Тема нашей научно-исследовательской работы «Подросток и агрессивность». Актуальность нашей темы исследования определяется тем, что за последние годы увеличилось количество преступлений, совершаемых молодежью, особенно подростками. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения, у молодежи наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости и цинизма. Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_konferentsiya._podrostok_i_agressivnost.docx | 183.27 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
___________________________________________
XIV школьная научно-практическая конференция «Познание-2020»
Исследовательская работа
«Подросток и агрессивность»
Выполнила: обучающаяся 8 А класса
_______________________________
_______________________________
Руководитель: педагог-психолог
Николаева Альбина Владимировна
Чебоксары, 2020
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………………. 3
Глава I.Основные понятия …………………………………….…..…………………..… 5
1.1.Характеристика агрессии и агрессивности …………………………………………... 5
1.2.Виды агрессии, формы и причины …………………………………………………… 6
1.3.Буллинг в подростковом возрасте ………………………….……………………...…. 6
Глава II. Агрессия в жизни подростков ………………….…………………………….... 8
2.1. Психологические особенности подросткового возраста ………………………….... 8
2.2.Причины агрессивного поведения у подростков ……………………….…………… 9
2.3. Способы предупреждения агрессии …………………………………………………. 10
Глава III.Исследовательская работа …………………………………..…………….…… 13
3.1.Анализ и результаты исследования …………………………..………….…………… 13
Заключение ………………………………………………………….……………..……….. 20
Список использованной литературы ………………………………….……………...……22
Приложение 1
Приложение 2
Пояснительная записка
В последние десятилетия отмечается увеличение показателей, связанных с агрессией, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Эти социально опасные явления, обусловленные как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) причинами, вызывают серьезное беспокойство у общественности.
На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность, социальная напряженность в стране, подмена ценностей и др. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи.
Актуальность темы исследования определяется тем, что за последние годы резко увеличилось количество преступлений, совершаемых молодежью, особенно подростками. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Помимо количественного увеличения агрессивно-насильственных посягательств, у молодежи наблюдается углубление агрессии в сторону возрастания жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, происходящих под воздействием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций, характеризующихся неадекватностью повода и степени причиненного жертве ущерба. Укорененность агрессивной модели поведения в среде подростков выступает в качестве образа жизни и отражает одну из острейших психологических и социальных проблем нашего общества. Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей.
Учитывая актуальность проблемы, в данной работе ставится цель: изучить уровень и особенности агрессивного поведения обучающихся 14-15 лет в МБОУ _______ г. Чебоксары; выявить причины и факторы агрессивного поведения.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
Объект исследования: обучающиеся 14-15 лет МБОУ ____________ г. Чебоксары.
Предмет исследования: уровень и особенности агрессивных проявлений подростков.
Методы: изучение литературы на данную тему, анкетирование, анализ психодиагностических методик, обобщение полученной информации.
Гипотеза: у большинства обучающихся 14-15 лет проявление агрессии имеет ситуативный характер и агрессивность не закреплена как черта характера.
Глава I.Основные понятия
1.1.Характеристика агрессии и агрессивности
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение подчеркивает, что агрессия – это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями – такими как злость; с мотивами – такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
1.2.Виды агрессии, формы и причины
Агрессия бывает:
Чаще всего эти виды не имеют строгих границ, поведение агрессивного ребенка складывается в совокупности всех этих факторов.
Формы проявления агрессивного поведения:
В той или иной форме агрессивное поведение прослеживается у всех детей, любого возраста. Известно, что проблемы, возникающие в детстве, и как следствие, агрессивное поведение сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Родители могут не обратить особого внимания на шалости ребенка, считая, что это безобидно. Проблема состоит в том, что родители достаточно поздно пытаются изменить поведение ребенка, не выяснив причины.
Для того, чтобы правильно скорректировать такое поведение, необходимо понимать причины возникновения агрессии. Сюда можно включить:
1.3.Буллинг в подростковом возрасте
Тесно связано с агрессией такое явление, как буллинг. Это относительно новый термин, обозначающий детскую жестокость. Буллинг может возникать в любом возрасте, но, естественно, есть периоды, когда появление буллинга наиболее вероятно. Таким возрастным периодом является как раз подростковый. Подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверстников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах, поступках. В современной науке существуют различные взгляды на буллинг, каждый из которых отражает особенности видения автором структуры и основных характеристик буллинга. Прежде всего, стоит отметить, что вне зависимости от авторской трактовки, буллинг определяется как форма агрессивных взаимодействий.
Мотивами буллинга являются:
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Кибербуллинг - это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через средства электронных технологий - электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое намеренное многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку.
Глава II. Агрессия в жизни подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
Данный возраст характеризуется активностью всех видов деятельности, но учебная деятельность уходит на задний план. Ведущей деятельностью можно считать общение со сверстниками. По мнению многих психологов, в полной мере подросток может раскрыться только при общении со сверстниками. Поэтому, чаще всего в этом возрасте мальчики и девочки выбирают в друзья сверстников, которые переживают те же чувства, испытывают те же проблемы и имеют схожие интересы и увлечения. На данном этапе завязывается крепкая дружба, которая отличается избирательностью отношений, устойчивостью и глубиной. Между собой подростки бурно конфликтуют и мирятся. Зачастую на данном этапе меняется круг общения и интересов. Важным моментом этого периода является поиск своего места в социуме, и осознание того, что ты «значим» в кругу сверстников. Подросток замотивирован занять определенное место в коллективе. Идет поиск признания ценности собственной личности.
Подросток начинает испытывать чувство взрослости. В общении со сверстниками происходит проигрывание различных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. Формируется основное новообразование психики — самосознание.
В этом возрасте им уже не хочется принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств».
Под воздействием социума формируется мировоззрение, нравственные убеждения и идеалы подростков. Развиваются чувства патриотизма, интернационализма, ответственности, волевые черты характера: настойчивость, целеустремленность. Зачастую взрослые вторгаются в эти процессы и хотят направить подростка, который очень импульсивен в отношении с окружающими. Возникают конфликты, когда их пытаются контролировать, наказывают, ограничивают, требуют от них подчинения, послушания, не учитывает желания и интересы подростка.
2.2. Причины агрессивного поведения у подростков
Наблюдая за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, психологи выявили несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии:
1. Агрессия при гиперактивности - проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Он не может структурировать свою деятельность.
2. Агрессия лидерства - этот тип агрессии характеризуется эгоцентричным стремлением подроста к лидерству и власти (и несогласием с ролью «второго плана»), соперничеством, попытками подавить соперника (включая порой учителей и родителей), нарушением дисциплины.
3. Агрессия демонстративности - постоянно делает попытки привлечь к себе внимание, причём любой ценой, включая агрессивные выходки. Агрессия демонстративности зачастую является следствием того, что в детстве ребёнок ощущал дефицит любви и внимания.
4. Агрессия мести - проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Такое поведение может быть следствием того, что ребёнок растёт в неблагополучной семье, где чувствует себя отверженным.
5. Агрессия страха - например, боясь насекомых, человек раздавит паука, даже если тот совершенно безвреден.Обычно у этих детей повышенная агрессивность сочетается с трусливостью.
6. Агрессия тревоги - дети, как правило, не осознают, в чём источник их тревоги, они ощущают, что их «что-то гнетёт», «что-то плохо», что-то «не так».
7. Агрессия вины - чувство вины всегда вызывает душевное страдание, и человек, желая избавиться от него, либо старается искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий (если нет сил, возможностей, желания что-то изменить
8. Агрессия низкой самооценки - часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности.
В отдельную группу необходимо выделить влияние СМИ на эмоциональную сферу подростка. Подростки большую часть своего свободного времени проводят перед телевизором, из-за частого отсутствия контроля со стороны родителей. Данная проблема может быть решена комплексно:
1. Наиболее эффективным и проверенным способом решения данной проблемы может быть введение режима дня в жизнь ребенка. Однако нужно помнить, что простое введение режима в жизнь подростка не даст нужного эффекта, если нет «разумного» контроля со стороны взрослых.
2. Также переориентирование ребенка на другие виды деятельности (хобби, увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т.п.) поможет избавиться от пагубного влияния СМИ на психику ребенка.
3. Ограничение просмотра телеканалов, содержащих большое количество сцен жестокости и насилия в своих программах и фильмах.
Самую большую опасность для подростков при использовании интернета представляют анонимность и скорость размещения информации, а также невозможность контроля качества контента, в том числе и запрещенного. В связи с этим в некоторых странах, в том числе и в России, предпринимаются попытки создания «чистого интернета», предназначенного для детей и подростков. В настоящее время наиболее приемлемым способом защиты от нежелательной информации в интернете является персональная программа: интернет-фильтр, которая в образовательных учреждениях является инструментом учителя, запрещающим негативную информацию из Интернета, а дома является средством родительского контроля за деятельностью ребенка в сети интернет. Она позволяет определить сайты, которые содержат большое количество сцен насилия, и отключить их от просмотра вашим ребенком.
2.3. Способы предупреждения агрессии
К сожалению, диагностика состояния агрессии у подростков не всегда возможна в семейном кругу. Но и отвести к психологу резко изменившегося ребенка тоже будет проблематично. Поэтому заметив начальные проявления агрессии, стоит прибегнуть к некоторым правилам ее подавления.
Рекомендации родителям
6. Ограничите просмотр телеканалов, содержащих большое количество сцен жестокости и насилия в своих программах и фильмах.
7. Наиболее эффективным и проверенным способом решения данной проблемы может быть введение режима дня в жизнь ребенка. Однако нужно помнить, что простое введение режима в жизнь подростка не даст нужного эффекта, если нет «разумного» контроля со стороны взрослых.
8. Старайтесь переориентировать ребенка на другие виды деятельности (хобби, увлечения, занятия спортом, посещение секций, кружков и т.п.) которые помогут избавиться от пагубного влияния СМИ на психику подростка.
Рекомендации подросткам:
1. Важно правильно оценивать своё состояние, вовремя остановить себя. Поэтому необходимо научиться понимать, что происходит с тобой, управлять своим поведением.
Для этого сначала надо постараться описать, какое на данный момент у тебя состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотиться, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются».
Если научиться улавливать то, что говорит тело, значит, ты сможешь вовремя остановиться. Важно научиться расслабляться и контролировать свои чувства.
2. Расширьте свой поведенческий репертуар. Найдите ещё приемлемые способы, которыми можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте варианты выхода из конфликтных ситуаций.
6. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд. Любая физическая работа хорошо помогает.
7. Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную энергию в позитив.
8. Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо найти разные способы как можно выяснить отношения, не задев чувства, не оскорбляя и не критикуя. Наблюдайте вокруг, снимайте лучшие примеры, как надо вести себя в подобных ситуациях.
Глава III.Исследовательская работа
В данной работе для выявления уровня и особенностей агрессивности у подростков были использованы следующие методики:
Всего в исследовании принимали участие 19 обучающихся МБОУ _________ г. Чебоксары в возрасте 14-15 лет.
Целью исследования является выявления уровня агрессии у детей.
Задачи исследования:
1. Подбор валидных методик.
2. Проведение анонимного опроса.
3.Получение экспериментальных данных.
4.Обобщение и анализ полученных результатов.
