Вложение | Размер |
---|---|
babikova_statya_narodnaya_igra.docx | 27.5 КБ |
Татарские народные игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста положительного отношения к физической культуре
Аглямова А.К., преподаватель педагогики и частных методик, ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Бабикова Д.В., студентка ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Во все времена народные подвижные игры являются средством педагогики. Народная игра необыкновенно многообразна не только по своему содержанию, но и по своим формам и источникам. Так как мы живем в Татарстане, несколько слов необходимо сказать о татарских национальных праздниках, которые сопровождаются народными подвижными играми. Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилета грачей устраивали «Карга боткасы» (грачиный праздник), участники которого (раньше только женщины и подростки) угощали друг друга ритуальной кашей, чаем, водили хороводы, соревновались в беге, а остатки каши оставляли на пнях и камнях со словами: «Пусть год будет плодородным, жизнь будет благополучной». Праздник бытует и в настоящее время. Накануне полевых работ, а местами после них, проводили праздник плуга (Сабантуй). Забивали кобылицу или несколько баранов, корову, приглашали гостей из соседней деревни. До трапезы устраивали борьбу, конные скачки, соревнования в беге, состязания с юмористическим эффектом (перетягивание каната, бой с мешками, разбивание глиняных горшков с завязанными глазами). Летом же проходили девичьи игры на лоне природы, обряд «кукушкин» чай, в котором участвовали только женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями; обливали друг друга водой. Народные игры становились неотъемлемой частью праздника, обогащали его содержание.
Изучение татарских народных игр показало, что существуют различные по своему происхождению и содержанию формы игр. Существуют традиционные татарские игры. Например, игра «Хлопушки» («Эбэкле»). В ней могут изменяться правила, могут варьироваться дистанции бега, но принцип игры остается неизменным. Любопытно, что некоторые игры имеют иногда столетнюю и даже тысячелетнюю давность. Например, известный ученый-филолог Махмуд Кашгари оставил интересное исследование «Словарь тюркского языка». Дата написания словаря 1073—1074 гг. Автор описывает детские игры. Среди них «Менкез менкер», в которую до сих пор играют татарские дети под названием «Летели, летели...», (Очты, очты...»). Пройдя многовековой путь развития, народные игры не утратили своей актуальности. С течением времени они подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические и подвижные игры, предлагают целые системы таких игр.
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и экспериментально определить роль народных игр в формировании у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к физической культуре.
Поэтому наиболее важным в данной работе считаем проведение диагностического обследования детей шестого года жизни по изучению уровня имеющихся у них умений и навыков участия в подвижных играх. Детям предлагались следующие задания: какие народные праздники ты знаешь, расскажи о них; назови подвижные и хороводные игры татарского народов; назови, какие потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки ты знаешь? По результатам опроса детей, который проводился в течение нескольких дней и ежедневных наблюдений за детьми во время занятий и свободной деятельности показало, что дети редко или совсем не используют при проведении народных игр потешки, пословицы, загадки и т.д. Слабые знания татарских праздников и игр. Так как в основе многих народных игр лежит бег, было проведено диагностическое обследование бега, которое показало, что у детей в основном средний уровень бега (60%), низкий и высокий уровень имеет по 20% детей, что явно является недостаточно высоким.
Выбирая игры, исходили из того, что народные игры являются благоприятным фоном для воспитания положительного отношения к физической культуре и всестороннего развития ребенка. Приступая к работе, оформили альбом «Народные игры татарского народов». Татарские народные игры использовали, прежде всего, во время проведения народных праздников и развлечений, чтобы познакомить детей с народными играми, воспитать.
Так же дети принимали участие в спортивном развлечении «Играем в татарские подвижные игры», где познакомили детей с татарскими народными играми. Народные игры включались нами практически во все виды деятельности: на занятия по всем областям, во время прогулок, проводя подвижные или дидактические игры. На следующем этапе работы проведен сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента. С этой целью мы повторили тестирование детей, проведенное в начале экспериментальной работы. Полученные результаты нас порадовали. Дети чаще стали использовать в речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, жеребьевки, заклички и т.д.
Стали принимать осмысленное и активное участие в народных праздниках. Научились объяснять, что это за праздник и когда бывает. Узнали больше народных игр, научились объяснять правила к ним. Проводимая работа дает возможность детям лучше узнать историю, культуру, быт, обычаи не только своего народа, но и других народов, живущих рядом. В данном случае это русский и татарский народы. У них очень много общего, но есть и то, что характерно только для данного народа
Так как целью нашего исследования было установить, как влияет воспитание положительного отношения к физической культуре на развитие бега детей, было повторено диагностическое обследование бега, которое показало, что у детей показатели значительно улучшились: средний уровень бега (50%), низкий (0%) и высокий у (50%) детей. Прежде всего, это связано с тем, что у детей появился интерес к физической культуре, чему в немалой степени способствовали народные игры. Нами была подтверждена гипотеза о том, что в результате использования народных игр формируется положительное отношение к физической культуре, если они проводятся регулярно и целенаправленно.
Прекрасная арфа
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Рисуем пшеничное поле гуашью
Император Акбар и Бирбал
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью