Актуальность выбранной темы состоит в том, что извлечь квадратный корень без калькулятора - это очень сложная задача. Но так как на уроках математики не разрешается пользоваться калькулятором, а таблица квадратов не всегда под рукой, да и на экзамене на ОГЭ таблица квадратов дается только для двузначных чисел, как же быть, если подкоренное выражение восьмизначное число?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
(МАОУ «КСОШ – ДС»)
Исследовательская работа
на тему:
«Извлечение квадратных корней из больших чисел
без калькулятора»
Выполнили:
Ученица 8 «б» класса Бублик Татьяна
Ученик 8 «б» класса Анемподистов Андрей
Научный руководитель:
Учитель математики Калиновская Елена Владимировна
Пыть-Ях
2019
Содержание
I.Введение………………………………………………………………………...3
II. Основная часть…………………………… ………………………….............4
2.1.Метод Древнего Вавилона……………………………………………….4
2.2. Канадский метод………………………...……………………………….5
2.3Вычисление корня столбиком……………………………...…… ………5
2.4.Отбрасывания квадрата………………………..……………....................6
2.5.Арифметический метод…………………………………………………..7
2.6. Извлечение квадратного корня из чисел, оканчивающихся на 25……8
Результаты исследования………...………………………..…………………….9
Заключение……………………………….………………………………….…..10
Литература………………….…………………………………………………....11
Приложения ……………………………………………………………………..12
«Зри в корень»
К. Прудков
I. Введение
В наш век высоких технологий и повсеместного использования компьютера умение быстро и правильно производить сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности. Гибкость ума является предметом гордости людей, а способность, например, быстро производить вычисления вызывает откровенное удивление. Такие навыки помогут человеку в учебе, в быту, в профессиональной деятельности. Кроме того, быстрый счет - настоящая гимнастика для ума, приучающая в самых сложных жизненных ситуациях находить в кратчайшее время хорошие и нестандартные решения.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что извлечь квадратный корень без калькулятора - это очень сложная задача. Но так как на уроках математики не разрешается пользоваться калькулятором, а таблица квадратов не всегда под рукой, да и на экзамене на ОГЭ таблица квадратов дается только для двузначных чисел, как же быть, если подкоренное выражение восьмизначное число?
Таким образом, выделяем проблему: отсутствие в учебниках различных способов извлечения квадратных корней лишает возможности применения учащимися быстрых способов извлечения квадратного корня.
Цель: изучить способы вычисления арифметических корней без калькулятора и показать рациональное применение на практике.
Задачи:
1. Изучить (соцопрос) умение учащихся извлекать квадратные корни без калькулятора;
2. Ознакомиться с литературой по данной теме, используя Интернет-ресурсы;
3. Рассмотреть способы вычисления арифметического корня;
4. Познакомить с этими способами одноклассников.
II. Основная часть.
В ходе данного исследования были выявлены следующие методы извлечения квадратного корня
2.1. Метод Древнего Вавилона
Около 4000 лет назад вавилонские ученые уже составляли таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел. Они умели находить приблизительное значение квадратного корня из любого целого числа.
Использовали древние вавилоняне следующий метод нахождения приближенного значения квадратного корня их числа х. Число х они представляли в виде суммы а2+b , где а2 ближайший к числу х точный квадрат натурального числа а, и пользовались формулой
≈
Извлечем с помощью формулы корень квадратный, например, из числа 46
== 6+
Результат извлечения корня из 46 с помощью калькулятора 6,7823299... Как видим, метод вавилонян дает хорошее приближение к точному значению корня.
Этот быстрый метод был открыт молодыми учёными одного из ведущих университетов Канады в 20 веке. Его точность – не более двух – трёх знаков после запятой. Вот их формула:
Где X - число, из которого необходимо извлечь квадратный корень, а S - число ближайшего точного квадрата.
Например:
Результат извлечения корня из 2215 с помощью калькулятора 47,063786... Очевидно, что метод дает хорошее приближение к точному значению корня,
а также несложен и удобен.
Этот способ позволяет найти приближённое значение корня из любого действительного числа с любой наперёд заданной точностью. Для ручного извлечения корня применяется запись, похожая на деление столбиком. Выписывается число, корень которого ищем. Справа от него будем постепенно получать цифры искомого корня.
