Искусство играет важную роль в жизни человека. Еще с древних времен люди создавали не только необходимые (бытовые) вещи вроде орудий труда, но и то, что может приносить удовольствие, украшать жизнь.
С помощью искусства человек выражает свои мысли, пытается донести какие либо идеи обществу, просто все это принимает вид произведений архитектуры, живописи, литературы, скульптуры и много чего еще, ведь существует огромное количество способов самовыражения.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Мозг и искусство" | 2.87 МБ |
Информация к презентации "Мозг и искусство" | 28.84 КБ |
Слайд 1
Мозг и искусство Выполнила учащаяся 10 «Б» класса Гузанова Яна МБОУ СОШ №7 г. Североморска Руководитель Гродь С.К.Слайд 2
Искусство – это разные виды культурной деятельности человека, направленные на познание мира с помощью художественных образов, воспроизводящие действительность через творчество и удовлетворяющие эстетические потребности людей.
Слайд 3
Литература Скульптура Театральное искусство Фотоискусство Киноискусство Музыкальное искусство
Слайд 4
Семир Зеки (британский нейробиолог )
Слайд 5
«Портрет Рене» 1924 «Нидерланды» 1944
Слайд 6
«Обмен» 1955 «Без названия» 1985
Слайд 8
Прослушивание знакомой музыки
Слайд 9
Прослушивание знакомой музыки Импровизация
Слайд 10
«Великий параноик» Сальвадор Дали 1936
Слайд 11
Итальянский психиатр Грациэлла Магерини
1. ИСКУССТВО.
Для начала стоит пояснить, что же такое искусство.
Общее определение гласит, что искусство – это разные виды культурной деятельности человека, направленные на познание мира с помощью художественных образов, воспроизводящие действительность через творчество и удовлетворяющие эстетические потребности людей.
Искусство играет важную роль в жизни человека. Еще с древних времен люди создавали не только необходимые (бытовые) вещи вроде орудий труда, но и то, что может приносить удовольствие, украшать жизнь.
С помощью искусства человек выражает свои мысли, пытается донести какие либо идеи обществу, просто все это принимает вид произведений архитектуры, живописи, литературы, скульптуры и много чего еще, ведь существует огромное количество способов самовыражения.
Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. Также можно добавить, что с помощью искусства мы можем узнать больше о культуре прошлых времен, изучая творческую деятельность людей, живших в тот или иной период.
2.МОЗГ И ИСКУССТВО
Все виды искусства так или иначе влияют на человека.
Например, когда мы разглядываем картины вне зависимости от того, кем они написаны, в мозге активизируется затылочная часть коры головного мозга, которая связана с анализом, восприятием и хранением зрительной информации.
Когда мы слушаем какую либо мелодию, мы стимулируем височные доли, отвечающие за восприятие слуховой информации, определение музыкального тона, ритма.
Известно, что сочинение, исполнение и прослушивание музыки задействует все наши когнитивные механизмы. Когда вы берете в руки гитару, «восприятие, память, внимание, моторика, эмоции, абстрактное мышление и понимание чужого сознания — все эти механизмы включатся в сложную работу. То есть, мозг работает еще интенсивнее, когда мы сами играем на пианино, рисуем или пишем стихотворение.
Нейробиологи утверждают, что общение с искусством, особенно в областях, связанных с выступлением на сцене, подстегивает работу мозга и прекрасно готовит его к занятию точными науками, в первую очередь развивая необходимую для познания концентрацию. Общение с искусством только на первый взгляд кажется малоэффективным. Искусство помогает быстрее и успешнее мыслить.
В качестве примера можно взять Альберта Эйнштейна. Он играл на скрипке с четырех лет. Музыка была соавтором его научных открытий. Отрываясь от формул, он брал в руки инструмент, извлекал из него несколько нот и снова возвращался в кабинет. Скрипка мобилизовала мозг физика, готовя его к генерации новых идей.
3.НЕЙРОЭСТЕТИКА.
Учение о нейрологических принципах создания и анализа произведений искусства называют нейроэстетикой. Нейэроэстетика является относительно новой областью эмпирической эстетики, которая использует научный подход в изучении эстетического восприятия музыки, искусства или любого другого объекта, который может вызывать в человеке эстетическую оценку. Нейроэстетика использует нейрологию для объяснения и понимания эстетического опыта на уровне нервной системы. Данное направление привлекает исследователей из многих областей, включая неврологов, историков искусства, художников и психологов.
Семир Зеки (британский нейробиолог) поясняет, что нейроэстетика предлагает совершенно новое понимание красоты. Она исследует, что общего у объектов красоты с точки зрения того, как мозг воспринимает их. А эти данные, в свою очередь, могут существенно помочь рекламному бизнесу, арт-индустрии
Исследования показали, что существует взаимосвязь между состоянием нервной системы художника и его художественной манерой. Так, травма мозга, полученная в течение жизни, может значительно изменить стиль произведений. В качестве примера исследователи приводят голландско-американского художника Виллема де Кунинга (1904- 1997). Он известен как абстракционист, но его работы не всегда были столь абстрактными. Прогрессирующая болезнь Альцгеймера существенно повлияла на позднее творчество Виллема, его работы стали более абстрактными.
4. МУЗЫКА.
Как уже упоминалось, каждый вид искусства влияет на человека. Но что же оказывает наибольшее влияние? Точного ответа на этот вопрос нет, так как все люди разные, у каждого свои интересы и предпочтения, также это зависит от физиологических данных. Лично для меня, как мне кажется, наибольшее влияние оказывает музыка, поэтому далее мы рассмотрим ее влияние на человека.
Сейчас мы слушаем музыку все время: когда просыпаемся, куда то едем, чем то занимаемся. Музыка влияет на все аспекты жизни человека. Она может зарядить нас энергией или ,наоборот, расслабить. Также она может изменить наше настроение как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Ещё с древних времён люди заметили сильное влияние звуков. Они активно применяли музыку в религиозных обрядах, для поднятия боевого духа в сражениях, а позже - и для врачевания недугов. Поэтому можно сказать, что музыка оказывает очень мощное влияние на настроение людей, на их эмоции
Интерес к влиянию музыки на мозг привел к появлению нового направления исследований-нейромузыкологии, которое исследует, как нервная система реагирует на музыку.
Воздействие музыки на психику человека происходит через звуковое восприятие, на физиологическом и психологическом уровне. Музыка - это волна, которая оказывает влияние на мозг и весь организм человека через определённые сигналы посредством нейронов. Таким образом, реакцию на музыку обеспечивает нервная система, взаимосвязанная со всеми органами человека.
Очень часто, когда мы слушаем музыку, нам хочется танцевать. Но почему же так происходит? Известно, что музыка стимулирует зоны удовольствия, такие как орбитофронтальная кора, расположенная непосредственно за глазами, а также область среднего мозга, называемая вентральным стриатумом . В частности, количество активаций в этих областях совпадает с тем, насколько нам нравятся мелодии. Кроме того, музыка активизирует мозжечок, находящийся в основании головного мозга, который участвует в координации и синхронизации движений. Cкоординированные движения, выполняемые под музыку, стимулируют центр удовольствия в мозге. Причем активизация этого участка мозга и повышенная выработка гормона дофамина происходят во многом именно из-за музыки, а не движений. То есть приятные ощущения, возникающие при прослушивании мелодии и ее ритма, усиливаются, если не просто слушать музыку, а двигаться в такт с ней.
Источник: https://sciencepop.ru/pochemu-lyudi-tantsuyut/
Как я уже упоминала, создание музыки - это сложная работа, в которой задействованы почти все участки головного мозга. Чтобы проследить сравнение работы мозга в процессе прослушивания музыки и её создания, в марте 2019 года Лим Чарлз, нейробиолог, изучающий влияние музыки на мозг человека, пригласил профессионального джаз исполнителя для своего исследования, которое проходило в «Институте мозга и творчества». Исследования состояло в том, что музыкант должен был прослушать одну из своих песен, находясь в аппарате МРТ. Результат был таков: больше всего были задействованы те части головного мозга, которые отвечают за двигательные навыки и слуховое восприятие (обозначены желто- оранжевым цветом). Затем Лим поставил мелодию и попросил музыканта импровизировать. Далее можно заметить, что при импровизации задействован почти весь мозг.
Мы знаем, что существует огромное количество разных музыкальных жанров, но одинаково ли все они влияют на человека?
Классическая музыка
Если говорить о классической музыке, (написать про моцарта) то ученые утверждают, что в большинстве случаем она положительно влияет на психику человека. Особенно советуют произведения Моцарта, Вивальди, Чайковского, Шуберта. Почему классическая музыка так полезна и активно применяется в музыкотерапии, способствует успокоению, нормализации работы организма?
Главная особенность этой музыки в том, что она легко воспринимается организмом и способствует нормализации работы сердечно- сосудистой системы и других органов. Замечено позитивное влияние этих композиций даже на примере животных и растений, они быстрее растут и развиваются.
При проведении исследований МРТ под воздействием классической музыки, заметили активизацию всего головного мозга, а не только определённой части, человек полностью вовлекается в прослушивание.
