Тема исследовательской работы "Они пережили блокаду" Выполнили:
Богомолов Александр Андреевич
ученик 9 класса,
Соколов Владимир Игоревич
ученик 9 класса
Руководитель:
Юсько Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания,
МАОУ Илюшинская СОШ Гипотеза: дух и стойкость маленьких ленинградцев стали залогом стойкости и мужества их становления; жизненные испытания, выпавшие на их долю, не сломили, а только сделали их сильнее, помогли сформировать твердый и волевой характер.
Как сложилась судьба этих детей, вывезенных за тысячи километров от родного дома? Как жили они, оставшись без родителей? Как история страны повлияла на их судьбы? Их опыт, доставшийся дорогой ценой, не должен забываться, он должен сохраниться. Нашим долгом является сохранение памяти о воспитанниках Ребрихинского детского дома Алтайского края, в котором воспитывалась Харламова (Рязанцева) Людмила Константиновна. Целью исследования является изучение жизни детей в осажденном городе и в эвакуации, изучение деятельности Ребрихинского детского дома в период Великой Отечественной войны, в первые послевоенные годы. Как история страны повлияла на их судьбы (на примере биографии Харламовой Людмилы Константиновны).
Вложение | Размер |
---|---|
oni_perezhili_blokadu.docx | 65.89 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Илюшинская средняя общеобразовательная школа
«Они пережили блокаду»
Выполнили:
Богомолов Александр Андреевич
ученик 9 класса,
Соколов Владимир Игоревич
ученик 9 класса
Руководитель:
Юсько Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания,
МАОУ Илюшинская СОШ
п. Илюшино
2020 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3 -5
1.Основная часть…………………………………………………………………5 -15
1.1. Мирная жизнь ………………………………………………………………….. 5
1.2. Блокада ………………………………………………………………………...5 -9
1.3. Эвакуация……………………………………………………………………..9- 12
1.4. Детский дом с.Ребриха Алтайский край…………………………………...12 -17
1.5. Реэвакуация…………………………………………………………………..17-19
1.6.Семья…………………………………………………………………………..19-20
2.Перспектива……………………………………………………………………… ..20
3. Выводы …………………………………………………………… ……………20-21
4. Заключение ………………………………………………………………… …21 -22
Список источников и использованной литературы…………… ………………21 -22 Приложения…………………………………………………………………… … 23- 54
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Юрий Воронов
Введение
Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды.
Среди бесчисленных подвигов, совершённых в Великой Отечественной войне, оборона Ленинграда выделяется как ярчайший пример массовой стойкости и терпения, непобедимости духа русских людей.
В 2019 году нам посчастливилось побывать в замечательном городе – Санкт – Петербурге. Экскурсия по знаменитой «Дороге жизни» к Ладожскому озеру, Памятник детям блокады «Цветок жизни», «Машина-полуторка», Памятник «Разорванное кольцо», рассказы экскурсовода о стойкости и мужестве жителей города-героя... Трудно описать, что мы испытали тогда . Нас переполняло чувство гордости, потрясения и боли… Как выжили люди, ставшие участниками тех страшных блокадных событий? Мы решили узнать, проживают ли в Нестеровском районе люди, живые свидетели тех страшных дней. Нам повезло! Мы познакомились с удивительным человеком Харламовой (Рязанцевой) Людмилой Константиновной, которая проживает в г. Нестерове на улице Ленинградской д.8Б, кв.16.(приложение 1). Так началась наша исследовательская работа.
Работа актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники.
Актуальность данной темы обусловлена также тем, что очень редко можно встретить в литературе сведения о жизни детских домов в тылу. Считаем, что этот вопрос недостаточно изучен. Дети блокады – это последние свидетели тех трагических дней. У детей есть своя память о ней, более пронзительная, чем у взрослых
Гипотеза: дух и стойкость маленьких ленинградцев стали залогом стойкости и мужества их становления; жизненные испытания, выпавшие на их долю, не сломили, а только сделали их сильнее, помогли сформировать твердый и волевой характер.
Как сложилась судьба этих детей, вывезенных за тысячи километров от родного дома? Как жили они, оставшись без родителей? Как история страны повлияла на их судьбы? Их опыт, доставшийся дорогой ценой, не должен забываться, он должен сохраниться. Нашим долгом является сохранение памяти о воспитанниках Ребрихинского детского дома Алтайского края, в котором воспитывалась Харламова (Рязанцева) Людмила Константиновна. Целью исследования является изучение жизни детей в осажденном городе и в эвакуации, изучение деятельности Ребрихинского детского дома в период Великой Отечественной войны, в первые послевоенные годы. Как история страны повлияла на их судьбы (на примере биографии Харламовой Людмилы Константиновны). Сформулированная цель предполагает решение следующих задач: 1)обобщить материал о жизни детей в осажденном Ленинграде (1941-1942 г.); 2)проследить ход эвакуации маленьких ленинградцев в Алтайский край; 3)выяснить условия жизни и быта эвакуированных детей; 4)охарактеризовать учебно-воспитательную деятельность и досуг; 5)изучить состав работников и воспитанников детского дома; 6)проанализировать уровень помощи государства 7) изучить биографию Рязанцевой (Харламовой) Людмилы Константиновны. Объектом нашего исследования является историческое событие одного из периодов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда, эвакуация детей в Ребрихинский детский дом Алтайского края (детский дом №1), который принял эвакуированных детей в годы Великой Отечественной войны из блокадного Ленинграда. Предметом исследования является жизнь и деятельность Ребрихинского детского дома Алтайского края и её воспитанницы Рязанцевой Людмилы Константиновны. Методы исследования:
1.Интервьюирование и беседа; - было взято интервью у воспитанницы Ребрихинского детского дома (Алтайский край) Рязанцевой (Харламовой) Людмилы Константиновны ; -было взято интервью у Расщупкиной (Нефёдкиной) Людмилы Сергеевны, дочери директора Ребрихинского детского дома тех лет Расщупкина Сергея Семёновича. 2.Изучение литературы, посвященной блокаде и защите Ленинграда; материалов СМИ, исторической литературы, ресурсов интернет. 3.Анкетирование. 4.Работа с архивными материалами (документов и фотографий из личного архива Харламовой Людмилы Константиновны и Расщупкиной (Нефёдкиной) Людмилы Сергееевны). Территориальные и хронологические рамки: Город Ленинград. Село Ребриха, Алтайский край. Город Нестеров, Калининградская область. 1934-2020 гг. Нижний хронологический рубеж обусловлен 1934 годом (год рождения Рязанцевой Людмилы Константиновны). Верхний хронологический рубеж - 2020 год.