Алгоритм извлечения квадратного корня столбиком
Например:
1
2 4 119
4 96
288 2304
8 2304
0
Разбиваем данное число справа налево по две цифры. У нас получилось три группы чисел (2'19'04), первое из которых однозначное число 1. Первая цифра искомого числа должна быть наибольшей, квадрат которой не превышает 2. Это цифра 1, так как 12 = 1 < 2. Квадрат её, число 1, подпишем под числом 2 и вычитаем из двух число один. Сносим следующие две цифры 1 и 9. Слева от полученного числа 119 проводим вертикальную черту. Первую найденную цифру 1 удваиваем и подписываем слева от черты, оставляя место для одной цифры между двойкой и чертой. Эту цифру подбираем так, чтобы произведение полученного двузначного числа на эту найденную цифру не превышало число 119. Этой цифрой является 4. Действительно, 24 ∙ 4 = 96 < 119. Найденная цифра 4является второй цифрой искомого числа. Вычитаем из числа 119 число 96 и сносим последнюю пару цифр 0 и 4. Образовалось число 2304. Снова удваиваем уже число 14 и также слева от черты пишем число 28, оставляя для следующей цифры место между числом 28 и чертой. Подбираем эту цифру так, чтобы произведение этого трёхзначного числа на эту цифру было наибольшим, но не превышало числа 2304. Найденная цифра 8 является последней цифрой искомого результата, то есть квадратный корень числа 21904 будет равен 148.
Метод трудоемкий, а также требует логики и хороших вычислительных навыков.
2.4. Отбрасывание квадрата
Здесь необходимо уточнить, что этот способ применим только для извлечения квадратного корня из точного квадрата, а алгоритм нахождения зависит от величины подкоренного числа.
1. Извлечение корней до числа = 5625
Например: = = 31 + 25 = 56.
Число 3136 представим в виде суммы, выделив из этого числа квадрат 36, затем выделенный квадрат отбрасываем, к числу сотен первого слагаемого (31) прибавляем всегда 25. Получим ответ 56.
2.Извлечение корней больше числа = 5625
Например: = = 78 + = 78 + 11 = 89
Число 7921 представим в виде суммы 7800 и выделенного квадрата 121. Затем к числу сотен прибавить квадратный корень из 121.(11) Получим ответ 89.
Этот способ достаточно интересен и в какой - то мере оригинален, но достаточно сложен в запоминании из–за двойственности алгоритма и применим только для четырёхзначных чисел точных корней, но мы проработали множество примеров и убедились в его правильности. Кроме всего этот способ доступен тем, кто уже запомнил наизусть квадраты чисел от 11 до 29, ведь без их знания он будет бесполезен.
2.5. Арифметический метод
Для квадратов чисел верны следующие равенства:
1 = 12
1 + 3 = 22
1 + 3 + 5 =32
1 + 3 + 5 + 7 = 42 и так далее.
Поэтому, чтобы знать целую часть квадратного корня числа можно, вычитая из него все нечётные числа по порядку, пока остаток не станет меньше следующего вычитаемого числа или равен нулю. Подсчитав количество выполненных действий, определяем целую часть квадратного корня. Это и будет ответом
Например: чтобы извлечь произведём действия:
144-1=143
143-3=140
140-5=135
135-7=128
128-9=119
119-11=108
108-13=95
95-15=80
80-17=63
63-19=44
44-21=23
23-23=0
Общее количество вычитаний - 12, поэтому = 12.
Недостатком такого способа является то, что если извлекаемый корень не является целым числом, то можно узнать только его целую часть.
2.6. Извлечение квадратного корня из чисел, оканчивающихся на 25
Можно легко вычислить квадратный корень из чисел, оканчивающихся на 25, в тех случаях, когда ответ — целое число.
Для этого ту часть числа, которая стоит под корнем перед 25, надо представить как произведение двух последовательных чисел: a·(a+1). Тогда искомый квадратный корень равен a5. На практике этим способом можно без труда вычислить квадратный корень из трехзначных и четырехзначных чисел, оканчивающихся на 25. Рассмотрим этот способ на примерах.
Пример: , ,
Перед 25 стоит число 6. Его надо представить как произведение двух последовательных чисел: 6=2·3, то есть a=2. Значит,
= 25
75
= 135
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе работы по данной теме проведено исследование «Выявление способов извлечения квадратных корней, которыми владеют одноклассники и используют в решении». Основными методами исследования были: анкетирование (Приложение 5),анализ учебников по алгебре за курс 8 класса (Приложение 4) сбор информации, статистическая обработка и анализ полученных результатов.
Обработка анкетных данных (Приложение 1,2,3) учащихся 8 классов позволила сделать следующий вывод: школьники, при извлечении квадратных корней, чаще всего пользуются калькулятором и таблицей квадратов двузначных чисел. Другими способами извлечения корней мало кто пользуется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вычисление квадратного корня из многозначного числа и по сей день является трудной задачей, но мы нашли на неё ответ. В ходе данного проекта, мы проанализировали учебники, провели соцопрос и занялись исследованием по данной теме. Выявили, что проблема, которую мы выбрали, оказалась актуальной, как и было предположено. Хочется отметить, что каждый из выше перечисленных способов индивидуален, и любой сможет выбрать тот, который подходит именно ему. В заключение проекта хотелось бы отметить, что ученики, которым впоследствии представили эти методы вынесения многозначного арифметического корня (Приложение 6), сейчас активно используют хотя бы один из них в повседневной жизни.
Литература и сайты Интернета:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Учебник | Автор | Пункт | Способы извлечения из корня |
Алгебра 8 | Г.Р. Дорофеев С.Б. Суворова Е.А. Бунимович | 2.1 Задача о нахождении стороны квадрата. 2.2 Иррациональные числа. | С помощью таблицы квадратов двухзначных чисел. Разложение на множители. |
Алгебра 8 | Ю.Н. Макарычев Н.Г. Миндюк | 12. Квадратный корень. 14. Нахождение приближенных значений квадратного уравнения. 16. Квадратный корень из произведения дроби. | С помощью таблицы квадратов. С помощью калькулятора. Разложение на множители |
Алгебра 8 | А.Г Мордкович |
| С помощью калькулятора Таблица квадратов Разложение на простые множители |
Приложение 4
Анализ учебных пособий по алгебре 8 класса
Приложение 5
Анкета
Укажите свой способ извлечения корня:
_______________________________________________________
Спасибо за участие!
Приложение 6
≈
Например: чтобы извлечь √144 произведём действия: последовательно вычитаем нечётные числа 1,3,5,7 и т.д., пока остаток не получится 0.
Алгоритм нахождения зависит от величины подкоренного числа и делится на два случая:
Например:
Число 3136 представим в виде суммы, выделив из этого числа квадрат 36, затем выделенный квадрат отбрасываем, к числу сотен первого слагаемого (31) прибавляем всегда 25. Получим ответ 56.
Например: √7921
Число 7921 представим в виде суммы 7800 и выделенного квадрата 121. Затем к числу сотен прибавить квадратный корень из 121, т.е. число 11. Получим ответ 89.
МАОУ КСОШ-ДС
Авторы: Бублик Татьяна
Анемподистов Андрей
2019 г. Пыть-Ях
Пример: √625
Перед 25 стоит число 6. Его надо представить как произведение двух последовательных чисел: 6=2•3, то есть a=2. Значит, √625= √((2 ∙3)∙25) = 25
Для ручного извлечения корня применяется запись, похожая на деление столбиком. Выписывается число, корень которого ищем. Справа от него будем постепенно получать цифры искомого корня.
Разбиваем данное число справа налево по две цифры. У нас получилось три группы чисел (2'19'04), первое из которых однозначное число 1. Первая цифра искомого числа должна быть наибольшей, квадрат которой не превышает 2.
Это цифра 1, так как 12 = 1 < 2. Квадрат её, число 1, подпишем под числом 2 и вычитаем из двух число один. Сносим следующие две цифры 1 и 9. Слева от полученного числа 119 проводим вертикальную черту. Первую найденную цифру 1 удваиваем и подписываем слева от черты, оставляя место для одной цифры между двойкой и чертой.
Эту цифру подбираем так, чтобы произведение полученного двузначного числа на эту найденную цифру не превышало число 119. Этой цифрой является 4. Действительно, 24 ∙ 4 = 96 < 119. Найденная цифра 4является второй цифрой искомого числа. Вычитаем из числа 119 число 96 и сносим последнюю пару цифр 0 и 4. Образовалось число 2304. Снова удваиваем уже число 14 и также слева от черты пишем число 28, оставляя для следующей цифры место между числом 28 и чертой. Подбираем эту цифру так, чтобы произведение этого трёхзначного числа на эту цифру было наибольшим, но не превышало числа 2304.
Найденная цифра 8 является последней цифрой искомого результата, то есть квадратный корень числа 21904 будет равен 148.
Где X - число, из которого необходимо извлечь квадратный корень, а S - число ближайшего точного квадрата
Какая бывает зима
Снеговик
Сорняки
Чья проталина?
Дымковский петушок