Цель работы: выявить роль хлеба в жизни человека и отражение хлебной темы в произведениях русских писателей.
Объект исследования: слово «хлеб».
Задачи: - рассмотреть и изучить слово «хлеб» в произведениях русских писателей;
- провести наблюдение, как живет это слово в фольклоре;
- определить роль хлеба в произведениях русских писателей.
Методы исследования: анализ словарных статей, толковых словарей, изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы, наблюдение, обобщение, анкетирование, сочинение.
Вывод:
Вложение | Размер |
---|---|
sugdur_n.v._rabota.doc | 95 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шуурмакская средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва»
исследовательская работа на участие в ХХIII Республиканской
научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»
«Неразрывность хлеба с жизнью человека»
Выполнила: Сугдур Наталья,
ученица 6 класса МБОУ ШСОШ
Руководитель: Иргит Торгу Азиатовна,
учитель русского языка и литературы
Шуурмак – 2019
Содержание
Введение ………………………………………………………….……..…3
Глава I. Значение слова «хлеб» в словарях…………………….………..5
1.2. Пословицы и поговорки о хлебе……………………………………..7
Глава II. Роль хлеба в произведениях…………………………………....8
2.1. Хлебная тематика в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»……9
Глава III. Практическая часть. Анкетирование, сочинение учащихся МБОУ Шуурмакской СОШ………………………………………………11
Заключение………………………...……………………………………..13
Список литературы…………………………………………………...…14
Введение
2019 год объявлен Годом человека труда в Республике Тыва. Именно трудом мы зарабатываем себе на хлеб. Не зря говорят в народе «Хлеб - всему голова». Недаром дорогих гостей на Руси издавна встречали хлебом с солью.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет: «Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я поставил бы три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разорвать никогда. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом. Какой бы из этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим человеком…»
Актуальность темы. Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Без него не обходится ни один прием пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Многие дети не знают о ценности хлеба, о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к нему небрежно.
Цель работы: выявить роль хлеба в жизни современного человека и отражение хлебной темы в произведениях русских писателей.
Задачи:
- рассмотреть и изучить слово «хлеб» в произведениях русских писателей;
- провести наблюдение, как живет это слово в фольклоре;
- определить роль хлеба в произведениях русских писателей.
Объектом исследования данной работы выступает слово «хлеб».
Методы исследования:
- аналитическое чтение литературы и контекстуальный анализ текста,
- наблюдение над словом, работа со словарем,
-анкетирование, рисунки, сочинения.
Значимость и прикладная ценность исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к изучению данной темы, прививать учащимся интерес к предмету русский язык и литература посредством исследовательской деятельности. Привлечь внимание к чтению художественного произведения. Исследовательскую работу можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классах, в качестве презентации при изучении раздела «Лексика», на уроках литературы, внеклассных мероприятиях, а также как пример для создания других исследовательских проектов.
Глава I. Значение слова «хлеб» в различных словарях
Исследуя данное слово, нельзя не обратиться к различным словарям. Так, что же такое хлеб? Откуда появилось это слово? В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается такое толкование слова «хлеб».
ХЛЕБ
ХЛЕБ, -а, мн. хлебы, -ов и хлеба, -ов, муж.
1. ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки (во 2 знач.). Печёный х. Ржаной или чёрный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен.: о пропитании, пище вообще).
2. (мн. хлебы). Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий х. Ставить хлебы в печь.
3. ед. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку (во 2 знач.). Сеять х. Сдача хлеба государству. Х. всему голова (посл.).
4. (мн. хлеба). Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.
5. (мн. хлеба), перен. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек (посл.). Быть на хлебах у кого-н. (устар. и прост.).
6. ед. Средства к существованию, заработок. Эта работа верный х.
Хлеб да соль (устар. и прост.) приветствие тому, кто ест.
Второй хлеб о картофеле.
Хлебом не корми кого (разг.) о чьём-н. сильном увлечении, желании. Его хлебом не корми, только пусти на каток.
Хлеба не просит что (разг.) о вещи, к-рая хранится, никому не мешая, и может когда-н. пригодиться.
Свой хлеб есть (разг.) самому зарабатывать себе на жизнь.
И то хлеб (разг.) и за это спасибо (о чём-н. немногом). Помог немножко и то хлеб.
Хлеб отбить (отнять) у кого (разг.) лишив чего-н., перебив, захватить, оказаться первым.
*| уменьш.-ласк. хлебушко, -а, муж. (к 1, 2, 3 и 4 знач.; устар.), хлебушек, -шка, муж. (к 1, 2, 3 и 4 знач.) и хлебец, -бца, муж. (к 1, преимущ. в род., дат. и твор., 2, 3 и 4 знач.).
*| прил. хлебный, -ая, -ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.).
Современный этимологический словарь русского языка М.Ю. Евсеева:
ХЛЕБ. «Продукт питания, выпекаемый из муки».
По традиционным предположениям, слово хлеб является древним заимствованием эпохи общеславянского единства из германских языков. Так, готское слово hlaifs, древневерхненемецкое hleib, древнеисландское hleifr имеют значение «хлеб».
Но некоторые языковеды выделяют в слове праиндоевропейский корень *(s)kloib(h)os, соотносимый с латинским словом libum, означающий «(жертвенный) пирог», «лепешка». В таком случае, слово хлеб исконно и для германских, и для славянских языков.
Кроме того, существует предположение, что первоисточник всех родственных слов в различных индоевропейских языках – пока еще не известное слово доиндоевропейского, средиземноморского происхождения.
Таким образом, общим признаком становится тот факт, что хлеб является продуктом питания и слово «хлеб» исконно и для германских, и для славянских языков.
1.2. Пословицы и поговорки о хлебе
Глава II. Роль хлеба в произведениях
В стихотворении А. Прокофьева и В. Бакалдина хлеб характеризуется различными прилагательными.
Не о звездах на небе,
А о хлебе,
О хлебе –
О родном, неразлучном –
И так без конца
Все о том, о насущном,
Что в поте лица…
Хлеб целинный,
Глубинный,
Хлеб предгорный,
Долинный,
Хлеб тамбовский,
Кубанский –
Хлеб
Рабоче – крестьянский;
Хлеб орловский,
Елецкий,
Хлеб
Республик Советских,
Хлеб отменный
С Алтая,
Хлеб –
Стена золотая.
Ты стоишь,
Словно войско,
Боевой,
Комсомольский;
Ты стоишь,
Словно войско,
Каждый колос –
Геройский!
***
У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Хлеб не только
Белый,
Серый,
Сдобный,
«Докторский»,
Ржаной.
Он еще, сказать к примеру,
Трудовой
И даровой.
Легкий – тяжкий,
Горький – сладкий,
Хлеб различен меж собой.
У него свои повадки.
У него характер свой…
Эти прилагательные играют важную роль в стихотворениях. Они дают нам представление о хлебе и способах его добычи. Также они придают стихотворениям образность, делают красочной, яркой.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Ничто не достается человеку без напряжения, без усилий, без пота и усталости, без тревог и волнений. Но главное, на чем всегда будет держаться человек, - его ум, совесть, человеческая гордость, - он всегда будет добывать хлеб в поте лица своего. Будет всегда тревога вспаханного поля, сердечная забота, как о живом существе, о нежном стебельке пшеницы. И неудержимое стремление к тому, чтобы земля давала все больше и больше, - на этом всегда будет держаться хлебный корень человека.
2.1. Хлебная тематика в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Всего девять лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. У войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Лучшее отдавали фронту, а для себя в тылу пекли лепешку с добавлением лебеды или мерзлой прошлогодней картошки, хорошего, настоящего хлеба почти не видели. («Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам «побираться»…и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба…»).
Образ хлеба символический. Традиционно он означает плодородие, достаток, домашний уют, счастье. У славян он символизировал также солнце. Отсюда и круглая форма каравая. Так, в сказке К. Паустовского этот образ появляется девятнадцать раз. Сначала автор не говорит о нем прямо, зато рассказывает о старом мельнике Панкрате, который уже почти не молол хлеб, но мука навсегда въелась в его одежду. Эта деталь показывает любовь старика к его труду и уважение к хлебу.
Далее мы читаем, что «кусок хлеба, круто посыпанный солью» ест Филька. Филька - главный герой сказки, подросток, который живет со своей бабушкой. Нет в его сердце доброты ни к людям, ни к животным. Он обидел вороного коня, который был ранен в ногу во время войны («Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу... Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег…»). В этом эпизоде хлеб такой же холодный, как и Филькино сердце и такой же соленый, как характер мальчишки.
После этого о хлебе рассказывает Филькина бабка. Она вспоминает, что когда-то через их деревню шел солдат-калека. Он зашел к одному мужику и попросил хлеба. Хозяин швырнул кусок под ноги бедолаги и посмеялся над ним. Солдат с трудом дотянулся до корки и заметил, что она черствая. И в этом эпизоде хлеб отображает душу скупого мужика. Природа не смогла простить скупому хозяину жадность и небрежное отношение к хлебу. Наказано было все село.
В конце сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька с ребятами пробивает лед, чтобы запустить мельницу и намолоть муки. Получается, что это хлеб объединил ребят, научил им помогать друг другу в трудных ситуациях. Товарищам удается запустить мельницу и вскоре по деревне разносится аромат свежей выпечки. Вот здесь-то и появляется образ теплого хлеба, который можно толковать не только в традиционном ключе, но и как символ спасения, дружбы, взаимопомощи.
С хлебом-солью Филька приходит к коню, чтобы помириться. Животное принимает угощение в знак примирения. В этом эпизоде посредством образа хлеба автор показывает, каким стало сердце главного героя. Оно размякло и научилось дарить тепло, как хлеб, который только-только вытащили из печи. Также в произведении используется синонимы этого слова (буханка, мука, зерно, плесень, черствый, кусок, корка, тесто, хлеб-соль). Они помогают более четко и ясно раскрыть символ этого слова.
Таким образом, хлеб в произведении помогает развить сюжет, показать характер главного героя, отобразить перемены, произошедшие в душе Фильки.
Глава III. Практическая часть. Анкетирование, сочинение учащихся
С целью узнать роль хлеба в жизни современного общества, мы провели анкетирование-опросник, в котором всего 6 вопросов:
а) да
б) нет
а) каждый день
б) через день
в) 2 раза в неделю
г) не покупаю
а) каждый день
б) редко
в) не употребляю
а) цена
б) упаковка
в) внешний вид
г) дата производства
а) магазин
б) пекарня
в) супермаркет
г) не покупаю, пеку сама
а) да
б) нет
Всего в опросе приняли участие 14 человек. Среди них есть и учащиеся, и учителя МБОУ Шуурмакской СОШ. В ходе опросника установлено, что все, 14 чел. (100%) любят есть хлеб. Покупают этот продукт каждый день – 5 чел., через день – 4 чел., 2 раза в неделю – 2 чел., не покупают, сами пекут – 3 чел. (20%). Употребляют хлеб каждый день – 10 чел. (75%), редко – 4 чел. (25%), людей, которые не употребляют - нет. Четвертый вопрос: Все опросившие люди обращают внимание, в первую очередь, на внешний вид и дату производства. И покупают в магазине 11 опросивших людей (80%). О полезности хлеба говорят 13 чел. (90%), не полезным считает всего 1 чел. (10%).
Таким образом, можно сделать вывод, что хлеб играет важную роль в судьбе современного человека, особенно в сельской местности, он не утратил своего статуса, как основного компонента жизни. При выборе хлеба люди не рассматривают в приоритетах цену и упаковку, а обращают внимание на внешний вид и на дату производства.
Заключение
Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина. Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека, воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить: «Хлеб – это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба.
Хлеб – это не просто еда. Это тяжелый труд тысячи людей, которые вложили в него всю свою душу, любовь, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые еще помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну.
Таким образом, в произведениях русских писателей слово «хлеб» играет большую и очень важную роль для воспитания и выбора профессии подрастающего поколения. А современный человек воспринимает хлеб как жизненно важный продукт питания.
В современном обществе ещё не нашли замену слове «хлеб». Поэтому слово хлеб всегда актуальна, нова и незаменима.
Список литературы
1. Евсеев М.Ю. Современный этимологический словарь русского языка. История заимствованных слов: ок. 1000 слов, пришедших в русс. яз. Со всего света. – М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2009. – 381 с.
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке / Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. – 255 с.
3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. – 2 ч. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.
4. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.И.Соболев. – М., 1993
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: ок.100 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Проф. Л.И. Скворцова.– 27 изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: 2011.–736 с.
Приложение 1
Хлеб – всему голова
С давних времен хлеб играл очень важную роль в жизни человека. Во времена войны хлеб помогал выживать нашим дедам и прадедам. В то время хлеб очень высоко ценили и почитали. Недаром говорят, хлеб – всему голова. В настоящее время есть много разновидностей хлеба и каждый вид этого хлеба особенный по-своему. До чего только не додумались люди в сфере производства хлеба!
Я думаю, каждый знает этот запах свежеиспеченного хлеба по утрам. Когда наши мамы и бабушки выпекают хлеб, они вкладывают в него в свою душу. Сейчас очень мало пекарен, которые делают хлеб своими руками. Большинство фабрик и заводов по производству хлеба используют искусственные средства по приготовлению этого, по-своему замечательного, продукта.
Мне кажется, в наше время люди не так ценят хлеб, они небрежно относятся к этому продукту. Я не могу с уверенностью сказать, что все люди такие, но и не буду отрицать того факта, что к хлебу относятся как к обычному продукту, которым можно разбрасываться во все четыре стороны. Поэтому, я хочу сказать, что хлеб нужно уважать и почитать, относиться к нему по-особенному.
Сочинение ученицы 6 класса МБОУ Шуурмакской СОШ Сугдур Натальи.
Нора Аргунова. Щенята
В поисках капитана Гранта
Без сердца что поймём?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Рисуем "Осенний дождь"