История развития армянского города Нахичевани-на-Дону в конце 19-нечале 20 веков, его становление как города европейской культуры, неразрывно связано с именем городского архитектора Николая Никитича Дурбаха. Его деятельность настолько обширна, что некоторые исследователи называют его главным архитектором Нахичевани, подразумевая, что под его начало трудились и рядовые исполнители. Однако поразительно как раз то, что он был не главным, а единственным архитектором города, в помощь которому были приданы лишь два чертёжника.
Вложение | Размер |
---|---|
n._n._durbah.docx | 37.97 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр»
города Ростова-на-Дону.
Исследовательская работа
«Творческое наследие архитектора Н. Н. Дурбаха».
Выполнена учащимся
объединения «Геоэкология»
Шутовым С. Н.
Руководитель:
Педагог Акимова Е.Л.
г. Ростов-на-Дону
2017 г.
Содержание.
Введение………………………………………………………………..2-3стр.
в 1880-90х гг………………………………………………...6-7стр.
Заключение……………………………………………………………..13-14стр.
Список использованной литературы………………………………….15стр.
Введение
История развития армянского города Нахичевани-на-Дону в конце 19-нечале 20 веков, его становление как города европейской культуры, неразрывно связано с именем городского архитектора Николая Никитича Дурбаха. Его деятельность настолько обширна, что некоторые исследователи называют его главным архитектором Нахичевани, подразумевая, что под его начало трудились и рядовые исполнители. Однако поразительно как раз то, что он был не главным, а единственным архитектором города, в помощь которому были приданы лишь два чертёжника.
Как пишет исследователь О. О. Халпачьян «… в должности городского архитектора Дурбах выполнял всю работу по строительству Нахичевани, отводу мест и обмеру участков, проектированию для горожан строений без вознаграждений, в случае если их стоимость не превышала 500 рублей. По-видимому, следует считать, что большинство построек Нахичевани в период с 1886 по 1917гг. связано главным образом с деятельностью Дурбаха». К сожалению, известный в настоящее время список его творений является далеко не полным и требует, по мнению исследователя Л. Ф. Волошиной, дальнейшего уточнения. «Благодаря Н. Н. Дурбаху, - отмечает Л. Ф. Волошинов,- город Нахичевань застраивался при строгом соблюдении ансамблевого проектирования общественных зданий и крупных частных особняков». Те чувства душевного покоя, соразмерности строений человеческой личности, тепла, которые охватывают каждого прохожего в старом Нахичевани,- результат его творчества.
Но вот вопрос: многие ли наши современники знают об этом человеке? Сохранившиеся его строения являются памятниками истории и культуры, охраняются государством, но ни на одном из них нет памятной доски с его именем. Более того, куда-то уходят даже последние упоминания о города Нахичевани. Уже даже нахичеванский ранок стали называть пролетарским. Наших современник вольно или невольно лишают исторической памяти. А ведь нам, ростовчанам, есть чем и кем гордиться. Творческое наследие нахичеванского архитектора Н. Н. Дурбаха- это как раз то, чем мы гордиться можем, что отличает наш город от всех других городов России, что мы должны обязательно помнить, о чем должны знать.
Целью создания работы «Творческое наследие Н. Н. Дурбаха» является освоение учащимися историко-культурного наследия своей малой родины- Ростова-на-Дону. При это поставлены следующие задачи:
Работа предназначена для педагогов и учащихся 10-16 лет.
1. История основания города. Город в конце 18-первой половине 19вв.
Город Нахичеван-на-Дону, в настоящее время историческая часть пролетарского района г. Ростова-на-Дону, был основан в низовьях реки Дон армянскими поселенцами из Крыма. Этому событию предшествовала русско-турецкая война 1768-1777 годов, в результате которой Крым оказался под протекторатом России. Желая упрочить своё положение в Крыму и экономически ослабить крымское ханство, а также стремясь освоить и заселить пустующие земли Новороссии, правительство Екатерины Второй пригласило христианское население Крыма переселиться в Россию. Многие крымские армяне были готовы развернуть свою деятельность на новом месте в России в христианском окружении. Они опасались новой войны с турецким султаном, боялись притеснений со стороны крымских татар.
