Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologicheskoe_vliyanie_stressa_na_organizm_podrostka_i_ego_posledstviya.docx | 63.79 КБ |
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”
Направление: медицина
Тема: «Физиологическое влияние стресса на организм подростка
и его последствия»
Работу выполнила:
Завадская Кристина
ГБОУ СОШ №8 «ОЦ»,
г.о. Новокуйбышевск
10 класс
Научный руководитель:
Попова О.И.,
учитель биологии высшей категории
Содержание.
I.Введение. 3-4
II.Теоретическая часть
2.1. Понятие стресса.
2. 1.1. Теории исследования. Исследование Ганса Селье. 5-7
2.2. Виды стресса.
2.2.1. Дистресс и его виды. 8-9
2.2.2. Эустресс. 9-10
2.3. Причины стресса 10-11
2.4. Адаптационный синдром у подростков. 12-13
2.5. Стрессоустойчивость и ее значение в жизни подростка 14-15
2.6. Физиологическое влияние стресса. 16
III. Практическая часть.
3.1. Тестирование учащихся 10-11 классов школы (тест «Склонны ли Вы к стрессам?»
3.2. Диагностика медицинских карт учащихся на патологии в здоровье.
6. Заключение. 17
7. Список литературы 18
2. Познакомиться с классификацией стрессов.
3. Подобрать тест и установить степень стрессоустойчивости у учащихся 10-11 классов.
4. Выявить стрессоустойчивых и нестрессоустойчивых учащихся и изучить медицинские карточки на сравнение патологий.
5. Сделать выводы о влиянии стресса на физиологическое состояние подростка.
Объект – учащиеся 10 -11 классов школы.
Предмет – влияние стресса на организм подростка и его последствия.
Методы: анализ и синтез естественнонаучной и научно-популяционной литературы, наблюдение, математический метод обработки и графическое представление результатов, тестирование, эксперимент.
Гипотеза: Стресс способен привести подростковый организм к видимым патологиям, что может очень сильно сказаться на здоровье подростка с физиологической точки зрения.
1.Понятие стресса.
1.1.Теории исследования. Исследование Ганса Селье.
В истории известен человек, который особо детально рассматривал стресс с медицинской точки зрения и который впервые ввел понятие стресса. В 1926 году Ганс Селье публикует собственные наблюдения за больными, страдающими абсолютно разными заболеваниями.
По гипотезе этого врача следовало, что в независимости от болезни, люди были подвержены эмоциональному скачку. И результаты наблюдений подтвердили это: действительно, у больных наблюдалась слабость и апатия, потеря аппетита, нарушенное артериальное давление. У людей были разные заболевания, но внутреннее и эмоциональное состояние их было очень схоже. Именно это Селье и назвал стрессом: одинаковая реакция организма на какое-либо внешнее воздействие.
Особо детальное изучение понятия стресса, структуры стресса и его виды началось сравнительно недавно. Изначально стресс стали рассматривать на уровне эмоций, ведь эти понятия тесно связаны друг с другом. Свою первую теорию, так называемую теорией эмоций1, выдвинули Вильям Джеймс и Карл Ланге. Эта теория предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме. Иными словами, физические ощущения и есть сама эмоция. Как говорил Джеймс, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим»[1].
Эта теория подтверждается экспериментально. В одном из экспериментов испытуемых попросили оценить анекдоты и карикатуры, держа во рту карандаш. Испытуемые разделились на две группы: кто-то должен был улыбаться, зажимая карандаш губами, а кто-то наоборот: сделать напряженный вид и проделать все то же самое, что и первая группа. В итоге испытуемые первой группы сочли анекдоты и карикатуры более смешными, чем те, кто сидел с напряженным выражением лица.
Но эту теорию опроверг Уолтер Кэннон, указав, что одинаковые физиологические проявления могут вызывать совсем разные эмоции. Например, человек может заплакать не только от боли, но и от смеха и радости. Вскоре Филипп Бард модифицировал новую теорию Кэннона о том, что нервные импульсы при восприятии некоторых событий, которые вызывают эмоции, идут сначала через таламус. Полученное возбуждение начинает расщепляться: одна часть начинает поступать в гипоталамус, управляющим физиологическими изменениями в организме человека, а другая идет в кору больших полушарий. Теория Кэннона- Барда гласит о том, что физиологические реакции и психологические переживания возникают одновременно. Эта теория в современном виде является одной из самых правдоподобных. Важное отличие между этими теориями состоит в том, что местом возникновения эмоций Джеймс и Ланг считали периферические
органы, а Кэннон и Бард- головной мозг.
Канадский ученый Ганс Селье является основоположником учения о стрессе.
Именно он впервые ввел понятие стресса при наблюдении за лабораторными крысами. При вскрытии лабораторных крыс, Ганс обнаружил патологические изменения в их внутренних органах. При открытии клеток, крысы нередко впадали в бегство от ученого, ища место для спасения. Именно процесс бегства, по мнению Селье, и был причиной патологических изменений в организме грызунов. При вскрытии у крыс обнаруживалась одна и та же патология - язва желудка, что и стало основным признаком стресса. Селье сделал вывод о том, что причиной стресса является именно реакция организма на внешнее воздействие, а не само внешнее воздействие.
Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение)- это общая реакция организма на психологическое или физическое воздействие, которое нарушает гомеостаз организма и характерное состояние организма и его нервной системы[2].
Активность ряда желез внутренней секреции повышается из-за так называемых стрессоров – факторов, которые вызывают стресс. Стрессоры в свою очередь подразделяются на физические (шум, вибрация), физиологические (отсутствие режима питания, сна), структурно-организованные ( «организационный стресс»), социально- психологические (дефицит времени, межличностные конфликты).
Как только активируются железы внутренней секреции, начинается борьба защитных сил с болезнетворными агентами, вызывающая напряжение организма, отчего сам организм начинает искать пути приспособления к угрозе. В этом и заключается биологическое значение стресса.
Сигнал к мобилизации - это и есть начало стресса. Самая первая стадия - шоковая, при которой идет понижение мышечного тонуса и температуры тела. Вторая стадия является защитной, так как в ней все защитные силы направлены на сопротивление к внешнему воздействию. Третья стадия наступает в том условии, если действие стрессора все еще продолжается.
Для этой стадии характерны упадок сил и истощение организма.
Также, по мнению Селье, важную роль в проявлении стресса играют гормоны.
Именно поэтому подростки принимают стресс острее, нежели взрослые, ведь половое созревание порождает целую бурю гормонов, сотрясающую психику ребенка.
Но, как утверждал сам Селье, стресс можно контролировать. Точнее можно контролировать собственную реакцию на тот или иной стрессор, ведь, чтобы что-то исправить, стоит начать именно с себя. Умение видеть что-то позитивное в негативных событиях и моментах является одним из принципов, которые лежат в основе методов управления стрессом. Соответственно, можно сделать вывод, что один из методов управления стрессом - это управление человека самим собой во время стресса.
На данный момент доказано, что стресс по своей сути не болезнь. Без стресса жизнь человека пришла бы в полное равновесие, так как именно стресс поддерживает активность организма в нормальном состоянии.
2. Виды стресса.
Обычно понятие стресса сразу же ассоциируется с чем-то негативным, угнетающим и опасным для организма. На самом деле, стресс не всегда несет негативный смысл.
Поэтому в современной формулировке стресс трактуется как неспецифическая реакция организма на любое внешнее воздействие. Сам стресс делится условно на два вида, в зависимости от характера влияния: существует дистресс и эустресс[3].
2.1. Дистресс и его виды.
Дистресс- это влияние на организм преимущественно с негативной стороны, возникающий вследствие воздействия на организм критического перенапряжения. Дистресс является видом психологического расстройства человека и основным состоянием стресса. Именно дистресс способствует вредному влиянию на организм. В свою очередь дистресс подразделяется на несколько подвидов:
1. Нервный.
Данный вид возникает под влиянием сильного стресса. Развиться этот стресс может только в зависимости от индивидуальных параметров нервной системы человека.
2. Физиологический.
Этот вид дистресса возникает при таких факторах, как жар, холод, любовь и прочее. Особо яркий пример- реакция организма на диету, голодание. Диета сама по себе подразумевает ограничение самим человеком себя в той или иной пище. Для организма это является стрессом, ведь теперь ему нужно подстраиваться под новые условия для существования. И также тяжело человек переносит переход от диеты к прежнему рациону питания, так как организм, адаптированный под состояние диеты, вынужден вновь приспосабливаться, но теперь к прошлому режиму.
3. Кратковременный.
Данный вид дистресса является обыденным и естественным и связан с инстинктами, например, реакция на громкий звук или резкое движение.
Для этого стресса характерна неожиданность события и его кратковременность.
4. Психологический
Данный дистресс связан непосредственно с эмоциями и переживаниями, обычно это тесно связано с социумом. Любая ситуация, не имеющая внешних угроз для организма человека, но вызывающая сильный поток эмоций, является причиной психологического стресса. В данную категорию относится стресс со мнимыми причинами, которые могут и не существовать, но сам человек убежден в них. Причем стресс, возникший при иллюзионных причинах, является самым настоящим и распространенным среди всех видов стресса и тоже несет угрозу организму человека, как и тот стресс, который возник по реальным причинам.
5. Хронический.
Является самым опасным из всех видов. Данный стресс человек ощущает постоянно и даже постепенно привыкает к нему, считая его как нормальным явлением в своей жизни. Опасен данный стресс тем, что зачастую способен привести к нервным срывам, депрессии и прочим серьезным заболеваниям, которые напрямую и пагубно влияют на организм человека.
6. Информационный.
Этот вид стресса возникает при условии дефицита нужной информации для принятия человеком какого-либо решения.
7. Управленческий.
Этот дистресс схож с информационным, но в данном дистрессе все зависит от ответственности человека за принятое решение.
2.2. Эустресс.
Эустресс- это влияние на организм человека с позитивной стороны, обратной дистрессу. Также эустресс может называться реакцией побуждения, так как положительные эмоции, возникающие при эустрессе, являются толчком для совершения человеком положительных действий. Самый важный гормон, который возникает при эустрессе- это адреналин, который возникает в организме человека при радости или позитивном возбуждении. Эустресс не представляет опасности для организма и в основном имеет положительные характеристики. Яркий примером эустресса является момент получения положительного результата экзамена, что как раз и актуально у подростков. Эустресс действительно способен тренировать выносливость человека и является полезным только в том случае, когда тяжелая ситуация была преодолена.
Существуют и другие классификации стресса, выдвинутые профессором МГУ: соматический стресс, лучевой стресс и эмоциональный[4].
1.Соматический стресс.
Это вид стресса, при котором формирование стрессовой реакции зависит от первичного восприятия раздражителя на соответствующие рецепторы, которые затем вызывают в организме вкусовые, болевые сигналы.
2.Лучевой стресс.
До сих пор ведутся споры о существовании этого вида стресса, так как организм не способен ощутить прямого воздействия облучения, направленного на него. Радиация обладает способностью непосредственно проникать в любые ткани и структуры биосистемы и влиять на жизнедеятельность организма.
3.Эмоциональный стресс
Эмоциональный стресс характеризуется получением эмоциональных нагрузок организмом, за счет работы нервной системы.
2.3. Причины стресса.
Все причины стресса, возникающие за счет стрессоров, группируют в три большие группы: неконтролируемые стрессоры, подвластные стрессоры и самовольные стрессоры. Каждая группа имеет индивидуальную характеристику.
Самовольные стрессоры - данный группа обуславливается тем, что человек начинает переживать по мелочным проблемам, но они все равно откладываются в головном мозге человека и в определенный момент начинают негативно влиять на организм.
Подвластные – данные причины человек может как-то исправить, но не делает этого в силу собственной неуверенности в себе.
Неконтролируемые – к таковым относятся те причины, которые не зависят от
человека, например, смена погоды.
У подростка причины стресса могут быть совершенно различные. Это и школьная жизнь, с которой ребенок контактирует каждый день. Всевозможные контрольные, проверочные работы, экзамены и выступления - все это является, конечно же, стрессом для подростка.
Дети близко воспринимают даже малейший конфликт. Дома и в отношениях с родными и друзьями, ребенок также испытывает стресс, ведь очень часто могут возникнуть типичные бытовые ссоры, которые многие подростки переносят достаточно тяжело, напряженность отношений и прочее.
Смерть близкого человека может спровоцировать эмоциональный срыв у подростка, так как потеря близкого человека для любого станет резким потрясением. Такое потрясение относят к макро-событию, так как оно является очень значительным для человека. Удивительно то, что со стороны стресса влияние микро-события может быть равносильно макро-событию. Это объясняет, почему многие люди воспринимают незначительный стресс очень остро.
Очень важным фактором является и проживание подростка в «неблагополучных» условиях, что тоже является причиной подросткового стресса.
Видно, что причины стресса для любого человека, а особенно для подростков, достаточно различны и разнообразны, а многие и вовсе примитивны и обыденны, поэтому смело можно говорить, что стресс является очень важным элементом в нашей повседневной жизни.
3. Адаптационный синдром.
В 1956 г появилось понятие общего адаптационного синдром[5]. Оно было выведено в рамках изучения усилий организма, приспосабливающегося к изменившимся внешним условиям.
Теория Селье об общем адаптационном синдроме рассматривает процесс работы защитных инструментов организма, который адаптируется ко внешним условиям, выработанных в ходе эволюции человека. Адаптационнный синдром происходит в несколько этапов. При исследовании было выделено три стадии развития общего адаптационного синдрома:
1. Этап тревоги. На данном этапе идет мобилизация защитных инструментов организма. Эндокринная система в период данной фазы реагирует нарастающей активацией трех осей. Основная роль при этом принадлежит адрено-кортикальной структуре. Селье отметил, что ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стресс действительно сильный, то организм погибает еще на стадии тревоги.
2. Этап сопротивления, или резистентности. Его отличает наивысшая степень сопротивляемости организма к воздействию негативных факторов. На этом этапе общий адаптационный синдром выражается в усилиях поддерживать равновесное состояние внутренней среды при изменившихся условиях.
3. Истощение. Если воздействие фактора будет продолжаться, то защитные механизмы в итоге себя исчерпают. Организм в таком случае вступит в стадию истощения, которая при определенных условиях может поставить под угрозу его существование и способность к выживанию.
Общий адаптационный синдром Г. Селье лег в основу исследований других ученых. В1974 г. была опубликована книга Р. Розенмана и М. Фридмана. В ней изучается взаимосвязь между сердечно-сосудистыми патологиями и стрессом. В книге выделяется два типа поведения и, соответственно, категории людей (А и Б).
К первому относят людей, которые нацелены на жизненные достижения и успех.
Именно такой тип существенно повышает вероятность возникновения сердечно-сосудистых патологий.
Ответ обеих групп на информационную нагрузку детально изучался в условиях лаборатории. Результаты соответствовали преобладающей активности конкретного отдела вегетативной/нервной системы: парасимпатической (группа Б) и соматической (группа А). У людей типа А общий адаптационный синдром выражается учащенным пульсом, повышением давления и прочими вегетативными характеристиками. А у людей типа Б фиксируется снижение частоты сердцебиения и прочими парасимпатическими проявлениями.
4. Стрессоустойчивость и ее значение в жизни подростка.
Под стрессоустойчивостью[6] в современной психологии понимается эмоциональная устойчивость, которая обеспечивает противостояние к каким-либо внешним стрессовым факторам. Подросток неоднократно сталкивается со стрессовой ситуацией во время общения, дома, в школе. Стрессоустойчивость у всех людей различна и ее высокий, либо низкий показатель указывает на восприятие человеком какого-либо стресса. Существует три этапа развития стрессоустойчивости:
1. Оценка произошедшей ситуации, где оцениваются:
а) степень влияющей угрозы, величина нагрузки.
б) возможности личности и организма.
в) соотношение возможностей организма и требований произошедшей ситуации.
2. Анализ/оценка стрессовых изменений в организме.
3. Адаптационный процесс в трех направлениях:
а) приспособление;
б) противодействие;
в) уход от угрозы.
Проблема стрессоустойчивости подростков до сих пор остается достаточно малоизученной, даже в аспектах психологии. Актуальностью проблемы стрессоустойчивости подростков, конечно же, очевидна: ребенок, подверженный стрессу, зачастую ощущает плохое самочувствие, в отличие от своих стрессоустойчивых сверстников.
Данное самочувствие выражается в плохой внимательности в период стресса, головных болях и обострениях каких-либо хронических заболеваний.
Конечно, существует множество способов снять стресс подростку. Это и психологические упражнения, беседы с психологом. Но в крайних случаях все равно приходится прибегать к успокоительным средствам, которые помогают избавиться от нервного состояния и возвратить человеку хорошее самочувствие.
5.Физиологическое влияние и значение стресса.
Влияние стресса на организм обычно рассматривают со стороны эмоциональных перегрузок, оказывающих воздействие на организм. Но сейчас стресс только начинают рассматривать как патогенетическую основу болезней. В настоящее время было доказано участие в стрессовых реакциях не только гормонов гипофиза и надпочечников, но и нейропептидов и множества других активных в организме веществ. Самый известный гормон, участвующий в стрессе, - адреналин. У человека основной глюкокориткоидный гормон – кортизол[7]. Благодаря последнему происходит обмен веществ, что способствует к адаптации организма. Основное негативное значение, которое несет стресс и симптомы того, что человек находится в стрессовом состоянии, кажутся достаточно обычными.
Во время стресса подросток может испытывать бессонницу и усталость, происходит нарушение аппетита (отказ от пищи или ее злоупотребление), ухудшается память и внимание, ребенку становится трудно на чем-то сконцентрироваться, снижается иммунитет и организм становится более уязвимым для внешнего болезнетворного влияния.
III. Практическая часть.
1. Мы провели тест на склонность к стрессу у учеников 10-ых и 11-ых классов, всего было задействовано 180 человек. За основу был взят тест «Склонны ли Вы к стрессам?» из учебного пособия «Организационное поведение. Практикум. Резник С.Д., Игошина И.А.».(приложение №1). Проводили тест с данными учениками 3 раза: 11 класс, перед контрольными работами по физике, математике и перед написанием сочинения по допуску к экзаменам; 10 класс, перед контрольными работами по математике, физике, химии по окончании первого полугодия. Ученикам была предоставлена возможность ответить на вопросы теста.
В таблице представлены среднеарифметические значения результатов 3-х тестов.
Классы | всего учащихся | Кол-во стрессоустойчивых учеников | Кол-во нестрессоустойчивых учеников |
10 «А» | 14 | 9 | 5 |
10 «Б» | 25 | 16 | 9 |
10 «В» | 26 | 20 | 6 |
10 «Г» | 29 | 20 | 9 |
11 «А» | 14 | 10 | 4 |
11 «Б» | 24 | 17 | 7 |
11 «В» | 24 | 19 | 5 |
11 «Г» | 27 | 18 | 9 |
Вывод: При подсчете результатов, выяснилось, что в 10 классах приблизительно 68% учеников обладают высокой и нормальной стрессоустойчивостью. Примерно та же картина видна и среди 11 классов: приблизительно 61% учеников имеет нормальную стрессоустойчивость.
Данные результаты мы планирую использовали во второй практической части, чтобы доказать или опровергнуть свою гипотезу.
2. Мы начали сравнивать медицинские карточки стрессоустойчивых и не стрессоустойчивых учащихся и результаты подтвердили, что, помимо психологического влияния, стресс способен повлиять на организм подростка и в физиологическом плане. У стрессоустойчивых учащихся не наблюдалось ярко-выраженных отклонений, кроме врожденного ППЦНС (Перинатальное поражение центральной нервной системы) у нескольких учеников. Однако почти у всех нестрессоустойчивых учащихся была увеличена щитовидная железа, были выявлены проблемы с сердцем (аритмия и тахикардия), у многих наблюдалась вегетососудистая дистония (ВСД).
Диагностика стрессоустойчивых учеников.
Основные патологии | |||||
Класс | ВСД | ППЦНС | Ув. щит. железа. | Аритмия и/или тахикардия | Патологий не наблюдается/либо есть индивидуальные (миопия и пр.) |
10 «А» | - | 3 | - | - | 6 |
10 «Б» | 1 | 7 | 1 | - | 7 |
10 «В» | - | 4 | - | 3 | 13 |
10 «Г» | 1 | 6 | 1 | 1 | 11 |
11 «А» | - | 3 | - | - | 7 |
11 «Б» | - | 4 | - | - | 13 |
11 «В» | 2 | 1 | - | 1 | 15 |
11 «Г» | - | - | - | 2 | 16 |
Диагностика нестрессоустойчивых учеников.
Основные патологии | |||||
Классы | ВСД | ППЦНС | Ув. щит. железа | Аритмия и/или тахикардия | Паталогий не наблюдается/либо есть индивидуальные (миопия и пр.) |
10 «А» | 1 | - | 3 | 1 | - |
10 «Б» | 3 | 1 | 2 | - | 3 |
10 «В» | - | - | 4 | 1 | 1 |
10 «Г» | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
11 «А» | 1 | - | 2 | 1 | - |
11 «Б» | 2 | 2 | - | 1 | 2 |
11 «В» | 2 | 1 | 1 | - | 1 |
11 «Г» | 1 | 3 | 4 | 1 | - |
Вывод: Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная в самом начале работы, подтверждена, и что стресс действительно способен оказать, помимо психологического влияния, физиологическое, а значит явление стресса стоит воспринимать достаточно серьезно, так как стресс действительно способен вызвать у подростка развитие патологических заболеваний, которые будут являться последствием стрессовой реакции.
Заключение.
Подростковый период - один из самых сложных для человека периодов. Большое количество проблем, которыми впервые сталкивается подросток, вступая во взрослую жизнь, вызывают у него стресс. Стресс - это общая реакция организма на психологическое или физическое воздействие, которое нарушает гомеостаз организма и характерное состояние организма и его нервной системы.
Тестирование, проведенное среди учащихся старших классов, показало индивидуальность реакций подростков на стресс. Проанализировав полученные результаты, и сравнив их, с патологиями каждого ученика, описанных в медицинских карточках, мы подтвердили свою гипотезу: стресс действительно многолик и очень важен не только в психологическом аспекте, но и в физиологическом, ведь именно от этого зависит здоровье и жизнь подростка.
Список литературы:
1. Селье Г. Стресс без дистресса. — Москва, Прогресс, 1982
2. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960.
3. Бабский Е . Б. Физиология человека. М.: Медицина, 1992.
4. Жуков Д. А. Стресс: четыре основных функциональных компонента стресса: эндокринный, висцеральный, иммунный и поведенческий / Д. А. Жуков // Биология в школе. – 2004. – № 2. – С. 12–17.
5. Организационное поведение. Практикум. Резник С.Д., Игошина И.А.
6. «Стресс-реакции. Лучевой стресс». // Биология в школе№2. - с. 17-21.
7. https://studopedia.ru/15_38789_osnovnie-teorii-emotsiy.html /Основные теории эмоций – Студопедия.
8. http://vseopsycho.ru/stressoustojchivost/ / Стрессоустойчость- все о психологии.
9. У. Вейтен, М. Ллойд. Стресс и его эффекты// Общая психология. Тексты. Т.2. Книга 1. – М.: Генезис, 2002. – с. 501-542.
10. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – М.: Медицина, 1976. – 224 с.
11. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
12. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. – М.: Медицина, 1976. – 192 с.
13. Дж. Нардоне. Страх, паника, фобия. Краткосрочная терапия. - М.: Психотерапия, 2008. – 352 с.
14. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 784 с.
15. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – М.: Речь, 2005. – 400 с.
16. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости
//Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. –
М., 1993. - 543 с.
17. Грегор О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни: Сборник. -СПб.:
ТОО «Лейла», 1994. С. 7-114.
18. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1993. - 364 с.
19. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Гуманит. изд. Центр
20. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. - 123 с.
[1] https://studopedia.ru/15_38789_osnovnie-teorii-emotsiy.html /Основные теории эмоций – Студопедия
[2] Жуков Д. А. Стресс: четыре основных функциональных компонента стресса: эндокринный, висцеральный, иммунный и поведенческий / Д. А. Жуков // Биология в школе. – 2004. – № 2. – С. 12–17.
[3] Селье Г. Стресс без дистресса. — Москва, Прогресс, 1982
[4] «Стресс-реакции. Лучевой стресс». // Биология в школе№2. - с. 17-21.
[5] Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме, М., 1960.
[6] http://vseopsycho.ru/stressoustojchivost/ / Стрессоустойчость- все о психологии.
[7] Бабский Е . Б. Физиология человека. М.: Медицина, 1992.
Как нарисовать небо акварелью
Спасибо тебе, дедушка!
Новый снимок Юпитера
Император Акбар и Бирбал
Рисуем подснежники гуашью