Призер XXVII городской научно-практической конференции "Шаг в будущее" 2020 (Диплом II степени).
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 63.74 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МАОУ «Лингвистическая Гимназия №3»
Номинация: Лингвострановедение
(Особенности молодежной лексики, речевой этикет и пр.)
Наиболее распространенные стереотипы о Франции и французах.
Выполнил:
Ханхалаев Максим Алексеевич, ученик 8 «г» класса.
Научный руководитель:
Бобкова Наталия Георгиевна,
Учитель французского языка
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
Улан - Удэ
2020 г.
Оглавление
Введение. 3 стр.
I. Стереотип как психологический аспект межкультурного общения. 4 стр.
Глава 1. Причины возникновения стереотипов. 4 стр.
Глава 2. Распространенные стереотипы о Франции и французах. 8 стр.
II. Экспериментальная часть: 11 стр.
Глава 1. Анкетирование учащихся 8-х классов. 11 стр.
Глава 2. Составление корпуса наиболее распространенных стереотипов о Франции и французах среди учащихся 8-х классов МАОУ «ЛГ№3». 12 стр.
III. Заключение. 13 стр.
IV. Библиография. 15 стр.
V. Приложения 1, 2, 3 (корпус распространенных стереотипов о Франции и французах, стихи русских поэтов) . 16-18 стр.
VI. Глоссарий. 19 стр.
Введение
Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, мерить их на свой аршин. Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства. Актуальность нашей работы вызвана интересом ученых к вопросам взаимодействия языка, культуры, психологии народа.
Методологическую и теоретическую базу данного исследования составляют труды таких ученых, как Т.В. Евсюкова, Г.В. Елизарова, В.Н. Куницына, И.С. Кон, У. Липпман, Н.В. Черняк.
Цель исследования – рассмотреть наиболее распространенные стереотипы о Франции и французах.
Объект исследования – Франция, французы.
Предмет исследования – распространенные стереотипы о Франции, о французах.
В связи с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
Цели и задачи исследования диктуют использование следующих методов:
Обзор литературы по исследуемой проблеме; ее теоретическое обоснование, Сравнительно-сопоставительный анализ, метод интерпретации и статического подсчета. Практический характер работы – она может применяться на уроках французского языка, литературы, элективных курсах.
Глава 1. Причины возникновения стереотипов
Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате такого рода межкультурных и межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.
Стереотип (гр. stereos “пространственный” + typos отпечаток) – неизменный общепринятый образец, которому следуют [Совр. сл. ин. слов, 2001].
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова стереотип социальный (гр. stereos – твердый и typos – отпечаток) – устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации.
В психологическом словаре Р.С. Немова стереотип определяется как 1. Система относительно стабильных (фиксированных), чрезмерно упрощенных убеждений (установок, отношений), касающихся определенной социальной группы людей. Стереотип в этом его понимании почти всегда носит отрицательный оттенок. 2. Система принятых в данной культуре, широко распространенных в ней мнений, суждений, оценок, касающихся психологических особенностей поведения определенной группы людей. В этом его понимании термин “стереотип” может нести в себе как положительный, так и отрицательный оттенок.
Во французском словаре “Le Robert pour tous” дано следующее определение данному феномену: “stereotype – Opinion toute faite reduisant les particularites = cliche. Stereotypes culturels: prejuges repandus” (Сложившееся мнение, ограничивающее особенности (своеобразие) = клише. Культурные стереотипы: распространенные (общеизвестные) предрассудки) [Le Robert, 2001].
Мы же в свою очередь останавливаемся на использовании определения Куницыной В.Н. Стереотип – устойчивое представление о каких либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы… Они могут использоваться для быстрой ориентировки в ситуации и определении людей как представителей различных групп [Куницына В.Н., с.311-312].
Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и модели мышления. Эти однородные объекты фиксируются в образах, оценках.
Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном для повседневного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир.
Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например, групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих групп.
Для изучения культурно-обусловленных психологических особенностей восприятия полезным является разделение стереотипов на этнические и национальные.
Этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп» (Куницына и др.: 2001). Это может быть характер, цвет кожи и т.д.
Национальный стереотип относится к национальной группе или нации в целом и предполагает наличие определенных черт у всех ее представителей. Это недиференцированное суждение неизбежно содержит в себе определенную оценку. Национальные стереотипы также хорошо известны. Самым распространенным российским стереотипом, касающимся американцев, является представление об их «помешанности на деньгах».
Стереотипы наполняют содержанием социальные категории родной культуры, обеспечивая ее носителей информацией (истинной или ложной), которая в свою очередь способствует предсказуемости всех проявлений окружающего нас социального пространства и создают исходные установки восприятия.
Особенностью влияния стереотипов на межкультурное общение является то, что в ходе общения с опорой на стереотипы (в отличие от общения в родной культуре) каждый из участников межкультурного общения должен осознавать их роль, то обстоятельство, что, с одной стороны, он сам может воспринимать носителей иной культуры в соответствии с собственными стереотипами, а другой, может восприниматься этими носителями в соответствии с их стереотипными образами его нации.
Одним из путей повышения эффективности межкультурного общения состоит в проведении стереотипов из области бессознательного в область осознаваемого (Этнопсихологические проблемы семантики: 1978), а также в усложнении самих стереотипных представлений. Чем примитивнее стереотип («Все русские - пьяницы»), тем труднее он опровергается. Чем сложнее стереотип («Русские очень образованные, но сведения, которые они хранят в памяти, бесполезны в обыденной жизни и профессиональной деятельности»), тем скорее носитель стереотипа сталкивается с поведением и фактами, ставящими его под сомнение. При осознанности стереотипа, т.е. представлений о том, как видят и оценивают то или иное положение дел сами носители культуры, его можно использовать как базу для роста степени культурной подготовленности и зрелости языковой личности.
Причины возникновения стереотипов разнообразны. Самой главной из них, по мнению ученых, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема информации. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений.
Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться – родители, друзья и т.д.
В – третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты.
В – четвертых, особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера.
Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования собственного мнения или установки.
Большое значение имеет статус источника информации. Очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем выше доверие аудитории к этой информации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепится в их сознании.
В настоящее время в России все больше учащихся и их родителей выбирают французский язык в качестве изучения второго иностранного языка. Его учат не только по необходимости, в связи с развитием торговых отношений между странами, но и просто из интереса. Это объясняется еще и тем, что в России всегда к Франции и французскому языку было особое отношение. Достаточно вспомнить о том, что дворянские дети в начале XIX века начинали говорить на французском раньше, чем на родном. А повзрослев, зачастую владели русским языком хуже, чем речью Мольера и Вольтера.
Рассмотрим стереотипы о Франции и французах. Известно, что Франция – это романтика, красота, изысканный вкус, историческое наследие многих эпох. Обилие привлекательных ландшафтов, многообразие памятников культуры, всемирно известная кухня делают Францию одним из самых популярных туристических направлений.
Глава 2. Распространенные стереотипы о Франции и французах
Франция ассоциируется у многих с круассанами, высокой модой, романтическими прогулками, утонченными парижанками. Но такая ли Франция на самом деле? Мы сделали подборку самых распространенных стереотипов об этой стране. (См. Приложение).
Франция – это страна в Западной Европе, на территории которой находятся средневековые города, альпийские деревни, пляжи Средиземного моря. Париж, как столица государства, славится своими домами моды, старейшими художественными музеями, всемирно известными достопримечательностями. Франция известна своими сырами, винами и изысканной кухней. Наскальная живопись в пещере Ласко, амфитеатр Трех Галлий в Лионе, Версальский дворец свидетельствуют о богатстве истории этих мест. Поэтому неудивительно, что Франция является одним из самых популярных туристических направлений в мире, куда приезжают туристы, знакомятся с местной культурой и увозят домой впечатления, из которых рождаются стереотипы. Эти зачастую парадоксальные клише уже давно приклеились к жителям Франции. Исследователи утверждают, что в каждом французском стереотипе есть доля правды.
Таким образом, у каждого из нас есть свое положительное или отрицательное мнение о разных категориях людей. И французы не исключение. Некоторые стереотипы кажутся забавными и абсолютно далекими от реальности, другие же очень близки к истине и имеют разумное объяснение. Чтобы проверить правдоподобность существующих стереотипов о жизни во Франции и ее жителях, нет ничего лучше, чем приехать в эту страну и сформировать свою собственную точку зрения.
II. Экспериментальная часть:
Глава 1. Анкетирование учащихся 8-х классов МАОУ «ЛГ№3»
В настоящее время в России все больше учащихся и их родителей выбирают французский язык в качестве изучения второго иностранного языка. Это объясняется как традиционным интересом к истории и культуре Франции, так и тем, что французский язык по-прежнему востребован как язык дипломатии и межкультурных контактов различного характера. Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. У нас появилось желание не только систематизировать мысли, возникающие по этому поводу, но и провести собственный эксперимент. Мы решили выявить через анкетирование учащихся 8-х классов МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» (Приложение 2), изучающих французский язык, какие у них сложились определенные стереотипы относительно поведения и традиций французов как представителей другого языкового и культурного пространства.
