В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Мы уже немало знаем об истории нашей страны, но совсем немного о жизни и истории своих предков и односельчан. А ведь люди, создававшие культуру, заслуживают того, чтобы память о них сохранилась, чтобы из поколения в поколение передавались легенды, факты и документы – всё то, что хранит память народа о самом себе. Наша любознательность и знание истории и культуры сделает нас духовно богаче. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, родителями.
Проект «Место сундука в доме» направлен на совместную деятельность учащихся, родителей, жителей села, при поддержке учителя.
«Место сундука в доме» – работа по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции». В связи с этим необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Вложение | Размер |
---|---|
sunduk.docx | 107.16 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Богородская средняя общеобразовательная школа»
Номинация «Сундук с добром, с золотым замком».
Тема: «Место сундука в доме (оформление, назначение, размещение)».
Карчева Марина
10 лет 5 класс
Корзунова Анна
11 лет 5 класс
Юсупова Диляра
11 лет 5 класс
Сагина Надежда Владимировна
учитель биологии
Сергачский район
с. Богородское
2018 год
Оглавление.
I.Введение | 3 стр. |
II.Актуальность | 3 стр. |
III.Этапы работы над проектом | 3-4 стр. |
IV.Цель | 4 стр. |
V.Задачи | 4 стр. |
VI.Исследовательская работа
| 4-8 стр. 4 стр. 4-6 стр. 6 стр. 6-8 стр. |
VII.Заключение | 8 стр. |
VIII.Литература | 9 стр. |
IX.Приложение | 10-21 стр. |
I. Введение.
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Мы уже немало знаем об истории нашей страны, но совсем немного о жизни и истории своих предков и односельчан. А ведь люди, создававшие культуру, заслуживают того, чтобы память о них сохранилась, чтобы из поколения в поколение передавались легенды, факты и документы – всё то, что хранит память народа о самом себе. Наша любознательность и знание истории и культуры сделает нас духовно богаче. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, родителями.
Проект «Место сундука в доме» направлен на совместную деятельность учащихся, родителей, жителей села, при поддержке учителя.
«Место сундука в доме» – работа по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции». В связи с этим необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
В проекте участвуют учащиеся 5 класса, жители села.
II. Актуальность. Когда учительница предложила нам тему проекта, мы очень заинтересовались. Нам захотелось, как можно больше узнать про сундук. Но так как у нас ни у кого дома не оказалось сундуков, то мы вместе с учительницей отправились к пожилым жителям нашего села. Сейчас лишь у некоторых жителей села сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие наши сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У нас такая возможность появилась, благодаря жителям нашего села.
III. Этапы работы над проектом.
Первый этап - аналитический (октябрь 2018):
- определение мотивации, цели и задач;
- формирование рабочей группы;
Второй этап - практический (октябрь - ноябрь 2018):
- самостоятельная исследовательская работа, накопление информации о сундуке, история создания сундука;
- краткий рассказ жителей села о сундуке (см. Приложение № «Место сундука в доме (оформление, назначение, размещение»).
Третий этап – результативный (ноябрь 2018): результаты представленных исследований с использованием собранного материала.
IV. Цель: Изучить историю сундука, место сундука в доме.
V. Задачи:
- выяснить, что такое сундук;
- изучить история происхождения сундука;
- установить создателя и технологию изготовления сундука;
- обсудить с жителями села место сундука в их доме.
VI. Исследовательская работа.
Первый вопрос, который нас заинтересовал - "Что такое сундук?". Чтобы ответить на него, мы заглянули в словарь Ожегова, «Сундук — это ящик с крышкой на петлях и с замком, обычно окованный, для хранения вещей».
Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук. История сундука начинается много столетий назад. Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей. Появляясь в стране, сундук приобретал национальные черты и видоизменялся, расширялись и его функции. Так его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!
Сундук — прапрадедушка многих предметов современной мебели. Он (или его прообраз) появился на свет много столетий назад. Предназначался сундук для хранения и переноски, небольших вещей, но с веками приобретал все более высокий статус. Так, некоторое время сундук играл не последнюю роль в жизни и посмертном существовании фараонов Древнего Египта. Трудно поверить, но несколько столетий трон этих правителей представлял собой сундук, правда, немного необычный (приложение 1). Изготавливался этот пращур шкафов и комодов из особых ценных пород дерева, а его стенки украшали золотом, драгоценными камнями, а также красочными рисунками. Кроме того, обязательным дополнением к трону-сундуку были высокая резная спинка и подлокотники в виде спящих львов, а на крышку помещалась небольшая подушка, набитая лебяжьим пухом. И после смерти фараонов сундук оставался их верным спутником. В саркофаг — сундук особой формы — укладывалось мумифицированное тело царя. Любимые же вещи правителя складывались в специальные лари с крышками, украшенные сценами из его жизни, которые затем помещались в гробницу.
Спустя столетия из Древнего Египта сундуки были завезены в Грецию, а затем по достоинству оценены жителями и других европейских стран. Но всё же, если верить старинным мифам, они сыграли и негативную роль в судьбе человечества. Так, именно в сундук греческие боги спрятали всевозможные несчастья, а затем отдали его на хранение титану Эпиметею. Но любопытная супруга стража заветного ящика Пандора решила, во что бы то ни стало посмотреть, что там хранится. Приподняв крышку сундука, жена титана выпустила несчастья на свободу, и по сей день от них страдает род человеческий. Однако не только древние боги находили для сундуков не совсем стандартное применение. Сегодня, после выхода на экраны знаменной киносаги «Пираты Карибского моря», самым известным на весь мир хозяином данного предмета является бессмертный капитан Дэви Джонс, спрятавший в заветный ларь своё сердце. А вот на далёкой от этих «европейских ценностей» Руси сундук на протяжении столетий почитался как символ богатства. Именно количеством ларей и коробов в доме измерялось благосостояние его владельца, и отводилось им в горницах самое почётное место. Чаще всего это были сундуки двух видов — с плоской и выпуклой крышкой, но важнейшей их деталью был массивный навесной замок. Казалось бы, ну зачем запирать постельное бельё или же сменную одежду, которая в любой момент может понадобиться кому-либо из домочадцев. Оказывается, здесь всё не так просто. Считалось, что сундук бережёт не только обычные вещи, но ещё и добро — мир, лад и благополучие семьи. Отсюда пошло и знаменитое пожелание «побольше сундуков с добром», которое можно услышать и в наши дни.
Наши предки верили, что нельзя часто показывать содержимое ларей посторонним людям, дабы избежать сглаза семейного благосостояния. А в запертый сундук злой человек тайком от хозяина не заглянет и урона добру не принесёт. Также на Масленичной неделе люди старались не открывать без особой нужды крышки коробов и ларей, дабы не выпустить богатство и удачу. Накануне больших церковных праздников хозяйка дома обводила сундуки иконой или же зажжённой свечой и на каждый из них сыпала щепотку соли. Это было нужно для того, чтобы отпугнуть от добра нечистую силу и не упустить финансовое благополучие. Во время поездок крестьянин или купец брал с собой в дорогу особый сундучок-подголовник — небольшой ларь со скошенной крышкой (приложение 2). В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Его можно было положить под голову — самое надежное место для сохранности. Этот прадедушка саквояжей и чемоданов надёжно скрывал в своих недрах кроме необходимых вещей деньги и деловые бумаги. Кроме того, во время ночлега он заменял путнику подушку, на которой можно было отлично выспаться, не опасаясь грабителей. Однако дополнительной защитой в пути от лихих разбойников для путешественников прошлого была небольшая иконка Николая Чудотворца, которая никогда не вынималась из маленького дорожного сундучка. На протяжении долгих столетий сундук играл важную роль в жизни каждой молодой девушки и был своеобразным залогом её семейного счастья. Едва девочке исполнялось семь лет, родители дарили дочери большой сундук, который она должна заполнить приданым. Нужно отметить, что в некоторых семьях хранились и особые «счастливые» сундуки, обещавшие безоблачную супружескую жизнь и переходившие от матери к дочери или же от бабушки к внучке. Но в любом случае хозяйка должна была сама заполнить их до отказа. Каждую зиму свободными вечерами девушки сидели за рукоделием, стараясь побольше связать, наткать, сшить и украсить вышивкой вещи для своего приданого. Причём готовили красавицы не только полотенца, постельное бельё, покрывала, себе наряды и платки, но и рубашки да пояса будущему мужу. Считалось, чем больше припасет подарков девушка своему суженому, тем крепче он будет любить её. Около двух столетий назад у будущих невест вошло в моду обклеивать свои сундуки изнутри вощеной парфюмерной бумагой, дабы хранящиеся в них вещи приятно пахли. Когда же наступал момент сватовства, по просьбе потенциальной свекрови заветный сундук вносили в комнату, где проходил сговор, и демонстрировали его содержимое. Этот обычай был своего рода главным экзаменом для будущей хозяйки, так как родственницы жениха придирчиво оценивали и качество приданого, и его количество. Ведь благодаря ему у аккуратной рукодельницы было больше шансов получить хорошего мужа, чем у ленивой неумехи, не сумевшей заполнить сундук доверху. Однако использовался сундук не только во время русского сватовства, но и в свадебных обрядах многих стран Востока. Так, казахская невеста, переезжая в дом жениха, обязательно укладывала в свой сундук отрез специальной ткани. После того как приданое девушки было осмотрено и принято родственниками супруга, полотно разрезалось на отдельные кусочки, которые вручались как особый дар молодым замужним женщинам, присутствующим на свадьбе. Подобными подарками счастливой невесты юные хозяйки очень дорожили и скрупулёзно копили их. Ведь когда подобных кусочков ткани набиралось достаточное количество, из них шили одеяло, которое оберегало молодую семью от измен и разладов. В Каире с XIV века существовал специальный рынок сундуков, где особым спросом пользовались мукаддамы — сундуки для невест. Надо сказать, что, в отличие от наших ларей и коробов, они были усыпаны яркими украшениями, имели множеством потайных ящичков и отделений, а также были отделаны изнутри сандаловым или камфорным деревом, чей аромат охранял содержимое сундука от насекомых. Наполнялся же мукаддама исключительно нарядами его владелицы, её косметикой, духами и украшениями. И хотя тщательного досмотра приданого во время свадебной церемонии не производилось, невеста заботилась о том, чтобы в её сундуке хранились самые лучшие вещи, с помощью которых она всегда была бы красивой и желанной для своего мужа.
К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками. В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века. Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева. Прообразом русского сундука является бондарное или долбленое кубло, в которых хранили приданное и другое ценное имущество. Раньше всего у русских появились скрыни (приложение 3). Также спросом пользовался и сундучок небольшого размера, который назывался ковчег (приложение 4) Иногда сундуки обтягивали кожей, тканью или железом. Такой сундук назывался «шкатула» (приложение 5). Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование такого сундука – «шкатулка». Также в хозяйстве использовались дорожный сундук «погребец» (приложение 6) и сундук, который назывался «коробейка» (приложение 7). Таким образом, деревянный сундук является предметом многофункциональным и универсальным. Кроме своего прямого предназначения – хранить вещи, он украшал помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.
Следующий вопрос, на который нам захотелось найти ответ: «Как и где изготавливали сундуки?» Вот, что нам удалось выяснить. В XVI — XVII вв. самыми известными центрами производства сундуков были Великий Устюг и Холмогоры — крупные торговые города России на Северной Двине. Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила. На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий. Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни делали деревянные ящики, другие – металлические замки, третьи – ручки, петли, четвертые подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами. Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым прикрепляли скобы – ручки.
Следующим этапом нашего исследования была встреча с пожилыми людьми нашего села. Мы подготовили ряд вопросов и на школьном автобусе отправились (приложение 8) к жительнице села Сагиной Александры Николаевны. Александра Николаевна встретила нас ласковой улыбкой и с большим удовольствием стала отвечать на наши вопросы (приложение 9).
- Александра Николаевна, в каком году был приобретен сундук?
- Сундук мне купили мои родители в 1960 году, т. к. в этом году я выходила замуж. В него было сложено моё приданное (2 подушки, матрас, одеяло, постельное белье, занавески). Раньше в старину все девушки, когда выходили замуж имели сундук. Если не было сундука, то невеста считалась бедной.
- Скажите, пожалуйста, где стоял сундук, когда вы пришли в этот дом?
- Сундук занимал самое почетное место в доме. Стоял он в переднем углу дома, в него складывали одежду. Я хранила в нем свои сарафаны, белые рубашки мужа. Сундук был покрыт скатертью и так же служил местом для сидения.
- А где сейчас находится ваш сундук? И что вы в нем храните?
- Сейчас он стоит в подвале. Хранятся там различные вещи, которые уже сейчас не используются, но и выкинуть жалко.
Потом Александра Николаевна с большим удовольствием показала нам свой сундук (приложение 10). Мы увидели, как он украшен. На сундуке были видны железные полоски в виде ромбиков. С боков по две железные ручки.
Дальше мы отправились к Заплатиной Серафиме Александровне. Здесь мы увидели целый склад сундуков. Серафима Александровна показала подвал, в котором хранились сундуки, их там было 6 штук (приложение 11). На наши вопросы Серафима Александровна отвечала немножко с грустью, т. к. вспоминала свою молодость и свою маму. Конечно, первый вопрос, который прозвучал от нас:
- От куда появились эти сундуки?
- Каждый сундук имеет свое предназначение. Мой приданный сундук, с которым я выходила замуж, где находилось моё приданное был куплен 1960 году. Сейчас в нем храню детскую одежду своих внуков и правнуков (приложение 12). Храню так же сундук мамы, в нем лежит её одежда, не могу с ней расстаться, память о маме (приложение 13). Сундук моей бабушки, он самодельный, его мой дедушка сделал для неё из лиственницы, по бокам сделаны железные ручки и два небольших запора. Он ничем не украшен, но я помню, как бабушка накрывала его ажурной, белой салфеткой и он смотрелся очень нарядно. В нем тоже лежит одежда (приложение 14). Раньше все сундуки стояли дома, все имели свое место. Какой то из них служил, как маленький столик, другой для сидения, на некоторых сундуках спали. Но когда на смену сундукам появились шкафы и шифоньеры, сундуки убрали в подвал.
Все сундуки, что мы увидели у Серафимы Александровны стояли аккуратно в ряд и друг на друге большой на нём поменьше. Они были покрыты разными покрывалами. От Серафимы Александровны мы ушли очень довольные, много получили впечатлений (приложение 15).
Затем мы посетили еще одну жительницу села, Булкину Валентину Николаевну. Она встретила нас с радостью и с большим удовольствием рассказала про свой сундук (приложение 16).
- Валентина Николаевна, в каком году появился у вас сундук?
- Сундук появился у меня в 1960 году, его мне купила мама, когда я выходила замуж, папы у меня не было, он погиб на фронте. Это был сундук с моим приданным, которое было сложено очень аккуратно (подушки, одеяло, матрас, занавески, постельное бельё и конечно моя одежда) (приложение 17).
- Где находился сундук, когда вы пришли в этот дом?
-Сундук стоял в передней комнате, занимал самое главное место и служил, как маленький столик. В сундуке на дне лежали тяжелые вещи: плюшевые жакетки, накрывные шали, т.е. то, что использовали от случая к случаю. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху - самое интересное: вышивки, кружева. Слои перестилались тряпицами. Настоящий праздник сундука устраивали в начале лета, в солнечный день, когда и вещи, и сам сундук на просушку вытаскивали. На длинных веревках, поддерживаемых кольями, такое разноцветье по селу полыхало! В сундуке я хранила фотографии, документы, дорогие сердцу вещицы. Но со временем новая мебель, которая появилась в магазинах более удобная, сундук был отправлен в подвал. Но и в подвале, он просто так не стоял. В нем я хранила приданное своих дочерей. В настоящее время он стоит в подвале, и лежат в нем совершенно не нужные вещи.
Потом Валентина Николаевна открыла подвал и показала нам свой сундук. Сундук был очень красивый, украшен тонкими пластинками и красивым орнаментом. Но мы обратили внимание, что в подвале стоит ещё один сундук (приложение 18), но более, старенький. Мы спросили: - А что это за сундук?
- «А этот сундук остался от моей мамы, я его берегу в память о ней», – сказала Валентина Николаевна.
На этом наша поездка закончилась. Мы остались очень довольные, получили много впечатлений, позитива, при встрече с такими замечательными людьми. Мы были довольны тем, что увидели много сундуков, разных по форме, окраске, оформлению. Вернувшись в школу, мы поделились впечатлениями с другими ребятами, показали им фотографии.
VII.Заключение.
В ходе данного исследования поставленная цель и задачи были достигнуты. Нам удалось выяснить, что такое сундук, разновидности сундуков, технологию его изготовления. Мы выяснили историю создания старинного сундука и, что именно в нём хранилось. Мы узнали, что раньше сундуки были на видном месте, сейчас же в основном в подвалах, но всё так же по-прежнему в нём хранятся вещи и опять же в основном одежда. Прошлое, настоящее и будущее всегда тесно переплетены. Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, мы ощущаем себя частью большого народа.
VIII. Литература.
Три загадки Солнца
Как нарисовать черёмуху
Флейта и Ветер
Пятёрки
Нора Аргунова. Щенята