Введение
Мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе. Его населяют люди разных национальностей. Я знаю, что здесь проживают и коренные жители этих мест ханты и манси. И мне стало интересно узнать, а какие же игрушки у детей этих народов.
Я поставил перед собой цель - узнать о коренных жителях нашего округа, а особенно, какими игрушками играли их дети.
Задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
my_zhivyom_v_hanty.doc | 91 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 24
Исследовательская работа
«Угорское наследие. Традиционная культура.
Кукла Акань»
Выполнил ученик 2 А класса
Донин Даниил
Учитель Топчий Валентина Афанасьевна
г. Нижневартовск
2015 уч. г
Оглавление
История создания кукол людьми 3
Результат исследовательской деятельности 6
Изготовление куклы «Акань» народа ханты 6
Технологическая карта изготовления куклы «АКАНЬ» 7
Введение
Мы живём в Ханты-Мансийском автономном округе. Его населяют люди разных национальностей. Я знаю, что здесь проживают и коренные жители этих мест ханты и манси. И мне стало интересно узнать, а какие же игрушки у детей этих народов.
Я поставил перед собой цель - узнать о коренных жителях нашего округа, а особенно, какими игрушками играли их дети.
Задачи:
Основная часть
Объект исследования: хантыйская кукла
Предмет исследования: создание куклы «Акань»
Хантыйская легенда
Я прочитал хантыйскую легенду о сотворении Земли и людей.
Когда еще не было куклы богов,
Когда еще не было куклы людей,
По этому озеру, по этому времени
Торум Великий путешествовал ...
До сотворения мира Бог Торум был погружен в раздумья. Время от времени он выходил из своего верхнего золотого дома и прогуливался по доске, лежавшей рядом с порогом. Однажды из упавшей сверху капли вышла девочка, ставшая женой Торума.
Вскоре у них родился сын. Однажды, играя на преддверной доске, он высыпал вниз землю, которая стала сушей. Спустившись с неба в люльке, мальчик вылепил из земли первых людей мужчину и женщину. «Когда он на них дунул, они ожили».
История создания кукол людьми
Оказывается, Земля и люди появились в процессе игры. Поэтому игру можно считать очень важным занятием. Игра и игрушка - непременные участницы жизни маленького человека, а иногда и взрослого тоже. «Игрушка - зеркало жизни». В процессе игры можно отразить жизнь человека. Прежде чем стать взрослыми, дети играют свадьбу. Часто взрослые разыгрывают боевые турниры, выигрывают спортивные соревнования, играют в театрах, в компьютерные и интеллектуальные игры. Но больше всего человек играет в детстве.
Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений ученые находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева. Недалеко от г. Сургута ученые-археологи, изучающие древние времена, нашли несколько глиняных куколок с человеческим лицом
Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них вселяются духи, которые защищают людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им подарки, шьют одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в Нижний мир. Вы подрастете, и ваши родители обязательно вам расскажут о куклах богов, вы сами будете участвовать в священных обрядах и научите этому своих будущих детей.
Давным-давно взрослые решили, что у детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у нее не должно быть лица. Традиционные хантыйские куклы тоже не имеют лица.
У самой древней хантыйской куколки голова сделана из клюва водоплавающей птицы, с прилегающей к ней шкуркой. На нее нашивались вертикальные цветные полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, такая же, как и у взрослых. Может быть, голова из клюва связана с образом женской богини Калтащ - «Земной матери», «Нижнего мира (земли) матери». Ханты и манси изображают Калтащ в образе гусыни, утки. Калтащ оберегает душу новорожденного, заботится о людях, отмеривает жизненный срок.
Существует много вариантов таких кукол. Голова из клюва лебедя обозначает шамана, большого гуся - мужчину; маленького гуся - «главную женщину», маму; уточки - невесту; темный, с наростами - бабушку.
По сей день у хантов, манси и ненцев дети играют тряпичными куклами. У обских угров кукла называется «акань», у тромаганских - «пакы».
Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.
Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы (муки из сушеной рыбы). Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.
Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются «акань», а куклы юганских ханты - «пакы». Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:
- кукла, головку которой заменяет клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой; на нее нашивались полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую;
- кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо – из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея состояла у хантыйской куклы из целого ряда цветных полос (8 штук), у мансийской куклы в верхней части платья кокетка (как в традиционном платье), нижняя полоска широкая, затем узкая, и через небольшой промежуток 2-3 узкие полоски.
Заключение
Практическое применение:
- инструкционная карта по выполнению куклы «Акань»
- материал для классного часа
- для урока «Технология» в младших классах
- для выполнения работ на выставки декоративно- прикладного творчества.
Выводы: Культура коренных народов севера богата и красочна.
Игрушки у них интересные и выполненные из природных материалов.
Знать историю и культуру коренных народов надо для того, чтобы лучше знать родной край и любить его во всём многообразии.
Результат исследовательской деятельности
Изготовление куклы «Акань» народа ханты
Платье. Возьмем ткань размером 18х8 см, желательно однотонную, подберем поперечные лоскутки для пошива полосок. Сшиваем нижнюю полоску шириной 1 см с краем подола швом «назад иголку».
Затем пришитую полоску выворачиваем на лицевую сторону, заправляем внутрь край полоски и пришиваем к ткани подрубочным швом (длиной 1-2 мм). В традиционном исполнении первая и последняя полоски должны
быть белого цвета или светлого (если синяя основа), чередуясь с красным. По количеству полосок должно быть 5,7, при ширине 2-3 мм, на платьях 3-4 мм. После того, как завершили пошив полосок, соединяем стороны с изнанки и сшиваем швом «назад иглу».
Голова. Приготовим ткань прямоугольной формы белого или розового цвета, закрутим её в жгутик, затем загнем его свободным краем внутрь. Отступив от верхнего края, обтянем жгутик по направлению к задней части головы небольшими лоскутками из ткани (согнутых) контрастных цветов в количестве 5 штук, расстояние между полосками как можно меньше (1-2 мм). Теперь обтягиваем голову тремя лоскутками, согнутыми по направлению к передней части головы, и опускаем вниз, перекрещивая края у нижней полоски (ранее собранных 5 штук). Закрепляем лоскутки, завязав ниткой. Голова готова.
Далее соединяем платье (предварительно собрав верхний край, прошив швом «вперед иглой» И загнув на изнаночную сторону) с головой, прикрепляя подрубочным швом. Затем поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой (подхватывают и продергивают по одной нитке иглой). В дальнейшем соединяем платок с основой. Можно украсить нижний край платья бисером.
Технологическая карта изготовления куклы «АКАНЬ»
Мне тоже захотелось сделать такую куклу, а ещё рассказать ребятам о том, что я узнал.
Сделать куклу мне помогла мама, а перед ребятами я выступил сам.
Используемая литература:
чтения-99. Тезисы докладов ... - Тюмень, 1999. - С. 227.
Зимний дуб
Белый лист
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Прекрасная химия
Где спят снеговики?