Исследовательская работа "Слова паразиты" 4 класс
Вложение | Размер |
---|---|
Слова паразиты | 279.18 КБ |
Оглавление
1.1. Определение значения термина «слова-паразиты» 5
1.2. Причины употребления слов-паразитов в речи 5
1.3. Характеристика человека, употребляющего речевые паразиты 6
2.1. Исследование речи обучающихся на наличие слов-паразитов 7
2.2. Языковые вирусы в речи учителей……………………………………………………….. 7
2.3. Речевые паразиты в речи телеведущих………………………………………………….. 8
2.4. Эксперимент «Появление в нашей речи слов-паразитов»………………………………..8
2.5. Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами………………………………9
Заключение……………………………………………………………………………………...9
Список литературы…………………………………………………………………………...10
Приложения……………………………………………………………………………………11
Введение
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты.
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи речевых паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Цель исследования: выявление наличия слов-паразитов в речи окружающих людей и привлечение их внимания к своей речи.
Задачи исследования:
Объект исследования: речь окружающих людей.
Предмет исследования: употребление в речи окружающих слов-паразитов.
Гипотеза: предположим, если привлечь внимание окружающих людей к вредной привычке употребления слов-паразитов, то, возможно, они будут более внимательны к своей речи и их речь станет чище.
Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов-паразитов в речи.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, аналитический метод, методы математической обработки данных.
Используемая литература и источники :
- специальная литература, посвящённой культуре речи;
- речь окружающих нас людей (учителей, родственников, друзей, телеведущих…);
- интернет- ресурсы.
Степень изученности данного вопроса: проблема изучается. Это подтверждается, прежде всего, тем, что в качестве материалов для исследования были использованы энциклопедические и словарные статьи, работы ведущих российских филологов и лингвистов, интернет-ресурсы.
Личный вклад работы в решении проблемы: в результате исследования заметила, что ученики моего класса стали более внимательны к своей речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно привлекает внимание к проблемам русского языка, даёт рекомендации для снижения риска появления слов-паразитов в речи. Работа может быть использована на уроках русского языка, во внеклассных мероприятиях, библиотечных уроках, на занятиях кружка.
Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Если задуматься, что же такое слова-паразиты… Для определения этого понятия обратилась к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и вот, что выяснила: паразит – это организм (растение, животное), питающийся за счет другого организма и вредящий ему (например, грибы-паразиты, насекомые-паразиты). [3, с. 603]
Итак, познакомившись с этим определением, пришла к такому выводу, что слова-паразиты питаются нашей речью и вредят ей. Как говорится, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, всем понятно.
Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».
Большинство лингвистов считают, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом. [1, с.108]
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый. [5, с. 103]
Таким образом, употребление слов-паразитов можно разделить на четыре группы:
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
«Кстати» говорит, как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость. [4, с.10]
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Они склонны многие свои дела и обязанности перекладывать на других.
«Вообще-то» – словечко людей неуверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.[ 2, с.99 ]
В результате, все используемые в речи слова-паразиты характеризуют человека не с лучшей стороны.
Проводя исследование, решила выяснить, употребляют ли в своей речи слова-паразиты, ученики моего класса и какие слова-паразиты присутствуют в их речи.
Для этого наблюдала за речью исследуемых и вела дневник наблюдений.
Очень часто на уроках замечала: каждый раз, вставая из-за парты для ответа или выходя к доске ребятам приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. Решила выяснить, что знают сами ученики об употреблении таких слов? Для проведения исследования была составлена анкета «Слова-паразиты в нашей речи» (Приложение I), проведен эксперимент «Частота употребления слов–паразитов». В анкетировании принимали участие ученики 4в класса МОАУ СОШ № 16 (28 человек). Результаты анкетирования «Слова – паразиты в нашей речи» (Приложение II).
В итоге пришла к следующим выводам. Школьники очень много используют в своей речи слов-паразитов. В качестве слов-паразитов чаще всего выступают частицы: вот, ну, так, да, как бы. Различные части речи: конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще-то, в общем-то, в принципе, допустим, типа, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать, кстати, это, это самое, как его.
Итак, использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом.
Как уже выяснила, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Решила проверить истинность этого утверждения, наблюдая за речью наших учителей. А именно, за Розалии Хатимовной, Ириной Генадьевной, Ларисой Финатовной. И вот к каким результатам пришла. Сами учителя признались, что слова-паразиты присутствуют в их речи. В речи других они их тоже замечают. Чтобы их речь была чище, педагоги стараются бороться со своим недостатком: следят за своей речью, избегая употребления лишних слов. Это характеризует наших учителей как высокообразованных, культурных людей. Наблюдения за речью отдельных учителей оказались очень интересными, так как в их речи на самом деле заметила присутствие некоторых слов-паразитов. Чаще всего эти звуки, такие как «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м», слышала их во время объяснения нового материала на уроке. Вероятнее всего, учителя используют их в своей речи в те моменты, когда стараются подобрать нужное слово в монологической речи. Смею также предположить, что это определённая хитрость со стороны учителей. Возможно, наши педагоги в свободном общении друг с другом и страдают речевым паразитизмом, но перед нами они стараются следить за своей речью. Этому обязывает их профессия.
В результате пришла к выводу: нельзя упрекнуть учителей в ограниченности кругозора и бедности языка. Хотя и в небольшом количестве, но слова-паразиты в их речи обнаружены.
2.3. Речевые паразиты в речи телеведущих
На этом этапе решила выяснить, злоупотребляют ли словами-паразитами знаменитые ведущие российского телевидения. В течение двух месяцев просматривались популярные передачи на центральных каналах телевидения и отслеживалось употребление этих сорняков в речи известных телеведущих. Бесспорным лидером в употреблении слов-паразитов оказался ведущий Андрей Малахов и его гости. Проанализировав десять программ, установлено, что наиболее часто в них было употреблено слово-паразит «ну» (145 раз) и «вот» (171 раз). В разы реже слышатся следующие за ними – «как бы» (37 раз), «значит» (35 раз).
Представляете, что интересно! Эталон культурной речи без слов-паразитов у телеведущих Первого канала программы «Время» и «Новости»: Екатерина Коновалова, Валерия Кораблева и др. Их речь может служить образцом культурной речи, на которую можно ориентироваться в стремлении говорить правильно.
Итак, не все телеведущие имеют речь без сорняков. Но, речь телеведущих программ «Время» и «Новости», служит образцом не только для подрастающего поколения, но и для всех окружающих людей.
2.4. Эксперимент «Появление в нашей речи слов-паразитов»
Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, попыталась определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников провела эксперимент. Проанализировав результаты анкетирования, проводимого ранее, выяснила, что слова-паразиты «стало быть» и «типа» в нашем классе не употребляются.
В качестве эксперимента решила начать употреблять эти мусорные слова в своей речи. Через пару дней заметила, что один одноклассник стал изредка вставлять эти слова в свою речь, причем раннее их не использовал. Еще через день другая одноклассница стала употреблять эти речевые сорняки, а уже через неделю практически все ребята в классе стали употреблять слова-паразиты «стало быть» и «типа». Аналогичный эксперимент провела со своими друзьями вне школы и со своими родителями. Результат оказался тем же.
В результате данного эксперимента сделала вывод, что в лексике людей некоторые речевые паразиты появляются в результате не только подражания друг другу, но и тогда, когда люди их часто слышат.
2.5. Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами
Проведя исследование и доказав, что слова- паразиты засоряют нашу речь, предлагаю следующие рекомендации и меры борьбы с речевыми паразитами (Приложение III).
На основе предложенных советов был выпущен буклет-памятка «Как избавиться от слов-паразитов!» (Приложение IV)
Заключение
Результаты подтвердили, что чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать люди, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.
Гипотеза подтвердилась. Сделала многое, чтобы привлечь внимание окружающих к вредной привычке употреблять слова-паразиты в своей речи. В результате, после выступления на школьной конференции я заметила, что ученики стали более внимательны к своей речи. Они стали по-доброму делать замечания друг другу и следить за своими высказываниями. Многие ребята предлагают интересные советы по борьбе с речевыми паразитами. Надеюсь, что и в дальнейшем они будут более внимательны к своей речи и их речь станет чище.
Русский язык является родным миллионам жителей России, на нём говорят люди различных национальностей, населяющих её территорию. Мы стараемся в совершенстве овладеть иностранными языками, а к своим корням равнодушны! «Наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Поэтому можно с уверенностью сказать: «Осторожно, слова-паразиты!» Необходимо объединить наши усилия для борьбы с ними.
Уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Список литературы
1. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., Наука, 2001г.- 206 с.
2. Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке) – М., 2005г.- 202 с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Д. Шведовой – 24-е изд. перераб. и доп. – М., ООО «А ТЕМП», 2000г.— 944 с.
4. Сиротинина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. – М., Просвещение, 2004г. -79с.
5. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2005г. – 256с.
Интернет – ресурсы
Приложение I
Анкета «Слова-паразиты в нашей речи»
1. Какие слова-паразиты вы употребляете в своей речи?
2. В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?
3. Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?
4. Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи?
5. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?
Приложение II
Результаты анкетирования «Слова – паразиты в нашей речи»
Приложение III
Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами
1. Для начала запишите любой ваш диалог или монолог на диктофон. Десяти-пятнадцати минут будет достаточно. Затем прослушайте – все ли ваши слова несут информацию или хотя бы эмоцию? Интересно ли вас слушать? Наверняка, что-нибудь из «горячей десятки» слов-паразитов вы у себя точно подметите.
2. Ведите разъяснительную работу среди детей и взрослых.
3. Используйте метод самовнушения. Человек должен понять, что это некрасиво. Если человек сам не может справиться со своей проблемой, нужно обратиться к специалисту.
4. Начните возвращать словам их смысл и не произносите их бездумно, а каждый раз вспоминайте, что каждое из них означает.
5. Попробуйте заменить слова-паразиты каким-нибудь звуком, как это делается с нецензурными словами на ТВ.
6. Наказывайте себя штрафом за каждое сказанное слово-паразит в виде приседаний или ограничений в сладком.
7. Устройте «День паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйтесь только с помощью слов-паразитов, что в конце концов приведёт к пониманию их бесполезности.
8. Читайте больше – это обогатит ваш словарный запас!
9. Употребляйте в своей речи чаще русские пословицы, поговорки и фразеологизмы!
Вывод: сделать свою речь красивой может только тот, кто этого хочет, кто думает и о своём будущем, и о будущем русского языка.
Заяц-хваста
Всему свой срок
Белый лист
Зимний дуб
Вода может клеить?