Этот материал представляет о жизни оленеводов Крайнего Севера. Исследуют автор в своей работе,о том для чего нужно каслать оленеводам со своим стадом из года в год и что это им дает.
Вложение | Размер |
---|---|
issledavatelskaya_rabota.docx | 27.33 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с.Белоярск
Исследовательская работа: « Каслание – жизненная необходимость нашего народа»
Авторы: Тайбери Наталья 5а класс
Руководитель: Хатанзеева С.Л., воспитатель ИСТ
Белоярск.2017
Цель: Сформировать представление о каслании и его необходимости для коренных народов Севера.
Задачи:
1. Изучить значение понятия «каслание»
2. Выяснить необходимость каслания.
Методы исследования:
- интервью с жителями тундры;
- анкетирование.
Основные этапы работы:
- совместная деятельность с руководителем работы по подготовке материалов;
- выбор методов исследования;
- изучение литературы. Карты Ямала;
- рисунки маршрутов касланий других семей и их сравнение;
- работа по подготовке исследованных материалов к оформлению, создание электронной презентации.
В основе данной исследовательской работы лежит проблема изучения традиций коренных народов Ямала – каслание. По словарю Даля значение « каслать» — кочевать, перекочевывать.
Каслание это перекочевка не оленьего стада, а стойбища (бригады, семьи) оленеводов. Стадо в это время может и не перекочевывать. Но ритм и продолжительность перекочевок стойбища определяется состоянием оленьих пастбищ, их способностью прокормить животных. Как только эта способность утрачивается, возникает необходимость в смене пастбищ и, следовательно, в каслании.
Актуальность темы:
Ямал – заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление таких человеческих ценностей, как дом, семья, род. В Ямало-Ненецком округе каслают, то есть кочуют по тундре, около 17 тысяч человек. Большей частью это ненцы. Они сохранили свой образ жизни, уникальную культуру, язык, обычаи. Сколько их останется через 5, 10, 15 лет? Ответ на этот вопрос зависит от состояния пастбищ, от того, сколько оленей эта земля сможет прокормить. А много ли ненецкой семье необходимо животных, чтобы не знать нужды? Более 4 тысяч детей живут с родителями в тундре. Но это вовсе не означает, что они останутся неграмотными неучами: каждый год проводится кампания по сбору обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Государством выделяются немалые средства на то, чтобы водным, воздушным, железнодорожным и авиатранспортом доставить этих детей в крупные города, где они будут учиться в школах-интернатах
Ненцы (что в переводе с ненецкого языка означает «настоящий человек») издревле занимались оленеводством. И сейчас, в третьем тысячелетии, олень для ненца остается всем: это и транспорт, и пища, и одежда, и жилье... Недаром олень по-ненецки называется словом, которое переводится как «дающий жизнь».
Апрель — время ложного отёла, здесь начнут рождаться первые оленята. Оленевод не всегда имеет возможность видеть этот процесс. Но если после суток от рождения повезло с погодой, и маленький оленёнок встал на ноги, есть шанс выжить. Глупые олени будут подходить к новичку, обнюхивать его, пытаться проверить рогами на прочность. Мать обязательно вступится за своё дитя, начнётся бой.
Месяц май — время рождения основных оленят. Тундра начнёт примерять своё ежегодное зелёное покрывало. Прилетят лебеди, журавли и утки, они огласят пространство своим суетливым гоготом. Именно в это время непутёвые важенки могут бросить своих детишек. Оленеводы заберут малышей к себе в чум, под защиту.
В июне в России начнётся сезон отпусков. Уставшие от работы люди заспешат в края магнолий, где плещет море и сидят мальчишки на заборе. А на Ямале в начале июня наступит полярный день. Делая ежедневно 15-20 км. переходы, и используя древние пути, оленеводы погонят своё стадо к морю, под защиту морского ветра, спасающего животных от гнусов, комаров и оводов. Ставить чум и разводить огонь при переходах можно только в определённых, проверенных временем местах. В августе тундра побалует различными ягодами, на несколько дней выйдут из - под земли посмотреть на мир грибы. Раньше ненцы грибы не собирали, оставляя лакомство для оленей. В сентябре хрустальные, солнечные дни бабьего лета станут для людей и оленей последним отдыхом перед обратной дорогой.
Место для установки чума в тундре испокон веков выбирает мужчина, он же устанавливает центральный (священный) шест. Дальнейшие действия выполняет... женщина! Сейчас это правило соблюдается не так строго — мужчины и дети могут ей помочь, но в былые времена установка чума была сугубо женским занятием. И в это почти невозможно поверить, поскольку одни только шесты для чума — пяти-шестиметровой длины. Надо их установить, связать высоко наверху, накинуть специальной палкой на них тяжеленные покрышки («нюки»), сшитые из оленьих шкур, и снова связать их, чтобы вся эта конструкция была максимально прочная и теплая. На все это женщина тратит совсем немного: от получаса до часа! Городскому жителю, который в течение часа и палатку туристическую по инструкции не установит, это кажется просто чудом, но это так. «Каслают» (кочуют) ненцы в течение круглого года, проходя за это время 500–1000 километров и переставляя чум с места на место до 25 раз. Летом используется облегченный вариант жилища. Зимние же покрышки вместе с зимней одеждой и зимними шестами складывают в нарты и оставляют их до следующих морозов прямо в тундре. Через несколько месяцев хозяева вернутся, и вся утварь будет ждать их на том же месте в полной сохранности — воровства здесь нет.
