Не так давно, когда мы были малышами, нашим любимым занятием было слушать сказки перед сном. Закутавшись в теплое одеяло, наслаждаться, как маминым голосом разговаривают принцессы и сказочные существа.
Но любой ребенок рано или поздно взрослеет. Появляется желание походить на своих старших товарищей или братьев. А они уже смотрят телевизор и не ждут новой книжки, которую мама прочтет перед сном. А что они увидят? Непонятные существа, которых едва ли можно назвать сказочными, что сошли со страниц заграничных комиксов. Мы захотели создать постановку в духе исконных русских традиций, т.е. обратиться к культуре, что была на нашей земле задолго до прихода на Русь христианства.
Цель проекта: Возрождение знаний об исконной русской культуре, славянских традициях и обычаях через театрализацию славянских дохристианских мифов
Вложение | Размер |
---|---|
2._proekt_nasledie_dohristianskoy_kultury.docx | 35.87 КБ |
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Волгоградской области
«ЦЕНТР «СЛАВЯНКА»
Творческий проект по теме
«Наследие дохристианской культуры»
Авторы проекта:
Студия актерского мастерства «Предлагаемые обстоятельства»
Куратор проекта:
Руководитель студии - Тимошенко Ю.В
Волгоград
2020
Содержание
Введение...………………………………………………………………………………………3
Описание проектной работы и ее результатов……………………………………………….4
Список используемой литературы…………………………………………………………….7
Приложения:…………………………………...………………………………………………..13
Введение:
Не так давно, когда мы были малышами, нашим любимым занятием было слушать сказки перед сном. Закутавшись в теплое одеяло, наслаждаться, как маминым голосом разговаривают принцессы и сказочные существа.
Но любой ребенок рано или поздно взрослеет. Появляется желание походить на своих старших товарищей или братьев. А они уже смотрят телевизор и не ждут новой книжки, которую мама прочтет перед сном. А что они увидят? Непонятные существа, которых едва ли можно назвать сказочными, что сошли со страниц заграничных комиксов. Мы захотели создать постановку в духе исконных русских традиций, т.е. обратиться к культуре, что была на нашей земле задолго до прихода на Русь христианства.
Цель проекта: Возрождение знаний об исконной русской культуре, славянских традициях и обычаях через театрализацию славянских дохристианских мифов
Задачи:
1. Рассмотреть проблему потери интереса современной молодёжи к русской культуре и произведениям фольклора;
2. Провести культурологическое исследование в рамках темы «Языческий миф о Велесе, как основа поздних русских сказок о Змее Горыныче»;
3. Создать театрализованную постановку по мотивам славянских мифов, существовавших до введения христианской религии.
Гипотеза:
Мы предположили, что прообразом сказочного Змея Горыныча явился древнеславянский бог Велес.
Описание проектной работы:
Сказки появились давным-давно. Множество столетий, если не тысячелетий назад. И не только на русской земле, многие народы складывали былины и легенды. Рассказывали своим детям, пронося через года всю мудрость своего народа.
Именно мифы и легенды наших предков и составляли основу нашей культуры. Но, безусловно, с ходом времени сказки «обрастали» различными домыслами, присказками, изменялись, и в итоге дошли до современного поколения школьников в совершенно неузнаваемом, извращенном виде.
Вспомните уже ставшего знаковым персонажа – Змея Горыныча. В старинных былинах он был известен, как страшный и уродливый трёхголовый змей, который выкрадал прекрасных девиц из деревень, убивал невинных и держал народ в страхе. Углубившись в историю русских сказок мы увидели, что в его образе много непонятного, загадочного и даже противоречивого. Именно его мы решили сделать главным героем своей постановки.
Для этого свою работу мы разделили на три основных этапа:
1. Культурологическое исследование в рамках темы «Языческий миф о Велесе, как основа поздних русских сказок о Змее Горыныче».
2. Подбор литературного материала для постановки, создание сценария
3. Постановочно-репетиционная работа
Гипотеза:
Велес – славянский бог-оборотень, бог-мудрец, покровитель искусств, владыка чародейства, сын коровы Земун. Происхождение имени Велеса до конца не выяснено. Некоторые исследователи отделяют имена Велес и Волос и утверждают, что принадлежат они разным Божествам. М. Фасмер предполагает, что Велес произошло от слова "велий" или "великий". Так же не отвергается точка зрения, что Волос - волосатый, лохматый, волохатый.
Некоторые исследователи говорят о том, что и Велес и Волос могут быть разными Богами. Волос и Велес, как единый Бог, имеет слишком много различий и противоречий самому себе. Так, под именем Волос часто подразумевают Змеиного Бога, Подземного, Бога с чешуёй, того самого дракона, с которым борются древнерусские богатыри, Змей которому извечно противостоит Перун; а вот когда говорят Велес, то имеют ввиду либо на вид мудрого старика, либо Бога в виде медведя, либо в виде быка, который покровительствует домашнему скоту.
Однако это мнение оспаривается, так как идолы на древней Руси ставили только одному Велесу-Волосу и достоверных упоминаний о их различной природе пока нет. На основе соотнесения многочисленных древних и поздних мифологических представлений ученые пришли к некоторым выводам по поводу внешнего облика Велеса.
Так, на некоторых русских территориях, например в Заволжье, предположительно его представляли в виде медведя, который в традиционной культуре воспринимался как хозяин зверей, и, кроме того, его образ связывался с идеей богатства и плодородия. Известно, что амулеты из головы и лап медведя, а также его шерсть нередко вешали в хлеву, чтобы защитить скотину и обеспечить хороший приплод.
Косвенным свидетельством о медвежьем облике Бога Велеса является изображение на одной иконе рядом со св. Власием, унаследовавшим функцию языческого бога как покровителя скота, некоего существа с медвежьей головой. Другим воплощением Бога Велеса (Волоса) считается образ змеи. Так, одна из древнерусских летописей содержит миниатюру со сценой принесения клятвы дружиной князя Олега. Воины клянутся богами – Перуном и Волосом (Велесом), первый из которых изображен в виде антропоморфного идола, а второй – в виде змеи, лежащей у ног дружинников.
Следует отметить, что в традиционной культуре русских образ змеи, связанный с землей и подземным миром, символизировал богатство и плодородие, что соответствует функциям Бога Велеса. Так, например, на Смоленщине, чтобы жить богато, было принято носить золотой амулет в виде змеи – «змеевик». Свое продолжение древние представления о змееобразном облике Волоса нашли в поверьях о живущем в воде мифическом черве, олицетворяющем болезнь. Во многих местах у русских его называют «конским волосом» или «волоснем», а также «змеевиком».
Таким образом, сейчас принято считать, что Велес бык, змей, медведь, мороз являются ипостасями одного Бога.
Давайте рассмотрим божественную суть Велеса, чтобы понять какое значение и функцию он выполнял для народа. По легенде он был единственным богом из всех Ясуней и Дасуней, который в равной степени познал как силы Света, так и силы Тьмы. Именно поэтому Велесу нет равных во владении тайными знаниями, благодаря которым этот бог способен подчинять себе стихии и изменять законы мироздания.
Изначально материальный Мир, созданный Сварогом, был великолепен, но статичен. Все в нем было совершенно и пребывало в неизменном виде от момента Сотворения. И лишь с появлением мудрейшего Велеса Мир познал прелесть движения, благо и цикличность развития. Присутствующие в Велесе противоположные силы постоянно перетекают из одного состояния в другое, порождая это движение
В Мире Мертвых темно и мрачно, сюда попадает все, что умерло - нет обратной дороги через Калинов мост. Но именно отсюда берет начало жизнь новая, и это главная суть Мироздания: круговорот Жизни и Смерти, вечный переход одного в другое. Из праха умерших растут цветы и деревья, от подземных вод питается Земля-Матушка. Эту великую тайну познал Велес, а кто знает - тот и владеет. Он - причина движения в Мире, смены зимы весной, мрака - светом, начала - концом и конца - началом.
Для покровителя Мира Мертвых и одновременно Бога земледелия все славянские племена оставляли на поле несжатым последний хлебный сноп, "Велесу на бородку". Вместе с Велесом почитались и похороненные в земле Предки - податели и хранители урожая.
Есть у Велеса еще один редкий Дар от Алатырь - Камня и мира подземного - дар стихосложения. Им он делится иногда с избранными людьми, отмеченными печатью таланта.
В русском языке осталась память и об этом: человека, умеющего вдохновенно говорить высоким слогом, называют Велеречивым. Поэты, сказители, певцы - баяны, вообще все люди искусства, считают Велеса своим покровителем.
Богато украшенные храмы Велесу стояли по всей Руси. Некоторые племена даже почитали его как верховного бога. Другие ставили его наравне с другими богами, но всегда помнили, что это бог далеко не всегда был верен заветам своих отцов и братьев. Вероятно, именно поэтому если на капище уже стоял кумир Перуна, то кумир Велеса никогда не ставили рядом с ним, дабы не гневить дружинного бога.
С утверждением христианства Бог Велес был заменен христианским покровителем скота св. Власием. В Новгороде, Киеве и Ярославле уже в XI веке на местах языческого поклонения Волосу (Велесу) были поставлены церкви св. Власия.
В легендах разных мест ему приписываются то демонические, то человеколюбивые качества. Еще бы: мало кто в своем арсенале имеет столько определений. Он и зверобог, он и святой и проклятый одновременно.
Полина - Очень много разговоров и споров вызвала так называемая Велесова Книга, которую до сих пор так и не нашли, а вся информация основана на рассказах якобы видевших ее Ю. П. Миролюбова и А. А. Куренкова.
Не исключаем возможности, что когда-нибудь появится и она, и доказательства ее древности, а пока…
Пока давайте уважать и возрождать веру наших Предков. Давайте интересоваться, вникать, изучать древние славянские традиции и стараться следовать им. В этом – наша сила и мощь наших Родов
Вывод:
В результате проведенного культурологического исследования и анализа информационных источников, нам удалось подтвердить свою гипотезу. Основной сложностью в процессе работы над проектом был поиск необходимой информации. Надеемся, что своей постановкой нам удастся привлечь внимание наших сверстников к потере исконной русской культуры.
III этап работы – постановочно-репетиционная работа
Список использованной литературы:
Интернет-источники:
*Приложение №1
Сценарий театрализованной постановки,
по мотивам славянских мифов о Велесе
«Скитания Велеса»
Автор: Давным-давно, во времена былые, когда люди и природа были равными друг другу стихиями, охраняли покой земной боги светлые. Каждый место своё строго знал и чутко узы кровные оберегал. Жили-были в те времена два брата Перун да Велес. Были они войны удалые, все битвы рука об руку отстояли, ни ссоры меж них не было.
|выходит Велес и Перун |
Перун: Ну брат, славно судьба наша складывается!
Велес: Славно, брат! Ни один недруг перед дружбой нашей да силою не устоял!
Перун: И я вот не устоял! Перед красою женщиной! Встретил я, брат, судьбу свою. Пришёл вот тебя кумом-сватом на свадьбу пригласить, не прокатишь ли ты колесницу нашу сквозь небосвод, пусть все знают, Перун женится!
Велес: От чего не состараться на дело-то такое доброе!
И пришёл брат Велес в назначенный час. С радостью в сердце за брата младшего. Да только беда пришла, откуда не ждал её никто. Средь толпы разглядел Велес диву прекрасную, что ни в сказке сказать, ни пером описать,
Велес: (подходя к Додоле) Много странствовал я по свету, битв и испытаний множество на долю мою выпало, много чудес разнообразных видел я в странствиях своих, но такой красоты неземной не встречал я нигде. Вот и мне счастье выпало повстречать судьбу свою.
Додола: Опечалю я тебя, уж прости! Не тебе я, видно, самим Родом-богом завещена, не с тобою судьбу мою сплела! Брату твоему, Перуну-богу, сердце да судьбу я доверила! ( уходит)
Велес: Не бывать тому чтобы кто-то предо мной самим Велесом не устоял! Не бывать и свадьбе вашей!
Ярость слепая застилала и глаза, и сердце Велеса. Лишь хотел он свадьбе братовой помешать, колесницу разрушить, а порушил и узы братские, и судьбу свою.
( выходит Перун с Додолой )
Перун: Нет во мне, милая, сил таких, чтобы брата родного на смерть посылать, как того закон древний властно требует.
Додола: Так прости его! Ведь душа его и доброты, и доблести полна, ровно как твоя. Не гоже вам, родным душам, друг друга проклинать.