По результатам нашего исследования, большая часть опрошенных нами учащихся. Результаты нашего исследования удивили нас. Проведя анкетирование среди 50 респондентов, мы выявили, что для большинства (28%) Франция ассоциируется с кухней, круассанами, лягушачьими лапками, сыром и вином. Многие (24%) не мыслят Францию без самой уважаемой Дамы, Эйфелевой башни. 18% отдают предпочтение элегантности французских женщин и высокой моде. 17% считают французов самыми галантными в мире. 13% французы представляются патриотами своей страны. 12% уверены, что они – гурманы. И только 10 % опрошенных связывают французов с общечеловеческими стереотипами, утверждая, что в них нет ничего особенного, они являются обычными людьми, как и все.
Глава2. Составление корпуса наиболее распространенных стереотипов о Франции и французах среди учащихся 8-х классов МАОУ «ЛГ№3»
В ходе работы мы создали корпус наиболее распространенных стереотипов о Франции и французах, а также стихотворения известных поэтов о Франции. (Приложение 1,2,3). Подборка корпуса наиболее распространенных стереотипов показала нам, что у каждого из нас есть свое положительное или отрицательное мнение о разных категориях людей. И французы не исключение. Некоторые стереотипы кажутся забавными и абсолютно далекими от реальности, другие же очень близки к истине и имеют разумное объяснение. Высказывания великих людей (М. Цветаева, Н. Гумилев, И. Бродский) - свидетельство того, на сколько важное значение в их судьбе имела Франция, ее культура, литература, люди. Собранный материал иллюстрирует мысль о том, что. окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир.
III. Заключение
Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, мерить их на свой аршин. Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате такого рода межкультурных и межэтнических контактов обнаруживаются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.
Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и модели мышления. Эти однородные объекты фиксируются в образах, оценках.
Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе экономии усилий, свойственном для повседневного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир.
Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например, групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих групп.
У каждого из нас есть свое положительное или отрицательное мнение о разных категориях людей. И французы не исключение. Некоторые стереотипы кажутся забавными и абсолютно далекими от реальности, другие же очень близки к истине и имеют разумное объяснение. Чтобы проверить правдоподобность существующих стереотипов о жизни во Франции и ее жителях, нет ничего лучше, чем приехать в эту страну и сформировать свою собственную точку зрения.
IV. Библиография
2.Евсюкова, Т.В. Лингвокультурология / Евсюкова Т.В., Бутенко Е.Ю.. — Москва: ФЛИНТА, 2014.
3.Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам: учеб. пособие для вузов по напр. 050300 "Филол. образование"/ Г. В. Елизарова. — СПб.: Каро, 2005. —350 с.
4. Жаркова, Т.И. Роль и значение знания национальных стереотипов для реализации межкультурной коммуникациии / Т.И. Жаркова // Открытый урок. Первое сентября. – 7.12.2010.
Словари
Приложение 1
Распространенные стереотипы о Франции и французах среди учащихся 8-х классов МАОУ «ЛГ№3»
1. Париж – самый романтичный город.
2. Французские ароматы.
Приложение 2
28% кухня; 24% Эйфелева башня; 18% элегантность и высокая мода; 17% галантность; 13% патриоты; 12% гурманы; 10% общечеловеческие стереотипы.
Приложение 3
Франция глазами русских поэтов.
М. Цветаева
Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска…
Н. Гумилев
О, Франция, ты призрак сна,
Ты только образ, вечно милый,
Ты только слабая жена
Народов грубости и силы…
И. Бродский
Земной свой путь пройдя до середины,
Я, заявившись в Люксембургский сад,
смотрю на затвердевшие седины
мыслителей, письменников; и взад-
вперед гуляют дамы, господины…
VI. Глоссарий
4. Межкульту́рная коммуника́ция (от англ. cross-cultural communication, intercultural communication), Культурное взаимодействие — это коммуникация (взаимодействие) как связь и общение между представителями различных культур народов мира, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (язык, речь, письменность, электронную коммуникацию и так далее). Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне, в соотношении таких отраслей знания, как философия, культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, экология средств коммуникации.
5. Менталитет – область пересечения коллективного и индивидуального сознания, которая обусловливает формирование этноспецифического в культуре – национальной культуры.
6.Ментальность – это образ мышления, совокупность мыслительных процессов.
7. Понятие - мысль, отражающая в общественной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние выступают в понятии как общие и специфические признаки, соотнесенные с классами предметов и явлений.
8. Реалии - названия присущих только определенным нациям и народам предметов материальной культуры, фактов истории, государственных институтов, имена национальных и фольклорных героев, мифологических существ и т.д.
9. Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый + τύπος — отпечаток) — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении.
Два петушка
Дымковский петушок
Алые паруса
Рисуем тыкву
За еду птицы готовы собирать мусор