Рок-музыка
Теперь рассмотрим более популярный жанр – рок-музыка. Наблюдения показали, что воздействие музыки на психику человека рок - стиля проявляется в усилении эмоций позитивного и негативного характера. Эта музыка может заряжать человека уверенностью, добавлять решительности. Конечно, жёсткий рок тяжело воспринимается организмом, особенно на высокой громкости. Такая музыка ведёт к повреждению психики, человек теряет ориентацию в пространстве, частично могут быть провалы в памяти. Так что если и слушаем, то слушаем не громко, а если громко, то недолго. Также существует мелодичный рок, который может быть полезным в определенной мере, особенно при использовании живых инструментов в мягкой подаче. Позитивный пример: "We are the champions" (гр. Queen) - песня красивая мелодично и имеет довольно сильный текст, воодушевляет и заряжает энергией. Многие люди называют её одной из любимых, она помогает поверить в свои силы, обрести уверенность для достижения наивысших вершин. Кстати, она же возглавила список самых любимых песен планеты.
Таким образом, воздействие музыки на психику человека зависит от её энергетики, смысла, заложенного автором, на какой волне с жизнью он находился, какие мысли у него преобладали.
5. КАК МЫ РЕАГИРУЕМ НА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
А как же изобразительное искусство влияет на человека?
Так же как и музыка, изобразительное искусство присутствует в нашей жизни практически везде. Это здания, что нас окружают, фотографии, дизайны интерьера, одежды, обложек книг и так далее.
Канадские физиологи определили, что, когда человек смотрит на произведение искусства, он приходит к выводу «не нравится» за две секунды, а к положительному отзыву — за четыре. Во втором случае особо возбуждается зрительная кора. Кроме того, в обоих полушариях особенно активизируется веретёновидная извилина височной доли головного мозга, которая служит для распознавания лиц. Если же произведение искусства не понравилось, быстро падает активность орбитальной префронтальной коры (эта часть мозга находится прямо над глазами), словно мозг решает: нечего тратить время и силы на рассмотрение того, что не понравилось
Человеческий мозг устроен так, что любую визуальную информацию он раскладывает на разные компоненты. Так, цвет, яркость, движение — все это обрабатывается в разных участках мозга и приводит к разным эффектам. В результате картирования мозга методом МРТ во время просмотра испытуемыми картин учёные выяснили, что этот процесс вызывает активность в областях мозга, связанных с «видением, удовольствием, памятью, распознаванием и эмоциями, в дополнение к отделам, которые отвечают за осознанную обработку новой информации присваивание ей смысла. Во время просмотра работ художников или фотографов наши нейроны разыгрывают целый спектакль, созданный из мимолётных воспоминаний, неожиданных образов и ярких эмоций.
Также исследования показали, что абстрактное искусство стимулирует, пусть и незначительно, все участки мозга, в то время как разные жанры фигуративной живописи — только отдельные. Вот почему дети в возрасте до года проявляют мало интереса к детализированным реалистичным иллюстрациям — у них еще не созрели те зоны мозга, которые позволят оценить такие изображения.
Значительную роль в визуальном восприятии чего- либо играет цвет. Каждый цвет влияет на человека по- разному, например, красный и оранжевый помогают повысить тонус и зарядиться энергией, а зеленый и синий успокаивают и помогают расслабиться. Но опять же, все люди разные, и все зависит от индивидуальных предпочтений, ведь почти у каждого человека есть цвета, которые ему нравятся, а есть и такие, которые вызывают отвращение. Именно поэтому поиск особого цветового решения – один из главных вопросов, стоящих перед художником, ведь при этом нужно учитывать психологические тонкости и понимать, как цвета могут повлиять на передачу той или иной идеи, которую он хочет донести.
Так же известно, что обходимость группирования фрагментов, точек, форм, красок дарят мозгу приятные ощущения.
Достаточно вспомнить, как дети любят собирать пазлы или находить на картинках спрятанные предметы. В живописи этот эффект соединения фрагментов тоже присутствует. В качестве примера можно привести картину Сальвадора Дали «Великий параноик», где мозг из отдельных элементов должен «собрать» очертания лица.
Иногда случается так, что у человека, пораженного произведением искусства, учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, может наступить помутнение сознания и даже обморок. Научное описание этого состояния, возникающего под впечатлением от необычайно красивых произведений живописи, скульптуры, архитектуры, иногда — от красоты природы, впервые дала итальянский психиатр Грациэлла Магерини в 1979 году, которая исследовала и описала свыше 100 одинаковых случаев среди туристов во Флоренции. Чаще всего это происходило в галерее Уффици. Это явление получило название «Синдром Стендаля». Сейчас это проявляется не слишком часто, однако смотрителей флорентийских музеев теперь специально обучают приёмам первой помощи в таких случаях.
https://www.ted.com/talks/anita_collins_how_playing_a..
Военная хитрость
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Стеклянный Человечек
Рисуем лошадь акварелью
Две лягушки