Перун: И простить его, сил нет у меня! Видно любви сердце его не познало ещё. Сошлют его боги в наказание в мир явный, пусть среди людей поживёт. До того сроку, пока душа братова любви той не познает, что светла и чиста будет будто капля росы, и хрупка подобно цветку весеннему!
Автор: Две ли, три Зимы скитался Велес в одиночестве по лесам дремучим. Да тоска только не отпускала, терзала сердце болью любви безответной. Да только вслед за зимой весна в свой черёд приходит. И денёк-то погожий из Ирийского сада спустилась на Землю сама Перыния-Додола. Ходила-гуляла, цветы земные собирала. И позабыл Велес и дружбу братскую, и закон, и порядок. Страсть вновь слепая и беспощадная поглатила и мысли все, и чувства, зависть и ревность рассудок затуманили. И задумал мудрый и могучий Велес дело не доброе. Вложил он всю любовь свою в ландыш лесной. Аромат его, что слаще всего на свете сделался, одурманил прекрасную Додолу. Хитростью заполучил Велес братову жену.
Нет на свете ничего больнее предательства! И не прощается оно никогда, и не забывается! Уязвленная обидой Перунова душа не знала пощады, злость лютая вскипела в нём. Изгнал он брата из Ирия на веки-вечные, и Додле путь преградил, чтоб не смела нога её боле по Земле ступать явной.
Никому знать не дано сколько дум передумал Велес в скитаниях своих, сколько чувств пережил в том пути. Да только изменился он, сам того не предполагая. Раз зашёл он в избушку ту что на курьих ножках, подле Калинова Моста, вход в иное царствие сторожит. Встретила его там Яга Виевна
Яга: Что за гость пожаловал! Рада бы я тебя в царствие подземное проводить, да только рано ты туда просишься. Не стал ещё твой срок.
Велес: Не мил мне свет белый. Натворил я дел, наломал я дров, так что во век не исправишь. Брата родного предал я, обманул. Счастье его порушить его хотел! Не было мне прощения, и покоя не будет!
Яга: Не торопись, милок, с жизнью-то прощаться! Чудес много бывает! Оглянись вокруг себя! Выбери себе подарок по душе, что для счастья тебе не хватает! И ступай себе с миром.
Велес: на что мне жизнь-то моя? Была честь, да подвиги – стало бесславие и забвение.
Яга : Есть у меня средство от беды такой. Вот Меч-Кладенец. Бери да ступай на новые подвиги!
Велес: Без брата не быть победам! Был он мне друг верный – врагом обратился! И нет мне пути обратного в Ирийский сад.
Яга: А вот Ковёр – самолёт. Отнесёт в миг куда пожелаешь. К брату доставит. На разговор великий.
Велес: Опоздал я, яга Виевна! Было время славное – настало безвременье.
Яга: А сапоги – скороходы, что не только вперёд бегут, но и время вспять обращают.
Велес: Время вспять обратить можно, а душу не излечить!
Яга: ну тогда вот тебе мой последний подарочек. Цветик волшебный. Оторвав лишь один лепесток в миг желанье любое исполнит, душу излечит. И зарок выполнит. Станет душа твоя и светла, и чиста как роса, и любовь твоя из страсти яростной в хрупкий цветок обратится.
Велес: не надобно мне счастье братово! Пусть живут они теперь да радуются! Много я им и без того горестей принёс. А цветок этот убери от меня сей же час, беду они сулят, как и колдовство всякое!
Яга: Мудр ты Велес! Оправдал ты доверие и людей, и богов светлых. Путь твой не простой к исцелению души и к прощения тебя привёл.
Велес: Коли ты меня исцелить смогла и покой душе моей подарила. Быть бы тебе мне судьбой, женой верной.
Яга: будь по – твоему, друг милый. Всему на свете срок свой приходит! Хотел ты в мире мёртвых покой найти, да только сторожить тебе его вместе со мной придётся!
Велес: Пусть каждый кто отчаялся, кто дело не доброе совершить задумал – вспоминает!
Яга: Не зачем счастье своё в чужом искать!
Велес: и нет покоя ни в обмане, ни в мести.
Автор: И познал так Велес тайну великую: Не бывает обратной дороги, что сделано того не воротишь.
Вокруг света за 80 дней
Учимся ткать миленький коврик
Любимое яичко
Зимний лес в вашем доме
Два плуга