Работа о значении победы в Полтавской битве
Вложение | Размер |
---|---|
nogoyu_tvyordoy_stat_pri_more.docx | 36.08 КБ |
Оглавление
1.Введение
Я выбрал эту тему, потому что мне интересно изучать исторические события, связанные с царём Петром Алексеевичем. Ознакомившись с фактами его биографии, я узнал, что царь был человеком умным и смелым, он очень любил свой народ и свою страну. Одним из главных достижений Петра стала победа под Полтавой в Северной войне. Я бы хотел подробней рассказать о ходе этой битвы, ведь как необходимо было для России «ногою твердой стать при море!».
Цели проекта:
Задачи проекта:
Методы проекта:
2.Гипотеза.
Действительно ли битва под Полтавой стала поворотным событием в развитии российского государства?
3. О Петре I
Изучение первых лет жизни Петра имеет большую важность в том отношении, что позволяет понять, в какой обстановке развивался его характер, какие впечатления вынес Петр из своего детства, как шла его умственная жизнь, какое отношение сложилось в нем к среде, его воспитавшей. Существует мнение, что бурное детство было причиной всех дальнейших резкостей в поведении Петра и вызвало в нем жгучее озлобление против старины, стоявшей помехой на его дороге.
Петр I Великий родился 30 мая (9 июня) 1672 в Москве в семье российского царя Алексея Михайловича. В 4 года Петр лишился отца. Когда пошел ему восьмой год, он начал учебу. Приставили к царевичу учителем Никиту Зотова. Учил он Петра точно так же, как учили в то время всех других детей.
Петр получил скромное образование. Его учителя не принадлежали к числу образованных людей. Большинство знаний он приобрел в зрелые годы, не уставая учиться.
Во время уроков любил слушать царевич разные истории Зотова, особенно о своих далеких предках и их ратных делах. Петру нравилось рассматривать рисунки разных сражений, воинов и оружия, изображения кораблей и пушек.
Весной 1682 года Петр был провозглашен царем, но правили тогда за него другие. Он с матерью переселился в село Преображенское.
Еще, когда Петр был совсем маленьким, царь Алексей Михайлович приказал набрать для него товарищей из сыновей придворных. Образовался целый «потешный полк». В Преображенском он пополнился детьми крестьян близлежащих деревень.
Одев солдат в темно-зеленую форму. Петр приказал иноземному офицеру обучать их военному делу. И сам начал службу простым барабанщиком. Стал Петр требовать из Московской оружейной палаты разные боеприпасы. Прежде всего ружья и пушки.
Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность.
Военными потехами и женитьбой окончился период отроческой жизни Петра. После смерти матери (1694 г.) Петр становится вполне самостоятельным. В свои 20 - 22 года Петр многое знал и многое умел сравнительно с окружающими. Самоучка или под случайным руководством он познакомился с военными и математическими науками, как с кораблестроением и военным делом. Руки его были в мозолях от топора и пилы, физическая деятельность и подвижность укрепили и без того сильное тело.
4. Значение войны со Швецией
В Преображенском осенью 1699 г. происходили в глубокой тайне переговоры о союзе. Результатом их явился союзный договор Петра с Августом, по которому Петр обязывался вступить в войну со Швецией, но оставлял за собой право начать военные действия не ранее заключения мира с турками. Такое направление дал Петр своей дальнейшей политике. Можно с достоверностью сказать, что при самом начале войны со Швецией у Петра была единственная цель - завладеть берегом Финского залива, приобрести море с удобной гаванью. Союзники Петра думали эксплуатировать силы России в свою пользу, получить русские войска в свое распоряжение и направить их для завоевания южных шведских областей на восточном берегу Балтийского моря, они не желали усиления России и боялись, что Петр будет действовать на севере в своих исключительно видах. Боязнь их была основательной; верный традициям родины, Петр немедленно после заключения договора начинает военные разведки в окрестностях Нарвы, важнейшей шведской крепости на Финском заливе. Очевидно, Петр думает о приобретении ближайших к Руси балтийских берегов, а не о простой помощи союзникам. С 1700 г. Петр начал шведскую войну (главное дело его внешней политики), которая закончилась лишь в 1721 году заключением мира.
Заключение этого мира для московского государства определяется кратко: Россия становилась главной державой на севере Европы, окончательно входила в круг европейских государств, связывала себя с ними общими политическими интересами и получила возможность свободного сообщения со всем Западом за счет новоприобретенных границ.
5.Полтавское сражение
Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике, началась с поражения русской армии под Нарвой в ноябре 1700 года. Однако этот урок пошел Петру впрок: он понял, что причина поражения прежде всего в отсталости русской армии, и с еще большей энергией принялся за ее перевооружение и создание регулярных полков, сперва путем сбора "даточных людей", а с 1705 с помощью введения рекрутской повинности. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Множество церковных колоколов было перелито на пушки, а на конфискованное церковное золото закуплено оружие за границей.
Крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII, состоялось утром 27 июня 1709 года в 6 верстах от Полтавы на русских землях. Именно под Полтавой был заложен прочный фундамент последующих побед русской армии. На тот период Шведская армия считалась непобедимой (приложение 1).
Петр сказал своим солдатам: «Воины, помните, что вы сражаетесь за свою родину и весь русский народ. Будьте храбры, товарищи. Я буду с вами. Знайте, что мне жизнь не дорога. Хочу только добра и славы для России.»
В два часа ночи шведская пехота четырьмя колоннами выдвинулась из-под Полтавы, за ней следовали шесть конных колонн. К рассвету шведы вышли на поле перед русскими редутами.
«Редуты – земляные валы, впереди и позади которых выкопаны рвы.» [4;стр.254]
Князь Меншиков, выстроив своих драгун в боевой порядок (приложение 2), двинулся навстречу шведам, желая встретить их как можно раньше и тем самым, выиграть время для подготовки к бою главных сил.
«Драгун – конник, по оружию и приемам способный также для пешего боя.» [3; стр.102]
Жестокий упорный бой продолжался больше часа ( приложение 3), за это время главные силы русских успели подготовиться к бою. Когда шведы увидели наступавших русских драгун, их конница проскакала в промежутках между колоннами своей пехоты и стремительно бросилась на русскую конницу. К трем часам утра перед редутами уже кипел горячий бой. Сначала шведские кирасиры и небольшой отряд запорожских казаков потеснили русскую кавалерию.
«Кираса – латы; грудные латы из двух половинок: нагрудника и тыльника.»[3;стр.146]
Но быстро оправившись, русские регулярные конные части, поддержанные калмыками, повторными ударами оттеснили шведов (приложение 4).
«Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.»
(приложение 5)
Прорвавшись через редуты, основная часть шведов, попала под сильный артиллерийский и ружейный огонь (приложение 6,7) из русского лагеря и в беспорядке отошла в Будищенский лес( приложение 8). Около шести часов утра Пётр вывел армию из лагеря и построил её в две линии, в центре, на левом кавалерию Меншикова, а на правом — кавалерию генерала Боура. В лагере был оставлен резерв из девяти пехотных батальонов.
«Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Ровняясь строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.»
(приложение 9)
Шведская армия выстроилась против русских полков в линейном боевом порядке ( приложение 10).
«...Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!»
(приложение 11)
Наступающие шведы, были встречены сильнейшим огнём русской артиллерии. Устрашающий огонь русской артиллерии расстроил неприятельские ряды. В первые полчаса оружейный и орудийный огонь принес шведам громадный урон. Воины Карла XII потеряли больше половины своего состава ( приложение 12).
В 9 часов утра остатки шведской пехоты, численностью около 4-х тыс. человек, построившись в одну линию, атаковали русскую пехоту, выстроенную в две линии примерно по 8 тыс. каждая. Сначала противники вступили в огнестрельный бой, затем начали рукопашную схватку (приложение 13).
Шведы ринулись в штыковую атаку. В ожесточенной рукопашной схватке им удалось потеснить центр первой линии русских (приложение 14). Но Петр I, внимательно наблюдавший за ходом битвы (приложение 15), лично возглавил контратаку батальона и отбросил шведов на исходные позиции ( приложение 16).
«В огне, под градом раскалённым,
Стеной живою отражённым,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.»
(приложение 17,18)
Русская пехота, воодушевленная примером Петра, его ратным мужеством, стала теснить противника, а конница охватила его фланги (приложение 19). К 11 часам шведы начали отход, вскоре превратившийся в паническое бегство.
«Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор — и враг бежит.
И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.»
Много шведских генералов попалось в плен к русским. После битвы царь Петр пригласил их к себе в палатку, возвратил им отнятые у них шпаги, а затем сел за стол и посадил с собой своих пленников.
«Вы – мои учителя,- сказал он,- вы научили меня сражаться.»
Полтавская победа прославила Россию. Другие земли стали удивляться ее богатству и могуществу. Храбрости ее войск и величию ее царя.
Много потрудился Петр Великий для славы России и пользы своего народа.
Полтавское сражение определило победоносный для России исход длительной Северной войны ( приложение 20), подняло, международный авторитет России и положила конец господству Швеции, как одной из ведущих военных сил в Европе. Умелое построение боевого порядка, инженерное оборудование поля, создание передовой позиции, выделение значительного резерва, использование свойств закрытой местности в интересах боя , во всем этом, Русская армия, руководимая Петром I, отходила от шаблонов линейной тактики. Кроме того, сражение под Полтавой показало огромное значение морального духа войска для победы в бою.
Не забыли люди о подвигах русских солдат под Полтавой и воздвигли в память о них белокаменную церковь (приложение 21).
6. Практическая часть.
Я решил провести опрос среди одноклассников, с целью выявить на сколько хорошо они знают историю времен Петра I. В виде тестирования задавалось 3 вопроса. И вот какие результаты я получил:
Вопрос | Кол. отв-ших | Варианты ответов | ||
Кто был первым русским императором? | 23 чел. | Иван IV Грозный | Ярослав Мудрый | Петр I |
26% | 9% | 65% | ||
После какого сражения Россия стала называться Российской империей? | 23 чел. | Куликовская битва | Полтавская битва | Бородинское сражение |
13% | 87% | 0% | ||
Кто создатель национального флага России? | 23 чел. | Царь Иван IV | Император Петр I | Президент Ельцин Б.Н. |
13% | 13% | 74% |
7.Заключение
Победа под Полтавой в Северной войне в целом спасла русский народ от порабощения, способствовала освобождению от шведского гнета. Она создала необходимые предпосылки для возврата захваченных ранее шведами русских земель. Швеция навсегда утратила значение великой военной державы. В то же время значительно возрос авторитет России. Победа укрепила ее могущество, международный престиж, убедительно подтвердив роль и значение страны в качестве одной из крупнейших мировых держав. Царь Петр I был провозглашен императором, а Россия стала называться империей.
7.Библиографический список
Шум и человек
Ель
Рисуем белые грибы пастелью
За еду птицы готовы собирать мусор
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?