Интервью как жанр за время своего существования претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом. Это касается материалов жанра интервью, представленных как в центральной прессе, так и в региональных изданиях.Исходя из этого, мы решили изучить особенности интервью как жанра на страницах местных газет.
Материалом для данного исследования послужили примеры из местных газет «Лянторская газета», «Вестник».
В ходе исследования мы выдвинули гипотезу:жанр интервью на страницах местных газет имеет широкий подбор разных видов, и представленные данные отражают современное состояние жанровых моделей указанных изданий.
Объект исследования:местные печатные СМИ
Предмет исследования:особенности интервью на страницах газет «Вестник» и «Лянторская газета».
Цель:исследовать особенности интервью как жанра и как метода получения информации и выявить уровень популярности интервью в местных печатных СМИ.
Вложение | Размер |
---|---|
savostina_okrug_nauchnaya_statya_23.11.2015.docx | 42.03 КБ |
XX окружная научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
Популярность жанра интервью в местных печатных СМИ
Ханты-мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, Сургутский район,
город Лянтор
Секция «Филология»
Автор:
Савостина Мария Сергеевна
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Лянторский центр детского творчества»,
11 класс
Научный руководитель:
Ашкарова Марина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Лянторский центр детского творчества»
г. Сургут
2015 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………...3
Материалы и методы исследования …………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………………………..10
Список литературы и источников…………………………………………………………….11
Приложения…………………………………………………………………………………….13
ПОПУЛЯРНОСТЬ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В МЕСТНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Савостина Мария Сергеевна
Ханты-мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, Сургутский район, город Лянтор, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр детского творчества», 11 класс
Введение
В современном мире поток информации, получаемый людьми, увеличился и расширился, поэтому современная журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов читателям, телезрителям и радиослушателям. В связи с этим все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью, жанровые особенности которого позволяют читателю узнать то, что видел и слышал журналист-интервьюер, но как бы «из первых рук»), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но не содержат причинно-следственных связей.
Самым распространенным методом получения информации является интервью, оно пользуется популярностью у журналистов во всех странах мира и входит в число самых используемых жанров. Он стал особенно популярен в 90-х годах. По своей природе журналистское интервью представляет явление особой социальной значимости. Всеобщая демократизация общества позволила использовать этот жанр как своеобразный рупор гласности. Интервью как жанр за время своего существования претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом. Это касается материалов жанра интервью, представленных как в центральной прессе, так и в региональных изданиях. Исходя из этого, мы решили изучить особенности интервью как жанра на страницах местных газет.
Материалом для данного исследования послужили примеры из местных газет «Лянторская газета», «Вестник».
В ходе исследования мы выдвинули гипотезу: жанр интервью на страницах местных газет имеет широкий подбор разных видов, и представленные данные отражают современное состояние жанровых моделей указанных изданий.
Объект исследования: местные печатные СМИ
Предмет исследования: особенности интервью на страницах газет «Вестник» и «Лянторская газета».
Цель: исследовать особенности интервью как жанра и как метода получения информации и выявить уровень популярности интервью в местных печатных СМИ.
Для достижения цели решались задачи:
2. Выявить разновидности и частоту использования интервью на примере местных газет.
3. Провести сравнительно- сопоставительный анализ интервью на примере изданий «Вестник» и «Лянторская газета».
4. Провести анкетирование с целью выявления популярности жанров журналистики на примере «Лянторской газеты».
5. На основе проведенного исследования предложить рекомендации по эффективности применения жанра интервью в «Лянторской газете».
6. Создать буклет – памятку для юных журналистов по проведению интервью.
Методы исследования: анализ местных газет, анкетирование, сравнительно-сопоставительный анализ, функционально-стилистический, описательный методы и метод подсчета.
Новизной данной работы является попытка выявления разновидностей интервью и частоты их использования в местных печатных СМИ, а также изучение речевого жанра интервью как разговорного диалога.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа вносит определенный вклад в развитие теории коммуникативного поведения. На примерах местных газет показано, что жанр интервью становится более доступным и может способствовать повышению интереса к чтению местных газет.
Практическая значимость: предложены рекомендации в редакцию «Лянторской газеты». Материалы исследования могут быть использованы учителями русского языка и литературы на уроках, на занятиях элективных курсов, а также юными журналистами пресс-центров.
Материалы и методы исследования
На начальном этапе нашей работы мы изучили имеющуюся литературу по проблеме исследования. В.В. Ворошилов рассматривает жанр интервью как представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста или беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. Автор выделяет следующие разновидности интервью: интервью-монолог; интервью-сообщение; интервью-диалог (полный текст беседы); это может быть суждение двух различных сторон, «сцепление двух позиций» или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решению социальных проблем; интервью-полилог, когда количество собеседников максимальное, а диапазон тем широк. Существуют также интервью-мнение (комментарий к проблеме, событию, факту); массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов).
Жанр интервью – это форма получения журналистом определенной информации от респондента с помощью вопросов; иными словами – диалог – самое естественное средство общения. Диалог предстает как конкретное воплощение языка в его специфических средствах, как форма существования языка, как форма речевого общения.
Определяя специфику диалога, исследователи выделяют следующие его характеристики: наличие (минимум) двух участников общения, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями, единая тема общения; смена ролей «говорящий - слушающий»; непринужденный характер речевой обстановки, одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний; большое значение внеязыковых коммуникативных средств (мимика, жестикуляция); постоянное изменение языковой ситуации.
В газете диалог отражается, прежде всего, в жанре интервью. Интервью – диалогический жанр. К таковым Л. Майданова и С. М. Гуревич относят также беседу и анкету: у них общее назначение и специфический предмет отображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. Жанр интервью может отражать и такое общение журналиста с интервьюируемым, при котором ответ последнего является, по сути, монологом, цельным рассказом. Этот вид интервью получил название интервью-монолога.
Анализ литературы выявил, что в России, исследованием интервью как метода занимаются, в основном журналисты-практики, например М.И. Шостак, М.Н. Ким.
Изучив литературные источники по проблеме исследования, мы приступили к сбору материала.
Материалом для данного исследования послужили примеры из газет «Лянторская газета», «Вестник». Выборка газет производилась с января по октябрь 2014 года. Всего проанализировано 88 номеров газет: «Вестник» (44), «Лянторская газета» (44). А также проанализировано 46 интервью газеты «Вестник», 35 интервью «Лянторской газеты». При анализе использовались функционально-стилистический, описательный, сопоставительный методы и метод подсчета, социологический опрос.
Городская еженедельная «Лянторская газета» издается с 11 января 2007 года. За восьмилетнюю историю существования газета имела 3 учредителя: ГТРК «ЛянторИнформ», ООО «Альфа», администрация г. Лянтор. На сегодняшний день, издателем газеты является - МУК «Лянторская централизованная библиотечная система». Несмотря на смену учредителя, газета всегда сохраняла и сохраняет авторитет у жителей города. А журналисты газеты неоднократно становились лауреатами профессиональных конкурсов.
Районная еженедельная газета «Вестник» издается с 1июня 1990 года. Учредитель и издатель: Администрация Сургутского района. На страницах издания присутствуют различные жанры: статьи, комментарии, обозрения, очерковые зарисовки, рассказы, интервью, стихотворения, частные объявления, поздравления, соболезнования.
Прежде, чем начать разговор о месте интервью в структуре городской и районной газет, надо отметить, что газета, выходящая в небольшом городе, имеет свои особенности. Она пишет о людях, которых неплохо знают в городе (сослуживцы, соседи, друзья детей, фронтовые товарищи дедов и т.д.). Отсюда и требования к информации: она должна быть доступна и понятна каждому, кто читает газету. И, конечно, информация не должна содержать тех сведений, которые и так известны и старому, и малому. Интервью, один из тех жанров, которые сохраняют в газетной публикации эффект подлинности и непринужденности, что так ценят люди.
В качестве использованной литературы послужили примеры из газет «Лянторская газета», «Вестник». «Лянторская газета» выходит тиражом 999 экземпляров. Постоянные рубрики: «Резкий фокус», «Жили – были», «NB!Заметь главное», «Перо юнкора», «Молодежные приоритеты», «Подробно в деталях», «Экспресс- опрос», «Новости», «Досуг», «События», «Безопасность», «Этнокультура», «Объявления», «Мысли в слух».
Районная газета «Вестник». Главный редактор – Наталия Соловейчик. Тираж 2500 экземпляров. Постоянные рубрики: «Человек и его дело», «Рабочий визит», «Нефть и газ», «Культура», «Образование и воспитание», «Безопасность на дорогах», «Хронограф», «Письмо в редакцию». Еженедельно интервью публикуются на страницах газет в разных формах. Всего проанализировано 46 интервью газеты «Вестник» (см. Приложение 1), 35 интервью «Лянторской газеты» (см. Приложение 2). В таблицах указаны номера газет, названия интервью, их виды и классификация по форме. Проанализировав публикации в номерах газет за 2014 год, мы заметили, что интервью – один из популярных в газетах жанр, где интервью – диалог занимает лидирующее место. Мы выявили, что в большинстве публикаций графическое оформление текста интервью-диалога воспроизводит схему «вопрос-ответ», вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом (иногда маркируются еще и курсивом), ответ набран обычным для газеты шрифтом. Например:
- Почему вы выбрали профессию медицинского работника?
- Это было моей мечтой с детства. После окончания школы я поступила в Тобольске медицинское училище, в котором проучилась два года [21].
На страницах газет интервью - монолог встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламные интервью политиков, интервью-отчеты руководителей предприятий и так далее. Пример интервью-монолога с вступлением:
На прошедшей 15 января пресс-конференции с начальником ОМВД по Сургутскому району подполковник полиции Юрий Чернявский рассказал журналистам об итогах работы возглавляемого им отдела в 2013 году и ответил на возникшие вопросы у работников СМИ.
- В сравнении с предыдущим годом…
Далее идет разбивка текста на фрагменты [22].
Если говорить о классификации интервью в системе жанров, то можно сказать, что лидирующую позицию на страницах местных печатных СМИ занимает информационное интервью, цель которого – познакомить читателей (слушателей, зрителей) с какими-то новыми явлениями, процессами, интересными людьми. Это интервью отличается краткими вопросами и ответами. Например (см. Приложение 3). Аналитическое интервью обычно, кроме того, что несет в себе сообщение о факте, содержит и анализ этого факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? С этой целью вопросы формируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации».
В «Лянторской газете» аналитическое интервью отсутствует, в «Вестнике» - 5. Например (см. Приложение 4). Мы проследили, что в «Лянторской газете» популярную форму оперативного интервью представляет блиц-опрос (29), где присутствуют такие вопросы: «Как вы думаете, к чему могут привести те события, которые происходят на Украине?»; «Что нужно построить в Лянторе?»; «Ходили ли вы на выборы и довольны ли их результатом?»; «Каким вы помните своего первого учителя?»
Форму оперативного интервью в газете «Вестник» представляет «Прямая телефонная линия» (6). Например (см. Приложение 5).
Содержание портретного интервью, представленного в газете «Вестник», направлено, прежде всего, на раскрытие внутреннего мира интервьюируемого. Как правило, первостепенной причиной написания текста портретного интервью является следующая: реализация определенного события, связанного с жизнью героя интервью. При этом логическая схема интервью в данном издании характеризуется формулой «человек и его дело». В «Вестнике» портретное интервью традиционно публикуется в рубриках «Человек и его дело», «Юбилеи», «Физкультура и спорт» и составляет 13 публикаций, в «Лянторской газете» - 3. На страницах местных газет портретное интервью представлено такими разновидностями, как: событийное, биографическое, юбилейное, политическое. Например (см. Приложение 6).
Присутствие креативного (эксклюзивного) интервью имеет единичный случай. Например: Интервью «Лариса Гергиева: «Лучше пусть поют»» опубликовано под рубрикой «Эксклюзивное интервью», которое народная артистка России, художественный руководитель академии молодых певцов Мариинки, дала газете «Вестник» во время гастролей в Сургуте [23].
В ходе исследования, мы пришли к выводу, что интервью различаются по признаку предмета разговора. К такому виду относится информативное интервью, где главный предмет беседы – новые факты. Интерес к личности собеседника предельно ослаблен. Второй вариант информативного интервью – опрос очевидцев и участников: когда это было? Иногда подается в виде интервью с элементами репортажа. Например:
На днях Лянторец стал свидетелем необычного явления – по улицам города летали куропатки. Дмитрий поделился с редакцией газеты не только историей знакомства с птицей, но и любезно предоставил ее фотографию.
- Я шел домой после занятий в техникуме и в седьмом микрорайоне мимо меня пролетела странная птица [24].
Мы заметили, что проблемное интервью в «Лянторской газете» отсутствует, а в «Вестнике» встречается редко, всего пять. Например (см. Приложение 7).
Следующим этапом нашей исследовательской работы стал социологический опрос. Мы провели анкетирование среди жителей города, в котором приняло участие 60 человек. Вопросы анкеты были составлены согласно общепринятым требованиям (см. Приложение 8).
На вопрос, «Какой жанр публикаций для вас более интересен как для читателя?» 42% опрошенных ответили, что интервью, 26% предпочитают читать статью, 23% жителей читают очерки, и заметку всего лишь 9% опрошенных (см. Приложение 9.1)
На вопрос, «Что может привлечь ваше внимание в газетном интервью?» равное количество по 23% у ответов «интересный заголовок» и «интересная информация о героях интервью», 18% респондентов привлекают иллюстрации, 12% - краткое изложение материала, 9% интересное вступление к интервью, и лишь 6 % привлекает легко читаемый текст (см. Приложение 9.2).
На вопрос, «Какие виды интервью на страницах местных газет могут быть для вас наиболее интересны?» 25% выбрали информационное интервью, 24% утверждают, что интервью – расследование и проблемное интервью, 14 % - оперативное интервью, 12% опрошенных - портретное интервью (см. Приложение 9.3).
На данном этапе работы можно сделать вывод, что интервью наиболее интересен читателям, тем самым подтверждается популярность этого жанра. Интересные заголовок и информация о героях привлекают читателей больше всего. Выявлена потребность читателей в таких видах интервью, как: информационное, проблемное, интервью – расследование.
Исследуя частоту использования интервью в местных газетах можно заметить, что в газете «Вестник» из 44 газет нет интервью в 11-ти номерах, а в «Лянторской газете» из 44 газет нет интервью в девяти номерах, но следует заметить, что в газете «Вестник» в №5, №14, №16, №21, №36, №37, №41 присутствует несколько интервью разных видов (см. Приложение 10.1). В «Лянторской газете» только в №44 присутствует два вида интервью (см. Приложение 10.2).
В «Лянторской газете» на первый план выходит оперативное интервью (блиц – опрос) (87%), по форме организации портретное интервью (интервью – знакомство) занимает 7%, 4% насчитывается информационного интервью и незначительную часть – 2% составляет аналитическое интервью. Такие виды интервью как интервью-расследование и проблемное интервью в газете не публикуются (см. Приложение 10.3).
В газете «Вестник» первое место занимает информационное интервью (49%), 32% насчитывается портретного интервью (интервью – знакомство). На третьем месте расположилось оперативное интервью («Прямая телефонная линия») – 17%. Четвертое место занимают такие формы интервью как аналитическое интервью 14% и проблемное интервью – 14%. Такой вид, как блиц - опрос «Вестник» не располагает на страницах своей газеты (см. Приложение 10.4).
Мы сравнили частоту использования интервью по целевой установке и пришли к выводу: лидирующую позицию в газете «Вестник» занимает информационное интервью (17), (см. Приложение 11.1), в «Лянторской газете» лидером является оперативное интервью (29) (см. Приложение 11.2).
Заключение
В ходе выполнения работы достигнута поставленная цель - исследованы особенности интервью как жанра и как метода получения информации и выявлен уровень популярности интервью в местных печатных СМИ.
На основании проведенного исследования определено количество разновидностей интервью, что позволяет говорить о частичном подтверждении гипотезы.
Анализ проведенной работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Самым распространенным методом получения информации является интервью, оно пользуется популярностью у журналистов во всех странах мира и входит в число самых используемых жанров.
2. Наиболее употребляемым видом интервью на страницах газет является информационное («Вестник») и оперативное интервью («Лянторская газета»). Такие виды интервью, как интервью-расследование, экспертное интервью в газетах не публикуются. Присутствие креативного (эксклюзивного) интервью, аналитического и проблемного имеют единичный случай. В «Лянторской газете» популярную форму оперативного интервью представляет блиц-опрос.
3. Сравнительно-сопоставительный анализ интервью в «Лянторской газете» и газете «Вестник» показывает, что интервью – диалог занимает лидирующее место, где графическое оформление текста воспроизводит схему «вопрос-ответ».
4. Итоги анкетирования показали, что публикации в виде интервью наиболее интересны читателям, тем самым подтверждается популярность этого жанра. Выявлена потребность читателей в таких видах интервью, как: информационное, проблемное, интервью – расследование.
5. На основе проведенного исследования разработаны и предложены рекомендации для редакции «Лянторской газеты» по эффективности применения жанра интервью в газете.
6. Создан информационный буклет – памятка по проведению интервью.
Список литературы и источников
1. Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2006. С.145.
2. Еремина Л. И. Диалогизация как способ построения публицистического текста. Жанро-коммуникативный аспект стилистики текста, М., 1987. С. 166.
3. Майданова, Л. М. Стилистика газетных жанров. Свердловск, 1987. С. 59.
4. Гуревич, С. М. Номер газеты. М., 2002.
5. Голанова, Е.И.. Публичный диалог: коммуникативный узус… С. 251.
6. Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С. 7 http://fanread.ru/book/8693869/?page=7
7. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2006. С. 81-85; С. 107-111. Режим доступа: http://www.textfighter.org/
8. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. М., 2001. С. 219-220.
9. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2006. Режим доступа: http://www.textfighter.org/text2/04.php
10. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971. С. 265.
11. Основы творческой деятельности журналиста. СПб. 2001. С. 145.
12. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990. С. 51.
13. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998. С. 56.
14. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. С. 219.
15. Дунаева В. Пособие для начинающих журналистов. Режим доступа: http://www.iatp.md/
16. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. С. 56.
17. Лукина М. М. Технология интервью (Режим доступа: http://fanread.ru/book). 2003.
18. Ким М. Н. Новостная журналистика. СПб. 2005. С. 244
19. Лукина М. Технология интервью. М., 2003. С.19
20. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987. С.59
21. Савостина, М. На свет родился человек / М.Савостина // Лянторская газета.-2014.-15мая-С.11
22. Ковалёва, Е. В. Единый день голосования / Е.Ковалёва // Вестник-2014.- 17янв.-С.13
23. Веч, Г. Лариса Гергиева: «Лучше пусть поют!» / Г.Веч // Вестник-2014.- 23мая.-С.9
24. Ихсанова, Э. Необычное явление / Э.Ихсанова // Лянторская газета-2014.- 27фев.-С.3
25. Веч, Г. Здоровье, молодость, красота! / Г.Веч // Вестник-2014.-11июля.-С.10
26. Веч, Г. Видеть проблемы изнутри / Г.Веч // Вестник-2014.-17янв.-С.7
27. Веч, Г. О жилье, тепле, защите населения / Г.Веч // Вестник-2014.-17окт.-С.10
28. Веч, Г. Эффект соленого огурца / Г.Веч // Вестник-2014.-7мар.-С.1
29. Силин, А. Северные корни Владимира Якушева / А.Силин // Вестник-2014.-5сент.-С.3
30. Галиханова, Э. Татьяна Астафьева: «Моё счастье – любимая работа, семья и маленькая
внучка!» / Э.Галиханова // Вестник-2014.-24янв.-С.8
31. Веч, Г. С песней по жизни, или долгая дорога к себе /Г.Веч // Вестник-2014.-25ап.-С.7
32. Полещук, Ю. Владимир Якушев: «Мы не чужие друг другу» /Ю.Полещук // Вестник-2014.-22авг.-С.3
33. Веч, Г. Что в имени тебе моем? /Г.Веч // Вестник-2014.-10окт.-С.8
Сочинение
Ледяная внучка
Пятёрки
Аэродинамика и воздушный шарик
Весенняя сказка