3.1. Анализ и результаты исследования
Результаты по анкете «Выявление особенностей агрессивного поведения у подростков» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Варианты ответов | Выборы | |
количество | % | |
1. Считаете ли вы себя человеком, которого легко вывести из себя? | ||
| 1 | 5 |
| 14 | 74 |
| 4 | 21 |
2. Бывали в вашей жизни вспышки агрессии? | ||
| - | - |
| 2 | 10 |
| 12 | 64 |
| 5 | 26 |
3. На учебных занятиях ваши вспышки агрессии связаны: | ||
| 1 | 5 |
| 4 | 21 |
| 3 | 16 |
| - | - |
| - | - |
| 11 | 58 |
4.В жизни ваши вспышки агрессии связаны: | ||
| 6 | 33 |
| 2 | 10 |
| 4 | 21 |
| - | - |
| 2 | 10 |
| 1 | 5 |
| 1 | 5 |
| 3 | 16 |
5.На кого направлены ваши вспышки агрессии? | ||
| 2 | 10 |
| 4 | 21 |
| 6 | 33 |
| 1 | 5 |
| 2 | 10 |
| - | - |
| 4 | 21 |
6.Замечали ли вы проявления агрессии у сверстников? | ||
| 4 | 21 |
| 13 | 69 |
| 2 | 10 |
В данной исследуемой группе эмоционально устойчивы 14 опрошенных (74 %), эмоционально неустойчив – 1 (5 %), 21 % испытуемых воздержались от ответа (Рис. 1). Более наглядно данные результаты приведены в диаграммах.
Рис. 1
В обыденной жизни 2 испытуемых часто проявляют агрессию (10%), редко агрессивны - 12 (64%), 5 испытуемых – никогда не проявляли агрессию (Рис. 2).
Рис. 2
В большей степени вспышки агрессии на уроках связаны с деятельностью одноклассников – 58%; недостатком времени для выполнения работы – 4 обучающихся (21 %); не довольны замечаниями учителя – 3(16 %) и несправедливой отметкой – 1 (5%). Данные представлены на рисунке 3.
Рис. 3
33% опрошенных (6 обучающихся) проявляют негативные чувства во взаимоотношениях с родителями (Рис. 4); также агрессивное поведение проявляется из-за проблем в учебе у 4 испытуемых (21 %), в ссоре с друзьями – 2 испытуемых (10%), из-за трудностей во взаимопонимании – также 2. По одному выбору - отсутствие уважения со стороны окружающих и препятствия в достижении цели. 3 испытуемых (16%) связывают свое агрессивное поведение с неудовлетворенностью физиологических потребностей (возможная причина - несоблюдения режима дня).
Рис. 4
33% группы (6 обучающихся) агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам, с друзьями – 4 обучающихся, в семье и с посторонними людьми – по 2 обучающихся, по отношению к учителю – 1 обучающийся. У 21% (4 обучающихся) вспышки агрессии ни на кого не направлены (Рис. 5).
Рис. 5
Часто агрессивное поведение у сверстников наблюдают 4 испытуемых (21%), большинство (69 %) замечают лишь иногда, никогда не замечали 2 испытуемых (10%).
Рис. 6
Результат по методике А. Басса и А. Дарки приведен в таблице 2.
Таблица 2
Формы проявления | Уровни проявления | |||||
низкий | средний | высокий | ||||
кол-во выборов | % | кол-во выборов | % | кол-во выборов | % | |
Физическая агрессия (Ф) | 11 | 58 | 6 | 31 | 2 | 11 |
Косвенная агрессия (К) | 12 | 63 | 7 | 37 | - | - |
Раздражительность (Р) | 7 | 37 | 12 | 63 | - | - |
Негативизм (Н) | 19 | 100 | - | - | - | - |
Обидчивость (О) | 10 | 53 | 9 | 47 | - | - |
Подозрительность (П) | 15 | 79 | 4 | 21 | - | - |
Вербальная агрессия (В) | 2 | 11 | 14 | 74 | 3 | 15 |
Чувство вины (Ч) | 11 | 58 | 7 | 37 | 1 | 5 |
По данной методике выявлены факторы с высоким уровнем проявления: физическая агрессия - 2 испытуемых (11 %), вербальная агрессия – 3 испытуемых (15 %) и чувство вины – 1 (5 %).Они склонны к самому примитивному виду агрессии; им свойственно решать вопросы с позиции силы.
Также необходимо отметить, что большая часть группы проявляют раздражительность (63 %) и вербальную агрессию (74 %). Эти формы агрессии имеют средний уровень. В целом в исследуемой группе показатели агрессии имеют низкий уровень и это хороший показатель. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Наглядно данные представлены на рисунке 7.
Рис. 7
Заключение
Итак, проблема агрессии в современном мире, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.