1.1.Мирная жизнь.
В городе на Неве – Ленинграде 3 августа 1934 года в семье Рязанцевых Марии Ивановны и Константина Андреевича родилась дочь Людмила. В семье был старший брат Юрий (примерная дата рождения ноябрь 1928 год). Появились в семье ещё и две младшие сестрички Галина (дата рождения 1937 год) и Валентина (дата рождения Людмиле Константиновне не известна). Отец семейства Константин Иванович работал на Кировском заводе, мама Мария Ивановна трудилась на заводе «Красный треугольник». Проживала семья в Кировском (до 1930 г. Нарвском) районе. «Семья наша была очень дружная и весёлая. Родители очень любили друг друга. Любимыми были и мы – дети. Часто мы вместе гуляли всей семьёй. У мамы был хороший голос. Мы очень любили слушать её песни, вечерами она читала нам книжки (приложение 2).
1.2.Блокада Но мирную, счастливую жизнь прервала война. Блокада. «Мне тогда только-только исполнилось 7 лет. Я просто не знала, что жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ, и я не могла своим детским умом понять войну и блокаду. Не понимала, что всё – счастливое детство закончилось» (из воспоминаний Людмилы Константиновны). Людмиле Константиновне пришлось пережить все ужасы блокадного Ленинграда. 8 сентября 1941 года началась осада Ленинграда гитлеровцами. На момент блокады в городе оставалось не менее 2,5 миллионов человек, 400 тысяч из которых были дети. Значительных запасов продовольствия в Ленинграде не имелось, т. к. город снабжался, в основном, привозными продуктами. В начале ВОВ те части предприятия Завода «Красный треугольник», которые выпускали продукцию для армии, были эвакуированы из Ленинграда. Мама Людмилы Константиновны осталась на заводе. Читая стихотворение современной поэтессы Надежды Радченко «Блокада», как будто читаешь историю Харламовой Людмилы Константиновны:
К концу 1941 года было законсервировано всё производство: для работы не хватало электроэнергии и топлива. Мама осталась без работы. Отец, Константин Андреевич, с первых дней войны просился на фронт. Но его не взяли. У него была бронь: он был нужен на заводе. В годы Великой Отечественной войны основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск. «Танкограду» было присвоено официальное наименование «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске».
А в Ленинграде продолжал выпускать танки Кировский завод. Завод находился на линии фронта. Отец целыми сутками был на работе. Ленинград жил и боролся. Первый год блокады был в Ленинграде особенно тяжёлым. Зима очень холодная, не работал водопровод, не было отопления, не было запасов продовольствия. В декабре 1941 г. умерло почти 53 тыс. мирных жителей, что превысило годовую смертность в Ленинграде за 1940 г. За 5 дней (с 20 по 24 декабря) прямо на улицах города скончались 656 человек. Высший уровень смертности пришёлся на декабрь 1941 – март 1942 года. (Непокоренный Ленинград. VI. Голодная зима) «Зима 1941 г. Было очень холодно. Мои воспоминания об этих днях связаны с хлебом, взрывами и смертью. Хотелось постоянно есть. Мы с братом каждый день уходили в поисках еды. А что мы могли найти? Ведь ничего не было. Вы счастливые дети, вы не знаете, что такое голод. И дай Бог, чтобы никогда вам не пришлось его испытать. Но мне очень жаль, что многие дети, да и взрослые люди не представляют цену хлеба. Она не в рублях, не в золоте. Цена хлеба – это жизнь человеческая» (из воспоминаний Людмилы Константиновны) Познакомившись с Людмилой Константиновной, прослушав её рассказы, мы задались вопросом: «Что знают учащиеся нашей школы о блокаде Ленинграда?» и решили провести анкетирование. Оно было проведено среди учащихся 7-8-х классов. Были опрошены 40 человек (приложение 3) . Анализ анкет позволил сделать следующие выводы: наблюдается, как мы и предполагали, недостаточная информированность школьников о городе-герое Ленинграде, блокаде Ленинграда, о Дороге жизни, о блокадном хлебе, о жителях блокадного Ленинграда Историческая справка Период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года считается самым тяжелым в истории блокады, ведь это время, когда паек был снижен до минимума. В этот период служащие, дети и иждивенцы получали всего по 125 г хлеба, рабочим полагалось 250 г, а тем, кто трудился в горячих цехах, – 375 г. Сниженные нормы хлеба в блокадном Ленинграде послужили тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Рецепт блокадного хлеба: мука ржаная дефектная – 75%, целлюлоза – 10%, жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур – подсолнечника, рапса, льна) – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков – 2%, хвоя – 1%. С наступлением зимы 1941-1942 годов и ростом смертности в Ленинграде с каждым днём стало увеличиваться количество детей, потерявших родителей. Вот и в семье Рязанцевых вскоре заболела мама. «Наступил самый страшный день. Это день, когда умерла наша мама. До сих пор это у меня перед глазами: восковое лицо мамы, струйка крови изо рта и длинные распущенные волосы, свисающие с подушки. Страшно потерять маму!» (Из воспоминаний Людмилы Константиновны.) Что было после Людмила Константиновна не помнит. Кто похоронил маму? Какова судьба её брата и сестёр? Остались они живы, или умерли от голода?» Эти вопросы и сейчас не дают покоя Людмиле Константиновне. Мы попытались узнать судьбу родных Людмилы Константиновны. К сожалению, в Книге Памяти « Возвращённые имена России» т.26 мы обнаружили следующую запись «Рязанцева Галина Константиновна, 1937 г. р. Место проживания: наб. Обводного кан., д. 156, кв. 546. Дата смерти: июнь 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т. 26).» http://visz.nlr.ru/pages/centr-vozvraschennye-imena . Информация о других членах семьи на этом сайте отсутствует. Нет информации и в базе данных «Блокада Ленинграда. Эвакуация» на сайте http://evacuation.spbarchives.ru/ Мы отправили заказное письмо по адресу: Архив. Информационный центр Главное управление внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Суворовский пр., 50/52 г. Санкт-Петербург,191015. К сожалению, ответ мы пока не получили. К концу 1941 года в детские дома начали массово поступать дети, родители которых погибли при защите города под обстрелами и бомбами или умерли от истощения и холода в первую суровую блокадную зиму. Но детских домов не хватало. Детские дома Ленинграда не были подготовлены к такому повороту событий, и одно из решений Ленгорисполкома (протокол № 57, п. 9 от 17.12.41 г.) (А. Андреев Дети города – героя сборник/ Л.: Ленинздат, с.19) красноречиво подтверждает сложность возникшей ситуации (пункт решения приводится полностью): «Разрешить Ленгороно: а) организовать с 15 декабря в помещении для детского сада по Ново-Литовской улице, д. 7, Выборгского района новый детский дом дошкольного возраста на 150 мест; б) с 20 декабря – в помещении 114 школы Выборгского района по Большой Озерной улице, д. 50 детский дом № 52 на 160 мест для детей школьного возраста; в) расширить с 15 декабря детский дом № 49 для детей школьного возраста по Загородному проспекту, д. 58 Фрунзенского района на 50 мест, т.е. до 300 мест; г)увеличить с 15 декабря количество мест 16 школьного детского дома по Перфильевскому переулку, д. 3, Выборгского района на 30 мест, всего до 200 мест; д) расширить с 15 декабря существующую школу – интернат с особым режимом (Мойка, 26) Дзержинского района на 60 мест, всего 120 мест». Учитывая бедственное положение детей, Совет Народных Комиссаров СССР Постановлением “Об устройстве детей, оставшихся без родителей” (№ 75 от 23.01.42 г.) обязал исполнительные органы всех уровней считать важнейшим государственным делом устройство детей и проведение мероприятий по предупреждению детской безнадзорности. Во исполнение этого правительственного постановления Леноблисполком своим решением № 50 – 47 от 23.02.42 г. дал указание исполкомам районных и городских советов, под личную ответственность их председателей, обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность, “ не допуская оставление детей безнадзорными”. На Управление НКВД Ленинградской области возложена обязанность выявления всех безнадзорных детей, размещение в приемниках – распределителях и организация их дельнейшего определения. К концу мая 1942 года через ДПР области прошли 1 454 человека, в том числе в мае 717 детей, из которых 695 были определены в детские дома. ( Сборник документов по истории Великой Отечественной войны. М.: Политиздат, 1982 г. С. 165). В одном из таких детских ДПР (домов приютов-распределителей) оказалась и маленькая Люда. Выше мы уже отмечали тот факт, что в семье Рязанцевых умерла мама, дети остались одни. После потери матери, она не помнит несколько дней своей жизни. Что послужило причиной тому, что её, закутанную в несколько платков, кофт и пальто, катающуюся целый день в трамвае, заметила кондуктор? Благодаря этой женщине, Люда оказалась в приюте на Песочной Набережной. Какой это был месяц, Людмила Константиновна не знает. Информацию об этом приюте мы долгое время не могли найти. И только после нашего обращения на Архитектурный сайта Санкт-Петербурга http://www.citywalls.ru/. получили ответ, который дословно приведён в приложении (приложение 4). Поступившим в приёмник – распределитель выдавалась Учётная карточка на беспризорного - безнадзорного. В ней указывалась краткая информация Ф.И.О. , год и место рождения, особые приметы, последнее местожительство, дата доставления и др. (приложение 5). В ДПР воспитатели, нянечки, заботились о питании детей, их досуге, режиме дня, дисциплине. Они, как могли, старались утешить, снять надломленность, стрессовое состояние своих воспитанников, видевших ужасы блокады и смерть родных. В ДПР дети были разного возраста от 3 – х до 14 лет. Семейное положение детей их при поступлении в детские дома было очень разным. Наибольшую и социально сильнее травмированную группу (54,1%) составляли круглые сироты, часть детей (29,5%) имели мать или отца, находившегося в рядах Красной Армии, у остальных (16,4%) были братья и сестры. Руководство города и командование Ленинградского фронта стремились обеспечить детские дома усиленным питанием. Но голод уже сделал своё дело. Люда была настолько слаба, что плохо помнит дни пребывания в ДПР. «Постоянное чувство голода сковывало все мысли. Есть хотелось всегда, постоянно засыпала с чувством голода и утром просыпалась с тем же чувством» - вспоминает Людмила Константиновна.
1.3.Эвакуация 22 января 1942 г. началась массовая эвакуация по льду Ладожского озера — Дороге жизни. Выехать должны были не менее 500 тыс. блокадников. Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге (от Финляндского вокзала до ст. Борисова Грива), затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу (Лаврово, Кобона, Жихарево), а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали. Если в январе 1942 г. через Ладогу было перевезено немногим более 11 тыс. человек, то в феврале — около 117,5 тыс., а в марте — около 222 тыс. человек. Всего же до 15 апреля эвакуировались 554186 человек. (Блокада Ленинграда.Эвакуация. Copyright Архивный комитет Санкт-Петербурга) К сожалению, Людмила Константиновна не знает дату, когда она была эвакуирована. В памяти сохранились только отдельные короткие эпизоды: переправа по Дороге жизни, поезд, долгие стоянки на станциях (так как вперед на восток пропускали составы с промышленным оборудованием), голод, город Камень - на - Оби. Изучая материалы сайта «Блокада Ленинграда. Эвакуация», мы не смогли найти информацию по эвакуации ДПР с Песочной Набережной и поимённый список детей, эвакуированных в Алтайский край,
Путь в Алтайский край В годы Великой Отечественной войны одним из сибирских регионов, принявших большое количество эвакуированных детей, стал Алтайский край. В течение 1942 г. дети поступали в край в чрезвычайно тяжелом состоянии, так как регион принимал главным образом детей из блокадного г. Ленинграда. Только за сентябрь и октябрь 1942 г. Алтайский край принял и разместил 35 ленинградских детских учреждений на 2 477 детей. «По документам краевого архива установлено, что первый эшелон с детьми из Ленинграда прибыл 16 сентября 1942 года, в его составе было эвакуировано 13 детских садов (924 ребёнка). Вторым эшелоном 26 сентября 1942 года было доставлено из Ленинграда 1029 детей из 13 детских садов. Детей по районам края доставляли на подводах, реже – на машинах. Как сообщалось в докладной записке, "состояние здоровья прибывших детей в основном удовлетворительное, эпидемических и инфекционных заболеваний в детских учреждениях нет, за исключением случаев дистрофии". В составе третьего эшелона, прибывшего в г. Новосибирск 16 октября 1942 года, кроме 7 детских садов были эвакуированы два детских дома. Из Новосибирска детей отправили на теплоходе для размещения в Алтайском крае» (Ю.А. Мелехова «Исторический опыт организации приёма и обустройства эвакуированного населения в годы великой Отечественной войны» На примере Алтайского края с. 69-70). В одном из таких эшелонов прибыла в Алтайский край Рязанцева Людмила Константиновна.
Для упорядочения учета эвакуированного населения на детей, эвакуированных без родителей, заполнялась личная карточка - форма 3. (Ю.А.Мелехова «Исторический опыт организации приёма и обустройства эвакуированного населения в годы великой Отечественной войны» На примере Алтайского края с. 282) (Приложение 6). Она составлялась гор/райисполкомами после прибытия эвакуированного ребенка в 3-х экземплярах, один из которых направлялся в крайисполком, второй отсылался в Переселенческое управление при СНК СССР и третий оставался в гор (рай)исполкоме . Личная карточка № 3 учета эвакуированного населения являлась справочным материалом при возможном розыске гражданами членов своих семей, родных, детей и других родственников.(Ю.А.Мелехова «Организация учета эвакуированного населения в 1941–1943 гг. (по материалам Алтайского края» с. 172) Анализируя список детских эвакуированных учреждений в Алтайский край, нам не удалось выяснить в составе какого детского учреждения приехала Людмила Константиновна. В списке отсутствует Ленинградский детский дом №74 . Под № 36 значится эвакуированный в 1942 году в с.Рябриха детский дом г.Козельска (Смоленской области), который в 1947 году был объединён с Детским домом №1 с.Рябриха. Если взять во внимание воспоминания Людмилы Константиновны о городе Камень – на Оби, можно предположить, что её привезли в 1942 году в составе Приморского детского интерната №56 в г.Камень – на Оби .А затем из этого города была отправлена в с.Рябриха. (см.таблицу №77(приложение 7.) Приёмник - распределитель на Песочной Набережной, как и детский дом №56, располагался в Приморском районе Ленинграда. Но эта информация требует подтверждения).
1.4. Детский дом с.Ребриха Алтайский край Условия жизни и быт в Ребрихинском детском доме (с.Ребриха, Алтайский край) Историческая справка о Ребрихинском детском доме. «11 ноября 1910 г. в Ребрихе открылся сиротский детский приют. Смотрительницей приюта назначили дочь казака Акшинской станицы 2-го отдела Забайкальского казачьего войска Гликерию Спиридоновну Калинину. Попечителем стал местный священник Иоанн Белозерский….
Учреждение располагалось в собственном доме. Имелись амбар и баня.
Основными источниками финансирования являлись пособия от казны и различные пожертвования. Мальчики и девочки школьного возраста посещали местную школу, где проводили время с 8 утра до 2 часов пополудни. В июне и июле учителя проводили занятия в стенах приюта. Заведующая учила девочек шить, вышивать, вязать.
После обеда дети расходились по селу, нанимались к богатым ребрихинцам носить дрова, убирать в доме и ограде, смотреть за коровами… (В. Толстопятов Мир уходящему – Барнаул: 2015 (с.6.) О работе этого приюта есть хорошие отзывы в периодической печати "Алтайская правда" 30-х годов. С ними мы познакомились на сайте «https://ok.ru/rebrikhins/album/52323291300013 Значит можно сделать вывод, что приют не прекратил своего существования и в 1942 г туда привезли и заселили ленинградских детей. Для многих из них он стал родным на долгие годы. «С ним у меня связаны тёплые, добрые воспоминания. Дети из блокадного Ленинграда были очень молчаливы, острижены наголо: и мальчики и девочки. Все в одинаковых одеждах, у всех были огромные печальные глаза … Постепенно мы стали забывать, что такое голод, холод, вой сирены, разрывы снарядов» - вспоминает Людмила Константиновна. Детский дом находился на улице Революционной. Это было двухэтажное деревянное здание, приспособленное для проживания детей (приложение 8). Было тесновато, но после пережитого ужаса дети были рады и этому. На территории детского дома был главный корпус, административный корпус, столярные мастерские, спальный корпус, прачечная. На территории росли два громадных тополя, ребята часто обнимали их руками, чтобы их охватить, нужно было стать нескольким ребятам. Была на территории конюшня, рядом дровяной склад. Дети самостоятельно привозили дрова из леса. Когда топлива не хватало, собирали сосновые шишки. Для отопления в здании использовались печи-буржуйки (приложение 9). Первое время работа детского дома осложнялась тем, что остро ощущался недостаток в товарах первой необходимости: одежде, мыле, посуде, обуви, мебели, продуктах питания. Не было никакой сменной одежды. Местные партийные органы организовали материальную помощь этим детям. 18 сентября 1942 г. Алтайский крайисполком принял решение «Об обслуживании эвакуированных детских учреждений и подготовке их к зиме», которое обязывало председателей райисполкомов к 25 сентября завершить ремонт и приспособление зданий для детских домов и интернатов, наладить поставки продуктов питания и обеспечить в необходимом количестве топливом.
В целях улучшения питания эвакуированных детей Ребрихинский, Змеиногорский, Сорокинский, Кытмановский и другие районы провели массовую разъяснительную работу среди колхозов об оказании содействия детдомам и детсадам в продаже им продуктов. Местное население, несмотря на трудности военного времени, несли в детдом продукты питания, книги, тетради, теплую одежду, валенки, спальные принадлежности, игрушки для самых маленьких.(Ю.А.Мелехова «Исторический опыт организации приёма и обустройства эвакуированного населения в годы великой Отечественной войны» На примере Алтайского края с.142) 16 октября 1942 г. краевая газета «Алтайская правда» опубликовала обращение учащихся 1-й средней школы Барнаула ко всем школьникам Алтайского края с просьбой помочь эвакуированным детям, окружить их заботой. (Ю.А. Мелехова «Исторический опыт организации приёма и обустройства эвакуированного населения в годы великой Отечественной войны» На примере Алтайского края с. 158) С 1944 года в детский дом несколько раз поступала гуманитарная помощь из США. «Нам выдавали вещи-подарки, иногда давали и сладости » - вспоминает Людмила Константиновна. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод: обживаться на новом месте приходилось в тяжелых условиях, но дети-сироты постоянно чувствовали заботу и поддержку со стороны воспитателей, местных партийных органов и населения. На момент поступления в Ребрихинский детский дом Людмиле Константиновне исполнилось уже 8 лет. Однако, изучив Свидетельство об окончании 7 классов Людмилы Константиновны, можно сделать вывод о том, что в школу она пошла только в 1945 году и в 1951-1952 гг. окончила 7 классов (приложение10). Может быть, причиной этому послужило то, что Людмила Константиновна не знала дату (число, год) своего рождения. «Мой день рождения в детском доме отмечали 7 ноября, и , только по возвращению в г.Ленинград, я узнала точную дату своего рождения – 03.08.1934 года , а может причиной стал мой маленький рост » - рассуждает Людмила Константиновна.
Именно с учёбой в школе и связаны самые ясные воспоминания. Поэтому следующая часть работы основана непосредственно на воспоминаниях Рязанцевой (Харламовой) Людмилы Константиновны и Расщупкиной Людмилы Сергеевны.
Педагоги, учебно-воспитательная работа и досуг.
В 1945 году директором Ребрихинского детского дома был назначен Расщупкин Сергей Семенович. Его супруга Анастасия Федоровна работала там же. Семья жила в комнате административного корпуса. Сергей Семёнович и Анастасия Фёдоровна прошли по дорогам войны от Сталинграда до Берлина через Курск, Варшаву, Будапешт, встречались на Одере с американцами. Военная специальность – радисты радиостанций малой и средней мощности. Участвовали в боях с шестнадцатой военно-воздушной армией. Им, прошедшим войну от Сталинграда до Берлина, были очень дороги эвакуированные дети из блокадного Ленинграда из числа воспитанников. Людмила Константиновна с теплотой вспоминает их заботу. «Они часто приглашали нас, девочек, к себе домой, и учили нас печь блины. А затем мы вместе пили чай. Может быть, так нас они дополнительно подкармливали?» (приложение11) В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» в село Ребриха Алтайского края приехала большая дружная немецкая семья Конради (приложение 12).
Вся семья Конради Эдуард Александрович, жена Эрна Карловна, дочь Алиса Эдуардовна мама Эдуарда Александровича, зять Владимир (муж Алисы), дети Константин, Виктор, Гильда - была очень музыкальной, играли на разных музыкальных инструментах всему учили воспитанников. «Это наши учителя немецкого языка. Они привили мне любовь к иностранному языку, немецкому, до сих пор помню, как Эдуард Александрович показывал нам, как правильно произносить слова. Какие это были хорошие люди! Мы от них получили столько заботы, доброты и тепла» (из воспоминаний Людмилы Константиновны). Был ещё учитель Гейм Борис Андреевич, к сожалению, Людмила Константиновна не смогла вспомнить какой предмет он преподавал. Малютина Анна Семёновна - воспитатель детского дома. Сколько добра, теплоты, мудрости было в этой женщине! Прошло уже столько лет, а Людмила Константиновна говорит о них с такой любовь.
Учебно – воспитательная работа В детском доме на высоком уровне была поставлена учебно – воспитательная работа. У Людмилы был прекрасный голос. Она занималась в хоре, солировала. С концертами ездили по деревням и сёлам. Зрители всегда очень тепло встречали артистов из детдома (приложение 13). Вечерами в детдоме ребята устраивали концерты, все проходило по-семейному весело. А после импровизированного концерта были танцы под аккордеон, патефон. Танцевали вальс, польку, краковяк, любимый белый танец, играли в ручеёк. Девочки с удовольствием занимались в швейной мастерской под руководством Расщупкиной Анастасии Федоровны. Она учила шить, вязать, вышивать, плести. Выпускницы умели шить практически всё. Часть продукции оставляли на нужды детского дома, часть - продавали местному населению (приложение 14). Очень любили дети занятия в радиокружке, Под руководством Сергея Семеновича ребята изучали азбуку Морзе (приложение 15). При детском доме были организованы учебно-производственные мастерские: столярная, швейная. Колесников Дмитрий Степанович - это под его руководством работали в столярной мастерской. В столярной мальчики делали стулья, лавки, корыта для корма скота.
Самым любимым долгожданным праздником был Новый год! Все задолго к нему готовились: взрослые готовили пакеты со сладостями, дети и пионервожатые репетировали концертные номера и шили карнавальные костюмы, чаще всего «зайчики», «снежинки». В стороне не оставался никто. И все писали письма поздравления, а почтальон вынимал их из почтового ящика, который ежегодно делал столяр Дмитрий Степанович Колесников, и раздавал всем: детям, взрослым. Все дети ждали: подойдет ли к нему почтальон. А, вдруг принесут письмо из далекого дома? (приложение 16).
Спортивная жизнь
Большое внимание уделялось спортивному воспитанию. Любили играть в чехарду, прятки. Самой любимой коллективной игрой была лапта. Сколько было задора, смеха, стремления к победе и радость победителей. Но не было обид: ведь в числе участников игры были вожатые, воспитатели, работники хозблока, да и сам директор играл наравне с воспитанниками. Попробуй обижаться на старших - этого не было принято. Главное все вместе. Одной семьей! Спортом были увлечены все. Летом проводились свои олимпиады по легкой атлетике. Зимой во дворе строили крепости, играли в снежки, катались на лыжах, на санках. « Несмотря на мой маленький рост, я играла в баскетбол, волейбол, но любимым видом спорта была лёгкая атлетика» вспоминает Людмила Константиновна (приложение 17)
Общественно-полезный труд. Большое значение приобрел общественно-полезный труд.Основная работа проводилась на территории хозблока. Представленное фото сделано именно там. Мальчики на козлах мальчишки соорудили для девочек качели. На заднем плане куча наколотых дров и баня, где мылись и стирали воспитанники (приложение 18).
Помимо работы в подсобном хозяйстве и в производственных мастерских, было очень много другой. Весной собирали хвою сосны, березовые почки и сдавали их в аптеку. Из них готовили настойку, которую дети принимали вместо витаминов. Летом заготавливали ягоды, грибы, лекарственные травы, часть которых шла на собственные нужды, другая - для продажи. Осенью работали на колхозных полях (приложение 19).
Пионерская и комсомольская организации При детском доме была пионерская дружина. Она носила имя Павлика Морозова. На территории детдома ему стоял деревянный памятник. (приложение 20) На площадке детского дома дома проходили районные слеты пионерских дружин. В работе представлены фото примерно 1948 года. (приложение 21) Была в детдоме и комсомольская организация. Об этом свидетельствует Комсомольский билет, выданный Людмиле. Дата вступления в комсомол октябрь 1949 года (приложение 22) Весь педагогический коллектив участвовал в мероприятиях, концертах, кружковых работах. Все были очень талантливые, заботливые, активные. Дух настоящей семьи царил здесь (приложение 23). Воспитанники детского дома обучались в Ребрихинской средней школе. Занятия в школе шли в две смены, уроки длились 45 минут. В первую смену обучались 4-10 классы, во вторую- 1-3 классы. Это было сделано потому, что старшие школьники в послеобеденное время были заняты в подсобном хозяйстве и производственных мастерских. Состав в детей в постоянно менялся. Кто-то, достигнув четырнадцатилетнего возраста, трудоустраивался, кого-то забирали родители и родственники. Точных списков детей Ребрихинского детского дома в Архивном Отделе Администрации Ребрихинского района Алтайского края не сохранилось. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: в годы Великой Отечественной и в первые послевоенные годы государство выделяло средства на детские дома, размер их был ограничен и напрямую зависел от обстановки на фронте, состояния экономики страны. В детских домах велась учебно-воспитательная работа.
О воспитанниках Ребрихинского детского дома (Из воспоминаний Расщупкиной Людмилы Сергеевны дочери директора Рябрихинского детского дома) «С особой любовью и теплотой в голосе рассказывали родители о двух воспитанниках из Ленинграда: Саше Семенштейне и Иосифе Король. Саша был очень разносторонне увлекающейся личностью. Отлично учился сам и помогал другим решать сложные домашние задания, сам освоил фотодело и охотно фотографировал. Чтобы меня сфотографировать, повел зимой в парк, указал место, а там не было тропинок, но был хороший ракурс. Я стояла по колено в снегу, пока он со старанием делал снимок. И так во всем, у него был свой подход к любому делу. У него были очень добрые и умные глаза. После окончания школы он легко выдержал вступительные экзамены и учился в Академгородке Новосибирской области. Какой профессией он овладел, родители мне не говорили, но работал он впоследствии в области связанной с освоением космоса, во всяком случае, так мне говорила мама. На каникулы он несколько раз приезжал к нам в Барнаул, отец очень любил с ним подолгу разговаривать. И еще одно воспоминание. Во время блокады, когда Саша уже был в Ребрихе, у него умерла мать, отец создал другую семью, и забрать сына не торопился. Будучи студентом Александр сам разыскал отца и приехал к нему в гости. Но прием был не теплым и на другие каникулы он приехал к нам и все рассказал отцу. А потом женился, мы сменили адрес и связь оборвалась. Иосиф Король тоже был талантливым воспитанником. Его можно найти на фотографии №1 приложения 15, сосредоточенный мальчик острижен наголо в самом центре кружковцев. После окончания школы он поступил в горный институт Кемеровской области. Приезжал в гости со вкусом прекрасно одетым. Ведь в детдоме у всех было все одинаковое, поэтому это так бросалось в глаза ». Бывшая воспитанница Даша Владимирцева. После выпуска долго переписывалась с нашей семьей, где её очень любили. В письмах она делилась хорошими новостями и огорчениями. Воспитанник Чистяков, имя, к сожалению неточно: Виктор? Часто приезжал и долго писал Сергею Семеновичу о своей жизни» (приложение 24)
1.5. Реэвакуация
Решение Алтайского крайисполкома от 31.05.1945 № 595 «О проведении реэвакуации детей, родители которых или лица их заменяющие проживают в Ленинграде, а также детей сирот в возрасте 14 лет и старше для определения их в ремесленные училища и школы ФЗО» Реэвакуация планировалось на июнь-июль 1945 года. Количество таких детей составляло 3 тысячи из 34 детских учреждений. Вместе с детскими учреждениями возвращались учителя, воспитатели, врачи, медицинские сестры, технические служащие, их дети и иждивенцы. «Реэвакуированные в Ленинград дети должны были обеспечены необходимым обмундированием: пальто – 1 шт., платья – 2 шт. (для девочек), пальто или пиджак – 1 шт., рубашки или гимнастерки – 2 шт., брюки – 2 шт. (для мальчиков), обувь – 1 пара, головной убор –1 шт., белье нижнее – 3 пары, носовые платки – 2 шт., носки-чулки – 2 пары, полотенец 2 шт., вещевых мешков 1 шт. Помимо этого районы, из которых реэвакуировались дети, обеспечивали их мягким инвентарем из расчета на одного ребенка: простыни 2 шт., наволочка для подушки 2 шт., матрасная наволочка 1 шт., полотенец 2 шт. (ЛИ.Снегирева Реэвакуация детей и детских учреждений из Западно-Сибирского региона (1942-1945годы) Вестн. НГУ ) Но возвращались не все эвакуированные в годы войны дети. Было принято соответствующее решение Алтайского крайисполкома от 31.05.1945 №595 пункт 10-б. У кого родители не находились, оставались либо здесь, либо увозились в детские дома к прежнему месту жительства. Детей постарше, после семилетней школы, отвозили в г. Барнаул: кого в ремесленные училища и школы ФЗО, а талантливых выпускников - в техникумы, институты, одаренных - в музыкальный Барнаульский детский дом №8. В результате реэвакуации в 1947 году произошло объединение Козельского и Ребрихинского детских домов.
Возвращение в Ленинград (приложение 25)
Рязанцева Людмила ничего не знала о своих родных, не знала точную дату своего рождения. Помнила только, что отца звали Константин. «Многие детдомовцы искали своих родителей и некоторые находили. По моей просьбе в детдоме сделали запрос на поиск моего отца Рязанцева Константина (отчество она не помнила) . В 1953 году пришла радостная весть, что отец нашёлся. Людмила получила от него 500 рублей. Её снабдили всем необходимым для дальней дороги и Людмила отправилась в родной Ленинград. «Очень хорошо помню день встречи с Ленинградом. Это было 5 марта 1953 года - день смерти И.В.Сталина. Приехала на Московский вокзал. Город ещё не был восстановлен. Некоторые дома оставались разрушенными. Но трамваи и автобусы ходили. На вокзале встретил отец. Но особой радости у него от встречи со мной не было. У него была другая семья. Жили они по-другому адресу Обводной канал д.136, кв.113., так как дом, в котором они жили во время блокады, был разрушен попавшей снарядом. К сожалению, в новой семье отца, мне места не нашлось» (приложение 26) «Спустя какое-то время нашлась тётя (сестра отца) Рязанцева Наталья Андреевна. Она работала в Артиллерийском музее. Наталья Андреевна пригласила меня жить к себе. Жили, конечно, не богато. Но она стала для меня самым родным человеком. Она подарила мне свою ласку, нежность и душу. Она во всём мне помогала, давала советы. Я ей очень благодарна » ( приложение 27) Соседка по коммуналке Торопова Татьяна Степановна помогла устроиться на работу. И 14 апреля 1953 года Людмила начала работать контролёром-классификатором на Ленинградском заводе резиновой обуви «Красный треугольник», где до войны работала её мама. «На заводе давали бесплатно хлеб. Мы его ели с горчицей или с солью. Каким вкусным нам он казался!» (Из воспоминаний Л.К.) (приложение 28).
1.6.Семья
В 1961 году познакомилась с Харламовым Владимиром Николаевичем (приложение 29).Он был курсантом Ленинградского артиллерийско-технического училища зенитной артиллерии (ЛАТУЗА). Как оказалось позже, что эти двое настоящая пара. Незаметно пролетел год. Владимир закончил учёбу и был направлен на службу в г.Калварии Капсукского района Литовской ССР. Спустя несколько месяцев Людмиле Константиновне пришла телеграмма «Приезжай навсегда. Очень жду. Владимир» (Приложение 30) Людмила Константиновна уехала из Ленинграда к своему любимому.30 марта 1963 года сыграли свадьбу. В семье Харламовых родились 2 сына Владимир и Михаил. Воинская часть была переведена в п.Чернышевское Калининградской области. Владимир Николаевич в звании майора ушёл в отставку в 1986 году. «У нас была счастливая и дружная семья. Мы с мужем очень любили друг друга. В любви росли и наши сыновья. Мы старались воспитать в них самые лучшие качества, чтобы они выросли настоящими мужчинами. Все в семье делали сообща: и огород сажали, и хозяйство досматривали». В июне 1991 года Людмила Константиновна ушла на заслуженный отдых. В её трудовой книжке много записей о поощрении за хорошую и добросовестную работу.
Награды Харламовой (Рязанцевой) Людмилы Константиновны (приложение 31)
2.Перспектива В ходе исследовательской работы остались ещё вопросы, на которые пока нет ответов. Перспективой дальнейшего исследования будут судьбы членов семьи Харламовой (Рязанцевой) Людмилы Константиновны, а также воспитанников, воспитателей и работников Ребрихинского детского дома. 3.Выводы Результатом нашего исследования является выполнение поставленных перед собой задач, а именно: Изучена биография Рязанцевой Людмилы Константиновны, собраны факты из её биографии. Изучена деятельность Ребрихинского детского дома в период Великой Отечественной войны (частично) и в первые послевоенные годы. Проанализировав архивные документы, изучив воспоминания Л.К.Харламовой (Рязанцевой), Л.С.Расщупкиной ознакомившись с Постановлениями и Приказами СНК и НКП СССС, были сделаны следующие выводы: История Ребрихинского детдома начинается с церковного приюта.Деятельность приюта продолжалась и в 30-е годы двадцатого века. Мало сведений о деятельности Ребрихинского детского дома в годы Великой Отечественной войны. Этот вывод требует дополнительного доказательства и является перспективным вопросом дальнейшего исследования. Эвакуация детей проходила в сложных условиях военного времени. В Алтайском крае детские дома распределяли в основном по деревням, потому что так было больше возможностей содержать подсобное хозяйство (с целью обеспечения себя продуктами питания). Всего в Алтайский край было эвакуировано 46 детских домов. Партийные органы организовали детским домам материальную помощь. Подсобное хозяйство и учебно-производственные мастерские в детском доме сыграли большую роль. Продукты, выращенные своими руками, были основными источниками питания и дополнительного дохода детского дома. Все дети посещали Ребрихинскую среднюю школу. В воспитательной деятельности большую роль играли общественно-полезный труд и патриотизм. При детском доме были организованы пионерская и комсомольская организации. Несмотря на условия войны, проводились концерты, тематические вечера, праздники.
4.Заключение Гипотеза: «Дух и стойкость маленьких ленинградцев стали залогом стойкости и мужества их становления. Жизненные испытания, выпавшие на их долю не сломили, а только сделали их сильнее, помогли сформировать твердый и волевой характер» подтверждена. Людмила Константиновна Харламова (Рязанцева) – ветеран войны. Несмотря на пережитое и солидный возраст, её жизнелюбие, твёрдость характера служит примером для нас, молодого поколения. «Никогда не бойтесь трудностей, не останавливайтесь на достигнутом, идите только вперёд и у вас всё получится! Учитесь, в наше время без знаний никуда! Так жизнь наша устроена! – вот такими словами напутствовала нас Людмила Константиновна. Апробация: Работа отправлена в Ребрихинский районный музей с.Ребриха Алтайского края (как выяснилось, у них нет информации о деятельности Ребрихинского детского дома) и Анатолию Яковлевичу Разумову , руководителю Центра «Возвращённые имена» при Российской национальной библиотеке г. Санкт – Петербург отв. сост. и ред. Книги памяти «Ленинградский мартиролог».
Научная значимость работы заключается в том, что впервые были изучены и проанализированы документы из семейных архивов Харламовой Людмилы Константиновны и Расщупкиной (Нефёдкиной) Людмилы Сергеевны. Собранный и систематизированный материал имеет практическую значимость. Он может быть использован в музейно - экскурсионной работе и краеведческой деятельности, на уроках истории, при подготовке внеклассных мероприятий. Материал рассчитан для широкого круга читателей, которые интересуются историей своего города, страны. Итогом нашего исследования мы считаем и то, что в с. Ребриха Алтайского края заинтересовались историей Ребрихинского детского дома, а это значит, что работа будет продолжена не только нами, и она получит своё продолжение новыми открытиями.
Источниковая база
1.Книга Памяти "Они пережили Блокаду" 2.Сборник документов по истории Великой Отечественной войны. М.: Политиздат, 1982 г. С. 3.Нормативно-правовые акты - Указы и Постановления СНК СССР 1941-1945 годов, 4.Сайт Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru/copyright.asp 5. Генеалогический форум ВГД (Всероссийское Генеалогическое Древо). 6. http://visz.nlr.ru/pages/centr-vozvraschennye-imena 7. blokada.otrok.ru 8.http://evacuation.spbarchives.ru/ 9. http://www.citywalls.ru/ 10.Архивные и устные источники - воспоминания Харламовой Людмилы Константиновны и Расщупкиной (Нефёдкиной) Людмилы Сергееевны помогли восстановить условия жизни и быта воспитанников Ребрихинского детского дома. Литература 1 .blokada.otrok.ru›library/leningrad/06.htm (Непокоренный Ленинград. VI. Голодная зима) 2. А. Андреев Дети города – героя: сборник/. Л.: Ленинздат,197с. 3. Е.Платунов «Помнят блокаду до сих пор на Алтае». 4. Ю.А.Мелехова «Организация учета эвакуированного населения в 1941–1943 гг. (по материалам Алтайского края)» Барнаул 5.Ю.А. Мелехова «Исторический опыт организации приёма и обустройства эвакуированного населения в годы великой Отечественной войны» На примере Алтайского края. Барнаул 6.Л.И. Снегирева Реэвакуация детей и детских учреждений из Западно-Сибирского региона (1942-1945годы Вестн. НГУ. 7. В Толстопятов. «Мир уходящему» Барнаул: 2015.- 92 с
Сорняки
Лавовая лампа
Если хочется пить...
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Почта