Цель проекта: изучение влияния мелкой моторики на умственное и речевое развитие.
Задачи:
Методы исследования:
1. Поисковый. Прочитала литературу, научные труды педагогов.
2. Анкетирование
3. Практический.
Гипотеза: можно создать универсальный продукт, по развитию мелкой моторики, своими руками.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 419.73 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 25 города Благовещенска»
Исследовательский проект
«Ум ребёнка на кончиках пальцев»
г. Благовещенск
2020 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Актуальность…………………………………………………………………….3
Влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие ……..……..4
Эффективные способы развития мелкой моторики….……………………....5-11
Практическая часть…………………………………………………………...9-10
Заключение …………………………………………………………………..…11
Список использованной литературы………………………………………….12
Введение
Цель проекта: изучение влияния мелкой моторики на умственное и речевое развитие.
Задачи:
Методы исследования:
1. Поисковый. Прочитала литературу, научные труды педагогов.
2. Анкетирование
3. Практический.
Гипотеза: можно создать универсальный продукт, по развитию мелкой моторики, своими руками.
Актуальность
Проблема развития мелкой моторики детей на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного и школьного образования, а так же и внутри семьи, где есть дети.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но в последнее время наблюдается рост числа детей имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Материалы проекта помогут родителям и детям улучшить познавательную и речевую деятельность ребёнка, овладение прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.
Влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие
Ученые педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка. В период от 3 до 9 лет развитие интеллектуальных и творческих возможностей человека наиболее продуктивно. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики в этом возрастном периоде, умеет логически рассуждать, у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Разнообразие мелкой моторики способствует не только общему развитию, но влияет на развитие речи, памяти и скорости на его общие интеллектуальные способности скорости реакции. Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем интеллектуальном развитии малыша.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), водить ладошками по мягкой ткани, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, рассказывать и показывать ребенку совершаемые действия, давать возможность принимать в них участия.
Давно замечено, что чем ловчее работает малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения. А это, в свою очередь, залог дальнейшего его успеха в школьной и будущей жизни.
Эффективные способы развития мелкой моторики
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Мы рассмотрим лишь малую часть упражнений
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, - это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.
В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)
Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.
Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д. Лепка геометрических фигур, цифр, букв.
Игры со шнуровкой зарекомендовали себя как один из эффективнейших тренажеров для развития мелкой моторики детей. Давно доказанный факт, что чем лучше у малыша развита мелкая моторика, тем лучше у него развивается мышление и речь. Благодаря играм с элементами шнурования ребенок может выучить буквально все: цвета, формы, буквы, цифры.
Используя в своих играх элементы шнурования, вы помогаете ребенку развивать:
∙ Зрительно – моторную координацию, глазомер;
∙ Мелкую моторику рук;
∙ Зрительное восприятие, внимание и зрительную память;
∙ Пространственное ориентирование, ребенок лучше усваивает такие понятия, как «верх», «низ», «право», «лево».
∙ Речь и творческие способности.
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п.
Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая
игрушка или сюжетная мягкая «картина». Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
Практическая часть
Практическая часть состояла из 2-х частей.
Вопросы:
____________________________________________________
____________________________________________________
В исследовании принимали участие 20 человек.
Исследование показало, что все родители знают, что такое «мелкая моторика» и систематически развивают ее в домашних условиях. Все дети активно принимают участие в играх по развитию мелкой моторики. Игры, которые используют родители: лепка, сбор конструктора, сортировка мелких предметов, шнуровка, выкладывание мозаики и т.д.
Нас заинтересовали ответы родителей на вопросы «В каком возрасте нужно начинать развивать мелкую моторику?» и «Где Вы берёте информацию о видах развития мелкой моторики?».
Данные ответы говорят о том, что у родителей нет конкретной информации о том, когда нужно начинать развивать мелкую моторику своему ребёнку.
39% родителей опираются на собственную интуицию, а это значит, что нет уверенности в том, что родители всё делают правильно.
Исходя из данных, полученных в результате анкетирования, мы решили создать памятку, которая поможет родителям, при развитии мелкой моторики у ребёнка (Приложение).
Проанализировав всю информацию, мы пришли к выводу, что универсальным продуктом является «Бизиборд».
Бизиборд – это специальная развивающая доска для маленьких детей, основной функцией которой является развитие логики, мелкой моторики и познание природы вещей. Создателем такого рода тренажёра для детских пальчиков стала Мария Монтессори. Она выдвинула идею, что для познания окружающих вещей ребёнку совсем не обязательно играть с выключателем, дверными замками, молниями и прочим, подвергая свою жизнь опасности. Для безопасности ребёнка рационально перенести эти предметы в одно место, соблюдая все правила их безопасного пользования. Таким образом, ребёнок будет познавать окружающий мир, развиваться физически и интеллектуально.
Мы закупили различные материалы и сделали «Бизиборд» своими руками. Его мы подарили детям дошкольного учреждения.
Заключение
В результате проделанной работы мы изучили влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие детей.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Разнообразие мелкой моторики способствует не только общему развитию, но влияет на развитие речи, памяти и скорости на его общие интеллектуальные способности скорости реакции. Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем интеллектуальном развитии малыша.
Мы изучили эффективные способы развития мелкой моторики. Такими способами стали: пальчиковая гимнастика; игры с пуговицами, с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками; лепка и пр.
Создали памятки для родителей дошкольников по развитию мелкой моторики.
Создали универсальный продукт по развитию мелкой моторики своими руками.
Таким образом, мы считаем, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Список использованной литературы
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., «АСТ Астель»,2007
2. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596. — URL https://moluch.ru/archive/79/13976/.
3. Новиковская О.А., Ум на кончиках пальцев, Маленькие подсказки для родителей, 2007.
4. Ткаченко Т. А. Гимнастика для пальчиков. М.: Издательский дом «Эксмо», 2010.
5. Ткаченко Т.А., Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: Издательский дом «Эксмо», 2014.
По морям вокруг Земли
Ребята и утята
Зимовье зверей
Горячо - холодно
Спасибо тебе, дедушка!