Научно - исследовательская работа по теме "Сахар - польза или вред?". Работа ученицы 4 класса. Работа по исследованию проводилась в течение полугодия. Девочка с помощью мамы, а также классного руководителя выполнила свой проект. Работу можно использовать в качестве вспомогательного материала на классные часы, а также во внеурочной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 52.45 КБ |
Отдел образования администрации Волгодонского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Краснодонская основная общеобразовательная школа
Научно – исследовательская работа
по теме
«Сахар – польза или вред?»
Зейнуловой Севинч Салимовны
учащейся 4 класса МБОУ: Краснодонская ООШ
Руководитель Лузина Ирина Александровна
учитель начальных классов
п. Краснодонский
2020 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………….......3
Основная часть
1. Что такое «сахар»……………………………………………… …........4
2. История возникновения сахара………………………………………………………………………...4 - 5
3. Виды сахара………….………………………………. ….........................5
4. Интересные факты…………………………… …...................................5
5.Свойства сахара …………………………………………………………...6
6. Вреден ли сахар для здоровья человека……………...………. …….. 7-8
Практическая работа … ………………………………………………….8 - 10
Заключение ….. ……………………………………………………………10-11
Список используемой литературы …..………………………....................12
Приложения ………………………………………………………………..13-14
Введение
Актуальность темы (Приложение№1)
Я взяла тему про сахар, потому что я с детства люблю сладкие лакомства. Каждое утро, перед тем, как идти в школу я пью чай, иногда с конфетами. Чтобы чай был вкусный и сладкий я обязательно кладу в чай сахар. Меня заинтересовало, почему сахар растворяется в чае и во что он превращается. Действительно ли в конфеты добавляют сахар? Все дети любят шоколад и конфеты. Наверное, вы все подумаете: «А кто же их не любит?». Но каждый раз, когда я ем конфеты, мама мне говорит: «Не ешь много сладкого, будут болеть зубы». Неужели сахар очень вреден для здоровья? И действительно моя мама права. Мне захотелось узнать, где впервые появился сахар, из чего его изготовляют, каких видов он бывает? Почему его нельзя много есть? Ведь сахар присутствует практически во всех продуктах. Мне стало интересно: вреден или полезен сахар? Чтобы разобраться в данных вопросах, я решила провести исследование на тему «Сахар – польза или вред?»
(Приложение№1)
Объект исследования: сахар
Методы исследования: изучение познавательной литературы (использование материалов сети интернет), наблюдения, проведение эксперимента.
Цель исследования: изучить свойства сахара, его положительные и отрицательные воздействия на организм человека. Определить вред или пользу приносит нам сахар.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме.
2. Познакомиться с историей происхождения сахара, с его видами.
3. Исследовать состав и свойства сахара.
4. Провести анкетирование с целью определения отношения учащихся к сахару.
5. Проанализировать меню школьной столовой.
(Приложение№1)
Гипотеза: предположим, что если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.
Основная часть
Сахар – белое, сладкое кристаллическое вещество, изготовляемое главным образом из сока сахарного тростника или сахарной свёклы. В чистом виде сахар белый, а кристаллы его бесцветны.
Я прочла много информации об этом продукте и узнала много интересного.
(Приложение№1)
Сахар относится к одним из самых популярных продуктов питания. Его добавляют в чай, какао, кофе; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом в варениях, желе и других продуктов из плодов. Сахар – важнейший ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Всем известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар. Его используют при консервировании мяса, и даже в табачной промышленности. Сахар высококалорийная пища. Он легко переваривается и легко усваивается организмом. В природе известно несколько сотен различных сахаров.
1.1 История возникновения сахара (Приложение№1)
Знакомство человека с сахаром началось ещё с древних времён. Китайцы получали сахар из сорго, в Египте из бобов, в других станах из пальмового сока, кленового, берёзового и даже из корней петрушки.
В Индии нашли способ получения тростникового сахара, который используют и сейчас. Когда – то давно, воинов Александра Македонского, ступивших на индийскую землю, привлёк неведомый сладкий продукт, обладавший приятным сладким вкусом. Это был тростниковый сахар. Историк, сопровождавший Александра Македонского в походах, писал, что в Индии растет тростник, который без пчёл дает мёд. Именно походам Македонского и стал известен этот продукт всему миру.
В 1747 году химик Андреас Маркграф обнаружил в большом количестве сахар в свёкле. С этого самого открытия сахарная свёкла стала конкурентом тростниковому сахару.
На Руси сахар появился 150 лет назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался за доллары в аптеках на граммы. У народа попроще в ходу по – прежнему был только мёд.
Распространённым продуктом в нашей стране сахар стал только в середине XVII века, когда в моду вошёл чай, а потом кофе. Но он по – прежнему оставался дорогим продуктом, так как его привозили из-за рубежа.
Первый российский сахарный завод появился по указу Петра I в 1718 году в Санкт – Петербурге. В указе предписывалось «московскому купцу Павлу Вестову сахарный завод содержать на свои средства и продавать яство свободно». Это был первый законодательный акт о сладком производстве в России. Петр I обещал запретить ввоз сахара в Россию после того, как «завод умножится». Завод «умножился» и на некоторое время необходимость в импорте сахара исчезла.
1.2.Виды сахара (Приложение№1)
В природе известно несколько сотен различных сахаров. Мы чаще всего едим сахар, полученный из сахарной свёклы. А в тех странах, где распространён тростниковый сахар, наряду с белым используется и коричневый сахар, полученный из тростника. Сегодня можно купить какой угодно сахар: и белый, и коричневый, и пальмовый…выпускается следующих видов:
1.3.Интересные факты (Приложение№1)
Среднее годовое потребление сахара на человека в Европе:
середина XIX века – 2 кг,
1920 год – 17 кг,
2000 –е годы -37 кг.
В 2003 году в Чехии, на месте, где находился сахарный завод, установлен памятник - белоснежный куб, символизирующий сахар – рафинад.
Памятники сахару – рафинаду есть также в г. Сумы (Украина) и в городе Москве.
(Приложение№1)
Самый первый музей сахара был открыт 8 мая 1904 года в Берлине, Германия. Посвящён музей истории изготовления и технологии производства сахара.
2.Свойства сахара (Приложение№1)
2.1Физические свойства сахара.
Сахар – обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные?
2.2.Необычные свойства сахара (Приложение№1)
Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.
Для этого достаточно добавить в воду 3 столовые ложки сахара и 2 ложки уксуса. Сахар полезен для стеблей, а уксус остановит размножение бактерий.
Итак, мы убедились, что сахар - это удивительный продукт, обладающий необычными свойствами. А как он влияет на организм человека?
Сахар сопровождает человека с самого рождения. И хотя сахар не содержит никаких полезных веществ – ни белков, ни витаминов, совсем без него нельзя.
Благодаря сахару в кровь поступают вещества, питающие мышцы, сердце, печень. Сахар положительно воздействует на центральную нервную систему и стимулирует работу мозга.
Если мозг не получает достаточного количества глюкозы из крови, то наступает кризис: вставая со стула, вы ощущаете пустоту в голове, головокружение, тошноту, сонливость. Все эти симптомы говорят о пониженном содержании сахара в крови.
Но раз сахар так важен для организма, то почему же его называют «сладкой смертью»?
Вокруг этого сладкого продукта ведётся множество споров. Так что же всё-таки перевешивает: польза или вред сахара?
Изучая литературу по теме исследования, я выяснила, что сахар делает нас счастливыми. Когда у нас плохое настроение мы съедаем что-нибудь сладенькое, после этого в нашем организме выделяется серотонин – гормон счастья.
При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, то есть даёт нам энергию. Без сахара обойтись невозможно, сахар стимулирует кровообращение в мозге.
Но чрезмерное употребление сладкого ведёт к нарушению обмена веществ, это становится причиной возникновения ожирения и сахарного диабета.
Негативно влияют сладости на кожу и волосы. Сахар вреден для зубов.
Сахар вполне может стать ежедневным удовольствием, но только с одним условием – не превышать дневной нормы общего количества сахара.
(Приложение№1)
Следует учитывать, что сахар также содержится в натуральных продуктах, таких как фрукты, ягоды, овощи. Среднесуточная норма потребления для детей 7 – 10 лет составляет 40грамм (не более 8 - 10 чайных ложек сахара в день).
Взрослому человеку специалисты рекомендуют употреблять не более 12 чайных ложек сахара в день. Это не только тот сахар, что вы кладёте в чай или кофе. Сахар может обнаружиться в самых неожиданных продуктах – необходимо внимательно читать этикетки. Производители часто маскируют сахар под другими названиями. На этикетке может быть написано «сок сахарного тростника», «подсластитель из кукурузы», «мёд», «коричневый сахар» - суть не меняется. Современный человек съедает до 30 ложек сахара в день!
Так что же, в таком случае, есть, чтобы не навредить своему организму? Тут необходимо помнить об одном важном правиле, или, точнее, принципе разделения продуктов питания на продукты, содержащие простые и сложные углеводы.
В тоже время мы часто слышим, как сладости пропагандируются и рекламируются. Производители, изготовляющие конфеты, шоколад, карамель, прохладительные напитки заинтересованы в их продаже. Я считаю, что лучше употреблять фрукты и сухофрукты, ведь фруктоза значительно полезнее, говоря о пользе и вреде сахара. Можно стараться вести активный образ жизни, найти другие источники получения удовольствия и тогда человеку будет меньше хотеться сладкого.
Я ещё раз хочу отметить положительные свойства сахара, так как это всё-таки необходимый для человека продукт, и отказываться от него полностью было бы ошибкой. Когда мы выпиваем чашечку горячего, сладкого чая у нас меняется настроение, что немало важно в нашей жизни.
4.Практическая работа.
Если в сосуд с водой поместить кристаллы сахара, то мы можем наблюдать, как количество твёрдого вещества постепенно уменьшается. При этом вода приобретает новые свойства: у неё появляется сладкий вкус, изменяется плотность, температура замерзания. Полученную жидкость уже нельзя назвать водой. Это - раствор. Если раствор профильтровать через самый плотный фильтр, то сахар удаётся отделить от воды. Чтобы убедиться, как происходит растворение сахара, я провела опыты:
4.1.Опыт №1.
Растворяемость сахара (Приложение№1)
Для начала я взяла два стакана. В каждый стакан насыпала по ложке сахара. Один стакан я залила холодной водой, а другой горячей.
Наблюдаем: помешивая, я стала смотреть, как кристаллики сахара ведут себя в воде. Постепенно сахар растворился.
Вывод: сахар растворим в воде. В горячей воде растворение происходит быстрее, чем в холодной.
Опыт №2.
Изменение сахара при термической обработке (Приложение№1)
Следующий опыт я проводила вместе с мамой. Мы насыпали в кастрюлю один стакан сахара, добавили пять ложек воды, и поставили на газовую плиту. Для придания вкуса можно добавить несколько капели сока лимона.
Наблюдаем: постепенно сахар нагревался, менял цвет, становился коричневым и очень вкусно пах карамелью. Затем получившуюся массу мы вылили в формочки. Спустя некоторое время эта масса застыла. У нас получилась очень вкусная и ароматная карамель, в виде леденца.
Вывод: при нагревании сахар имеет свойство плавиться и превращаться в жидкое состояние, а при охлаждении застывает.
Опыт №3.
Определение гигроскопичности сахара (Приложение№1)
На блюдце я положила несколько кусочков сахара – рафинада. В стакане воды растворила небольшое количество пищевого красителя. Налила немного этого раствора в блюдце.
Наблюдаем: сахар стал впитывать раствор и окрасился.
Вывод: сахар обладает гигроскопичностью, он способен притягивать и удерживать влагу.
4.2. Анкетирование «Сахар в жизни учащихся» (Приложение№1)
Изучив материал о сахаре, было проведено анкетирование среди учеников начальных классов нашей школы. Цель данного опроса: выяснить отношение учащихся к сахару.
Было опрошено 30 учеников начальной школы и 10 сотрудников школы.
В процессе анкетирования выяснилось:
1.Любят сладкое – 32 человека (80%)
Не любят сладкое – 8 человек (20%)
2. Сахар полезен, считают – только 2 человека (5%),
вреден – 15 (38%), иногда полезен - 23 человека (57%)
3.Чем можно заменить сахар: мёдом – 19 человек (47%), фруктами – 11 (28%), сладостями – 10(25%).
(Приложение№1)
4.На вопрос «Как вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?» участник анкетирования должен был предложить свою версию ответа.
- 24 человека (60%) ответили, будет развиваться сахарный диабет, появиться лишний вес – 9 человек (22%), 7 человек (17%) считают, что появится кариес.
Вывод: часть опрошенных понимает, что есть много сахара вредно, большинство считают, что он иногда полезен, а также знают о проблемах и болезнях, вызванных чрезмерным употреблением сахара.
2.3. Анализ меню школьной столовой (Приложение№1)
Пообщавшись с поваром Олесей Анатольевной и изучив меню школьной столовой с 03 по 07 февраля 2020 г., было выявлено, сколько граммов сахара в день и за неделю употребляет ученик начальных классов нашей школы. Выбраны из недельного меню только те блюда и напитки, в приготовлении которых добавили сахар. Выяснилось, что кроме чая и компота на этой недели не было больше блюд, которые имеют в составе сахар.
Согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 для приготовления блюд и напитков в общеобразовательных учреждениях рекомендуется использовать сахар в количестве 40 г в день. Было выявлено согласно меню, что сахар, который используют, при приготовлении этих напитков соответствует 15 грамм, что не превышает норму.
Таким образом, можно сделать вывод, что питание в школьной столовой не причинит вреда здоровью детей.
Заключение
Целью моего проекта было знакомство с сахаром и его свойствами. Мною была выдвинута гипотеза: сахар – это вещество, приносящее не только вред, но и пользу.
Так всё-таки вреден сахар для здоровья человека или полезен?
Без сахара обойтись невозможно, так как клетки мозга испытывают значительный недостаток в глюкозе, умеренное употребление сахара повышает работоспособность, активным образом понижает плохое настроение, снижает головную боль.
Этот сладкий продукт иногда называют «витамином радости». Сахар не только лакомство, но и очень полезный продукт. Чрезмерное употребление сладкого ведёт к нарушению обмена веществ, и, как следствие к ожирению и сахарному диабету.
Через анкетирование было выявлено, что большинство учащихся не могут отказаться полностью от сахара и сладких продуктов, поэтому лучше, если сахар будет присутствовать в пище в виде овощей, фруктов, орехов, в составе которых также имеются органические сахара, столь нужные организму человека.
Моя мама была права, когда говорила: «Не ешь много сладкого, иначе зубы будут болеть». Действительно, сладкое разрушает зубную эмаль.
Всё-таки лучше употреблять фрукты и сухофрукты, ведь фруктоза значительно полезнее, говоря о пользе и вреде сахара.
(Приложение№1)
Я сделала для себя вывод, что употреблять сахар следует только в разумных количествах. Я буду стараться употреблять больше фруктов и сухофруктов и меньше есть конфет и шоколада.
В дальнейшем я хочу продолжить работать по теме сахар и узнать о количестве сахара в продуктах питания, о допустимых нормах его употребления, а также узнать о заменителях сахара.
Список используемой литературы
1.Бугаенко И.Ф. Сахар.- М.: Русагро-Сахар, 2006
2.Конашкова И.П. Сахар: вред или польза? - М.: Крук, 2007
3.Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.:АРКТИ, 2006
4.Полезное лакомство // Мурзилка №4,2001,с.15
Список использованных источников информации
1.Сайты: http://fb. ru/article/119276/vyi-znaete-iz-chego-delayut-sahar.
2. WWW. Grandars. ru – материалы.
3. Krugosvet. ru – энциклопедия.
4. Elow:http://eihow. ru/iz-chego-delajut-sahar?
5. Ru. wikipedia. org.
Приложение №2
Анкета
1. .Любите ли вы сладкое?
а) да б) нет в) не очень
2. Чем можно заменить сахар?
а) мёд б) фрукты в) сладости
3. Как вы считаете, сахар полезен для здоровья?
а) полезен б) иногда полезен в) вреден
4. Как вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета
1. .Любите ли вы сладкое?
а) да б) нет в) не очень
2. Чем можно заменить сахар?
а) мёд б) фрукты в) сладости
3. Как вы считаете, сахар полезен для здоровья?
а) полезен б) иногда полезен в) вреден
4. Как вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №3
Меню школьной столовой на неделю
Понедельник 03.02.2020г.
Макароны
Котлета с томатным соусом
Хлеб пшеничный
Чай с сахаром
Вторник 04.02.2020г.
Картофельное пюре
Рыба тушённая с овощами
Хлеб пшеничный
Чай с сахаром
Среда 05.02.2020г.
Рагу из птицы
Хлеб пшеничный
Чай с сахаром
Печенье
Четверг 06.02.2020г.
Каша гречневая
Тефтели с томатным соусом
Салат из свёклы
Хлеб пшеничный
Чай с сахаром
Пятница 07.02.2020г.
Картофельное пюре
Сосиска отварная
Салат из квашеной капусты
Хлеб пшеничный
Компот из сухофруктов
Ёжикина Радость
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Снегири и коты
Серебряное копытце
Нора Аргунова. Щенята