Цель:
1. Исследование истории казачьего быта, культуры моих предков, через забытые предметы домашней утвари.
2. Формирование уважения к русской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
2. Исследовать предметы старины, которые являются раритетом и экспонатами школьного музея «Колокол».
3. Применение предметов старины для экскурсий в музее.
Объект исследования: культура и быт донских казаков.
Предмет исследования: старинные предметы домашней утвари.
Проблема: Сохранение своих традиций культуры и быта через их изучение.
Методы исследования: Интервьюирование, поиск информации в библиотеке, Интернет- ресурсах, анализ собранных предметов, сравнение, сопоставление.
Центр АРТ-образования
Международный краеведческий конкурс
«Красота родного края»
Номинация: Предметы быта
Тема работы: «Храним традиции наших предков»
Подготовила: Серикова Алина Денисовна
Класс: 10
Руководитель: Мустафина Нина Леонидовна,
учитель истории и обществознания
Место работы: МБОУ Паршиковская СОШ
Музей боевой и трудовой славы «Колокол»
х. Паршиков, ул. Мира 2,
2018 год
х. Паршиков
Цель:
1. Исследование истории казачьего быта, культуры моих предков, через забытые предметы домашней утвари.
2. Формирование уважения к русской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
2. Исследовать предметы старины, которые являются раритетом и экспонатами школьного музея «Колокол».
3. Применение предметов старины для экскурсий в музее.
Объект исследования: культура и быт донских казаков.
Предмет исследования: старинные предметы домашней утвари.
Проблема: Сохранение своих традиций культуры и быта через их изучение.
Методы исследования: Интервьюирование, поиск информации в библиотеке, Интернет- ресурсах, анализ собранных предметов, сравнение, сопоставление.
Я верю, что все старинные предметы сквозь годы и даже века несут свою маленькую историю. Они хранят тепло и прикосновения человеческих рук. Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков. Именно это заставляет нас лишний раз, взглянув на ту или иную вещь, вспомнить своё происхождение. В школьном музее хранятся предметы быта, которые были подарены жителями нашего хутора. Мы их очень ценим и бережём.
Когда я увидела их впервые, у меня появилось много вопросов:
Как называются эти предметы и для чего они служили? Зачем их хранят, если ими не пользуются? Кому они принадлежали?
Мне было очень интересно узнать историю этих вещей. Этому я посвятила свои исследования.
В школьном музее в этом году был оборудован уголок Казачьей горницы, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов, поселившихся когда-то на территории нашего края. Ведь они не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Вместе с казаками-сельчанами мы собрали подлинные предметы жития и быта далёких лет. А началось всё с указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи земель. Так появились наши предки-казаки на Дону. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки (приложение №1). Их строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Внутри и снаружи они обязательно белились (белый цвет – это символ чистоты и опрятности). Крыши под камышом и соломой. Пол обмазывался глиною. Мазанки огораживали плетнём.
В конце девятнадцатого века, зажиточные казаки стали строить деревянные курени. В нашем хуторе сохранился казачий курень, который собственными руками построил Латышев Анатолий Григорьевич. (Приложение №1) Начнём своё исследование с куреня. Именно в нем использовались, находились и хранились различные предметы домашнего обихода и всякая утварь.
Курень и его устройство.
Нам интересно узнать все:
- Как жили люди раньше?
- Для чего были нужны все эти предметы быта?
- Как называются эти предметы и как ими пользовались люди?
Я стала искать ответы на эти вопросы: спрашивала у родителей, бабушки, рассматривала иллюстрации в книгах о старинном быте русского народа, читала энциклопедии, осуществляла поиск в интернете, смотрела фильмы. Из своего исследования узнала, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения.
Давайте заглянем в казачий курень. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда? Жилище было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Оказывается, при входе в курень можно было споткнуться. Знаете, почему? В курене был высокий порог и низкая притолока. Так казаки берегли тепло, старались его не выпускать.
Вот я в курене. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на них вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
В казачьем доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Казачка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку и одновременно работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.
Главный угол в казачьем доме назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами (Приложение №2). Входящий в дом человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала», т.е. принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Большая казачья семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали». Только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Особенно почтенно относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб, было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонках». Гостеприимство было правилом казаков, обычаем, который соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.
Домашняя утварь в казачьих станицах и хуторах.
Мир казачьих станиц и хуторов XIX начало XX веков трудно представить без многочисленной домашней утвари, накапливавшейся десятилетиями, которой наши прабабушки и прадедушки пользовались в своей повседневной жизни. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Много предметов использовалось в быту. И почти все они делались собственными руками, например, мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.
Из толкового словаря С.И. Ожегова я узнала, что: «Утварь — это предметы, принадлежности какого-нибудь обихода. Например: домашняя утварь, кухонная». Тот же термин В. И. Даль, автор «Толкового словаря великорусского живого языка», утварью называл «все движимое в доме, жилище». Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные ёмкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для гигиены.
Терминология предметов менялась в зависимости от способа изготовления: ёмкость бондарной работы - бадья, долбленная из дерева - долбленка, выделанная из глины - корчага. В казачьих станицах и хуторах употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Некоторые из предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть приобреталась на ярмарках. Наличие металлической утвари в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи.
В нашем музее есть экспонат «Угольный утюг», который в 1984 году передала жительница хутора Паршикова, Павленко Капитолина Васильевна, его история уходит в XIX век (Приложение №3). Много лет назад, когда еще не было электрических утюгов, люди пользовались угольными, так как утюг в быту человека вещь не заменимая. Управляться с ним было не просто ввиду тяжелого веса, позднее с появлением электрического утюга, те утюги отошли в прошлое. История появления угольного утюга и других приспособлений для глажки белья ищет свое начало в IX веке. Достоверных сведений о точном времени появления первого утюга и его изобретателе история не сохранила.
Распространена на Дону была также и глиняная посуда. Её можно было встретить в семье как бедного, так и зажиточного казака. Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы. Кубышка - это сосуд каплевидной формы с узким горлышком: одно время он делался достаточно большим и с ручкой, так как применялся для подачи в нём вина к столу, но со временем кубышка потеряла ручку, так как их стали использовать для хранения денег. Кубышки, доверху набитые монетами, затыкали пробками и закапывали в землю. И с тех пор выражение "складывать деньги в кубышку" прочно вошло в русский язык.
Махотки - низкие кувшины с широким горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой. Издревле хозяйки ставили на стол молочник — традиционный кувшин с молоком, морсом, квасом или другим натуральным напитком. Сегодня этот симпатичный сосуд — пожалуй, самое удобное, очаровательное и полезное вместилище для «жидких витаминов», незаменимый в современном доме.
Старинные предметы быта и кухонную утварь можно увидеть в музее. Глиняные горшки подарила Бутовченко Надежда Семеновна, утюг передала Чибизова Ирина Ивановна, чугунок передан в музей Ниной Яковлевной Еланской.
Чугунок – жаропрочная посуда, из чугуна (железа) для приготовления в печи каш, щей. Вынимали из печи ухватом. Довольно эффективным и легким в эксплуатации прибором для измельчения и перетирки разных видов пряностей и приправ являлась специальная ступка с пестиком. Обладающая удобной формой металлическая ступка и входящий к ней в комплект пестик помогали самостоятельно изготовить разные добавки для любимых блюд (Приложение №3).
Также в каждой семье находилась прялка. Этот предмет быта передавался из поколения в поколение и пользовался большим уважением у женской части семьи. Девочки, наблюдая за работой бабушки или матери, долгими зимними вечерами за мелодичной песней или длинными рассказами бабушек о временах их молодости, постигали секреты мастерства. Каждая женщина умела прясть и ткать сукно, из которого шились грубоватые, но тёплые, прочные и удобные крестьянские одежды. Прялка сделана из дерева, лишь крючки – металлические. Держится она на четырех ножках. К двум из них прикреплена «педаль», это очень важная часть, так как она приводит в движение весь этот не сложный механизм через соединение с колесом. Само колесо должно быть достаточно большим, потому что его величина влияет на скорость вращения другого механизма – катушки. Она соединяется с колесом капроновой нитью, которая опоясывает его. Прялку подарила школьному музею Маркина Ираида Никаноровна в 1986 году. ( Приложение №4)
Зеркало - в 17-18 в. этот предмет быта был доступен лишь богатым людям. В 19 веке изобрели более дешевый и быстрый способ изготовления зеркал, и они стали доступны многим. Девушки, расчесывая перед зеркалом волосы, приговаривали:
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Ты расти, расти коса,
Всему городу краса.
В 2015 году родственники Баровской Александры Георгиевны передали в музей зеркало XIX века (Приложение №5).
Изучив культуру и быт донских казаков, я узнала много интересного и об этом постаралась поведать в своей работе. Уверена, что собранный мною материал будет способствовать расширению знаний учащихся, воспитывать в них чувство патриотизма и уважение к традициям родного края. Надеюсь, что молодое поколение будет помнить и ценить быт и культуру своих предков. Мне хотелось бы, чтобы в нашем школьном музее «Колокол» постоянно пополнялась предметами быта и домашней утвари экспозиция «Казачья горница». Тогда со временем ученики нашей школы будут всё больше и больше заинтересованы в изучении истории своей семьи, малой родины и России.
Источники:
- сайт http://pandia.ru/text/77/456/34934.php
- словарь С. И. Ожегова
- словарь В. И. Даля
Приложение №1
Курень и мазанка.
Приложение №2
Красный угол. Икона.
Приложение №3
Утюг.
Приложение №4
Прялка.
Приложение№5
Зеркало
Заяц, косач, медведь и весна
Можно от Солнца уйти...
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Убунту: я существую, потому что мы существуем