Поиск историко-культурного наследия земли Шатурской в масштабах Российской Империи ХIХ века.
Связь времён и поколений.
Проектно-исследовательская деятельность, организованная на базе Коробовского лицея в г. о. Шатура Московской области, на протяжении десяти лет вовлекает в интересный поиск исторической информации о крае - учителей, учеников, местных жителей.
Знакомясь с удивительными фактами, найденными в процессе поисковой работы, удивляешься и восхищаешься открытиями, которые подтверждают мощь, силу и твердь Российской Империи, благородство людей, истинных патриотов своей Родины.
В исследованиях находится подтверждение связи времён и поколений, когда служение Отечеству становится делом чести семьи военных и их потомков.
Исследовательский проект «Тайна Графской дороги», выполненный под руководством учителя и родителей, познакомит с увлекательным путешествием в прошлое. Без «Машины времени», учащиеся совершают поисковую экспедицию в поисках «Графской дороги» и история отбрасывает их на два века назад. В процессе работы с архивными материалами, всплывают всё новые и новые факты, погружая читателя в историческое прошлое нашей Родины.
Поражает то, что на протяжении веков, не теряется ниточка связи, объединяющая дедушек и внуков, в продолжение важного дела в масштабах страны.
Проект познакомит с семьёй внука Михаила Илларионовича Кутузова, которая после Отечественной войны с французами 1812 года, продолжает работу по укреплению и защите страны в мирное время, открывает сеть Суконных фабрик, где выпускается сукно для сухопутных войск и Военно-морского флота Российской Империи. Тем самым, обеспечивается обороноспособность страны.
Учитель МБОУ «Коробовский лицей» Людмила Александровна Белозерцева
Вложение | Размер |
---|---|
grafskaya_doroga.docx | 30.13 КБ |
Муниципальный конкурс проектно-исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь»
Направление: «Науки об обществе»
Краеведение
Тема:
«Тайна Графской дороги»
Работу выполнили:
Старостина Мария, Мухопадов Александр, Шевыкин Антон,
обучающиеся 3 класса МБОУ
«Коробовский лицей»
Руководитель: Белозерцева Людмила Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Коробовский лицей»
2020 год
Содержание
1. Введение………………………………………………………………....3
2. Теоретическая часть
2.1 Графский титул – историческая справка………………………...4
2.2. Архивный материал о деревнях Русановская и Гора…………..5
2.3 Карта 1850 года……………………………………………………6
3. Практическая часть
3.1 Графиня Толстая Елизавета Васильевна………………………..7
3.2. Сравнение старых и новых карт…………………………………8
3.3 Поиск Графской дороги………………………………………….9
4. Выводы ………………………………………………………………..11
5. Заключение……………………………………………………………11
6. Перспективные планы……………………………………………….12
7. Литература……………………………………………………………..13
8. Приложения……………………………………………………………14
2020 год объявлен годом памяти и славы. Конечно же, это относится к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но факты, о которых пойдёт речь в проекте, тоже относятся к историческому прошлому нашей Родины.
Наша армия сражалась не только с войсками Гитлера, но и французов победила в войне 1812 года. Все помнят слова: «Пришёл Кутузов бить французов!» Чтобы отражать нападения врагов, надо иметь сильную армию.
В Великую Отечественную войну висели плакаты с надписью: «Всё для фронта, всё для победы!» А война 1812 года была тоже Отечественной. И всегда те, кто находился в тылу, помогали своим защитникам. Даже в мирное время, после войны для армии готовят снаряжение, чтобы в любой момент каждый солдат смог встать на защиту родной земли.
По традиции, дочери и сыновья продолжали дело своих отцов. Это связь времён и поколений.
И можно смело сказать: «Когда мы едины – мы непобедимы!»
Родина всегда помнит своих героев, награждает их. Имена входят в историю.
В честь героев названы улицы, города, исторические объекты.
В данном проекте речь пойдёт о дороге в Шатурском районе, которая была важна для армии России. Дорога приведёт нас к потомкам Михаила Илларионовича Кутузова.
Исследовательская работа знакомит с историческим прошлым земли Шатурской.
Объект исследования: Графская дорога.
Предмет исследования: изучение истории родного края по старинному названию дороги.
Практическая значимость и актуальность: историческая ценность.
Методы исследования: наблюдение, опрос и сбор информации, наблюдение, поисковая экспедиция.
Длительность исследования: 2,5 года
Цель: найти признаки дороги 19 века и информацию о ней.
Гипотеза: если дорога имеет такое название, то по ней, наверное, граф катался. А графский титул давали за заслуги перед Отечеством. Значит, дорога была важной для страны. А так как Шатурская земля находится в Мещёрской низменности, то дорога должна проходить по возвышенным участкам.
Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1) Найти информацию в литературе о графском титуле.
2) Провести опрос местных жителей об истории Графской дороги.
3)Разыскать по признакам старинную дорогу и пройти по ней.
4) Найти вещественные доказательства.
5) Отправить информацию, как историко-культурное наследие Шатурского района, в краеведческий музей.
Новизна исследования: информация об историко-культурном наследии земли Шатурской.
2. Теоретическая часть.
2.1 Графский титул - историческая справка.
Слово «Граф» в далёкие времена имело значение «советника короля».
Титул Графа присваивали людям за многолетние заслуги перед Отечеством. Графский титул переходил по наследству.
Вывод: таким образом, можно предположить, что люди с графским титулом были главными помощниками императора во всех делах.
2.2 Архивный материал по деревням Русановская и Гора.
Деревня Русановская на карте – это начало Графской дороги. А деревня Гора – это место, где дорога заканчивается. Источником информации является архивная книга «Сборник статистических сведений Рязанской губернии», год издания 1878. (слайд).
В документе написано «Деревня Русановская. Община крестьянъ, бывшихъ граф. Толстой» (слайд)
Имеется описание занятий жителей деревни 19 века, где упоминается о некоторых людях, которые работали на суконных фабриках. ( изъ нихъ 25 человекъ на суконныхъ фабрикахъ)
Современный источник «Шатурский район Московской области. Культурное и природное наследие», 2003 года, под редакцией В.К. Бронниковой сообщает, что деревня Гора принадлежала так же графине Толстой. Из этого же источника известно, что «Дорога «Графская» 19 века. За проезд графиня Е.В. Толстая взимала плату
Вывод: в деревнях Русановская и Гора были фабрики по производству сукна и принадлежали они графине Елизавете Васильевне Толстой. Не каждый мог проехать по этой дороге, значит, она была особого назначения.
2.3 Карта 1850 года.
На карте 1850 года отмечена Суконная фабрика в деревне Русановская. Это подтверждает то, что она действительно была. По карте можно проследить, где проходили дороги от одной деревни до другой через Парфёновскую (Дубынинскую), на Широково, Ананьинскую, и Гору.
3. Практическая часть.
3.1 Графиня Толстая Елизавета Васильевна.
Итак, приступаем к исследованию. Было предположение, что фамилия Толстая имеет отношение к великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому, который тоже имел графский титул. Какая связь? В селе Дмитровский Погост была школа в 19 веке, где учился Никитин Дмитрий Васильевич. Он впоследствии становится врачом Льва Николаевича Толстого.
Провели опрос местных жителей деревни Русановская. Эта версия с Л.Н. Толстым была ложной.
Оказалось, что Толстая Е.В. (в девичестве Тулинова) вышла замуж за внука Михаила Илларионовича Кутузова. Начинаем поиск информации. Тогда возникает вопрос, почему внук Кутузова под фамилией Толстой?
Всё просто. У Кутузова М.И. была старшая дочь Прасковья Михайловна, которая вышла замуж за Матвея Фёдоровича Толстого.
Прасковья Михайловна берёт фамилию мужа, становится Толстой.
От их брака (дочери Кутузова М.И. и графа Толстого Матвея Фёдоровича) рождается сын Иван. Поэтому Иван Матвеевич, внук М. И. Кутузова, носит фамилию отца.
Внук Кутузова Иван Матвеевич Толстой (Министр Почт и Телеграфов) женится на дочери губернского предводителя дворянства Елизавете Васильевне Тулиновой (выходцы из Тульских мест - происхождение фамилии Тулиновых). Так она становится графиней Толстой.
Елизавете Васильевне Толстой, при делении наследства, достаются земли Рязанской губернии. Деревни: Русановская, Гора, принадлежат этой графине, где находились суконные фабрики и ярмарка.
Из "Очерка мануфактурно-промышленных сил Европейской России" (1853 г.) следует информация, что материал для фабрики поставлялся из Воронежа, где находилась главная фабрика хозяйки. «Сукна поставляются в казну для армии и флота по 78, 89 и 1 руб. 10 коп. серебром за аршин».
И обратно сукно отправлялось в Воронеж для окончательной отделки и окрашивания.
Вывод: сукно, изготовленное на фабриках, было предназначено для сухопутных войск и военно-морского флота.
Вот в чём была важность этой дороги! А связано это было со строительством Воронежского военно-морского флота на рубеже 17-18 веков, для укрепления не только сухопутных, но морских границ Русской Империи. Царское дело, начатое Петром I, по укреплению северо-западных границ России, продолжалось на её южных границах.
Возникает второй вопрос: а как из Воронежа (это же далеко) доставлялся материал для фабрик и обратно? Есть предположение о дальнейшем развитии событий. Но это пока без доказательств.
Императором Николаем I весной 1837 года был подписан закон о строительстве железных дорог в России. А 30 октября первая железная дорога — знаменитая Царскосельская линия протяжённостью 27 километров (от Санкт-Петербурга до дачного городка Павловск) открылась для пассажиров. А в Воронеж первый поезд приехал только в 1868 году.
Именно станция Графская первой встречала поезда на территории Воронежской губернии. Построена она была в 1868 году. Считается, что название станция получила благодаря графу Ивану Матвеевичу Толстому, царскому министру, активно поддерживавшему строительство железных дорог. После появления железнодорожной линии от Графской до Анны, станция стала узловой.
Вывод: Графская дорога имела стратегическое значение для России.
3.2 Сравнительный анализ старых и новых карт.
Шатурская земля – это болотистая местность. Чтобы добраться до отдалённой деревни, люди запрягали лошадей, с грузом перемещались на телегах. Была опасность завязнуть в топком болотистом месте. Люди того времени были смекалистыми. Они сначала изучали местность, выбирали сухие участки земли на возвышении и там возводили храмы, строили дома, прокладывали дороги.
Более поздние карты показывают высоту отдельных мест. В качестве сравнения карты 19 века 1850 года и военных карт 20 века можно найти подтверждение этому. Так деревня Русановская расположена на возвышенности, на 135 метров выше уровня моря. Это видно невооружённым глазом, когда мы едем по современному асфальтированному шоссе. Дорога резко набирает высоту, идёт в гору. Далее, дорога соединяется со следующей деревней Парфёновской (Дубынинской), которая выше уровня моря на 128 метров. Далее идёт соединение с деревнями Широково на 133 метра выше уровня моря и Ананьинская 148 метров. И, наконец, на самом высоком участке расположена деревня Гора, 152 м выше уровня моря.
Деревня Гора отсюда и получила своё название. В километре от этой деревни расположен Остров, место со всех сторон окружённое топями, болотами и лесами.
Там была большая торговая площадь, где на ярмарке продавался товар.
В настоящее время, это место сохранило вид открытой местности. (слайд…)
3.3. Поиск Графской дороги.
Найти дорогу было трудно, ведь ей более 180 лет. Сейчас видно новую асфальтированную дорогу, по которой едут машины. Как это сделать?
Начался поиск потайных троп между старыми деревнями, где нет шоссейных дорог. Искали по частям. Сначала взяли курс от деревни Русановская до деревни Парфёновская (Дубынинская). Трудность заключалась в том, что за 100 с лишним лет некоторые участки дороги заросли. А кое-где невозможно было пройти вообще. Старые деревья преграждали путь. Но нам местные жители, которые тоже заинтересовались этим вопросом, делали кое-какие подсказки. А мы их проверяли и находили подтверждение.
Предположение1: дорога должна быть широкой, так как был конный подвоз и телеги должны при встрече разъехаться в противоположные стороны.
Для этого рулеткой измеряем ширину предполагаемой дороги.
Вывод: ширина отдельных участков дороги была от 6 до 10 метров. Это условие подтвердилось.
Предположение 2. Дорога должна быть прямая, с плавными поворотами, так как лошади не могут на большой скорости резко поворачиваться.
Вывод: есть наблюдения и фотографии таких поворотов в качестве доказательства.
Предположение 3. Деревья должны быть старыми и большими по краям этой дороги.
Найдены огромные сосны и необыкновенно большой дуб. Становится ясно, что деревня Дубынинская получила своё название из-того, что там дубы росли. Возможно, что телегами придавливались молодые деревца. А это значит, что те деревья, которые смогли вырасти и сохраниться, должны быть искривлёнными.
Вывод: встречались огромные, кривые, вековые сосны и двухвековой дуб, значит экспедиция на верном пути.
Но всё же на пути встречались топкие места. Что делать? Оказывается люди (очень умные) укладывали в этом месте хворост, жерди, реже брёвна. Нашей радости не было предела, когда увидели такое место. Да там ещё и ковёр был постелен сверху жердей! А вокруг жердей везде вода!
Вывод: идём в верном направлении. Эту версию подтвердил местный житель, Лапкин Вячеслав Юрьевич.
А потом - в тупик. Вырубка участка леса стёрла следы дороги. Принято решение идти в обратном направлении от деревни Широково.
Предположение 4. Должны быть места отдыха для людей и лошадей.
В некоторых местах дороги встречались островки-полянки. Наверное, там путники отдыхали. Сохранились следы небольших прудиков для водопоя лошадей.
Вывод: найдены такие места. Они имели округлую форму, чтобы при разговоре люди могли друг друга видеть.
Предположение 5. Во время движения телег могли быть проблемы с колёсами. Должны быть по пути кузницы.
Вывод: в деревне Ананьинская (середина пути) была кузница.
В подтверждение всего можно добавить, что в деревне Русановская была мельница (со слов жителей), конюшня.
Предположение 6. Должны сохраниться какие-то предметы того времени.
Вещественные доказательства: пуговицы с изображением герба в виде двухглавого орла Российской Империи для солдатской формы; старинные иглы; металлические гребни с рисунками ручной работы, ложки.
4. Выводы: гипотеза подтвердилась, дорога имела отношение к людям с графским титулом и имела очень важное значение для России, так как по ней перевозили сукно для сухопутных войск и военно-морского флота. Армия - это охрана и защита нашего государства. В 19 веке люди с умом подходили к любому делу, продумывали всё до мелочей. А самое главное, к этой дороге имеет отношение внук Михаила Илларионовича Кутузова. Значит, он продолжил дело своего дедушки по защите и укреплению нашей страны и армии. Поэтому за такие заслуги перед Отечеством давали графский титул. Наша Графская дорога имеет историческую ценность для потомков. Она поэтому и была платной, чтобы по ней могли перевозить грузы специального назначения.
5. Заключение.
Мы, по кусочкам, соединили участки Графской дороги. Началась эта работа, когда мы учились в 1 классе. Тогда мы всем классам на 15 легковых автомобилях отправились с родителями, учителем, отцом Евгением (священнослужителем храма Живоначальной Троицы), Старостиным Игорем Александровичем – инициатором такой экскурсии, в деревню Гора. Там, по карте, заканчивалась Графская дорога. Сейчас мы в третьем классе. 2,5 года ушло на поиск информации и восстановление маршрута этой дороги. Это было трудно и долго, но зато интересно. И со спутниковой карты себя отслеживали на местности, чтобы не заблудиться.
Даже лошадка на санях прокатила нас по этой Графской зимней дороге. Не надо изобретать машину времени, чтобы попасть в прошлое. Стоит только проехать или пройти по этим местам, как чувствуется, что попадаешь в атмосферу 19 века.
Люди должны помнить свою историю. Надо верно служить своей Родине и своему народу. Приносить пользу, брать пример с великих людей, быть честным, помогать друг другу.
6. Перспективные планы.
По найденной Графской дороге можно организовать проведение экскурсий, поездку на карете летом, а на санях зимой, с целью ознакомления с культурно-историческим объектом и наследием земли Шатурской.
7. Литература.
1. Бронникова В.К. Шатурский район Московской области. Культурное и природное наследие, Москва-Шатура,2003г.
2. Бронникова В.К. Национальное наследие России, М., 2003г.
3. Ведомости Рязанской Губернии, 1878 г.
4. Казаков М. Дозорная книга. История Шатурских деревень.– М.: Изд. журнала «Москва», 1995.
5. Очерк мануфактурно -промышленных сил Европейской России, 1853г.
6. Павлова С.В. «Лицей и лицеисты», М.; Гелиос АРВ, 2015г.
Любили тебя без особых причин...
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Любимое яичко
Два Мороза