Мхи можно встретить в различных экосистемах, кроме морей и сильно засоленных почв. Но особенно благоприятны для их жизни болота. В болотах преобладают растения семейства моховидные. Однако в более точном, научном смысле собственно мхами называют представителей лишь одной, наиболее обширной группы отдела, а именно - листостебельные, или настоящие мхи. К ним относятся, например, всем известный сфагновый мох и кукушкин лен. Изучая особенности строения мхов и их видовой состав, невольно задумываешься обо всей экосистеме. Мощные ковры изо мхов покрывают поверхность болот, почву влажных лесов. Как будто незначительная деталь их строения (водоносные клетки) влияет на климатические условия огромных территорий. Дело в том, что сфагновые болота, как гигантские губки, вбирают в себя все осадки, выпавшие за год. А затем постепенно и расчетливо не дают им пересохнуть даже в разгар летней жары.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rybkin_artem1.pptx | 1.56 МБ |
Слайд 1
Проектно-исследовательская работа Тема: «Мхи наших болот» Выполнил: ученик 9 «А» класса МБОУ СОШ №2 г. Волгореченск Рыбкин Артем Валерьевич Руководитель: учитель биологии МБОУ СОШ №2 г. Волгореченск Зайцева Яна АлексеевнаСлайд 2
Цель работы : изучить видовой состав мхов наших болот, познакомиться с особенностями их строения.
Слайд 3
Для достижения цели были поставлены следующие задачи : Изучить научную литературу по проблеме исследования. Дать общую характеристику отделу Моховидные. Рассмотреть классификацию мхов. Дать сравнительную характеристику кукушкиного льна и сфагнума. Познакомиться со значением мхов в природе и жизни человека. Провести анкетирование учащихся 9-х классов по теме: «Что я знаю о мхах ?». Создать буклет по теме: «Мхи наших болот ». Изготовить гербарные образцы мхов.
Слайд 4
Гипотеза: мхи – это высшие споровые растения, обитающие во влажных местах.
Слайд 5
Актуальность Мхи можно встретить в различных экосистемах, кроме морей и сильно засоленных почв. Но особенно благоприятны для их жизни болота. В болотах преобладают растения семейства моховидные. Однако в более точном, научном смысле собственно мхами называют представителей лишь одной, наиболее обширной группы отдела, а именно - листостебельные, или настоящие мхи. К ним относятся, например, всем известный сфагновый мох и кукушкин лен. Изучая особенности строения мхов и их видовой состав, невольно задумываешься обо всей экосистеме. Мощные ковры из мхов покрывают поверхность болот, почву влажных лесов. Болота имеют влияние на климат, охлаждая воздух и обогащая его влагой, поэтому тема данной проектной работы актуальна.
Слайд 6
Общая характеристика отдела Моховидные Моховидные, или мхи – отдел высших растений, объединяющий более 100 семейств, 700 родов и около 10 тысяч видов. Эти древние растения известны с карбонового периода. По мнению ученых, мхи – это отдельная ветвь в эволюции высших растений, причем их предками считаются зеленые водоросли . Моховидные лишены корней, проводящей системы, цветков, как у покрытосеменных растений. Механическая, водопроводящая и ассимиляционная ткань обособлены лишь частично. В тканях всех растений данного отдела содержится зеленый фотосинтезирующий пигмент – хлорофилл, хотя цвет листьев разных видов может меняться от темно-коричневого до светло-салатового. Условно организм экземпляра мха делится на стебель и листья, некоторые виды выглядят как плоские листовидные пластинки – слоевища. Для прикрепления к почве или другому субстрату служат ризоиды – аналоги корней высших растений. Они представляют собой выросты эпидермиса и похожи на корневые волоски. Во многом ризоиды выполняют функцию корней, т. е. закрепляют растение в почве и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами.
Слайд 7
Классификация мхов ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ Класс Печеночники Класс Антоцеротовые Класс Листостебельные Бриевые (зеленые) мхи Сфагновые (белые) мхи Андреевые (черные) мхи маршанциевые юнгерманниевые
Слайд 8
Сравнительная характеристика Кукушкиного льна и Сфагнума Признаки Кукушкин лён Сфагнум Среда обитания В лесу и на болотах. На гарях, на вырубках В лесу и на болотах Внешнее строение размер достигает 15-20 см; вместо корней – ризоиды; стебель прямой, не ветвящийся, и покрыт множеством листочков; листья треугольные, из одного слоя клеток, одинаковые, есть центральные ребро размер достигает 15-20 см; корней нет вообще, влагу он впитывает всей своей поверхностью; п о мере роста нижняя часть стебля отмирает и оторфовывается; стебель ветвистый, веточки располагаются мутовками, стебель густо покрыт мелкими, спирально расположенными листочками без центрального ребра; листья простые треугольные, из одного слоя клеток, на стебле и веточках различаются. Особенности размножения размножаются спорами, образуя коробочки со спорами – спорангии и вегетативно размножаются спорами, образуя коробочки со спорами – спорангии и вегетативно (частями растения) Значение в жизни человека используется в ландшафтном дизайне, волокно используется для составления почвосмесей для орхидей и некоторых редких декоративных растений образует торф, являющийся незаменимым продуктом. Торф является и ископаемым топливом, и сырьём для химической промышленности
Слайд 9
Значение мхов в природе и жизни человека Значение мхов в природе Значение мхов в жизни человека Пища для животных Значение сфагновых мхов очень велико. В листовидных частях тела накапливают много воды и, разрастаясь плотными дернинами, вызывают заболачивание. Отмирающие части растений образуют торф Регулируют водный баланс в экосистемах, накапливая и удерживая воду Могут вызывать заболачивание, но в тоже время предохраняют почву от эрозии Получают метиловый спирт, воск, парафин, краски и т.д. Находят применение в медицине благодаря своим антибиотическим (антимикробным) свойствам Важное хозяйственное значение торфа, который используется как топливо, удобрение, подстилка для скота Используются в строительстве, как утеплительный и изоляционный материал
Слайд 10
Практическая часть Анкетирование учащихся 9 класса по теме: «Что я знаю о мхах?» Буклет по теме: «Мхи наших болот» Создание гербарных образцов мхов
Слайд 11
Анкетирование учащихся 9 класса по теме: «Что я знаю о мхах?» 1. Какое растение относится ко мхам? А) Хвощ Б) Кукушкин лён В) Ламинария 2. Чем размножаются мхи? А) Спорами Б) Семенами В) Черенками
Слайд 12
Анкетирование учащихся 9 класса по теме: «Что я знаю о мхах?» 3. Какие типы мхов различают? А) Кустистые и накипные Б) Печеночные и листостебельные В) Высшие и низшие 4. Какой из перечисленных видов мхов относится к подклассу «белые мхи»? А) Кукушкин лён Б) Сфагнум В) Маршанция
Слайд 13
Анкетирование учащихся 9 класса по теме: «Что я знаю о мхах?» 5. Чем сфагнум отличается от других мхов? А) Нет ризоидов Б) Нет стебля В) Нет листьев
Слайд 14
Пояснительная записка к буклету а) Цель создания буклета: проинформировать учащихся 9-х классов и познакомить их ближе с удивительными растениями, с лилипутами растительного мира − мхами. б) Целевая аудитория: буклет предназначен для учащихся 9-х классов. в) Содержание буклета: мой буклет содержит информацию об отделе Мохообразные и их классификации, перечислены самые интересные факты про мхи, рассказано о наиболее известных представителях мхов. Также буклет знакомит аудиторию со значением мхов в природе и раскрывает их роль. Буклет содержит фотографии, сделанные мной во время взятия образцов для гербария. г) Применение буклета: данный буклет я могу применить на уроках биологии, как краткое пособие по теме. Буклет также может использоваться на эколого-биологических экскурсиях в природу, как элементарный определитель, поскольку содержит природоведческий и ботанический материал и цветные изображения наиболее часто встречаемых видов мхов, свойственных определенному местообитанию. Данные буклет позволит учащимся лучше ориентироваться во флоре своей местности. В отличие от обычных определителей (книг), буклеты малы в размерах и удобны в обращении, что позволяет каждому учащемуся иметь свой экземпляр и делает экскурсию более комфортабельной.
Слайд 15
Буклет по теме: «Мхи наших болот» 4 «Мохообразные» Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Все мохообразные объединяются в отдел Bryophyta , который в свою очередь делится на три класса : Антоцеротовые, Печеночники и Листостебельные мхи . Наиболее распространены представители последнего класса. Однако в приморских районах, где влажность воздуха велика, печеночники и антоцеротовые также играют немалую роль в покрове. Но первое место по разнообразию видов и жизненных форм среди мохообразных всё же принадлежит классу Листостебельные . Недаром в пределах него выделяют еще три подкласса — сфагновые (белые мхи), андреевые (черные мхи) и бриевые , или собственно листостебельные (зеленые мхи). 5 Самые интересные факты про мхи 1. Мох того или иного вида встречается на всех континентах, включая даже Антарктиду. 2. У мха нет корней, но, несмотря на это, он чрезвычайно крепко вцепляется в любую поверхность с помощью предназначенных для этого выростов. 3. Мох впитывает воду и растворённые в ней питательные вещества всей своей поверхностью. 4. Размножаться мох умеет аж двумя способами — половым и бесполым. Во втором случае задействуются споры. 5. Мох никогда не цветёт. 6. Именно благодаря мхам на болотах со временем образуются залежи торфа. 7. Всего в мире насчитывается более 25 тысяч различных видов мхов. 8. В древнем Китае некоторые виды мхов использовались в декоративных целях. В мире насчитывается огромное количество видов мхов, и они встречаются практически везде, где угодно, в любом лесу и болоте. Эти растения появились так давно, что и представить себе сложно! И при этом вдвойне удивителен тот факт, что за прошедшие эпохи мхи практически не изменились. Каждый должен разузнать самые интересные факты про мхи. Таким образом, человек сможет лучше понять природу. В данном буклете вы узнаете много интересной информации о мхах. Выполнил ученик 9 «А» класса Рыбкин Артем Валерьевич МХИ наших болот
Слайд 16
1 Моховидные, или Мхи, или Настоящие мхи, или Бриофиты , — отдел высших растений, насчитывающий около 25 тысяч видов. Раздел ботаники, предметом изучения которого являются моховидные, называется бриологией . Зачем в природе нужны мхи? Какова их роль? Мхи играют важную роль в природе, так как накапливают влагу, регулируют водный баланс местности. При этом мхи часто приводят к заболачиванию почв, что следует считать их отрицательным влиянием. Мхи способны накапливать многие вредные вещества, в том числе радиоактивные. Моховидные образуют торф, который является полезным ископаемым для человека. Торф используется как топливо, удобрение, сырье для промышленности. Из него получают древесный спирт, пластмассы и др. 2 Сухой сфагнум обладает антисептическими свойствами. Раньше его использовали в качестве перевязочного материала. «Наиболее известные представители мхов» Кукушкин лен является многолетним растением. Растет во влажных местах (на болотах, в еловых лесах). Высота стебля растения достигает 20 см, он имеет зеленовато-коричневый цвет. На стебле кукушкина льна плотно по спирали располагаются маленькие узкие зеленые листья. У кукушкина льна имеются ризоиды, которые закрепляют его в почве и поглощают из нее воду. 3 Сфагнум является представителем белых мхов. В умеренном климате сфагнум растет на болотах. Это многолетнее растение, стебель которого сильно ветвится. В отличие от кукушкина льна, в стебле сфагнума нет проводящих пучков. Также у сфагнума отсутствуют ризоиды. Поэтому воду он поглощает всем телом. Сфагнум растет верхушкой своего побега. При этом снизу стебель отмирает. Отмершие части стеблей сфагнума уплотняются, в отсутствие кислорода не разлагаются и образуют торфяные залежи. Кроме того, сфагнум выделяет антисептическое вещество сфагнол , которое тормозит гниение. Поэтому в слоях торфа сохраняются различные организмы (останки животных и растений). Сфагнум растет медленно, всего несколько сантиметров в год.
Слайд 17
Создание гербарных образцов План изготовления гербария Составление схемы маршрута к месту взятия образцов. Поиск мохообразных растений. Сбор и маркировка мохообразных растений с применением необходимого оборудования. Засушка различных видов мхов. Систематизация мхов, поиск информации. Оформление каждого гербарного образца в рамке под стеклом.
Слайд 18
Гербарий сфагнум
Слайд 19
Гербарий циррифилл
Слайд 20
Гербарий кукушкин лён
Слайд 21
Гербарий дикранум метловидный
Слайд 22
Гербарий дикранум многоножковый
Слайд 23
ВЫВОДЫ 1 . Мхи – высшие споровые многолетние, невысокие (20-60 см) растения . Тело высших растений разделено на органы, которые выполняют определённые функции. У мхов есть стебель, листья. Корней нет, но есть ризоиды. Ризоиды – выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату, но не поглощают вещества. 2. Мхи не цветут, не образуют плодов и семян. Цикл развития мха происходит с чередованием поколений: бесполого и полового. Бесполое - образуется из зиготы и представлено коробочкой со спорами на длинной ножке. Половое поколение представлено женскими и мужскими растениями, они растут рядом. Для оплодотворения нужна вода. Из высших растений только у мхов в жизненном цикле половое поколение преобладает над бесполым. Возможно, именно поэтому мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции. 3. Изучив видовой состав мхов наших болот, я определил, что наиболее распространенными среди листостебельных мхов являются кукушкин лён и мох сфагнум. 4. Мхи – чрезвычайно чуткий индикатор условий среды, локальной экологической обстановки. Мхи выделяют некоторые кислоты. Большое количество кислот в воде, недостаток в ней кислорода, низкие температуры мешают разложению отмирающих слоёв мхов. Растительные остатки не гниют, а консервируются. Постепенно они уплотняются и превращаются в торф, который используется как топливо, удобрение и т.д. 5. Мхи затрудняют возобновление леса. Семена деревьев, падая на моховой покров, не могут прорасти. Обычно под пологом леса развиваются сначала зеленые мхи. При дальнейшем увлажнении они вытесняются сфагновыми мхами. Дерновины мхов впитывают и удерживают воду, захватывая питательные вещества у деревьев. Лес заболачивается и погибает.
Слайд 24
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Машенька - ветреные косы
«Течет река Волга»
Шум и человек
Развешиваем детские рисунки дома