В сентябре 1778 года переселенцы двинулись в путь и после долгого и трудного перехода к концу 1779 года достигли Донского края. Здесь, рядом с крепостью Дмитрия Ростовского, по Указу Екатерины Второй от 14 ноября 1779 года им отводилось 86 тысяч десятин земли и разрешалось основать один город (Нор-Нахичеван) и пять селений, а также даровались многие привилегии и льготы.
21 апреля 1781 года состоялись торжества по случаю основания города Нор-Нахичевана. Переселенцев начали называть донские армяне.
Со дня своего основания Нор-Нахичеван строился по генеральному плану, утверждённому в 1781 году. План был выполнен в виде сетки из пересекающихся под прямым углом линий улиц с прямоугольными кварталами размером 70 на 180 метров. Позже, в 1811 году, петербургским архитектором И. Е. Старовым и инженером А. И. Ригельманом был составлен новый план, отличающийся от старого тем, что последним было предусмотрено место для обширной торговой площади и построения кафедрального собора во имя Святого Григория Просветителя. Закладка собора была произведена уже в 1783 году.
В первой половине 19 века Нор-Нахичеван быстро развивался, благоустраивался и застраивался. Первые здания города были деревянными, но вскоре наладилось производство кирпича и добыча известняка-ракушечника, из которого уже в 90-е годы 18 века стали строить административные сооружения и жилые дома. Для строительства жилых домов выделялись участки размером 42,6×28,4 м и 24,2×19,2 м. Богатые горожане возводили угловые строения кварталов, где размеры участков были больше. Такие здания должны были стать украшением квартала и города. Менее обеспеченные граждане получали участки меньшей площади.
Здания Нор-Нахичевана в это время возводились по «образцовым проектам» столичных архитекторов в традициях русского классицизма. Единство стилей характеристики жилых и общественных зданий в сочетании с их продуманным взаимным расположением позволяло создавать целостные ансамбли. Однако наряду со следованием «образцовому проектированию» в Нахичевани в планировке и декоре зданий проявлялась особенности культуры и быта армянского населения. Этнические традиции обогащали жесткие схемы, придавали домам нахичеванцев своеобразие, оригинальность, приспосабливали их к привычкам и нуждам жителей города. Это были оригинальные фасады зданий, кое-где еще сохранившиеся до ныне, кованые решётки, лесенки и козырьки, навесы, веранды, крыльца. Неотъемлемой частью владений нахичеванцев становились и летние помещения, не предусмотренные образцовыми проектами. Все это придавало новому городу особенный южный национальный колорит. Путешественники, посещавшие Нор-Нахичеван в конце 18-первой половины 19 века отмечали своеобразие нового города, где сошлись Европа и Азия, его «восточный» облик, предприимчивость, трудолюбие и опрятность горожан, из успехи в торговле и ремесле.
Французский геолог Гомер де Гелль так описывает Нахичевань, увиденный им в 1849 году: «И вдруг видишь, что перед тобой стоит армянский белокаменный город Нахичевань, и удивленный путешественник находит для себя Восток с огромными базарами, где от солнца сверкают стёкла, со своеобразной архитектурой домов, и особенно с красивыми азиатскими лицами жителей, которых встречаешь на каждом шагу».
2. Город во второй половине 19-начале 20 веков.
Крымская война 1853-1855гг. приостановила налаженную жизнь как Нор-Нахичевана, и всего Юга России. Нахичеванцы по мере сил помогали новой Родине. Они выдели транспортные средства для перемещения войсковых частей, обеспечивали армию провиантом, содержали три больницы и ухаживали за ранеными войсками, собирали пожертвования, предоставляли кров и пропитание семьям военных.
После окончания войны в начале 60-х годов в России происходили бурный экономический подъём, связанный с реформами Александра Второго. Нахичеван переживал все новые преображения, постепенно становясь настоящим европейским городом.
Продолжилось начатое еще в 50-е годы мощение улиц брусчаткой, устаивались новые сады, скверы, аллеи. В последней четверти 19-го века появились электрическое освещение улиц и водопровод, строились новые общественные здания, храмы, частные особняки. Широко была развита благотворительная деятельность. На средства состоятельных граждан создавались учреждения образования, больницы, приюты для нищих, выделялись стипендии для способных детей из небогатых семей. Нахичеван, состоящий изначально из малообразованного населения, превратился в город европейской культуры. Жители его посылали своих детей учиться в Петербург, Москву, Лондон, Париж, Берлин. Возвращаясь домой, они привозили с собой европейские знания и культуру, что способствовало осознанию нахичеванцами потребностей в развитии и благоустройстве родного города. Это было время культурного расцвета нахичеванского общества.
3. Биография Н. Н. Дурбаха.
Вот в такое благодатное для творчества время из Санкт-Петербург возвратился молодой архитектор Николай Никитич Дурбах (Никагос Мкртичевич Дурбахян). Сведение о жизни этого замечательного человека немногочисленны. Точно неизвестно даже место и год его рождения: по одним сведениям он появился на свет в 1857 году в станице Елизаветинской и только через гол семья перебралась в Нахичеван, по другим- он родился в 1858 году в самом Нахичеване.
Известно, что семья Н. Н. Дурбаха проживала в доме № 6 по 28-ой линии. Отец его занимался торговлей, однако, не преуспел, и семья жила небогато, хотя и постаралась, как это было принято у нахичеванцев, дать мальчику хорошее образование.
После успешного окончания школы Н. Н. Дурбах получил возможность продолжить учёбу в Санкт-Петербурге за счёт города. Он поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Через несколько лет по неизвестной нам причине попечители Нахичевани отказали будущему архитектору в финансовой поддержке, но он продолжил образование, зарабатывая на обучение своим трудом. В это же время Н. Н. Дурбах женился на А. А. Шенснович, в его семье родилось трое детей.
Получив диплом «неклассного художника с правом производить постройки», в 1886г. Н. Н. Дурбах вернулся в родной город. Первые три года после возвращения он проектировал и строил жилые дома и особняки для нахичеванских промышленников, адвокатов и врачей. Одновременно молодой архитектор принял самое активное участие в строительстве здания армянского попечительского общества (гостиница Московская), возводимого в соседнем Ростове-на-Дону по проекту Петербургского архитектора, академика А. Н. Померанцева. Эта работа послужила основанием для утверждения Н. Н. Дурбаха 1апреля 1889г. в должности городского архитектора Нахичевани с испытательным сроком на 1 год и окладом в 1200 рублей. Через год его утвердили в этой должности уже бессрочно.
Мы расскажем вам об уже известных творениях замечательного архитектора Н. Н. Дурбаха.
4. Творческое наследие архитектора.
4.1Архитектурные особенности нахичеванских строений в 1880-90х гг.
В 1890-е годы в Нахичевани развернулось бурно строительство как общественных зданий, так и частных особняков и доходных домов. В центре архитектурных преобразований оказалась Бульварная площадь, которая, по мнению нахичеванской общественности, должна была стать культурно-просветительским центром города. Эти представления горячо поддерживал в нахичеванской думе гласный, будущий городской голова Нахичевани, Минас Ильич Балабанов. Его единомышленником стал архитектор города Н. Н. Дурбах. Именно он сформировал неповторимый архитектурный облик этой самой главной нахичеванской площади.
В российской архитектуре второй половины 19 века преобладающим стилевым направлением стала эклектика. Однако в большинстве построек Нахичевани на протяжении всего 19 веса просматриваются классические архитектурные мотивы. Как пишет А. Ф. Волошинова, в нахичеванских зодчих и строителях, вероятно, сказалась генетическая память предков об эллинистических дворцах и храмах древней столицы армян Ани. Это, по её мнению, «… призвало в реальность 19 столетия реминисценции классических форм». Тем не менее, эклектическое стилевое направление заявляло о себе в декоре фасадов нахичеванских зданий, в оформлении их интерьеров.
Приверженцем классицистических форм показал себя и Н. Н. Дурбах, обширные профессиональные знания и художественный вкус которого были сформированы за десятилетие жизни в Санкт-Петербурге. Он предложил «закрепить» два угла северной стороны Бульварной площади монументальными учебными зданиями, выполненными в классических традициях. В 1891 году в восточном углу им было возведено двухэтажное здание городских училищ, а в 1893 году в западном углу-двухэтажная женская гимназия.
Здесь надо отметить, что с самого рождения г. Нор-Нахичевана образованию в нём придавалось огромное значение. Несмотря на то, что большинство его жителей в конце 18 века было небогатыми и малообразованными, на новой родине они стремились дать своим детям хорошее образование, понимая, что в нём залог их успешной жизни и деятельности. Первая армянская школа в городе была открыта уже в 1783 году. В 1791 году была создана школа при монастыре Сурбхач, а ещё через несколько лет появилась духовная школа на углу 26-ой линии и Базарной площади.
