Ещё десять лет назад в Лянторе ни одно здание не было оборудовано пандусом. А это значит - инвалиды были изолированы от общества. Во время проведения интервью с 18 – летней жительницей города, инвалидом 1 группы, передвигающейся при помощи коляски, я узнала, что для такой категории людей имеется ряд барьеров, не позволяющих им полноценно адаптироваться в обществе. Я задалась вопросом, насколько социальная сфера нашего города доступна для инвалидов – колясочников. С этой целью мы решили изучить социальную инфраструктуру города Лянтора.
Материалом для данного исследования послужили объекты социального значения. В ходе исследования мы выдвинули гипотезы:
- большинство объектов социального значения в г. Лянтор доступно для людей с ограниченными возможностями;
- если в городе развивать доступное пространство для лиц с ОВЗ, то это поможет им полноправно участвовать в жизни общества.
Объект исследования: объекты социального значения.
Предмет исследования: уровень доступности объектов социального значения для людей с ОВЗ в г. Лянтор.
Цель исследования: исследовать уровень доступности социально - значимых объектов города Лянтора для людей с ОВЗ.
Для достижения цели решались задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
antonenko_rabota_2017.doc | 136 КБ |
prilozhenie.docx | 1.68 МБ |
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
XXI научная конференция молодых исследователей Сургутского района
Изучение доступной среды для людей с ограниченными возможностями в г. Лянтор
Автор:
Антоненко Мария Леонидовна
МБУДО «Лянторский ЦДО»
10 класс,
Сургутский район, г.Лянтор
Научный руководитель:
Ашкарова Марина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
объединения «Журналист»
МБУДО «Лянторский ЦДО»
Сургутский район, г. Лянтор
Сургутский район
2017 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Доступная среда жизнедеятельности инвалидов…………………………………….5
1.1.Что такое инвалидность? Кого называют инвалидом?…………………………………....5
1.2. Государственная программа «Доступная среда»……………………………………….....6
Глава 2. Доступная среда города Лянтора…………………………………………………......7
2.1. Методы исследования……………………………………………………………………....7
2.2. Результаты исследования уровня доступности социальных объектов на территории г. Лянтор………………………………………………………………………………………….8
2.3. Результаты анкетирования…………………………………………………………………8
2.4.Анализ проведенных мероприятий по улучшению социальной среды для лиц с ОВЗ...9
Заключение……………………………………………………………………………………..12
Литература и источники……………………………………………………………………….13
Приложение…………………………………………………………………………………….26
ИЗУЧЕНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В Г. ЛЯНТОР
Антоненко Мария Леонидовна
Тюменская область, Ханты-мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, город Лянтор, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр дополнительного образования», 10 класс
Введение
В современных условиях России, когда политическая, экономическая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Сегодня широкая трактовка доступности городской среды предполагает равноправное участие людей с ограниченными возможностями во всех сферах жизнедеятельности общества.
По информации, предоставленной отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по автономному округу Югре, по состоянию на 1 января 2016 года численность инвалидов, проживающих в автономном округе, составляет 58 362 человека или 3,6 % от всего населения, из них: детей-инвалидов – 5 564 человека; инвалидов I группы – 7 082 человека; инвалидов II группы – 22 612 человек; инвалидов III группы – 23 104 человека [4].
Важность и актуальность в настоящее время приобрела проблема адаптации лиц с ограниченными возможностями в городской среде. В нашей стране лишь недавно начали осознавать необходимость приспособления инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Обеспечение беспрепятственного передвижения, доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования ими является одним из важнейших условий, того, чтобы человек с инвалидностью мог жить в городе наравне с другими людьми.
Ещё десять лет назад в Лянторе ни одно здание не было оборудовано пандусом. А это значит - инвалиды были изолированы от общества. Во время проведения интервью с 18 – летней жительницей города, инвалидом 1 группы, передвигающейся при помощи коляски, я узнала, что для такой категории людей имеется ряд барьеров, не позволяющих им полноценно адаптироваться в обществе. Я задалась вопросом, насколько социальная сфера нашего города доступна для инвалидов – колясочников. С этой целью мы решили изучить социальную инфраструктуру города Лянтора.
Материалом для данного исследования послужили объекты социального значения. В ходе исследования мы выдвинули гипотезы:
- большинство объектов социального значения в г. Лянтор доступно для людей с ограниченными возможностями;
- если в городе развивать доступное пространство для лиц с ОВЗ, то это поможет им полноправно участвовать в жизни общества.
