В этом году я стала пятиклассницей. Поднявшись ещё на одну ступеньку своего развития, заметила, что многие ребята моего возраста и старше намеренно допускают в своей речи словесную небрежность.
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_sleng.docx | 22.06 КБ |
Оглавление.
Аннотация…………………………………… …………………………3
Введение ………………………………………………………………..4
Понятие сленга………………………………………………………….5
Причины употребления школьного сленга…………………………...6
Источники пополнения школьного сленга……………………………7
Анкетирование учащихся Сухо-Сарматской СОШ…………………..8
Сленг: «за» и «против»…………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………..10
Литература и интернет-ресурсы………………………………………11
Приложение:
Анкета «Сленг в моей речи: быть или не быть?»…………………….12
Таблица аргументов «Сленг: «за» и «против»»………………………13
Фотоматериалы……………………………………………………...14-16
Аннотация.
Автор данной работы исследовала речь учащихся Сухо-Сарматской СОШ и выявила все «за» и «против» употребления сленга в речи школьников. Изучив теоретический материал по теме «Школьный сленг» (понятие и виды сленга, причины употребления и источники пополнения школьного сленга) и выполнив ряд практических исследований (социологический опрос, анкетирование, голосование), ученица пятого класса пришла к следующему: школьный сленг был, есть, а вот будет или нет, решать только нам. Беликова Дарья за искоренение сленга из речи школьников.
Введение.
В этом году я стала пятиклассницей. Поднявшись ещё на одну ступеньку своего развития, заметила, что многие ребята моего возраста и старше намеренно допускают в своей речи словесную небрежность. «Непросвещённому» человеку, порою, трудно понять, о чём вообще хотел сказать его «крутой» собеседник. К тому же, как мне кажется, бессмысленные и грубые словечки засоряют не только нашу устную речь, но и письменную. Ребята, привыкая вульгарно выражаться в разговоре, и пишут так же. Но самое удивительное, что они не видят в этом большой проблемы, приводя массу аргументов «за».
Я решила исследовать этот актуальный вопрос и понять, почему так происходит, кто виноват, можно ли обойтись в нашей жизни без сленга.
Поэтому цель моей работы – изучить речь сверстников, выявить все «за» и «против» употребления сленга в речи школьников.
Задачи:
познакомиться со школьным сленгом;
выявить причины употребления сленга в речи сверстников;
узнать источники пополнения школьного сленга;
провести социологический опрос, анкетирование и голосование учащихся моей школы по поводу употребления сленга в речи.
Методы исследования: теоретический (работа с научной литературой, материалами электронных ресурсов), социологический (опрос, анкетирование, голосование учащихся), эмпирический (анализ и сравнение полученных результатов).
Гипотеза: я предполагаю, что сленг разрушает нашу речь.
Объект исследования: обучающиеся МБОУ Баянгольская СОШ
Предмет исследования: наличие школьного сленга в моём учебном заведении.
Новизна: исследование школьного сленга позволит улучшить речь моих сверстников.
Прогнозируемый результат: помочь предотвратить использование сленга в устной и письменной речи школьников.
Понятие сленга.
Своё исследование я начал с теоретической части. Перелистал словари и энциклопедии, заглянул в интернет. Выявил, что данные источники по-разному трактуют понятие «сленг». Я остановился на «Большой советской энциклопедии» и выяснила, что сленг (англ. slang) – это экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы. Изучая теорию, связанную с понятием «сленг», пришла к выводу, что сленги бывают разных видов (компьютерный, сленг наркоманов, сленг футбольных хулиганов, армейский, журналистский и т. д.). Это связано, в большей степени, со сферой их использования и функциональным применением.
Я пока учусь в школе, поэтому объектом моего исследования является школьный сленг. Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного сленга - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет. Противопоставляет себя старшему поколению и официальной системе, отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Его носители, как и он сам, дерзкие, резкие, своеобразные.
Очень часто из уст своих одноклассников слышу такие слова, как офигел, зашибись, пипец, улет, класс, супер, клево. Считаю, что эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь. Каковы же причины их употребления? Об этом в следующем разделе.
Причины употребления школьного сленга.
Почему же большая часть моих сверстников употребляет слова школьного сленга?
Ответы мне подсказали сами учащиеся нашей школы. Вашему вниманию представляю результаты социологического опроса, проведённого мною в 5 – 10 классах.
Было опрошено 65 человек. На вопрос: «Почему ты употребляешь слова школьного сленга?» - ребята ответили так:
- хочу, чтобы меня понимали сверстники – 27 %;
- это экономит время при общении – 21 %;
- помогает ярче выразить эмоции и чувства – 43 %;
- хочу быть современной (-ым)–15 %
- это вошло в привычку – 35 %;
- все мои друзья так говорят – 28 %
- это модно – 30 %
- хочу выглядеть крутой(-ым) – 16 %
Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно. Есть категория ребят, которым просто не хватает словарного запаса для того, чтобы точно выразить свою мысль.
Источники пополнения школьного сленга.
Занимаясь исследованием сленга в своей школе, я убедился, что школьный сленг – явление развивающееся и обновляющееся.
Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, компьютерные игры, видеоролики (комп – компьютер, винт – винчестер, гамать – играть, ютуб - интернет-сервис youtube.com).
Не менее масштабным источником, по моему мнению, является музыка. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, я бы назвала настоящим «рассадником» сленга. «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…» - уверена, что эти песни слышали все. А мои сверстники сразу «схватили» запоминающиеся припевы.
Очень часто из уст ребят слышу: «лажа, лох, малой, напряг». Это слова из уголовного сленга.
В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на школьном сленге: фазер – отец; флэт – дом; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами.
Наверное, будут понятны и такие слова, как колёса, косяк, нюхачи, бухать. Это слова, заимствованные из жаргона наркоманов и алкоголиков.
Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д. А вот сленговые выражения, которые понятны только в нашей школе: орнуть в голосину – громко смеяться, нормас – нормально, несите тазик – так говорят при чрезмерно положительных эмоциях, кэк - здорово.
Анкетирование учащихся
Для того чтобы выяснить, как учащиеся моей школы относятся к употреблению сленга в речи, я провела анкетирование: «Сленг в моей речи: быть или не быть?»
В анкетировании участвовало 40 человек. Было задано 5 вопросов.
На вопрос: «Используешь ли ты сленг?» - положительно ответило 36 человек, что ещё раз доказывает масштабы его распространения.
Впервые услышали, прочитали сленговые выражения ребята в интернете, по телевизору. Так ответило в равной степени по 15 человек. 6 школьников переняли сленг от взрослых, 4 – от своих сверстников.
В сочинениях и изложениях сленг употребляли 5 человек из опрошенных. Учащиеся признались, что настолько привыкли к сленгу в разговорной речи, что не заметили, как это перешло на бумагу. От себя же добавлю: согласитесь, странно звучит, если читаешь в творческой работе учащегося: «Пушкин - офигенный писатель», или «Жилин – крутой чувак», или «передо мной классная картина».
Когда я спросила, как ребята относятся к сленгу в речи, большая часть (33 человека) одобрила его употребление.
Однако на последний вопрос: «Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?» - 38 человек дали положительный ответ.
В целом результаты анкетирования показали, что чаще всего источником пополнения сленга является интернет и ТV. Большая часть учащихся Сухо-Сарматской СОШ использует сленг в своей разговорной речи, одобряет его употребление, но считает «сором» литературного языка. Почему же такие противоречия? Всё показало голосование.
Сленг: «за» и «против».
В завершение исследования я организовала голосование учащихся Сухо-Сарматской школы «Сленг: «за» и «против»». Ребята отдавали свои голоса за сленг или против него, аргументируя свой голос в письменном виде.
В голосовании приняло участие 64 человека. За сленг проголосовало 28 человек, против – 36. Радует то, что учащиеся осознают пагубность «резвых» словечек для нашего языка, стараются исключить их из письменной речи, но, к сожалению, не могут полностью искоренить из речи разговорной. Аргументы представляю в виде таблицы (см. Приложение).
Заключение.
Подводя итог, хочется сказать, что школьный сленг был, есть и, к сожалению, будет. Хорошо это или плохо, однозначного ответа нет. Однако я считаю, что сленг разрушает нашу речь. И если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.
Буду рада, если моя исследовательская работа заставит хоть кого-то задуматься над тем, как мы говорим, и станет первым этапом в борьбе за искоренение сленга из нашей речи.
В заключение не могу не вспомнить строки из стихотворения В. Полторацкого:
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые…
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить.
другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая,
Есть тлением смердящая.
Слова – высокой доблести,
И самой низкой подлости…
Выбор всегда есть. Я уже сделала свой. А вы?
Литература.
Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 1996, № 3.
Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г.
http://samlib.ru/m/mazurin/slowarx.shtml
http://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_molodezhnyy_sleng_i_kultura_rechi-433332.htm
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102304
http://www.stihi.ru/diary/valmira59/2012-03-05
Приложение.
Анкета «Сленг в моей речи: быть или не быть?»
Используешь ли ты сленг? (да – нет)
Где ты впервые услышал, прочитал сленговые выражения? (интернет – телевидение – взрослые – сверстники)
Употребляешь ли ты сленг при написании сочинений, изложений? (да – нет)
Как вы относитесь к сленгу в речи? (положительно – отрицательно – безразлично)
Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? (да – нет)
Таблица аргументов «Сленг: «за» и «против»».
«За»
«Против»
Сленг – это весело.
Сленг сводит общение к примитивной коммуникации.
Позволяет создать свой мир, мир без взрослых.
Сленг убивает мысль.
Экономит время.
Сленг снижает грамотность.
Сленг выразителен и краток.
Не передает все эмоции.
Эмоционально окрашен.
Ограничен тематически.
Анкета «Сленг в моей речи: быть или не быть?»
Используешь ли ты сленг? (да – нет)
Где ты впервые услышал, прочитал сленговые выражения? (интернет – телевидение – взрослые – сверстники)
Употребляешь ли ты сленг при написании сочинений, изложений? (да – нет)
Как вы относитесь к сленгу в речи? (положительно – отрицательно – безразлично)
Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? (да – нет)
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Северное сияние
Плавает ли канцелярская скрепка?
Снежная книга
Весенняя гроза