Научно-исследовательская работа, в которой представлен материал об истории казачества, их вкладе в развитие государства и о том, как развивается казачество в современном мире.
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhen_li_kazak_sovremennoy_rossii.docx | 26.02 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Нужен ли казак современной России?»
Автор:
Верещагин В. А., 10 класс
Научный руководитель:
Саяпина Е. Г., заместитель директора, МБОУ СОШ № 5 г. Охи
Оха, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
История казачества. Вклад казаков в развитие государства………………….4
Заключение………………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
Свобода. Для каждого это слово понимается по-разному. Для одних оно означает свободу своего народа, который не зависит от внешней угрозы. Для других это банальная свобода действия, осуществление своих желаний. Вольный человек сам отвечает за свои слова, поступки и действия. Но если свободу не ограничить в масштабах, то она перерастет в анархию. Человечество на протяжении своей истории, ведет групповой образ жизни (семья, род, племя и т.д.). В каждой группе есть свой авторитетный лидер, огранивающий свободу человека в угоду улучшения существования коллектива. Он должен отстаивать интересы своего народа, а не свои личные. В этом заключается принцип демократии, если руководитель не хочет слышать свою группу, его нужно менять. Не всегда лидер выбирался голосованием, например, в семейной иерархии руководитель - старший в роду, поскольку самый мудрый. Но семья и род выделяется в понятии культа предков. Впоследствии такую форму правления возьмут многие цари и государи: переход власти от отца к сыну, от царя к наследнику престола. Слово отца закон, также и слово царя. Почти половину русского народа составляли крепостные крестьяне. И хозяина они не всегда уважали, в основном они его просто боялись. Крестьяне мечтали о свободе. И от безысходности сбегали от своих хозяев. Собирались в группы, и начинали жить разбойной жизнью. Их разбой приносил им неплохой заработок и развивал военные навыки. Со временем их начнут называть казаками, что во многих переводах означает вольного человека, ушедшего от своего правителя. Причин ухода в основном две: недовольство политикой царя, или банальная свобода в случае крестьян. У казаков все были равны перед законом и перед богом. Они имели право голоса в выборе атамана, тем самым влияя на судьбу станицы. Здесь проявляются предпосылки демократии на Руси.
ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА. ВКЛАД КАЗАКОВ В РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА.
Первое упоминание о казаках на Руси встречается в конце первой половины XV века, когда в летописи «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются казаки рязанские, «которые пришли на помощь к рязанцам и москвичам против татарского царевича Мустафы» в конце 1444 года. В польской литературе упоминаются «казаки - христиане», которые в 1489 году, во время похода на татар, показали дорогу польскому королю Яну - Альбрехту. Но почему и русские, и поляки назвали этих людей «казаками»? В 1303 году был написан словарь полоцкого языка, в котором слово «казак» было эквивалентом стража. Во всем мире принято считать, что слово «казак» тюрского происхождения, так называли свободных людей. Как пишет В. В. Бартольд (15 ноября 1869 — 19 августа 1930, российский и советский востоковед), оно изначально применялось к человеку, в одиночку или с семьёй отделившемуся от своего государства, рода и вынужденного самостоятельно искать средства содержания в степи, «вести жизнь искателя приключений». Казаками могли называть недовольных правителем (ханом, князем, королём, царём) подданных, ушедших в другое место, и самого правителя, потерпевшего поражение и оставшегося с небольшой группой сторонников. По словам Н. Н. Яковенко (украинский историк), слово «казак» в XIV−XVI вв. эволюционировало. Сначала оно означало свободного наёмного работника, или (у татар) — воина, покинувшего свой улус, а потом стало пониматься шире, как обозначение степного разбойника, изгнанника, беспризорного, авантюриста или просто пока ещё не женатого парня (который, по сути, как раз и ведёт такой неприкаянный авантюристический образ жизни). В разных государствах слово может трактоваться по-разному, но почти везде оно означает «вольного человека», по каким либо причинам, ушедшего от своего правителя. В начале своей истории казаки зарабатывали разбоем, это приносило неплохой доход и развивало военные навыки. Став большой силой, казаки поняли, что закон им не ведан. Они стали регулярно совершать набеги на соседние ханства. Со временем слава о «непобедимых казаках» разрослась на всю Россию. Все больше людей желали к ним присоединится, сбегая из городов в казачье ряды. Это положило началу основанию хуторов и станиц. Москва понимает, что казаки это хорошая военная сила и пытается вербовать их в царские отряды. В 1523 г. Василий III направил в Турцию с посольством знатного дворянина Ивана Семеновича Морозова. В наказе послу значилось: «Посланы с Иваном Морозовым казаки - рязанцы десять станиц, и список ему дан именной, где кого из них оставить: в Азове — четыре станицы, в Кафе — четыре станицы, в Царь-город с собою взять две станицы; которых козаков оставить в Азове и Кафе, и ему тем казакам приказать: если крымский царь захочет идти на великого князя украйну, то станица ехала бы к великому князю, а другие оставались бы и ждали новых вестей, и какие еще вести будут, ехали бы к великому князю по станицам же, чтоб великий князь без вестей не был». С этого письма, по моему мнению, началось первое подчинение казаков Москвой. Царь понял, что если он не сможет их подчинить, то со временем его власть станет не приемлемой для казаков. Это бы породило волну массовых восстаний, гражданские войны и многочисленные жертвы. При Иване Грозном казаки уже были неотъемлемой частью армии царя. Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Иввану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазмансловет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сарыазманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Со времени правления Ивана Грозного казаки стали тревожить не только ногаев, кочевавших в районе Волги, но и крымско-татарские улусы, и турецкие крепости.
Казаки играли большую роль в московских походах на крымцев во второй половине 1550-х и в разгроме крымско-турецкого нашествия 1572, когда отличился донской атаман М. Черкашенин. Отряды донских казаков участвовали в борьбе с Ногайской Ордой, в завоевании Казани и Астрахани, во многих сражениях Ливонской войны, защищали крепости, в том числе участвовали в славной обороне Пскова. За государственную службу казаки получали денежное жалование, землю на общинном праве, иногда личный земельный оклад как помещики. При реорганизации в 1571 сторожевой и станичной службы казаки заменили в украинных поселениях детей боярских, которые были возвращены в полки. На протяжении 1570-х казаков селили на крымском рубеже, который в это время сильно сдвинулся к югу. В особо опасных местах казачество сменяло обычное крестьянское население, которое перебиралось в более спокойные районы. 3 января 1570 г. Иван IV, отправляя своего посланника Ивана Петровича Новосильцева со специальной миссией к султану Оттоманской Порты Селиму II, вручил ему грамоту, которая впоследствии стала первой царской грамотой казакам, адресованную "...на Донец Северский, атаманом казатцким и казаком всем безотмены».Этот день считается днем основания Донского казачьего войска.
Кроме воинской службы казачество внесло большой вклад в освоение и присоединение земель к Московскому княжеству. Так, например, казачий атаман Ермак Тимофеевич (1532 — 6 (16) августа 1585) с казачьей дружиной завоевал Сибирь для царя Иван Грозного. А атаман пеших казаков Иван Москвитин вместе с отрядом казаков открыл Охотское море и первым из русских мореплавателей высадился на побережье Сахалина.
Пришедший к власти Петр I, первым из государей посетил казачьи области. В 1695 году, во время Азовского похода, он отменил старинный донской закон, под страхом смерти запрещавший землепашество. Что было вполне разумно: казачество усилилось, и опасность со стороны степняков значительно уменьшилась. Не менее важные события происходили в тылу. Петр не считался с прежними правилами и привилегиями казаков. В 1700 году он отменил на Дону общий войсковой круг. Отныне на него собирались только станичные атаманы и по два выборных от каждого городка. Донские и малороссийские казаки были лишены права беспошлинной торговли. Затем последовал запрет на ловлю рыбы «по реке Дону и до реки Донца…» Добавились запреты на рубку леса, на сношения с соседними степными народами – все связи только через азовского воеводу. Вообще на Дону приходилось трудно казакам. Его казачье население насчитывало 60 тысяч человек. Из них 10 тысяч находились в армии, а остальным надо было заниматься хозяйством, чтобы обеспечивать себя и ушедших на воинскую службу. А в 1707 году царь прислал карательную экспедицию князя Юрия Долгорукого с тысячей драгун – чтобы найти беглых. «Беглыми» называли всех кто родился не на Дону. И казаки решили поднять восстание, возглавил его К. А. Булавин. Собрав 200–300 «верных казаков» Булавин вместе с соратниками Хохлачём, Некрасовым напал на занятые солдатами Изюмского полка казацкие соловарни. Восставшим способствовал первый громкий успех – солдаты были разогнаны, а командир полка Щуст написал жалобу на Булавина. Затем наступила очередь карателей князя Долгорукого – его отряд был полностью уничтожен, а сам князь и большинство офицеров – пойманы казаками и обезглавлены. Восстание мгновенно охватило низовья Дона – и очень обеспокоило правительство, немедленно отправившее на Дон 20000-ную армию во главе с братом казнённого казаками карателя – Д. М. Долгорукого. Тем временем восстание ширилось. Соратник Булавина, атаман Некрасов, двинулся на Волгу, чтобы зажечь новый очаг восстания. В ночь на 7 июля Булавин с группой соратников (не более 10 человек) был атакован более чем сотней заговорщиков. Булавин сопротивлялся и застрелил нескольких заговорщиков, но, к сожалению, погиб при прорыве из загоревшейся избы (по другому варианту – застрелился сам не желая сдаваться). Но Булавин был далеко не первый из казаков кто пошел войной на государя. Знаменитая «Стенка Разина» в своё время наделала не мало шуму. Главной причиной восстания было ухудшение жизни крестьян и попытки «укратить» казачью вольницу. Также оно известно, как крестьянская война. Восстание длилось 4 года и было разделено на две части. Первое восстание было под предводительством атамана Василия Уса, который разорил приближенные к его станице имения дворянских семей. Инициативу подхватил Степан Разин и в 1670 пошел за боярами- изменниками. Эту «войну» они проиграли, но показали, что с народом нужно считаться, если хочешь его уважения.
Петр 3 даровал множество вольностей дворянству, что вызвало массу восстаний и протестов против молодого императора. В процессе шума в 1773 году в Уральском казачьем войске появился самозванец, который выдавал себя за убитого императора Петра 3. Звали его Емельян Пугачев. Начиная активную агитацию своего обмана, он собирает войско. Захватывает города без какого либо сопротивления. Но в 1774 году он, захватив Казань, потерял много воинов и начал отступление из за регулярной армии, вновь прибывшей на защиту города. В процессе отступления армия нагнала восставших и добила их. Вскоре после этого Пугачева сдали его собственные солдаты. В армию Пугачева прибывали в основном крестьяне, восставшие из за реформ Петра 3. Они хотели изменить свое государство, хотели нормальной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории все циклично, и как говорил Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Люди недовольны властью, потому что она их не слышит. Многие считают, что человек, не имеющий больших связей и больших денег, вряд ли как то сможет повлиять на правительство. Я проведу параллель между этапами истории России. Раньше власть передавалась по наследству, сейчас избирается народом. Царь не советовался, какие реформы вводить, сейчас реформы проходят длительный путь, прежде, чем их примут. Раньше народ ничего не решал, сейчас вся власть принадлежит народу и народ принимает самое прямое участие в жизни государства.
Так нужен ли казак современной России? Изучая свою родословную я узнал, что мой прапрадед Заварзин Степан Никитович являлся казаком Сибирского казачьего войска, принимал участие в русской японской войне, при обороне порт Артура получил ранение. За годы службы был награжден двумя солдатскими георгиевскими крестами. И так как я принадлежу к казачьему сословию, то конечно я хочу возрождения казачества, как слоя общества. Считаю, что казачье воспитание прививает патриотизм и что не мало важно в современном мире - умение держать своё слово. У казаков ценится честь и верность, запятнав которые, тебя выгонят из станицы. Казак – верующий человек, а значит, ему присущи доброта, ответственность, умение сопереживать и сочувствовать. В настоящее время казачество активно популяризируется и я горд, что могу внести вклад в эту работу являясь участником коллектива казачьей культуры «Северный ветер», который стал 4 кратным победителем конкурса «Казачок» в Южно-Сахалинске и 3 кратным победителем всероссийского конкурса «Казачок Тамани».
Казаки нужны России, они воспитают новое поколение достойных и честных людей. Возможно, это будут казаки нового времени, которым в последствии будет обязана вся Россия…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой толковый словарь донского казачества. - М.: Русские словари, АСТ, Астрель, Lingua, 2003.
2. Гальперин Воздушный казак Вердена / Гальперин, Ю. - М.: Молодая гвардия; Издание 2-е, 1990.
3. Гордеев А. А. История казаков. Часть 1. Золотая Орда и зарождение казачества / А.А. Гордеев. - М.: Страстной бульвар, 1992.
4. За други своя или все о казачестве. - М.: Международный фонд славянской письменности и культуры, 1993.
5. История Войска Донского и старобытность начал казачества / Коллектив авторов. - М.: Книга по Требованию, 2011.
9. Плеханов, А.А. Казачество на рубежах Отечества / А.А. Плеханов, А.М. Плеханов. - М.: Кучково поле, 2007.
10. Савельев, Е. П. Древняя история казачества / Е.П. Савельев. - М.: Вече, 2001.
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Волшебная фортепианная музыка
Повезло! Стихи о счастливой семье
Рисуем пшеничное поле гуашью