Исходя из теоретической части работы, можно выявить, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того мало изучен такой аспект агрессии, как ее устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.
Основными факторами, определяющими формирование подростковой агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Период взросления, сам по себе являясь кризисным периодом, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте. Подростковая агрессия с возрастом, как правило, проходит. Главное, чтобы она еще в школьные годы не стала доминирующей чертой характера.
В основу данного исследования была положена гипотеза о том, что у большинства детей, принимавших участие в исследовании, проявление агрессии имеет ситуативный характер и агрессивность на закреплена как черта характера. Напомним, что достоверность результатов зависит от честности и искренности испытуемых, поэтому диагностика проводилась анонимно.
Проведенное исследование на всех его этапах доказало верность гипотезы. Из полученных результатов данных методик и их обработки можно сделать вывод, что основная часть (74 %) обучающихся считают себя эмоционально устойчивыми; 64 % группы проявляют агрессивность редко и формы проявления имеют низкий уровень. Причины агрессии в школе связаны с деятельностью одноклассников (58 %), 33 % - в обыденной жизни во взаимоотношениях с родителями. В целом в исследуемой группе показатели агрессии имеют низкий уровень и это хороший показатель. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.
Необходимо отметить 2 обучающихся, которые испытывают трудности в эмоциональной сфере, при этом один из них испытывает глубокое чувство вины после проявления агрессивных действий. С ними далее проводится коррекционно - развивающая работа, в дальнейшем остаются под наблюдением педагогов школы, педагога-психолога и социального педагога.
Список использованной литературы
Приложение 1
Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки,
адаптация А. К. Осницкого
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса:
Физическая агрессия (Ф) | 1 | 9 | 17 | 25 | 33 |
Косвенная агрессия (К) | 2 | 10 | 18 | 26 | 34 |
Раздражительность (Р) | 3 | 11 | 19 | 27 | 35 |
Негативизм (Н) | 4 | 12 | 20 | 28 | 36 |
Обидчивость (О) | 5 | 13 | 21 | 29 | 37 |
Подозрительность (П) | 6 | 14 | 22 | 30 | 38 |
Вербальная агрессия (В) | 7 | 15 | 23 | 31 | 39 |
Чувство вины (Ч) | 8 | 16 | 24 | 32 | 40 |
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести.
9. Мне не раз приходилось драться.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
12. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть.
22. Многие люди мне завидуют.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если не понимают слов, я применяю силу.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
32. Я мало помогаю своим родителям.
33. На удар я отвечаю ударом.
34. В споре я часто повышаю голос.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение.
40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.
Приложение 2
Анкета «Выявление особенностей агрессивного поведения у подростков»
1.Считаете ли вы себя человеком, которого легко вывести из себя?
2.Бывали в вашей жизни вспышки агрессии?
1) Очень часто
2) Часто
3) Редко
4) Почти никогда
3.На учебных занятиях ваши вспышки агрессии связаны:
1) Несправедливой оценкой
2) Недостатком времени для выполнения работы
3) Замечаниями учителя
4) Условиями работы ( температура, освещение, рабочее место и т. д.)
5) Деятельностью учителя (тембр голоса, скорость, высокие требования и т.д.)
6) Деятельностью одноклассников (посторонние разговоры, шутки, шум и др.)
4.В жизни ваши вспышки агрессии связаны:
1) ссора с родителями
2) ссора с друзьями
3) трудности во взаимоотношениях с любимым человеком
4) проблемы с учебой
5) непринятие в коллективе
6) отсутствие уважения со стороны окружающих
7) препятствие к достижению цели
8) неудовлетворение физиологических потребностей (в еде, сне и др.)
5.На кого направлены ваши вспышки агрессии?
1) Семья
2) Друзья
3) Одноклассники
4) Учителя
5) Посторонние люди
6) Животные
7) Ни на кого
6.Замечали ли вы проявления агрессии у сверстников?
1) Да
2) Да, но незначительное
3) Нет, никогда
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Растрёпанный воробей
В Китае испытали "автобус будущего"
Медведь и солнце
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна