В работе представлена история возникновения оценивания в России, Сравнение систем оценивания в России, Германии и Дании.
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_znaniy_v_raznyh_mira.doc | 291.5 КБ |
Муниципальная УЧЕБНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Оценивание знаний в разных странах
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 8 класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2», МО «Котлас»,
Архангельской области
Соловьевой Еленой Дмитриевной
Руководитель - учитель
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2», МО «Котлас»,
Архангельской области
Толстикова Светлана Николаевна
г. Котлас, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
Основная часть
Глава 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА …………………….…………………………………4
Глава 2 СИСТЕМА ОЦЕНОК В РОССИИ….…………………….……………………………5
Глава 3 СИСТЕМА ОЦЕНОК В ДАНИИ…………………………..………………………….6
Глава 4 СИСТЕМА ОЦЕНОК В ГЕРМАНИИ…………………………………………………7
Глава 5 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……………..…......9
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………....10
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ...………………….…………….…11
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ……. ……………………...……………...12
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ В ГЕРМАНИИ...……………...13
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОЦЕНОК В РАЗНЫХ СТРАНАХ…………...14
ВВЕДЕНИЕ
Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни.
Нет, без отметки не обойтись.
В.А.Сухомлинский
В советское время была разработана пятибалльная система оценивания знаний обучающихся. На современном этапе развития образовательной системы России возникла необходимость ее модернизации. Теоретически в школе используется пятибалльная система, а фактически она трёхбалльная, ведь отметки «единица» и «неудовлетворительно» практически не выставляются, и поэтому учителя прибавляют к оценкам плюсы и минусы. «Трехбалльной» системой не в состоянии отразить реальный уровень обученности и развития обучающихся и критерии оценок стали размытыми.
От пятибалльной системы оценок уже отказались многие страны, признав подобный вариант несостоятельным для современной системы образования. В настоящее время в мире существует множество систем оценивания знаний. Изучая критерии выбора систем оценок в других государствах, мы получаем информацию о системе образования за рубежом, знакомимся с одной из важных сторон жизни людей.
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучая систему оценок знаний в школах разных стран, мы узнаем много нового не только о зарубежных системах образования. Сравнивая другие школьные системы оценивания с российской, мы делаем выводы об ее оптимальности для современного образования.
Гипотеза: в наше время система оценивания не потеряла своей актуальности и все еще являются важным элементом образовательного процесса.
Цель: сравнить систему оценивания в России, Германии и Дании.
Задачи: - изучить историю возникновения школьной оценки;
- познакомиться с системами оценивания в разных странах;
- сравнить систему оценивания в России, Германии и Дании.
Объект исследования: система оценивания знаний школьников.
Предмет исследования: история развития системы оценивания знаний в России и Германии.
Методы исследования: диагностические (анкетирование, тестирование, проведение опросов), аналитические (обработка результатов исследования и их сравнение).
Практическая направленность: данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории и обществознания.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех 6aллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Баллы показывали место ученика среди других. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пятибалльная шкала, которую и заимствовали в России. Баллы перестали обозначать разряды учеников, а с их помощью старались оценить познания учащихся.
Система оценок была придумана с гуманной целью — избавить учеников от телесных наказаний. Первыми додумались иезуиты в XVI-XVII вв, их школы отличались экспериментаторским подходом к процессу обучения, программа была нацелена на всестороннее формирование личности сообразно религиозным заповедям. Иезуиты попытались заменить реальный кнут на «символический», а учеников в зависимости от их успехов стали делить на лучших, худших и средних. Впоследствии «средний класс» стал расслаиваться на тех, кто не дотягивает до лучших или не опустился до худших.
Система оценивания знаний – это система оценивания качества освоения образовательных программ обучающимися, важнейший элемент образовательного процесса. Оценка – это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Главной целью оценки является установление глубины и объема индивидуальных знаний, полученных каждым школьником.
Отметка - цифровой “аналог” оценки, способ выражения знаний обучающегося в балльной системе. Отметка должна быть выведена из оценки, а не наоборот. В развернутом оценочном суждении учитель может указать обучающемуся на его ошибки, пробелы в знаниях и замотивировать на улучшение качества знаний.
Оценка выполняет ряд функций: обучающая – нацелена на углубление знаний по предметам; воспитательная – формирует навыки систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям; стимулирующая – воздействует на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирование притязаний и намерений, поступков и отношений; диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний и умений обучающихся и своевременная корректировка учебной деятельности.
По словарю Ожегова Сергея Ивановича: оценка - мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-либо. Проанализировав два эти понятия, можно сделать вывод: оценка – выражается в вербальной форме, отметка – цифровое выражение знаний обучающихся.
ГЛАВА 2 СИСТЕМА ОЦЕНОК В РОССИИ
В России впервые оценивать знания начали в 1737 году, при императрице Анне Иоанновне. Оценки тогда были словесными, многообразными в пределах полярных понятий «хорошо – плохо». В списке студентов Киевской духовной академии (1737г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».
В дальнейшем последовала реформа образования при Николае I и русская школа пережила 3-, 5-, 8-, 10- и 12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально утверждена Министерством народного Просвещения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. Система была предложена Министром народного Просвещения графом С.С. Уваровым.
В ходе реформы образования, проведённой при Александра III (1880 г.), оценки успеваемости в Российской Академии Генерального штаба характеризовались следующим образом: 1 степень – успехи слабые, 2 степень – успехи посредственные, 3 степень – успехи удовлетворительные, 4 степень – успехи хорошие, 5 степень – успехи отличные.
Лицеист Александр Пушкин плакал, когда его заставляли решать арифметические задачи. Имея оценку "превосходно" по словесности, юноша-Пушкин часто получал самые низкие баллы по математике, чаще всего ему писали – «худ» или «очень слаб».
В конце 19 века родилась идея безотметочного обучения, которая успешно экспериментировалась в 1916 году. Министерство Просвещения было готово официально объявить об упразднении отметок в школах и в практику вводились простые уведомления родителей о случаях неуспеваемости детей.
В ходе Октябрьской революции 1917-го года когда всё старое, "царское" категорически отвергалось, Народный комиссариат Просвещения, который возглавила Надежда Константиновна Крупская (жена В.И. Ленина), посчитала, что мысль об отмене цифровой системы оценки знаний не так уж плоха и вполне соответствует лозунгу раскрепощения народа, провозглашенному Советской властью.
Вместо отметок учителя стали просто зачитывать индивидуальные характеристики учеников, причем в них учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественно-полезная активность ребёнка в школе и вне ее. Между тем, директива об отмене "двоек" и "пятерок" выполнялась педагогами без энтузиазма, многие продолжали выставлять ученикам привычные отметки.
В 1939 вернулись словесные оценки ("неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично"), а в 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5).
В 60 — 90-е годы ХХ в. СССР сложились три основных подхода к модернизации и гуманизации балльной отметки, используемой, в большей или меньшей степени, в рамках традиционной классно-урочной системы: в начале 1960-х годов было предложено понятие «поурочный балл».
В 1990-е гг. в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на многобалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговая. В 90-е годы использовались и различные методики оценивания деятельности школьников по конечным результатам. Одной из таких форм является сдача старшеклассниками в конце полугодия всего освоенного материала в ходе зачетной недели и соответственно получение «зачета» или «незачета». В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний, распространенные в США - это учебное «портфолио».
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ОЦЕНОК В ДАНИИ
Дания - страна практически всеобщей грамотности. Интересно, что среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Датчане считают, что обучение должно всесторонне развивать личность, а не превращать человека в заложника системы.
Образование в Дании нацелено на развитие любознательности и способности к саморазвитию. В школах стараются сформировать у каждого ученика уверенность, что его ценят за его собственные качества и умения. Программа в школах рассчитана на то, чтобы большинство учеников могли без труда её усвоить. В датских учебных заведениях существовал групповой экзамен (1993-2006 гг.), где каждый студент получал свой балл за ответ, но суммарная оценка зависела от результатов всей группы. С 2012 г. школы самостоятельно решают проводить групповой экзамен или нет. Особенность датского мышления в том, что у них нет стремления быть самым лучшим, благодаря чему такая система образования работает [5].
Кроме датского языка в образовательных учреждениях страны широко используется английский язык.
В Дании в качестве оценивания знаний учащихся используют оценки: -3, 00, 02, 4, 7, 10, 12. До 2007 года датчане пользовались 13-балльной системой. Но в результате проведенной реформы они определили для себя 7 оценок, которые посчитали достаточными для своих школьников.
ГЛАВА 4 СИСТЕМА ОЦЕНОК В ГЕРМАНИИ
Немецкая система образования несколько отличается российской. Значительное влияние на неё оказала историческая школа Германии. Закон страны - все граждане должны учиться и обязательное девятилетнее обучение. Система образования Германии предлагает много образовательных программ: Вальдорфская школа, программа Монтессори, частная школа Salem. Германия является отличной площадкой и для тех юношей и девушек, которых интересует искусство. На территории страны действует множество школ современного и классического дизайна, музыкальные учебные заведения [6].
Если ребёнок вдруг перестаёт посещать уроки без уважительной причины, решением этого вопроса занимается полиция. От детей требуется серьёзное отношение к системе образования, отличные оценки и намерение в дальнейшем поступить в хороший университет или другим образом продолжить жизнь, принося пользу обществу. Родителей, поощряющих прогулы своих детей, могут даже оштрафовать.
Начало уроков, так же как и продолжительность каникул, зависит от региона. В большинстве немецких школ занятия начинаются примерно во второй сентябрьской неделе. Каникулы по большей части длятся недолго, зато бывают чаще, чем принято у нас. Через каждые 3-5 недель дети получают законные каникулы. Самые длительные каникулы приходятся на летние месяцы.
Немецкое начальное школьное образование рассчитано на четыре года, в течение которых осуществляется интенсивная подготовка к дальнейшему процессу обучения. Окончание начальной школы — важный этап в жизни детей и родителей, требующий решения, куда дальше отправить ребёнка. Важнейшую роль играют итоговые оценки за последний год четырёхлетнего обучения. После того, как родители увидят оценки можно куда отправить учиться ребёнка, — в Монтессори, Salem или Вальдорфскую школу. В Германии с раннего возраста стремятся определить, к чему тяготеют дети, какие предметы из тех, что преподают, им больше нравятся, будет ли им интересно в перспективе развивать собственный бизнес в Германии, или более приемлемой будет спортивная карьера.
После окончания начальной школы родители должны выбрать школу для дальнейшего получения образования из нескольких вариантов:
В первом случае дети учатся 5 лет, а затем идут получать какую-то рабочую специальность. Настоящая школа (Realschule) – это альтернативная школа. Поступить в неё ребёнок может через два года после обучения в Главной школе (Hauptschule). Если у выпускника начальной школы итоговые оценки — только двойки и единицы, то дети продолжить получение образования в гимназии. В немецкой гимназии учатся 8-9 лет. Каждый год обучения в программу включаются новые предметы. Окончив гимназию, выпускник получает абитур, с которым может поступать в вуз на интересующий факультет, изучать основы бизнеса или экономические науки, осваивать дизайн в Баухаузе или углублённо осваивать английский язык.
В Германии используется 6-балльная система оценок, наивысший балл в которой - "единица". Оценки идут по убыванию уровня оценки от 1 до 6. Так же используется и словестная формулировка оценки (Приложение 4).
ГЛАВА 5 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В нашем исследовании приняли участие обучающиеся восьмых и девятых классов. Анализ результатов анкетирования показал, что 60% ребят различают понятия оценки и отметки, но не все респонденты смогли дать определение этим понятиям. 45% ответили, что отметка – это показатель знаний, а 22% затруднились с ответом, 47 % респондентов объяснили, что оценка – это оценивание знаний в школе, а 20 % - оценивание качеств человека. Интересно, что на вопрос, в какой стране впервые появилась «оценка», никто из опрошенных респондентов не назвал Германию, наиболее часто ребята отметили Англию, Грецию, Китай и Францию. Заинтересовал вопрос, а знают ли взрослые ответ на данный вопрос. Было проведен опрос взрослых, в том числе учителей школы. В опросе участвовало 20 человек, и только 9 опрошенных назвали Германию.
Из ответов респондентов установлено, что большинство обучающихся хотели бы узнать о системах оценивания в других странах, 14% опрошенных пожелали познакомиться с системой оценивания знаний в Китае, 12% - во Франции, 8% - в Японии и Англии, следовательно данный вопрос вызвал интерес у школьников. 32% респондетнов отметили, что в России оценивание знаний началось в XVII – XVIII веке (Приложение 1).
Большинство респондентов считают, что отметка нужна для определения уровня знаний обучающегося и дальнейшей мотивации, а полученный балл зависит только от подготовки самого школьника, качества усвоения им нового материала и заинтересованности в получении знаний. 58% опрошенных отметили, что отметки учителями выставляются объективно, 20% отмечают, что у преподавателя есть любимые ученики и 2,5% что невнимательно слушает ответ. Для самоутверждения получают хорошие отметки - 60%, ради похвалы родителей – 58%, избежать замечаний родителей и учителей – 54%, для уважения со стороны одноклассников – 8% и ради материального поощрения - 6%. Родители считают оценивание обучающихся важной составляющей образовательного процесса по следующим причинам: дисициплина - 60% опрошенных, стимул к учёбе – 53%,и 45 больше ответственности. Следовательно, можно говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы. Результаты анкетирования представлены в диаграммах (Приложение 2).
Для проверки гипотезы о том, что в наше время система оценивания не потеряла своей актуальности и все еще являются важным элементом образовательного процесса мы провели интервью с учителями МОУ «СОШ №2» и выяснили, что в современной школе используются: словесное оценивание, 5 – балльная система и критериальное оценивание знаний обучающихся, а знания выпускников 9 и 11 классах проверяются в ходе Государственной итоговой аттестации.в нашей школе преподаватели используют критериальную систему оценивания знаний.Если обучающимся будут понятны критерии оценки заданий, то они будут понимать какой объём работы им надо выполнить, чтобы получить максимальный балл, или выполнить задания на среднем уровне.Внутри критериальной оценки предусмотрен перевод оценки в баллы, что поможет учителю выставить текущую отметку в журнал. Нами было выделено, что 75 % респондентов удовлетворяет пятибалльная система оценки знаний школьников, около 90% респондентов не используют в оценивании результатов деятельности обучающихся полностью шкалу оценок 5 до 1. Следовательно данная система оценивания имеет и недостатки, поэтому учителя в своей деятельности применяют новые инновационные системы оценивания (Приложение 3).
Вывод: в рамках исследовательской работы выдвинутая гипотеза подтвердилась. По результатам анкетирования и изучения дополнительной литературы, можно сделать вывод, что оценка знаний обучающихся имеет огромное значение не только для самих школьников, но и дает родителям возможность контролировать успеваемость своих детей. На классном часе одноклассники были ознакомлены с результаты исследования и с системами оценивания в России, Дании и Германии.
В ходе сравнения систем оценивания знаний обучающихся в России, Германии и Дании мы выяснили следующие общие черты: во всех странах используется балльная система, словесное оценивание результатов деятельности школьников,оценкам за контрольную работу придаётся больше значения, имеются дневники, обязательным является девятилетнее образование. Различия в в самой балльной системе, отличаются и лучшие оценки и в каждой стране своя итоговая аттестация, а в России - это ГИА (Приложение 5)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования обучающихся, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.
Система оценивания знаний обучающихся в России, Германии и Дании не является стабильной, а менялась с течением времени и эпохи. В ходе исследования мы убедились, что в разных странах различная система оценивания знаний обучающихся: например, шкала оценивания, от 5 до 100 баллов, балльно – рейтинговая и другие. Так же убедились, что есть недостатки на сегодняшний день пятибалльной в средней школе и уже применяются новые инновационные системы оценивания. В ходе эксперимента мы убедились в том, что учителя нашей школы в основном используют существующую пятибалльную систему оценивания в школе, а также инновационную систему критериального оценивания.
На основе представленной информации можно сделать выводы о том, что каждая система имеет свои сильные и слабые стороны. По моему мнению, самой удобной является российская система оценивания знаний. Преимущество пятибалльной системы является простота критериев оценки. В отличие от других способов оценивания, где используются большее количество оценок, пятибалльная шкала включает не так много критериев, по которым определяется качество знаний полученного материала. Это занимает меньше времени на оценку знаний ученика.
В ходе исследовательской работы я получила представление о системах оценивания в Дании и Германии, познакомилась с интересными фактами о школах за рубежом и получила возможность сравнить условия оценки знаний учащихся с нашей системой оценок.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1
Анкета для обучающихся
1Различаются ли для вас понятия «оценки» и «отметки»?
Можете ли вы дать определение данным понятиям?
Приложение 2
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Различаются ли для вас понятия «оценки» и «отметки»? | В какой стране по Вашему мнению впервые появилась «оценка»? |
Можете ли вы дать определение данным понятиям? | |
Отметка – это: | Оценка – это: |
Когда по Вашему мнению в России началось оценивание знаний? | Интересно ли Вам какие системы оценивания знаний существует в других странах? |
О системе оценивания знаний какой страны Вам хотелось бы узнать? | Как вы считаете, нужны ли оценки и отметки в школе? |
Приложение 3
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ
10-балльная, словесная, рейтинговая и др.?
Приложение 4
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ В ГЕРМАНИИ
Соответствие словестной и цифровой оценки в школах Германии
1 — ausgezeichnet / sehr gut - Отлично
2 — gut - Хорошо
3 — befriedigend - Удовлетворительно
4 — ausreichend - Достаточно
5 — mangelhaft - Неудовлетворительно
6 — ungenügend - Недостаточно
В ряде учебных заведений используется более детальная 15-балльная система, где баллы количественно оценивают уровень знаний от 0 до 15 - чем больше баллов, тем больше уровень знаний. В этом случае пересчитать "традиционную" немецкую оценку в баллы можно следующим образом:
оценка 1 - 15 баллов
оценка 2 - 12 баллов
оценка 3 - 9 баллов
оценка 4 - 6 баллов
оценка 5 - 3 балла
оценка 6 - 0 баллов
Эта система так же удобна для оценки полученных знаний накопленным итогом - просто складываются результаты нескольких тестов или экзаменов.
В немецких вузах принята 5-балльная обратная система оценок от высшего балла "1" до "неудовлетворительной" оценки - "5":
1 — ausgezeichnet / sehr gut - Отлично
2 — gut - Хорошо
3 — befriedigend - Удовлетворительно
4 — ausreichend - Достаточно
5 — mangelhaft - Неудовлетворительно
Именно эта система оценок используется в требованиях учебных программ в немецких вузах для оценки достаточности уровня знания кандидатов на поступление в немецкий ВУЗ [5].
Приложение 5
СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ ОЦЕНОК В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Страна | Россия | Германия | Дания |
Общее | Оценка знаний учащихся производится в баллах | ||
Чем выше балл, тем лучше результат | |||
Оценкам за контрольную придается больше значения, чем за ответ у доски | |||
Имеются дневники (аттестаты) | |||
Обязательно девятилетнее обучение | |||
Различия | 5-ти балльная система | 6 – ти балльная система | 7-балльная (до 2007 года была 13- ти балльная система) |
ЕГЭ сдается в конце года | Abitur — финальный экзамен (от его названия происходит слово «абитуриент») | Экзамен проводится на усмотрение школы | |
Самая лучшая «5» | Самая лучшая «1» | Самая лучшая «12» | |
Оцениваются знания | Оценивается точность выполнения требований учителя | Оцениваются знания | |
На уроках дисциплина | Отсутствие дисциплины |
Красочные картины Джастина Геффри
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Девчата
Пустой колос голову кверху носит
Лавовая лампа