Обучающиеся сравнивают конструктивизм различных стран мира(его зарождение, развитие, изменение)
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСТРУКТИВИЗМ В РАЗНЫХ СТРАНАХ | 62.59 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ Лицей 20
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Мое открытие»
Искусство
КОНСТРУКТИВИЗМ
В РАЗНЫХ
СТРАНАХ
Автор: Татаринова Александра, Горбунова Дарья
Класс: 9
ОУ: МБОУ «Лицей №20»
Руководитель: Пучихина Альфия Харисовна, учитель ИЗО и черчения; Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки
Междуреченск 2019
Оглавление
Введение ………………… …………………………………………………….3
Глава 1. Конструктивизм……………………………………………………5
Глава 2. Конструктивизм разных стран……….……………………………8
Глава 3. Результаты социологического опроса …….……………………...13
Заключение ……………………………………………………………………….14
Список используемых источников...……………………………………………15
Приложения………….……………………………………….……………….….16
Введение
Тема нашей исследовательской работы «Конструктивизм в разных странах»
В последнее время в СМИ…. проявляется больший интерес к архитектуре, дизайну интерьера советского периода. Нам эта тема стала интересна тем, что и наши сверстники все чаще обращаются к периоду СССР. Нам как детям, которым не удалось застать это время, стало интересно, как в те времена все создавалось, так как большинство зданий нашей страны было построено именно в период строительства социализма.
Мы решили проанализировать и сравнить архитектуру советского периода 20-30 годов и архитектуру того же периода во всем мире. Выяснилось, что большинство архитектурных зданий данного периода выполнено в стиле конструктивизм. Конструктивизм советского периода и зарубежный конструктивизм принципиально разнятся. С чем же это связано?
Актуальность темы также определяется тем, что в сфере современной рекламы, РЯ-кампаний и других видов воздействия на массовое сознание активно используются формальные достижения конструктивизма 20-х годов, найденные в лозунге, агитке, плакате, монтаже и т.д., учитывающие особенности целенаправленного воздействия и восприятия.[1]
Проблема: Выявить, почему конструктивизм в разных странах различный.
Гипотеза: Возможно, конструктивизм в разных странах отражает основные государственные идеи этих стран
Цель: Выявление причин различий конструктивизма в разных странах.
Задачи:
1. Познакомится с направлением конструктивизма и его историей.
2. Проанализировать и сравнить архитектурные объекты конструктивизма в разных странах.
3. Провести анкетирование среди обучающихся 9 классов на вопрос знания о конструктивизме.
Объект: Конструктивизм в архитектуре
Предмет: отличия конструктивизма различных стран
В нашей работе мы сравнивали:
1 Советский конструктивизм
2 Европейский конструктивизм (Западная и Восточная Европа)
3 Американский
4 Азиатский
Методы: сравнения, наблюдение, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование.
Практическое применение: на уроках истории, искусства, МХК
Было проведено анкетирование среди обучающихся 9-х классов (97 опрошенных):
2. Конструктивизм
В истории искусства - архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство не возникают из ничего. Так и модерн для конструктивизма стал отправной точкой.
В разных, изученных нами, источниках дается спорная информация по поводу того, где впервые появились сооружения в стиле конструктивизм. Первыми объектами конструктивизма можно считать стеклянный павильон, построенный для лондонской Всемирной выставки в 1851 г. и Эйфелеву башню, возведенную для такого же мероприятия в Париже в 1889 г.
Конструктивизм - одно из главных направлений авангарда в искусстве (архитектуре, литературе, музыке, живописи, дизайне, ДПИ) ХХ, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР. Основа этого направления - воплощение закономерностей, которые присущи формам, произведенным машинным способом. Новый стиль был начисто лишен таинственно-романтического ореола, он рационалистичен, функционален, целесообразен.
Конструктивизм начал развиваться в начале 19-го века, когда начали массово возводиться масштабные проекты в городах, и конструктивизм отлично подходил для проектирования этих зданий. Несмотря на некую прямолинейность, конструктивизм достаточно гибок и терпит модернизации и инновации в стиле, а так же, прекрасно сочетается с любым другим архитектурном стиле. «На рубеже 19-20 веков сторонники ар-нуво выбрали в роли основополагающей формы волнистую линию, представители модерна из Англии и Австрии – квадрат и прямоугольник».[2]
Конструктивизм набирает популярность, так как со временем упрощаются современные строительные материалы (бетон, железо, стекло).Конструктивизм является насколько практичным стилем для общегородской архитектуры, что его можно встретить почти в каждом городе мира. Конструктивизм - это четкие прямые конструкции, с применением высокопрочных материалов – прекрасно подходящие для возведения монолитных жилых зданий и других объектов в городах. Символ конструктивизма – это простота и надежность.
В 30 - годы в молодом советском государстве начинает доминировать стиль, названные позднее, сталинским ампиром.
Новый интерес к конструктивизму в 90-е годы был связан с глобальными политическими переменами в стране (перестройка) и новым скачком НТП (научно технического прогресса) - началом компьютеризации и всесторонней технизации жизни.
Интерес к изучению конструктивизма обусловлен обращением к нему - в живописи, дизайне. Так в 1990 г. в Москве прошла Международная выставка современного конструктивизма. А в 1994 г. в рамках выставки Антона Штанковски в Москве проводился семинар, посвященный конструктивизму, материалы изданы в книге «Квадратура конструктивизма». В 1998 г. в ЦДХ прошла выставка под названием «Мастерская конструктивизма», где выставлялись работы как конструктивистов 20-х - А. Родченко, В. Татлина, В. Степановой и др., так и неоконструктивистов наших дней - А. Ермолаева, Ф. Инфанте, Е. Лаврентьевой и др. Конструктивизм как и прежде благодатная и актуальная тема для художественного творчества.
О возрождении конструктивизма говорит и современный дизайн - как «вещный», так и виртуальный (рекламные ролики, компьютерные заставки на ТУ, рекламные стенды и плакаты, обложки журналов и т. д.). В искусстве 90-х используется язык конструктивизма 20-х годов как метафора (часто в форме критики тоталитарного строя). В дизайне конструктивизм как бы «безвременный», «бесстильный», «бесструктурный» противопоставляется постмодернизму.
Анализируя историю развития современной архитектуры, в частности конструктивизма мы пришли к выводу, что развитие конструктивизма шло волнообразно.
Задумавшись над тем, какую же нишу занимает конструктивизм в истории искусства 20 столетия, мы пришли к следующей периодизации:
1) Модернизм архитектурный - движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы, когда в архитектуре возникли новые тенденции. Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура. Каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Основные представители архитектурного модернизма: Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мисван Дер Роэ, Ле Корбюзье, АлварАалто, Оскар Нимейер.
2) Конструктивизм – это авангардное художественное направление, зародившееся в России, идеи которого своим влиянием охватили различные виды искусства, но наибольшее влияние они оказали на советскую архитектуру 1920-х гг.
Появлению нового стиля способствовала индустриализация самого быта - новые предметы быта (пишущая машинка, граммофон, электроприборы, пылесосы, новейшая телефонная аппаратура, радиоаппаратура и т. д.) были несовместимы со старой художественно-промышленной эстетикой. В это время были созданы такие великолепные памятники авангарда, как Фабрика-кухня завода им. Масленникова в г.Самаре в виде серпа и молота, Театр Красной армии в Москве в виде пятиконечной звезды, Ростовский театр оперы и балета им. Горького в виде трактора и т.д.
Отличительные признаки конструктивизма:
Яркие представители конструктивизма: братья Веснины, В.Татлин, А.Родченко и др.
1. неутилитарный конструктивизм, близкий к геометрической абстракции, так называемое отвлеченное конструирование.
2. прикладной конструктивизм, «производственно проектный», принципиально утилитарный (дешевое жилье). Арт -деко.
3) Постмодернизм - представляет собой совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг., пришедших на смену господствовавшему модернизму. Расцвет стиля начался с 1980-х и продолжается, по сей день.
Представители постмодернизма: Роберт Вентури, Морис Кюло, Леон Крие, Альдо Росси, Антуан Грюмбах вывели следующие правила:
4) Деконструктивизм - направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Первоначально теория Дерриды относилась только к литературоведению, термин «деконструктивизм» прочно закрепился в архитектуре (1980-е годы), а чуть позже и в интерьере. Вместе с тем Жак Деррида считал деконструктивизм не стилем, а принципом подхода к архитектуре как к виду искусства. Он подчёркивал, что главной идеей является не разрушительная концепция, а сознательное создание конфликтного противоречия между привычным и реальным видением окружающих предметов и вещей.Как самостоятельное течение деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг.
Другим предопределяющим фактором возникновения деконструктивизма стал советский конструктивизм 1920-х годов прошлого века. Причём в оформлении интерьера эти два стиля во многом противостоят друг другу (так же как и стиль, китч в интерьере).
В деконструктивизме за основу берется, прежде всего, визуальное восприятие картины интерьера в целом. Упор делается большей частью на оформление. Каждый проект – это своего рода эксперимент, повторить его ещё раз невозможно. Каждая работа дизайнера всегда на 100 % индивидуальна. Чаще всего в этом стиле оформляются молодёжные клубы. Дизайн квартир становится уделом только смелых людей, которые не боятся абсолютных перемен и новшеств. Для деконструктивизма характерно:
Представители: ЗахиХадид, Фрэнк Гери, Даниэль Либескинд и другие.
Основные черты современного деконструктивизма:
Вывод: Судя по трансформации архитектурного конструктивизма в деконструктивизм, можно предположить завершение одного из направлений модерна (как и некогда развитие от барокко к рококо) или перерастание во что-то кардинально новое как то требуют изменения во всем мире.
3. Конструктивизм разных стран мира.
А. Конструктивизм СССР.
Начало было положено в Европе. Но именно советские архитекторы в 1920-х годах оформили идею в теорию, реализовали ее в строительстве. Поэтому стиль конструктивизм считают созданным именно в России.
Страна жила в переходный период между военным коммунизмом и НЭПом. Конструктивизм в те времена явился совершенно новой архитектурой молодого класса- пролетариата. Простые формы архитектуры вызывали ассоциации с новым стилем отношений между людьми – демократическим. В теории конструктивизма первостепенной провозглашали полезность вещи, которая являет собой голую конструкцию "без балласта изобразительности" (слова архитектора А. Веснина). Произведения искусства считались предметами лишь ненужной роскоши и результатом напрасного труда. Естественно, что привычные пространственные композиции и внешний декор ушли на второй план.
Конструктивизм стал основой для развития советского жилого сектора, став основным стилем, которого придерживались при строительстве больших жилых комплексов. Прародителем конструктивизма считают известного архитектора Константина Мельникова. Именно этот архитектор пропагандировал конструктивизм на различных заседаниях и выставках.
Архитекторы конструктивизма: братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Илья Голосов, Иван Леонидов, Владимир Татлин – сформулировали функциональный метод проектирования (только самое нужное в рациональной форме). По этому принципу начали строить рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома.
Отличились ленинградские архитекторы конструктивисты: Александр Иванович Гегелло; Николай Демков; Евгений Адольфович Левинсон; Эрих Мендельзон; Александр Сергеевич Никольский; Яков Георгиевич Чернихов; Игорь Георгиевич Явейн.
Известные архитекторы конструктивисты Свердловска (ныне Екатеринбург) - И. П. Антонов, В. Д. Соколов, А. М. Тумбасов, С.В.Домбровский, К.И. Соломонов, М.Я. Гинзбург.
На волне увлеченности конструктивизмом архитекторами создавались самые невероятные проекты городских сооружений, воспевающие развитие молодого советского государства. В истории русского конструктивизма архитекторы проектировали всевозможные модульные конструкции жилых единиц, соединяющиеся между собой в большие комплексы, движущиеся по наружным стенам лифты и др.
А с другой стороны для обычных граждан создавалось утилитарное и максимально приближенное к требованиям современной жизни жилье.
Век конструктивизма в СССР был недолог, и уже в 1930-х гг. произошла замена, по распоряжению правительства, на монументальную ансамблевую застройку сталинского ампира. Многие деятели искусства смогли перестроиться, но были и те, кто отказался следовать диктату власти и на долгое время оказался не у дел (архитектор К. Мельников, Г. Клуцис). Однако с 1960-х гг. постройки в стиле авангард снова стали возводить в СССР.
Вывод:
Конструктивизм в СССР был популярен в 20 годах, потому что страна стремилась к уравниванию всех граждан и с помощью простых геометрических линий в архитектуре добиться этого было проще всего.
В советский период развитие конструктивизма в архитектуре (как и любых других видах искусства) происходило непоступательно, строительство должно было отражать основные идеи государственности.
Обозначились два направления в конструктивизме:
1. Апофеоз советского государства (многие проекты не реализованы) и это направление сменилось помпездным сталинским ампиром
2. Производственное строительство, утилитарное жилье (простейшие квартиры для рабочих), которые должны были решить проблему с жильем.
Б. Европейский конструктивизм.
Зарождение конструктивизма в Европе в начале ХХ века стало ответной реакцией на приевшиеся декоративно-растительные мотивы, присущие модерну. В протест модным тогда витиеватым романтическим стилям, новое направление отталкивалось от достижений технического прогресса, было сугубо рационалистично, подчинено логике простоты, функциональности и гармонии материалов.
В конце 20-х годов конструктивизм стал распространяться за пределы Советского Союза, получив наибольшее распространение в Германии и Нидерландах. Европа отходила от потрясений Первой мировой войны, и правительство не готово было выделять крупные суммы на решение жилищного вопроса. Именно в 20-е годы произошла революция в проектировании и строительстве домов, результаты которой используются и по сей день.
В 1919 г. Вальтер Гропиус в Веймаре основал Высшую школу строительства и формообразования «Баухауз» (от нем. bauen – строить и Haus – дом). И куда в дальнейшем ни переезжала школа, имя «баухауз» стало нарицательным и закрепилось в формуле: «Что утилитарно, удобно, то и красиво». Мастера баухауза не делали различий между изящными и прикладными видами искусства. Всё, что создавалось на эскизах, должно было стать пригодным для промышленного производства. Так решались запросы широких общественных групп иметь доступную и в то же время красивую мебель. Французский архитектор Ле Корбюзье высчитал минимум площади, необходимый человеку для жизни. Также он популяризировал дома на основе монолитных и сборных железобетонных конструкций с ленточным остеклением.
В 1933 г., после прихода национал-социалистов к власти, была упразднена школа баухауз. Многие её представители эмигрировали в США, продолжая работать в духе функциональной архитектуры.
По сути, конструктивизм являлся истинным детищем европейской, западной цивилизации, полностью соответствовал ее активному, рационально-практичному, инструментальному характеру и менталитету.
Но те здания и интерьеры, которые создали архитекторы и дизайнеры за немногим более 10 лет, остаются актуальными и сегодня. Ведь, создавая для себя современный интерьер, мы в первую очередь думаем о практичности. А предметы интерьера, которые мы покупаем сегодня в магазинах, были разработаны ещё в 20-е годы прошлого века.
Современный конструктивизм, проявляется сегодня в скандинавской загородной архитектуре, а стиль этот так и зовут – скандинавский конструктивизм. Сегодня скандинавский конструктивизм характеризуют обилие простора и солнечного света, функциональность и простота, натуральность и естественность.
Вывод: Конструктивизм в Европе должен был стать производственным. Европа подустала за времена барокко и классицизма от роскошных замков с великолепными колонными, лепнинами. Конструктивизм – это альтернатива чего-то совершенно нового, непохожего.
В. Американский. Школа конструктивизма сложилась в Европе - в «практичной» Германии (Баухауз), а после Второй мировой войны основные ценности этого стиля получили популярность в «прагматичной» Америке. Массовый толчок конструктивизма в архитектуре в XX веке начался в США и СССР, где практически все важные государственные здания были возведены в этом стиле.
Развитие американского города, его лицо определили многоэтажные небоскребы Нью-Йорка, Чикаго и др. К началу 20 века архитекторы так называемой чикагской школы, возникшей в конце 19 века, разработали проекты небоскребов с нависающими стенами. Американские города, например Нью-Йорк, сохраняют резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Стэйт Билдинг», начала 1930-х годов, в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфеллер-центр, в 72 этажа, высотой 384 м, 1931–1947 годы) и множеством других различных по масштабам зданий. «Эмпайр Стейт Билдинг» - яркий пример того, что именно конструктивизм больше любого другого стиля архитектуры подходит для создания масштабных и монолитных проектов.
В США конструктивизм въелся во все мегаполисы страны. Практически каждый небоскреб, построен в стиле конструктивизма.
Вывод: США стремится к большей производительности. Главное в архитектуре - современность, практичность, поэтому все здания США завораживают своей современность и функциональностью.
Азия.
Мы хотели рассмотреть азиатский конструктивизм, но не нашли никаких статей о нем. Есть либо отголоски конструктивизма СССР (часть Азии в прошлом входило в состав СССР) либо подражательство. Из этого мы заключаем, что ярко выраженного экспериментального конструктивизма в Азии нет.
Выводы:
Глава 3. Результаты социологического опроса
В результате проведенного анкетирования среди обучающихся 9-х классов (97 опрошенных) выяснилось:
Вывод: Что они толком не знают о конструктивизме, но удивлены его примерами при знакомстве с ним, и не исключают его как вариант проектирования для строительства собственного дома.
Заключение:
1. Гипотеза подтвердилась: архитектура, как и любое другое искусство определенной страны, несет в себе основную идею становления государства.
2. Экспериментальный конструктивизм в различных регионах разный, а утилитарный, по сути, везде одинаковый.
3. Интерес к советской архитектуре и дизайну интерьера проявляется в последнее время потому, что возрождается интерес к начальному конструктивизму, воздействующему на массовое сознание людей через лозунги, агитки, плакаты, монтаж и т.д.
4. Конструктивизм сегодня не составляет единого творческого направления, он по-прежнему разнообразен и многолик. Как и прежде, доминирующим началом остается стремление творческого конструирования окружающего мира.
Список используемых источников:
Источник: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rehouz.info/konstruktivizm-v-arxitekture, свободный – (15.12.2018).
Ни одно направление в европейской культуре трех последних столетий не обладало такой мощной экспансией во все сферы жизни человека, как конструктивизм. В разной степени прикладные функции наблюдались в стилях барокко, рококо, ампир, бидермайер, модерн. Возможно, модерн с его жаждой облагораживания форм повседневной жизни был более всего близок к конструктивизму. Но сам конструктивизм явил беспрецедентное вторжение искусства, понятого как своеобразный инженерный вид творчества, не только в вещественную, материальную сферу, но и в область социальных отношений и человеческой психики.
По своей технологической сути конструктивизм являлся истинным детищем европейской, западной цивилизации, полностью соответствовал ее активному, рационально-практичному, инструментальному характеру и менталитету. Не случайно главная школа конструктивизма в Европе - Баухауз - сложилась именно в «практичной» Германии, а после Второй мировой войны его основные ценности получили популярность в «прагматичной» Америке.
В России, думается, конструктивизм приобрел такое мощное значение по нескольким причинам:
В первую очередь, «всеохватность» и «всеприменимость» конструктивизма отвечала типично русскому максимализму, поиску универсальных категорий бытия. Преобразовательный потенциал конструктивизма являл новый путь реализации вечной «русской идеи», охарактеризованной Н. Бердяевым как постоянное стремление к преображению действительности. «Русские в своем творческом порыве ищут совершенной жизни, а не только совершенных произведений», - в этих словах русского философа отражается судьба русского конструктивизма, во всем мире понятого как создание удобных, функциональных «вещей» («совершенных» в своем роде «произведений»), и только в России поднятого на щит как универсальное средство конструирования новой, лучшей жизни.
С другой стороны, те черты конструктивизма, которые принято соотносить с немецкой практичностью, рациональностью, функциональностью, веками коренились и в русской «смекалке», в вековом опыте деревенских «кулибиных», в «хозяйском отношении» к вещам. В этом смысле конструктивизм является неким универсальным подходом, к которому, кстати, тяготеют многие современные художники-конструктивисты.
Один из них, А. Ермолаев, считает, что конструктивизм — «это то, что является стержнем человеческого творчества: организованность, осмысленность, рациональность. Если искать эти опоры в том, как строят пирамиды, как сложена изба, как сделана щепная птица, как каменщик кладет кирпичи, как делает лавку плотник и т. д. - тогда границы конструктивизма предельно раздвигаются. Для нас все, что обладает этой организованностью, осмысленностью, или то, в чем мы можем это рассмотреть — а вооруженным глазом можно в любом хаосе, стихии увидеть свой закон - имеет отношение к конструктивизму».
И еще одна причина, по которой конструктивизм был восторженно принят в Советской республике, может показаться внешней, политической. Но по существу она соотносится с более глубокой, упомянутой выше, русской жаждой переустроения действительности и стремлением к лучшей жизни. Собственно, по этим же причинам были восторженно приняты в России и Ермолаев А. Возвращение к конструктивизму // Квадратура конструктивизма. Материалы семинара, проводимого в рамках выставки Антона Штанковски. М., 1994. С. 70. рационализация самой хозяйки», - может с гордостью повторить любое крупное мебельное производство.
Характерно, что наравне с современностью требований функциональности и целесообразности современный дизайн сохраняет интерес и к конструктивистской эстетике, тесно соприкасающейся с тенденциями технодизайна. Конструкция, которая сама по себе и представляет форму вещи, позволяет увидеть, как сделана вещь, рождает ощущение того, что мир вокруг нас имеет прочную, крепкую основу, он рационально и добротно «сделан», то есть, - снова «организует» наше восприятие, дает нам дополнительные мировоззренческие ориентиры.
Также востребованы сегодня те формальные достижения, которые конструктивисты выработали в области направленного воздействия и эффективности восприятия. Об этом свидетельствует сегодня верстка журналов и рекламных плакатов, монтаж рекламных роликов, художественного и документального кино, компьютерный дизайн телевизионных заставок и Интернет-страниц.
Как и в 20-е годы, методы, примененные в этих областях современной «организации массового сознания» служат целям идеологии и пропаганды. Разница заключается лишь в смене идеологии - коммунистической на потребительскую. Эффективность воздействия осталась также инструментом политической агитации (планирование РЯ-компаний и т. д.).
Конструктивизм в его современном проявлении не составляет единого творческого направления, он по-прежнему разнообразен и многолик. И по-прежнему, доминирующим началом остается его социальная направленность и стремление творческого конструирования окружающего мира.
[1] Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sotsialno-filosofskie-problemy-konstruktivizma#ixzz5gQ4yB6QF
[2]. Стиль конструктивизм в архитектуре https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews440.php
Снеговик
Цветение вишни в лунную ночь
Любимое яичко
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Нора Аргунова. Щенята