Объект исследования: объекты социального значения.
Предмет исследования: уровень доступности объектов социального значения для людей с ОВЗ в г. Лянтор.
Цель исследования: исследовать уровень доступности социально - значимых объектов города Лянтора для людей с ОВЗ.
Для достижения цели решались задачи:
Методы исследования: анализ литературы, социологический опрос, интервью, сравнительно-сопоставительный анализ, визуальное обследование, описательный метод и метод подсчета.
Новизной данной работы является попытка выявления уровня доступности объектов социального значения для маломобильной группы населения города Лянтора, а также изучение их потребностей с целью удовлетворения запросов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа вносит определенный вклад в развитие доступной среды в городе Лянторе. При исследовании городской инфраструктуры мы выяснили, что доступная среда города развивается и способствует улучшению жизни людей с ограниченными возможностями.
Практическая значимость: опубликована статья в печатных и электронных СМИ, оказана практическая помощь инвалидам в организации услуги «социальное такси», проведены благотворительные акции, в администрацию города отправлены рекомендации по развитию доступной среды. Материалы исследования могут быть использованы работниками организаций социальной защиты населения, реабилитационных центров, педагогами во внеклассной работе.
Глава 1. Доступная среда для людей с ОВЗ
1.1.Что такое инвалидность? Кого называют инвалидом?
По данным Минздравсоцразвития в России более 13 миллионов инвалидов. Инвалиды, как категория, рассматривается как сложная разнохарактерная социально-демографическая группа, нуждающаяся в социальной помощи и поддержке со стороны общественно-государственных структур, семьи и близкого окружения. В соответствии с Российским законодательством, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [2].
Понятие инвалидности определяется рядом авторов различно. По определению Храпылиной Л. П. «инвалидность – дисгармония отношений человека с окружающей средой, проявляющаяся вследствие нарушения здоровья в стойком ограничении его жизнедеятельности [6]. По определению отечественного социолога Е. Р. Ярской-Смирновой: «инвалидность представляет собой результат социальных договоренностей, причем смысл этого понятия изменяется в зависимости от культурных традиций, социальных условий и других статусных различий» [7]. Определения инвалидности зарубежными авторами, отражают иные стороны инвалидности. Так, М. Оливер указывает на то, что инвалидность связана с проблемой здорового тела. П. Оберли выводит представление инвалидности из притеснения [8]. Все трактовки инвалидности предполагают особое отношение государства к данной категории граждан – создание для них доступной среды.
Согласно «Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов» принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.1993 г., «государствам следует а) осуществлять программы 7 действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов; и б) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям».
Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Российской Федерацией в 2008 году, устанавливает, что государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения [1].
Слово "инвалид" в цивилизованных странах почти не употребляется. Тех, кто в силу болезни или несчастного случая утратил какие - то составляющие здоровья, называют "людьми с ограниченными возможностями".
1.2. Государственная программа «Доступная среда»
Законодательство РФ определяет право на независимую жизнь - это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества, свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Несмотря на фиксированные меры поддержки, ряд из них не находит своего практического воплощения. Так, в трудах Т. А. Добровольской, Н. Б. Шабалиной отмечается социальная дистанция, существующая между обществом и инвалидами. Многие объекты социальной инфраструктуры не оснащены необходимыми техническими средствами, либо не приспособлены для беспрепятственного доступа в них данной категории граждан. Так, одним из основных препятствий при получении инвалидами образования является неприспособленность учебных заведений для обучения инвалидов, в первую очередь - передвигающихся на колясках [9].
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
В нашей стране, пытаясь решить проблему социализации людей с ОВЗ, создали программу «Доступная среда». Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №297 была утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Постановлением Правительства от 1 декабря 2015 года №1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2016 -2020 годы. Цель госпрограммы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Одной из основных задач программы является формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, системы комплексной реабилитации и абилитации (см. Приложение 1) инвалидов [3]. Данная государственная программа является одним из основных документов поэтапного государственного планирования на долгосрочную перспективу мер по выполнению Конвенции.
Доступная среда, безбарьерная среда для инвалидов подразумевает «оборудование мест общественного пользования при помощи специальных конструкций, которые позволят людям с ограниченными возможностями быстро, безопасно и без затраты существенных усилий передвигаться. Это касается спортивных сооружений, производственных строений, мест отдыха, жилых зданий и т.д. Кроме того, формирование доступной среды для
инвалидов становится возможным в полной мере и при обеспечении беспрепятственного пользования разнообразным транспортом и средствами связи»[2].
На заседании Правительства 3 декабря 2015 года Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Мы стремимся к тому, чтобы люди с ограничениями здоровья не испытывали трудностей каждый раз, когда они занимаются обычной деятельностью или просто выходят на улицу, садятся в транспорт, заходят в магазины, в аптеки, в поликлиники, ну и, конечно, стремимся способствовать тому, чтобы они могли получить работу и получить образование. К 2020 году почти две трети приоритетных для людей с ограничениями здоровья социальных объектов должны стать в рамках этой программы доступными. Это важнейшая задача, которую нужно решить. Надо сформировать систему комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей. Продолжим мы создавать и условия для их профессионального образования и трудоустройства» [4].
Глава 2. Доступная среда города Лянтора
2.1. Методы исследования
На начальном этапе исследования мы провели исследование элементов доступной среды для людей с ОВЗ в нашем городе. В частности обследовали входную группу 59 зданий различного назначения. Оформили результаты в таблицу (см. Приложение 2).
Также провели анкетирование среди горожан и людей, относящихся к маломобильной группе населения. Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм. Провели интервью, собрали отзывы.
Для привлечения внимания общественности города к изучаемой проблеме мы опубликовали статью в «Лянторской газете» (см. Приложение 6).
Проведен ряд мероприятий, в том числе организована услуга «социальное такси» для студента-инвалида ЛНТ. Подготовлены рекомендации для улучшения доступной среды для лиц с ОВЗ, проживающих в г. Лянтор.
2.2. Результаты исследования уровня доступности социальных объектов на территории г. Лянтор
Формирование архитектурной среды для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения должно осуществляться, исходя из 4-х критериев: доступность, безопасность, информативность, комфортность.
Мы провели исследование элементов доступной среды для людей с ОВЗ в нашем городе. В частности, визуально обследовали «входную группу» 59 зданий различного назначения. Оформили результаты в таблицу (см. Приложение 2). В таблице указаны наименование объектов, разделённых на 4 основные группы, место нахождения, наличие пандусов и кнопки экстренного вызова. Каждый объект подтверждается фотодокументом. Проанализировав данные таблицы, мы заметили, что в 67% обследованных объектах здравоохранения имеются пандусы, в 33% - отсутствуют (см. Приложение 3.1); объекты образования, культуры и спорта на 61% оборудованы пандусами, 39% отсутствуют (см. Приложение 3.2), объекты социального и бытового обслуживания на 44% оборудованы пандусами, 56% отсутствуют (см. Приложение 3.3), в 46% торговых центров, магазинов и объектов общественного питания имеются пандусы, в 54% - отсутствуют (см. Приложение 3.4).
Немаловажное значение для «входной группы» здания имеет кнопка экстренного вызова (см. Приложение 1), расположенная рядом с пандусом или входными ступеньками. При обследовании 59 объектов установлено, что 22% объектов имеют кнопки экстренного вызова, в 78% объектах кнопка отсутствует. Три кнопки на момент обследования не работали в таких объектах как: аптека «Фарм-Юс», «ЛГБ» стоматология, ДЮСШ. (см. Приложение 2).
Изучив полученные результаты, мы пришли к выводу: возможности входной группы объектов соцкультбыта недостаточно учитывают возможности и потребности маломобильной группы населения.
2.3. Результаты анкетирования
Следующим этапом нашей исследовательской работы стал социологический опрос среди жителей города, в котором приняли участие 60 человек. В число респондентов вошли люди с ОВЗ, а также лица, относящиеся к маломобильной группе населения (женщины, имеющие маленьких детей, управляющие детскими колясками, интересы которых сопоставимы с интересами инвалидов – колясочников).
Мы разработали вопросы для анкеты (см. Приложение 4):
1. Считаете ли Вы город Лянтор доступным для людей с ограниченными возможностями?
2. Какие объекты в городе наименее доступны для людей с ограниченными возможностями?
3. Как Вы оцениваете доступность общественного транспорта для людей с инвалидностью?
4. Знаете ли Вы о мерах, принимаемых в Лянторе по обеспечению доступности города для инвалидов?