Кочевать или каслать (по - ненецки) с оленьими стадами, перегонять оленей на новые пастбища, необходимо довольно часто. У оленеводов нет выходных, им приходится охранять оленьи стада ночью от полярных волков и росомах в метели и лютые морозы. Наша семья состоит из семи человек: папа, мама, два брата и две сестры. В день каслания рано утром начинаем собирать вещи и укладывать их в нарты. Сначала собираются и сворачиваются оленьи шкуры – нюки, потом разбираются шесты – основа чумов. После того как вещи и чумы собраны и уложены в нарты, устанавливают загон для оленей. Когда стадо собрано, выбирают оленей для нарт. Женщины запрягают оленей в женские нарты, которые отличаются от мужских наличием бортов. Мужчины запрягают мужские нарты. При каслании используем 65 оленей, впереди передовой – папа, в упряжке шесть оленей, нарта для священных предметов, затем старшая дочь - упряжка с шестью запряженными оленями, а позади привязанные к друг другу три нарты по четыре оленя. А в самом конце аргиша едет наша мама с шестью запряженными молодыми быками и сзади четыре нарты. На последних нартах везут жерди для чума и доски для покрытия пола. Длинной вереницей аргиш уходит за горизонт на новое место… Слово «аргиш» есть во многих языках северных народов. Его буквальное значение – караван из нескольких оленей, вьючных летом и запряженных в нарты зимой. Но философское значение этого слова ближе к понятию «путь», причем в самом широком смысле. Это длительное кочевье, многокилометровые переходы по бесконечной тундре. Это традиции, быт и культура людей, для которых жизнь – это вечная дорога… Начинаем мы свой путь т.е каслать с реки «Хадата» до горы Конь – «Юнупыя»,где проходит река Тома тарка, дальше наш путь к Щучье речке – «Пыри яха» делаем остановку на неделю. Ставим чум - для этого выбираем, чтобы место было сухое, на возвышенности, отдыхаем , олени едят ягель, набираются сил для дальнейшей дороги…Отдохнувши мы продолжаем свой путь по реке Щучье к реке « Нерка яха» и каслаем до маленького и не глубокого озера «Негэтаку», который расположен между речками «Пмбудна» и «Мня нярка яха». Возле этого озера мы делаем очередную остановку на шесть недель, потому что это у нас считается летней стоянкой. Потом наш путь к красивому озеру под названием «Туетаку» перевод «хариус озеро». Оттуда наша семья начинает обратный отчет. Мы движемся к горе Слон, который расположен возле большого озера «Тыеяндо», остановка на неделю – отдых, рыбалка, поход в гости в другой чум родственникам. Наше каслание продолжается на гору « Мал хой», где земля богата растительностью и ягелем для оленей, целый месяц август олени питаются богатой пищей, набирают свой вес, после жарких дней июля. Белый ягель! Вот главная причина перекочевывания. Для малого народа, которым являются ненцы - это символ жизни добра и благополучия. Будет ягель, значит, обеспечен корм оленям. А олень в тундре это – все! Мясо, одежда, транспорт. Спускаясь через ущелье горы «Мал хой» наше стадо направляется к озеру Щучье «Пыриндо» - стоянка на четыре недели, где мы пополняем свой запас на осень: рыбачим, собираем ягоды, шьем зимнюю одежду. Потом наш путь движется к озеру «Хорэйто» - Лебединое озеро, название произошло оттого , что когда – то здесь обитала лебединая пара. И конечная наша зимняя остановка - гора «Мяхала». Так происходит из года в год , из века в век… Несмотря на сложности кочевой жизни в суровых условиях Крайнего севера, ненцы продолжают традиции предков, круглый год живут в чумах и не хотят менять такую жизнь на городскую. Они необыкновенно гостеприимные и очень дружные люди, так как другие в Арктике просто не выживают. Ненецкие оленеводы готовы к любым трудностям и испытаниям, потому что они живут с самого рождения в гармонии с природой.
Теперь Север – это и кладезь полезных ископаемых, и рубеж нашей страны. Традиционные места выпаса оленей повсеместно сокращаются: их пересекают газо- и нефтепроводы, нефть отравляет реки и озера, кучи ржавого металлолома оставляют военные.
Но надо признать, что не было бы освоения Россией Арктики, если бы мы не переняли от коренных народов, в том числе и от ненцев, опыт выживания в этих суровых условиях, и мы обязаны об этом помнить. Если исчезнут пастбища – исчезнут олени, а значит, разрушится многовековой уклад и самобытная культура ненцев.
Золотой циркуль
За чашкой чая
Император Акбар и Бирбал
Ель
Солнечная система. Взгляд со стороны