В 19-ом веке одна за другой открывались в Нор-Нахичеване школы, училища, гимназии. С 90-х годов 19 века- в начале 20 века проектировал и строил учебные заведения в Нор-Нахичеване архитектор Н. Н. Дурбах. При это он воплощал свой основной принцип «… при возведении учебного здания эстетическая сторона играет не меньшую роль, чем финансовая».
4.2. Здание городских училищ.
Здание городских училищ на Бульварной площади было первым учебным строением, созданным Н. Н. Дурбахом (1891г.). Его фасад имел трехчастную композицию и высокий купол со шпилем. Центральный ризалит выделялся тремя полуциркулярными проёмами второго этажа, балконом и пилястровым порталом. Внутри здание имело коридорную планировку, просторные классы, актовый зал и ряд подсобных помещений. Здание не было даже оштукатурено, но тщательно исполненный кирпичный декор, гармоничные пропорции деталей и целого создавали его торжественный благородный облик.
В начале 20 века количество учеников в училище значительно возросло и городская управа принял решение о надстройке третьего этажа. Н. Н. Дурбах разработал проект надстройки училища, однако он так и не был осуществлён. В 1930-х годах здание надстроили двумя массивными неуклюжими этажами, «…похоронившими под собой гармоничны формы учебного здания конца 19 столетия». В настоящее время в здании располагаются государственные учреждения.
4.3. Екатерининская женская гимназия.
В 1893 году западный угол Бульварной площади заняло двухэтажное здание Екатерининской женской гимназии – ещё одно архитектурное творение Н. Н. Дурбаха. Главный фасад гимназии выделялся тремя крупными ризалитами. В центральной части, акцентированной куполом, размещался вестибюль, парадная лестница, на втором этаже- актовый зал. На фасаде он был оформлен высоким портиком с треугольным фронтоном. Основу внутренней планировки составлял протяжённый коридор, по обе стороны от которого находились классные комнаты.
В начале 20века началась реконструкция здания (проект Х. К. Гусикьянца), закончившаяся в 1910 году. Надзор за реконструкцией осуществлялся Н. Н. Дурбахом. Реконструкция включала надстройку третьего этажа и пристройку двухэтажного корпуса со стороны парка. На третьем этаже разместились кабинеты, гимназическая молельня с хорами и подсобные помещения. В декоре фасадов появились стилизованные мотивы модерна: ступенчатые аттики, увенчанные вазонами и шарами, рельефные вставки со свисающими нитями, картуши, венки, медальоны.
Здание Екатерининской гимназии сохранилось до нашего времени практически без изменений. Оно всегда использовалось как учебное, менялись только названия. Сейчас это средняя школа № 13.
4.4. Особняк А. С. Сагирова.
В начале 90-х годов одновременно с преображением северной стороны Бульварной площади шла реконструкция и перестройка жилых особняков её южной стороны. В проектировании и строительстве новых зданий принимал активное участие Н. Н. Дурбах. При этом архитектором сохранялся соподчинённый масштаб и единая стилиста южной-жилой и северной-культурной-просветительской сторонами Бульварной площади.
В 1891 году на южной стороне Бульварной площади он спроектировал и возглавил строительство небольшого полутораэтажного особняка для хлебопромышленника А. С. Сагирова. Особняк отличался благородством пропорций и гармонией всех его деталей и органично вписался в пространство Бульварной площади (пл. Свободы,6). На фасаде выделены крайние раскреповки с треугольными фронтонами, карниз между ними венчает ряд тумб с изящными лепными вазами. Над парадным входом располагался навес на фигурных литых стойках. Лепные классические и барочные детали перекликались с обликом театра на противоположной стороне площади.
В цокольном этаже здания располагались подсобные помещения, в южной части основного этажа- вестибюль, парадный зал и кабинет, в северной части- гостиная и спальни. Интерьер украшен лепным декором в стиле барокко и классицизма.
В 1906 г. здание было продано А. Шелгуновой, а в 1913 году сдано в аренду кинопрокатчику В. А. Камерштейну. Особняк стал первым синематографом Нахичевани. Его назвали «Эльдорадо». Кинотеатр часто менял названия, пока в 1924 году не стал называться «Спартаком».
