Нам предложили поучаствовать в конкурсе «Дети Камчатки - о правах ребёнка».
У нас возник вопрос: знают ли младшие школьники о существовании этих важных документов и вообще о своих правах и обязанностях?
У нас возникла идея провести свою исследовательскую работу, насколько младшие школьники (1-4 классы) владеют информацией о правах детей и их обязанностей.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_prava_rebenka.docx | 960.53 КБ |
prilozhenie_3.docx | 1.39 МБ |
prilozhenie_1-2.docx | 799.64 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оссорская средняя школа»
Исследовательский проект
«Права и обязанности детей»
(на примере сказочных произведений и мультипликационных фильмов)
Выполнили: Гусейнова Сабина,
Абубакирова Ирина
п. Оссора – 2019 г.
Этапы реализации проекта
I. | Подготовка к работе над проектом
|
II. | Сбор, изучение и анализ информации
|
III. | Практический
|
Введение
С давних пор люди понимали, что самое ценное – это дети. От того, как дети будут воспитываться и жить, будет зависеть, как будет жить в будущем страна, государство и мир в целом. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. И от того, как дети будут понимать права, и как они будут относиться к правам другого, зависит и поведение взрослого человека. Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы ими оперировать в любой жизненной ситуации.
Нам предложили поучаствовать в конкурсе «Дети Камчатки - о правах ребёнка».
У нас возник вопрос: знают ли младшие школьники о существовании этих важных документов и вообще о своих правах и обязанностях?
У нас возникла идея провести свою исследовательскую работу, насколько младшие школьники (1-4 классы) владеют информацией о правах детей и их обязанностей. Решили провести социологический опрос среди 1-4 классов на знание прав детей, провести классный час в 4 классе на тему: «Права детей на примере сказочных произведений и мультипликационных фильмов», а также провести конкурс рисунков о правах детей на примере сказочных произведений и мультипликационных фильмов.
Ответы на интересующие вопросы мы частично нашли в учебнике по обществознанию, который заставил нас ознакомиться с Конвенцией о правах ребенка, с Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в России», Семейным Кодексом. Многое о правах ребенка мы узнали, читая страницы Интернета.
Актуальность проблемы прав ребёнка
Нельзя жить в обществе, не зная законов. Ведь закон - это как особенный путеводитель по жизни для каждого человека. Хочешь быть здоровым и счастливым, жить в мире и безопасности – знай, законы, и тогда ты будешь защищен или сможешь защититься себя сам, от той несправедливости, которая пока еще существует. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, и несут большую ответственность. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права ребенка: одни по незнанию этих прав, другие по праву «сильного». Ребенок не может противостоять насилию взрослых, не зная своих прав. Это проблема, которую должны решать общими усилиями семья, школа, общество, государство.
Поставленные цели и задачи проекта:
Основная часть
В Конвенции идёт речь о том, что у всех детей на Земле одинаковые права. Признавая ребёнка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государством задачу подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».
Так как мы живём в Российском государстве, мы считаем, нам необходимо знать права, которые нам предоставлены российским законодательством. Согласно семейному кодексу Российской Федерации к детям относятся все лица до 18 лет.
Семейный кодекс закрепляет за нами такие основные права:
Право жить и воспитываться в семье.
Право на общение с родителями и родственниками.
Право на защиту законных прав и интересов.
Право на имя, отчество и фамилию.
Право на изменение имени и фамилии ребёнка.
Право на выражение мнения.
Имущественные права, включая права собственника.
Изучив «Конвенцию о правах ребёнка», «Конституцию РФ» и «Декларацию о правах ребёнка», мы узнали, что основные права ребенка это:
Право на жизнь. Право на имя. Право на гражданство.
Право на свободу совести и религиозных убеждений.
Право на жизнь с родителями.
Право на труд.
Право на отдых.
Право на защиту жизни и здоровья.
Право на образование.
Право на отсутствие рабства.
Право на жилище.
Право на свободу слова.
Право на получение информации.
Право пользоваться достижениями культуры.
Право создавать семью.
Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.
Исследование проблемы
Мы решили узнать, знают ли о своих правах учащиеся 1-4 классов начальной школы. В опросе приняли участие школьники четырёх возрастных групп.
В результате нашего социологического опроса можно сделать следующие выводы:
На вопрос учащиеся 1-4 классов ответили, что нет, не знают, в 1 «а» кл все респонденты ответили, что не знают свои права. В 1 «б» кл все 8 респондентов не знают свои права. Во 2 классе из 18 респондентов ответили, что не знают о своих правах 12 человек. В 3 классе из 17 респондентов не знают свои права13 человек. В 4 классе из 23 респондентов 17 человек не знают свои права.
На вопрос, знаете, ли вы свои обязанности учащие отвечали:
В 1 «а» кл из 15 респондентов все 15 ответили, что не знают. В 1 «б» кл из 8 респондентов не знают все 8. Во 2 кл из 18 респондентов не знают 5 человек. В 3 кл из 17 респондентов 14 не знают. В 4 кл из 23 респондентов не знают 10 человек.
На вопрос, знаете, ли вы о существовании Конвенции о правах ребенка учащиеся отвечали:
В 1 «а» кл из 15 респондентов 15 не знают. В 1 «б» классе из 8 респондентов 8 не знают. Во 2 кл из 18 респондентов не знают 4 человека. В3 кл из 17 респондентов 11 не знают. В 4 кл из 23 респондентов 11 не знают.
На вопрос знаете ли вы, кто защищает ваши права учащиеся, ответили:
В 1 «а» кл из 15 респондентов все 15знают. В 1 «б» кл из 8 респондентов 5 не знают. Во 2 классе из 18 респондентов 6 не знают. В 3 кл из 17 респондентов 6 не знают. В 4 кл из 23 респондентов 12 не знают.
Таким образом, по первому вопросу можно сделать вывод, что учащиеся 1-4 кл не знают свои права. По второму вопросу в 1 «а», 1 «б», 3 кл в большинстве не знают свои обязанности, а во вторых и четвертых классах учащиеся в большинстве знают свои обязанности. По третьему вопросу в большинстве с 1 – 4 классы учащиеся не знают о существовании Конвенции о правах ребенка. По четвертому вопросу дети в основном понимали ответ на вопрос, сто их права защищают родители. Исходя из данных ответов учащихся можно сделать вывод, что нужно провести ряд мероприятий в виде классных часов, внеклассных мероприятий по правам детей, чтобы они понимали, что такое права и обязанности, в каких документах они прописаны, и кто защищает права детей.
Результат.
В ходе нашей работы мы провели большую работу, так как нам нужно было изучить самим документы, где отражаются права детей, а именно Конвенцию о правах ребенка, Декларацию о правах прав ребенка, Конституцию и Семейный кодекс, а именно статьи, связанные с правами и обязанностями ребёнка и их родителей. Провести социологический опрос в 1 – 4 классах. Провести классный час для 4 класса на тему: «Права ребенка», для того, чтобы определить насколько учащиеся 4 классов владеют информацией о правах и обязанностях ребенка. (см. Приложение №3) По результату опроса было наглядно видно, что дети не знают о своих правах, частично знают о своих обязанностях, не знают в каких, документах прописаны права ребенка, и не понимают вопроса, кто защищает их права, так как все дети писали, что это родители.
После проведенного классного часа в 4 классе дети узнали о правах, обязанностях, кто защищает права ребенка, и в каких документах они прописаны. Объявили конкурс на лучший рисунок «Права ребенка на примере сказочных произведений и мультипликационных фильмов». (см. Приложение № 1)
В итоге мы решили, что классный час нужно провести в 1-3 классах, так как материал воспринимается очень легко и построен на примере мультипликационных фильмов.
В результате работы мы получили следующие продукты деятельности над проектом:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Онтонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995.
Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.
Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации. 2008. - № 2.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Декларация прав ребенка
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Права детей
Право на жизнь и на собственность
Право на неприкосновенность жилища.
Право на отдых
Право на жизнь:
Право на собственное мнение
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Социологический опрос на тему «Знаю ли Я права»
1. Знаете ли вы свои права?
а) Да, знаю (приведите по 1-3 примера):
б) Нет, не знаю.
2. Знаете ли вы свои обязанности?
а) Да, знаю (приведите по 1-3 примера):
б) Нет, не знаю.
3. Знаете ли вы о существовании конвенции о правах ребёнка?
а) Да, знаю.
б) Нет, не знаю.
4. Знаете ли вы, кто защищает ваши права?
а) Да, знаю (Если знаете, то напишите, кто именно защищает ваши права):
б) Нет, не знаю.
Смекалка против Змея-Горыныча
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Простые новогодние шары из бумаги
"Разделите так, как делили работу..."
Как нарисовать портрет?