5. Как Вы оцениваете действия городских властей по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов?
6. Существует ли, по Вашему мнению, в Лянторе проблема по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов?
7. Как вы считаете, что мешает инвалидам жить полной жизнью?
На вопрос, «Считаете ли Вы город Лянтор доступным для людей с ограниченными возможностями?» 12% опрошенных считают доступным, 88% считают не доступным (см. Приложение 5.1).
На вопрос, «Какие объекты в городе наименее доступны для людей с ограниченными возможностями?» 45% опрошенных ответили здания, куда входят жилые дома, магазины, объекты соцкультбыта, 20% считают недоступными подъезды , 18% - дворы , 17%- улицы (см. Приложение 5.2).
На вопрос, «Как Вы оцениваете доступность общественного транспорта для людей с инвалидностью?» 10 % респондентов ответили удовлетворительно, 63 % - неудовлетворительно, 27% - крайне неудовлетворительно (см. Приложение 5.3).
На вопрос, «Знаете ли Вы о мерах, принимаемых в Лянторе по обеспечению доступности города для инвалидов?» 10% опрошенных знают, 60% слышали, но не знают точно, 30% не знают (см. Приложение 5.4).
На вопрос, «Как Вы оцениваете действия городских властей по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов?» 33% опрошенных дают оценку положительную, 20% - отрицательную, 47% ничего не знают об этом (см. Приложение 5.5).
На вопрос, «Существует ли, по Вашему мнению, в Лянторе проблема по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов?» 92% считают, что проблема существует, 8% считают, что проблемы нет (см. Приложение 5.6).
На вопрос, «Как вы считаете, что мешает инвалидам жить полной жизнью?» 43% опрошенных отметили неприспособленность зданий, 23 % выделили психологический барьер в общении со здоровыми людьми, 20% считают проблему трудоустройства, одинаковое количество по 7% у ответов трудное финансовое положение и отсутствие современных средств передвижения (см. Приложение 5.7).
На данном этапе работы можно сделать вывод, что проблема доступной среды в Лянторе есть, отмечается крайне неудовлетворительная доступность общественного транспорта для людей с ОВЗ, наименее доступны для них жилые дома, магазины, объекты соцкульбыта. Жители не достаточно информированы о действиях местных властей по обеспечению доступной среды в нашем городе.
Результатом работы стали рекомендации для улучшения доступной среды в городе Лянторе.
2.4. Анализ проведенных мероприятий по улучшению социальной среды для лиц с ОВЗ
Одним из аспектов повседневной жизни, на которую люди с инвалидностью имеют точно такое же право, как и другие, являются нормальные для данного общества требования к окружающей среде и жилищным стандартам. Доступность социального пространства, возможность использования городской инфраструктуры инвалидами, эстетичность реабилитационных приспособлений (колясок, костылей, протезов) являются условиями обеспечения самостоятельности и независимости инвалидов.
Доступность среды - это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно.
Мы провели интервью с жителями города разного возраста и социального положения.
- Осенью 2016 года наша семья переехала в новый дом по адресу 5 микрорайон дом 5/1. Каждый день, возвращаясь с работы, я вижу инвалидную коляску, которая стоит на первом этаже под лестницей. Да, размышляю я, инвалид может заехать в подъезд по пандусу, а дальше, чтобы добраться до большого просторного лифта, нужно преодолеть путь всего лишь в несколько ступенек. Это сделать невозможно, потому что на лестничном пролёте нет пандуса. И это значит, новый дом сдан в эксплуатацию с нарушениями и совершенно не подходит для комфортного проживания людей передвигающихся с помощью коляски. Если инвалиду кто – то поможет, он прогуляется, а если нет - будет сидеть дома в заточении. Надо создавать такие условия для инвалидов, чтобы они самостоятельно и беспрепятственно могли передвигаться по нашему городу, - поделилась Лариса, 48 лет, многодетная мать.
- Моему ребёнку девять месяцев. Каждый день спускаюсь и поднимаюсь с ребёнком на руках на третий этаж (в доме нет лифта) и пандуса. В доме нет домофона, и в целях сохранности пристёгиваю коляску внизу на площадке к трубе отопления. Зайти в Сбербанк по пандусу с коляской очень сложно в зимнее время, он покрыт гладкой офисной плиткой и на нём нет резиновых ограничителей против скольжения. Попасть с коляской в магазин, расположенный на втором этаже, например ТЦ «Континент», невозможно. Отсутствие общественного транспорта в Лянторе считаю проблемой, нет специально оборудованных автобусов, - рассказала Валентина, 31 год.