Вид особняка стал резко меняться в послевоенные годы. Над входом был разобран ажурный навес, исчезли вазы парапета, лепной декор фронтов. Изменили и внутреннюю планировку здания. Сегодня это одно из самых запущенных сооружений Бульварной площади, находящееся в плачевном состоянии.
4.5. Особняк Л. Попова.
В 1891 году на границе бульварной и Екатерининской площадей (пл. К. Маркса,8) по проекту Н. Н. Дурбаха был построен двухэтажный особняк крупного нахичеванского землевладельца и скотопромышленника Лусгена Попова. Здание возведено в стиле эклектики с использованием композиционных приёмов и элементов декора, характерных для классицизма и барокко.
Главный фасад здания расчленён тремя выступами и оформлен во втором этаже порталами. Крайние порталы украшены фигурами атлантов и кариатид. Центр фасада над карнизом акцентировался невысоким мезонином, крайние порталы- невысокими аттиками.
Нарядный облик особняка формировался многочисленным штукатурным и лепным декором верхних ярусов. Выносной балкон-навес на фигурных литых стойках, ныне утраченный, перекрывал тротуар перед парадным входом. Первый этаж здания предназначался для сдачи в аренду под конторы и магазины, второй- для апартаментов владельца.
Интерьер дома отличался богатым убранством: лепной декор, паркетные полы. Высокие двухстворчатые филенчатые двери создавали праздничный, парадный вид жилой части здания.
С 1928 года в доме Л. Попова был открыт роддом, который продолжает свою работу и сегодня. Из соображений гигиены было сбито лепное убранство комнат. В начале 1930-х годов разобрали балкон-навес над парадным входом, частично изменили планировку второго этажа. Во время текущих ремонтов были утрачены старые окна, парадные двери, завершения аттиков, ограждения кровли. Однако, несмотря на все утраты, особняк признан памятником истории и культуры местного значения и продолжает радовать нас своим изяществом и красотой.
4.6. Особняк Ф. С. Кечекьяна.
Одним из наиболее сохранившихся зданий на южной стороне Бульварной площади является особняк доктора Ф. С. Кечекьяна (пл. Свободы. 4), который был приобретён им в 1895 году. По свидетельству современников, особняк был построен в начале 90-х годов по проекту Н. Н. Дурбаха. Как пишет Л. Ф. Волошинова, фасад особняка имеет классическое ордерное построение, характерное для жилых строений Нахичевании. Композиционную основу задаёт ряд проёмов, который поддерживает ритм простеночных пилястр. Крайние проёмы акцентировались порталами. Окна центральной части фасада оформлялись барочными наличниками и сложными сандриками. На кровле присутствовало ограждение в виде балюстрады.
В высоком цокольном этаже располагались комнаты, в которых Ф. С. Кечекьян вёл бесплатный приём бедных горожан. В основном этаже размещались зал, жилые комнаты, кабинет хозяина и библиотека.
Отделка интерьеров была практичной и лаконичной. Стены комнат оформляли карнизы, на потолках- лепные розетки; печи имели кафельную облицовку, полы паркетные.
Несмотря на прошедшие годы, здание до настоящего времени сохраняет свой прежний облик, свою самобытную художественную основу и целостность. От 1 века остались даже парадная дверь с остеклённой фрамугой и коваными решётками на окнах цокольного этажа.
С 1926 года здание принадлежит детской библиотеке им. А. С. Пушкина и, к счастью, не подвергается основательному ремонту. В последние годы была лишь заменена крыша строения.
4.7. Гогоевская женская гимназия.
Помимо строительства на Бульварной площади, в начала 90-х годов Н. Н. Дурбах спроектировал и построил немало зданий в других районах города: несколько доходных домов в Ростове, частных особняков и общественных сооружений в Нахичевании. Так, в начале 90-х годов он возводил здание Гогоевской женской гимназии на 28-ой линии. Это высокое двухэтажное строение. Выполненное в строгом и торжественном стиле классицизма, имеет прямоугольную форму в плане и выходит фасадом на 28-ую линию. В композиции фасада преобладают крайние раскреповки, увенчанные треугольными фронтонами. Оба этажа рустованы. Оконные проёмы раскреповок на втором этаже полуциркулярные, остальные- прямоугольные. Здание всегда использовалось как учебное. В настоящее время оно принадлежит, наряду со старинным особняком виноторговцев Тигровых и более поздними пристройками, ростовской гимназии №14.
4.8. Александровская колонна.
В 894 году в Александровском саду (ныне парк имени Вити Черевичкина) в честь 25-летия царствования императора Александра Второго на средства нахичеванцев была установлена памятная колонна, выполненная по проекту Н. Н. Дурбаха из цельного куска гранита фирмой С. А. Тонетти. Высота колонны составляла 8.5 метров. Её окружали 8 гранитных тумб с декоративными цепями. На вершине колонны находился позолоченный двуглавый орёл-герб Российской империи. Надпись на колонне гласила: «В память 25-летнего царствования в бозе почившего императора Александра второго».
После 1917 года с вершины мемориальной колонный был снят двуглавый орёл, убраны гранитная тумба и памятная табличка. Колонна долгие годы стояла безглавой и безымянной.
После 1994 года Александровскую колонну отреставрировали и на её вершину вернули трёхкилограммовый бронзовый герб России высотой 1.5 метра. Была также восстановлена надпись на памятной плите.
4.9. Нахичеванский городской театр.
В 1896 году в Нахичевани на Бульварной площади началось строительство городского театра, архитектором которого выступал Н. Н. Дурбах.
Интерес к театральному искусству прорубился у нахичеванцев еще в 1830-х годах, когда после учёбы в Москве в город вернулись Т. Хадамян, С. Тигранян и М. Кушнарян. Они и создали первую любительскую театральную труппу. В дальнейшем театральные кружки возникали в Нахичевани постоянно, и горожане охотно исполняли в спектаклях любые роли. Игрались эти любительские постановки в помещениях гимназии, в летнем коммерческом клубе.
Важную роль в культурной жизни города сыграли профессиональные армянские труппы, приезжавшие с гастролями из Константинополя, Тифлиса, Баку.
В 80-х годах в Нахичевани было создано общество любителей драматического искусства. Увлечение театром охватило нахичеванскую общественность- от школьников и небогатых служащих до гласных городской думы. Появилась задача построить в Нахичевани городской театр. В 1895 году председатель Общества любителей драматического искусства Г. И. Чубаров внёс в кассу городской управы четыре тысячи рублей, собранных нахичеванцами на его строительство. Городская дума под председательством М. И. Балабанова единогласно постановила построить театр и выделила на это более 80 тысяч рублей. Городской архитектор Н. Н. Дурбах приступил к проектированию театрального здания, где умело использовал опят как российского, так и зарубежного театрального строительства. Известно, что он специально ездил в Одессу для ознакомления со знаменитым одесским театром оперы и балета.
Нахичеванский театр был возведён за 4 года и 2 месяца, однако отделочные работы продолжались до 1907 года. Это изумительно красивое, похожее на сказочный дворец здание выполнено с использование архитектурных форм классицизма, барокко и ренессанса.
Композиционным центром театра стал трёхъярусный зрительный зал сложной конфигурации в плане, завершающийся куполообразным покрытием. С одной стороны к нему примыкает объём, включающий вестибюль, гардеробные и фойе, с другой- трёхэтажный объём служебных помещений.
Зал вмещал 600 зрителей, включая партер, амфитеатр, два яруса лож и балкон. Прекрасная акустика зала достигалась замурованными в стену по периметру амфорами- кувшинами с открытыми горлышками. Пол зрительного зала при необходимости можно было сделать горизонтальным.
Живописные работы в интерьере выполнил художник Р. П. Вейдовский, в=театральный занавес расписывал И. И. Крылов, стены и плафон фойе- нахичеванский художник А. А. Арцатбанян.
Главный фасад Нахичеванского театра стал архитектурным акцентом Бульварной площади. В его композиции выделяются центральный и крайние маловыступающие ризалиты. Центральный ризалит акцентирует парадный вход театра и оформлен портиком композитного ордера, завершённым треугольным фронтоном. В оформлении всех фасадов архитектор использовал классицистический штукатурный и лепной декор.
После окончания строительства театра его боковые фасады были соединены с угловыми учебными зданиями подпорными стенками и балюстрадами. Парадные лестницы вели в церковный саду Собора Святого Григория Просветителя. Это создавало единое архитектурное решение всей северной стороны Бульварной площади.
16 декабря 1899 года состоялось освещение театра, а вечером постановкой спектакля Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» он был впервые открыт зрителям.
Театр стал центром культурной жизни Нахичевани. В здании театра часты были гастроли лучших театральных трупп, а также самых известных музыкантов и певцов России, устаивались благотворительные вечера и балы, ставили свои спектакли и местные любители театрального искусства. Интересно, что единственным в истории мирового искусства было то, что на сцене Нахичеванского театра играл в любительских спектаклях сам его архитектор Н. Н. Дурбах.
Здание Нахичеванского театра оказалось настолько совершенным, что об изменении его назначения никогда даже и не помышляли. Менялись лишь состав и название занимавших его театральных трупп.
Как пишет Л. Ф. Волошинова, «… художественные достоинства этого здания- гармония архитектурных форм, нарядная торжественность фасадов, спокойное единение с пространством площади- убеждают нас в том, что за минувшее столетие ничего подобного в городе, включившем территорию бывшего Нахичевани, возведено не было».
4.10. Мужская классическая гимназия.
Мужская классическая гимназия на пересечении ул. Мясникова и 13 линии была построена в 1912 году. Она стала последним учебным заведением, созданным Н. Н. Дурбахом. Двухэтажное здание выполнено в классических традициях, имело п-образную конфигурацию а плане и коридорную планировку. Фасад его обращён на улицу Мясникова. В его композиции преобладают центральная и крайние раскреповки, завершённые невысокими аттиками. Первый этаж строения рустован, прямоугольные окна оформлены сандриками. Простенки центральной раскреповки во втором этаже обрамлены пилястрами, полуциркулярные оконные проёмы- профилированными архивольтами с замковым камнем. На кровле выполнены ограждения в виде балюстрады.
Несмотря на внешнюю простоту и небогатый декор, зданий мужской гимназии отличалось соразмерностью и благородством линий, легкостью и изяществом своего облика.
В настоящее время в здании размещены государственные учреждения.
Заслуги архитектора Н. Н. Дурбаха были высоко оценены гражданами Нахичевани и властями города. Он пять раз избирался гласным городской думы, был награждён орденами Святого Святослава (1904г.) и Святой Анны третьей степени (1911г.).
К сожалению, социально-политические потрясения страны 1917 года омрачали последние годы жизни выдающегося архитектора. Отношения с новой властью у него не складывались, частных заказов становились все меньше. Распался его брак, длившийся более 30 лет. Н. Н. Дурбаха начали одолевать болезни.
В возрасте 67 лет Н. Н. Дурбах скончался 23 сентября 1924 года и был похоронен на Армянском кладбище г. Нахичевани.
Заключение
Большинство творений замечательного архитектора Н. Н. Дурбаха уцелели во всех войнах. Прокатившихся в 20-ом веке по Донской земле. Ими восхищаемся мы, ими будут восхищаться ещё многие поколения ростовчан. Мы ходим по улицам площадям, театром, мы благодарны ему за ту ясность, тепло и человечность, которые излучают построенные им задания.
Вот только памяти об архитекторе Дурбахе почему-то не увековечена ни на одном доме, в котором он жил, ни на тех сооружениях, которые он создал. Да и на могиле его на Армянском кладбище стоит небольшая надгробная плита, никак не соответствующая тому, что сделал этот человек для своего города, для его жителей.
Нам нельзя быть «иванами, не помнящими родства». Ведь писал же А. С. Пушкин: «Культура каждого народа определяется тем, как он относится к своему прошлому». Забывая прошлое, не чтя своих великих земляков и их дела, мы предаём сами себя, отрываемся от своих корней. И кто же мы тогда? На кого нам ровняться? С кого брать пример? Как воспитывать будущие поколения?
Рано или поздно, я надеюсь, в Ростове появится памятный знак в честь города Нахичевани, будет восстановлен Нахичеванский район, воздвигнут на прежнем месте памятник Екатерины Второй- основательницы Нахичевани-на-Дону, на стене дома, где жил Н. Н. Дурбах, появится памятная доска с его именем, а на кладбище- памятник, которого достоин талантливейший архитектор, гражданин и патриот своего города.
Список использованной литературы.
Весенняя гроза
Лепесток и цветок
Чья проталина?
Военная хитрость
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью