
40 % -не испытывали 58 % -не испытывали 48 % - не испытывали
Учащиеся 3-4 классов еще помнят трудности заучивания таблицы умножения, а половина ребят 10-11 классов и родители по прошествии времени считают, что трудностей не было.
6.Таблица умножения на какую цифру Вам давалась труднее всего?
а) на 2 б) на 3 в) на 4 г) на 5 д) на 6 е) на 7 ж) на 8 з) на 9
3 класс 4 класс 10 класс
11 класс Родители
1 % - на 2 3 % - на 3 5.7 % - на 4 10 % - на 6 20 % -на 8 28 % - на 7 33 % - на 9
Труднее всего давались таблицы на 9,7,8.
Проценты посчитаны от общего числа опрошенных.
7.Какие способы применяли Вы при заучивании таблицы умножения?
а) зубрёжка б) свойства таблицы в) другое
Дети Родители
Большинство опрошенных “зубрили” таблицу умножения.
8.Знаете ли Вы способы эффективного заучивания таблицы умножения?
а) да б) нет
Дети Родители
На этот вопрос большая половина опрошенных ответили отрицательно, лишь 17% опрошенных считают, что знают эффективные способы заучивания таблицы умножения.
9.Какие способы?
33 человека, положительно ответивших на 8 вопрос, указали следующие способы эффективного заучивания таблицы умножения.
15 человек считают эффективным способом повторение на ночь, 5 человек – замену умножения сложением, 5 учащихся вспомнили таблицу умножения на пальцах, 1 человек знает рифмы в примерах, 7 человек – перестановку множителей.
10.Поможет ли Вам знание таблицы в подготовке и сдаче ЕГЭ?
а) да б) нет в) другое:_____________
На данный вопрос отвечали 100 человек – учащиеся старших классов.
Очевидно, что без знания таблицы умножения успешно подготовиться и сдать ЕГЭ нельзя.
11. Где в повседневной жизни Вам помогают знания таблицы умножения?
На данный вопрос отвечали 27 человек – родители учащихся.
Помимо учебы в школе, знание таблицы умножения необходимо и во “взрослой” жизни.
Выводы:
2. Обработав с учителем результаты анкетирования, я поняла, что было бы полезно знать способы эффективного запоминания таблицы умножения.
В сборнике “Уроки математики во 2-3 классах” автора Пансковой Г.В., я обнаружила секреты, помогающие быстро найти результаты умножения числа 9. А сколько интересных секретов таблицы умножения я узнал, познакомившись с учебниками Захаровой А.М., Фещенко Т.И. “Математика. 2 класс”; Александровой Э.И. “Математика. 2 класс”. Мои открытия пополнились, когда я изучила работу Сорокина Т.И. “Занимательные задачи по математике”.
Сравнив и проанализировав предложенные способы запоминания таблицы умножения, я пришла к выводу, что они могут быть приятными и полезными даже в том случае, если у человека нет проблем с механической памятью.
Свои открытия эффективных способов запоминания таблицы умножения я описала в брошюре «Секреты таблицы умножения».
Долой скучную зубрежку! Учить таблицу умножения интересно и увлекательно!
2. Эксперимент Анализ результатов эксперимента.
В эксперименте приняли участие 25 учащихся. Ребят разделили на 2 группы. Одну группу знакомили с секретами таблицы умножения, а другая группа заучивала таблицу “дедовским” методом – “зубрежкой”. I группе объясняли секреты таблицы на одно число в течение 30 минут, II группа – получала задание выучить таблицу умножения на 1 число за 1 вечер.
На следующий день ребята обеих групп в течение 4 минут решали вразброс 8 примеров из таблиц умножения.
Результаты эксперимента:
1) Таблица умножения числа 9.
I группа – все 13 человек решили примеры без ошибок.
II группа: без ошибок – 5 человек.
с 1 ошибкой – 2 человека.
с 2 ошибками – 3 человека.
с 3 ошибками – 1 человека.
с 5 ошибками – 1 человек.
Все ребята, знающие секреты таблицы умножения числа 9, справились с заданием без ошибок. А “зубрежка” помогла лишь пятерым ребятам из второй группы.
2)Таблица умножения числа 5.
I группа: без ошибок – 11 человек.
с 1 ошибкой – 1 человек.
с 2 ошибками – 1 человек.
II группа: без ошибок – 8 человек.
с 1 ошибкой – 1 человек.
с 2 ошибками – 2 человека.
с 4 ошибками – 1 человек.
с 5 ошибками – 1 человек.
Эксперимент показал, что и таблицу умножения числа 5 легче выучить, зная ее секреты.
3)Таблица умножения числа 2.
I группа – все 13 человек решили примеры без ошибок.
II группа: без ошибок – 10 человек.
с 1 ошибкой – 2 человека.
с 2 ошибками – 1 человека.
Так как таблица умножения числа 2 самая легкая (по результатам анкетирования), то и ребята из второй группы хорошо выполнили задание, ну а ребята первой группы опять на “высоте”.
4)Таблица умножения числа 6.
I группа: без ошибок – 10 человек.
с 1 ошибкой – 1 человек.
с 2 ошибками – 2 человека.
II группа: без ошибок – 7 человек.
с 1 ошибкой – 3 человека.
с 2 ошибками – 1 человек.
с 4 ошибками – 1 человек.
с 5 ошибками – 1 человек.
В первой группе ошиблись 3 человека, а во второй группе ошиблись 6 человек, что снова говорит о том, как хорошо знать секреты таблицы умножения.
5)Таблица умножения числа 4.
I группа – все 13 человек решили примеры без ошибок.
II группа: без ошибок – 8 человек.
с 1 ошибкой – 3 человека.
с 2 ошибками – 2 человека.
Таблица умножения числа 4 также одна из самых легких (по результатам анкетирования), но количество ошибок во второй группе достаточно большое. А ребятам первой группы отлично помогло знание секретов.
6) Таблица умножения числа 8.
I группа: без ошибок – 8 человек.
с 1 ошибкой – 3 человека.
с 2 ошибками – 1 человек.
с 3 ошибками – 1 человек.
II группа: без ошибок – 5 человек.
с 1 ошибкой – 3 человека.
с 2 ошибками – 2 человека.
с 3 ошибками – 2 человека.
с 4 ошибками – 1 человек.
По мнению всех, принявших участие в анкетировании, таблица умножения числа 8 одна из наиболее трудных, но разница между ребятами первой и второй группы очевидна. “Зубрежка” подвела 8 ребят.
7)Таблица умножения числа 3.
I группа: без ошибок – 8 человек.
с 1 ошибкой – 3 человека.
с 2 ошибками – 1 человек.
с 3 ошибками – 1 человек.
II группа: без ошибок – 6 человек.
с 1 ошибкой – 3 человека.
с 2 ошибками – 2 человека.
с 3 ошибками – 1 человек.
с 4 ошибками – 1 человек.
Таблицу умножения числа 3 и дети, и родители посчитали легкой, а напрасно. Наш эксперимент показал, что и в первой, и во второй группе много ошибок, но результат первой группы намного лучше.
8)Таблица умножения числа 7.
I группа: без ошибок – 8 человек.
с 1 ошибкой – 3 человека.
с 2 ошибками – 2 человека.
II группа: без ошибок – 4 человека.
с 1 ошибкой – 3 человека.
с 3 ошибками – 1 человек.
с 5 ошибками – 5 человек.
Ребята первой группы пользовались секретами умножения всех таблиц, изученных ранее, переставляя множители. Результат еще раз говорит о том, что дети легко усвоили секреты таблиц умножения и умеют применять их на практике.
III. Заключение.
IV. Использованные ресурсы.
Слайд 1
«Секреты таблицы умножения» Пастушенко Виктория, 2 классСлайд 2
Цель исследования: Найти быстрые и эффективные способы заучивания таблицы умножения. Задачи исследования: Ознакомиться с научной литературой по теме “Таблица умножения”. Провести анкетирование среди учащихся 3-4 классов, 10-11 классов, родителей по теме “Таблица умножения”. Провести эксперимент в классе. Составить брошюру по данной теме. Составить раскраску «Таблица умножения и деления».
Слайд 3
Исследования. 1.Необходимо ли современному человеку хорошо знать таблицу умножения? а) да б) нет Дети Родители
Слайд 4
2.В изучении каких предметов Вам необходимо знание таблицы умножения? Дети Родители 27 % - алгебра 4.7 % - экономика 22 % - физика 3 % - биология 15 % - геометрия 4.7 % информатика 15 % - химия 1.5 % - черчение Исследования.
Слайд 5
Исследования. 3.Знаете ли Вы таблицу умножения? а) да б) нет в) до сих пор ошибаюсь в некоторых случаях
Слайд 6
Исследования. 4. Вспомните, как долго Вы учили таблицу умножения? а) 1 месяц б) 2-3 месяца в) полгода г) год
Слайд 7
Исследования. 5.Испытывали ли Вы трудности при заучивании таблицы умножения? а) да б) нет 3 -4 классы. 10-11 классы. Родители
Слайд 8
Исследования. 6.Таблица умножения на какую цифру Вам давалась труднее всего? а) на 2 б) на 3 в) на 4 г) на 5 д) на 6 е) на 7 ж) на 8 з) на 9 3 класс 4 класс 10 класс 11 класс Родители
Слайд 9
7.Какие способы применяли Вы при заучивании таблицы умножения? а) зубрёжка б) свойства таблицы в) другое Дети Родители Исследования.
Слайд 10
8.Знаете ли Вы способы эффективного заучивания таблицы умножения? а) да б) нет Дети Родители Исследования.
Слайд 11
9.Какие способы? Исследования.
Слайд 12
10.Поможет ли Вам знание таблицы в подготовке и сдаче ЕГЭ? а) да б) нет в)другое:_____________ 11. Где в повседневной жизни Вам помогают знания таблицы умножения? Исследования.
Слайд 13
Выводы: Большинство опрошенных испытывали трудности при заучивании таблицы умножения. Те способы запоминания (а основной способ, указанный в опросе, это “зубрежка”) не рациональные, т.к. от 40 % учащихся 3-4 классов до 10 % родителей до сих пор ошибаются в результатах табличного умножения. Самой сложной таблицей, как показал опрос, является таблица умножения числа 9. Без прочного знания таблицы умножения дальше успешно учиться в школе невозможно.
Слайд 14
Результаты эксперимента: Таблица умножения на 9 Таблица умножения на 5 Таблица умножения на 2 Таблица умножения на 6
Слайд 15
Таблица умножения на 4 Таблица умножения на 8 Таблица умножения на 3 Таблица умножения на 7
Слайд 16
Самая сложная таблица умножения на 9. 9 * 5 = 45 Чтобы решить это на пальцах, вы только должны посмотреть, сколько пальцев от 5-го пальца налево и сколько направо: налево 4 пальца - это 4 десятка, направо 5 – это 5 единиц, значит, ответ будет 45.
Слайд 17
Таблица умножения на 5 5 * 2 = 10 5 * 3 = 1 5 5 * 4 = 20 5 * 5 = 2 5 5 * 6 = 30 5 * 7 = 3 5 5 * 8 = 40 5 * 9 = 4 5 5*4=20 4 = 2 +2 5*8=40 8 = 4+4 5*7=35 7 = 3+3+1 5*9=45 9 = 4+4+1
Слайд 18
спасибо за внимание. Удачи в изучении таблицы умножения!
Есть ли лёд на других планетах?
Три орешка для Золушки
Рисуем "Осенний дождь"
Почему Уран и Нептун разного цвета
Агния Барто. Сережа учит уроки