А задумывались ли мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают? Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ. Именно этот вопрос я хотела бы проследить в своей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 68.5 КБ |
Исследовательская работа
Влияние средств массовой информации
на формирование личности подростка
Автор
Воробьева Олеся,
ученица 9 класса «В»
МБОУ СОШ № 3
им. П.М. Однобокова
г. Георгиевска
Руководитель:
Кузнецова Наталья
Владимировна, учитель
истории и обществознания
2019 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование
личности детей и подростков……………………………………………………...
1. Личность. Ценностная ориентация личности………………………………….
2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие
личности детей и подростков……………………………………………………..
2.1 Телевидение…………………………………………………………………..
2.2 Пресса…………………………………………………………………………
2.3 Интернет………………………………………………………………………
Глава 2. Изучение влияния Интернета на развитие личности
детей и подростков с помощью методов психологического воздействия…
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
Введение
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества, где средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений.
Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.
Социологическое изучение СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания.
А задумывались ли мы над тем, как могут изменить нас СМИ, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, или какое влияние они на нас оказывают? Как сильно изменился мир! И эти изменения непосредственно связаны с работой СМИ. Именно этот вопрос я хотела бы проследить в своей работе.
Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это - факт.
Все это определяет актуальность данного исследования и позволяет выделить существующие противоречия между тремя возможными взаимосвязанными методологическими подходами:
- теоретическим, который предполагает изучение влияния средств массовой информации на формирование личности детей и подростков;
- историческим, который предполагает привлечение значительного эмпирического материала для характеристики в конкретных условиях;
- практическим, который предполагает характеристику изучения влияния средств массовой информации на формирование личности детей и подростков с помощью психологического исследования;
Цель: Изучить влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков.
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
- изучить влияние средств массовой информации среди детей и подростков;
- определить положительные и отрицательные моменты в развитии личности;
- провести анализ анкет для выявления влияния Интернета.
В процессе изучения темы были использованы следующие методы:
Теоретический - анализ литературных источников, конкретизация и обобщение;
Эмпирические - открытая анкета.
Глава I. Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков
1. Личность. Ценностная ориентация личности
Личность формируется, главным образом, в деятельности, через отношения с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это процесс усвоения индивидом опыта общественной жизни. Начиная с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии.
Период несовершеннолетия является особым в формировании личности человека. Определённый уровень сознания и социального развития, достигнутый несовершеннолетними в этом возрасте, позволяет предъявлять к ним требования, сообразовывать своё поведение с правилами, установленными в обществе. Именно в этом возрасте наступает как административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений. В то же время формирование несовершеннолетнего как личности ещё не является законченным и продолжается.Можно сказать, что "несовершеннолетний - это временной срез личности человека, находящегося в стадии формирования, с частично уже сформировавшимися в предыдущий возрастной период свойствами". [1]
2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков
2.1 Телевидение
XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век - век телевидения. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в XXI веку, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.
По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Бессмысленно спорить о пользе и вреде телевидения. Но все же, поговорим об этом. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых «эффектов моделирования».[2] Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма.
Помимо негативного влияния телевидения на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:
- держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, уталяя«информационный голод»;
- повышают общую, в том числе и политическую культуру населения;
- служат для взаимного информирования властей и населения;
- снимают социальную напряженность;
В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми. Очень часто учителя нашей школы, особенно учителя литературы, истории, обществознания анализируют вместе с нами телевизионные программы; обсуждают телепередачи в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; используют телепередачи в учебном процессе и т.д.
2.2 Пресса
Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности. Поэтому я считаю, что, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию очень длительный и трудоёмкий процесс.
На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилось в последние годы не только количественно, но и качественно. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.[3]
Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. По результатам анкетирования одноклассников, я подсчитала, что газеты и журналы, вкачестве информации, используют лишь 15 %. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещением сайтов Интернета. По данным Союза журналистов России за последние десять лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы - в 15 раз).[4]
Согласно опросам общественного мнения среди молодежи в настоящее время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику даже один раз в неделю.65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы и 53% не читают их даже один раз в месяц.76% опрошенных регулярно не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого и один раз в год (Фонд "Общественное мнение" (далее - ФОМ), октябрь 2011 г). [5]Можно сказать, что современная молодежь с каждым годом негативнее относиться к печатным изданиям из-за недостатка времени и желания познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. Все это они могут найти на страницах электронного варианта - Интернета.
2.3 Интернет
Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества.
Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются дети, так они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там, в жизнь. Отследить свою информацию, что ежесекундно попадает в Интернет, невозможно.[6]
Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных на первый взгляд сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. По результатам недавнего опроса, современная молодежь рискует посетить нежелательный сайт, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в школе, как полагают многие родители. Все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов родителей. Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.
Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.
Внастоящее время Интернет представляет собой "мир" параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, "входящий" в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.
Глава II. Изучение влияния СМИ на развитие личности детей и подростков с помощью методов психологического воздействия
I этап исследования.
Цель практической части исследования определить:
- источники получения информации;
- интересы молодежной аудитории;
- восприятие молодежной аудиторией информации.
Методы исследования: анкетирование.
Объект исследования учащиеся 5 и 10 классов. Возрастное различие позволило определить характер влияния тех или иных средств получения информации.
Результаты анкетирования показали, что среде детей разного возраста высоко потребление телевидения, но основным источником информации является Интернет. Предпочтение радио и прессы по сравнению с Интернетом и телевидением незначительно.
Наиболее интересная информация, передаваемая средствами СМИ и для учащихся 5 классов и для старшеклассников – это развлечение.
Ребята формируют представление о важных вещах в своей жизни только на 28% (5 класс) и 33% (10 класс) из источников СМИ. Это очень хорошо. Но, надо отметить, что процент детей, формирующих свое мнение самостоятельно в 10 классе заметно выше, нежели в 5-ом. Увидев этот результат, можно сделать вывод, что ученики 5-го класса, в большинстве своем, еще не могут сформулировать свое мнение самостоятельно, без подачи из вне. Ученики 10 класса уже научились выбирать подходящую информацию из различных источников СМИ, отбирать ее и, разложив все по полочкам, складывать собственное отношение к проблеме.(Приложение 1)
II этап исследования
Цель: изучить влияние Интернета и телевидения на развитие личности подростка
Методы исследования: анкетирование, беседа, качественный и количественный анализ полученных данных.
Объектисследования: учащиеся 9 (18 человек) и 11 класса (17 человек).
По данным анкетирования девятиклассников 50% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 11% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 39% группы затрудняется ответить на данный вопрос. То есть большая часть учащихся, не понимает положительного и, более всего, отрицательного влияния Интернета.
По результатам анкетирования одиннадцатиклассников 88% группы считают, что Интернет положительно влияет на подростков, 6% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 6% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что ученики девятого класса и одиннадцатого классов не понимают, не видят вреда от Интернета. (Приложение 2)
На вопрос о том, какие сайты вы чаще всего посещаете, респонденты 9, 11 классов предпочли сайты с фильмами, музыкой и игровые сайты, а так же сайты с готовыми докладами и рефератами.
III этап исследования.
Цель: определить характера влияния средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков.
Объект исследования: учащиеся 7-8 классов (21 человек)
Методы исследования: беседа, интервьюирование.
Выяснилось, что 92% подростков в качестве основных источников информации используют телевидение, Интернет и печатные издания, причем 37% опрошенных безоговорочно доверяют полученной информации и используют эти знания в повседневной жизни. 59% подростков используют эту информацию в зависимости от ситуации.
Также немаловажно, что 100% опрошенных учащихся признают тот факт, что телевидение и Интернет, часто в открытую, пропагандирует вредные привычки. Причем 35% считают это нормой.
На вопрос «Если бы вам предложили поучаствовать в ТВ-шоу и высказать свою точку зрения, которая противоречит вашей, согласились ли бы вы?» 55% опрошенных подростков ответили «Да, конечно! Так все делают!»
Более того, подавляющее большинство опрошенных считают (88%), что молодежные фильмы, печатные издания для подростков, Интернет помогают лучше сориентироваться в быстроменяющемся мире. 85% опрошенных подростков находят только положительное в том, что средства массовой информации диктуют моду, а также стиль и образ жизни. И только 14% подростков считают такое положение дел недопустимым. (Приложение3)
При выявлении отношения к запрету отдельных видов кино-видеопродукции мнения респондентов разделились следующим образом: 59% подростков высказались за разрешение демонстрации, но с существующим возрастным ограничением. 41% – за запрещение для всех категорий населения, обосновав это тем, что данная продукция оказывает негативное влияние как ни них самих, так и на их окружение. Весьма показательным является и тот факт, что 52% респондентов считают необходимым проводить разъяснительную работу с родителями учащихся.
На вопрос «Как вы относитесь к тому, что современные средства массовой информации предлагают молодежи списывание «идеальных» образов?» 72% респондентов ответили, что они признают данный факт и не видят в этом ничего плохого. Еще 28% опрошенных считают, что это очень плохо, так как подрастающее поколение начинает еще с детских лет копировать манеры любимых героев, забывая при этом свою индивидуальность.
Таким образом, можно сказать, что участники исследования не только признают проявления негативного влияния средств массовой информации, таких как телевидение, Интернет, печатные издания, на подрастающее поколение, но и в некоторой степени поддаются ему, порой даже не осознавая последствий. Причем главным видом СМИ, оказывающим воздействие на подростков, выступают телевидение и Интернет.
Заключение
Я рассмотрела тему влияния СМИ на поведение молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно значимое. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации.
Я считаю, что взрослые, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должны максимально воздействовать детей и подростков с целью уменьшения влияния негативного рода информации. Но, это не значит, что нас надо «спрятать» от этого влияния (ведь, запретный плод сладок). Наоборот, мы хотим, чтобы с нами разговаривали, беседовали. Нам важно, чтобы нам помогли анализировать - увиденное, слышанное, прочитанное. Иначе у молодого поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на наш образ жизни. Необходимо, по-моему, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.
Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.
Список литературы
1. Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе в конце XX – начале XXI веков // Социс. 2009. - 8.
2. Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Document HTML. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2. shtml
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2015.
4. Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2013.
6. Филиппова О. В. Влияние СМИ на развитие детской агрессивности. http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/209/9349/
7. Хаптаев Ф.Р. Роль СМИ в социальной работе. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.spf. bsu.ru
8. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2017.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.194 с.
Филиппова О. В. Влияние СМИ на развитие детской агрессивности. http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/209/9349/
[3] Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.194 с.
[4] Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социс. 2002. - 8. С.120
[5] Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе в конце XX – начале XXI веков // Социс. 2009. - 8. С.120-128.
[6] Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Document HTML. URL: http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2. shtml
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Будьте как солнце!
Кто должен измениться?
Рисуем акварельное мороженое
Никто меня не любит