- За пять лет моей работы не было случая, чтобы инвалид воспользовался пандусом или кнопкой. Пандусом обычно пользуются мамы с колясками, а кнопкой лишь балуются дети. Обычно лекарства людям с ОВЗ закупают социальные работники или родственники. А инвалиды, просто не знают, что многие аптеки города доступны для них в такой форме, - пояснила провизор аптечного пункта ООО «Вита-Фарм» Валентина Раду.
- Для меня препятствия начинаются с самого порога, ещё до того, как выйдешь на улицу. Широкий пандус на крыльце, не подходит для моей коляски. Поэтому без помощи, я даже спуститься не могу, а о подъёме и говорить нечего. Территория микрорайонов города не приспособлена для самостоятельного передвижения инвалида - колясочника, трясет на каждой кочке. Как будто, жизненные условия придуманы только для нормальных людей, стоит лишь взглянуть какие лестницы и пандусы ведут в магазины. Все это начала замечать только тогда, когда сама столкнулась с этими проблемами. Я христианка. До аварии часто посещала церковь, но теперь не могу: крутые ступеньки и отсутствие пандуса, лишили меня этой возможности, - рассказала Анастасия, 18 лет, инвалид I группы [10].
Приведённые ниже комментарии людей подтверждают недостаточный уровень доступной среды нашего города. И можно сделать вывод, что большинство объектов социального значения в г. Лянтор не доступно для людей с ограниченными возможностями..
Современная жизнь такова, что любой человек в любое время может стать инвалидом. Хотим мы этого или не хотим, нам всем в жизни придется встречаться с такими людьми, поэтому нужно учиться принимать их такими, какие они есть, и уметь выбирать правильный стиль общения с ними. Когда наше отношение изменится, то и проблемы доступной среды покажутся не такими обременительными. Чтобы среда проживания стала по-настоящему доступной и гуманной, нужно, прежде всего, изменить свое отношение к инвалидам.
Исходя из этого мы, обучающиеся объединения «Журналист», провели ряд мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья:
- «Мы вместе» - так называлась встреча с людьми, имеющими заболевания опорно – двигательного аппарата, приуроченная ко Дню инвалида (08.12.2016г.);
- благотворительная акция «Поздравь ребёнка с Новым годом». Выезд участников Школы Деда Мороза и Снегурочки в семьи к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям с ОВЗ, с последующей публикацией в «Лянторской газете» за № 1(460) от 19.01.2017года;
- дружеская встреча юных журналистов и подростков с различными видами инвалидности во время тренировки в ДЮСШ (октябрь, 2016г.);
- освещение городских соревнований среди лиц с ОВЗ, и выпуск фоторепортажа (ноябрь,2016г.);
- для привлечения внимания общественности к проблеме доступной среды в Лянторе опубликовали статью «Мир за барьерами» в «Лянторской газете» за № 24(457) от 08.12.2016г. (см. Приложение 6);
- организована услуга «социальное такси» для студента-инвалида ЛНТ. Написали письмо – обращение директору такси «Золушка» с просьбой оказать помощь в транспортной перевозке до места учёбы, девушке, имеющей протез нижней конечности. На что получили положительный ответ. С 14 января 2017 года услуга «социальное такси» оказывается два раза в день (см.Приложение 7).
- подготовлены рекомендации в администрацию города для улучшения доступной среды для лиц с ОВЗ, проживающих в г. Лянтор (см. Приложение 9).
Заключение
На сегодняшний день чрезвычайно важно создание единой доступной среды жизнедеятельности, включающей не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и общедоступные открытые пространства, выполняющие коммуникативную функцию.
В ходе выполнения работы достигнута поставленная цель - исследован уровень доступности социально - значимых объектов города Лянтора для людей с ОВЗ.
На основании проведенного исследования определен уровень доступной среды в Лянторе, что позволяет говорить о не подтверждении первой гипотезы и полном подтверждении второй гипотезы.
Анализ проведенной работы позволяет сделать следующие выводы:
Список литературы и источников
Н. Гумилёв. Жираф
Есть ли лёд на других планетах?
Что есть на свете красота?
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт