Однажды на уроке изобразительного искусства, рассматривая репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина объединенные темой «Родина», мы говорили о том, какая разнообразная палитра используется художниками для передачи образа родимой стороны. А когда на уроке литературного чтения зазвучали строки стихотворения И.С.Никитина «Русь» я подумала, что поэты также владеют даром «рисовать словами», как и живописцы рисуют кистью. Именно в изображении Родины сходятся такие виды искусства как живопись и литература. Мы с папой нарисовали много рисунков, и мне захотелось рассказать о них одноклассникам.
Так родилась идея моей работы о создании альбома картин русских художников и своих рисунков, в основу которого лёг анализ стихотворения И.С.Никитина «Русь». Во время бесед на уроках изобразительного искусства я узнала, что цель любого искусства – воздействовать на душу человека, пробуждать в нем чувство радости, любования, восхищения, заставлять переживать вместе с автором. С большим успехом это делает живопись и поэзия. Говорят, что живопись – это «немое» искусство. Стихи же помогают создать словесный образ. Произведения поэтов и художников пересекаются, неся в мир добро и красоту. Поэт и художник делятся с нами своими переживаниями.
Целью моей работы стало создание фильма доказывающего, на примере текста стихотворения И.С.Никитина «Русь» и картин русских художников, справедливость слов А. С. Пушкина: «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Для осуществления данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать стихотворение И.С.Никитина «Русь».
2. Разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.
3. Подобрать к строкам стихотворения И. С. Никитина «Русь» соответствующие картины известных Мастеров кисти и музыкальное сопровождение;
4. Исследовать возможности программы Movie Maker;
5. Исследовать возможности программ для обработки звука;
6. Реализовать сценарий средствами программы Movie Maker.
Продуктом - является создание с помощью цифрового фотоаппарата и компьютерной программы Movie Maker фильма «Палитра земли русской», посвящённого 1150 – летию государства российского. В своей работе я постаралась соединить то, чему нас учат - видеть, как художники и поэты с помощью красок и слов выражают свои чувства к Родине. Работа не только рассказывает, но и показывает красоту нашей Родины – России. (Приложение).
Считаю, что данная работа актуальна, так как результат работы может использоваться на уроках литературного чтения, ИЗО, МХК, на информатике, как демонстрацию возможностей программы Movie Maker. Мой фильм может быть востребованным самым широким кругом людей, т.к. он рассказывает о нашей родине, о красоте ее природы и призывает любить и беречь то, что нам дано, способствует развитию речи, поэтического вкуса и образного мышления. Не зная произведения искусств, нельзя считать себя, по-настоящему, образованным и культурным человеком.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.palitra_zemli_russkoi.doc | 169 КБ |
palitra_zemli_russkoi.pptx | 1.92 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
-
Проблемно – поисковый доклад
в рамках районной межпредметной научно-практической конференции школьников
«Школа. Наука. Интеллект»
Палитра земли русской
Номинация
«художественно-эстетическое развитие»
Исполнитель:
ученица 3-А класса
МБОУ СОШ № 2
Диденко Алина.
Руководитель:
Терещенко Елена Валентиновна,
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ №2
Арзгир
2018
Содержание
Введение …………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………4
Заключение………………………………………………………9
Список литературы…………………………………………….10
Приложения……….……………………………………………..
« Живопись - это поэзия, которую видят,
а поэзия – это живопись, которую слышат».
Леонардо да Винчи
Введение
Однажды на уроке изобразительного искусства, рассматривая репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина объединенные темой «Родина», мы говорили о том, какая разнообразная палитра используется художниками для передачи образа родимой стороны. А когда на уроке литературного чтения зазвучали строки стихотворения И.С.Никитина «Русь»:
Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная! | Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! |
я подумала, что поэты также владеют даром «рисовать словами», как и живописцы рисуют кистью. Именно в изображении Родины сходятся такие виды искусства как живопись и литература. Мы с папой нарисовали много рисунков, и мне захотелось рассказать о них одноклассникам.
Так родилась идея моей работы о создании альбома картин русских художников и своих рисунков, в основу которого лёг анализ стихотворения И.С.Никитина «Русь». Во время бесед на уроках изобразительного искусства я узнала, что цель любого искусства – воздействовать на душу человека, пробуждать в нем чувство радости, любования, восхищения, заставлять переживать вместе с автором. С большим успехом это делает живопись и поэзия. Говорят, что живопись – это «немое» искусство. Стихи же помогают создать словесный образ. Произведения поэтов и художников пересекаются, неся в мир добро и красоту. Поэт и художник делятся с нами своими переживаниями.
Целью моей работы стало создание фильма доказывающего, на примере текста стихотворения И.С.Никитина «Русь» и картин русских художников, справедливость слов А. С. Пушкина: «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Для осуществления данной цели необходимо решение следующих задач:
Продуктом - является создание с помощью цифрового фотоаппарата и компьютерной программы Movie Maker фильма «Палитра земли русской», посвящённого 1150 – летию государства российского. В своей работе я постаралась соединить то, чему нас учат - видеть, как художники и поэты с помощью красок и слов выражают свои чувства к Родине. Работа не только рассказывает, но и показывает красоту нашей Родины – России. (Приложение).
Считаю, что данная работа актуальна, так как результат работы может использоваться на уроках литературного чтения, ИЗО, МХК, на информатике, как демонстрацию возможностей программы Movie Maker. Мой фильм может быть востребованным самым широким кругом людей, т.к. он рассказывает о нашей родине, о красоте ее природы и призывает любить и беречь то, что нам дано, способствует развитию речи, поэтического вкуса и образного мышления. Не зная произведения искусств, нельзя считать себя, по-настоящему, образованным и культурным человеком.
Основная часть.
Появляясь на свет, человек вместе с жизнью получает в наследство самое, быть может, своё бесценное богатство – Родину. Она у него одна, другой никогда не будет, как не будет, не дано человеку прожить вторую жизнь. Моя родина Россия. Русь. Но кто она такая - Русь? Короткое, всего в один слог! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Русь. Русские. Россия. Россияне. А что такое - Русь? Русь - светлое место! Русь - страна света. Русь, на которой издревле жили отцы и деды, там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают. История нашей России никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской.
ОЛЬШАНСКИЙ Борис - «Рось Великая» |
Осознание величия России пришло после прочтения стихотворения И.С.Никитина «Русь». Мое сердце наполнилось гордостью, и я ощутила свою причастность к ней. Стихотворение можно было бы назвать «Родина», «Родные края», «Россия». Но «Русь» подходит больше, т.к. это древнее название, а стихотворение написано в духе народной поэзии. Оно похоже на протяжную песню, звучащую напевно и торжественно, т.к. поэт писал его былинным стихом.
В стихотворение нет рифмы, т.к. в народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь».
Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение. Ударение падает на третий слог от начала строки и на третий слог от конца.
Мурава лугов ковром стелется. | Шабур Владимир Цветущий луг | |
Виноград в садах наливается. | Шадрин Александр Виноградная лоза |
Поэт выбирает былинный стих для того чтобы воспеть Русь, т.к. былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт восславляет стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин рассказывает, используя приемы, присущие народной поэзии. Это устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами (снег, что белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая).
Обычно прилагательные мы ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое. Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ - необычный порядок слов в строке, предложении для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.
Итак, чтобы стихотворение звучало, как былина, Никитин использует инверсию.
Стихотворение «Русь» длинное. Для удобства разобью его на 4 части по содержанию.
I часть – Где эта Русь?
Стихотворение начинается с описания природы. Поэт одновременно показывает нам степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег. Для него важна мысль широты Руси («Широко ты, Русь...»).
КУИНДЖИ Архип - Радуга | |
ЛЕВИТАН Исаак - Весна |
Гордостью, любовью, почитанием пронизаны эти строки. Пространство обозначается как в былинах, а потом и расширяется на юг и на север. Необъятность Родины вызывает восхищение поэта. Ключевые самые важные слова: бескрайний простор, раздолье, даль.
Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после южной картины рисует картины суровой Арктики. В строках «подымает грудь море синее» мы видим волны, «горами лед ходит по морю» - мы видим айсберги.
Подымает грудь море синее, И горами лед ходит по морю; | РЫЛОВ Аркадий – В голубом просторе |
В этих строках поэт использует приемы олицетворения, сравнения.
В строфе «и пожар небес ярким заревом освещает мглу непроглядную» поэт говорит о непроглядной тьме, которая бывает на севере полярной ночью. «Пожаром небес» он называет северное сияние.
РЫЛОВ Аркадий - Закат |
Завершает первую часть стихотворения обращение поэта к Родине:
Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! | |
ЛЕВИТАН Исаак - Озеро. Русь |
В этом отрывке предложения восклицательные. Поэтому эти строки надо читать торжественно. Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.
II часть - Какая она, Русь?
Следующие 4 четверостишия следует читать вопросительной интонацией. Эти вопросы обращены к Родине. Вопросы поэт задает не потому, что не знает ответа, а потому что уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ. Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды начинает одинаково «У тебя ли нет?». Этот прием называется единоначатие. В этих словах звучит не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет. В этих строках Русь православная, хлебосольная, гордая, сильная, красивая.
III часть - Откуда она, Русь?
После риторических вопросов начинается 3 часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины. Поэт напоминает нам о великих победах Руси –
«На полях своих | ||
«Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок Ляху гордому» - война с Польшей. | ||
«И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя Туча тёмная?» - война с французами |
Врагов он называет «гость незваный, туча чёрная, гроза». Битву он называет – «кровавый пир». Силу России поэт усматривает в единстве русского народа в дни суровых испытаний.
«Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов Поднялася Русь. | Собрала детей, Стариков и жен, Приняла гостей На кровавый пир». |
НЕСТЕРОВ Михаил - На Руси. Душа народа |
Поэт не указывает точной даты, когда
… в глухих степях, Под сугробами, Улеглися спать Гости навеки. | |
В. Верещагин На Большой дороге. |
Не один раз в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу. Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость.
МАТОРИН Виктор - Князь Дмитрий Донской |
IV часть - Русь могучая
В этой части стихотворения звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей, её славы. Поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней. Это самая важная часть. В ней вывод автора:
«И уж есть за что, | ОЛЬШАНСКИЙ Борис - Берегиня |
1-я, 2-я и 3-я части стихотворения подводят нас к выводу: нельзя не любить такую Русь!
«Когда читаешь « Русь» - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!" - писал критик Олег Ласунский.
Сам русский человек, Иван Саввич глубоко чувствовал народное искусство. Он сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Не случайно многие его стихи стали народными песнями. Стихотворение «Русь» положено на музыку рядом композиторов, в том числе Э. Направником и Я.Суворовой.
Заключение
Известно, что искусства не очерчивают своих границ и не отвергают родства. Искусство изображения, искусство слова, музыка, совмещаясь, переплетаются в едином пространстве и участвуют в общем таинстве – поэтическом освоении мира. Хотелось бы, чтобы все люди как можно раньше ощутили эту глубинную связь. Это значило бы сделать нашу духовную жизнь более сложной, наполнить ее чувствами, без которых невозможно настоящее творчество. Великая поэзия слова откликается на поэзию, созданную кистью талантливых живописцев. И это естественно, поскольку, по выражению Н.В.Гоголя, «поэзия и живопись - родные сестры». Они рождают в нас высокие устремления, новые ощущения и мысли, раскрывают в душе каждого что-то новое, неизведанное, о чем мы иногда и не догадывались.
В моем альбоме собрано много прекрасных полотен о Руси. Надеюсь, что после этого праздника души вы будете еще больше любить и лучше охранять Родину, научитесь ее слышать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.
В альбоме использованы репродукции картин:
|
Батурин Виктор Павлович Цветущий луг |
А так же мои работы и работы учащихся МБОУ СОШ №2 с.Арзгир
Список литературы
Слайд 1
Исполнитель: ученица 3-А класса МБОУ СОШ № 2 Диденко Алина Руководитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 Терещенко Елена Валентиновна 1150 – летию государства российского посвящается…. Палитра земли русскойСлайд 2
ЛЕВИТАН Исаак. Лесное озеро ШИШКИН Иван Рожь ЛЕВИТАН Исаак. Озеро. Русь. Моя Родина.
Слайд 3
Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная! Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася ! Иван Саввич Никитин (1824-1861)
Слайд 5
Цель Создание киноальбома доказывающего, на примере текста стихотворения И.С.Никитина «Русь» и картин русских художников, справедливость слов А. С. Пушкина: « гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие ».
Слайд 6
З адачи Проанализировать стихотворение И.С.Никитина «Русь». Разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян. Подобрать к строкам стихотворения И. С. Никитина «Русь» соответствующие картины известных Мастеров кисти и музыкальное сопровождение; Исследовать возможности программы Movie Maker ; Исследовать возможности программ для обработки звука; Реализовать сценарий средствами программы Movie Maker .
Слайд 7
Продукт Красочно оформленный киноальбом «Палитра земли русской», посвящённый 1150 – летию государства российского, который создан с помощью цифрового фотоаппарата и компьютерной программы Movie Maker . Киноальбом предназначен для учащихся начальной школы, направлен на гармоническое развитие личности с раннего возраста и призван открыть ребенку еще одну грань мира искусства. Стихотворение знаменитого русского поэта проиллюстрировано тщательно подобранными произведениями живописи наших замечательных мастеров кисти, что придает стихотворению еще большее очарование.
Слайд 8
Где эта Русь? Какая она, Русь? Откуда она, Русь? Могучая Русь!
Слайд 9
Иван Саввич Никитин Палитра земли русской Киноальбом о родной земле
Слайд 10
Источники информации: Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер.- М., Рус. яз., 1990; Н.В.Банников «Три века русской поэзии» М. «Просвещение» 1986 Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М., 1997 Чудаков Н. В. «Я познаю мир». Москва «АСТ» 1999 г. http://mirizo.ru/izo/izo_1/izo_2.html http://www.artcyclopedia.ru/ http://www.artsait.ru/index.htm
Заяц-хваста
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Горка
Акварель + трафарет = ?