Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество отходов, а для этого им надо дать новую жизнь.
Цель: Определить состав бытовых отходов; научиться находить применение после их первичного использования.
Вложение | Размер |
---|---|
3.proekt_lukashova_nina1.doc | 963 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза Н.П. Федорова»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: «Что я могу сделать с мусором»
Работу выполнила:
Лукашова Нина, учащаяся 4 «А» класса.
Руководитель проекта:
Романенко М. Н., учитель начальных классов.
г. Тихвин
2019 – 2020 учебный год
Введение. | 3 |
I.Экологическая безопасность. | 5 |
1.1 Общие проблемы. | 5 |
1.2. Мусор. | 6 |
II.Собственное исследование «Время разложения мусора». | 7 |
2.1 Эксперимент. | 7 |
2.2 Результаты эксперимента. | 8 |
2.3 Как избавиться от мусора? | 9 |
2.4 Вторичное использование мусора. | 10 |
III. Заключение. | 11 |
Источники. | 12 |
Содержание
Введение
«Встал утром, привел себя в порядок,
приведи в порядок свою планету…»
Антуан де Сент-Эксзюпери.
В наше время остро встал вопрос сохранения окружающей природы. Решение этого вопроса зависит от каждого из нас, от нашего экологического сознания. Природа для всех - значит каждому надо уметь вести себя так, чтобы не наносить вреда окружающей природе.
Главной мыслью в данной работе является сам факт появления отходов жизнедеятельности человека. Соответственно, объектом анализа был выбран мусор. Главным действием явилось освобождение человека от мусора. Однако в процессе выполнения этого действия появился нежелательный эффект - загрязнение мусором окружающей среды. Возникла проблемная ситуация: «Можно ли человеку, освобождаясь от продуктов своей жизнедеятельности, не вредить природе?» В работе предложены варианты решения данной проблемы.
I. Актуальность проекта
Вы задумывались, что такое мусор? Что выбрасывают люди? Знаете ли вы, сколько скапливается мусора в больших городах или селах? В России за год образуется около 7 миллиардов тонн бытовых отходов (до 350 кг на одного человека в год). Одна среднестатистическая семья ежедневно выкидывает в среднем 3 кг мусора.
Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире. Над ней работает большое количество учёных. Постоянно разрабатываются новые технологии, внедряются новые подходы. Во многих западных странах люди сами сортируют бытовой мусор перед тем, как его выбросить.
Мусорные контейнеры, которые стоят повсюду, тоже не могут решить этой проблемы до конца. Согласитесь, они очень портят внешний вид, когда переполнены мусорными отходами. И во всём этом роются бродячие собаки, птицы и даже люди.
По дороге из школы на улицах нашего города я вижу вот такие картины и задумалась: «Что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора». В результате возникла тема исследования «Что я могу сделать с мусором».
Мне не безразлична экология родного города. Я хочу видеть свой город чистым и красивым, хотя понимаю, что чистота не появится сама собой – чистоту делают люди.
Я решила на деле внести свой вклад в сохранение чистоты нашего города.
Цель исследования: Может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
Задачи:
Предмет исследования: бытовой мусор.
Объект исследования: утилизация бытового мусора.
Методы исследования:
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира.
Этапы работы над проектом
Название этапа | Содержание этапов |
1 этап: подготовительный | Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, гипотезы, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования, планирование, определение источников информации. |
2 этап: поисковая работа по определённым ранее направлениям | Изучение этапов истории утилизации мусора и сбор информации. |
3 этап: исследовательский | Проведение эксперимента по разложению бытовых отходов. Выводы. |
4 этап: защита проекта | Систематизация и оформление исследовательских материалов. Подготовка сообщения и презентации «Что я могу сделать с мусором» |
I. Экологическая безопасность.
1.1 Общие проблемы
Охрана окружающей среды стала одной из самых острых, глобальных проблем. Опасность, нависшую над человечеством в связи с современным экологическим кризисом можно преодолеть, лишь реализовав комплекс мер по экологической безопасности. Под экологической безопасностью следует понимать такое состояние, системы «природа – техника – человек» которое обеспечивает сбалансированное взаимодействие природных, технических и социальных систем, формирование природно-культурной среды, отвечающей санитарно-гигиеническим и материальным потребностям жителей каждого региона Земли при сохранении природно-ресурсного и экологического потенциала природных систем и способности биосферы в целом к саморегулированию.
Кроме интересов и потребности людей есть и «интересы» природы. Пренебрежение ими уже привело к большим потерям для человека. Если мы будем охранять природу только потому, что это нам не выгодно, то сохранение биосферы станет невозможным.
Горение мусора на открытых свалках также приводит к загрязнению воздуха.
Кроме того, огромное содержание в воздухе углекислого газа нарушило баланс двуокиси углерода в природе. Это создает, по мнению ученых, реальную угрозу парникового эффекта – потепление климата, что приводит к увеличению таяния ледников, повышению уровня мирового океана. Вред от загрязнения воздуха громадный. Загрязняющие вещества являются причастными к росту случаев заболеваний астмой, бронхитами, а также другими серьезными заболеваниями легких.
1.2. Мусор
Одной из серьезных экологических проблем нашего региона является мусор.
Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались образованием отходов.
На заре человечества проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов не существовало. До эры образования городов утилизация отходов происходила безболезненно для окружающей среды: пищевые отходы, ткани из натуральных волокон, кожа, древесина и др. быстро перегнивали и использовались в качестве удобрения. Ведя натуральное хозяйство, человечество почти не оставило после себя отходов, а те что всё-таки сохранились в виде обглоданных костей, глиняных черепков и каменных орудий труда, сегодня вызывают радость у археологов.
В настоящее время картина сильно изменилась. На смену одежде и обуви из натуральных волокон пришли современные синтетические материалы, различные виды упаковок, предметы из полимерных материалов. Значительно возрос и объем образующихся отходов. Следовательно, количество отходов, от которых необходимо освободить город, тоже возросло. Современное человечество подобными бытовыми отходами намного богаче, и вряд ли археологи будущего будут радоваться, натыкаясь на наши окаменевшие свалки, или иначе – полигоны для захоронения твёрдых бытовых отходов.
Люди стали жить лучше, больше потреблять, и соответственно больше производить отходов. Отходы это и есть ненужный, лишний мусор, который выбрасывается, тем самым, загрязняя природу.
Сегодня в мире ежегодно скапливается миллиарды тонн отходов: от жидких сбрасывающиеся в моря и реки, до твердых, которые вывозятся на свалку.
Откуда берется столько бытовых отходов (а попросту – мусора), что проблема избавления от них становится глобальной? Из наших же квартир и берется. В результате нашего представления: мой дом – это огороженное стенами место, не далее. Вынес за порог лишнее, и не мое дело, что с ним будет. Но ведь выброшенное нами возвращается к нам же – с воздухом, водой, пищей! Эта проблема не только нашего города. «Прокатитесь» по дорогам нашего района, и вам откроются «живописные пейзажи» многолетних залежей бытового мусора. (РИС. 1 – 4)
II. Собственное исследование «Время разложения мусора».
2.1 Эксперимент.
Цель эксперимента: Проверить полученные знания: сколько времени необходимо для разложения различных бытовых отходов.
Оборудование: бытовые отходы: бумага, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, пищевые отходы, стекло; таблички, лопатка
Учёные утверждают, что каждая группа бытовых отходов имеет свой срок разложения и, в зависимости от этого срока и материала, из которого она произведена, приносит свой вред окружающей среде.
Я решила провести собственное исследование по определению времени разложения разных групп отходов.
Для опыта я взяла отходы следующего вида:
стекло - стеклянную банку;
пластик - пластиковую бутылку и полиэтиленовый пакет;
бумагу - газету;
пищевые отходы - морковь, огурец, помидор, листья капусты, очистки картофеля.
Все это я закопала 20 июля 2019 г. в землю. Прошло 4 месяца и 22 ноября, я это всё откопала. ( РИС. 5 – 9)
2.2 Результаты эксперимента: после завершения эксперимента я увидела следующее:
Вот так же и в природе - только пищевые отходы быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, пластик понадобятся годы. А стекло вообще вечный материал.
Знаете ли вы, что…
Сроки разложения бытовых отходов:
Бумага – 2 – 2,5 месяца;
Кожура фруктов – 6 месяцев;
Картон – 5 лет;
Полиэтиленовые пакеты – 10 – 12 лет;
Кожаная обувь – 30 – 35 лет;
Пластиковые бутылки – 50 – 80 лет;
Жестяные банки – 100 лет;
Алюминиевые банки – 200 – 300 лет;
Стекло – никогда.
2.3 Как избавиться от мусора?
Как бороться с бытовыми отходами, ежедневно выносящимися из наших домов и засоряющих окружающую среду?
Мировая практика предлагает следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов:
Первые два способа не безвредны для нашей окружающей среды. Они несут в себе серьезную экологическую опасность. Способ утилизации - самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора, но для этого необходимо построить перерабатывающие заводы и изменить привычное поведение людей, каждому научиться сортировать бытовой мусор, как это делается, например, в Германии. Там батареи мусорных бочек у домов выкрашены в 3 цвета: серый, желтый, зеленый.
(РИС. 10 – 11)
У нас тоже во многих городах была предпринята попытка вывозить мусор, после того как жители его отсортируют, но успехом это не увенчалось – люди по-прежнему выбрасывали мусор, не сортируя его. Причины этому могут быть разные. Но главное даже не в этом. Чтобы сортировка мусора пошла успешно, нужна социальная реклама. Ведь не всякий знает, насколько не отсортированный мусор загрязняет окружающую среду. Необходимо выработать единое отношение к экологии, которого пока не существует. И тогда такое важное новшество, как сортировка мусора, принесёт только пользу
Я думаю, что сортировке мусора надо учить детей уже со школьной скамьи. Тогда, став взрослым человеком, не возникнет вопроса: в тот ли контейнер ты выбросил пластик или бумагу. (РИС. 12 – 13)
2.4 Вторичное использование мусора
А) Бумага
Макулатура составляет 40% всех твердых отходов. Несмотря на то, что бумага разлагается от 2 до 10 лет, она не наносит природе никакого вреда. Однако краски и защитные покрытия могут выделять ядовитые для человека вещества в процессе разложения.
Макулатура имеет большой потенциал вторичного использования. Она используется для производства бумаги различного назначения, упаковочных и строительных материалов. 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины, поэтому сбор и рациональная утилизация бумажных отходов поможет существенно сократить вырубку лесов. Старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются для получения волокон - целлюлозы.
Наша школа совместно с ООО «Корона» проводит экологическую акцию по сбору макулатуры «Чистое будущее – в чистом настоящем».
В 2016 году я собрала макулатуры 339,9 кг, и заняла 1 место среди 1-4 классов. В 2019 году я собрала 294,8 кг, и заняла 2 место по школе.
(РИС. 14 – 17)
Б) Пластмасса
В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов. Выброшенные изделия из пластмассы препятствуют газообмену в почве и водоемах и представляют угрозу для животных. Существует немало примеров, когда проглоченный пакет приводил к гибели животного - даже зарегистрированы случаи гибели китов. Пластиковая тара устойчива к агрессивной окружающей среде, и не переваривается организмом животного.
Кроме того, пластмасса выделяет ядовитые вещества при горении и разложении, которое может длиться более 100 лет.
У нас в городе ежегодно проходит конкурс «Кто во что горазд».
В 2017 году я приняла участие в номинации «Хлам - Шоу». Участниками были созданы костюмы из «мусора»: пакетов, бумаги, пластика. (РИС.18-19)
Мы с мамой создали платье из одноразовой посуды, и я заняла 1 место. (РИС. 20 – 22)
В) Пищевые отходы
Наименее опасные отходы - пищевые, органического происхождения. Они не наносят практически никакого урона окружающей среде и относительно быстро разлагаются - примерно за 2 недели. Однако, вследствие того, что органические отходы используются в пищу как микроорганизмами, так и животными - их избыток может привести к распространению вредных и опасных бактерий, насекомых и животных.
Самый безопасный метод утилизации органического мусора - компостирование. В течение этого процесса в органической массе повышается содержание легко усваиваемых растениями веществ - фосфора, азота, калия, и других и обезвреживаются неблагоприятная флора и микроорганизмы.
Таким образом, при грамотной и своевременной утилизации органического мусора, этот вид отходов не только не причиняет вреда природе, но и может использоваться как натуральное удобрение.
Мы проживаем в собственном доме и у нас заведено пищевые отходы компостировать. У родителей сделано несколько компостных ям, куда выносятся пищевые отходы, трава и т.д. Все это пересыпается землей, каждая яма компостируется 2-3 года, после этого компост используется как натуральное удобрение. (РИС. 23 – 24)
III. Заключение
В результате проведенной исследовательской работы мне стало понятно, насколько большой проблемой является «нашествие» мусора на наш город. Если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более экологически чистой. Больше половины мусора можно переработать и использовать снова. И не один человек не должен стоять в стороне!
Я доказала, что вторая жизнь у бытового мусора есть. Это не требует никаких ресурсов, нужна только идея, фантазия, терпение и руки, которые все воплотят в жизнь. Каждый может внести свою лепту и помочь природе в переработке мусора. Не надо ждать, пока ученые придумают микроэлементы, способные ускорить процесс разложения таких вещей, как стекло, покрышки колес, пластиковые бутылки.
Придет время, и в нашей стране построят много мусороперерабатывающих заводов, другого выхода просто нет, иначе города могут превратиться в большую свалку и мусор погубит нас.
В нашем городе уже сейчас можно сдать на переработку:
- использованные батарейки в кафе «Сибарит»;
- пластиковые бутылки в подростковом клубе «Космос»;
- ртутные энергосберегающие лампочки можно сдать в комитете ЖКХ.
А пока я предлагаю начать с малого. Давайте производить меньше мусора. Замените полиэтиленовые мешочки на многоразовые. Вы сразу заметите, что мусора стало меньше. (РИС. 25 - 26)
Использованная литература:
1. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М.: «Финансы и статистика», 2001;
2. Родионов С.К. Что такое мусор. М.: «Химия», 1991;
3. Хотунцев Ю. Л. Человек, технологии, окружающая среда.
М.: «Устойчивый мир», 2001;
4. Фотографии из семейного архива.
Интернет ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ Рисунок 1 - 4
1.Мусор около подъезда… 2.Мусор в переполненных контейнерах…
3-4 Многолетние залежи бытового мусора около рек, в лесу, на обочинах…
Рисунок 10 – 11
Раздельный сбор мусора
Рисунок 12 – 13
Давайте, начнем с себя!
Рисунок 14 – 17
Сбор макулатуры
1 класс
4 класс
Рисунок 18 – 19
Рисунок 20 – 22
Рисунок 23 – 24
Рисунок 25 - 26
Сорняки
Одна беседа. Лев Кассиль
Рисуем ананас акварелью
Как Снегурочке раскатать тесто?
Сказка "Узнай-зеркала"